Большая любовь в детском саду. Любовь в детском саду. Как реагировать родителям

Многие родители оказываются "застигнутыми врасплох", когда их ребенок, ближе к четырем - пяти годам или чуть позже, вдруг становится особо чувствительным к проявлениям внимания или невнимания к нему "особы противоположного пола". Мы вдруг начинаем отмечать резкие перепады настроения от того, "как на него посмотрел" или что сказал его "объект внимания", а наша поддержка или наоборот, рекомендации относиться легко и переключиться, совершенно не помогают! Что же делать и как реагировать, на состояние влюбленности малыша?

Казалось бы, мы уже сами "все прошли и пережили" и как не нам-то и давать рекомендации, но все же они не "срабатывают", а так хочется своему ребенку помочь и пожелать "большой и чистой, светлой любви"!

Если спросить вас – что вы думаете o собственных партнерских отношениях, какие они для вас? Вы подумаете: "Причем же здесь я, если речь идет не обо мне, а о ребенке?" Психологами уже доказана взаимосвязь и влияние родительских взаимоотношений на построение и поведение в "любовных" отношениях вашего ребенка! Так давайте все же попробуем ответить на этот вопрос откровенно сами для себя… Опишите их характеристиками из 5 - 10 прилагательных. Сделали? А теперь давайте посмотрим на результат! Многие ли из них описывают восторженные чувства, радость, любовь, счастье и ваш позитивный настрой?

Если вы работали над этим вопросом откровенно, то, скорее всего, Вы обнаружили в себе и негативные ответы, и характеристики… "Какое это отношение имеет к моему ребенку?" – вновь спросите вы! А самое непосредственное! Дело в том, что ребенок с рождения учиться всем навыкам и умениям, построению взаимоотношений в семье, у взрослых. От того, насколько позволяли себе родители выражать в присутствии ребенка чувства по отношению друг к другу и насколько они были позитивными, зависит успешность / не успешность ребенка в построении своих сначала детских, а затем уже и более взрослых любовных взаимоотношений с противоположным полом. Так что же делать? Как помочь ребенку быть успешным в своей влюбленности?

Важно сформировать у ребенка навык позитивного мышления, что и говорить, часто несвойственного нам самим! Как это сделать?

Первое – не говорить частицу "не"! Например, "не надо с ней дружить, если она тебя не замечает!" или "она невоспитанная девочка, если она так себя ведет по отношению к тебе!" Ребенок, после этих фраз, скорее всего, отстраниться от вас и будет переживать по поводу "любовных недоразумений" сам! Конечно, вы уже видите, что выбор вашего ребенка, что и говорить, откровенно странен. Объект внимания ребенка старше его, может быть, даже обижает его, a ребенок очень, очень переживает по этому поводу. Вас это, скорее всего, умиляет, а ребенку одиноко и трудно! Находите положительные стороны в поведении ребенка при преодолении этой ситуации, например, "какой ты молодец, умеешь переключаться на другие дела – играть, веселиться, что-то создавать, и т.п." – то есть оставаться активным!

Ребенок "считывает модели поведения" в отношениях со своих родителей! Если в семье принято проявлять нежность, заботу, внимание, интересоваться настроением и самочувствием другого, то и ребенок будет проявлять себя подобным образом в своих отношениях, и что наверняка – ему ответят взаимностью. А если в семье принято повышать голос, требовать, подчинять, не считаясь с интересами другого, даже применять физическое насилие, то и ребенок в отношениях будет агрессивно и настойчиво проявлять себя, и в случае получения "отпора", будет вынужден либо дальше провоцировать конфликт или же вести себя депрессивно - обижаться на весь мир и находиться в "удрученном" настроении. Такие "детские манипулятивные" игры.

Мне вспоминается пример развития детских любовных отношений в одном из наших детских садов. Одну девочку полюбили сразу двое мальчиков и находились они в одной группе. Один из мальчиков вел себя "как джентльмен", даже если у девочки было плохое настроение, а другой мальчик – при ее плохом настроении и невнимании к нему сразу же смотрел на мир в "черных красках", и требовалось огромных усилий и психологу, и воспитателю группы для того, чтобы мальчик смог хотя бы просто улыбнуться другим детям, вернуться к деятельности, а не сидеть в углу детской комнаты и смотреть в пол. Огромное чувство одиночества и нелюбви ко всему миру! В эти моменты ребенку особо сильно требуется помощь и поддержка взрослого, но тому же взрослому очень трудно поддержать, так как ребенок отвергает все, что предлагается. В такие моменты важно тоже просто посидеть и помолчать рядом – разделить грусть и печаль ребенка, важно проявить терпение, и тогда контакт будет снова восстановлен.

