Притча об одиночестве Parable about solitude. Цитаты об одиночестве Мудрые цитаты об одиночестве

    На крестьянском дворе долгие годы жили душа в душу две горлицы, самец и самка. Заботливый крестьянин смастерил для них из тёса нарядный домик, где птицам было покойно в непогоду. Это была счастливая пора. Самец неотступно следовал за своей подругой, ...

    После долгого отсутствия вернулся учитель. Он застал ученика сидящим в библиотеке. По изнурённому его виду было видно, что тот провёл здесь много времени, а по лихорадочному блеску в глазах угадывалось, что ему не терпится что-то сообщить. - Ну и чему ты...

    Однажды слоилось так, что потерпевший кораблекрушение моряк достиг пустынного острова. В течение пяти лет он вынужден был там жить, так как никакой корабль не проходил мимо. Он построил маленькую хижину и жил там, постоянно думая о мире. Все было так...

    Однажды священник увидел женщину, которая, опустив голову на руки, сидела в пустой церкви. Прошёл час. Затем два. Женщина всё не уходила. Решив, что её душа пребывает в горе и желая чем-нибудь ей помочь, священнослужитель подошёл к ней и сказал: - Могу...

    Однажды Курица решила стать Индюшкой. Статус индюков никто не мог оспорить на огромном хоздворе, где эта Курица обитала, а ей тоже хотелось быть более красивой и уважаемой. Тогда она прикрепила себе сзади веером найденные индюшачьи перья, повесила...

    Жила как-то одна женщина. Была она очень привлекательна, заботливая мать и жена, трудолюбивая. Но вот обратиться к Господу ей было как-то всё некогда, да, собственно говоря, вроде бы и незачем. Всё у неё было в порядке: дети здоровы и накормлены, муж...

    Однажды на ярмарку пришла девушка-поселянка, красавица писаная, лилии и розы цвели на её щеках. Волосы отливали лучами заката, а на губах играла улыбка утренней зари. Не успела красивая незнакомка появиться, как парни тут же её приметили и окружили. ...

    У одного отшельника спросили - как может он пребывать в постоянном молчании? Он очень удивился и сказал: - Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно - так много собеседников посещают меня.

    Увидела ворона, что люди кормят голубей. Решив: «Зачем мне жить впроголодь?» - ворона насобирала голубиных перьев, облепила ими себя и пошла в голубиную стаю. Пасётся она среди них, и вдруг увидела пролетающую в небе ворону. Забывшись, ворона закаркала. ...

    Однажды заболел известный богач. Но никто из знакомых не пришёл его проведать. Удивившись, богач сказал своим приближённым: - Странное дело, почему это ко мне никто не приходит? Ему ответили: - Потому, что все люди тебе задолжали и опасаются, что, ...

    Давным-давно, когда люди жили в мире, а мир все ещё жил в людях, в одной из пещер, высоко в горах устроил свой дом один мудрый человек. Потому что хотел видеть дальше и знать больше других. И хоть жилось ему тяжко и одиноко, но был у него верный брат - ...

    Жило на свете Сердце. Оно мечтало о любви. Но это было очень категоричное Сердце: когда в нём начинало зарождаться новое чувство любви, Сердце оценивало того, кто вызвал это чувство с точки зрения «плохой» - «хороший», и, видя недостатки, уничтожало...

    Как-то раз сидел в лесу павлин и горько сетовал на своё одиночество. Случилось, что мимо пробегал шакал. Увидел он павлина и спросил его: - Ты чего такой грустный, братец? Павлин сначала испугался шакала, но потом, набравшись храбрости, ответил со...

    Трое маленьких детей было у родителей да одна старшая дочка-помощница. С утра до вечера она нянчилась с младшими детьми: кормила, утешала, умывала. Вечером, когда малыши засыпали, девочка маме помогала всё постирать да прибрать. Однажды пошла девочка за...

    Один раз Хинг Ши застал во дворе своих учеников, горячо спорящих о чём-то. Подойдя к ним, спросил о предмете их спора. - Мы спорим о том, в чём заключается суть счастья и несчастья человека, - ответили ученики. - И как же вы их нашли? - поинтересовался...

