Что такое работа с родителями в детском саду. Формы работы ДОУ с родителями. Четыре шага в работе с интерактивными играми

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку. Семья - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.

Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

Единство в работе ДОУ и семьи по воспитанию детей;

Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;

Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

Индивидуальные и групповые формы работы с родителями.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы, единой методологической, организационно-структурной и методической основы.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны .

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562) , Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Так, в законе «Об образовании» в ст.44, п.1.записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте» .

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равен­ство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных воз­можностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй.

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

Это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

Диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

Исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

Формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

Формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

Участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

Участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

Обмен опытом;

Выработка общего мнения;

Формирование умений, навыков;

Создание условия для диалога;

Группового сплочения;

Изменения психологической атмосферы.

Самой общей задачей педагога в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

Интерактивное общение способствует умственному развитию.

При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.

Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Интерактивные методы выполняют диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.

Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.

Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов.

Различают следующие формы дискуссии:

круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире[,Соловей С., Львова Т., Дубко Г. Дискуссия как форма работы с родителями]

Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями.

Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи.

Такие интервенции известны под другими названиями - «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.

Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия.

Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм.

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:

В зависимости от целей. Всегда важно задавать себе вопросы: «Почему я выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследуют;

От количества участников. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие - работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является еще одним важным классификационным критерием.

Еще одно основание для классификации игр - средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения - рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

Четыре шага в работе с интерактивными играми:

Шаг 1. Анализ групповой ситуации

Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.

Шаг 2. Инструктирование участников

После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.

Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

Уверенное поведение педагога.

Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.

Шаг З. Проведение игры

На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.

Шаг 4. Подведение итогов

Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

Мотивирующая сила интерактивных игр:

Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.

Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, не только рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.

Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:

- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения

- обратная связь - участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других. В одной и той же учебной ситуации участники по-разному видят последствия своих действий и своего поведения. В таком случае обратная связь весьма полезна для обучения.

- открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников.

- учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.

- соревнование и сотрудничество . Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.

Преимущества интерактивных игр:

Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.

Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.

Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.

Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.

Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания,.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.

В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций :

Определение целей и задач,

Составление плана акции,

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),

Различные формы работы с детьми;

Совместные мероприятия с родителями и детьми;

Подведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведённых акций.

Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

При проведении тематических акций педагог через направленную организованную деятельность детей решает педагогические задачи: углубление знаний, воспитание качеств личности, приобретение ребенком опыта жизни среди людей-сверстников, взрослых.

Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.

Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
  3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6
  4. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
  5. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
  8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.
  9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.
  10. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, тем, как одели ребенка. Считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. А цель детского сада: воспитание физически и психически здорового, эмоционально благополучного и всесторонне развитого ребенка. Поэтому важно быстрее сблизиться с родителями, добиться взаимопонимания. Познакомить родителей не только с организацией педагогической работы с детьми, но, главное, показать воспитательные цели, традиции группы и детского сада.
В работе с родителями необходимо использовать много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Ключевой темой в период адаптации ребенка является согласование режима дня дома – в детском саду – дома. Не менее важной темой является поддержка и укрепление здоровья детей дома и в детском саду. Необходима согласованность не только позиций каждой семьи и педагогов, но и согласование этих позиций с родителями детей всей группы. Так складывается родительское сообщество и формируется общность взглядов педагогов и родителей детей.

В нашей группе, работающей по программе Марии Монтессори, работе с родителями мы уделяем самое большое внимание.

Еще до того, как родители решат отдать ребенка в нашу группу, они знакомятся с жизнью группы, приходят на занятия, знакомятся с нашими правилами, посещают наши досуги и праздники. Мы проводим с родителями беседы, показываем презентацию о системе Марии Монтессори. Приглашаем их приходить с малышами на наши прогулки.

Перед тем, как принять ребенка, мы просим родителей заполнить подробную анкету, в которой, помимо обычных данных, мы просим написать обо всех особенностях в здоровье, привычках и поведении ребенка, о которых нам необходимо знать. Так бывает легче понять и принять малыша со всеми его особенностями.

Проводим родительское собрание, где подробно рассказываем о своих планах на новый год, объясняем, что только вместе с семьей мы сможем сделать жизнь ребенка в группе интересной, комфортной, спокойной. Если родители не будут полностью доверять нашему профессионализму, адаптация ребенка будет трудной. А, чтобы родители могли проникнуться к нам доверием, двери нашей группы всегда открыты.

