У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи.

Игры и игровые приемы
Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

«Обведи по контуру»: обводить трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать. «Вышей»: по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а Цып-цып – рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.
Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.
Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.
Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – групповое и индивидуальное, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому ребенку, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом.
Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в школе
При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков

Уважаемые родители!

  Если ваш ребенок посещает логопедический группу, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно, и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи.

Обращайте внимание на записи, которые пишет логопед, потренируйтесь в произношении речевого материала, если у ребенка возникают трудности в его усвоении.

Пожалуйста, не забывайте тетради дома в дни занятий.

По интересующим вас вопросам вы всегда можете получить консультацию логопеда.

Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!

Если ваш ребенок нуждается в помощи логопеда…

1. Развивайте мышцы речевого аппарата.

Что нужно делать:

  •  Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
  •  Жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс);
  •  Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
  •  Чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;
  •  Полоскать рот;
  •  Жевать боковыми зубами;
  •  Сосать сухарики из хлеба;
  •  Лизать эскимо.

2. Развивайте мелкую моторику.

  • Научите ребенка самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирайте мозаики, конструкторы, пазлы;
  •  Перебирайте крупы, ягоды;
  •  Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, круп;
  • Играйте с глиной, мокрым песком;
  •  Играйте с пальчиками (народные игры типа «сорока»);
  •  Раскрашивайте раскраски цветными карандашами;
  •  Складывайте простые игрушки из бумаги (оригами);
  •  Вышивайте (крупным крестиком);
  •  Завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие);
  •  Лепите из пластилина, соленого теста;
  •  Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, бейте в цель).

3.Тренируйте  силу и длительность выдоха.

  • Обдувайте одуванчики несколькими короткими выдохами, а затем одним долгим выдохом;
  • Пускайте мыльные пузыри через соломинку;
  • Надувайте воздушные шарики;
  • Старайтесь надувать надувные игрушки, круги, мячи;
  • Учитесь плавать выдыхая в воду;
  • Играйте на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;
  • Дуйте на детские флюгера.
Развитие мелкой моторики рук
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

На своих занятиях мы используем следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1)   игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2)  специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая  гимнастика;
3)  игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.;
4)   изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.

Даже если ваш малыш занимается с логопедом, занятия дома хотя бы пальчиковой гимнастикой, поможет ускорить исправление речевых дефектов в разы. Это поможет вашему малышу не упустить, так важное для него, дошкольное развитие.

Работа по развитию кистей рук должна проводиться систематически по 3-5 минут ежедневно, особенно если у ребенка наблюдаются речевые отклонения. Попробуйте, и результат не заставит себя ждать – вы увидите, что ребенок будет лучше усваивать новые слова, его речь станет более понятной.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ЗА СТОЛОМ
Упражнения выполняются сидя за столом:
1.  Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2.  Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой руки поочередно.
3.  Поочередное приподнимание пальцев (кисти рук лежат на столе)”:
а)  правой руки;
б)  левой руки;
в)  обеих рук вместе.
4.  Имитация игры на пианино.
5.   Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6.   “Бегают человечки” — указательный и средний пальцы правой, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
7.  “Футбол” — забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?

Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. В таких случаях нужны укрепляющие упражнения.

Иногда ребенок не может поставить губы или язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.

Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание.

Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребенок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то непонятно.

В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения качественно, зеркало постепенно убирают.