Причины конфликта отцов и детей. Конфликт поколений в романе "отцы и дети" и его разрешение. Разрешение конфликтов между родителями и детьми

Героями романов Тургенева нередко становились представители нового поколения. Этот писатель обнаруживал поразительную чуткость к главным социальным и политическим изменениям. Впрочем, эта особенность тургеневского стиля и сегодня не лишает его книги злободневности. Ведь история, как известно, повторяется. А конфликт отцов и детей во все времена актуален.

Идеи нигилистов

В апреле 1860 года Тургенев в очередной раз уехал во Францию. В небольшом городке Содене он изучал труды философов-материалистов. В шестидесятые годы многие молодые люди проявляли интерес к естественным наукам. Тургенева задела статья Добролюбова, в которой автор высказывал крайне нигилистские взгляды.

Молодежь умнее стариков - именно эта мысль просматривалась между строк в работе молодого критика. В переписке Добролюбова и Тургенева развернулся яростный спор. Причём дискуссия касалась прежде всего основных категорий человеческого существования - любви и смерти.

Идея романа

Нет любви, но есть физическое влечение. Нет красоты природы, но есть вечный круговорот химических процессов. Нет духовного наслаждения искусством, но есть лишь физиологическое раздражение нервов. Молодёжь с порога отрицает ветхие идеалы отцов. Материя и сила - лишь они не поддаются сомнению. Только почему-то ни один психически здоровый человек не мечтает о смерти, и каждый стремится любить и быть любимым. Подобные мысли не давали покоя писателю, и именно из них и был рожден роман, в котором как ни в одном другом раскрыта тема конфликта отцов и детей.

Из истории создания

Писатель много думал о взаимоотношениях молодости и старости. На чём держится связь между ними? Конфликт отцов и детей Тургенев анализировал, опираясь на собственный опыт. Между ним и повзрослевшей дочерью Полиной все чаще возникали споры, похожие на те, которые изображены в романе.

В 1866 году Тургенев встретился с Герценом в Лондоне. Разговор между старыми приятелями шел в основном о журнале «Современник». А прежде всего о нетерпимом отношении Чернышевского и Добролюбова к людям сороковых годов. Эти разговоры стали последним толчком для создания романа о конфликте отцов и детей. Тургенев эту тему затрагивал и в более ранних произведениях, а именно в «Дворянском гнезде». В «Отцах и детях» он создал образ, ранее не встречавшийся в литературе.

Новый герой

В 1860 году Тургенев начал работать над новым романом. Первые дни в его мыслях смутно выступал образ героя, убежденного в том, что естественнонаучные открытия могут объяснить в человеке всё. Прозаик представлял себе фигуру сумрачную, значительную, сильную, злобную, но при этом чистую и искреннюю. И обреченную на гибель.

Тургенев создал персонаж, который стоит в преддверии будущего, но находится в постоянной конфронтации с настоящим. При этом оказывается слишком слаб для того, чтобы реализовать свои идеи, воплотить их в жизнь. Конфликт отцов и детей, гуманистов и нигилистов, представителей русского дворянства и разночинцев - все это вдохновило писателя на создание романа.

Особенности прозы Тургенева

Этот прозаик оказал влияние и на форму, и на содержание зарубежной литературы. Мнение о том, что он был зависим от европейской культуры, неверное. Скорее, французские прозаики 20-го века писали под влиянием творчества Тургенева. Популярным в Европе стал и роман «Отцы и дети». Конфликт этого произведения, правда, до конца может понять лишь тот, кто вырос в России.

Тургеневским романам присуще отсутствие многословных нравоучений, чего не скажешь о книгах Достоевского и Толстого. Авторский голос в «Отцах и детях», «Накануне», «Асе», «Вешних водах» занимает отнюдь не первое место. Писатель никогда не навязывал читателю своего мнения. Ещё одна особенность манеры Тургенева - наличие подтекста.

И наконец, он писал всегда о наиболее актуальных проблемах современного ему общества. Так, в романе Тургенева «Отцы и дети» конфликт рождается из противоречий, возникших между приверженцами разных точек зрения. И он имеет прямое отношение к социальным и политическим преобразованиям в России середины 19-го века.