Мы не только приглашаем, мы настаиваем, чтобы первые дни пребывания ребенка в группе кто-то из родителей был рядом с ним. Родители, наблюдая изнутри жизнь в группе, успокаиваясь сами, без опасений начинают оставлять детей в группе, постепенно увеличивая время их самостоятельного пребывания. Таким образом, адаптация проходит легко и быстро. К тому же, глядя на то, как другие родители с удовольствием и увлечением участвуют во всех наших делах и начинаниях, они понимают, насколько естественна наша совместная деятельность и легко вливаются в наш коллектив.

В течение учебного года проводим регулярные встречи с родителями для обсуждения не только организационных вопросов функционирования группы, но и вопросов содержания образовательного процесса и ухода за детьми. Для установления партнерских отношений с родителями, совместно обсуждаем особенности текущего процесса, анализируем и оцениваем успехи и трудности, возникающие в работе группы и, исходя из них, планируем тактику поведения как со стороны педагогов в группе, так и со стороны родителей в семье.

Этот год не был исключением. Как всегда мы стараемся находиться в тесном контакте с родителями, информируем их обо всех процессах, идущих в группе, привлекаем их к активному участию в жизни детей, к участию в различных мероприятиях и делах группы.

Участие родителей в развлечениях и досугах имеет огромное значение для детей.

В рамках проведения недели «игры и игрушки» мы предложили родителям поучаствовать в досуге «Играем в народные игры».

К Рождеству традиционно проводим «Святки – колядки», но в этом году участвовали и родители, которые также приготовили для детей угощение.

Уже стало традицией к празднику «День Защитника Отечества» проводить литературно-спортивное развлечение – «Мой папа – защитник», где папы развлекаются с не меньшим удовольствием, чем дети.

Семейный театр – конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями. В процессе театральной деятельности (участие в изготовлении костюмов, оформление зала, подготовка к театральным представлениям и т.д.) устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей.

Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действий ребёнка, даёт опыт совместных переживаний, изменяет характер поведения, намерений, действий.

Ежегодно наши родители готовят для детей спектакль, который показывают не только нашей группе, но и другим воспитанникам детского сада.

Мамы и бабушки проводили с детьми занятия: делали коллективные аппликации в нетрадиционной технике по теме «Новый взгляд на осень», изготавливали кукол из ткани.

К празднику «День Российской Армии» папы и дедушки рассказали детям о своей военной службе. Дети с интересом слушали, рассматривали фотографии, примеряли форму.

Мы хотим, чтобы дети интересовались также увлечениями своих родителей, поэтому пригласили в гости мам, которые захотели рассказать о своих увлечениях.

А старшие дети принесли мамины работы и сами с гордостью показывали и рассказывали о них.

Также, родители рассказывали детям о своих профессиях.

Мы используем и другие формы взаимодействия с семьей. По нашей рекомендации, родители многое делают с детьми дома: готовят фотоотчеты о лете, семейные древа, ленты времени (фото ребенка от рождения до настоящего дня), стенгазеты «Я и моя семья», самодельные игрушки к Новому году, к выставке «Город мастеров», книжки-малышки по творчеству Б.Заходера, рисунки и работы к различным конкурсам и выставкам: «Русская зима», «Космические путешествия», «Рождественские фантазии», «Там, где живет кенгуру» и др.

В течение года в группе проводятся различные выставки, на которые экспонаты предоставляют родители.

Наши дети с родителями активно участвуют в ежегодных конкурсах проектов «Детский сад – Наукоград».

Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях ДОО, района и округа.

В этом году дети с родителями принимали участие в спортивном досуге «Олимпийское будущее России», а также активно участвовали в субботнике.

Родителям необходимо давать не только педагогические знания, но и осуществлять их практическую подготовку в вопросах воспитания детей. Современные молодые родители нуждаются в помощи со стороны воспитателей и детского сада потому, что любить надо уметь и любить надо учить. Очень часто приходится наблюдать, что любящие родители не умеют любить своих детей.

«Семейная гостиная», которую мы открыли в этом году, оказалась очень интересной и полезной для родителей. Тема, которую мы выбрали – «детские капризы», оказалась очень актуальной. По отзывам родителей, очень много полезного для себя вынесли все участники гостиной.

Считаем также важным в информировании родителей:

1. Доски объявлений:

– объявления о собраниях;
– объявления о предстоящих мероприятиях;
– информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема,
– ежедневные расписания;
– благодарности родителям.

2. Брошюры:

Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение программы, общую информацию о ней.

3. Бюллетени:

Могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными):

– информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т.д.;
– описание событий, происходящих в детском саду;
– описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;
– изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе (“Осень”, “Моя семья”, “Домашние животные” и т.д.);
– благодарности добровольным помощникам;
– просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

4. Индивидуальные папки:

В папки складываются работы детей в течение полугода.

