Методика Домана: «Интеллигентные, талантливые дети в настоящем – это гуманный и порядочный мир в будущем. Методика домана целесообразность применения Глеб доман

Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана - самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.

Суть методики Глена Домана

С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.

Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.

При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.

Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе - сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка. Важные моменты:

  1. Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
  2. Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
  3. Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
  4. Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
  5. Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
  6. Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
  7. Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.

Как сделать Карточки Домана самостоятельно?

Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.

Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.

Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации - зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников. В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их "мягкой революцией" в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. "Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года" - считает Доман. Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми. Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают. Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.

Методика и цели обучения

В течение многих лет, работая с больными и здоровыми детьми более чем ста национальностей, Глен Доман получает в свое распоряжение уникальные данные о возможностях стимулирования мозговой активности в определенный период жизни детей от 0 до семи лет. На их основе ученый делает вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым награждается любой ребенок от рождения. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь этот потенциал реализовать. То есть "не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни". Каким образом? Доман убежден, что в основе любого знания, любого умения, любой профессии лежат факты. "Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов - есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего". Факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Интересная особенность: в своих книгах он очень подробно останавливается на познавательных функциях мозга на способности запоминать факты и ничего не говорит о развитии таких необходимых любому человеку способностей, как образное и логическое мышление, воображение. Откровенно сравнивая мозг человека с компьютером, нейрофизиолог тем не менее, признает превосходство человека. Он считает, что усвоение ребенком полезных фактов, которые в его системе координат называются битами информации, - это прямой путь к развитию интеллекта. Досаду Домана вызывает тот факт, что "компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!" Конечно, можно сколько угодно спорить о том, что считать полезной информацией, а что - нет. У каждого родителя по этому вопросу будет свое, особое мнение. Бесспорно только то, что дети впитывают все новое легко и с огромной скоростью. Собственно на этом и построены занятия по методике Домана. Итак, цель занятий - познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. И факты эти, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Например, раздел "Биология", категория "насекомые", биты "фотографии насекомых", или - раздел "Литература", категория "Детские писатели", биты "портреты писателей". Изображения любых битов информации должны быть наклеены на картонные карточки определенного размера. (28 на 28 см.) На оборотной стороне надписывается наименование бита, например, "это насекомое - божья коровка". Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение "какое красивое насекомое - божья коровка" уже не будет правильным названием бита информации.

Как проходят занятия?

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов. За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Чтение

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр., а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

Математика

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность "на глаз" определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

Физическое развитие

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы. Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Общение или обучение?

Изготовление карточек - довольно болезненный вопрос. Простая арифметика показывает, что для изготовления битов только по одному из предлагаемых десяти разделов знаний (10 категорий по 10-15 битов, итого 100-150 карточек) в домашних условиях вам потребуется уйма времени. Останутся ли у родителей силы для занятий с ребенком после подготовки гигантского количества демонстрационного материала, не известно. И хватит ли у них времени для обычного общения с малышом? У Домана проблема общения с ребенком, эмоционального контакта, остается как бы "за кадром".. Да, он призывает восхищаться успехами детей, верить в их безграничные возможности. Но в занятии Домана нет места эмоциям. Ребенок сидит и усваивает информацию, как компьютер, а мать, в руках которой мелькают картинки, энергичным голосом зачитывает бесстрастные факты. Причину такой любви Домана к компьютеру и его стремление устроить мозг ребенка по подобию компьютерной программы можно понять. Взгляды ученого сформировались в годы появления и бурного наступления вычислительных машин. Но поскольку современные люди уже успели почувствовать на себе не только преимущества, но и недостатки этого процесса, отношение к аналогиям "человек - компьютер" в наше время более критическое. Глен Доман призывает родителей уважать ребенка, заниматься его развитием и обучением, дать возможность достичь лучшего из того, чего можно достичь. Подобные взгляды заслуживают всеобщего уважения. Настораживает только замечание Домана, что родители, обучающие детей по его методике, "живут для ребенка". Не стоит забывать, что автор методики общался с родителями безнадежно больных детей, которые действительно готовы были посвятить свою жизнь только тому, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку? Конечно же, методика Глена Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов "за" и "против". Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: "чудо - в самом ребенке, а не в методике". Самое главное для родителей - понять и принять это.

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Методика Домана целесообразность применения : 62 комментария

  1. Илья

    Я сначала с энтузиазмом отнесся к данной методике, но так как ребенок у меня здоровый, я взял только частичные моменты для воспитания. Тренировки вестибулярного аппарата и «ползалка» (с 3-4 месяцев), до года у ребенка в спальне постоянно играла классическая музыка, вечером без чтения книг спать не хочет. Сейчас (4 года) играет в лего для 5-6 лет, очень тщательно собирает апликации, мелкая моторика отличная просто, мозаики обожает, спокойно собирает огромные пазлы, на каруселях катается как космонавт. Но чтению и счету я не учил, согласен что это перегруз и не для русского языка. В будущем обязательно научу программировать и думаю в начальных классах освоим лего механикс. Самое главное не оставлять ребенка на откуп телевизору.

