Как тело и разум работают вместе. Психосоматика: Гнев, горечь и раздражение накапливаются в печени. Можно глубже понять «разум тела», если постараться увидеть все аспекты физической и психологической жизни

Экология здоровья: Эта книга остается захватывающим рассказом о тесных взаимоотношениях разума и тела человека...

Книга остается свежим и волнующим, возбуждающим и захватывающим рассказом о тесных взаимоотношениях разума и тела человека. Она четко показывает, как конфликтные ситуации, страхи, чувство тоски или подавленности могут напрямую негативно повлиять на ваш организм и вызвать более или менее стойкие расстройства его деятельности, препятствовать нормальному осуществлению функций самых различных органов - от пяток до корней волос.

Практически во всех прекрасных работах по вопросам медицины и врачевания часто опущена одна базо­вая концепция, по-видимому как неуместная. Это - взаимоотношения между разумом и телом, которые, возможно, прямо влияют на состояние здоровья и на нашу способность к выздоровлению .

Тот факт, что эти взаимоотношения действительно существуют и очень важны, только сейчас начинает признаваться; глубже их истинное значение для человека нам еще пред­стоит узнать и принять.

Только когда мы изучим нео­бычные взаимосвязи между всеми аспектами нашей личности (нашими потребностями, бессознательными реакциями, подавленными эмоциями, желаниями и страхами) и функционированием физиологических систем организма, их способностью к саморегуляции, только тогда мы начнем ясно понимать, насколько велика мудрость нашего тела.

Имея чрезвычайно слож­но устроенные системы и функции, человеческий организм проявляет безграничный ум и сочувствие, постоянно давая нам средства для дальнейшего само­познания, противостояния непредвиденным ситуациям и выхода за пределы нашей субъективности. Бессоз­нательные энергии, лежащие в основе каждого наше­го действия, проявляются так же, как и сознательные мысли и чувства.

Чтобы понять эту связь тела и разума, мы должны, в первую очередь, уяснить, что тело и разум - это единое целое . Обычно мы рассматриваем собственное тело как что-то, что мы носим с собой (часто не совсем то, что хотелось бы). Это «что-то» легко по­вреждается, нуждается в тренировках, в регулярном приеме пищи и воды, в определенном количестве сна и периодических проверках. Когда происходят непо­ладки, это доставляет нам неприятности, и мы ведем свое тело к врачу, веря, что он или она способны «починить» его быстрее и лучше. Что-то сломалось - и мы это «что-то» неподвижно фиксируем, будто это неодушевленный предмет, лишенный разума. Если тело функционирует хорошо, мы чувствуем себя счастли­выми, бодрыми и энергичными. Если нет, становимся раздражительными, расстроенными, подавленными, переполняясь жалостью к самим себе.

Такой взгляд на тело представляется досадно огра­ниченным. Он отрицает сложность энергий, опреде­ляющих целостность нашего организма, - энергий, которые непрерывно сообщаются и перетекают друг в друга, зависят от наших мыслей, чувств и физиоло­гических функций различных частей нашего суще­ства. Нет разницы между тем, что происходит в наших умах и тем, что происходит в наших телах. Поэтому мы не можем существовать отдельно от тела, в котором заключена наша жизнь.

Обратите внима­ние: в английском языке для указания на кого-нибудь значительного используется слово «somebody», что означает одновременно и «некто», и «важная персо­на», тогда как незначительную личность определяют словом «nobody», то есть, «никто», или «ничтоже­ство».

Наши тела - это мы. Состояние нашего бытия есть непосредственный результат взаимодействия мно­гочисленных аспектов существования. Выражение «У меня болит рука» равнозначно выражению «Боль внутри меня проявляется в моей руке». То, что выражает боль в руке, не отличается от словесного выражения дисфории или смущения. Говорить, что различие име­ется, - это значит игнорировать неотъемлемую часть целостного человеческого существа. Лечить только руку - значит игнорировать источник той боли, которая проявилась в руке. Отрицать связь тело-разум - это значит отказываться от возможности, которую дает нам тело: увидеть, признать и устранить внутреннюю боль.

Эффект взаимодействия тела и разума легко про­демонстрировать. Известно, что чувство тревоги или беспокойства по любому поводу может привести к расстройству желудка, запору или головной боли, к несчастным случаям. Доказано, что стресс может привести к язве желудка или к инфаркту; что депрессия и тоска делают наши тела тяжелыми и вялыми - у нас мало энергии, мы теряем аппетит или едим слиш­ком много, чувствуем боль в спине или напряжение в плечах. И наоборот, ощущение радости и счастья увеличивает наши жизненные силы и энергию: мы меньше нуждаемся во сне и чувствуем себя бодрыми, меньше подвержены простудам и другим инфекцион­ным болезням, поскольку наши тела становятся здоро­выми и, следовательно, лучше сопротивляются им.

Можно глубже понять «разум тела», если постараться увидеть все аспекты физической и психологической жизни. Нужно учиться понимать, что все, что случается с нашим физическим телом, должно нами контролиро­ваться, что мы не просто жертвы и вовсе не должны страдать до тех пор, пока боль не пройдет. Все, что мы познаем внутри тела, является интегральной час­тью нашего целостного существования.

Концепция «разума тела» основана на вере в един­ство и целостность каждого человеческого существа. Хотя целостность личности обусловлена множеством различных аспектов, они не могут быть изолированы друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодей­ствии друг с другом, все зная друг о друге в любой момент.

Формула «разума тела» отражает психологи­ческую и соматическую гармонию: тело - это про­сто грубое проявление тонкости ума . «Кожа неотде­лима от эмоций, эмоции неотделимы от спины, спина неотделима от почек, почки неотделимы от воли и желаний, воля и желания неотделимы от селезенки, а селезенка неотделима от половой близости», - писа­ла Диана Конелли в книге «Традиционная акупункту­ра: закон пяти элементов» (Dianne Connelly «Traditional Acupuncture: The Law of the Five Elements»).

Полное единство тела и разума отражается в со­стояниях здоровья и болезни. Каждое из них является средством, с помощью которого «разум тела» сообща­ет нам о том, что происходит под телесной оболочкой.

Например, болезнь или несчастный случай часто со­впадают по времени со значительными переменами в жизни: переездом на новую квартиру, новым браком или сменой места работы. Внутренние конфликты в этот период легко выводят нас из равновесия, в резуль­тате чего возникает ощущение неопределенности и страха. Мы становимся открытыми и беззащитными перед любыми бактериями или вирусами. В то же время болезнь дает нам передышку, время, необходимое для перестройки и приспособления к изменившимся обстоятельствам. Болезнь говорит нам, что мы должны прекратить что-либо делать: она дает нам пространство, в котором мы можем восстановить связь с теми частями себя, с которыми мы перестали соприкасаться. Кро­ме того, она позволяет увидеть в перспективе значе­ние наших отношений и общения. Так проявляется мудрость разума тела в действии, разум и тело посто­янно воздействуют друг на друга и работают сообща.

Передача сигналов от разума к телу осуществля­ется посредством сложной системы, включающей кро­вообращение, нервы и множество гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции. Этот чрезвычайно сложный процесс регулируется гипофи­зом и гипоталамусом. Гипоталамус - это небольшой участок головного мозга, который контролирует мно­гие функции организма, включая терморегуляцию и частоту сердечных сокращений, а также деятельность симпатической и парасимпатической нервных систем. Многочисленные нервные волокна со всего головного мозга сходятся в гипоталамусе, благодаря чему психо­логическая и эмоциональная активность связываются с телесными функциями. Например, вагусный нерв из гипоталамуса идет прямо к желудку - отсюда и желудочные проблемы, вызванные стрессом или тре­вогой. Другие нервы тянутся к тимусу и селезенке, то есть органам, продуцирующим иммунные клетки и регулирующим их функцию.