За любыми отношениями важно ухаживать, например, как за цветами в саду – их необходимо регулярно поливать, взрыхлять землю, защищать и удалять сорняки. Так и с любовью – за ней тоже необходимо ухаживать! Например, приглашать в гости, на совместные мероприятия, просто говорить добрые слова и комплименты. Находите как можно больше позитивных сторон у объекта Вашей любви и тогда то же самое будет учиться делать на Вашем примере и Ваше чадо! И еще – как часто мы балуем себя и друг друга милыми, но дорогими и приятными сердцу подарками? Демонстрируя это в своих взрослых партнерских отношениях будьте уверены, что такие знаки внимания сразу же войдут и в детскую жизнь! Приятные неожиданности дарят чувство радости и взрослым, и детям!

Психологи отмечают, что для того, чтобы ребенок рос счастливым и позитивно настроенным, необходимо минимум 8 раз в день его искренне и с любовью обнимать. Тогда он сам будет нести в свой детский мир и дарить любовь и радость! Есть много исследований о том, что дети, от которых, матери отказались еще в родильном доме, на пятый день пребывания в родильной палате перестают кричать, разными способами пытаться обратить на себя внимание персонала родильного дома, а просто затихают, отворачиваются от входа в детскую палату и начинают тихо смотреть в одну сторону, совершенно не двигаясь. Такие дети сразу же после рождения усваивают для себя одну единственную мысль - "раз мир отвернулся от меня, если я ему не нужен, то и я отвернусь от мира, он мне не нужен и я всегда буду защищаться от него". Конечно, печально, но на этом примере мы всегда с Вами можем вернуть в свою семью, в свой дом и в свои отношения ту любовь и нежность, заботу о ближнем, что еще не успели подарить, но так мечтали, и тогда наши дети будут более успешными в выражении своей любви к другому. Я Вам искренне этого желаю!

Елена Кречко

Источник

Как реагировать родителям на особое внимание дошкольника к противоположному полу? Чему — если говорить об отношениях — учится ребенок в семье? Как поддержать малыша, переживающего в детском саду? Рассказывает Елена Павловна Кречко, семейный и перинатальный психолог.

Многие родители оказываются застигнутыми врасплох, когда их ребенок, ближе к четырем-пяти годам или чуть позже, вдруг становится особо чувствительным к проявлениям внимания или невнимания к нему "особы противоположного пола". Мы вдруг начинаем отмечать резкие перепады настроения от того, как на него посмотрел или что сказал его "объект внимания", а наша поддержка совершенно не помогает. Что же делать и как реагировать нам, взрослым на состояние влюбленности своего малыша? Казалось бы, мы уже сами все прошли и пережили, и кому как не нам давать рекомендации. Но они не срабатывают — а так хочется помочь своему ребенку.

Если спросить вас: "Что вы думаете o ваших собственных партнерских отношениях, какие они для вас?", вы подумаете: "При чем же здесь я, если речь идет не обо мне, а о ребенке?". Психологами уже доказано влияние родительских взаимоотношений на поведение в "любовных" отношениях вашего ребенка. Так что давайте все же попробуем ответить на мой вопрос откровенно, сами для себя...

Опишите ваши отношения со своей второй половиной характеристиками из 5-10 прилагательных. Сделали? А теперь давайте посмотрим на результат. Многие ли из них описывают восторженные чувства, радость, любовь, счастье и ваш позитивный настрой? Если вы работали над этим вопросом откровенно, то, скорее всего, вы обнаружили в себе и негативные ответы и характеристики...

"Какое отношение имеет это к моему ребенку?" — вновь спросите вы. А самое непосредственное! Дело в том, что ребенок с рождения учится построению взаимоотношений в семье у взрослых. От того, насколько родители позволяли себе выражать в присутствии ребенка чувства по отношению друг к другу и насколько эти чувства были позитивными, зависит успешность или неуспешность ребенка в построении своих сначала детских, а затем уже и более взрослых любовных взаимоотношений с противоположным полом.

Так что же делать? Как помочь ребенку быть успешным в своей влюбленности?

Важно сформировать у ребенка навык позитивного мышления, что и говорить, часто не свойственного нам самим. Как это сделать?

Первое: не говорить частицу "не"! Например, фразы типа "Не надо с ней дружить, если она тебя не замечает!" или "Она невоспитанная девочка, если она так себя ведет по отношению к тебе!". Ребенок после этих фраз, скорее всего, отстранится от вас и будет переживать по поводу "любовных недоразумений" сам. Находите положительные стороны в поведении вашего ребенка, например: "Какой ты молодец, умеешь переключаться на другие дела — играть, веселиться".

