Мы можем обратить страх в силу. Освобождение энергии (от блоков страхов, обид и т.д.) способа трансформировать негативные эмоции в положительные

Как психологическое состояние, страх далеко не всегда является реакцией на серьезную и непосредственную опасность. Проявляется страх по-разному: это и тревоги, и беспокойство, и волнение, и нервозность, и напряженность, и всевозможные фобии, и многое другое.

Если человек подвержен психологическому страху, он боится не того, что происходит сейчас, а того, что может произойти.

Вы находитесь здесь и сейчас, но ваш ум переносится в будущее. Образуется своего рода разрыв, промежуток, в который вползает тревога. И если вы отождествляете себя с умом, утратив связь с мощью и простотой Настоящего, этот промежуток тревоги останется с вами на всю жизнь. С настоящим временем всегда можно сладить, но с проекцией разума сладить невозможно - как невозможно совладать с будущим.

Более того, пока вы отождествляете себя с разумом, вашей жизнью управляет эго. Но эго - фантом. Потому, несмотря на сложные механизмы защиты, оно ранимо и уязвимо; вашему эго постоянно мерещатся опасности. В этом вся сущность эго, хоть снаружи оно может казаться воплощением уверенности.

Помните: эмоция - это телесная реакция ума. Какой сигнал постоянно посылает телу эго, ваше порожденное разумом ложное «я»? «Внимание, мне угрожает опасность!»

Какую эмоцию вызывает этот постоянно повторяющийся сигнал?

Конечно же, страх.

Нам кажется, что у страха много причин: страх потери, страх неудачи, страх боли и тому подобное. Но в конечном счете все страхи сводятся к тому, что эго боится смерти, боится уничтожения. Эго всегда кажется, что смерть где-то рядом. Когда человек отождествляет себя с разумом, страх смерти накладывает отпечаток на все области его жизни.

Страхом смерти объясняется даже такое, казалось бы, обыденное и «нормальное» явление, как неотвязная потребность побеждать в любом споре, доказывать неправоту собеседника и отстаивать истинность позиции, с которой спорщик себя отождествил. Ведь если вы отождествляете себя с каким-то убеждением, а потом выясняется, что это убеждение ложно, под угрозой уничтожения оказывается ваше основанное на разуме представление о собственном «я». Поэтому, как воплощенное эго, вы не можете ошибаться. Ошибка равносильна смерти. Такой подход не раз становился причиной разрыва отношений, причиной войн.

Когда вы перестанете отождествлять себя с разумом, ваше представление о себе перестанет зависеть от того, правы вы или нет. Это значит, что навязчивая и глубоко подсознательная потребность в собственной правоте (в сущности, разновидность насилия) наконец исчезнет. Вы сможете четко и ясно говорить о своих взглядах и чувствах, но будете делать это без агрессии и стремления защититься. Ваше представление о себе будет основываться не на разуме, а на чем-то более глубоком и истинном внутри вас.

НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ВСЕМИ СВОИМИ ЗАЩИТНЫМИ РЕАКЦИЯМИ. Что вы защищаете? Вы защищаете иллюзорную личность, сотворенный разумом образ, вымышленную сущность. Осознание защитных моделей поведения, наблюдение за ними приводит к разотождествлению. В свете вашего сознания быстро растворятся паттерны неосознанности.

Это положит конец спорам и «играм силы», столь разрушительным для отношений. Власть над другими - это слабость под маской силы. Подлинная сила - внутри человека, она доступна вам прямо сейчас.

Разум постоянно пытается отвергнуть Настоящее и убежать от него. Иными словами, чем больше вы идентифицируете себя с разумом, тем сильнее страдаете. Можно сказать иначе: чем больше вы цените и принимаете Сейчас, тем меньше страдаете от боли - и тем меньше власти имеет над вами эгоистичный разум.

Если не хотите причинять боль себе и другим, не хотите умножать все еще живущую в вас боль прошлого, то перестаньте создавать время - по крайней мере, не создавайте его больше, чем требуется для решения практических вопросов. Как перестать создавать время?