Иммунная система обладает огромным потенциа­лом защиты, отторгая все, что может быть для нас вредным, но и она тоже подчинена головному мозгу через нервную систему. Поэтому она напрямую стра­дает от психического стресса. Когда мы подвергаем­ся тяжелому стрессу любого происхождения, кора надпочечников выбрасывает гормоны, которые раз­рушают систему связи головной мозг-иммунитет, по­давляя иммунную систему и оставляя нас беззащитны­ми перед болезнями. Стресс - это не единственный фактор, который может запустить такую реакцию. Отрицательные эмоции - подавляемый или длитель­ный гнев, ненависть, ожесточение или депрессия, а также одиночество или тяжелая утрата - могут так­же угнетать систему иммунитета, стимулируя гипер­секрецию этих гормонов.

В головном мозге находится лимбическая система , представленная совокупностью структур, в число ко­торых входит и гипоталамус. Она выполняет две глав­ные функции :

  • регулирует автономную деятельность, например, поддерживает водный баланс организма, активность желудочно-кишечного тракта и секрецию гормонов,
  • объединяет эмоции челове­ка: иногда ее даже называют «гнездом эмоций».

Лимбическая активность связывает наше эмоциональное состояние с эндокринной системой, играя таким об­разом ведущую роль во взаимоотношениях тела и разума. Лимбическая активность и функционирование гипоталамуса непосредственно регулируются корой головного мозга, которая отвечает за все формы интеллектуальной деятельности, включая мышление, память, восприятие и понимание.

Именно кора головного мозга начинает «бить тре­вогу» в случае восприятия любой угрожающей жизни активности. (Восприятие не всегда соответствует ис­тинной угрозе для жизни. Например, стресс воспри­нимается телом как смертельная опасность, даже если мы думаем, что это не так). Сигнал тревоги воздей­ствует на структуры лимбической системы и гипота­ламуса, которые, в свою очередь, влияют на секре­цию гормонов, на функционирование иммунной и нервной систем. Поскольку все это предупреждает об опасности и готовит к встрече с ней, то неудиви­тельно, что телу не до отдыха. Все это приводит к напряжению мышц, нервозному замешательству, спаз­мам кровеносных сосудов, нарушению функциониро­вания органов и клеток.

Чтобы не впасть в состояние тревоги при чтении этих строк, следует помнить, что такую реакцию вызывает не событие само по себе, а наше отноше­ние к нему. Как сказал Шекспир: «Сами по себе вещи ни плохие, ни хорошие, они такие лишь в нашем представлении» . Стресс - это наша психоло­гическая реакция на событие, но не само событие. Систему тревоги запускает не быстрая и легко исче­зающая из памяти волна гнева или отчаяния, а накап­ливающееся действие постоянных или длительно по­давляемых отрицательных эмоций. Чем дольше сохра­няется неотреагированное психическое состояние, тем больший вред оно может причинить, истощая сопро­тивляемость «разума тела» и непрерывно распростра­няя потоки отрицательной информации.

Однако всегда есть возможность это состояние изменить, потому что мы всегда можем поработать над собой и перейти от простой реактивности к осознанной ответственности, от субъективности к объективности. Например, если дома или на работе мы постоянно подвергаемся воздействию шума, то мы можем реагировать на это нарастающей раздражи­тельностью, головной болью и повышением артери­ального давления; в то же время мы можем, объек­тивно оценив ситуацию, попытаться найти позитивное решение. Послание, которое мы передаем нашему телу, - раздражение или принятие, - это тот сиг­нал, на который оно будет отвечать.

Повторение отрицательных мысленных шаблонов и установок, таких как беспокойство, вина, ревность, гнев, постоянная критичность, страх и др., способно причинить нам гораздо больше вреда, чем любая внешняя ситуация. Наша нервная система целиком находится под конт­ролем «центрального регулирующего фактора», конт­рольного центра, который у человека называется личностью. Другими словами, все ситуации в нашей жизни не являются ни отрицательными, ни положи­тельными - они существуют сами по себе. И только наше личностное отношение определяет их принад­лежность к той или иной категории .

Наши тела отражают все случившееся и пережи­тое нами, все движения, удовлетворение потребнос­тей и действия; мы вмещаем в себе все, что случалось с нами. Тело и в самом деле запечатлевает все пере­житое ранее: события, эмоции, стрессы и боли за­перты внутри телесной оболочки. Хороший терапевт, понимающий разум тела, может прочесть всю историю жизни человека, глядя на его телосложение и позу, наблюдая его свободные или закрепощенные движе­ния, отмечая области напряжения, а заодно и особен­ности перенесенных травм и болезней. Наши тела становятся «ходячей автобиографией», особенности телосложения отражают наш опыт, травмы, беспокой­ства, тревоги и отношения.

Характерная поза - ко­гда один стоит, приниженно согнувшись, другой стоит прямо, готовый к защите - формируется в ранней молодости и «встраивается» в нашу исконную структуру.

Точно так, как тело отражает все, что происхо­дит в сознании человека, так и сознание испытывает боль и дискомфорт, когда страдает тело. Универсаль­ного закона кармы о причине и следствии избежать невозможно. Каждое явление жизни человека должно иметь свою причину. Каждому проявлению человече­ской телесности должен предшествовать определен­ный образ мыслей или эмоциональный статус. Пара­маханса Йогананда (Paramahansa Yogananda) говорит:

"Существует природная связь между разумом и телом. Что бы вы ни держали в своем уме, все отразится в вашем физиче­ском теле. Любые враждебные чувства или жестокость по отношению к другому, сильная страсть, неотступная зависть, мучительная тревога, вспышки горячности - все это действи­тельно разрушает клетки организма и вызывает развитие болезней сердца, печени, почек, селезенки, желудка и т.д. Беспокой­ство и стрессы привели к новым смертельным заболеваниям, высокому кровяному давлению, поражениям сердца и нервной системы, к раку. Боли, которые терзают физическое тело, - это вторичные болезни." опубликовано

Из книги Дебби Шапиро "Разум лечит тело"

Здоровье человека - это результат сложного комплексного взаимо­влияния духовной и телесной «частей» организма. Книга подробно и доходчиво рассказывает, как происходит их взаимодействие на разных уровнях, что можно и что нужно делать с целью поддержать или откорректировать его, а следовательно, обеспечить себе счастливое долголетие без болезней и одряхления.

***

Глава 1
ВМЕСТИЛИЩЕ ВЕЛИКОЙ МУДРОСТИ

Любая упорная мысль отзывается в теле человека.
Уолт Уитмен

Практически во всех прекрасных работах по вопросам медицины и врачевания часто опущена одна базо­вая концепция, по-видимому как неуместная. Это - взаимоотношения между разумом и телом, которые возможно прямо влияют на состояние здоровья и на нашу способность к выздоровлению.

Тот факт, что эти взаимоотношения действительно существуют и очень важны, только сейчас начинает признаваться; глубже их истинное значение для человека нам еще пред­стоит узнать и принять.

Только когда мы изучим нео­бычные взаимосвязи между всеми аспектами нашей личности (нашими потребностями, бессознательными реакциями, подавленными эмоциями, желаниями и страхами) и функционированием физиологических систем организма, их способностью к саморегуляции, только тогда мы начнем ясно понимать, насколько велика мудрость нашего тела.