  2. Юлия

    К любой методике необходимо подходить разумно! Я работаю логопедом с детьми, у которых обнаруживаются разные нарушения (речевые, интеллектуальные, физические). Методику Домана мы используем для неговорящих детей, у которых не нарушен артикуляционный аппарат и речевые центры в головном мозге, которые могут говорить. При использовании данной методики ОБЯЗАТЕЛЬНО применение наушников, карточки должны сопровождаться правильным произношением названий.
    Эта методика используется для того, чтобы запустить речь и расширить словарный запас. Работает на ура! Если использовать ее правильно. Не «говорящие» дети нашего центра начинают говорить, после чего мы работаем над экспрессивной и импрессивной речью.

  3. Оксана

    Абсолютно бездарная статейка, пишет человек который не изучил тему. Хотя утверждает что всё изучено. Изначально метод создавался для детей с повреждениями мозга. Он и помогает именно им. Что касается «Ваш ребёнок гений» это уже более поздний вариант. Так что родители деток с ДЦП и аутизмом можете не сомневаться и применять метод. Если Вы не ленивы и реально хотите помогать развиваться своему ребёнку каждый день, это то что Вам нужно. Я для восстановления своего ребёнка очень многое применяю из этого метода. Знаю достаточно большое количество деток, которым при помощи этого метода очень качественно получилось сформировать связи. Метод подходит да же для очень сложных малышей, которым в силу анамнеза многое нельзя из классических методов. О неэффективности может писать только та мама, у которой ребёночек здоров. И слава Богу. Здоровым действительно не надо его применять. Просто нет смысла. А вот особятам очень рекомендую.

    1. Автор записи

      Оксана, интересно зачем вы комментируете статью, которую не читали? Почитайте, подумайте, сформулируйте мысль (не спешите, если что-то не дошло, перечитайте) и уже потом welcome в комментарии. 🙂 Обязательно предметно пообщаемся.

      1. Оксана

        Я внимательно ознакомилась с информацией. Привычка читать внимательно и делать выводы. Метод Домана для особят, особенно сложных очень хороший. В принципе это всё, что я хотела бы прокомментировать. Это важно, не для Вас конечно, для них. Вы не смогли, к сожалению, даже грамотно объяснить читателю как и кем был создан метод. Из чего делаю свой вывод, Вы плохо изучали тему. Остальное вообще «вилами по воде». Я что бы начать применять этот метод очень много времени посвятила этому вопросу. У меня уже просто не было выбора. У Вас он есть, поэтому подход не такой тщательный. Но это детали. В любом случае спасибо Вам за проделанную работу и отрицательный отзыв о методе, их не так уж и много, но такие отзывы и выводы как Ваш то же имеют место быть:)

  4. Вика

    Мама Зануда! Я прочитала только первую строчку и решила сразу перейти к комментарию. Наши дети и мой лично будет управлять завтрашним днем. а вот дети вашего мировозрения к сожалению будут лишь рабами. тех детей с которыми вовремя занимались.

  5. Sergeev

    Честно говоря, не очень понимаю, как эту методику можно применять для обучения русскому чтению. В английском языке обучение изначально идет целым словом. Там имеет смысл показывать карточку и называть предмет. Даже так скажу по-другому и не научишь. А русское слово состоит из слогов, у нас прослеживается буквослагательный принцип, поэтому проще объяснить мучительно перетекание согласного в гласный, чем показывать длинные слова. Не согласны?

  6. Автор записи

    Спасибо, Ольга, но о купании новорожденных я уже на своем опыте писала пост . Собственно ничего нового еще не придумано — пеленки, совместное купание с мамой.

    П.С. позже весь оффтоп будет перенесён в соответствующие темы.

  7. Криси

    Мама зануда, вопрос о естесственности тоже очень спорный. У человеческих детенышей, родившихся в юрте и у младенцев тропиков совершенно иные представления об естесственносии или необходимости определенных навыков. Минус образовательной системы,на мой взгляд, в том, что кто-то решил,что все дети в этот момент должны изучать именно это. Не учитываются личные предпочтения и уровень развития. Я тоже против домашнего обучения, даже самые маленькие дети,на мой взгляд,нуждаются с общении с другими детьми,совершенно разных возрастов. Но речь не идет о группе 20 человек.

    1. Автор записи

      Криси, Вы, видимо, неправильно меня поняли. Я «за» индивидуальное воспитание и обучение, но с правильным подходом! Думаю любая современная мама знает важность социализации и при выборе индивидуального подхода обязательно позаботится о том чтобы у малыша были сверстники с которыми он может регулярно общаться. Если бы была у меня такая возможность большая вероятность, что я бы ей воспользовалась).

      Различие в географическом положении не дает утверждать, что плавание естественный вид занятия для человека. В соответствии с приспособленностью к жизни в определённой среде среди млекопитающих выделяют следующие адаптивные типы: наземные, подземные, водные, древесные и летающие формы (еще есть переходные группы). И человек относится к наземному типа вне зависимости от широт. Нет такой широты, где люди вынуждены регулярно хоть сколько-нибудь времени проводить в воде. А вот чувство опасности от воды вполне естественно и я склоняюсь, что именно генетическая память об опасности доставляет столько слез при водных процедурах. Когда малыш подрастает, то полученные о воде знания вытесняют бессознательные страхи основанные на генетической памяти и купание становится приятным процессом.
      И кстати, особенности физиологии все-таки зависят в какой-то степени зависят от географии — младенцам в тропиках нужно совершенно другое количество того же витамина Д и предполагаю что существуют и другие различия.

