Брюгское кружево. Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева А где вам такое предложат

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия - салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется "сцепками" или "решетками". Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют "сцепными". Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера - "мерницы", которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже "парное" плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • "Насновки" - это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • "Плетешки" - это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на "плетешках" - это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия - коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке - пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие "гвоздики" или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме - это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой "П". Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано "П-П-П". Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой "С". Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой - по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано "П-С". Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Красивый кружевной узор на весеннее - летнюю тематику с рисунком цветов-полукругов, найден в старых номерах журнала «Дуплет». Узор выполнен крючком непрерывным вязании тесьмы, которая является главным элементом вязания брюггского кружева, а лепестки образуют столбики с накидами. Любая модель кофточки, топа, юбки или платья связанная этим узором непременно будет выглядеть красиво и торжественно. Смотрите далее подробный мастер-класс по вязанию и описание выполнения данного узора.

Начальный первый ряд узора выполняет тесьма , для ее вязания наберите 4 возд.петли + 3 петли подъема, затем вяжите *4 ст. с/н, 5 возд. петель подъема, 4 ст. с/н, 3 возд. петли подъема*, повторяйте от* до*, учитывая что один раппорт узора составляет 10 рядов тесьмы, на одной стороне тесьмы должны быть расположены арочки из 5-ти возд петель подъема, на другой из 3-х.


Схема вязания узора



Для начала вязания 2-го ряда наберите 6 воздушных петель подъема от стороны тесьмы с арочками из 5-ти возд.петель и из первой арочки начинайте вязать тесьму *4 ст с/н, 5 возд. петель, повторите еще раз от*, 4 ст с/н, 1 возд. петля.


Далее первый лепесток А: сделайте 4 накида на крючок, крючок введите под арочку на схеме обозначенной буквой О, провяжите все накиды, затем вновь сделайте 4 накида, провязав снова все накиды, захватите рабочую нить и провяжите все петли на крючке, тем самым сделав два столбика с 4-мя накидами провязанные с одной вершиной.


Затем 2 возд. петли, 4 ст с/н, 2 возд петли и вяжите столбик-арочку с 8-ю накидами вводя крючок за первую арочку из 6-ти петель.


После последнего лепестка, провязывая вторую группу столбиков с накидом закрепляйте каждый столбик соединительной петлей в арочку, затем 3 возд.петли и соединительная петля в следующую арочку.


Начинайте вязать второй полукруг тесьмы набрав 3 воздушные петли подъема, вяжите второй полукруг, как и первый, делая на внешней стороне полукруга на первой арочке закрепительный столбик за арочку первого полукруга, а во второй арочке вяжите столбик из 7-ми накидов, который будет центром полукруга в следующем ряду. Закончив полукруг, также закрепите его на тесьме первого ряда и продолжайте вязать овалы до конца ряда.




Для начала вязания третьего ряда вяжите 3 возд. петли, сделайте соединительный столбик в арочку последнего полукруга, 6 возд.петель, столбик с 3-мя накидами из следующей арочки последнего полукруга, 14 воздушных петель.

Затем вяжите начальный ряд тесьмы из 4-х ст. б/н на последних воздушных петлях и начинайте вывязывать лепестки из столбиков с 4-мя накидами вводя крючок за арочку из столбика с тремя накидами.

Провязав три лепестка закрепите тесьму соединительными столбиками на вершине полукруга как в предыдущем ряду, сделайте 3 возд. петли, соединительный столбик в следующую арочку и начинайте вязать полукруг с 5-ю лепестками центром которого будет столбик из 7-ми накидов предыдущего ряда.

Не забывайте делать провязывая первую внешнюю арочку тесьмы закрепительный столбик соединяя с предыдущим полукругом и в следующей арочке столбик из 7-ми накидов.



Заканчивается 3-й ряд просто - после провязывания 3-го лепестка в арочку из столбика с 8-ю накидами, 4 ст с/н последний ряд тесьмы и тут начинается следующий ряд как 2-й с 6-ти воздушных петель подъема. При вязании последующих рядов узора повторяются второй и третий ряд.



Старинный вид народного искусства - плетение на коклюшках. В России не сразу это рукоделие называлось кружевом. Изначально это слово применялось к любой отделке, которой украшали изделие вокруг по краю. Плетение изделий на коклюшках было привезено в Россию из Европы в семнадцатом веке. Тогда и слово «кружево» закрепилось за изделиями, сплетёнными на коклюшках.

Виды кружевных изделий

Кружева могут быть или мерными, или штучными.

Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:

  1. Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
  2. Аграмант с обоих краёв зубчатый.
  3. Край с одной стороны зубчатый, а с другой - ровный.

Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, манжеты, салфетку и т. п.

Техническое оснащение

Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:

  1. Валик. Его можно сделать самостоятельно. Для этого нужно взять кусок плотной ткани. От размера куска будет зависеть, большой или маленький получится валик. Для начинающих самые удобные с размером 40 Х 60 или 60 Х 80 см. По длинным сторонам у него делается подшивка шириной 2 см. Короткие стороны сшиваются, и получается цилиндр. В подшивку с одной стороны продевается шнурок и затягивается. Далее валик набивается наполнителем. Это может быть поролон, сено, опилки. После чего его следует накрыть картонным кружком и затянуть вторую подшивку. Валик готов.
  2. Подставка. Она нужна для придания устойчивости валику. Её можно сделать из прямоугольного куска поролона. Две противоположные стороны следует скрутить и закрепить, чтобы в середине образовалась ложбинка, в которую можно будет уложить валик.
  3. Коклюшки для плетения кружева - это деревянные палочки, у которых имеется «шейка» для намотки ниток.
  4. Булавки. Нужны для закрепления переплетённых нитей. Их должно быть много, не менее ста.
  5. Вязальный крючок. Используется для сцепления нитей.
  6. Сколок - рисунок, на котором точками показаны места, в которые вкалываются булавки.

Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.

Намотка нитей на коклюшки

Терпение - вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие - намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.

Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:

  • Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить - левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
  • Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
  • После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
  • Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.

Замена нити в ходе плетения

Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:

  1. Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
  2. Накрутить на свободное место новую.
  3. Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
  4. Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
  5. Плетение продолжить двойной нитью.
  6. После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.

Плетение на коклюшках: обучение азам

При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:

  1. Перевить - значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
  2. Сплести - значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.

Плетение на коклюшках бывает трёх видов:

  1. Сплести в ползаплёта: перевить - сплести.
  2. Сплести в полный заплёт: перевить - сплести - перевить.
  3. Сплести полотнянкой: сплести - перевить - сплести.

Элементы кружевоплетения

Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.

Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить - сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.

Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками - 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.

  1. Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
  2. Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
  3. Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую - первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  4. Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
  5. В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
  6. После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.

Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:

  1. В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  2. Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести - перевить - сплести.

Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:

  1. Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
  2. Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
  3. Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
  4. Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.

Скань

Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.

Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:

  • Скань «верёвочка» получится, если ходовая будет пропущена между нитями скани таким образом, чтобы правая была над ходовой, а левая - под ней. Когда ходовая нить будет возвращаться с другой стороны, перевивают скань и пропускают ходовую: правая нить сверху, левая - под ходовой.
  • Скань «косичка» получится, если взять не одну, а две пары коклюшек. Ходовую пропускают в этом случае между двумя парами скани, при возврате ходовой нити скани перевивают не в одну сторону, а в разные.

Техника сцепного кружева

Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц - это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.

  • Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
  • Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.
    • Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.

    В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.

    • Далее нужно плести по сколку.

    Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.

    Сколько лет прошло, а память вновь возвращает меня в тот памятный день. Раннее летнее утро. Солнышко украдкой пробирается сквозь тюлевую занавеску, дотрагивается тёплыми пальчиками до моего левого уха. Я сладко потягиваюсь на кровати, спать не хочется. Из соседней комнаты доносится хрустальный звон коклюшек. Я без тапок на цыпочках пробираюсь к дверям и замираю, подглядывая между занавесками, как бабушка плетёт кружева.

    — И что так стоишь? — обернувшись ко мне, говорит бабушка. — Думаешь, не видно твоих босых ног из-под занавески? Марш одеваться! Сейчас соберу на стол.

    Бабушка осторожно отодвигает рукоделие и, тихонечко шаркая ногами, бредёт к печи. Творожная запеканка зарумянилась. Бабушка ставит противень на стол и выходит в сени, чтобы из кладовки принести сметану. Я в это время возвращаюсь к кровати, быстро влезаю в ситцевое платьице, натягиваю короткие носочки, засовываю ноги в тапочки и бегу к умывальнику.

    Пузатый самовар на столе ещё шумит. Они с дедушкой недавно позавтракали. Бабушка берёт чашку с блюдцем, наливает мне чай, говорит:

    — Всё на столе. Ты ешь, а мне недосуг. Капитолине завтра нужно сдавать в «Снежинку» готовое кружево.

    — Бабушка, почему тёте Капе надо сдавать, а плетёшь ты? — недоумеваю я.

    — Да ведь друг другу помогать надо. Ей одной никак не успеть норму выплести.