    Между учениками разгорелся спор о причинах человеческих страданий. Одни утверждали, что причина - в эгоизме. Другие считали: виной всему - заблуждение. Третьи говорили: человек страдает потому, что не способен отличить истинное от ложного. Когда об этом...

Один - взгляд писателя, история о дружбе. Амели боится купаться в море и вдруг чувствует, что кто-то щекочет ей ноги. Это рыбка, с которой девочка решается зайти в воду. У нее пропадает страх, и весь день они с рыбкой весело плещутся в воде. Теперь они встречаются каждое утро, весело проводят время, но вечером расстаются. Это расставание огорчает Амели, и она решает поймать свою подружку, чтобы посадить в банку и всегда быть вместе. Но когда она осуществляет это намерение, рыбка чахнет на глазах, и Амели понимает, что теряет ее. Тогда она выпускает подружку в море. И ждет, но рыбка не возвращается. Девочка плачет и просит прощения, и вдруг снова чувствует, что кто-то щекочет ей ноги. Рыбка вернулась, а вместе с ней и дружба. Вечером подружки расстаются, но Амели не грустит, потому что знает: они есть друг у друга.

Эта история «учит» тому, что любовь требует свободы.

Она рассказана поэтичным языком - очень неестественно, так «не говорят». Но именно этот язык примиряет с «поучением». Как будто вот так, в стихах, можно давать нравственные наставления, и тогда они, из давящих нравоучений превращаются в парящую лирику.

Другой взгляд - художника. В первой и последней картинках он показывает контекст истории: вот папа с мамой в шезлонгах, а Амели одна на берегу; а вот, в конце, папа с мамой уходят, а Амели снова поодаль - прощается с подружкой. Мама лишь слегка поворачивает голову, чтобы посмотреть: идет ли Амели за ними? На иллюстрациях, где девочка играет с рыбкой, они только вдвоем. Когда Амели приходит утром на море, желая пленить рыбку, она тоже как будто одна.

Манера рисунка - как бы незавершенные наброски - оставляет ощущение неопределенности и тревоги, словно девочка сама - довольно зыбкое и неуверенное существо, и непонятно, чем все это закончится.

Картинки рассказывают немного другую историю - про одиночество и тревогу. На их фоне становится ясной тоска, которая сопровождает прощание подружек каждый вечер. «Голод» Амели слишком велик - его невозможно утолить, расставаясь.

Так возникает еще один рассказ, как бы объединяющий два других: одна очень одинокая девочка так нуждается в поддержке и дружбе, что когда встречается с ними, просто не находит в себе сил отпустить того, кто это «дал». Она делает то, что делает всякий человек с похожей проблемой - вцепляется в другого, хочет им завладеть. Но тоску по близости нельзя утолить с помощью власти над другим, и Амели очень скоро понимает это. Она жалеет рыбку (любит ее) и решается отпустить, а доверие помогает пережить разлуку.

Эта история о том, что в любви не бываешь одинок, даже если остаешься один.

Поучительность, метафоричность, содержание книги близки детям лет 8‒12. С ребенком помладше велик риск упростить своеобразную красоту книги и ее чуть более сложный посыл к читателю, чем «когда любишь, отпускаешь». Школьники уже в полной мере владеют иносказательностью, хорошо понимают метафоры с эмоционально близким содержанием и способны глубоко проникнуться историей отношений Амели и рыбки.

Обычно к этому возрасту дети из уютного мира, где им все знакомо и близко, переходят в широкий социальный мир школы, где много новых, очень разных детей и взрослых. Но главное, что в младшей школе дети впервые обнаруживают свою уникальность, отдельность от других людей, от мамы и папы. Знаменитая «потеря непосредственности» в 7 лет связана с новым качеством - рефлексией. Ребенок понимает, что он не один, есть другие - другое сознание, другой взгляд на вещи, на него самого. То есть дети впервые переживают особое одиночество, не физическое, а душевное: люди (родители) рядом, но они другие. Ребенку становится важным найти «похожих на него». Тех, кто был бы близок «по духу» и мог бы стать задушевным другом. Вплоть до подросткового возраста это переживание только растет, становится острее и очевиднее для ребенка.

Прожить это новое состояние и вновь научиться быть непосредственным помогает доверие к другому человеку. Если оно есть, то другой не страшен и потерять его не так страшно. Доверие как бесконечно тянущаяся нить связывает ребенка с другим, с мамой и папой. И уже хочется быть отдельно, потому что только так и можно быть по-настоящему вместе.