Человеческая природа неизменна

Какие политические события происходили в годы, когда Тургенев работал над своим романом? Из Сибири были возвращены декабристы. Начались реформы. В обществе прогрессируют либеральные взгляды. Тургенев быстро понял, что всё, что происходит, имеет поверхностный характер. Это всего лишь разговоры, за которыми ничего не следует. Тургенев, в отличие от Некрасова, иллюзий не питал.

Писатель никогда не возлагал на прогресс больших надежд. Он понимал, что человеческая природа неизменна. Главный герой романа — Евгений Базаров — человек, полностью свободный от либеральных иллюзий. Ему чужды пустые разговоры, которые страстно ведёт Павел Петрович Кирсанов. Базаров ни во что не верит, ничего не хочет. Это глубоко разочарованный человек.

Образ Базарова

Главный герой этого произведения - первый убедительный разночинец в русской литературе. Это первый персонаж, который с гордостью о себе говорит: «Мой дед землю копал». Почти каждый свой роман Тургенев писал ради нового литературного образа. «Отцы и дети» созданы ради Базарова. Этот персонаж - манифестация нового типа сознания.

В «Отцах и детях» писатель создал, как уже было сказано, принципиально нового героя. Существует мнение, что Достоевский образ Раскольникова отчасти позаимствовал у своего коллеги.

О чем роман Тургенева?

Политический смысл романа «Отцы и дети» несколько заслоняет главную идею автора, характерной чертой которого была человечность. Этот писатель не требовал от своих героев нравственного подвига. «Отцы и дети» — роман с очень глубоким человеческим смыслом, который довольно очевиден, но его заслоняет титаническая фигура Евгения Базарова.

Главный герой прямолинеен, он умнее большинства своих собеседников, потому общаться с ними ему неинтересно. Ему очень тяжело жить. Евгений любит отца, но не может построить с ним диалог. Он привязан к Аркадию, но тот его раздражает. У Базарова полностью отсутствуют способности, позволяющие установить контакт с окружающими. Главный герой тургеневского романа отрицает всё, а прежде всего условности. Ему непонятны любовные метафоры и романтические отношения, и это становится главной его трагедией.

В чем главная идея романа? Пожалуй, в том, что счастлив тот, кто умеет прощать и любить. Пейзаж, изображенный в финальной сцене, иллюстрирует главную мысль автора: природа побеждает всё. Вспомним содержание книги, а именно ее финал.

В церкви венчаются две пары: Николай Петрович с Фенечкой, Аркадий с Катей. Счастье в жизни этих персонажей есть, хотя и несколько наигранное. Павел Петрович все так же одинок, выглядит как джентльмен. Но жизнь его пуста. Ситников и Кукшина продолжают ломать комедию, изображая из себя представителей новых взглядов.

Меньше всего повезло герою-нигилисту. От его идей осталась всего лишь могильная плита, на которую регулярно приходят дряхлые старички, плачут и молятся за упокой души сына. Эта участь ждет каждого. Но Базаров не успел ни полюбить по-настоящему, ни познать отцовского счастья. Заряженный идеями философов-материалистов, он был выше этого.

Идеал человека по Тургеневу

Конфликт поколений в «Отцах и детях» выражен в форме диалогов. Герои на протяжении всего повествования ведут нескончаемые дискуссии, пытаются отстоять собственную точку зрения, доказать друг другу свою правоту. Кто побеждает в этом споре? Дочитав тургеневский роман, читатель не видит разрешения конфликта. Но один из персонажей - представитель старшего поколения - все же побеждает в споре. Хотя в полемику и не вступал.

Павел Петрович не вызывает уважения автора. Это человек, раздавленный женской любовью. Имени прежней возлюбленной Кирсанова писатель не называет. Однако существует мнение, что княгиня Р - символ, указывающий на Россию. Павел Петрович Кирсанов - человек без будущего, без перспектив. Хотя герою этому всего 44 года. Главный конфликт в романе выражен прежде всего в диалогах Павла Петровича и Базарова. Они являются представителями противоположных взглядов. Как известно из финала романа, в их интеллектуальном споре победителя нет.