ГЛУБОКО ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО СЕЙЧАС - это единственное, что у вас есть. Сфокусируйте все внимание на Сейчас.

Прежде вы обитали во времени и лишь иногда появлялись в Настоящем. Пришла пора переселиться в Сейчас и посещать прошлое и будущее лишь изредка - для решения каких- то насущных проблем.

Всегда говорите «Да» текущему мгновению.

Ты можешь сесть в кресло или принять любую позу, в которой тебе удобно. Сложи руки вместе на коленях, правая рука под левой – это положение важно, потому что правая рука соединена с левым полушарием мозга, а страх всегда приходит из левого полушария. Левая рука соединена с правым полушарием, и храбрость всегда приходит из правого полушария.

Левое полушарие это вместилище логики, а логика всегда труслива. Именно поэтому ты не найдешь человека, который был бы и храбрым, и интеллектуальным. А если ты найдешь храброго человека, он не будет интеллектуальным. Он будет иррациональным, это неизбежно. Правое полушарие мозга интуитивно... это просто символика, но не только символика: это приводит энергии в определенное положение, в определенные отношения.

Поэтому – правая рука под левой, большие пальцы соприкасаются. Затем расслабься, закрой глаза, позволь нижней челюсти немного расслабиться – не напрягай... просто расслабь ее так, чтобы начать дышать ртом. Не дыши носом, просто начни дышать ртом; это очень расслабляет. И когда ты не дышишь носом, старый образец ума больше не будет действовать. Это будет нечто новое, с новой системой дыхания легче сформировать новую привычку.

Во-вторых, если ты не дышишь носом, дыхание не стимулирует мозг. Оно просто не попадает в мозг: дыхание идет прямо в лёгкие. Иначе продолжается постоянная стимуляция и массаж. Именно поэтому дыхание через ноздри постоянно меняется. Вдох через одну ноздрю массирует одну сторону мозга; дыхание через другую – другую. Через каждые сорок минут они меняются.

Поэтому просто сиди в этом положении, дыша ртом. Нос двойственен, рот не двойственен. В дыхании ртом нет перемен: если ты сидишь час, ты будешь дышать так же. Перемены не будет; ты останешься в одном и том же состоянии. Дыша носом, ты не можешь оставаться в одном состоянии. Состояние меняется автоматически; оно меняется помимо твоего сознания.

Это создаст очень молчаливое, не двойственное, новое состояние расслабления, и твои энергии начнут течь по-новому.

Просто сиди в молчании, ничего не делая, по крайней мере, сорок минут. Если ты можешь делать это час, это окажет огромную помощь. Поэтому, если возможно, начни с сорока минут, затем достигни шестидесяти.

Делай это каждый день.

Тем временем не упускай никакой возможности; когда бы ни представилась возможность, иди в это. Всегда выбирай жизнь, всегда выбирай действие; никогда не устраняйся, никогда не беги. Наслаждайся каждой возможностью, которая встречается тебе на пути, что-то сделать, быть творческим.

Елена Шевченко, Psychologies: Давайте поговорим о том, чего боюсь лично я. Надеюсь, вы поможете мне понять мои страхи и преодолеть их. Вот для начала вполне естественное мое беспокойство: мне бы не хотелось остаться без работы или перебиваться случайными заработками…

Шарль Пепен: Как и любой человек, вы можете лишиться постоянной работы, а ваши доходы могут уменьшиться. Но оказаться на улице большинству из нас совершенно не грозит. На самом деле мы охотно прячем в кокон «страха оказаться на улице» наши более глубокие страхи, связанные, например, со смыслом нашей жизни, а не просто с финансовой или социальной состоятельностью.

Маргарита Жамкочьян: Давайте начнем с того, что сам по себе страх означает, что мы находимся в зоне неуспешности, неэффективности. Он ограничивает наши возможности. Поэтому, если человек боится высоты, для него закрыты горы, а боязнь потерять работу (как в вашем случае, Елена) закрывает от вас ваши же собственные желания и амбиции. Это самоограничение связано либо с нежеланием выпасть из социальной ячейки, оказаться «единицей», индивидуальностью, которая сама выбирает собственный путь, либо со страхом потерять контроль над ситуацией.