Некоторым детям проживание этого чувства дается тяжело. И история про Амели и рыбку может прийтись им по душе.

Ирина Рябкова

Хельга Банш
«Амели и рыбка»
Иллюстрации автора
Перевод с немецкого Евгении Прокопьевой
Издательство «Молодая мама», 2017

Пожилая женщина выгуливала маленького щеночка, и стала свидетелем разыгравшейся мелодрамы возле ее подъезда. Молодая, очень красивая девушка, прогоняла своего воздыхателя и открыто глумилась над несчастным парнем.

— Зря ты дочка, счастье свое гонишь… А если это судьба твоя? — укоризненно произнесла женщина, после того как парень ушел.

— Кто? Он моя судьба? Мишка? — весело смеялась красавица. — Да он и мизинца моего не стоит! У меня муж будет богатый и красивый! Может даже кто-то из знаменитостей! — гордо произнесла девушка.

— Эх, смотри… Как бы не остаться тебе у разбитого корыта! Красота и молодость очень скоротечна, а вот доброта и простота, всегда будут в приоритете. Когда-нибудь, ты можешь очень пожалеть о своем поступке, но будет слишком поздно…

— Не несите ерунды! Я лучше знаю, как мне устроить свою жизнь! — произнесла с вызовом красавица, и подняв гордо голову, ушла.

С момента этого разговора, прошло лет двадцать. Однажды, та же старушка, прогуливаясь со своей старенькой болонкой, заметила плачущую женщину, которая сидела на скамейке у подъезда.

— Простите, вам чем-то помочь? — участливо поинтересовалась старуха.

— Это снова вы? — заплаканная женщина лет сорока пяти подняла голову. — Вы не узнаете меня? Помните, много лет назад, читали мне морали на этом же месте?

— Точно! Вспомнила, — улыбнулась старуха. — Вы практически не изменились!

— Скажете тоже! Я стала старая и не кому не нужная! — всхлипнула женщина. — Я до сих пор помню ваши слова. Они оказались пророческими… Жаль, что тогда, двадцать пять лет назад, я не прислушалась к ним…

— Вы не встретили богатого и красивого мужчину?

— Нет, конечно. Кроме того, распугала всех своих потенциальных женихов. Я осталась одна, никому не нужная! Даже кот, и тот сбежал от меня! — снова зарыдала женщина. — Вы, кстати не видели белого, пушистого кота?

— Видела одного. Сидит вон на той лавочке, — старуха указала на соседний подъезд.

Женщина бросилась к указанному месту, и уже через несколько минут несла белого, толстого котяру. «И ты хотел сбежать от меня? Решил бросить?» — ругала пушистого проказника.

— Видите… Осталась совсем одна… Одинокая. Всю жизнь хорохорилась, не могла найти себе достойную пару. А теперь, и вовсе никому не нужна. Не скрою, мужчины до сих пор смотрят на меня с восхищением, но у каждого из них своя семья, жены, дети, внуки… И самое страшное, что потерянного времени не вернуть!

А что же тот Михаил? Ведь он так любил вас, на коленях стоял перед вами…- спросила старушка.

Нет Миши…Вернее он есть, у него всё отлично. Трое сыновей, любимая жена… А мне от одиночества, хочется выть…

— Вы правы…- грустно произнесла старушка. — У меня похожая судьба. Вот..место внучат, играю с собачкой… Тоже в свое время была гордой и заносчивой.

— Как вы думаете, может у меня еще есть шанс? — с надеждой спросила женщина.

— Шанс есть всегда. Только, это не то… Мало найти мужа. Нужно создать семью с любимым и любящим человеком, родить и вырастить детей, пройти вместе горести и печали, чтобы на старости уважать и дорожить друг другом. И все это нужно делать в молодости, когда ты полон энергии и жизненного энтузиазма, — произнесла старуха.

— Да. Вы совершенно правы. Наше время ушло…- тяжело вздохнула женщина.

Ты не Один!