    — А норма — это сколько?

    — Чем больше, тем лучше. Но не менее двух десятков. Вот смотри, на подставке, которую зовём пяльцы, лежит подушка, именуемая кутузом. Она набита головицей, то есть головками льна. Вокруг кутуза при помощи булавок закреплён сколок — это картон с будущим узором.

    Бабушка Нины Гавриковой — Точина Александра Васильевна

    У моей мамы раньше сколки были прорисованы на бересте. Помню, как папа ранней весной ходил в лес. Снимал большие листы коры с берёз. Приносил домой. Кору выпрямлял под гнётом. Мама прорисовывала нужный рисунок. Брала старый сколок, прокалывала иголкой дырочки и при помощи карандаша соединяла их в рисунок.

    Видишь, нити, навитые на палочки — коклюшки, переплетаются между собой, образуя на сколке кружевной узор. Вот теперь давай меряй, сколько метров я выплела?

    — А мне непонятно, почему вокруг кутуза?

    — Потому что мерное кружево плетётся непрерывно. Рисунок на стыке сколка должен совпадать. Кутуз имеет форму цилиндра — или короткого обрубка толстого бревна. Поворачиваем его вокруг своей оси и плетём дальше. Обычно плетутся десятки, то есть длина полоски должна быть ровно десять метров.

    Бабушка подаёт мне деревянную палку, которую она называет метром. Мы сначала распустили из моточка узкую кружевную полоску. Взяли кончик, приложили к метру, начали наматывать полоску кружева на метр:

    — Один. Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять... От десятого витка полоска кружева тянулась к кутузу.

    — Вот видишь, меньше метра осталось доплести.

    — А давай ты меня научишь плести, и я буду вам с тётей Капой помогать, — говорю я.

    — Нет, учиться надо идти к Клавдии, моей сестре. Видишь — я сейчас плету только мерное кружево. Вот такие длинные полоски. Клавдия же плетёт всё.

    — Что значит «всё»? — не унимаюсь я.

    — Она плетёт сцепное кружево: салфетки, косынки, галстуки, скатерти, жилеты, шарфы. Мерное кружево измеряется в метрах, а сцепное — в штуках. Сцепное кружево всегда плетётся с помощью вязального крючка, для мерного кружева крючок не нужен.

    В детстве и я пробовала, вроде как неплохо получалось. Помню, приехал однажды из артели приёмщик. Я сдавала своё сцепное кружево. Он уж и так его крутил, и этак. Потом смотрит на меня круглыми глазами и говорит: «Вот тебе за твоё усердие и отличное качество пыжиковая шапка». Ох и дорого они тогда стоили, эти шапки-то. А у меня особый интерес появился к кружевоплетению. Я даже из-за этого в школу перестала ходить.

    Когда вышла за Оликсия замуж, тогда один за другим семеро ребятишек в избе появилось, некогда стало рукоделием заниматься. Теперь снохе немного помогаю, и то ладно.

    — Ты поговоришь обо мне с сестрой?

    — Нет, давай сначала у мамы разрешения попросим, а потом и к Клавдии схожу.

    В тот день домой меня нёс счастливый ветер. От нас до бабушки полтора километра идти лесом. Я шагала по деревянным мосткам, быстро переставляя свои крошечные ножки.

    Но разговор с мамой не получился. У мамы был свой взгляд на жизнь. Не дослушав меня, она возразила:

    — Зачем тебе нужно это кружевоплетение? Ты что, как и я, всю жизнь будешь заниматься тяжелой работой? Нет уж. Сейчас хорошо учись, а когда вырастешь, то поезжай в город жить. Там будешь ходить по театрам, по выставочным залам, по музеям. Выйдешь замуж и будешь жить как человек. Не то что я — всю жизнь со скотиной да в навозе вожусь. Стираю, убираю, готовлю, мою посуду, вяжу, вышиваю, некогда газеты и книги читать, не то что в город в театр съездить.

    Не могу вспомнить, сколько мне тогда было лет. Но не больше семи точно. Я ещё тогда в школу не ходила. В нашей семье было установлено негласное правило — перечить маме нельзя. Со стеклянными от слёз глазами я выбежала на улицу. Где я бродила до самого вечера, не помню. Но помню, как больно было где-то глубоко в груди. Там будто тлел огонёк надежды, а чья-то варварская нога с хрустом растоптала этот уголёчек.

    За всю жизнь, пока была жива мама, я больше ни разу не поднимала этот вопрос. Но недавно на меня волной нахлынула ностальгия — по телевизору показывали наши вологодские кружева. И опять, как в детстве, шелохнулся уголёчек в груди.