Второе. Ребенок считывает модели поведения в отношениях со своих родителей Если в семье принято проявлять нежность, заботу, внимание, интересоваться настроением и самочувствием другого, то и ребенок будет вести себя подобным образом, и что наверняка — ему ответят взаимностью. А если в семье принято повышать голос, требовать, подчинять, не считаясь с интересами другого, даже применять физическое насилие, то и ребенок в отношениях будет агрессивно и настойчиво проявлять себя. В случае получения "отпора" он будет вынужден либо дальше провоцировать конфликт или же вести себя депрессивно — обижаться на весь мир и находиться в "удрученном" настроении.

Мне вспоминается пример развития детских любовных отношений в одном из детских садов. Одну девочку полюбили сразу два мальчика из одной группы. Один из мальчиков вел себя "как джентльмен", даже если у девочки было плохое настроение. Другой мальчик при ее плохом настроении и невнимании к нему сразу же смотрел на мир в "черных красках", и требовались огромные усилия и психолога, и воспитателя группы для того, чтобы мальчик смог хотя бы просто улыбнуться другим детям, вернуться к деятельности, а не сидеть в углу детской комнаты и смотреть в пол. В такие моменты важно бывает просто посидеть и помолчать рядом — разделить грусть и печаль ребенка, проявить терпение, и тогда контакт будет снова восстановлен.

Третье. За любыми отношениями важно ухаживать, например, приглашать в гости, на совместные мероприятия, просто говорить добрые слова и комплименты. Находите как можно больше позитивных сторон у объекта вашей любви, и тогда то же самое будет учиться делать на вашем примере и ваш ребенок.

Психологи отмечают, что для того, чтобы ребенок рос счастливым и позитивно настроенным, необходимо минимум 8 раз в день его искренне и с любовью обнимать. Тогда он сам будет нести в свой детский мир любовь и радость!

Статья предоставлена центром развития и образования "Элитора"

Комментировать статью "Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям"

фотоотчеты в детсаду. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям.

Знаете, у меня к первой моей дочери тоже ничего не екало, просто муж от нее был в восторге, не Спасибо вам большое девочки, наверно все таки надо потерпеть, подождать и Первую неделю я рыдала: что я натворила и надо было брать постарше и чего мне не жилось спокойно...

Ребенок и первая любовь, влюбленность в детском саду. Отношения в семье и поведение ребенка с противоположным полом. Как влияет все это на нервную систему ребенка? Я думаю, что у Вас просто сейчас неудачная минута жизни, записанные колготки достали...

Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям. в 7 лет любофф, как реагировать? А поцелуи и в детском саду еще в моем детстве Но никуда от нее не денешься - первая любовь неизбежно настигнет каждого школьника. Первый раз я влюбилась во 2-м классе.

Родителей выпроводили, велели приходить к 12 часам. А я то наивная, предполагала через часик ее забрать. Два мальчика орали на всю группу. Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям. Ребенок и первая любовь, влюбленность в детском саду.

Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Тогда что ребенка заставляет быть ближе к родителям? Не думаю, что надо бросать адаптацию. Ведь если ребенок не привыкнет сейчас ходить в садик, то потом в...

Кто сталкивался с данной проблемой: недавно дочка (5 лет) сообщила мне, что у них в группе (детский сад) показывают друг другу "писю". Я постаралась насколько возможно объяснить, что делать этого нельзя по причине, что так себя воспитанные хорошие девочки и мальчики не...

Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям. в 7 лет любофф, как реагировать? Всю жизнь рядом, первые поцелуи, первый секс, все одно на двоих. Я даже подумать не могла, что первой проблемой в первом классе у дочки будет ЛЮБОВЬ.

Отношения с детьми. Детская психология. Постоянно признается в любви - мне, папе, бабушке, нам говорит о любви к брату (он маленький еще). И даже признался, что она ему нравится и он считает ее самой красивой девочкой в детском саду.

Любовь детей к родителям. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Любовь детей к родителям. Услышала версию, что до подросткового возраста любой здоровый ребенок обязательно любит своих родителей.

Любовь в 1-ом классе. Поведение в школе. Ребенок от 10 до 13. Я даже подумать не могла, что первой проблемой в первом классе у дочки будет ЛЮБОВЬ. Мой тоже страдал в детском саду: "Женюсь и на Лобушкиной, и на Михайловой" - две Женьки в группе.

любовь к садику?. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня я б сказала- время, возраст, ваша уверенность в том, что ребенок будет ходить в детский сад и это Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям. как вернуть свою любовь к...

Первый раз в … детский сад. Как подготовить ребенка к детскому саду? Версия для печати. Раздел: Няни, детсады (фото отчёт мы любим готовим в детс саду). фотоотчеты в детсаду. Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям.