На вершине о динокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Он толи спрашивает что-то, толи ждет ответа на уже заданный вопрос. Небо молчит, толи оттого, что у него нет ответа, или ему нечего сказать человеку, или оттого, что вообще не умеет говорить, ведь это небо.
Время незаметно идет, а человек на вершине так и продолжает стоять. Непонятны ни причины его ожидания, ни его мысли, ни его планы. С уверенностью можно лишь сказать, что он никуда не спешит, хотя эта вершина вовсе ни является целью его жизни. Со стороны может показаться, что он выглядит одиноко, стоя вот так в молчании и взирая на небеса. Возможно, так и есть, об одиночестве трудно судить со стороны, его-то и вблизи не всегда можно отличить. Ведь само одиночество трудно охарактеризовать. Причислить его к внутреннему состоянию или к внешнему. С внешними факторами это довольно просто – одиночество: нет семьи, близких, детей, единодумцев и соратников, то есть ты абсолютно один. Если же причислить к категории внутреннего состояния, чувства, некой формы существования – то это трудно описать. Ведь, по сути, каждый из нас одинок с самого рождения, нельзя сказать, что с рождения мы обречены на одиночество, просто это нормальное состояние: в утробе матери, в нашем внутреннем мире, в наших мыслях, размышлениях, восприятии мира, чувствах – мы одни. Никто никогда и никому не сможет описать и выразить то, что твориться у него в душе. Вся наша жизнь – лишь попытка сделать это… Бесконечно-безрезультатная попытка длинною в жизнь.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. В этом нет ничего необычного, люди часто обращают свой взор вверх, кто-то веруя, что там есть Бог, кто-то по привычке, кто-то в надежде или вопросе. С незапамятных времен у человечества небо ассоциируется с мечтами и надеждами, с полетом и высотой, у которой нет дна. Спустя много тысячелетий человек поднялся в воздух, затем, преодолев стратосферу, в космос, выяснив, что даже у неба есть дно, но это не смогло разрушить сказку о небесах, столь близких и недосягаемых одновременно.
Возможно, что именно чувство постоянного одиночества и привело человека к созданию бога, нечто такого, что всегда с тобой и в тебе, некий образ, антипод одиночества. По словам Ницше, если бы даже Бога и не было, люди бы его создали сами. И действительно, взяв, к примеру, бога любой веры, и предположив, что изначально он не существовал, то многовековая вера в него миллионов людей могла придать ему не только существование, но и сущность, материализовав человеческую веру в материальный образ. В подтверждение этого можно привести тот факт, что в настоящее время выжили только массовые религии, показывая, что единоличный бог имеет меньше шансов на выживание по сравнению с массовыми богами и пророками. В этом отображается еще одна форма борьбы человека с одиночеством, ошибочно называемая многими как «стадный инстинкт». Конечно человек во многом – высокоорганизованное стадное животное, но при этом обладающий сложнейшей психикой и логикой, не присущей животному миру, и поэтому сравнивать стадность животных и людей – абсурдно, стадность животных связанна с борьбой за выживание, а не борьбой с одиночеством.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Странно, что гора, на которой он стоит, тоже одинока, но в данном случае слово «одинока» означает геологический термин, и подразумевает, что стоит одна. Интересно, что одиноко-стоящий человек не обязательно будет одинок. Значит «одиночество» все-таки внутреннее состояние, не отражающее себя внешне.
В подтверждение этого можно привести тот факт, что человек находясь в одиночной камере не обязательно одинок, как и находясь в шумной компании можно быть полностью одиноким. Мы одиноки вне зависимости от количества окружающих нас людей и закрытости помещения. Возможно, даже находясь в четырех стенах, мы обращаем свой взор к невидимому небу, борясь с физическим одиночеством. Так же нельзя связывать какие-то другие чувства и эмоции с одиночеством, как делаю зачастую многие. Ассоциации: «грустно», «печально», «пусто», «безлюдно», «безвыходно» вовсе не связанны с понятием одиночества. Просто многие из нас ошибочно объединяют эти понятие в некое единое целое, больше показывая этим свое восприятия одиночества и отображая внутренние страхи. Многие боятся одиночества, большинство же из них никогда его не испытывали или даже не испытают его, однако этот страх дает силы для некой образной борьбы с возможным одиночеством.