5. Портфолио детей , в которые помещаются:

– короткие сообщения о достижениях ребенка;
– извещение об особых событиях;
– о здоровье ребенка;
– личный рост.

6. Закрытые ящики , в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания. анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т.д. На основании этих записей можно корректировать свою работу, делать выводы о вопросах, беспокоящих родителей.

7. Индивидуальные встречи-беседы педагогов группы с семьей, которые проводятся не менее двух раз в год. Хорошо, если на такую встречу приходят все члены семьи, которые живут в доме с ребенком и естественным образом влияют на организацию его жизнедеятельности.

На них педагоги и родители говорят с глазу на глаз только об их ребенке, советуются, обсуждают успехи и проблемы, вырабатывают единую тактику поведения, единый подход.

Родители – это союзники воспитателя в образовании и развитии детей, а воспитатели должны помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Важно тщательно готовиться к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Создаем в группе уют и теплоту. В практику вошел такой опыт – проводить собрания за кружечкой чая, это сближает родителей. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях. К информации о ходе учебно-воспитательной работы услышат магнитофонную запись ответов детей, их высказывания, мнения. С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

Родители знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку.

Активность родителей может быть повышена, если воспитатель своевременно попросит отдельных родителей рассказать о своем опыте в данном направлении, о возникающих трудностях и путях их разрешения.

Родительские собрания сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка.

Стараемся не превращать родительское собрание в формальное информирование. Наоборот, вместе мы находим ответы. Такая система проведения собраний приносит пользу и родителям и воспитателям. Родители видят в воспитателе помощника. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. И нет такого, чтобы все взваливалось на одних и тех же людей, все выполняют что-то посильное для себя. В конце года на последнем собрании можно с родительским комитетом отметить благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.

Как в каждой группе, у нас есть родительский комитет , состоящий из пяти человек. Этот комитет работает согласованно, он является центром инициативы, творчества и организации всех дел. Члены комитета выполняют как традиционные, так и новые обязанности. Мы вместе сочиняем сценарии, придумываем конкурсы, для чего иногда собираемся в группе, у кого-нибудь дома. В группе есть и фотокорреспондент из родительского комитета. Они делают фотографии праздников, спектаклей, и мы оформляем приемную, группу, стенды , альбомы .

Выбор форм и методов взаимодействия – это всегда попытка помочь выполнению семьей функции воспитания.

Все вместе сказанное позволяет нам вместе с родителями помочь ребенку не только прожить дошкольное детство радостно и содержательно, но и отлично подготовиться к школе в естественной доброжелательной обстановке.

Наше взаимодействие с семьей помогает родителям лучше понимать и принимать своих детей, а детям понимать и любить своих родителей.

И еще об одном моменте в системе работы с родителями хотелось бы сказать. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. И в этом нуждаются наши родители. “Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях”, – писал Ф. Ларошфуко. Думаю, это точно сказано, и мы стараемся не забывать об этом.

Работа с родителями в детском саду – это раздел сайта, посвященный актуальным вопросам семейного воспитания. Педагоги делятся методическими идеями проведения праздников, вечеров отдыха, концертов для родителей. Здесь можно найти примеры совместных дел для взрослых и детей: проекты, выставки, походы, интересные встречи. Специалисты детских садов и начальной школы найдут в этом разделе варианты планирования работы с родителями, советы по организации семейных мероприятий, материалы для индивидуальной работы.

Методические материалы для работы с родителями

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Взаимодействие ДОУ и семьи. Сотрудничество педагогов с родителями
  • Совместные с родителями развлечения. Сценарии праздников и досугов с участием родителей
  • Спортивная семья. Сценарии семейных спортивных праздников и развлечений

Показаны публикации 1-10 из 4394 .
Все разделы | Работа с родителями

Консультация для родителей «Как научить детей работать в тетради в клетку» «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе. Сейчас учителя желают получить первоклассников, уже умеющих почти все. Поможем же своим дошколятам прийти в первый класс подготовленными и уверенными в себе. Для этого запасемся терпением, временем, тетрадью...

План работы с родителями на май 2019 года План работы с родителями . Май 2019г Отчетный период Общее количество оказанных услуг консультативной помощи родителям (законным представителям) за отчетный период (за неделю) Количество оказанных услуг консультативной помощи родителям (законным представителям) детей в возрасте...