Дано: Первая любовь его не любила и вышла замуж за другого по взаимной пылкой страсти. Он уехал в другой город, женился там два раза. Как поддержать малыша, переживающего первую любовь в детском саду? Многие ли из них описывают восторженные чувства...

Детский сад и первая любовь: что надо знать родителям. Чему - если говорить об отношениях - учится ребенок в семье? Как поддержать малыша, переживающего первую любовь в детском саду? Так что давайте все же попробуем ответить на мой вопрос...

Ребенок и первая любовь, влюбленность в детском саду. Отношения в семье и поведение ребенка с противоположным полом. Психологами уже доказано влияние родительских взаимоотношений на поведение в " любовных " отношениях вашего ребенка.

Родители летишек, которые не любили писать, поделитесь, плз, как можно уговорить ребенка написать заданное? Из-под палки или ремня не Знаю много очень умных людей которые не любят писать от руки (в т.ч известные журналисты и писатели с мамами училками русского).

Во- первых не хочется, чтобы страдал, во-вторых - чтобы дрался. Я считаю, что употреблять слово " любовь " в отношении детей надо очень осторожно, чтобы не нанести Мой сынишка дружит с девочкой еще с детского сада. Она так же себя ведет, как ваша потенциальная...

Осторожно: первая любовь! Детская влюбленность - еще один способ познания мира. Про детскую любовь:)). Отношения с детьми. Детская психология. Дочка 6 лет, ходит в сад, в саду ну очень нравится один мальчик, Рома.

Но это же не первая любовь, это же детская любовь, она не считается. :о). Кстати, у нас тоже было много драматизма в отношениях, и Кстати удивительно что я его так помню, поскольку садов меняла ужас сколько. А полюбила я его за... совочек в виде балалайки\рыбки (помните...

Наши дети… Сколько радости, счастья, любви и сколько тревог, забот, переживаний приносят они нам. Чистый листочек, на котором мы хотим написать его светлое, ничем не омраченное будущее. Увы, жизнь иногда довольно жестко корректирует наши планы. Однако есть вещи, которые зависят только от нас, родителей. И от нашей реакции на поступки нашего ребенка, на его эмоции и чувства.

Сыну моей знакомой не было еще и трех лет. Она каждый день приводила его в детский сад и наблюдала такую картину: едва одна из девочек в его группе переступала порог раздевалки, к ней немедленно кидался сын, целовал ее в щечку и начинал помогать снимать ей шубку и валенки (дело было зимой). Правда ее реакция тоже была неизменной. Она отпихивала его и раздевалась сама с необычайно гордым видом. Мою знакомую это забавляло, хотя она и старалась не показывать это сыну. И в тот момент она задумалась, а может ли в таком возрасте ребенок испытывать чувство любви к кому-то кроме родителей? И как на это реагировать, ведь он только о ней и говорил.

Давайте попробуем разобраться, как реагировать на первую любовь ребенка. «Любви все возрасты покорны» - это не только о поздней любви. Вспомним себя, неужели не влюблялись? В детском саду, потом в первых классах, ну и, конечно, настоящая первая любовь?

Дошкольная любовь

Ваш ребенок пошел в детский сад. Ему четыре или пять лет. И вдруг вы замечаете в его поведении нечто необычное. Он начинает рассказывать вам о какой-то девочке, о том, чем они вместе занимались сегодня на прогулке, в какие игры играли, какая она красивая. Утром (что для него не совсем обычно) рвется в садик (ведь ее мама приводит немного раньше).

Что это? Ну, конечно, любовь. Она проявляется еще очень по-детски, ваш сын откровенно может признаться вам, что любит ее, только ее и никогда не будет больше никого любить, что вырастет и обязательно женится. А может быть захочет жениться прямо сейчас. Он в первый раз эмоционально отрывается от мамы, у него рождается новое чувство. В таком нежном возрасте ребенок не знает страданий неразделенной любви, его любовь чиста, потому что в его жизни еще не было предательства, комплексов, неудачного опыта…

Отнеситесь к таким заявлениям со всей серьезностью, не надо над ним шутить. Просто расспросите ребенка о предмете его влюбленности, посоветуйте, как можно ухаживать за девочкой, как оказывать знаки внимания. Можно защищать ее, когда кто-то пытается обидеть, помогать ей в каких-то делах, открыть перед ней дверь, подать пальтишко, когда они идут на прогулку.

Таким образом, вы сможете дать понять своему ребенку, что он может вам доверять. По мере его взросления доверие должно стать критерием в ваших с ним отношениях. И пусть через две недели у вашего сына появиться новый объект его внимания (а скорее всего так и будет, дети непостоянны в своих привязанностях), зато у него останется этот первый опыт взаимного доверия.