Имея чрезвычайно слож­но устроенные системы и функции, человеческий организм проявляет безграничный ум и сочувствие, постоянно давая нам средства для дальнейшего само­познания, противостояния непредвиденным ситуациям и выхода за пределы нашей субъективности.

Бессоз­нательные энергии, лежащие в основе каждого наше­го действия, проявляются так же, как и сознательные мысли и чувства.

Чтобы понять эту связь тела и разума, мы должны, в первую очередь, уяснить, что тело и разум - это единое целое. Обычно мы рассматриваем собственное тело как что-то, что мы носим с собой (часто не совсем то, что хотелось бы). Это «что-то» легко по­вреждается, нуждается в тренировках, в регулярном приеме пищи и воды, в определенном количестве сна и периодических проверках.

Когда происходят непо­ладки, это доставляет нам неприятности, и мы ведем свое тело к врачу, веря, что он или она способны «починить» его быстрее и лучше. Что-то сломалось - и мы это «что-то» неподвижно фиксируем, будто это неодушевленный предмет, лишенный разума.

Если тело функционирует хорошо, мы чувствуем себя счастли­выми, бодрыми и энергичными. Если нет, становимся раздражительными, расстроенными, подавленными, переполняясь жалостью к самим себе.

Такой взгляд на тело представляется досадно огра­ниченным. Он отрицает сложность энергий, опреде­ляющих целостность нашего организма, - энергий, которые непрерывно сообщаются и перетекают друг в друга, зависят от наших мыслей, чувств и физиоло­гических функций различных частей нашего суще­ства.

Нет разницы между тем, что происходит в наших умах и тем, что происходит в наших телах. Поэтому мы не можем существовать отдельно от тела, в котором заключена наша жизнь.

Обратите внима­ние: в английском языке для указания на кого-нибудь значительного используется слово «somebody», что означает одновременно и «некто», и «важная персо­на», тогда как незначительную личность определяют словом «nobody», то есть, «никто», или «ничтоже­ство».

Наши тела - это мы. Состояние нашего бытия есть непосредственный результат взаимодействия мно­гочисленных аспектов существования. Выражение «У меня болит рука» равнозначно выражению «Боль внутри меня проявляется в моей руке».

То, что выражает боль в руке, не отличается от словесного выражения дисфории или смущения. Говорить, что различие име­ется, - это значит игнорировать неотъемлемую часть целостного человеческого существа.

Лечить только руку - значит игнорировать источник той боли, которая проявилась в руке. Отрицать связь тело-разум - это значит отказываться от возможности, которую дает нам тело: увидеть, признать и устранить внутреннюю боль.

Эффект взаимодействия тела и разума легко про­демонстрировать. Известно, что чувство тревоги или беспокойства по любому поводу может привести к расстройству желудка, запору или головной боли, к несчастным случаям.

Доказано, что стресс может привести к язве желудка или к инфаркту; что депрессия и тоска делают наши тела тяжелыми и вялыми - у нас мало энергии, мы теряем аппетит или едим слиш­ком много, чувствуем боль в спине или напряжение в плечах.

И наоборот, ощущение радости и счастья увеличивает наши жизненные силы и энергию: мы меньше нуждаемся во сне и чувствуем себя бодрыми, меньше подвержены простудам и другим инфекцион­ным болезням, поскольку наши тела становятся здоро­выми и, следовательно, лучше сопротивляются им.

Можно глубже понять «разум тела», если постараться увидеть все аспекты физической и психологической жизни.

Нужно учиться понимать, что все, что случается с нашим физическим телом, должно нами контролиро­ваться, что мы не просто жертвы и вовсе не должны страдать до тех пор, пока боль не пройдет. Все, что мы познаем внутри тела, является интегральной час­тью нашего целостного существования.

Концепция «разума тела» основана на вере в един­ство и целостность каждого человеческого существа. Хотя целостность личности обусловлена множеством различных аспектов, они не могут быть изолированы друг от друга.

Они находятся в постоянном взаимодей­ствии друг с другом, все зная друг о друге в любой момент. Формула «разума тела» отражает психологи­ческую и соматическую гармонию: тело - это про­сто грубое проявление тонкости ума.

«Кожа неотде­лима от эмоций, эмоции неотделимы от спины, спина неотделима от почек, почки неотделимы от воли и желаний, воля и желания неотделимы от селезенки, а селезенка неотделима от половой близости», - писа­ла Диана Конелли в книге «Традиционная акупункту­ра: закон пяти элементов»

(Dianne Connelly «Traditional Acupuncture: The Law of the Five Elements»).

Полное единство тела и разума отражается в со­стояниях здоровья и болезни. Каждое из них является средством, с помощью которого «разум тела» сообщает нам о том, что происходит под телесной оболочкой.

Например, болезнь или несчастный случай часто совпадают по времени со значительными переменами в жизни: переездом на новую квартиру, новым браком или сменой места работы. Внутренние конфликты в этот период легко выводят нас из равновесия, в результате чего возникает ощущение неопределенности и страха.

Мы становимся открытыми и беззащитными перед любыми бактериями или вирусами.

В то же время болезнь дает нам передышку, время, необходимое для перестройки и приспособления к изменившимся обстоятельствам. Болезнь говорит нам, что мы должны прекратить что-либо делать: она дает нам пространство, в котором мы можем восстановить связь с теми частями себя, с которыми мы перестали соприкасаться.

Кро­ме того, она позволяет увидеть в перспективе значе­ние наших отношений и общения. Так проявляется мудрость разума тела в действии, разум и тело посто­янно воздействуют друг на друга и работают сообща.

Передача сигналов от разума к телу осуществля­ется посредством сложной системы, включающей кро­вообращение, нервы и множество гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

Этот чрезвычайно сложный процесс регулируется гипофи­зом и гипоталамусом. Гипоталамус - это небольшой участок головного мозга, который контролирует мно­гие функции организма, включая терморегуляцию и частоту сердечных сокращений, а также деятельность симпатической и парасимпатической нервных систем.

Многочисленные нервные волокна со всего головного мозга сходятся в гипоталамусе, благодаря чему психо­логическая и эмоциональная активность связываются с телесными функциями.

Например, вагусный нерв из гипоталамуса идет прямо к желудку - отсюда и желудочные проблемы, вызванные стрессом или тре­вогой. Другие нервы тянутся к тимусу и селезенке, то есть органам, продуцирующим иммунные клетки и регулирующим их функцию.

Иммунная система обладает огромным потенциа­лом защиты, отторгая все, что может быть для нас вредным, но и она тоже подчинена головному мозгу через нервную систему. Поэтому она напрямую стра­дает от психического стресса.

Когда мы подвергаем­ся тяжелому стрессу любого происхождения, кора надпочечников выбрасывает гормоны, которые раз­рушают систему связи головной мозг-иммунитет, по­давляя иммунную систему и оставляя нас беззащитны­ми перед болезнями.

Стресс - это не единственный фактор, который может запустить такую реакцию. Отрицательные эмоции - подавляемый или длитель­ный гнев, ненависть, ожесточение или депрессия, а также одиночество или тяжелая утрата - могут так­же угнетать систему иммунитета, стимулируя гипер­секрецию этих гормонов.

В головном мозге находится лимбическая система, представленная совокупностью структур, в число ко­торых входит и гипоталамус.

Она выполняет две глав­ные функции: регулирует автономную деятельность, например, поддерживает водный баланс организма, активность желудочно-кишечного тракта и секрецию гормонов, а кроме того, объединяет эмоции челове­ка: иногда ее даже называют «гнездом эмоций».