Идеал человека для Тургенева - это отнюдь не Базаров. Самый обаятельный и милый персонаж в романе - Николай Петрович Кирсанов. У него есть любимый сын, любимая женщина. Он читает стихи, играет на виолончели. Николай Петрович умеет жить. И он самый человечный из всех героев тургеневского романа. Он один из немногих, кто в заключении всей этой истории обретает счастье.

Извечная проблема России

Автор романа «Отцы и дети» о конфликте поколений написал не первым. Ранее об этом говорил уже Лермонтов. Более того, конфликт отцов и детей (основная тема тургеневского романа) - проблема, актуальная в России давно. Соотечественникам Тургенева всегда чужда была и английская преемственность, и восточное уважение к старикам.

В России поддерживать идеи предков как-то не принято. Возможно, отсюда и революционные события разных масштабов, происходящие время от времени на протяжении последних двух столетий.

Конфликты - неотъемлемая часть жизни любого человека. Проблема наиболее безболезненного разрешения ситуаций не нова, существует даже специальная наука, занимающаяся проблемами разрешения конфликтов - конфликтология. А уж проблема конфликтов отцов и детей, кажется, стара, как мир. Тысячи лет назад старшее поколение жаловалось на беспечность, малообразованность, безалаберность, цинизм и поверхностность молодежи. Так, надпись на древневавилонском глиняном сосуде 30-го века до н. э гласит: «Молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». Похожая надпись найдена и на гробнице одного из египетских фараонов. В ней говорится о том, что непослушная и невоспитанная молодежь не может продлить великие деяния предков, создать великие памятники культуры и искусств и, без сомнения, станет последним поколением людей на земле.

С тех пор мало что изменилось. С высоты своего опыта, взрослые смотрят на «детские выходки», забывая о времени, когда сами были детьми и подростками, как стремились жить и считали себя способными свернуть горы. И каждому поколению кажется, что «уж они-то были другими, такого себе не позволяли» и если молодое поколение будет все так же отвратительно себя вести, то мир скатится в бездну и погибнет. А молодежь недовольно морщится, считает родителей «отставшими от жизни» и думает (но, к счастью, редко говорит): «какое вы вообще имеете право учить меня?» И семейные ссоры и споры повторяются снова и снова, с каждым новым поколением людей. Но как часто мы, родители, задумываемся над тем, правильно ли мы решает спорные ситуации и конфликты с собственными детьми? Ведь влияние семейных конфликтов на ребенка не подлежит сомнению - привыкший покоряться силе родителей будет бояться спорить и настаивать на своем, а избалованные вседозволенностью вырастают черствыми эгоистами, равнодушными к потребностям другим. Между тем, способы разрешения конфликтов с детьми не слишком отличаются от общих принципов решения трудных ситуаций. Пришло время разобраться в том, как разрешать конфликты правильно.

Вечный конфликт поколений: отцы и дети

Ни одна семья не обходится без конфликтов между детьми и родителями. И ничего ужасного в этом нет, ведь «правильные» конфликты помогают снять напряжение между его участниками, дают возможность найти компромиссное решение без ущемления интересов одного из членов семьи и в итоге, только укрепляют взаимоотношения. Но все это верно только в отношении разумно разрешенных конфликтов. Гораздо чаще споры и ссоры становятся причиной затаенных обид, психологических комплексов и даже могут стать причиной раскола семьи.

Как правильно разрешать конфликты детей и родителей?

Чтобы конфликт прошел безболезненно, следуйте таким советам:

Конфликты родителей и взрослых детей могут проходить еще более напряженно, чем с маленькими детьми или подростками. Ведь в таком случае дети - уже полностью сформированные личности с собственными принципами и убеждениями. Но даже и в этом случае все вышеописанные методы остаются правильными и действенными.

И самое главное - помните, что молодое поколение не лучше и не хуже - оно просто другое. И если бы не эти различия, если бы не было споров и конфликтов между детьми и родителями, не было бы никакого прогресс и люди так до сих пор бы и охотились на диких зверей, живя в пещере.

Детско-родительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.

В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личностно-психологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.