Школьная любовь

По мере взросления ребенка в нем развиваются и другие чувства. Это соперничество, способность постоять за себя, независимость. Ребенок идет в школу, попадает в совершенно иную среду, где ему приходится строить отношения заново. Именно это обстоятельство формирует в нашем ребенке новые качества. Он должен выжить в новом обществе и по возможности благополучно в нем адаптироваться. Поэтому и проявления любви в возрасте 8 – 10 лет уже совсем другие.

Ребенок в этом возрасте выражает свои чувства довольно неадекватно. Мальчишки дергают девочек за косички, дразнят; девчонки лупят предмет своего внимания учебником по голове, шушукаются с подружками о нем, прячутся после неожиданных признаний, задирают друг друга. При этом причина интереса друг к другу может быть совершенно неожиданной. «Мне нравится этот мальчик, потому, что самый тихий в классе».

Ребенок в растерянности, он не до конца понимает, что происходит с ним и почему ему оказывают знаки внимания именно таким образом. Хотя уже идентифицирует это чувство как любовь. Мама, проявляющая искренний интерес к внутреннему миру своего ребенка, заметит изменения в его поведении. В такой момент стоит осторожно и спокойно расспросить его, что происходит. Осторожно, чтобы не он не замкнулся от ее вопросов. Выяснив причину, не стоит говорить ребенку, что в его возрасте никаких серьезных чувств не бывает, что у него вся жизнь впереди, и таких Лен, Тань, Сереж и прочих будет еще много. Это чревато формированием у ребенка легкомысленного отношения к любви со всеми вытекающими последствиями. Научите его уважать чужое чувство, не оскорблять его, а отнестись с пониманием. И не надо менторского тона в разговоре с ребенком. Дайте знать ему в этот момент, что вы его друг. И еще очень важно, зная, что ребенок доверил вам свою тайну, сохранить ее. Только так вы сохраните и его доверие к вам. И помните, ваш ребенок учится жить, учится чувствовать, учится переживать.

Подростковый возраст

И вот наступает самый трудный период в жизни родителей. Ребенок входит в подростковый возраст. Боже, когда же они успевают вырасти! Вот и уже и первая любовь на пороге! Как трудно нам иногда бывает смириться с этим. Смириться с тем, что в жизни нашего ребенка появляется человек, который отрывает от нас наше дитя. Впервые ваш ребенок испытывает потребность любить кого-то кроме родителей. Это нормально! Без этого не сформируется его душа, его эмоциональная сфера, его понятие об отношениях полов и понятие о семейной жизни. Первая любовь – это состояние, через которое должен пройти каждый человек, это этап формирования личности.

Представим ситуацию: Двенадцатилетняя девочка влюбилась. Первая любовь! Но у мамы не хватало времени и сил на то, чтобы замечать какие-то признаки этого в ее поведении и настроении. Поэтому девочка с ней особо и не делилась своими переживаниями. Но, поскольку ее первая любовь затянулась не на один год, мама все же знала, как зовут мальчика, в которого была влюблена ее дочь, но относилась к этому по формуле «все проходит, пройдет и это», а иногда и откровенно посмеивалась над столь продолжительным чувством. Любовь эта была безответной, соответственно несчастной, сформировавшей в девочке кучу комплексов. К сожалению, мама не придавала значения чувствам, терзавшим ее дочь довольно долго – три года, не пыталась ей помочь, что в итоге привело к тому, что девочка надолго осталась очень неуверенной в себе женщиной.

Так что же делать, как вести себя, чтобы не нанести душевную травму своему ребенку, помочь ему в такой тонкий для него момент.

Ваш ребенок влюблен? Не оставайтесь равнодушными, а главное – не паникуйте! Не следует немедленно падать в обморок в предчувствии ранних сексуальных отношений, устраивать ему ликбез об их вреде и последствиях. Современные родители, пожалуй, больше всего переживают именно по этому поводу. Не надо тотального контроля их отношений. Доверяйте своему ребенку. Не надо иронии по отношению к его чувству и его предмету. Лучше постарайтесь научить его культуре отношений, выражению чувств.

Вам не нравится объект обожания вашего ребенка? Не стоит говорить ему об этом, а уж тем более призывать его отказаться от своих чувств, потому, что этот объект его недостоин. Добьетесь только одного: привязанность вашего ребенка только усилится, просто в знак протеста, что свойственно подросткам. Сдержитесь, ваш ребенок должен понять это сам.

Любовь в этом возрасте зачастую отодвигает на второй план и учебу. Ведь так хочется больше времени проводить вместе, и совсем не думается об уроках. Опять же без паники! Эти сферы жизни для ребенка существуют по отдельности, и он их своем сознании никак не связывает. Стоит поговорить с ним на эту тему, не принижая значимости его чувства, но и не умаляя его ответственности за основное в его настоящей жизни дело – успешную учебу.

