Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска. Программа по профилактике деструктивного влияния на подростков религиозно-экстремистской и террористической идеологии Организационные меры по обеспечен

по внедрению программ психолого-педагогического сопровождения (ресоциализации) подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников

религиозно-экстремистской и террористической идеологии

Методические рекомендации разработаны в соответствии с решением Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации (протокол № 29 от 28 марта 2017 года) по итогам рассмотрения вопроса «О необходимости создания государственной системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии» и на основе методических рекомендаций по профилактике и противо-действию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России), в соответствии с основными положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., с основными положениями Федерального закона от 24,07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012),

Целью методических рекомендаций является определение стратегии и тактики психолого-педагогического сопровождения подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию со стороны сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии.

Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных учреждений, педагогам, психологам, социальным педагогам, работающим с детьми указанной группы риска, с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, направлены на установление границ правового пространства, включая определение экстремизма и экстремистской деятельности, понятия «дети в трудной жизненной ситуации» и «социально-неблагополучная семья».

Представлены цели, задачи, принципы, методология, содержание и виды психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, включая варианты девиаитиого поведения. Определена специфика задач и форм работы с детьми из семей экстремистской направленности. Охарактеризованы задачи, содержание, методы и технологии программ психолого-педагогического сопровождения, включая программы формирования гражданской идентичности, толерантности установок сознания и поведения, коммуникативной компетентности и способности противостоять манипулятивному воздействию; профилактики стигматизации, буллинга, агрессии и насилия в образовательных учреждениях: оптимизация типа семейного воспитания и детско-родительских отношений в направлении доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания; программы содействия в построении индивидуальной образовательной траектории и предварительном профессиональном самоопределении. Дана характеристика психокоррекционных и реабилитационных программ, направленных на преодоление последствий психотравмирующих событий и формирование устойчивости к фрустрации.

  1. Определение экстремизма

Под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, прямо или косвенно нарушающий конституционные права личности, гарантии свободы совести. В последнее время термины «религиозный экстремизм», «радикализм», «религиозный терроризм» и т.д. все чаще звучат в контексте «исламского фактора», хотя, как показывает правоприменительная практика, в различных формах экстремизм распространен и за пределами ислама.

Исследователи отмечают многоплановость и структурную неоднородность данного явления. Религиозный экстремизм приобретает все большее политическое звучание, поскольку ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает общественную безопасность и государственную целостность, вызывает беспорядки в обществе, создает реальную угрозу основам конституционного строя, способствует дестабилизации общественного порядка.

Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на возбуждение религиозной вражды и ненависти. Среди причин, способствующих усилению и сохранению религиозного экстремизма в России, следует назвать низкий уровень правосознания некоторых верующих и части духовенства. Определенная часть из них имеют весьма отдаленное представление о конституционных гарантиях, относящихся к свободе совести. Желание упрочить позиции «своей веры», умножить численность ее приверженцев нередко достигается оскорбительными выпадами в адрес «конкурентов». К таким приемам иногда прибегают не только религиозные меньшинства, но и концессии, считающиеся традиционными. В связи с этим обращает на себя внимание акцент на проведение наступательных миссионерских акций, включающих и «работу на чужом поле». Такого рода деятельность не может не порождать межконфессиональные конфликты, сеять религиозную рознь.

Экстремизм на религиозной основе активно использует Интернет, через который беспрепятственно … отрицательной реакции консервативных религиозных кругов на секуляризацию, светский характер российского государства. Поборники религиозного экстремизма выступают против участия в переписи населения, отказываются от ИНН, а наиболее фанатичные и от обмена паспортов. Идеология религиозного экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему религиозно-этических взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Религиозный экстремизм проявляется нетерпимостью к представителям иных концессий или в жестком противоборстве в рамках одной концессии.

К субъектам экстремистской деятельности закон относит общественные и религиозные объединения, либо иные организации, редакции средств массовой информации, либо физические лица.

Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности дает нормативно закрепленные определения понятий «экстремистская деятельность (экстремизм)», «экстремистская организация».

Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных военных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремизм подразумевает приверженность к крайним политическим и идеологическим взглядам и действиям. Экстремизм порождают социально-экономические кризисы, деформацию политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованности, неполноты 6елтия. страха перед будущим, подавления властями оппозиции, инакомыслия.

Экстремизм также определяется блокированием легитимной самодеятельности человека, национальным гнетом, амбициями лидеров политических партий, ориентациями лидеров и авторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности (ДеркачА. А. 2001).

Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.

2. Манипуляция сознанием в экстремистских организациях и тоталитарных религиозных организациях: приемы вовлечения и стадии трансформации личности

Манипуляция сознанием в экстремистских организациях направлена на насильственное вовлечение в организацию и трансформацию личности с целью установления тотального контроля над поведением, мышлением и чувствами человека.

На стадии вербовки манипуляция сознанием в экстремистских организациях и тоталитарных сектах осуществляется посредством следующих приемов и технологий обработки сознания и психики:

1. Технология последовательных уступок вербуемого человека вербовщикам от малых к все более и более крупным уступкам

2. Формирование представления вербуемого о том, что принятие идеологии секты является лучшим средством решения его личных проблем.

3. Привлекательность группы и процессов групповой динамики, включая значимость и референтность группы, личное обаяние ее членов, проявление внимания, доброжелательности и симпатии к вербуемым новичкам. Нередко эксплуатируется сексуальность — проявления любви и симпатии к вербуемым демонстрируют привлекательные представители противоположного пола, выполняющие функцию вербовщика.

4. Постоянная опека и предоставление информации, не оставляющая возможности самостоятельного поиска информации и ее критического осмысления и осознания

5. Позитивное подкрепление: улыбки, выражение симпатии, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые вербуемому и т.п. (Ф.Зимбардо).

В основе манипуляций лежит установление полного контроля над сознанием посредством контроля поведения, мышления (мыслей). эмоций и чувств и фильтрация поступаемой информации.

3. Определение правового статуса подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии.

В соответствии с основными положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ В.В.Путина 1 июня 2012 г., основным приоритетом государственной политики в области семьи и детства является реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье и первоочередной целью заявлено создание условий профилактики семейного неблагополучия и нарушения прав и законных интересов детей в семье. оказания адекватной помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на межведомственной основе, включая участие учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты и др.

Важнейшим определением закона является понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» (Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03,12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012). Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Это обеспечивает выживание и развитие детей, их адаптацию и участие в общественной жизни, в перспективе - в общественно-полезном труде.

Дети в трудной жизненной ситуации это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, включая такие обстоятельства как состояние здоровья ребенка или членов семьи, осуществляющих воспитание и уход за ребенком; безработица родителей или опекунов ребенка; сепарация с близким взрослым в силу объективных обстоятельств (длительной командировки, нахождения в закрытом стационаре учреждения здравоохранения, заключение под стражу или содержание в исправительно-трудовом учреждении)

Наличие экономических, юридических, педагогических, психологических и медицинских проблем в семье могут приводить к возникновению как парциальных (единичных), так и множественных нарушений и рисков.

4. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков направлено на создание условий для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается как сотрудничество, обеспечивающее создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в сложных ситуациях жизненного выбора и готовности нести ответственность за его реализацию.

Основными формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса являются: профилактика, диагностика. консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза и т.п.

Психолого-педагогическое сопровождение в современных условиях является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения., социализации.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  1. рекомендательный характер советов сопровождающего;
  2. приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
  3. непрерывность сопровождения;
  4. мультидисциплинарность (полипредметность, т.е. комплексный подход) сопровождения.

Целью возрастно-психологического консультирования является систематический контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития. Указанная цель включает следующие конкретные задачи:

1) ориентацию родителей, воспитателей и других лиц. участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

3) в случае необходимости составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении для педагогов, родителей и воспитателей;

5) психологическое просвещение населения.