Причины конфликтов родителей и подростков

Подростки в конфликте:

§ кризис переходного возраста;

§ стремление к самостоятельности и самоопределению;

§ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

§ бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

§ нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

§ боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

§ проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

§ отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

§ неподтверждение родительских ожиданий.

Внутрисемейные взаимоотношения делятся на два основных типа:

– гармоничный тип отношений (преобладание равновесных отношений, рациональное разделение психологических ролей внутри семьи, умение разрешать возникающие противоречия);

– дисгармоничный тип отношений (негативно окрашенные отношения супругов приводят к конфликтному взаимодействию супругов, последнее способно вызвать отрицательные эмоции и чувство беспокойства у детей; теряется уважение к родителям, нарушаются психологические роли, увеличивается напряженность).

Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений приводит к конфликтам между родителями и детьми и проецирует деструктивный способ воспитания .

Особенности деструктивного воспитания:

– чрезмерные запреты для детей в значимых для них сферах жизнедеятельности;

– использование угроз в требованиях к детям;



– осуждение неверных действий ребенка взамен поощрениям и похвале за достижения и успехи;

– непоследовательность и противоречивость действий родителей;

– несовпадение взглядов родителей в вопросах воспитания.

Причинами детско-родительских конфликтов может быть неадекватная реакция родителей на возрастные кризисы детей (кризис 1 года, кризис 6–7 лет, кризис полового созревания и т. д.).

Возрастные кризисы

– переходные периоды развития ребенка, вызывают повышенную раздражительность у ребенка. Агрессивное поведение детей, отрицательное отношение к приемлемым до этого требованиям – причины конфликтного взаимодействия. Задача родителей и детей состоит в сглаживании отношений в этот период, обоюдном стремлении идти на компромиссы.

Виды конфликтов родителей и детей подростков:

1) конфликт неустойчивости родительской оценки ребенка;

2) конфликт при снижении планки самостоятельности ребенка, чрезмерный контроль;

3) конфликт сверхзаботы;

Конфликт в отношениях и действиях родителей вызывает особую реакцию удетей, выражающуюся в разных стилях поведения ребенка :

– демонстрация негативного отношения, оппозиция по всем вопросам;

– неподчинение предъявляемым требованиям;

– избегание общения с родителями, сокрытие информации о себе и своих действиях.

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

(Дополнение: Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

§ Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

§ Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

§ В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

§ Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

§ Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

§ Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

§ Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

§ Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

§ Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

§ Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

§ Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

§ Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

§ Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

§ Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

§ Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

§ Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

§ За то, чтобы перестать быть ребенком.

§ За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

§ За утверждение среди сверстников.

§ Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

§ Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.

§ Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.

§ Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

§ Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.)