Могу ли я превратить этот страх в движущую силу?

Ш. П.: Не все можно обратить себе на пользу. Это может показаться парадоксальным, но чтобы преодолеть свои страхи, мне кажется, следует для начала признать, что они ослабляют нас, делают уязвимыми. А не пытаться справиться с ними наскоком.

М. Ж.: Превращение страха в движущую силу – непростая работа. Первый шаг – вытащить страх наружу и рассмотреть его, сделать невидимое видимым. И лучше, чтобы это происходило в относительно безопасной обстановке, которую помогают создать психотерапевты. Снятие страха вызывает удивительный эффект – возрастают возможности личности во всех сферах ее деятельности, возникает ощущение безграничности собственной силы – «я все могу».

Ш. П.: Все сводится к тому, чтобы отправиться на встречу с тем, что скрыто у нас внутри, точнее, с нашими желаниями. говорил: «Цель психоанализа – найти способ быть верными своим желаниям». Некоторые философы, например Ницше, тоже выдвигали это требование верности самому себе. Так что, возможно, когда нас парализует страх, было бы полезно попытаться понять, что этот страх говорит о нас самих.

Но некоторые страхи существуют объективно и присущи почти всем: например, я беспокоюсь за будущее моих детей…

Ш. П.: Хочу сразу сказать вам, что это «хороший» страх. Он представляется мне более обоснованным и более здоровым, чем опасение остаться без средств. Наверное, потому что это чувство связано с альтруизмом, а страх нищеты замыкает человека на самом себе…

Их книготерапия

Наши собеседники назвали нам книги, которые помогут защититься от страхов и сомнений.

  • Абрахам Маслоу «Дальние пределы человеческой личности». Евразия, 2002.
  • Лоуренс Первин, Оливер Джон «Психология личности. Теория и исследования». Аспект Пресс, 2001.
  • Эрих Фромм «Бегство от свободы». АСТ, 2009.
  • Эпикур «Фрагменты». Директмедиа Паблишинг, 2002.
  • Фридрих Ницше «Веселая наука». Азбука-классика, 2010.
  • Жан-Поль Сартр «Бытие и ничто». АСТ, 2009.
  • Монтень «Опыты». Терра-Книжный клуб, 2008.

Вы можете ободрить меня как философ?

Ш. П.: Этот альтруистичный страх называют еще «нравственным сознанием» или «исторической ответственностью». Именно в нем, по мнению Канта, заключено величие человека. Я бы посоветовал вам сначала полюбить этот страх, так как он вас возвышает. А потом поработать над тем... чтобы стать хорошим покойником! Ведь каждый из нас знает: «Я умру раньше моих детей, я отвечаю за то, что они появились на свет. Значит, мне нужно постараться не слишком обременять их после моей смерти».

Ш. П.: Ш. П.: Быть хорошим покойником значит не портить жизнь тем, кто останется жить, и при необходимости помогать им. Некоторые философские системы, например кантовская, предложили бы нам задаться вопросом: «Что я должен успеть сказать? Какой семейный секрет я должен буду раскрыть перед смертью?» Есть такие вещи, которые надо раскрыть, чтобы от них наконец освободиться. Еще нужно передать следующим поколениям ценности: честность перед самим собой, свободу … Если вы будете работать в этом направлении, то увидите, что ваш страх рассеется.

Получается, передать нечто в наследство своим детям – это способ обрести бессмертие и, значит, меньше бояться?

Ш. П.: Я бы скорее говорил о вечности, а не о бессмертии. Бессмертие – это жизнь, которая не кончается. А вечность проглядывает в прекрасном мгновении или в ценности, которую мы отстаиваем и хотим передать… Да, чтобы победить нашу боязнь отпустить тех, кого мы любим, будем стараться в наших отношениях с детьми работать над тем, что принадлежит вечности.

А что скажете о моем страхе вы, Маргарита Степановна?

«НАША ВЕЧНОСТЬ - В ТЕХ ЦЕННОСТЯХ, КОТОРЫЕ МЫ ОТСТАИВАЕМ».