Существуют различные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование: активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов, а именно - тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения; тренинг формирования жизненных навыков; тренинг активизации личностных ресурсов; тренинг минимизации негативных последствий девиантного поведения.

Основные направления профилактической работы:

1. Система диагностики личности:

  • уровень сформированности качеств личности;
  • общие творческие способности;
  • речевое развитие;
  • подготовленность ребенка к школе;

л) педагогические установки родителей;

е) родительское отношение к ребенку.

2. Работа с учащимися:

а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);

б) нравственно-психологическое просвещение (права ребенка);

в) формирование общих творческих способностей, организация творческой
деятельности учащихся на основе их интересов;

г) формирование заботливого отношения к членам семьи;

д) воспитание культуры отношений:

ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.

3. Работа с семьей:

а) формирование педагогической культуры родителей;

б) организация совместной деятельности родителей и учащихся.

4. Совместная деятельность образовательной организации и правоохранительных органов:

а) выявление мотивов правонарушений обучающихся;

б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений;

в) организация досуга обучающихся в микросоциуме.

Коррекционно-развивающая деятельность в сфере формирования личности подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности связаны с созданием условий для:

1. формирования гражданской идентичности личности;

2. формирования толерантных установок сознания и поведения;

3. формирования коммуникативной компетентности и способности противостоять манипулятивному воздействию;

4. оптимизации типа семейного воспитания и детско-родительских отношений внаправлении доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания.

5. содействия в построении индивидуальной образовательной траектории и предварительного профессионального самоопределения;

6. преодоления негативных последствий психотравмирующих событий. и формирование устойчивости к стрессу и фрустрации на основе конструктивных стратегий совладания.

  1. Формирование гражданской идентичности личности

Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей, позитивную социализацию детей и подростков.

Ценностные ориентиры методологии образования как ведущей социальной деятельности общества обеспечивающей гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека составляют;

Совокупность программ по формированию гражданской идентичности, направленных на формирование идентичности человека как гражданина своей страны, воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине (например, русский язык как государственный, родная литература, история Отечества, обществознание, граждановедение и т.д.);

  • Совокупность программ по формированию этнической идентичности и солидарности с «малой родиной - село, город, регион», направленных на приобщение к национальной культуре, знание истории родного края и т.п. (например, национальный язык как родной язык, краеведение, национальная история, национальная литература и т.д.);
  • Совокупность программ по формированию общечеловеческой идентичности, направленных на приобщение к продуктам мировой культуры и всеобщей истории человечества, общечеловеческим ценностям, достижениям науки и техники, роднящих человека со всем человечеством (например, математика как универсальный язык общения, информатика, физика, окружающий мир, мировая история, мировая литература, мировая художественная культура, экономика и т.п.).

6. Формирование толерантных установок сознания и поведения

Формирование толерантности и доверия связано с поликультурным образованием, ставящим следующие задачи:

  1. развитие этнической и культурной компетентности, т.е. ориентированность в особенностях культуры, истории, географического образа, как своего народа, так и других этнических групп и народов;
  2. формирование межкультурной компетентности на основе положительного отношения к другим этнокультурным группам и овладения умениями эффективного межкультурного общения;
  3. осознание значения и роли взаимодействия и взаимовлияния народов и культур в современном мире как основы прогрессивного развития человечества и мировой культуры - формирование установок толерантности,

Технологии формирования толерантности - основной путь обучения правилам кооперации и сотрудничества между различными этнокультурными группами. Значительная роль в формировании толерантности/интолерантности принадлежит СМИ. Система общего образования рассматривает поликультурное образование и формирование толерантности как ключевую задачу воспитания гражданина.