Ваш ребенок влюблен - советы психолога

1. Общайтесь с детьми на равных, оставьте приказной тон.

2. Дайте понять своему ребенку, что вы его понимаете.

3. Нельзя иронизировать по поводу его чувств, принижая их значение.

4. Не будьте критичными по отношению к объекту любви вашего ребенка.

5. Не запрещайте им общаться друг с другом. Достигнете обратного. Запретный плод сладок.

6. Не нужно лекций о вреде ранней половой жизни. Можете пробудить не нужный пока интерес к ней.

7. Разговаривая с ребенком, опирайтесь на примеры из собственной жизни.

8. Разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Общеизвестно, что сам лучший метод воспитания – воспитание примером. Ребенок неосознанно будет строить отношения с предметом своей любви по модели отношения между его родителями. Если дома царят взаимопонимание, забота друг о друге, уважение, то ребенок примет их за основу и в своих новых отношениях с противоположным полом. И это может во многом предопределять развитие его романтических отношений. А в дальнейшем – и семейных.

Давайте будем для наших детей не только воспитателями, но и друзьями. Чтобы потом они отважно и уверенно шли по жизни.

Ирина Шалимова,
руководитель Семейного клуба «Большая Черепаха»

«Конечно, любви все возрасты покорны, но не до такой же степени» — думаешь ты, наблюдая, как твой 5-летний сын на детсадовском утреннике обнимался с очаровательной пухленькой девчушкой. Как нам реагировать на столь раннее и яркое проявление детских чувств? Запрещать или поощрять? В чем его причина?

Кто я и зачем я?

Многие мамы и папы не знают, что первый всплеск сексуальности дети переживают не в подростковом периоде, а в возрасте 3-6 лет. В кровь ребенка начинают поступать половые гормоны, а это подталкивает его к размышлениям, кто он - мальчик или девочка, и чем представители разного пола друг от друга отличаются. В этом возрасте дети любят играть в доктора и с любопытством рассматривают свое и чужое тело. Это не хорошо и не плохо, а естественно. И если вы застали своего ребенка за изучением его личной анатомии, то не ругайте его, не упрекайте, а сообщите, как данная деталь называется. Желательно употреблять нормальные выражения: член, яички и влагалище - безо всяких там «петушков» и «белочек». А затем переключите его внимание на игру или мультик. Тем самым вы утоляете любопытство ребенка и вырабатываете у него взвешенное и спокойное отношение к сексуальным вопросам.

Наказывать? А за что?

Некоторые родители спрашивают, наблюдая любовь в детском саду: может быть, за проявление ранней детской сексуальности ребенка надо ругать и наказывать? А за что? Все равно ему нужно осознать, к какому полу он принадлежит и что с этим связано. С наказаниями первая стадия формирования сексуальности у него затянется надолго и причинит беспокойство и ему, и вам. Обычно после семи лет малыши переходят в латентную фазу сексуального развития: они на вопросы пола и наготу особого внимания не обращают, растут, учатся и набираются жизненного опыта лет этак до 12. Если они первый тайм «не отыграли», то будут отличаться постоянным болезненным интересом ко всему, связанному с полом. Впоследствии у них возможен серьезный подростковый кризис со срывом в ранние сексуальные контакты, которые так пугают родителей.

Почему дети целуются

Потому что дети, как и взрослые, испытывают друг к другу любовь, симпатию и привязанность. Сильная и активная девочка часто выбирает для любви робкого и нежного мальчика, флегматичный и обидчивый мальчик привязывается к веселой и жизнерадостной девочке. Они проявляют свои нежные чувства в таком стиле, какой наблюдают в своей семье. Дома принято обниматься и целоваться? Отлично, 5-летняя Варя нежно прижимает к сердцу и лобызает 6-летнего Славика, Игорь держит за ручку и гладит Алису. В семье приветствуется грубоватый стиль поведения, папа всех домашних строит по струнке и кроет недобрыми словами? Петя лупит свою любимую Катю книжкой-раскраской по голове и кричит: «Щас я тебя убью!» Мама Светы развелась с папой и очень хочет найти нового мужа? Света обещает всем симпатичным мальчикам, что выйдет за них замуж.

Как реагировать на раннюю детскую влюбленность

Спокойно и по-доброму. Если ваш 5-летний сын сообщает: «Она за мною ходит и хочет за меня выйти замуж» - скажите ему: «Видишь, какой ты большой, тебя уже девочки любят!» Если он жалуется «чего она все время лезет целоваться», посоветуйте ему от девочки не бегать. Она его преследует своим вниманием в надежде доказать, что не представляет для него никакой опасности. Когда он перестанет от нее скрываться, ей не надо будет ничего доказывать и ее нежные чувства к нему угаснут естественным путем. Ваша 6-летняя дочка и ее маленький друг говорят вам, что женятся, когда вырастут? Отлично - пусть растут. Расти придется долго.