  8. Криси

    Ольга, действительно, нет никакого смысла насильно пичкать знаниями ребенка, которого отдадут в обыкновенную школу. Разница между «своевременностью» и ее противоположностью субъективна. Большинство людей доверяют программам детских садов, так так,видимо,плохо представляют себе, насколько ограниченно она приводится в реальной ситуации.
    Методики раннего развития направлены на расширение кругозора ребенка и удовлетворении и поддерживании врожденной любознательности (Монтессори). Это альтернативный взгляд,в сравнении с садами-пережитками коммунизма. Попытка выявить истинные нужды ребенка,развить индивидуальность, а не шаблонность и бездумное послушание.

    1. Автор записи

      При использовании методик каждый родитель преследует свои цели и в лучшем случае это —
      «Попытка выявить истинные нужды ребенка,развить индивидуальность, а не шаблонность и бездумное послушание.» , но в методике Домана я этого ни не увидела.
      На мой взгляд, Домановская методика — навязывание определенных видов занятий. «Главное условие всех методик раннего развития-ребенку должно нравиться» — при правильной подаче занятий малышам может, что угодно понравиться и задача родителя выбрать, что требуется конкретно его малышу, а не бросаться на лозунги о самой эффективной методике.

      1. Криси

        Выбор приходит с практикой 🙂 Кстати, я тоже со многим не согласна у Домана, но это не делает меня его ярым ненавистником. Конечно, динамическая гимнастика-это явно не для всех, но, например, умеренное ползание, раннее плавание и обучение знакам выглядят лично для меня интересными решения, так как очевидна дальнейшая польза данных умений.

      2. Криси

        Что еще хотелось бы добавить относительно мнений экспертов. Моими преподавателями в университете были сплошь доктора и кандидаты.Психолог,имеющий докторскую степень,не считал зазорным унизить студентов,что говорит о проф непригодности.Ученая степень,тем более теоретика-это далеко не последняя инстанция,может,он и ребенка в глаза не видел.У педагов, логопедов и психологов классическая база.Часто мнение педагога о выборе и подаче материала консервативно,субъективно и подается как непреложная истина. Вот почему так много времени специалистов бездумно продолжают традиции воспитания,даже не попробовав алттернативные методы обучения.

        1. Ольга

          Криси, тогда у нас и школа тоже далека от «идеала». И вообще вся система, получается, несовершенна. А знаете, я в стиле хозяйки сайта, хочу пойти против стереотипов и заступиться за детский сад. Вполне все там нормально. И опять же, пресловутый человеческий фактор играет главную роль. Нормальные занятия, по возрасту. Можно их проводить формально, а можно с интересом. И классические занятия это не есть плохо. Монтессори - это конечно хорошо, но детям в обществе жить и идеалы у всех свои. А опекать свое чадо и оберегать от всего всю жизнь не получится. И надо уметь приспосабливаться жить среди людей, «социализироваться».

          Кстати, раннее плавание весьма сомнительный элемент развития (особенно в первые месяцы жизни). Даже ужасно-травмирующий порой. Советую изучить этот вопрос прежде чем начинать.

          Еще один аргумент за детский сад - если человек генетически нормален, никакой детский сад его не испортит. Почти все советские дети выросли с раннего возраста в детском саду, от чего не перестали быть нешаблонно мыслящими людьми (к коим я и себя отношу). И строем всю жизнь не ходят. Так что дело явно в другом. Что вообще подвергает сомнению современные развивающе теории. Сейчас если ты с ребенком не занимаешься по теориям и вообще не занимаешься «ранним развитием» в тебя чуть ли не пальцем тыкают, настолько это вошло в головы современных мам. А в результате ребенок всё равно впитает то, что видит в своем окружении. Яблоко от яблони.

        2. Автор записи

          Криси, утверждение «нет никакого смысла насильно пичкать знаниями ребенка, которого отдадут в обыкновенную школу » перечит теориям сензитивных периодов Монтессори, зон ближайшего развития Выготского и гипотезе о необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей. Как раз правильно развивая малышей мы «закладываем фундамент» , иначе можно упустить момент. Кстати, давайте отличать понятия «пичкать знаниями» и гармоничное развитие. Это разные понятия и зачастую взаимоисключающие)).
          Согласна с замечанием Ольги по поводу раннего плавания, его польза, как и других неестественных для человеческих детенышей занятий вопрос спорный. Знаю из опыта инструкторов, что первые занятия это всегда стресс и если делать даже небольшие перерывы в регулярных занятиях, то возвращения к занятиям сопровождаются повторным стрессом. На данный момент, я придерживаюсь мнения, что для малышей, которые легко воспринимают всё новое, польза от плавания превышает вред от стрессов, но для большинства это не так. Приведу личный пример про сензитивные периоды, еще месяц назад дочка плакала при появлении бабушек (достаточно редко они у нас гостят), а сейчас появление ЛЮБОГО гостя в доме это повод для неудержимой радости. Для водных процедур, я считаю, у каждого малыша тоже есть свой возраст.
          Что касается воспитания без детсада и обучения без школы при ГРАМОТНОМ подходе,то безусловно, это имеет массу преимуществ, но давайте будем реалистами для абсолютного большинства (как и для экономики в целом) непозволительная роскошь, чтобы мама не работала, а занималась детьми поэтому домашнее воспитание и обучение не может быть альтернативой в современном обществе.