7. Психолого-педагогические технологии формирования толерантности и доверия в межкультурном взаимодействии

В современной социальной психологии разработано значительное число программ формирования толерантности в межкультурном взаимодействии, хорошо зарекомендовавших себя в практике работы с различными категориями населения, различающихся по возрастному, тендерному и социальному составу:

Программы культурно-специфического тренинга могут осуществляться в форме:

  1. Тренинги реального межкультурного взаимодействия, в том числе семинары мастерские межкупьтурной коммуникации с групповыми обсуждениями ситуаций, возникающих при личных контактах представителей двух народов, к которым относятся участники тренинга.
  2. Атрибутивный тренинг - сознание способов атрибуции - интерпретации, объяснения причин поведения и результатов деятельности представителей других этнических групп.
  3. Симуляцгюнные игры, в ходе которых конструируется встреча двух культур, в каждой из которых приняты свои ценности, нормы и стандарты.

4. Тренинг общекультурной компетентности, направленный на реализацию модели формирования культурного самосознания на основе теории социального научения.

  1. Тренинг этнокультурной компетентности, способствующий осознанию культурной обусловленности общения и поведения человека, преодолению этноцентристской, этнической и конфессиональной предубежденности и ксенофобии, обеспечению личностного роста, формированию этнической и конфессиональной толерантности в сфере межкультурного общения.

6. Педагогическая модель воспитания толерантности, определяющая систему педагогических условий и способов организации деятельности учащихся. Такие условия включают: встречу с иными культурами, проблематизацию отношений к ним, групповые дискуссии, рефлексию, социально-критическое мышление.

Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и т.д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.

Показателем эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, при этом предполагается, что такое оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной и психологической помощи, ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого человека. Поэтому сегодня необходимо интегрировать опыт различных отраслей психолого-педагогического знания, который поможет не только объяснить природу отклоняющегося поведения в период взросления, но и разработать направления профилактики и реабилитации для подростков групп риска, которые будут опираться на позитивные ресурсы, то есть на личностный потенциал их развития.

Развитие реабилитационно-коррекционной педагогики в России связано с такими учеными, как В.П. Кащенко и И.А. Сикорский. В начале XX века ими были созданы специальные интернаты, целью которых было создание условий, способствующих психическому и физическому оздоровлению трудных детей.

В 30-е годы XX века особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление социальной и коррекционно-реабилитационной работы, представленное С.Т. Шацким и А.С. Макаренко. Они опирались на принципы, методы педагогики и социальной работы с детьми и подростками, в которых важнейшим фактором воспитательной и коррекционной работы выступает воспитывающая среда, созданная и организованная педагогом совместно с подростками. С.Т. Шацкий создавал такую среду по месту жительства, а А.С. Макаренко - в детской колонии. А.С. Макаренко опирался на воспитывающую силу коллектива, уважение личности и систему перспективных целей.

Работы И.П. Иванова послужили толчком, который стал началом демократического движения молодежи и подростков 60-70-х годов, известного как "коммунарское движение". В результате просоциальная мотивация восстанавливалась вначале в рамках различных форм общественно-полезной деятельности, в которую был вовлечен подросток, а затем становилась устойчивой характеристикой его личности. Для С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко базовыми в построенных ими системах деятельности были коллективные труд, учеба, самоорганизация, для И.П. Иванова и других воспитателей - клубные формы занятий по интересам. В любом из этих случаев необходимым условием являл ось обеспечение сплоченности и доброжелательных отношений внутри группы, самоорганизация и влияние коллектива на каждого воспитанника.

В 1965 году В.А. Сухомлинский организовал психологический семинар по проблемам индивидуального подхода к трудным детям в Павлышс-кой средней школе, на котором были разработаны наиболее успешные методы взаимодействия с трудными детьми. Сущность концепции В.А. Сухомлинского - "педагогический оптимизм" - "у каждого человека есть стремление к хорошему", и в сочетании с этим уважение к воспитаннику, понимание его душевного состояния, заинтересованность в его судьбе, раскрытие мотивов и обстоятельств поступка, отказ от наказаний, как от средства, воспитывающего моральную жестокость и разрушающего нервную систему воспитанника.