Беседа психолога на тему: «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. ПОБЕДА БЕЗ ПОБЕЖДЕННЫХ.» АБДЕЕВА Г.Ф, преподаватель ГАУ СПО «Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище» На всем протяжении развития человечества стоит вопрос о взаимоотношениях детей и родителей. Почему одни желая счастья другим, доставляют огорчения? Почему самые близкие люди не могут понять друг друга? Известные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» всегда стоят во взаимоотношении поколений. Порой эти взаимоотношения перерастают в конфликтные ситуации. Под конфликтом будем понимать - процесс развития и разрешение противоречивых целей, отношений и действий людей, определяющихся объективными и субъективными причинами. Он протекает в двух диалектически взаимосвязанных действиях сторон на индивидуальном и групповом уровнях . Любой конфликт имеет следующие структурные элементы: · Участники конфликта с их характеристиками; · Причины и источники конфликта, а также противоречивых целей в конфликте; · Взаимодействия, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действия на разрешение конфликта; · Физическая и социальная сфера или условия, в которых протекает конфликтный процесс; · Последствия конфликта, которые зависят от того, как протекал конфликт, каковы его причины, условия, острота и длительность, а так же масштабы. Рассмотрим в нашем случае только два элемента: участников и причины. Наиболее сильно противоречия между родителями и детьми протекают тогда, когда последние достигают определенного возраста, который принято называть переходным, когда происходит становление личности. В этом возрасте из всех доминирующих мотивов на первое место выходят: самоутверждение, определение своего статуса (иногда необоснованно завышенного). В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение, подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие важной сферы, постольку авторитетность со стороны родителей и педагогов воспринимается иначе, чем в детстве. Подросток, воспитанный в атмосфере жесткого контроля и непрерывной опеки, оказывается беспомощным и чрезвычайно зависит от постороннего влияния. Избыточная регламентация и тоталитаризм ведет к отрицанию ценностей и авторитетов, опирающихся на любовь, доброту и уважение. Другим мотивом является понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. В возрасте примерно с 4 лет быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовывать окружающую среду. Он начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным к дружбе. Максимализм самостоятельности - главная особенность подростков. Испанский психолог Предо провел эксперимент. Отобрал две группы подростков 8-11 и 14-17 лет (по 25 человек). Среди них были только те, которые считали своего отца самым любимым и уважаемым человеком. Все они должны были оценить показатели своего отца и своего лучшего друга в физических упражнениях. 20 подростков из одной группы и 19 из другой оценили шансы своих сверстников выше. В реальных сравнениях итог был наоборот. Оказалось, что за переоценкой результатов сверстников стоит неосознанная, но резко повышенная самооценка: подростку хочется самоутвердиться и обогнать отца . Немаловажным в юношеском возрасте является осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести. Ведущим мотивом поведения выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для него особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предметом его постоянного внимания являются такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Для того чтобы обнаружить эти качества у себя, он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии резкими выпадами, излишней прямотой. Родители видят в своих детях продолжение себя. Стремление достичь того, что им не удалось сделать. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне в отрыве от желания самого ребенка. Считая своих детей несовершенными и не сознательными, они думают, что только родитель дает право на определение их (детей) дальнейшей судьбы. При этом часто забывают, что мотивации родителей и детей различны. Если у подростков на первом месте стоит определение своего места в обществе и позиция окружения, то у родителей главной мотивацией служит безопасность и материальное благосостояние. Подросток живет в семье и семья для него является средством безопасности и материального достатка, как само собой разумеющееся. Поэтому данные мотивы не очень его волнуют, они ни как не могут быть преобладающими мотивами, пока человек не будет самостоятельным. С другой стороны родители прошли уже период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном. Что бы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, что бы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания. Другая проблема взаимоотношения детей и родителей - это смена жизненных условий и преобладающих ценностей. Меняется жизнь, меняется мода, но не изменяется жизненный уклад человека. С ростом технического прогресса процесс изменения образа жизни меняется быстрее, чем успевает к нему адаптироваться человек. Например, тридцать лет назад главной духовной пищей являлись книги, театр, кино; двадцать лет назад преобладать стало кино и телевиденье; десять лет назад телевидение и видео прочно вытеснили все остальное. Сегодня видео уже уступает интернету и компьютерным технологиям. Молодое поколение сегодня предпочитает виртуальное общение и виртуальное познание мира всему остальному. Уход от традиционного уклада жизни, заменяя его американским стилем, старшим поколением воспринимается крайне негативно. В то же время молодое поколение не имеет возможности сравнивать, воспринимает его как единственно верный стиль и подстраивается под его жизненные ценности. Кроме того, приходится сталкиваться с такой проблемой, как акселерация - это ускорение биологического созревания. Сегодняшние 16-17 летние по полову созреванию соответствуют 19-20 летним семидесятых годов. Сталкиваясь с акселератором, который на голову выше родителей взрослые порой не представляют себе, что перед ними, по существу, еще ребенок и что к нему следует предъявлять соответствующие требования. В то же время молодежь значительно позже, чем их сверстники начинают самостоятельную жизнь. Как отмечал Б.Г. Ананьев , наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личность (гражданская зрелость) не совпадают во времени. Самосознание, которое 40-50 лет назад развивалось к 17-19 годам, формируется сейчас к 23-25 годам. Затягивающий интервал учебы приводит некоторых юношей к безответственному инфантилизму. Трудно вступает на стадию собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. 4 чувство обладания благами, которые не заработаны самостоятельно, а получены от родителей может притупить честолюбие и породить инфантилизм и иждивенчество. Не следует забывать, что человек становится зрелым только тогда, когда несет ответственность за себя и других. Конфликтные ситуации между детьми и родителями, это не особенность какого-либо периода. Это проблема существует на протяжении развития человечества (библейский сюжет «возвращение блудного сына» и другие примеры истории), она существует не только на субъективном, но и на объективном уровне (независящим от особенностей человека). Другой вопрос: Как решить эту проблему? Плотность проблемы в том, чтобы стремление решение исходило от обеих сторон, потому что в данной ситуации важна не правота и отстаивание своей позиции, а нахождение общих приемлемых критерий. Нынешние дети будут родителями и у них возникнет в свое время та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями. Важно не забывать те чувства и те эмоции, которые сейчас испытывают они в виде непонимания своих самых близких людей на свете - родителей. Литература: 1. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликт /Уч. пособие - М.: Юристы, 1997-240с. 2. Кон И.С. Социология личности - М., 1967 3. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и контактность восприятия - М., 1968