  9. Криси

    Мама зануда, как говорилось в Вашей статье, чтение (и счет) по методике Домана является запоминанием картинок (именно так ребенок воспринимает слова и цифры). Так что мнение о вреде подаваемого материала необосновано.
    Главное условие всех методик раннего развития-ребенку должно нравиться. И Доман особенно подчеркивал, что занятия нужно заканчивать всегда чуть раньше, чем хотелось бы ребенку, чтобы поддерживать его интерес. Я «за» методики раннего развития, но необходимо разработать собственный «симбиоз», так как ни одна методика лично для меня не является полноценной, это и нормально, так как каждый из ее создателей преследовал свои цели.
    Кстати, целью Домана было выявить максимальные возможности человека. Он показывает, чего и как можно добиться, но это не значит, что именно Вам все это нужно.

    1. Автор записи

      Криси, Во-первых, Вы не учли много информации о вреде раннего обучения, которую я уже достаточно подробно расписала в комментариях к этой статье, в том числе о важности определенной последовательности созревания различных отделов мозга и различные последствия непропорционального развития мозга при чрезмерной стимуляции одной из областей мозга.
      А во-вторых, прошу ознакомится с моими взглядами о развитии прежде чем делать какие-либо выводы о моем мнении , потому как я именно за микс методик, но Домановская мне симпатизирует в меньшей степени.

  10. Ольга

    Очень понравился ваш сайт. Ваши доводы я нахожу разумными. Были интуитивные сомнения (кстати, ни у меня одной). Большой вопрос: зачем? Научится ребенок читать в три года и что? Единственный момент, если ребенок сам хочет научиться и проявляет явный интерес (вариант: гений Ломоносов, который за обозом в Москву пришел — жажда знаний:)). Но я таких не встречала, потому что это редко. Примеры с супер-развитыми детьми, которые в пять лет знают кучу языков, и читают, и пишут и т.д. ни о чем не говорят, кроме понтов родителей этих детей. Ибо разницу между «развитым» ребенком и тем, кто научился читать в 7 лет, в 20 можно и не заметить. Неизвестно, каков был бы выбор ребенка, будь у него выбор. До всего нужно дозреть, и морально и физически. Здравый смысл никто не отменял. Единственный критерий, это кто из этого ребенка вырастет в итоге. А вот здесь у меня уже много личных примеров взрослых людей, которых в детстве дрючили «развитием». Умные, но есть в человеке при этом какая-то «долбанутость».

  11. Мария

    И я добавлю свое мнения, кстати, впервые на подобном сайте.
    Уважаемая мама Зануда, стала читать ваш сайт только потому, что вы описали почему вы зануда и я увидела себя (пеленки, голопопость)),сама готовлю прикорм и пр.). А вот в вопросе Домановской методики мы разошлись во мнениях.
    Я не фанатично с рождения делала упражнения по его методике. И в наши 7,5 мес. с весом в 11.5 кг мальчик очень подвижный, активный, интересующийся. Врачи предрекали «колбасу» в связи с сильными набором веса. Массаж прошли только 1 курс (поэтому двигат.активность обосновывать им не считаю актуальным).
    При этом папа ребенка был ленивый, ползать не любил, сел ок.8 мес. Я тоже не отличалась активность. (Ремарка о наследственности, т.к. считаю, что часто это влияет).
    А вот наша родственница в свои 6 мес. не ползает, с трудом переворачивается, мало держит торс на руках находясь на животе, о другом и речи не идет. При этом по заверению врачей очень здоровый ребенок, по шкале Апгар 10 баллов, кстати.
    Мы видим разницу в интересах детей-не нужно ей ползти к игрушкам, не интересно ей пощупать розетки и провода и пр.
    А я считаю, что только от познания будет развит ум, интеллект, смекалка ребенка.
    Читать по Доману учить не буду, а вот карточки с картинками показывать начала. Ребенок проявляет к ним интерес. Показываю не все из наборов, а только то, с чем ребенок может встретиться в окружающем мире (например, тигр, без разновидностей уссурийс., бенгальск).
    И согласна с девочками, которые писали, что просто нужно заниматься своими детьми, самое важное контакт, а уж методику не принципиально какую выбирать.
    И по поводу лобных долей:муж начал говорить в 6 месяцев, еще не сидел сам, к году дикламировал стихи. Читать начал рано. Его мама не знала никаких методик-а просто много с ним говорила и бабушки активно играли,а не оставляли его одного в кроватке. И здоровый мужчина, скажу я вам, вырос!
    И самое главное: ЛИШЬ БЫ ДЕТКИ БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ! И вам того-же)))!