Лимбическая активность связывает наше эмоциональное состояние с эндокринной системой, играя таким об­разом ведущую роль во взаимоотношениях тела и разума. Лимбическая активность и функционирование гипоталамуса непосредственно регулируются корой головного мозга, которая отвечает за все формы интеллектуальной деятельности, включая мышление, память, восприятие и понимание.

Именно кора головного мозга начинает «бить тре­вогу» в случае восприятия любой угрожающей жизни активности. (Восприятие не всегда соответствует ис­тинной угрозе для жизни. Например, стресс воспри­нимается телом как смертельная опасность, даже если мы думаем, что это не так). Сигнал тревоги воздей­ствует на структуры лимбической системы и гипота­ламуса, которые, в свою очередь, влияют на секре­цию гормонов, на функционирование иммунной и нервной систем.

Поскольку все это предупреждает об опасности и готовит к встрече с ней, то неудиви­тельно, что телу не до отдыха. Все это приводит к напряжению мышц, нервозному замешательству, спаз­мам кровеносных сосудов, нарушению функциониро­вания органов и клеток.

Чтобы не впасть в состояние тревоги при чтении этих строк, следует помнить, что такую реакцию вызывает не событие само по себе, а наше отноше­ние к нему.

Как сказал Шекспир: «Сами по себе вещи ни плохие, ни хорошие, они такие лишь в нашем представлении». Стресс - это наша психоло­гическая реакция на событие, но не само событие. Систему тревоги запускает не быстрая и легко исче­зающая из памяти волна гнева или отчаяния, а накап­ливающееся действие постоянных или длительно по­давляемых отрицательных эмоций.

Чем дольше сохра­няется неотреагированное психическое состояние, тем больший вред оно может причинить, истощая сопро­тивляемость «разума тела» и непрерывно распростра­няя потоки отрицательной информации.

Однако всегда есть возможность это состояние изменить, потому что мы всегда можем поработать над собой и перейти от простой реактивности к осознанной ответственности, от субъективности к объективности.

Например, если дома или на работе мы постоянно подвергаемся воздействию шума, то мы можем реагировать на это нарастающей раздражи­тельностью, головной болью и повышением артери­ального давления; в то же время мы можем, объек­тивно оценив ситуацию, попытаться найти позитивное решение.

Послание, которое мы передаем нашему телу, - раздражение или принятие, - это тот сиг­нал, на который оно будет отвечать. Повторение отрицательных мысленных шаблонов и установок, таких как беспокойство, вина, ревность, гнев, постоянная критичность, страх и др., способно причинить нам гораздо больше вреда, чем любая внешняя ситуация.

Наша нервная система целиком находится под конт­ролем «центрального регулирующего фактора», конт­рольного центра, который у человека называется личностью.

Другими словами, все ситуации в нашей жизни не являются ни отрицательными, ни положи­тельными - они существуют сами по себе. И только наше личностное отношение определяет их принад­лежность к той или иной категории.

Наши тела отражают все случившееся и пережи­тое нами, все движения, удовлетворение потребнос­тей и действия; мы вмещаем в себе все, что случалось с нами. Тело и в самом деле запечатлевает все пере­житое ранее: события, эмоции, стрессы и боли за­перты внутри телесной оболочки.

Хороший терапевт, понимающий разум тела, может прочесть всю историю жизни человека, глядя на его телосложение и позу, наблюдая его свободные или закрепощенные движе­ния, отмечая области напряжения, а заодно и особен­ности перенесенных травм и болезней.

Наши тела становятся «ходячей автобиографией», особенности телосложения отражают наш опыт, травмы, беспокой­ства, тревоги и отношения. Характерная поза - ко­гда один стоит, приниженно согнувшись, другой стоит прямо, готовый к защите - формируется в ранней молодости и «встраивается» в нашу исконную структуру.

Считать, что тело представляет собой изолированно действующую механическую систему, значит упустить главное. Это значит - отказать себе в источнике великой мудрости, который доступен в любое время.

Точно так, как тело отражает все, что происхо­дит в сознании человека, так и сознание испытывает боль и дискомфорт, когда страдает тело. Универсаль­ного закона кармы о причине и следствии избежать невозможно.

Каждое явление жизни человека должно иметь свою причину. Каждому проявлению человече­ской телесности должен предшествовать определен­ный образ мыслей или эмоциональный статус. Пара­маханса Йогананда (Paramahansa Yogananda) говорит:

Существует природная связь между разумом и телом. Что бы вы ни держали в своем уме, все отразится в вашем физиче­ском теле. Любые враждебные чувства или жестокость по отношению к другому, сильная страсть, неотступная зависть, мучительная тревога, вспышки горячности - все это действи­тельно разрушает клетки организма и вызывает развитие болезней сердца, печени, почек, селезенки, желудка и т.д.

Беспокой­ство и стрессы привели к новым смертельным заболеваниям, высокому кровяному давлению, поражениям сердца и нервной системы, к раку. Боли, которые терзают физическое тело, - это вторичные болезни.

****

Шея

На уровне шеи мы из абстрактного вступаем в физи­ческое зачатие; поэтому сюда мы впускаем дыхание и пищу, которые поддерживают нас и обеспечивают физическое существование.

Шея - это мост «с дву­сторонним движением» между телом и разумом, кото­рый дает возможность абстрактному воплотиться в форму, а форме - выражать себя.

Через шею мыс­ли, идеи и концепции могут переходить в действие; в то же время здесь же могут высвобождаться внутрен­ние чувства, особенно исходящие из сердца. Пересе­чение этого «моста» на уровне шеи требует вовле­ченности и полного участия в жизни; недостаточная вовлеченность может привести к тяжелому разделе­нию тела и души.

Через горло мы «проглатываем» действительность. Следовательно, затруднения в этой области могут быть связаны с сопротивлением или нежеланием принять эту действительность и включить себя в нее.

Пища - это то, что поддерживает нас и сохраняет нашу жизнь; это символ питания в нашем мире, который часто используется для замещения соответствующих ему проявлений. А не часто ли нам говорили в дет­стве: «Проглоти свои слова», - и таким образом проглоти собственные чувства? Серж Кинг писал в книге «Воображайте на здоровье» (Serge King «Imagineering for Health»):

Мы стремимся ассоциировать пищу с идеями, что проявляется в таких выражениях, как «пища для ума», «ты считаешь, что это можно переварить?», «подавать под соусом», «эта неаппе­титная идея» или «его напичкали ложными представлениями».

Поэтому при подавлении реакций на неприемлемые идеи в горле, миндалинах и прилежащих к ним органах могут появ­ляться отечность и боль.

Аналогичная реакция может развиться в ответ на чувства других или ситуации, которые нам предлага­ют «проглотить», в то время как мы их находим «несъедобными».

Поскольку горло - это «мост, с двусторонним движением», то и проблемы в этой области могут в равной степени отражать как сопротивление необхо­димости «проглотить» неприемлемые явления действи­тельности, так и невозможность выпустить эмоции, будь то любовь, страсть, боль или гнев.

Если мы полагаем, что выражение этих эмоций по какой-то причине недопустимо или боимся последствий их выражения, мы их блокируем, а это приводит к накоплению энергии в горле. Такое «проглатывание» собственных чувств может вызывать сильное напря­жение в шее и расположенных здесь же миндалинах.

Легко прослеживается связь между шеей и пятой чакрой как центром божественной коммуникаций.

Шея служит также средством, позволяющим нам смотреть по сторонам, то есть, видеть все аспекты нашего мира. Когда шея становится жесткой и закре­пощенной, это ограничивает ее подвижность, что, в свою очередь, ограничивает кругозор.