В настоящее время в большинстве общеобразовательных школ учеба не становится для школьников деятельностью, формирующей личность. Одной из причин потери интереса к учебе является утрата чувства ответственности. Анализ процесса обучения показывает, что: а) целеполагание (что будем изучать.) осуществляется авторами учебников и учителем; б) планирование (как изучать данную тему.) реализует автор учебника, методист, учитель и лишь иногда, в общем порядке - ученики; в) реализация плана - ученик с помощью учителя; г) контроль и оценка результатов - учитель, редко - сообща с учеником. Получается, что целеполагание, планирование, оценка и контроль практически не принадлежат ученикам. Следовательно, происходит монополизация взрослым права на рефлексию, а подросток становится исполнителем указаний. Результатом оказывается то, что называют "формализмом знаний". Поскольку за процесс обучения отвечает учитель, это порождает пассивность и скуку школьника на уроке. Подросток воспринимает себя как исполнителя, которому не дано выбирать, а поэтому и отвечать не за что. В итоге поведение оказывается ситуативным, зависящим от случайных, временных побуждений, мотивов, соответствующих операциям и действиям (частным задачам, так как общей цели нет). Мотивация учения, которую предлагает традиционная школа, - это или принуждение, или соперничество, и оба мотива, по меньшей мере, недостаточны.

Отчуждение учащихся, которое в школьном контексте выражается в плохой академической успеваемости, прогулах, бунтарских настроениях, представляет собой сложное явление. Одна из причин отчуждения кроется в бессилии. В школе учащиеся сознают свое бессилие, понимая, что ничего не могут изменить, не могут повлиять на политику школы, на свое положение в ней. Поэтому выбирают позицию невмешательства, у них пропадает стремление работать из-за символических вознаграждений - похвалы или почетной грамоты, они начинают прогуливать занятия или просто сидят на уроках и ничего не делают. Другим источником отчуждения является ощущение бессмысленности. Учащиеся не вполне понимают взаимосвязь между предметами, преподаваемыми в школе, и теми социальными ролями, которые им предстоит выполнять в будущем. Третья причина - отсутствие нормативов и единых требований. Подросток не осознает связи между целями и социальными нормами. Администрация школы часто вознаграждает тех, кто хорошо учится и хочет получить высшее образование. Как следствие, другие ученики с легкостью отказываются от норм поведения официальной школы.

Происходит резкое омоложение контингента вечерних школ, которые принимают всех отсеявшихся не только из общеобразовательной школы, но и из других учебных заведений. В настоящее время речь уже идет не о "подростке в школе взрослых", а о "подростковой вечерней школе".

К наступлению подросткового возраста воспитательные возможности практически целиком переходят во внеучебную сферу, а сама учеба остается для молодых людей не очень желательной необходимостью. Этих последствий можно избежать, реформируя систему современной общеобразовательной школы, предусматривая социопсихологическую реабилитацию подростков групп риска.

Главным и практически единственным эффективным средством воздействия на личность подростка является специально задаваемая и социально одобряемая групповая деятельность. Эта "общественно полезная" или "просоциальная" деятельность выступает, по существу, педагогически организованным эквивалентом ведущей деятельности подросткового этапа. Участвуя в развернутой деятельности, включающей планирование и организацию действий, выполнение задач и обсуждение результатов, общение в референтной группе, подросток получает доступ к осознанию ее смысла. Только на этой основе у него могут сформироваться смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации и, в конечном счете, направленность личности (И.А. Невский, В. Баженов, Д.И. Фельдштейн, О.В. Лишин, И.Р. Адам, Н.А. Уманов, Л.М. Зюбин и др.).

В настоящее время в отечественной психологии и педагогике используют два основных направления работы с подростками групп социального риска:

1) воздействие на причину через индивидуальную и групповую психотерапию с подростками;

2) воздействие на следствие (симптом) через вмешательство в учебный процесс для оптимизации взаимодействия учителя и учащегося.

Выделяют две тактики работы с трудными подростками:

1) тактика фиксирования поступков и осуждение воспитанника;

2) тактика проектирования положительных качеств личности и организации опыта правильного поведения.