Направление "Отцы и дети".

Взаимоотношения отцов и детей – это проблема века минувшего и века нынешнего. В основе этой проблемы лежит разрыв между поколениями, который не дает им прийти к общему мнению, понять друг друга.

Родители и дети – два разных полюса. Им очень трудно прийти к согласию. Особенно когда ни одна из сторон не желает идти на компромисс, поставить себя на место другого и попытаться понять его. Зачастую молодое поколение не желает прислушиваться к советам старших, считает их мнения и высказывания устаревшими и бессмысленными. К сожалению, дети всё чаще забывают об уважении и почитании родителей. А старшие, в свою очередь, смотрят на поведение, позицию нового поколения с призмы своего времени. Исходя из такой точки зрения, находят поведение детей неприемлемым. Навязывают своё мнение, которое считают единственно верным и правильным. Не желают принимать новые идеи и взгляды, стремятся сохранить прежний уклад жизни, прежние устои. В результате перечисленных действий отношения между поколениями становятся дисгармоничными. Казалось бы, какой здесь выход? И есть ли он вообще? Да, есть. Единственное решение проблемы - посмотреть на ситуацию с другой стороны и найти компромисс.

Эта проблема волновала писателей во все времена. И.С. Тургенев посвятил ей произведение с говорящим названием «Отцы и дети». Конфликт отцов и детей проходит красной нитью через весь роман. Молодое поколение главным образом представлено Евгением Базаровым. Его главным антагонистом является Павел Петрович Кирсанов. Герои конфликтуют на разнообразные темы: политические, социальные, моральные. Споры Базарова и Кирсанова раскрывают суть конфликта. Именно они помогают читателю понять, чем отличаются герои и в каких вопросах расходятся их мнения. Базаров, представитель нового поколения, придерживается позиций нигилизма, отрицая существование и пользу всего нематериального. Он не понимал, какое удовольствие могут приносить музыка, чтение и любование природой. Павел Петрович не принимал взгляды нигилиста. Аристократ ценил поэзию, живопись, соблюдал присущие дворянину традиции. Принадлежащие к разным социальным сословиям, герои по-разному относятся и к внешнему виду. Что касается политики, то здесь Базаров снова выступает против государственного устройства, обвиняет аристократов в безделии и пустых разговорах. Его антагонист не желает смены государственных порядков и не видит в них изъянов. Говоря о народе, Кирсанов заявляет, что Базаров ничего не знает о простых людях, крестьянах, которые, как и он, «свято чтит предания, он - патриархальный...». Разговор на любую тему переходил в спор. Мы видим, как люди, принадлежащие не только к разным сословиям, но и к разным поколениям не могут прийти к общему мнению, понять друг друга. Молодёжь открыта к новшествам, переменам в жизни, а старшее поколение чтит былое, стремится сохранить старый уклад, не желая и не умея принимать и понимать новое. В этом главная причина всех конфликтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе дисгармоничных отношений между родителями и детьми лежит пропасть между поколениями, которая не даёт родителям понять новые устои, взгляды и мнения детей, а детям – старые уклады и традиции их родителей. Важно понять и принять позицию другого, услышать его и прийти к общему мнению.

mob_info