«Интегративный лагерь для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и здоровых детей «Наша Солнечная смена. «Интегративный лагерь для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, и здоровых детей «Наша Солнечная смена Обеспече

личность психология адаптация индивидуализация

Интеграция - состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, в процесс, ведущий к такому состоянию.

Социальная интеграция предполагает упорядочение, бесконфликтные отношения между индивидом, организациями, государством и т.п. В процессе вхождения в различные типы социальных общностей личность интегрирует социальные отношения, устойчивую систему связей индивидов, сложившихся в ходе их взаимодействия в условиях социальной среды.

Социальные отношения личности проявляются в деятельности и поведении человека как его социальные качества. Социальные качества обусловлены типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Социальные качества человека охватывают: социально-определенную цепь его деятельности; занимаемые социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется понятием социальный тип личности. Естественно, когда речь идет о личностях как членах социальных общностей, слоев, групп, социальных институтов и социальных формирований, то имеют в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Основания для социальной типологизации личностей самые различные, но важнейшие из них статус и роль в системе общественных отношений.

Иными словами, социальную определенность личности следует выводить из ее объективной интегрированности в различные социальные общности, из ее положения в системе общественного производства, реализации ею общественных функций и т.п.

Выделяется четыре уровня интеграции личности.

На первом уровне происходит интеграция личности в социально-экономические отношения, которая опосредуется в детстве и юности родительским домом, а затем трудовой деятельностью. Могут возникнуть противоречия между заложенными родителями в процессе воспитания направленностью, формами интеграции личности в социально-экономические отношения и реальным ее осуществлением и т.п. Так, людям 30-40-летнего возраста, формировавшимися в условиях абсолютного государства, государственной собственности в экономике и высокого уровня социальной защищенности, трудно входить в рыночную систему с имеющимися у них ценностными ориентациями на получение покровительства от государства и т.п.

Второй уровень интеграции личности в обществе - функциональная интеграция. Общественную жизнь нельзя свести к социально-экономическим отношениям. Функциональная интеграция представляет чрезвычайно сложное и многослойное переплетение социальных связей. Индивид интегрируется в общество путем реализации множества функций на различных уровнях социальной жизни. Любой человек реализует функции в семье, студенческом или трудовом коллективе, в качестве жильца дома, в кругу друзей и знакомых и т.п. В ряде случаев возникает конфронтация между социальными требованиями, представляемыми ему в различных функциях, как это наблюдается в сочетании выполнения обязанностей женщиной и матери, и работницы. Наличие возможностей смены социальных функций выступает постоянным стимулом роста и созревания личности. Молодой человек принимает на себя родительские обязанности, в профессиональной сфере - начинает исполнять более сложные задачи. Процесс развития личности не есть непрерывный подъем.

Ей приходится овладевать и стариковской ролью с приближением пенсионного возраста, случаются явления дезинтеграции, наступает «разгрузка» в профессиональной деятельности, возможна потеря супруга, ограничение социальных связей узким кругом людей и т.п.

Третий уровень интеграции личности в обществе - нормативная интеграция, состоящая в усвоении человеком социальных норм, правил поведения привычек и других нематериальных регуляторов. Вследствие формируются ценностные установки личности и система побуждений к действиям. В современных условиях основная проблема нормативной интеграции личности в общественные структуры - противоречивость социальных норм, функционирующих в обществе, что обусловлено переходным состоянием общественной жизни и дифференциацией социальных интересов на экономической, идеологической, национальной и региональной основе. Противоречивость начинает проявляться и на уровне микроструктуры, в малых социальных группах, где в основном происходит процесс овладения человеком социальными нормами поведения и их апробирования.

Четвертый уровень интеграции личности в обществе - межличностная интеграция, которая складывается установлением положительных связей личностей в социальных общностях. Термин положительная связь можно интерпретировать по аналогии с социометрическими измерениями, когда индивид называет определенное количество других людей, по его мнению, симпатизирующие ему и которым он отвечает тем же, людей, с которыми он любит вместе работать, охотно беседует, обменивается мыслями, доверяет и хорошо знает. Личные отношения регулируют поведение личностей и целых коллективов, опосредуют систему воспитания. Возможностей поддерживать личные отношения бывает в деревне больше, чем в крупном городе, в жилых районах города со стабильным и давно проживающим населением - больше, чем в районах-новостройках и т.п. Межличностную интеграцию необходимо учитывать при осуществлении социального управления, особенно в малых группах в трудовых коллективах.

Уровни интеграции личности в обществе взаимосвязаны и обеспечивают высокую степень интегрированности человека в социальные общности. Любая социальная общность стремится к тому, чтобы личность вела более или менее идентично принятым в группе нормам и ожиданиям. Уровень требований по поводу идентичности зависит от широты и значимости набора ролей, которые в пределах общности реализует человек, от сплоченности общности, от форм регламентации поведений членов общества. Социальная общность обусловливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную роль в соответствии со способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами, трудовых и других качеств, которыми личность должна обладать и которым соответствовать. Механизм контроля за реализацией социальной роли личностью в соответствии с определенными ролевыми нормами. Вместе с тем, интегрируясь в социальные общности личность, сохраняет автономию и свободу выбора, которая, правда, имеет свои пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенных обстоятельствами социальной среды, среди возможных конкретных путей их реализации.

Автономия личности проявляется и в том, что человек способен дистанцироваться от той роли, которую он выполняет, «иронизировать» над собой и даже ненавидеть себя за выполнение того или иного ролевого предписания, как часто бывает в условиях тоталитарных режимов в силу конфликта между социальными требованиями и нравственными общечеловеческими ценностями. Демократичное и плюралистичное общество создает условия для активного выбора личностью социальных ролей на основе собственных ценностных ориентации.