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Трудно определить цель его пребывания на этой вершине. Он может быть альпинистом, геологом, путешественником или просто странником, взобравшимся на эту гору без какой-либо цели. Мы часто совершаем в жизни абсолютно бессмысленные поступки без видимой цели или смысла толи из-за душевных порывов или слушая внутренний голос, толи по другим непонятным причинам. Возможно, это даже к лучшему, что далеко не все в нашей жизни поддается логике и объяснению, и не на все вопросы есть ответы, и не у всех поступков есть причина и цель. Потому как, видя смысл всего происходящего и понимая суть всего (если это и возможно), становится не интересно жить, так как важным фактором в нашей жизни является случай.
А вот бывает ли одиночество случайно или же оно заранее предопределенно какому-то человеку, часть судьбы, если она и есть, и можно ли его избежать - мы не знаем. Возможно, для этого есть некая внутренняя предрасположенность или на это могут влиять внешние факторы, возможно даже мы сами в силах противостоять и избежать его. Но с другой стороны на не ведомо, чем, убегая от одного, мы можем попасть в другое, еще более тяжелое и трудное «нечто». Для тех же, кто осознал или сам пришел к этому чувству или состоянию одиночества намного проще переносить его, они даже находят в нем некие преимущества и плюсы.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Оба они одиноки, каждый по-своему, и даже то, что они находятся вместе, не мешает их одиночеству. Ведь даже находясь в центре толпы людей или в окружении семьи и близких, мы испытываем чувство одиночества.
Каждый относится к этому чувство по-разному, есть люди, которые привыкли к нему и не обращают на это внимание, есть и те, что даже не испытав это чувство всю жизнь живут в страхе и борются с его возможным приближением. Возможно, страх перед одиночеством обусловлен извечным страхом человека перед смертью. Ведь в понимании многих смерть – это высшая и окончательная форма одиночества, от которой нельзя ни уйти, ни избежать. Можно даже предположить, что само понятие одиночества произошла как производная от смерти и ее восприятия. Но в таком случае нельзя судить об этом состоянии, так как никто пока не может описать состояние смерти, и все это выходит лишь подобием детских страхов в темной комнате.
На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Нам не знаком этот человек и мы не знаем месторасположение этой горы, что, в принципе и не важно, ведь кто угодно и где угодно может быть одинок, вне зависимости от географии и личных данных, вне зависимости от социального статуса и вероисповедания, вне зависимости от образа мышления и физиологии.
Одиночество не поддается статистике и анализу, хотя современная психология и психоанализ и берется излечить эту, якобы, болезнь. Нет смысла описать это чувство, ведь оно столь же лично, как и любовь или ненависть, и истоки его вовсе не в реальности и окружающем нас мире, а в душе, и нельзя судить худо оно или же хорошо – быть одиноким. Ведь на месте этого человека на вершине одинокой горы и смотрящей в небо может оказаться любой из нас, и какого ему сейчас мы можем лишь догадываться и строить домыслы. Когда же мы сами оказываемся одиноки, у нас нет слов, и мы молчим, смотря на верх, то ли спрашивая что-то, то ли ожидая столь желанного ответа. Мы пытаемся понять, найти причину или выход, боимся и ждем, боремся и идем дальше, оглядываемся назад и вглядываемся вдаль. Мы мучимся всю жизнь или привыкаем, учимся избегать или не выказывать, скрываем и притворяемся, сдерживаем и не обращаем внимания.
Мы живем. И в неуловимом миге между ударами секундной стрелки мы ловим себя на мысли, что мы одиноки. Но этот миг проходит, как и все остальное, превращаясь в суету прошлого, оставляя в настоящем место лишь для настоящего.
Ты не один…

08.11.2003.В.П.
Вейст

Рецензии

На вершине одинокой горы стоит человек. Взор его обращен к небу. Он то ли верит в то, что на небе есть Бог, то ли пытается разгадать созвездия на беззвездном небе...
С купола серого неба недовольно ухмыляется Бог...ему стало грустно оттого, что человек, который стоит на вершине одинокой горы, сомневается в том, что он одинок...и что Бог единственное его спасение...
Где-то внизу бежит одинокий ручей. Ему ни за что не доагадаться, что одиночество - не только его удел...что одиночество маскируется обыденностью, жизнью, иллюзией...
Где-то на вершине горы стоит человек...Он верит в Бога и знает о том, что внизу бежит ручей...Но он одинок...

mob_info