Это указывает на то, что наши взгляды становятся узкими, что узким становится и наше мышление, что мы признаем толь­ко собственную точку зрения, видим только то, что находится прямо перед нами.

Это свидетельствует также об эгоцентричном упрямстве или жесткости. Такая закрепощенность ограничивает поток чувств: и коммуникаций между разумом и телом. Блокирование или стеснение в шее совершенно очевидно отделяет нас от переживания реакций и желаний нашего тела, а также от притока опыта из внешнего мира.

Так как шея относится к зачатию, она также представляет ощущение того, что мы имеем право быть здесь, ощущение причастности, ощущение соб­ственного дома. Если это ощущение утрачено, то разрушается цельное чувство уверенности и присут­ствия, в результате чего может появиться спазм или сужение горла.

В таких случаях бывает очень трудно что-то проглотить, энергия перестает поступать к нашему физическому существу. Это создает «синдром хиппи» («синдром уклонения»), который запускается чувствами отвержения и обиды.

Любая упорная мысль отзывается в теле человека.
Уолт Уитмен

Практически во всех прекрасных работах по вопросам медицины и врачевания часто опущена одна базовая концепция, по-видимому как неуместная. Это - взаимоотношения между разумом и телом , которые возможно прямо влияют на состояние здоровья и на нашу способность к выздоровлению.

Тот факт, что эти взаимоотношения действительно существуют и очень важны, только сейчас начинает признаваться; глубже их истинное значение для человека нам еще предстоит узнать и принять.

Только когда мы изучим необычные взаимосвязи между всеми аспектами нашей личности (нашими потребностями, бессознательными реакциями, подавленными эмоциями, желаниями и страхами) и функционированием физиологических систем организма, их способностью к саморегуляции, только тогда мы начнем ясно понимать, насколько велика мудрость нашего тела .

Имея чрезвычайно сложно устроенные системы и функции, человеческий организм проявляет безграничный ум и сочувствие, постоянно давая нам средства для дальнейшего само­познания, противостояния непредвиденным ситуациям и выхода за пределы нашей субъективности.

Бессоз­нательные энергии, лежащие в основе каждого нашего действия, проявляются также, как и сознательные мысли и чувства.

Чтобы понять эту связь тела и разума, мы должны, в первую очередь, уяснить, что тело и разум - это единое целое. Обычно мы рассматриваем собственное тело как что-то, что мы носим с собой (часто не совсем то, что хотелось бы) .

Это «что-то» легко по­вреждается, нуждается в тренировках, в регулярном приеме пищи и воды, в определенном количестве сна и периодических проверках.

Когда происходят неполадки, это доставляет нам неприятности, и мы ведем свое тело к врачу, веря, что он или она способны «починить» его быстрее и лучше. Что-то сломалось - и мы это «что-то» неподвижно фиксируем, будто это неодушевленный предмет, лишенный разума.

Если тело функционирует хорошо, мы чувствуем себя счастли­выми, бодрыми и энергичными. Если нет, становимся раздражительными, расстроенными, подавленными, переполняясь жалостью к самим себе.

Такой взгляд на тело представляется досадно огра­ниченным. Он отрицает сложность энергий, опреде­ляющих целостность нашего организма, - энергий, которые непрерывно сообщаются и перетекают друг в друга , зависят от наших мыслей, чувств и физиоло­гических функций различных частей нашего суще­ства.

Нет разницы между тем, что происходит в наших умах и тем, что происходит в наших телах. Поэтому мы не можем существовать отдельно от тела, в котором заключена наша жизнь.

Обратите внима­ние : в английском языке для указания на кого-нибудь значительного используется слово «somebody», что означает одновременно и «некто», и «важная персо­на», тогда как незначительную личность определяют словом «nobody», то есть, «никто», или «ничтоже­ство».

Наши тела - это мы. Состояние нашего бытия есть непосредственный результат взаимодействия многочисленных аспектов существования. Выражение «У меня болит рука» равнозначно выражению «Боль внутри меня проявляется в моей руке».

То, что выражает боль в руке, не отличается от словесного выражения дисфории или смущения. Говорить, что различие име­ется, - это значит игнорировать неотъемлемую часть целостного человеческого существа.

Лечить только руку - значит игнорировать источник той боли, которая проявилась в руке. Отрицать связь тело-разум - это значит отказываться от возможности, которую дает нам тело: увидеть, признать и устранить внутреннюю боль.

Эффект взаимодействия тела и разума легко про­демонстрировать. Известно, что чувство тревоги или беспокойства по любому поводу может привести к расстройству желудка , запору или головной боли, к несчастным случаям.

Доказано, что стресс может привести к язве желудка или к инфаркту; что депрессия и тоска делают наши тела тяжелыми и вялыми - у нас мало энергии, мы теряем аппетит или едим слиш­ком много, чувствуем боль в спине или напряжение в плечах.

И наоборот, ощущение радости и счастья увеличивает наши жизненные силы и энергию : мы меньше нуждаемся во сне и чувствуем себя бодрыми, меньше подвержены простудам и другим инфекцион­ным болезням, поскольку наши тела становятся здоро­выми и, следовательно, лучше сопротивляются им.

Можно глубже понять «разум тела», если постараться увидеть все аспекты физической и психологической жизни.

Нужно учиться понимать, что все, что случается с нашим физическим телом, должно нами контролиро­ваться, что мы не просто жертвы и вовсе не должны страдать до тех пор, пока боль не пройдет. Все, что мы познаем внутри тела, является интегральной час­тью нашего целостного существования.

Концепция «разума тела» основана на вере в един­ство и целостность каждого человеческого существа. Хотя целостность личности обусловлена множеством различных аспектов, они не могут быть изолированы друг от друга.

Они находятся в постоянном взаимодей­ствии друг с другом, все зная друг о друге в любой момент. Формула «разума тела» отражает психологи­ческую и соматическую гармонию : тело - это про­сто грубое проявление тонкости ума.

«Кожа неотде­лима от эмоций, эмоции неотделимы от спины, спина неотделима от почек, почки неотделимы от воли и желаний, воля и желания неотделимы от селезенки, а селезенка неотделима от половой близости», - писа­ла Диана Конелли в книге «Традиционная акупункту­ра: закон пяти элементов»

(Dianne Connelly «Traditional Acupuncture: The Law of the Five Elements»).

Полное единство тела и разума отражается в со­стояниях здоровья и болезни. Каждое из них является средством, с помощью которого «разум тела» сообщает нам о том, что происходит под телесной оболочкой.

Например, болезнь или несчастный случай часто совпадают по времени со значительными переменами в жизни: переездом на новую квартиру, новым браком или сменой места работы. Внутренние конфликты в этот период легко выводят нас из равновесия , в результате чего возникает ощущение неопределенности и страха.

Мы становимся открытыми и беззащитными перед любыми бактериями или вирусами.

В то же время болезнь дает нам передышку, время, необходимое для перестройки и приспособления к изменившимся обстоятельствам. Болезнь говорит нам, что мы должны прекратить что-либо делать: она дает нам пространство, в котором мы можем восстановить связь с теми частями себя, с которыми мы перестали соприкасаться.

Кро­ме того, она позволяет увидеть в перспективе значе­ние наших отношений и общения . Так проявляется мудрость разума тела в действии, разум и тело посто­янно воздействуют друг на друга и работают сообща.

Передача сигналов от разума к телу осуществля­ется посредством сложной системы, включающей кро­вообращение, нервы и множество гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

Этот чрезвычайно сложный процесс регулируется гипофи­зом и гипоталамусом.