Чего боятся родители, наблюдая за парой малышей

А вдруг они начнут заниматься сексом? Этот тайный страх, как говорят психологи, является проекцией: мама с папой приписывают детишкам свои мысли и чувства. На самом деле никакой секс в таком нежном возрасте между детьми невозможен, потому что для него нет физиологической базы, в нем не существует ни психологической, ни эмоциональной потребности. Дальше совместных игр и поцелуя в песочнице дело не зайдет.

Иногда родители смущаются: не сочтут ли окружающие их 5-летнюю дочку, гуляющую с мальчиком за ручку, плохо воспитанной и сексуально расторможенной. Меньше всего думайте о тех мыслях, которые приходят в чужую голову, и учтите: если вашему ребенку нравятся другие дети, значит он добрый и когда вырастет, то не будет одиноким. А это всегда приятно!

МЕРА ЗАБОТЫ

ПСИХОЛОГИ СЧИТАЮТ: МНОГИЕ НАРУШЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЕНКА СВЯЗАНЫ С НЕДОСТАТОЧНЫМ ВНИМАНИЕМ К НЕМУ РОДИТЕЛЕЙ. НО И ЧРЕЗМЕРНАЯ ОПЕКА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВРЕДНОЙ! ЭТОТ ТЕСТ ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ, НАСКОЛЬКО ВЕРНА ВАША ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ.

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы поставьте балл, соответствующий вашему суждению по данному вопросу.

2 — я не спешил бы с этим согласиться.

3 — это, пожалуй, верно.

4 — совершенно верно, я считаю именно так.

  1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь ему их преодолеть.
  2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
  3. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
  4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и растет счастливым.
  5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но только не единоборствами, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
  6. Воспитание - это тяжелый труд.
  7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
  8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это скорее всего означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
  9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
  10. Родители должны ограждать детей от негативных проявлений жизни.
  11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
  12. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, жизнь семьи была бы хаотичной.
  13. За семейным столом лучшие кусочки, конечно, достаются ребенку.
  14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
  15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребенок выбирает себе в друзья.

Подведём итоги

БОЛЬШЕ 40 БАЛЛОВ. Вашу семью можно назвать «детоцентристской», то есть интересы ребенка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения, однако у вас она несколько заострена. Это психологи называют «чрезмерной опекой». В подобных семьях взрослые все решают за ребенка, стремятся оградить его от подлинных и мнимых опасностей, заставляют следовать всем требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует росту личности. Задумайтесь: может быть, вам стоит больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам. Ведь верно замечено: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».

25-40 БАЛЛОВ. Вашему ребенку не грозит стать распущенным или избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

МЕНЕЕ 25 БАЛЛОВ. Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских отношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы!

Беседа Галины Зайцевой с психотерапевтом Ольгой Попейко. Опубликовано в «Люблю!» Материал взят с сайта

Многие родители оказываются "застигнутыми врасплох", когда их ребенок, ближе к четырем - пяти годам или чуть позже, вдруг становится особо чувствительным к проявлениям внимания или невнимания к нему "особы противоположного пола". Мы вдруг начинаем отмечать резкие перепады настроения от того, "как на него посмотрел" или что сказал его "объект внимания", а наша поддержка или наоборот, рекомендации относиться легко и переключиться, совершенно не помогают! Что же делать и как реагировать, на состояние влюбленности малыша?

Казалось бы, мы уже сами "все прошли и пережили" и как не нам-то и давать рекомендации, но все же они не "срабатывают", а так хочется своему ребенку помочь и пожелать "большой и чистой, светлой любви"!

Если спросить вас – что вы думаете o собственных партнерских отношениях, какие они для вас? Вы подумаете: "Причем же здесь я, если речь идет не обо мне, а о ребенке?" Психологами уже доказана взаимосвязь и влияние родительских взаимоотношений на построение и поведение в "любовных" отношениях вашего ребенка! Так давайте все же попробуем ответить на этот вопрос откровенно сами для себя… Опишите их характеристиками из 5 - 10 прилагательных. Сделали? А теперь давайте посмотрим на результат! Многие ли из них описывают восторженные чувства, радость, любовь, счастье и ваш позитивный настрой?

Если вы работали над этим вопросом откровенно, то, скорее всего, Вы обнаружили в себе и негативные ответы, и характеристики… "Какое это отношение имеет к моему ребенку?" – вновь спросите вы! А самое непосредственное! Дело в том, что ребенок с рождения учиться всем навыкам и умениям, построению взаимоотношений в семье, у взрослых. От того, насколько позволяли себе родители выражать в присутствии ребенка чувства по отношению друг к другу и насколько они были позитивными, зависит успешность / не успешность ребенка в построении своих сначала детских, а затем уже и более взрослых любовных взаимоотношений с противоположным полом. Так что же делать? Как помочь ребенку быть успешным в своей влюбленности?