М. Ж.: Я предложила бы вам задуматься о том, чего именно вы боитесь. Если вы опасаетесь за будущее детей, например, как они будут жить в этом мире, если вдруг останутся одни, тогда можно назвать этот страх позитивным. Он поможет вам подготовить их будущее, предпринять шаги «на всякий случай». Вы постараетесь обеспечить детей хорошим образованием, всему научить, подготовить к трудностям. Или дадите ребенку газовый баллончик и номера телефонов экстренной связи, расскажете, как реагировать на опасность, опишете ее… Если ваша цель – уберечь ребенка от дурной компании, вы постараетесь воспитать его так, чтобы у него внутри было на что опереться, чтобы ему не надо было заводить сомнительных друзей и таким образом доказывать свою значимость.

А что бесполезного или неправильного в моем страхе за детей?

М. Ж.: Тревога. Ребенка нет дома, вы нервничаете, переживаете. Очень часто это переходит в агрессию против ребенка – он оказывается виноват, что вы волновались. И когда он наконец приходит, вы накидываетесь на него с криками: «Ты заставил мать переживать!» Это очень неприятный момент в нашей культуре: очень часто за переживания матери отвечают дети. Запугивание себя и ребенка негативными последствиями («Будешь плохо учиться, станешь дворником») – это перенос наших страхов на детей. Так что беспокойтесь за детей сами! Это же был ваш выбор – стать родителями. А значит, и ваш риск…

Ш. П.: Хочу добавить, что счастье никогда не бывает полным, к нему всегда примешано беспокойство. Привыкнуть жить в ситуации риска – такую идею разделяют также стоики или Ницше. Правда, эти философы никогда не рассматривали вопрос о «моей» смерти с точки зрения того, что после меня останутся сироты. Но предложение Ницше все равно отличное: люби свою смертность, измеряй свое существование полнотой прожитого мгновения – пусть оно всегда и приятно, и неприятно. Вот вам и руководство для родителей!

Можно ли сказать, что умение жить настоящим поможет мне преодолеть страх?

Ш. П.: Сартр показал, что страх – это всегда ожидание того, что произойдет в будущем. Он приводит пример женщины, которая панически боялась подходить к окну, поскольку ей казалось, что тогда она начнет зазывать прохожих, как проститутка. Иными словами, мы боимся своей свободы: не того, что не сможем чего-то сделать, а собственной власти делать то, что захотим.

М. Ж.: Для индивидуальности не существует понятия «правильно – неправильно», есть «мое» или «не мое», «соответствующее мне» или «не соответствующее мне». Главный критерий истинности находится внутри личности, а не снаружи. Прислушайтесь к себе, своим желаниям, потребностям. Если вы их боитесь – осознать или проявить, – вы боитесь свободы.

Ш. П.: Эпикурейцы учили нас довольствоваться тем, что есть. Да, я сделал «всего лишь это», но я это сделал, и, главное, я мог и этого не сделать. Чудесно уже то, что я существую и что я действовал. Счастье живет в пространстве между тем, кем я пытаюсь быть, и тем, кто я есть в своей верности глубинному желанию – но сначала надо найти это желание…

А каковы ваши самые сильные страхи?

Ш. П.: Меня пугает то, что жизнь проходит слишком быстро, что смерть придет раньше, чем я успею сделать все, что должен.

М. Ж.: Страх высоты, ощущение безграничного пространства передо мной. Оставляя себе этот страх, я честно признаю, что боюсь потерять голову от собственных неограниченных возможностей. А внутри себя я ничего не боюсь.

Способность превращать металлы в золото - ключевой момент алхимии. Древнее поверье гласит, что любая превращённая субстанция - даже яд - приобретает положительные свойства.

Впервые я услышала об этом от одного шамана из Южной Америки. Он рассказывал про свой опыт годового молчания и других суровых аскезах: «В течение этого года я испытывал острое желание заговорить с кем-то. Семь месяцев длились мои страдания, и вдруг я ощутил, как Земля помогает мне справиться с пережитым. До сих пор я чувствую эту целительную силу, связь с Ней».