Гипоталамус - это небольшой участок головного мозга , который контролирует мно­гие функции организма, включая терморегуляцию и частоту сердечных сокращений, а также деятельность симпатической и парасимпатической нервных систем.

Многочисленные нервные волокна со всего головного мозга сходятся в гипоталамусе, благодаря чему психо­логическая и эмоциональная активность связываются с телесными функциями.

Например, вагусный нерв из гипоталамуса идет прямо к желудку - отсюда и желудочные проблемы, вызванные стрессом или тре­вогой. Другие нервы тянутся к тимусу и селезенке, то есть органам, продуцирующим иммунные клетки и регулирующим их функцию.

Иммунная система обладает огромным потенциа­лом защиты, отторгая все, что может быть для нас вредным, но и она тоже подчинена головному мозгу через нервную систему . Поэтому она напрямую стра­дает от психического стресса.

Когда мы подвергаем­ся тяжелому стрессу любого происхождения, кора надпочечников выбрасывает гормоны, которые раз­рушают систему связи головной мозг-иммунитет, по­давляя иммунную систему и оставляя нас беззащитны­ми перед болезнями.

Стресс - это не единственный фактор, который может запустить такую реакцию.

Отрицательные эмоции - подавляемый или длитель­ный гнев, ненависть, ожесточение или депрессия, а также одиночество или тяжелая утрата - могут так­же угнетать систему иммунитета , стимулируя гипер­секрецию этих гормонов.

В головном мозге находится лимбическая система, представленная совокупностью структур, в число ко­торых входит и гипоталамус.

Она выполняет две глав­ные функции: регулирует автономную деятельность, например, поддерживает водный баланс организма, активность желудочно-кишечного тракта и секрецию гормонов, а кроме того, объединяет эмоции челове­ка: иногда ее даже называют «гнездом эмоций».

Лимбическая активность связывает наше эмоциональное состояние с эндокринной системой, играя таким об­разом ведущую роль во взаимоотношениях тела и разума.

Лимбическая активность и функционирование гипоталамуса непосредственно регулируются корой головного мозга, которая отвечает за все формы интеллектуальной деятельности, включая мышление, память, восприятие и понимание.

Именно кора головного мозга начинает «бить тре­вогу» в случае восприятия любой угрожающей жизни активности. (Восприятие не всегда соответствует ис­тинной угрозе для жизни. Например, стресс воспри­нимается телом как смертельная опасность, даже если мы думаем, что это не так).

Сигнал тревоги воздей­ствует на структуры лимбической системы и гипота­ламуса, которые, в свою очередь, влияют на секре­цию гормонов, на функционирование иммунной и нервной систем.

Поскольку все это предупреждает об опасности и готовит к встрече с ней, то неудиви­тельно, что телу не до отдыха. Все это приводит к напряжению мышц, нервозному замешательству, спаз­мам кровеносных сосудов, нарушению функциониро­вания органов и клеток.

Чтобы не впасть в состояние тревоги при чтении этих строк, следует помнить, что такую реакцию вызывает не событие само по себе, а наше отноше­ние к нему.

Как сказал Шекспир: «Сами по себе вещи ни плохие, ни хорошие, они такие лишь в нашем представлении».

Стресс - это наша психоло­гическая реакция на событие, но не само событие. Систему тревоги запускает не быстрая и легко исче­зающая из памяти волна гнева или отчаяния, а накап­ливающееся действие постоянных или длительно по­давляемых отрицательных эмоций.

Чем дольше сохра­няется неотреагированное психическое состояние, тем больший вред оно может причинить, истощая сопро­тивляемость «разума тела» и непрерывно распростра­няя потоки отрицательной информации.

Однако всегда есть возможность это состояние изменить, потому что мы всегда можем поработать над собой и перейти от простой реактивности к осознанной ответственности, от субъективности к объективности.

Например, если дома или на работе мы постоянно подвергаемся воздействию шума, то мы можем реагировать на это нарастающей раздражи­тельностью, головной болью и повышением артери­ального давления; в то же время мы можем, объек­тивно оценив ситуацию, попытаться найти позитивное решение.

Послание, которое мы передаем нашему телу, - раздражение или принятие, - это тот сиг­нал, на который оно будет отвечать.

Повторение отрицательных мысленных шаблонов и установок , таких как беспокойство, вина, ревность, гнев, постоянная критичность, страх и др., способно причинить нам гораздо больше вреда, чем любая внешняя ситуация.

Наша нервная система целиком находится под конт­ролем «центрального регулирующего фактора», конт­рольного центра, который у человека называется личностью.

Другими словами, все ситуации в нашей жизни не являются ни отрицательными, ни положи­тельными - они существуют сами по себе. И только наше личностное отношение определяет их принад­лежность к той или иной категории.

Наши тела отражают все случившееся и пережи­тое нами, все движения, удовлетворение потребнос­тей и действия; мы вмещаем в себе все, что случалось с нами. Тело и в самом деле запечатлевает все пере­житое ранее: события, эмоции, стрессы и боли за­перты внутри телесной оболочки.

Хороший терапевт, понимающий разум тела, может прочесть всю историю жизни человека, глядя на его телосложение и позу, наблюдая его свободные или закрепощенные движе­ния, отмечая области напряжения, а заодно и особен­ности перенесенных травм и болезней.

Наши тела становятся «ходячей автобиографией», особенности телосложения отражают наш опыт, травмы, беспокой­ства, тревоги и отношения. Характерная поза - ко­гда один стоит, приниженно согнувшись, другой стоит прямо, готовый к защите - формируется в ранней молодости и «встраивается» в нашу исконную структуру.

Точно так, как тело отражает все, что происхо­дит в сознании человека, так и сознание испытывает боль и дискомфорт, когда страдает тело. Универсаль­ного закона кармы о причине и следствии избежать невозможно.

Каждое явление жизни человека должно иметь свою причину. Каждому проявлению человече­ской телесности должен предшествовать определен­ный образ мыслей или эмоциональный статус.

Пара­маханса Йогананда (Paramahansa Yogananda) говорит:

Существует природная связь между разумом и телом. Что бы вы ни держали в своем уме, все отразится в вашем физиче­ском теле. Любые враждебные чувства или жестокость по отношению к другому, сильная страсть, неотступная зависть, мучительная тревога, вспышки горячности - все это действи­тельно разрушает клетки организма и вызывает развитие болезней сердца, печени, почек, селезенки, желудка и т.д.

Беспокой­ство и стрессы привели к новым смертельным заболеваниям, высокому кровяному давлению, поражениям сердца и нервной системы, к раку. Боли, которые терзают физическое тело, - это вторичные болезни.

ИЗ КНИГИ «РАЗУМ ЛЕЧИТ ТЕЛО»

Здоровье человека - это результат сложного комплексного взаимо­влияния духовной и телесной «частей» организма. Книга подробно и доходчиво рассказывает, как происходит их взаимодействие на разных уровнях, что можно и что нужно делать с целью поддержать или откорректировать его, а следовательно, обеспечить себе счастливое долголетие без болезней и одряхления.

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.


Психосоматика заболеваний шеи: Через горло мы «проглатываем» действительность

Чтобы понять связь тела и разума, мы должны, в первую очередь, уяснить, что тело и разум - это единое целое. Обычно мы рассматриваем собственное тело как что-то, что мы носим с собой (часто не совсем то, что хотелось бы).