Важнейшая задача работы с трудными подростками: формирование новых взаимоотношений между детьми и взрослыми. Главной проблемой в работе с подростками групп риска считается отбор персонала. Работать с подростком должен взрослый, который верит в ребенка, может обеспечить ему состояние защищенности, поддержать его авторитет и стать тем каркасом, основой, вокруг которой молодой человек начнет создавать самого себя. Личность воспитателя, его личный пример учит воспитанника чуткости и нравственно воспитывает. Исследователи также обращают внимание на необходимость овладения диалогическим подходом при работе с трудными подростками (Н.А. Барышникова, А.К. Маркова, Е.Н. Чеснокова и др.). Главной целью образования является формирование людей творческих, способных делать открытия. Вторая цель - формирование умов, которые в состоянии мыслить критично, не принимать на веру все, что им говорят.

Первым условием для обучения ребенка является разработка эффективных способов общения с ним. Второй принцип заключается в том, что нужно помогать детям не только овладевать новой информацией, но и видоизменять уже существующие у них знания. Дети приходят в школу со своими представлениями о пространстве, времени, причинах и следствиях. Цель обучения состоит в расширении их неполных знаний. В-третьих, дети любознательны по своей природе. Педагоги не должны стараться прививать детям любовь к знаниям; им скорее нужно следить за тем, чтобы не подавить в детях желание учиться, что происходит при чрезмерно жесткой программе обучения, не соответствующей индивидуальной скорости научения. Развитию формального мышления и способности к решению проблем способствуют такие формы учебной работы, как дискуссионные группы, семинары по решению проблем и научные эксперименты. Учителям необходимо быть подготовленными к руководству групповыми дискуссиями и стимулированию обмена мнениями, необходимо уметь оказывать помощь и поддержку, предоставлять необходимое время на развитие способности к рассуждениям. Самые лучшие педагоги развиваются вместе со своими учениками, проявляют живой интерес к знаниям, всегда готовы попробовать что-то новое.

Взрослым необходимо не только знать, но и уметь выполнять условия, способствующие эффективности проведения реабилитационной работы с подростками и юношами групп социального риска:

1) установление контакта; внимание к внутреннему миру подростка;

2) единство и адекватность требований;

3) поощрение активности и самостоятельности; работа, направленная на повышение ощущения компетентности: "Я могу сам!" (работа с выученной беспомощностью);

4) уважение;

5) признание учителем своих ошибок и принесение извинений;

6) создание ситуации успеха;

7) сотрудничество;

8) вера в ресурсы подростка, позитивный прогноз, "педагогический оптимизм": всю совокупность сведений о подростке интерпретировать в его пользу, поскольку по мере нагнетания негативных прогнозов снижается уровень позитивных ожиданий; видеть позитивные побуждения подростка;

9) восстановление ценностей;

10) комплексный подход, включающий психотерапевтический, педагогический, психологический и социальный компоненты;

11) возможность выбора программы, методов и скорости обучения.

Необходимым считается выявление потребностей и мотивов учащихся, опора на потребности подростка, поскольку это напрямую определяет результаты воспитательной деятельности. Необходимо использовать надежные и приемлемые для школьных условий методы изучения мотивации. Мотивы и цели работы учителя должны включать в себя и отражать мотивы и цели деятельности учащегося.

Выводы по второй главе

1. Наш эксперимент показал, что предпочтение отдается только части подростков данной ученической группы, и наоборот к некоторым подросткам складывается отрицательное отношение. Те ученики, которых выбрали все или почти все одноклассники из тех, кого он сам выбрал, имеет почву для более высокого эмоционального самочувствия, эмоционального благополучия, чем тот, которого, может быть, и выбирают некоторые одноклассники, но совсем не те, к кому он сам стремится.

2. Для психолога данного учебного заведения, использующего результаты данного эксперимента важно понимать значимость и силу влияния общения со сверстниками на все стороны развития подростка, на его эмоциональное самочувствие. Именно это психологу важно учитывать не только при индивидуальной работе, но и при организации групповых занятий с подростками. Важно избежать соблазна все проблемы школьника решать через группу, помня, что ее чрезвычайно действенное влияние имеет обоюдоострый характер и может способствовать не укреплению уверенности в себе, самостоятельности подростка, а напротив, приспособительному и зависимому поведению, некритическому усвоению требований и т.д.