  12. Оля

    все хорошо в меру. мы занимались по Доману сначала прям фанатично, вскоре в сильно усеченном варианте (т.к. готовить все материалы и их демонстрировать именно «по-домански» — нереально) и в итоге без особых усилий (ну вот правда, макс 10 мин в день занимали «показы» карточек) сын к 2м годам вышел в чтение (именно чтение любых слов, с полным пониманием (если оно ему уже по жизни знакомо), а не «запоминание вместо чтения».

    я очень даже разделяю ваше волнение, т.к. и правда лонгитюдных нормальных исследований нет (да и невозможно провести), а потому и research по эффективности мы вряд ли увидим. и да, встречала (виртуально) множество излишне сфокусированных на РР мамочек. вот это перебор…

    я лишь могу сказать, что раннее чтение открыло моему ребенку еще один канал восприятия мира: там где обычный двухлетка пройдет мимо, наш прочтет название станции метро, название продукта в магазине, сам прочтет и запомнит стихотворение в книге.

    я не утверждаю, что это (раннее чтение/математика/ЭЗ) обязательно каждому ребенку, но в вашей статье серьезных аргументов против не увидела.

  13. Елена

    Екатерина, к сожалению я не имею личного опыта, чтобы высказать свое «за» или «против», но тема меня заинтересовала, не могу пройти мимо 🙂 Перед глазами есть пример девочки, которую развивали по разным методикам, в том числе использовали карточки Домана. Все с ней в порядке, ребенок хорошо развит, но вы правы — это была не полная версия, а упрощенный вариант. Интересные факты приведены в этой статье. Прослеживается авторская позиция, которую я считаю разумной — не стоит слепо и в точности следовать какой либо развивающей методике, что-то можно применить, от чего-то следует отказаться в пользу естественного развития малыша. Я правильно поняла основную мысль? 🙂

  14. Мария Ледда

    Я «за» методику Домана, потому что применила ее на практике для своей 8мимесячной дочери.

    Статья несколько категорична и однобока, поскольку не учла положительный опыт мам от применения методики Домана. А общая повальная проблема мам-зануд в том, что зацикливаются на одной методике и ставят обучение превыше ребенка.

    Я с дочкой применяла многие программы раннего развития и не учитывала мнения «горе-специалистов», а руководствовалась исключительно своим здравомыслием. Очевидно без всяких ученых, что динамическая гимнастика — это бред и вред, показывание карточек по миллион раз тоже. Я выбрала для себя свой ритм обучения, исходя из возраста и потребностей моего малыша и занималась. При этом мы занималась многими другими играми и проводили на улице по 5-6 часов ежедневно.

    Сейчас дочке 5,5 лет. Она развита не по годам — это отмечают и воспитатели, и другие мамы, и все, кто с ней знаком. Говорит свободно на 2-х языках, немного на третьем: играет на ф-но, умеет читать на одном языке, умеет писать на 2х языках, знает счет и простую математику на трех языках, любопытная, любознательная, спортивная, гибкая как в мышлении, так и в теле. Безусловно, можно сказать, что родилась такой. Но я убеждена, что развивающие программы сыграли свою роль. Единственный секрет — нет фанатизму!!!

  15. мама

    Дорогие мамочки поверьте, чем бы Вы не занимались с ребенком это принес только пользу. Никто не просит Вас тупо следовать методике, добавляйте свое,»»вкладывайте душу» , так сказать. Результаты будут. ни одна из методик, поверьте не основана на пустом месте.

    1. Автор записи

      Мама, будем реалистками, есть много занятий с ребенком, которые при их НЕСВОЕВРЕМЕННОМ использовании могут навести вред. «Результаты будут. ни одна из методик, поверьте не основана на пустом месте» — согласна, но результаты могут быть самыми разными, в том числе негативными! Именно поэтому я так внимательно отношусь к использованию методик.

    2. Кристина

      полностью согласна.