Важно сформировать у ребенка навык позитивного мышления , что и говорить, часто несвойственного нам самим! Как это сделать?

Первое – не говорить частицу "не"! Например, "не надо с ней дружить, если она тебя не замечает!" или "она невоспитанная девочка, если она так себя ведет по отношению к тебе!" Ребенок, после этих фраз, скорее всего, отстраниться от вас и будет переживать по поводу "любовных недоразумений" сам! Конечно, вы уже видите, что выбор вашего ребенка, что и говорить, откровенно странен. Объект внимания ребенка старше его, может быть, даже обижает его, a ребенок очень, очень переживает по этому поводу. Вас это, скорее всего, умиляет, а ребенку одиноко и трудно! Находите положительные стороны в поведении ребенка при преодолении этой ситуации, например, "какой ты молодец, умеешь переключаться на другие дела – играть, веселиться, что-то создавать, и т.п." – то есть оставаться активным!

Ребенок "считывает модели поведения" в отношениях со своих родителей! Если в семье принято проявлять нежность, заботу, внимание, интересоваться настроением и самочувствием другого, то и ребенок будет проявлять себя подобным образом в своих отношениях, и что наверняка – ему ответят взаимностью. А если в семье принято повышать голос, требовать, подчинять, не считаясь с интересами другого, даже применять физическое насилие, то и ребенок в отношениях будет агрессивно и настойчиво проявлять себя, и в случае получения "отпора", будет вынужден либо дальше провоцировать конфликт или же вести себя депрессивно - обижаться на весь мир и находиться в "удрученном" настроении. Такие "детские манипулятивные" игры.

Мне вспоминается пример развития детских любовных отношений в одном из наших детских садов. Одну девочку полюбили сразу двое мальчиков и находились они в одной группе. Один из мальчиков вел себя "как джентльмен", даже если у девочки было плохое настроение, а другой мальчик – при ее плохом настроении и невнимании к нему сразу же смотрел на мир в "черных красках", и требовалось огромных усилий и психологу, и воспитателю группы для того, чтобы мальчик смог хотя бы просто улыбнуться другим детям, вернуться к деятельности, а не сидеть в углу детской комнаты и смотреть в пол. Огромное чувство одиночества и нелюбви ко всему миру! В эти моменты ребенку особо сильно требуется помощь и поддержка взрослого, но тому же взрослому очень трудно поддержать, так как ребенок отвергает все, что предлагается. В такие моменты важно тоже просто посидеть и помолчать рядом – разделить грусть и печаль ребенка, важно проявить терпение, и тогда контакт будет снова восстановлен.

За любыми отношениями важно ухаживать, например, как за цветами в саду – их необходимо регулярно поливать, взрыхлять землю, защищать и удалять сорняки. Так и с любовью – за ней тоже необходимо ухаживать! Например, приглашать в гости, на совместные мероприятия, просто говорить добрые слова и комплименты. Находите как можно больше позитивных сторон у объекта Вашей любви и тогда то же самое будет учиться делать на Вашем примере и Ваше чадо! И еще – как часто мы балуем себя и друг друга милыми, но дорогими и приятными сердцу подарками? Демонстрируя это в своих взрослых партнерских отношениях будьте уверены, что такие знаки внимания сразу же войдут и в детскую жизнь! Приятные неожиданности дарят чувство радости и взрослым, и детям!

Психологи отмечают, что для того, чтобы ребенок рос счастливым и позитивно настроенным, необходимо минимум 8 раз в день его искренне и с любовью обнимать . Тогда он сам будет нести в свой детский мир и дарить любовь и радость! Есть много исследований о том, что дети, от которых, матери отказались еще в родильном доме, на пятый день пребывания в родильной палате перестают кричать, разными способами пытаться обратить на себя внимание персонала родильного дома, а просто затихают, отворачиваются от входа в детскую палату и начинают тихо смотреть в одну сторону, совершенно не двигаясь. Такие дети сразу же после рождения усваивают для себя одну единственную мысль - "раз мир отвернулся от меня, если я ему не нужен, то и я отвернусь от мира, он мне не нужен и я всегда буду защищаться от него". Конечно, печально, но на этом примере мы всегда с Вами можем вернуть в свою семью, в свой дом и в свои отношения ту любовь и нежность, заботу о ближнем, что еще не успели подарить, но так мечтали, и тогда наши дети будут более успешными в выражении своей любви к другому.

mob_info