Это «что-то» легко по­вреждается, нуждается в тренировках, в регулярном приеме пищи и воды, в определенном количестве сна и периодических проверках. Когда происходят непо­ладки, это доставляет нам неприятности, и мы ведем свое тело к врачу, веря, что он или она способны «починить» его быстрее и лучше. Что-то сломалось - и мы это «что-то» неподвижно фиксируем, будто это неодушевленный предмет, лишенный разума. Если тело функционирует хорошо, мы чувствуем себя счастли­выми, бодрыми и энергичными. Если нет, становимся раздражительными, расстроенными, подавленными, переполняясь жалостью к самим себе.

Шея - это мост «с дву­сторонним движением» между телом и разумом

На уровне шеи мы из абстрактного вступаем в физи­ческое зачатие; поэтому сюда мы впускаем дыхание и пищу, которые поддерживают нас и обеспечивают физическое существование. Шея - это мост «с дву­сторонним движением» между телом и разумом, кото­рый дает возможность абстрактному воплотиться в форму, а форме - выражать себя. Через шею мыс­ли, идеи и концепции могут переходить в действие; в то же время здесь же могут высвобождаться внутрен­ние чувства, особенно исходящие из сердца. Пересе­чение этого «моста» на уровне шеи требует вовле­ченности и полного участия в жизни; недостаточная вовлеченность может привести к тяжелому разделе­нию тела и души.

Через горло мы «проглатываем» действительность. Следовательно, затруднения в этой области могут быть связаны с сопротивлением или нежеланием принять эту действительность и включить себя в нее. Пища - это то, что поддерживает нас и сохраняет нашу жизнь; это символ питания в нашем мире, который часто используется для замещения соответствующих ему проявлений. А не часто ли нам говорили в дет­стве: «Проглоти свои слова», - и таким образом проглоти собственные чувства? Серж Кинг писал в книге «Воображайте на здоровье» (Serge King «Imagineering for Health»):

Мы стремимся ассоциировать пищу с идеями, что проявляется в таких выражениях, как «пища для ума», «ты считаешь, что это можно переварить?», «подавать под соусом», «эта неаппе­титная идея» или «его напичкали ложными представлениями». Поэтому при подавлении реакций на неприемлемые идеи в горле, миндалинах и прилежащих к ним органах могут появ­ляться отечность и боль.

Аналогичная реакция может развиться в ответ на чувства других или ситуации, которые нам предлага­ют «проглотить», в то время как мы их находим «несъедобными».

Поскольку горло - это «мост, с двусторонним движением», то и проблемы в этой области могут в равной степени отражать как сопротивление необхо­димости «проглотить» неприемлемые явления действи­тельности, так и невозможность выпустить эмоции, будь то любовь, страсть, боль или гнев. Если мы полагаем, что выражение этих эмоций по какой-то причине недопустимо или боимся последствий их выражения, мы их блокируем, а это приводит к накоплению энергии в горле. Такое «проглатывание» собственных чувств может вызывать сильное напря­жение в шее и расположенных здесь же миндалинах. Легко прослеживается связь между шеей и пятой чакрой как центром божественной коммуникаций.

Шея служит также средством, позволяющим нам смотреть по сторонам, то есть, видеть все аспекты нашего мира. Когда шея становится жесткой и закре­пощенной, это ограничивает ее подвижность, что, в свою очередь, ограничивает кругозор. Это указывает на то, что наши взгляды становятся узкими, что узким становится и наше мышление, что мы признаем толь­ко собственную точку зрения, видим только то, что находится прямо перед нами. Это свидетельствует также об эгоцентричном упрямстве или жесткости. Такая закрепощенность ограничивает поток чувств: и коммуникаций между разумом и телом. Блокирование или стеснение в шее совершенно очевидно отделяет нас от переживания реакций и желаний нашего тела, а также от притока опыта из внешнего мира.

Так как шея относится к зачатию, она также представляет ощущение того, что мы имеем право быть здесь, ощущение причастности, ощущение соб­ственного дома. Если это ощущение утрачено, то разрушается цельное чувство уверенности и присут­ствия, в результате чего может появиться спазм или сужение горла.

В таких случаях бывает очень трудно что-то проглотить, энергия перестает поступать к нашему физическому существу. Это создает «синдром хиппи» («синдром уклонения»), который запускается чувствами отвержения и обиды. Все это может так­же оказывать влияние и на функциональное состоя­ние щитовидной железы, поскольку она связана с механизмом дыхания, и, следовательно, с поступлени­ем воздуха, дающего нам жизнь.

Дебби Шапиро: Все, что вы держите в уме, отразится в вашем теле - Разум и тело

Существует природная связь между разумом и телом. Что бы вы ни держали в своем уме, все отразится в вашем физиче­ском теле. Любые враждебные чувства или жестокость по отношению к другому, сильная страсть, неотступная зависть, мучительная тревога, вспышки горячности - все это действи­тельно разрушает клетки организма и вызывает развитие болезней сердца, печени, почек, селезенки, желудка и т.д. Беспокой­ство и стрессы привели к новым смертельным заболеваниям, высокому кровяному давлению, поражениям сердца и нервной системы, к раку. Боли, которые терзают физическое тело, - это вторичные болезни.

Аппетит - Наш аппетит полностью зависит от отношения к себе и к своей сущности, от чувств эмоционального голода или насыщения. Недостаточное насыщение приводит к глубокому внутреннему голоду, к нехватке не только пищи, но и любви, эмоционального возбуждения, другими словами, к внутренней пустоте.

Жадный аппетит свидетельствует о нежелании искать ответы на сложные вопросы внутри себя, как будто безудержное поглощение пищи может принести какое-то удовлетворение и освобождение. Когда мы удовлетворены эмоционально (обретаем любовь к себе и способность любить других), то и наш аппетит становится нормальным.

Булимия - Это состояние в основном обусловлено теми же внутренними причинами, что анорексия и ожирение, но проявляется поглощением огромного количества еды с последующей принудительной рвотой. В этом случае антипатия к себе настолько велика, что предпочтение отдается рвоте, а не здоровью, что еще больше укрепляет отвращение к себе.

Еда, а потом избавление от пищи не доставляют никакого удовольствия. Все это указывает на очевидные депрессию и отчаяние. Важно проявлять бескорыстную любовь и приятие, так как за стремлением избавиться от пищи скрывается потребность избавиться от отчаяния.

Гипогликемия - Низкий уровень сахара является признаком того, что мы слишком много даем другим, не оставляя ничего себе. Он свидетельствует о том, что нужно начать любить себя, воздавать должное себе, и только потом любить других. Гипогликемия может развиваться и при повышенной нагрузке или чрезмерном напряжении, когда запасы сахара в крови истощаются быстрее, чем мы можем их восстановить.

Депрессия - Депрессия предполагает глубокую внутреннюю печаль и стремление к другой жизни, противоречие между идеальным и реальным, между тем, кем мы хотели бы быть, и тем, кто мы есть на самом деле. Конечно, такое состояние определяется химическим или гормональным дисбалансом, однако причину его можно найти в основополагающих установках и эмоциональных проблемах. Какие трудности мы испытали в детстве?

Довелось ли нам переживать войны, в которых жизнь ничего не стоит? Быть может, мы утратили цель и смысл жизни, потеряв любимого человека? Депрессия совершенно откровенно демонстрирует взаимоотношения между разумом и телом: когда подавлен разум, тело утрачивает свою жизнеспособность и здоровые функции. В этой ситуации важно достичь глубокого расслабления и восстановить связь с действительностью".