  16. Кристина

    И тут Остапа понесло… 🙂
    Я, наверное, сейчас буду закидана помидорами, но собственное мнение напишу, раз уж данная статья открыта для комментариев.
    После прочтения этой статьи у меня волосы встали дыбом! Представляю какая картинка видится маме, которая не знакома с методикой: маленький несчастный ребенок затюкан родителями, которые, невзирая ни на что, хотят сделать его гением. Ребеночку весь день показывают карточки, отчего кровь постоянно приливает к маленькой головке, вызывая болезни. Причем кроме карточек мама больше ничем с малышом не занимается, ограничивая общение только обучением. Ребенок от всего этого пытается уползти, его настигают со словами» а теперь мы будем считать!» Бррр! Мамы, уважаемые, ну почему же вы так любите сгущать краски? Да, методика Домана тут описана механически. Но, своя голова то есть? Посмотрите еще раз на физическое развитие по Доману. Неужели вы никогда не подталкивали малыша за ножки, когда он лежал на пузе? Он пытается отталкиваться и каждая (да 100%) мама с улыбкой хоть раз, да попробовала помочь. Поставить упор под ножки, чтоб маленькая гусеничка сдвинулась на несколько см. Просто у Домана это нормальная зарядка. Не обязательно же следовать всем рекомендациям. Пусть ползет, устал — перевернули, а не выжидаете нужное расстояние. Не хочется вам по 250 раз заставлять его ползать, так не заставляйте. Не забывайте, методика Домана направлена на обучение особых деток. Ваши то здоровые. Неужели в комнате здорового ребенка, на массажах, у ортопеда, педиатров вы не видели, как врачи и массажисты берут ребенка за ручки и начинают приподнимать (это с месячного возраста упражнение). Это норма и проверка рефлексов. Вы никогда не поднимали ребенка над головой, не крутились с ним, не покачивали? Это и есть упражнение на вестибулярный аппарат. Все это Вы делаете, я уверенна. Просто не методично. Скорее интуитивно. Так что-физическое развитие по Доману, та же самая зарядка у нас для грудничков и младенцев. на счет интеллектуальной части. Доман — Американский врач. Нельзя его методику переносить на рускоязычных детей. Начнем с того, что наш язык намного сложнее, нежели английский. У нас же есть переработанная методика. Те, кто комментировал — с ней знаком.
    Я сама занимаюсь со своим малышом по «Умнице» и точно знаю, что это все совсем не так. Почему раннее развитие противопоставляется обычным детским радостям, когда занятия включены в эти детские радости? Мы и карточки смотрим, и сказки слушаем, и плаваем, и обнимаемся вволю — ребенок и я полностью счастливы. По сути, мы ведь даже не делаем ничего такого, что не делала бы среднестатистическая мама. Вы что, никогда не читали ребенку книжек, не играли в потешки, не смотрели животных на картинках? А если делали, то бросьте немедленно — это же жутко вредно! Пусть ребенок развивается гармонично сам. Простите мои эмоции, но, честно, устала от всевдонаучных и лжеавторитетных заявлений по поводу обучения ребенка от тех людей, кто никогда сам не занимался. Я уважаю ваш труд, вы переработали большой объем информации,и сделали вывод, что лучше для вашего малыша. Я уважаю ваш выбор, хотя и не согласна в корне с критикой методики. Нужно просто разобраться в занятиях. На первом этапе ребенок зрительно запоминает карточки. Согласна. Но, на этом обучение не останавливается! Вы же потом начинаете играть с ребенком в словообразование. Составлять словосочетания, предложения. Ребенок, зрительно запомнивший слово мама, заметит изменения, когда в словосочетании оно станет мамУ. . Через некоторое время ребенок САМ приходит к выводу, что все слова состоят из одних и тех же значков (букв). Воспринимая одновременно устную и письменную речь, малыш начинает самостоятельно выстраивает логические взаимосвязи между увиденным и услышанным, выходит в понятие буквы, т.е. понимает, что звук «а» на карточке обозначается значком «А». Впоследствии малыш уже может прочитать короткие простые слова (например, «дом», «кот», «мама»), а затем длинные и даже незнакомые слова. А то, что написано тут — просто вырвано из контекста методики.
    Согласна, фанатичное следование методике, действительно, принесут мало пользы, т.к. совсем не учитывают желание и настроение ребенка. Но, если Вы смотрите за реакцией малыша, если прислушиваетесь к его желаниям, то такой проблемы не возникнет.
    Да и в этом возрасте ребенка перегрузить информацией очень сложно. Малыши не будут смотреть то, что Вы показываете, только из уважения. Если они устали или им скучно, они просто уйдут, уползут, отвернутся. Все. Никакого перегруза, если мама смотрит на реакцию. А вот если она насильно пытается впихать в него всю запланированную информацию, то тут уже амбиции мамы играют, которая хочет из ребенка гения сделать.
    Методика не действительна? А вы спросите у этих 9000 мам, которые ежедневно делятся уроками, наработками, советами, т.к. пришли к своей конечной цели. Уважаемая, Кристина! Во-первых, на мой взгляд, методика Домана-Маниченко имеет слабое отношение к методике Домана. И если Вы впервые с ознакомились с методикой Домана действительно было от чего волосам встать дыбом. Взять тот же основополагающий факт Домановской методики — огромное количество физических упражнений не соответствующих возрасту. В целом эта статья только косвенно затрагивает методику Домана-Маниченко — в части раннего чтения. Ваша позиция насчет чтения словами (запоминаю слов) ясна, но у меня больше вызывают доверия специалисты указанные в статье. И Вы забыли откомментировать «преждевременное развитие лобной зоны мозга при раннем чтении и счете» , для нас — мам это очень критичный момент.

    1. Аля

      Я прошу прощения, а как диагностируется преждевременное развитие лобной зоны мозга? Можете кинуть ссылку на исследования детей раннего возраста (не мнения, а результаты исследований), где это четко прописано? Каковы критерии или симптомы преждевременного созревания лобных долей? Или как отличить, например математические или лингвистические задатки ребенка от последствий преждевременного развития лобных долей? Я погуглила, статьи о нейрофизиологии лобных долей у детей школьного возраста, обучающиеся по школьной программе в основном касаются НЕЗРЕЛОСТИ разных центров этой области мозга у детей с неуспеваемостью и другими трудностями обучения. А из бытовых наблюдений я не замечаю особой социализированности и эмоциональной зрелости, равно как и творческой выразительности у современных дошколят, торчащих у телевизора с мультиками, игрушками в планшетах, но да, освобожденных от «вредоносных» методик.