Конечно же, интеграция личности в различные типы социальных общностей осуществляется на основе взаимовлияния социального определения и активной сознательной деятельности личности.

Место проведения смен — Олимпийская деревня Сочи

Это место, где дети и родители играют вместе, превращаются в сказочных героев, звезд кино и эстрады.

Это место, где начинаешь видеть себя совершенно с другой стороны, место, где вы обнаруживаете новые качества в себе и в своих близких.

Это незабываемые и увлекательные экскурсии, знакомства с новыми людьми и .

Это интересные мастер классы, творческие мастерские, консультации специалистов, родительские группы, детские занятия.

Это новый вид реабилитации без медицинских процедур для детей, подростков и людей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация, осуществляемая посредством позитивных эмоций и новых впечатлений. Реабилитация, которая помогает семье сплотиться еще сильнее, зарядиться новыми силами и верой в себя и своих близких.

Это отдых без хлопот и ненужной суеты (у Вас нет необходимости искать место для отдыха и трансфер, придумывать развлечения и занятия, искать экскурсии и тратить на них большие деньги. У нас все продумано, организовано и спланировано).

Это место, где Вас ждет много приятных сюрпризов!

Это место, где сбываются мечты!

Семья — это самое главное, что есть в жизни любого человека. Безусловно, это очень полезное занятие – проводить время вместе со своей семьей на отдыхе.

Данная программа – это семейная история, которая началась летом 2013 года. Первые смены были проведены в Республике Башкортостан. В 2014 году проект «Семейно-интегративные смены» был удостоен гранта Президента РФ, на который были проведены три смены в городе Анапе.

Программа работает по принципу круглогодичного лагеря, единственное отличие — вместе с детьми из-за индивидуальных потребностей в программе участвуют их родители. Цель программы – обеспечение всех детей и молодых людей с особенностями развития полноценной общественной жизнью. Основными задачами программы являются интеграция детей в социум, их социокультурная реабилитация и адаптация.

«Звездный лагерь», второе название программы присвоено неслучайно, так как с самой первой смены «фишка» ЗЛ знакомство с известными людьми: актеры, певцы, фигуристы и т.д.

С 2013 — 2016 г. в ЗЛ побывало 780 человек из 17 регионов России.

С самого начала реализации программы руководители старались создать необходимые условия, учитывая особые потребности ее участников. Не во многих гостиницах и санаториях создана доступная среда, из за чего отдых людей с особенностями развития часто бывает некомфортным. Благодаря сотрудничеству с отелем с Олимпийской деревней программа «Семейно-интегративные смены» в 2015 году обрела дом, отвечающий всем основным и дополнительным требованиям в области безбарьерной среды. На всей территории отеля построены пандусы, тротуары со специальным покрытием, внедрена специальная система информирования. В зданиях реализованы специальные решения, позволяющие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя комфортно и уютно во время отдыха. Среди них – близость моря, выход к морю с ровными пешеходными и вело-дорожками, которые сделаны по Международным стандартам поручни, бортики, напольное покрытие, дверные проемы без перепадов высот, автоматизированные устройства для открывания и закрывания дверей и многое другое, а главное финансовая доступность участникам программы.

Перед семьями, воспитывающими детей с синдромом Дауна, одним из значимых вопросов, по-прежнему остается отношение общества к детям с проблемами в развитии. Многие специалисты видят решение этой проблемы в ранней интеграции детей с синдромом Дауна в общество здоровых сверстников (например, обучение особенных детей в специальных классах массовых школ). В многочисленных исследованиях показано, что выпускники коррекционных школ страдают от большего числа недостатков, чем их сверстники из специальных классов массовых школ, социальная адаптация которых проходит значительно легче. На ранних этапах развития ребенка созданы определенные условия для включения детей с синдром Дауна в процесс социализации в виде специализированного или интегративного обучения. В подростковом возрасте актуальность вопросов по включенности детей данным хромосомным нарушением и их семей в социум становится более актуальной. Это связано с тем, что дети вступают в половозрелый возраст, что влечет за собой эмоциональную нестабильность, конфликты с родителями и сверстниками. В этот период напряженность внутри семьи в связи с предстоящим завершением обучения и необходимостью трудоустройства с одной стороны, и трудностями прохождения подросткового возраста с другой стороны, существенно обостряются в связи с этим необходима инфраструктура услуг по социализации детей синдромом Дауна в подростковом и юношеском возрасте, а также работе с семьями, где они воспитываются.

Цель проекта: создание условий для обогащения социального опыта всех участников интегративного лагеря, нравственного и когнитивного развития как детей с синдромом Дауна, так и здоровых детей, формирования толерантного поведения у детей и взрослых.

1. Социально-педагогические:

Обогатить социальный (коммуникативный и нравственный) опыт детей и взрослых;

Повысить уровень толерантности к индивидуальным и физическим особенностям сверстников.

2. Психологические:

Активизировать когнитивное развитие детей с синдромом Дауна через социальные акты коммуникации;

Исключить формирование чувства превосходства или развития комплекса неполноценности.

Создать условия для подражания детьми с ограниченными возможностями «здоровому» типу поведения как поведенческой норме социума;

Исключить социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

3. Психотерапевтические:

Способствовать решению внутриличностных проблем у женщин, воспитывающих детей с синдромом Дауна;

4. Социально-правовые:

Информировать родителей об изменениях в законодательстве по вопросам поддержки семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, информирование о краевых целевых программах «Доступная среда» и «Дети Алтая».

mob_info