Желудок - Здесь начинается процесс переваривания, причем это применимо в равной степени как к перевариванию пищи, так и к перевариванию действительности, событий и эмоций. Если действительность «неудобоварима» или «тошнотворна», то она и в самом деле может вызвать расстройство пищеварения или тошноту. Желудок эмоционально связан с пищей, любовью и матерью. «Сосущая» пустота в желудке часто означает потребность в любви и эмоциональной поддержке, равно как и потребность в пище. Проблемы с желудком возникают тогда, когда жизнь не оправдывает наших ожиданий, и мы реагируем на это отрицательно – образованием кислоты в желудке.

Нарушение пищеварения - Что или кого мы «не перевариваем»? Желудок – это то место, в котором мы принимаем в себя извне пищу, действительность, мысли, чувства и события, чтобы их переварить, усвоить и интегрировать в свои системы. Если что-то нарушило пищеварение, значит, каким-то образом та действительность, с которой мы имеем дело и которую приняли в себя, вызывает расстройство и дисгармонию.

Нервозность - Она проявляется обостренной реакцией на других людей, свидетельствуя об отсутствии контакта с собственной внутренней сущностью. Это очень эгоцентристское состояние, при котором мы воспринимаем все вещи только субъективно, то есть в соответствии с тем, какое отношение они имеют к нам. При этом мы живем, постоянно страшась нападений или оскорблений; мы не способны расслабиться и освободиться от своих эгоистических установок. Отсутствует доверие. Большое значение имеет релаксация.

Ожирение - Это состояние часто расценивается как плата за успех: теперь у нас настолько все хорошо, что мы можем себе позволить есть все, что хотим. Еда – это замечательное средство расслабления и получения эмоционального удовлетворения, поскольку в нашем разуме она ассоциируется с любовью и с матерью.

Однако если она используется для замены эмоциональной пустоты или как компенсация эмоциональной изоляции, то развивается ожирение. При этом мы помещаем слой жира между нашим внутренним «я» и внешним миром, отводим ему роль оборонительного рва, который должен защитить нас от нападения, от собственной уязвимости и возможной обиды. Но с таким же успехом он мешает и нашему свободному самовыражению. Ожирение часто развивается после тяжелого эмоционального потрясения или утраты, так как чувство опустошенности становится невыносимым.

Мы теряем цель и смысл жизни, и наша попытка заполнить эту пустоту на самом деле ее только усугубляет. Избыточная плоть свидетельствует о том, что мы держится за жесткие ментальные установки и стереотипы, хотя в действительности они уже давно вызывают неловкость. Ожирение у детей может отражать их затруднения в процессе осознания действительность или самовыражения и часто проявлятся после развода родителей или после смерти одного из них.

Отечность - Отек может представлять собой припухлость, как это бывает при ушибе или воспалении. Он означает эмоциональное сопротивление или сдерживание эмоций. Отек – это накопление жидкости, накопление эмоций, которые мы сдерживаем, считая их выражение неприемлемым. Это также способ самозащиты, и мы можем спросить себя, что же такое мы чувствуем, от чего нужно защищаться? В более серьезных случаях могут развиваться генерализованные отеки.

Патологические пристрастия - Это попытки найти удовлетворение в чем-то вне себя, так как способность удовлетворять потребности изнутри утрачена. Могут развиваться патологические пристрастия к еде, сигаретам, наркотикам, алкоголю, сексу и так далее. Чем бы они ни были, они заполняют пустоту, притупляют ощущение безнадежности, бессмыссленности жизни, которые подобно омуту затягивают нас, требуют жертв.

Это неразрешенный вопрос наших взаимоотношений с собой, обиды и злости на мир, который не выполняет наши желания; неспособность по-растоящему любить себя и без страха воспринимать свое одиночество. Все мы тем или иным способом сохраняем собственное эго. Некоторые демонстрируют его и связанные с ним страхи и неврозы внешним способом, через пристрастие к чему-то материальному, другие же прячут его внутри, начинают бояться темноты или нападений. Чтобы избавиться от этих пристрастий, нужны сила и личное мужество, нужно стремиться навстречу неизвестному, обрести уверенность в том, что все будет в порядке, а самое главное, вырастить любовь к себе.

Стресс - может быть как положительным, играть стимулирующую и созидательную роль, так и отрицательным, угрожать жизни. Стрессовый фактор сам по себе гораздо менее важен, чем наша реакция на него: от того, как мы реагируем на ситуации, события, чувства и затруднения, зависят связанные со стрессом изменения в организме. Вместо того, чтобы обвинять внешние обстоятельства в своих бедах, нужно заглянуть в себя и изучить собственные реакции, мотивы и установки. Большое значение имеет глубокое расслабление.
Из книги Д.Шапиро "РАЗУМ ЛЕЧИТ ТЕЛО"

Печень в буквальном смысле дает нам жизнь, поддерживает ее. Вся кровь из желудка и кишечника проходит через печень, что обеспечивает полное и правильное условие питательных веществ. Печень поглощает и запасает жиры и протеины, а также способствует поддержанию уровня сахара в крови. Она играет большую роль в обезвреживании токсинов, которые попадают в организм через пищеварительную систему, и потому важна для иммунной системы. Печень может даже восстанавливать свою собственную ткань.

Поскольку печень выполняет функцию поглощения питательных веществ из крови, можно сказать, что это относится и к эмоциям. В традиционной китайской акупунктуре печень ассоциируется с гневом, то есть она поглощает эту эмоцию, поддерживая таким образом наше эмоциональное равновесие. Если бы она не выполняла этой функции, у нас бы очень быстро наступало истощение и угнетение эмоций. С другой стороны, печень является хранилищем питательных веществ, но в ней будет накапливаться и гнев, нанося вред в том случае, если мы признаем его существование или не дадим ему выход. Гнев, направленный против себя, может привести к депрессии, а с ее усилением печень станет вялой. начнет плохо работать.

Этот орган обезвреживает яды в теле, поддерживая в нас здоровье и бодрость. Но она может стать и хранилищем вредных сторон нашей жизни, ведь мы не всегда выражаем или отпускаем обиды и горькие мысли и чувства . Роль печени в иммунной системе подчеркивает, как сильные негативные мысли и чувства связаны с состоянием нашего здоровья. Вместе с накоплением гнева и горечи в печени будет увеличиваться напряжение , и она не сможет работать в полную силу. Это отразится также и на кровеносной и иммунной системе, а, значит, и на нашей способности бороться с инфекциями.

Печень во многом отвечает за наше поведение, которое связано с пагубными привычками, например с зависимостью от еды, алкоголя и наркотиков, ведь она устраняет токсины из крови, борется с избытком жира и следит за поступлением сахара. Здесь чувствуется эмоциональное напряжение, которому необходимо получить выход через удовлетворение привычки.

Это напряжение может держаться на злости и обиде (к миру или к конкретным людям). Зачастую токсины, поступающие в организм вследствие плохих привычек, помогают спрятаться от гнева и разочарования, ярости, бессилия и неприязни к себе, боли, жадности и жажды власти, которые точно так же отравляют нас. Получая токсины извне, мы можем не признать того, что есть внутри нас.

Печень тесно связана с третьей чакрой, которая представляет нашу личность и ее силу. Преобразовывая ее, мы можем подняться до высших уровней существования. Однако жертвой этой энергии стать так же легко, как сложно преобразовать ее.

В печени отражаются злость и раздражение, которые мы можем чувствовать, пытаясь найти себе и свое предназначение.

© ДЕББИ ШАПИРО из книги «ТЕЛОРАЗУМ. РАБОЧАЯ КНИГА.КАК ТЕЛО И РАЗУМ РАБОТАЮТ ВМЕСТЕ»

mob_info