    2. Кристина

      На счет методики чисто — Домана. Ау! Она для особых детей! Разумеется, чтоб особого ребенка подтянуть на нужный уровень, его нужно заставлять работать. Таких деток нельзя жалеть, иначе результата в их развитии не будет. Поэтому и задания для них сложные, чтоб тянуть в обучении.
      Но, у вас же нормальные детки. Поэтому чистую методику Домана никто не применяет. Это даже глупо (простите меня за это, закидайте тапками). Зачем ребенка заставлять много ползать, если у него все в порядке с двигательной системой? Поползали немного и хватит. Всего остального то же касается. Ну да, во время занятий детки выглядят не так красиво, как на фото. Но, у меня дочь уже в месяц уверенно голову смогла держать. И не пару минут. Соответственно кругозор расширился. Что в этом плохого? Врачи единогласно на комиссии сказали НИЧЕГО.
      На счет лобных долей… Если у мамы стоит цель сделать из ребенка — гения, то тут хоть что сделай, хоть каких авторов и ученых ей приводи в пример. Бесполезно. Это амбиции. А если мама адекватна, то не будет она целыми днями ребенка своего только по чтению и математике гонять. Все равно будет и петь, в свое время рисовать станут. так что у ребенка явно будет развитие идти гармонично. Да и физиологические особенности возраста, волнообразное внимание — их еще никто не отменял. Я, честно, пока вы не сказали, даже о лобных долях и не задумывалась. Играла и играла с ребенком. Так что, меня данный вопрос не волновал и не волнует. И, судя по комментирующим мамам, их тоже не шибко интересует данный вопрос.
      Как и в предыдущем посту еще раз конкретно выражу свою мысль: Доман — для «особых» деток с нарушениями. У кого здоровые детки — включайте головы и оставляйте амбиции. Дети-не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите. Тогда и проблем с лобными долями, перегрузами, нервными засыпаниями не будет. Так как если ребенок берет ровно столько, сколько ему надо в данный момент, то он счастлив. А если дает мама, столько-сколько запланировала, то это уже ее проблема.

  17. машер

    Я вот что-то засомневалась. Мы уже 3 недели занимаемся чтением. После вашей статьи появилось желание отложить на время его. И поизучать цвета, картинки порассматривать.

    А может вы и про методику лупан напишите статью? а тотак лень книгу читать)))

    1. Автор записи

      Я сейчас карточки наши отложила, переживаю свое разочарование в методике:). Изначально их приобретала с целью познакомить с окружающим миром - т.е. не по 1-2 секунде показывать как по Доману, а полноценно по нескольку минут с обсуждениями изображения. Наверно, в таком полноценном режиме и буду дальше знакомить с картинками. Чтение однозначно отложу лет до 3-ех-4-ех, если не найду опровержение информации о его раннем вреде(а этот момент для меня критический - я очень хотела, чтобы дочка рано читать начала). Про Лупан обязательно напишу, когда сама разберусь. Также много хорошего о монтесори начиталась. Согласна с мнениями специалистов о вреде использовании методик. По сути использование одной методики подразумевает однообразие - а это уже неверный шаг. Считаю, что некоторые методики могут быть источниками занятий, чтобы вносить разнообразие в будни, поэтому буду подбирать занятиями, которые нам подходят у разных методик.

      1. Ирина

        мужу очень понравилась ваша статья. сказал что для женщины)))) очень логично и без эмоций изложено. а у вас гуманитарное образование?

        а карточки от умницы у вас или какие-то другие? мне очень понравилось описание к их комплектам мир на ладошке, я думала их купить чтобы знакомить с животными, географией. можно конечно и по телевизору все это смотреть, но мне кажется лучше с ребенком больше общаться.

        и кстати, я стала чтением с сыном заниматься не для того чтобы он читать научился или стал гением, а просто потому что не знала как убить время. сыну скучно делать одно и то же. и мне тоже тяжело без интеллектуальной деятельности, поэтому очень загорелась идеей раннего развития. получается это ирга больше для родителей.

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии - появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев , ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы . Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры . Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Н. Жукова

Марина Гавриленко
Консультация для педагогов «Методика Глена Домана»

Консультация для педагогов Методика Глена Домана

Среди педагогов всего мира , не найдётся ни одного, кому был бы не знаком метод воспитания Глена Домана . Это уникальная система развивающихся занятий для дошкольника, основанная на свойствах человеческого мозга воспринимать и удерживать информацию.

Создатель этого революционного метода – талантливый нейрохирург Глен Доман – пришел к нему не сразу. Работая с детишками, у которых были зафиксированы нарушения центральной нервной системы, врач решил найти способы стимуляции «резервных» клеток головного мозга, которые могли бы начать работать и сгладить дисфункцию. Для этого он использовал карточки с изображенными на них в хаотичном порядке красными точками.

Сначала целью Домана было научить детей фиксировать взгляд. Достигнув успеха, он пошел дальше и стал показывать им карточки с картинками, словами. Результат превзошел ожидания : малыши, ранее считавшиеся безнадежными, стали развиваться. Их мозг «заработал» !