Подобную историю я услышала и от бывшего наркомана: «Я достиг дна. Был на грани. С 12 лет я находился в зависимости, и не описать словами, какой это был ад. Единственным выходом для меня было оставаться в настоящем моменте, усилием воли сохранять осознанность. И вот, переживая худшее время в своей жизни, я внезапно испытал мощную уверенность в себе, что у меня всё получится, что у меня найдутся силы преодолеть эти испытания. Так оно и произошло. С тех пор это чувство уверенности всегда со мной».

Меня удивило, что два абсолютно разных человека, с разных уголков планеты, разной культуры и образования, рассказывают об абсолютно идентичном опыте. Они оба испытали это трансформирующее воздействие, прямо как в алхимии - боль, неопределённость, запретное желание обратились в нечто, навсегда изменившее жизнь этих людей к лучшему. Получается, негативные эмоции были необходимы для позитивных перемен.

Базовые эмоции часто заперты внутри нас. Страх, гнев, ненависть и все производные боли - не больше, чем защитные реакции на столкновение с опасностью, предательством, обидой. Но внутри каждой защитной реакции, есть ещё более сильная эмоция, которая отвечает на жизненные трудности любовью и принятием.

Страх трансформируется в храбрость. Гнев трансформируется в любовь к жизни, к себе и окружающим. Боль трансформируется в сострадание и доброту. Ненависть трансформируется в созидание и любовь, а также, что парадоксально, ведёт к внутреннему покою.

3 способа трансформировать негативные эмоции в положительные

  1. Не притворяйтесь. Притворство отнимает множество энергии, которая необходима для «алхимии». Научитесь обуздывать эмоции с помощью дыхания, заземления, осознанности. Не закрывайте глаза, не стыдитесь их, не делайте вид, будто их не существует. Иначе вы просто не сможете их переварить. Негативные эмоции - часть нашей жизни, будьте готовы к этому. С такой установкой вы действительно научитесь справляться с ними и выносить из них пользу.
  2. Не подавляйте эмоции. После того, как вы приняли свои эмоции, не стоит пытаться искоренить их любыми способами. Вместо этого попробуйте почувствовать, где они скопились в теле. Какие ощущения появляются во время гнева или страха? У гнева очень динамичная энергетика, она часто идёт в челюсть или руки, её сложно сдерживать. Ненависть - прохладная, таится где-то глубоко внутри, но может ощущаться во лбу, в глазах или выражаться в напряжении мышц пресса. То есть гнев хочет сбить с ног, разрушить, но ненависть стремится к уничтожению более холодным, расчётливым путём. Боль действует иначе. Вам кажется, что вы испытываете её по-настоящему, на самом деле всё происходит в вашей голове. Вы можете приняться бороться с ней, рационализировать, драматизировать её, винить себя. Но только приняв её, смирившись, расслабившись, вы сможете заменить её на сострадание.
  3. Поймите причину. Все мы по-разному справляемся с эмоциями. Виним себя в слабости, боимся их, отрицаем, подавляем, упиваемся собственной беспомощностью. Но чтобы двигаться вперёд, нужно понять их природу, почему они возникли. Для примера рассмотрим ненависть. В обществе принято считать эту эмоцию негативной по умолчанию, а её носителя - плохим человеком. Но эмоции нейтральны. Ненависть - это реакция на глубокую боль, на пережитое предательство, на отсутствие понимания. То же с ревностью, агрессией, презрением, оскорблением, заносчивостью. Стойте подальше от предубеждений и осуждений. Ненависть - благодатная почва, на которой может вырасти прекрасное качество. Вспомните это замечательное чувство лёгкости, когда вы искренне прощаете человека, который обидел вас. Вы уже не будете прежним, ваше мировоззрение и дух изменились. Как только вы осознаете причину своей эмоции, продышите её, откроете своё сердце и разум - вы начнёте преображаться.

Любые ваши эмоции - это дар, за который нужно быть благодарным, потому что они могут привести вас к просветлению, нужно только работать с ними.

mob_info