    Мамы теперь нет. Запретить никто не сможет. Но! Где взять кутуз, сколки, коклюшки, иголки? Раньше я могла попросить у бабушки, а теперь? По воле судьбы я с тридцати семи лет сижу в инвалидном кресле. Даже представить не могу, каким образом можно плести кружева, сидя в коляске? Но уголёчек внутри уже полыхал огромным пожарищем.

    Попросила подругу, с которой дружим с детства и которая до сих пор ездит на нашу малую родину, чтобы она поспрашивала у кого-нибудь оборудование для кружевоплетения. Удача улыбнулась не сразу. Наша общая знакомая, тётя Катя Углова, узнав, что я хочу научиться плести кружева, сказала:

    — А что? Для Нинушки мне не жалко всё отдать. Пусть с Богом плетёт.

    Когда всё оборудование было у меня, подруга спросила:

    — Хорошо, у тебя сейчас есть всё, чтобы плести кружева. Но кто тебя научит кружевоплетению?

    — Не знаю, — в замешательстве ответила я.

    Мне говорили, что в доме народного творчества курсы есть, туда из службы занятости женщин направляют. Но курсы для меня недоступны. Я живу на пятом этаже. Муж и сыновья просто физически не смогут столько раз сносить меня и поднимать обратно, чтобы я посещала занятия.

    Но пути судьбы, как в лабиринте, заманчивы и непредсказуемы. И каждый день мне приносят что-то новое. Однажды вечером муж приходит с работы довольный и говорит:

    — Мы сегодня ездили в село Архангельское. Не поверишь — я нашёл того, кто тебя научит плести кружева.

    На следующий день приехала Ангелина Ивановна Проничева. Она научила меня плести кружева.


    Самым значимым меня остается участие в двух Международных фестивалях кружева «Vita Lace». В 2011 году в Вологде я подарила на тот момент первой леди, Светлане Медведевой, кружевную косынку, которую, сидя в инвалидной коляске, выплела сама долгими, зимними вечерами. А в 2014-м я привезла со второго фестиваля диплом победителя в конкурсе «Мой кружевной наряд».

    Надо сказать, что я кружева плету медленно. Потому что кружевницы подставку с кутузом держат ногами и переворачивают ее в зависимости от изгиба узора. У меня ноги не действуют, поэтому кутуз приходится брать в руки и поворачивать. Мои руки во время плетения находятся на весу, поэтому быстро устает спина. Приходится часто отдыхать. Но какое наслаждение я получаю от хрустального звона коклюшек! Неописуемая гордость распирает меня от одной только мысли, что моя детская мечта все-таки осуществилась — я умею плести наши вологодские кружева!

    Личный опыт

    Нина Павловна Гаврикова

    Комментировать статью "Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева"

    Еще по теме "Мечта детства. Как я научилась плести вологодские кружева":

    До Нового года осталось 8 пятниц. Почему именно пятниц? да не знаю. Просто так веселее начинать, а может и продолжать начатое дело. Ну что, мои дорогие, вы готовы? Что будем делать? Какой настрой? Что предлагаю я. Устраивать совместные разгрузочные дни, хотя бы 2 раза в неделю, но не голодовку. Начнем утренние, ну или вечерние зарядки, а каждые 3 дня будем добавлять новые упражнения. Только давайте не будем прикрываться плохой погодой, домашними заданиями по математике и прочей ерундой...

    Разговор в нижней теме как то не заладился, а вернее пошел не в то русло, что пришлось свои сообщения удалить, а некоторые мои сообщения пришлись не ко двору и удалил сам автор темы:) Да считаю, что домашнее, индивидуальное, заочное, семейное обучение это кому какое нравится на выбор:) решением многих проблем с нашими детьми, тяжело первый год-два потом привыкаешь. и видишь только плюсы и основной плюс, что ребенок не приносит из школы всякую мерзость и не учиться этой мерзости, что...

    Сложно поверить, но Московскому дворцу пионеров в этом году исполняется 80 лет. За все годы существования дворец перенес множество реорганизаций, неоднократно менял руководителей и даже внешний облик. Неизменным всегда оставалось только одно: высокий профессионализм его сотрудников и неугасающий интерес детей к занятиям. Давайте вместе вспомним, как все начиналось… Начало: 30-60-е годы В 1936 году на базе детского клуба «Трудовая команда» был основан Московский городской Дом пионеров и...

    Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь: 1. Пускать вместе солнечных зайчиков. 2. Прорастить вместе семена. 3. Вместе с ребенком скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10...