Работа с родителями - Перспективный план работы по взаимодействию с родителями в средне - старшей группе

Публикация «Перспективный план работы по взаимодействию с родителями в средне -...» Перспективный план работы с родителями в средне - старшей группе «Смешарики» на 2017 – 2018 г. Сентябрь 1. Родительское собрание «Будем знакомы!» 2. Анкетирование родителей 3. Консультации «Психологические особенности детей шестого года жизни», «Овощи и фрукты. Мифы об овощах и...

План работы по самообразованию «Инновационные формы работы с родителями» Самообразование на 2018-2019 учебный год Цель работы: Продолжать создавать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; устанавливать доверительные и партнерские отношения с родителями и вовлечение семей в единое образовательное пространство. Задачи: Создать...

Обобщение опыта работы «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель» В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. Формирование сотрудничества между воспитанниками, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается...

Консультация для родителей и педагогов «Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе» Консультация для родителей и педагогов: "Организация работы с детьми по ознакомлению с природой в старшей группе" Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - это формирование начал экологической культуры:...

Работа с родителями - Перспективное планирование работы с родителями в средне-старшей группе


Перспективный план работы с родителями в средне - старшей группе «Смешарики» на 2016 – 2017 г. Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало учебного года!» 2. Фотовыставка «Мое радужное лето». 3. Консультация «Развитие у ребёнка интереса и любви к книге». 4. Консультация «Роль...

План работы с родителями в контексте ФГОС ДО в старшей группе Формы и содержания работы Сентябрь 1) Анкетирование родителей для сбора социологических данных в семье. 2)Задачи развития и воспитания детей 5-6 лет ФГОС. 3)Душевный разговор с целью выявления индивидуальных особенностей ребенка. 4)Выставка рисунков "Моя любимая...


Перспективный план работы с родителями в средне - старшей группе «Смешарики» на 2015 – 2016 г. Сентябрь 1. Оформление «Уголка для родителей». 2. Консультация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». 3. Консультация «Роль витаминов в жизни ребенка». 4....

Семинар для педагогов «Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО» Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом...

Работа с родителямив детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семье ребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счастливым.

Педагог, работающий с детьми, не может быть воспитателем родителей – отношения «свысока» никогда не отличались эффективным результатом. Отношения с родителями можно построить лишь на принципе педагогической поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме.

Планирование работы с родителями воспитанников и обучающихся – первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия. Используя разнообразные формы проведения родительских собраний, вовлечения родителей в жизнь детского коллектива, педагог может добиться сплочения родительского актива. Родительский комитет - это первые помощники воспитателя в группе и учителя в классе.

Совместные праздники, экскурсии, торжественные мероприятия, выставки семейного творчества – педагогический опыт изобилует примерами соединения педагогического, детского и родительского сообщества. В таком единстве дети понимают, что мир взрослых – надежный, крепкий, безопасный.

Наталья Суржанская
Методы и формы работы с родителями в ДОУ

тема : Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей , на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

«Только вместе с родителями , общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинский.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия , уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Слайд 3 Родители - это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.

Слайд 4 Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель : “Создание единого образовательного пространства “детский сад – семья»

Поставленная цель будет решаться через задачи :

В работе с родителями решаются следующие , выделенные нами как приоритетные, задачи :

1 Повышение педагогической культуры родителей .

2 Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3 Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы .

Работая с родителями , воспитатели дошкольных учреждений должны повышать педагогическую культуру родителей . А для этого им необходимо знать : - в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на повышение педагогической культуры семьи; - какие формы работы использовать в повышении педагогической культуры семьи. слайд 5

Слайд6 В нашем учреждении в каждой группе имеются уголки для родителей где находится полезная информация , а также ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников . Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов.

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые родительские собрания , на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. слайд7

Слайд8 С большим успехом всегда проходит “Неделя открытых дверей” в апреле. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Слайд 9 Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде газет,. «День защиты детей» , «Берегите лес от пожара» , родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок» , «Наряди елочку» .

Слайд10 Очень интересно проходят совместные праздники и развлечения такие как День матери,Папа и я спортивная семья. Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем,. Где мамы и папы с удовольствием принимают участие. я привлекаю в этот праздник родителей , ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Слайд 11 Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы , побуждаю к созданию совместных с родителями композиций . Родители проявляют интерес , увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, активно участвуют в выставках.: Например, у нас в саду проходила выставки «Какошников» , также выставка поделок из природного материала «Дары природы» , «Природа и фантазия» Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей . Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы , один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение семьи. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали методы :

1 Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Педагог заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей , их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка их детского сада. Наблюдательному педагогу бросаются в глаза многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером , какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

2 В процессе беседы родители должны чувствовать , что у педагога нет иной цели, кроме оказания помощи. Это будет способствовать росту доверия и повышать педагогическую эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств, членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую «педагогическую надежду» у родителей

3 Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведение анкетирования, т. е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы) .

Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка . На данном этапе планируется конкретное содержание работы , выбираются формы сотрудничества .

Все формы с родителями подразделяются на слайд 13

1. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы) . Это совместные мероприятия педагогов и родителей . Некоторые из них подразумевают участие и детей. 2. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников .

3 .Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями

Слайд 14 традиционные и нетрадиционные.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения .

слайд 15 Они направлены на установление неформальных контактов с родителями , привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой форм уже накоплено многообразие нетрадиционных, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей . Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

предлагаю следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

Нетрадиционные формы организации общения

педагогов и родителей

Слайд16 Формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т. д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы , организовать подготовительную работу , а родители участвуют в оформлении , подготовке поощрительных призов, оценке результатов

слайд17 Формы досуга - подготовка , проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.

Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др

Наглядные формы : библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей , открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями , фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др .

Слайд18 Созданная система работы дошкольного учреждения с родителями , основанная на реализации главного принципа – вовлечение семьи в жизнь детского сада, в целях создания единого пространства развития ребенка; позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей , о чём свидетельствуют следующие результаты

Активное участие родителей в жизни детского сада (регулярное посещение мероприятий, участие родителей в реализации проектов по благоустройству участков и оформлению групп и т . д.)

Наличие положительных отзывов о работе дошкольных групп .

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Главной задачей воспитания детей считается формирование и развитие сильных и здоровых, разносторонне развитых личностей, которые всегда придут на помощь в трудную минуту. Детей дошкольного возраста можно воспитывать исключительно дома, но чаще всего это делают в дошкольных учреждениях. Воспитание малышей в детских садиках осуществляют педагогические работники, психологи и логопеды.

Однако не зря говорят, что следующим этапом после домашнего воспитания является детский сад. Работа с родителями является обязательной в дошкольном учреждении. Педагоги обязаны проводить периодические воспитательные беседы с детьми и их родителями, которые, в свою очередь, должны знать о развитии своего чада вне дома. Для максимального эффекта родители должны помогать работникам детского сада в формировании у ребенка и выносливости, различных способностей и умений.

Работа с родителями в детском саду позволит улучшить поведение ребенка в группе, поскольку семейное окружение оказывает большое влияние малыша. Отец и мать считаются для детей большим авторитетом. Очень важно формировать у малышей нравственные качества. Для этого необходимо проводить знакомить их с особенностями Педагогический работник детского сада может порекомендовать родителям ребенка обращать внимание на словесные методы общения, чаще выполнять различные упражнения с использованием основ нравственного поведения.

Работа с родителями в детском саду помогает улучшить эстетическое развитие дошкольников. Здесь в ходе специальных занятий реализуются возможности по раскрытию различных творческих потенциалов воспитанников. Многие занятия по развитию креативного подхода дети могут выполнять в семье в присутствии старших (рисование, лепка, квилинг, народное творчество).

Работа с родителями в детском саду предполагает коллективную и индивидуальную Некоторые папы и мамы не понимают важность взаимодействия с воспитателем. Порой дети не хотят заниматься своим любимым делом (иногда из-за непонимания их предпочтений). В таком случае общаться с родителями надо индивидуально. С помощью бесед педагог может установить такие отношения между участниками воспитательного процесса, которые будут основываться на взаимном уважении. Иногда воспитатель может дать родителям определенные рекомендации по развитию или воспитанию их отпрыска.

В детском саду могут быть разнообразными: различные консультации, выставки детских рисунков, тематические занятия с участием родителей, оформление фотомонтажей детского коллектива, собрания для родителей воспитанников детского сада, разнообразные экскурсии, тренинги, гостиные. Можно организовывать беседы с детьми и взрослыми, приглашать их принимать участие в подготовке праздников.

Воспитатель также может проводить семейный вернисаж в детском саду или посещать семьи воспитанников на дому. Работа с родителями в детском саду предполагает информирование родительского комитета обо всех происходящих интересных моментах в группе. Такая работа может проводиться с коллективом или индивидуально (на усмотрение воспитателя).

Основной формой групповой работы считается общее родительское собрание, которое предполагает установление между родителями и педагогом дружеской атмосферы, а также решение важных вопросов на уровне группы или всего детского сада. Собрание должно периодически проводиться один раз в два месяца. Одной из целей таких собраний является повышение уровня сознательной активности и воспитательной деятельности родителей, развитие их творческой инициативы и ответственности.

mob_info