Эти первоначальные эксперименты, затем положенные в основу широко известного сегодня метода воспитания Глена Домана , со временем стали применяться и в отношении здоровых ребят. Основанием для этого стали успехи детей с пороками развития, которые часто обгоняли своих ровесников, не обремененных тяжелыми заболеваниями.

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться. Осмысленное движение – это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман . Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении. Согласно концепции Домана , лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Самый важный навык для каждого человека – ползание на животе, затем - на четвереньках. Доман настаивает на том , что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления. Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.

Развивать интеллект Доман советует , практикуя занятия с карточками - «битами интеллекта» . Начинать нужно с примитивной информации : цвета, формы, предметов в квартире , животных и т. д. Например, подготовить несколько карточек с изображением геометрических фигур. Показать их по очереди, называя : «Это ромб, треугольник, круг и т. д.» . Похвалить ребенка за внимание и закончить этот маленький урок. Согласно исследованиям Домана , ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз ежедневно, чтобы навсегда запомнить изображение на ней и его обозначение. Многих интересует прогрессивная методика чтения Глена Домана . В основе ее лежит тот факт, что ребенку сложно воспринимать символы, буквы. Они по сути ничего не обозначают, а вот слова, которые состоят из символов, имеют реальные обозначения. Доман рекомендует учить ребенка читать по словам. Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова : «мама» , «папа» , «баба» . Показывать ребенку слова следует довольно быстро, четко озвучивая каждое. Писать их нужно большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см. Методика обучения Глена Домана математике также базируется на том, что цифры по сути ничего не значат для ребенка. Это просто символы. Но они могут означать некоторое количество предметов . Стартовать обучение математики нужно из пересчета предметов , а потом уже подключать изучение цифр, которые это количество обозначают.

Плюсы методики Глена Домана

1. Плюс и в том, что автор воспитывает родителей, т. е. объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Безусловно, правильно и то утверждение, что чем меньше малыш, тем легче он впитывает любые новые для него знания. Нужно успеть воспользоваться этим. Тесный контакт ребенка и родителя. Регулярные занятия как физическим, так и интеллектуальным развитием ребенка укрепляют связь между поколениями, ребенок не предоставлен сам себе, и с раннего возраста учится впитывать знания.

3. Все обучение для малыша будет выглядеть как приятная игра, в процессе которой ребенок получает большую порцию внимания взрослого и положительные эмоции.

4. У малыша будет развиваться память, он будет получать и запоминать огромное количество разнообразной информации, сможет получить энциклопедические знания, если вы будете не просто учить ребенка читать, а заниматься по методике Глена Домана полноценно .

5. Методика Глена Домана проверена временем : в настоящее время существует множество ученых и даже нобелевских лауреатов, воспитанных по этой методике .

6. Занятия по Глену Доману стимулируют также и физическое развитие ребенка.

Минусы методики Глена Домана

1. Необходимость в изготовлении большого количества карточек, это довольно трудоемко, если делать их полностью самостоятельно, и несколько проще, если купить уже готовые наборы (или распечатать их из интернета)

2. Карточки нужно показывать ребенку ежедневно, по нескольку раз в день, следить за правильной заменой уже продемонстрированных карточек. Если родители загружены на работе, делами по дому, а также другими мероприятиями с детьми (прогулками, детским садом, простыми играми и т. п., то соблюдать распорядок занятий очень тяжело. Если в семье не один, а больше детей, то время для показывания и подготовку карточек найти еще сложнее.

3. Ребенок может не реагировать на карточки, может забыть пройденное, может требовать показываемые карточки - чтобы их потрогать или пожевать, что делать в таких случаях - Глен Доман не уточняет . Также бывают очень активные дети, которым тяжело усидеть на месте, а уж тем более куда-то сосредоточенно смотреть.

4. Возможно возникновение проблем в начальной школе, как и у всех детей, учившихся читать сразу по слогам, складам или словами, а не составлять их из звуков. Школьная программа на это не рассчитана. Детей учат наоборот - идти от звуков к слогам, что может вызвать некоторое непонимание у таких детишек.

5. Обучение проводится с малышами до пяти лет, лучше с рождения. С шестилетками и более старшими детьми методика не работает . 6. Не предусматривает развитие мелкой моторики (занятия по лепке, рисованию, сенсорике (познание ручками) Ученый не уделяет внимание в своей методике тактильному восприятию (мягкий, твердый, колючий) . 7. Карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности. Карточки Домана не знакомят малыша с фактами, с которыми карапуз соприкасается в жизни или встречается в сказках, стишках, песенках, играх. Впрочем, если добавить к процессу обучения по Доману занимательные развивающие игры, творчество и фантазию, ваш малыш воспримет обучение при помощи банальных карточек на «Ура» . 8. Заставить ребенка заниматься физическими упражнениями по секундомеру, практически невозможно. Дети так непоседливы и самостоятельны, что объяснить им, как нужно правильно подтягиваться или бегать по методике Домана весьма проблематично, скорее всего, подобные мероприятия будут приниматься в штыки, а насилие по отношению к ребенку редко способствует его развитию.

Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана , - это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них. Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.

mob_info