    Исторические гуляния «Времена и эпохи. 1914/2014» – это лучшее, что может случиться с москвичами и гостями столицы 7 и 8 июня в музее-заповеднике «Коломенское». В четвертый раз в центре города оживет история, и гости фестиваля перенесутся в начало XX века, чтобы познакомиться с нравами и обычаями русского общества. Условно фестиваль разделен на два основных пространства – «Война» и «Мир», на которых расположатся площадки, отражающие быт социальных слоев начала прошлого столетия...

    Ну, как соединить скворечники и пасхальную тематику? Мое воображение не придумало ничего умнее очередной корзинки (если вдруг кто не помнит, у меня во всех пасхальных проектах корзинки). Тем более мне попались чудесные весенние тряпочки, уже подобранные пакетом. А к ним неожиданно нашелся мотив из буклета-приложения к Cross Stitch Crazy, только я в нем часть цветов заменила на более подходящие к тканям. Вышивка на 18-й аиде, хотелось, чтобы квадратики не были огромными, в результате размер...

    Потрясающе:-) вы большая молодец!!! я бы хотела пойти поучиться кружево плести:-) 28.01.2014 10:39:11, Кирен. Там по идее, замкнуто и не должно быть, но огрехи в плетении и зашивке есть, вижу их.

    В детстве все же учили? Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Поэтому при выборе сюжета для «снежной» новогодней игрушки я почти не задумывалась - у меня будет снежинка! Я перелистала, кажется, все сезонные журналы и архив схем и, наконец, нашла в блоге у Ирины Наниашвили в новогоднем буклете снежинку в красно-белой гамме. Но мне же хотелось «звезду кристальную», поэтому я вывалила на стол всё имеющееся тематически блестящее и выбрала...

    1. Пускать солнечные зайчики. 2. Наблюдать как прорастают семена. 3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10. Приготовить жженый сахар в ложке. 11. Вырезать гирлянды бумажных человечков. 12. Показывать театр теней. 13. Пускать...

    Сегодня в школе проводили фотосессию. Выбрали девочек-старшеклассниц, взяли на «Мосфильме» советскую школьную форму – платья разного фасона, белые фартуки разных лет. Даже галстуки взяли аутоентичные, то есть с потертостями, бахромой на некоторых углах и даже с маленькими дырочками (все как у меня было, честное пионерское!) Брала я форму с некоторым недовольством, не люблю ее с детства – все одинаковые, каждый день одно и тоже, обязаловка и муштра! Но вот пришли наши старшеклассницы – 3 очень...

    Салон ручного трикотажа. Вязание спицами, крючком, плетение кружева (коклюшечного, фриволите), вышивка. e-mail [email protected] www.evadesign.ru. СПб, Лиговский пр, 57-Г, офис 318.

    Cсылка по технике плетения кружев. Интересная ссылка. Марья-искусница: рукоделие. Рукоделие: вязание, шитье, выкройка, бисер, валяние, декупаж. По ссылке плетение бабочки, если нажать на "Home", там ещё много разных инструкций.

    Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.

    Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных. Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы. И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.

    Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора

    Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.

    Что необходимо:

    • коклюшки;
    • нитки;
    • наполненный опилками валик;
    • плетешок;
    • пенопласт;
    • миллиметровая бумага;
    • сколок;
    • иголки;
    • крючок.

    Ход работы:

    1. Из пенопласта вырезать основу.
    2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
    3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
    4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
    5. В верхний из торцов вколоть иголки.
    6. Навестить на них пары коклюшек.
    7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
    8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
    9. Зафиксировать в нижней части ручки.

    Галерея: Вологодское кружево (25 фото)




















    Как ткут вологодские кружева (видео)

    Сколки вологодского кружева для начинающих

    Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.

    Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.

    Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.

    Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.

    Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.

    Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно

    Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема

    Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.

    Ход работы:

    1. Сначала набирается девять воздушных петель.
    2. Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
    3. Делается для фестона пять воздушных петелек.
    4. После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.

    Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая

    Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.

    Шарф из кружева своими руками

    Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.

    Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница

    Что необходимо:

    • отрез любой ткани;
    • кружево;
    • нитки;
    • ножницы;
    • иголка.

    Ход работы:

    1. Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
    2. Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
    3. Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
    4. Наметать со всех сторон заготовку.
    5. Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
    6. Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.

    Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.

    Вологодское кружево: история искусства

    Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.

    Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.

    В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.

    Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.

    Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века

    Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.

    В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».

    В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.

    Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих

    Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.

    Ход работы:

    1. Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
    2. Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
    3. После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
    4. Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
    5. Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
    6. Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.

    Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.

    Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)

    mob_info