В современных условиях жизни, характеризующихся изменчивостью и глобализацией увеличивается социально-экономическая напряженность, связанная с потерей многими людьми осознания своего места и своих ценностей в новой жизненной ситуации. Это приводит к росту антисоциальных, террористических и экстремистских актов, жертвами которых становятся не только окружающие, но и дети самих экстремистов.

Такая ситуация актуализирует проблему разработки психолого-педагогических технологий ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию, исходя из индивидуальных и возрастных особенностей подросткового возраста, психологического микроклимата, ценностных ориентаций и социокультурных характеристик нового социального окружения.

О специфике деструктивного психологического воздействия

Деструктивное психологическое воздействие - манипулирование сознанием личности представителями псевдорелигиозных организаций, использующих техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов и осуществляющих тотальный контроль мыслей, чувств и поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров или самодовлеющей группы .

Последствия манипулятивного воздействия - это, прежде всего, внутренний разлад, нарушение личностной целостности, изменения в мировоззрении и негативное восприятие окружающей среды подростком.

По данным социологов, около 2,5 млн наших сограждан состоят в 5000 различных организаций культовой направленности . Известно, что только экстремистская организации Свидетелей Иеговы, в 2017 году запрещенная в России, насчитывает 170 тыс. взрослых членов и, следовательно, десятки тысяч детей и подростков. Последователи исламистских организаций экстремистского и террористического толка насчитывают в России сопоставимое число и взрослых, и их детей. Только в иракском сегменте ИГИЛ по последним данным (август 2017 года, информация Уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации А.Ю. Кузнецовой) было обнаружено 350 детей, присоединившихся к этой организации россиян (всего к ИГИЛ присоединилось до 3,5 тыс. россиян) .

В своей миссионерской работе лидеры многих религиозных новообразований делают ставку на привлечение детей и молодежи, целенаправленно стремясь проникнуть в образовательные организации.

Одной из основных установок террористической идеологии является идея о том, что мир делится на враждебно настроенные друг к другу группы, а нация (группа), к которой относится данный подросток, принципиально лучше всех остальных. При этом формируется также убеждение в том, что наиболее эффективным способом решения любых конфликтов и устранения несправедливости является насилие.

Деструктивные психологические воздействия основываются на неадекватной направленности процесса первоначальной социализации. При этом у подростков (а часто и у лиц, направляющих эту социализацию и осуществляющих деструктивное психологическое воздействие) существенно ограничен кругозор и система знаний о мире, способах межгруппового взаимодействия и преодоления конфликтов. Развитию этноцентризма, негативного отношения к людям другой культуры и национальности способствует и отсутствие реального опыта взаимодействия с людьми и, как следствие, неумение вести себя в сложных ситуациях.

О целях и задачах системы ресоциализации подростков

Организуя работу по созданию и развитию системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников псевдорелигиозных и экстремистских группировок, террористической идеологии, прежде всего, следует исходить из того, что сегодня вопрос ресоциализации находится в несколько иной плоскости, чем прежде. Это связано с тем, что в процесс ресоциализации (так же, как и в процесс общей социализации) включаются латентные и отсроченные воздействия, предполагающие не только незамедлительное, но пролонгированное действие.

Также необходимо проводить работу по ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному воздействию нерелигиозных идеологий, самыми опасными из которых на данный момент являются профашистские, суицидальные (опасные для здоровья группы квестов, например, т.н. "Синий кит") и "воровские" (субкультура АУЕ). Кроме того, фиксируются случаи нанесения серьезного вреда здоровью детей членами групп, практикующих употребление наркотических веществ, отрицание прививок и смертельно опасных болезней (особенно СПИДа), отказ от нормального питания (праноеды и радикальные веганы). Это обусловлено тем, что деструктивные воздействия любого характера имеют много общего и методы вербовки в различные группировки в значительной степени идентичны.

Целью работы по ресоциализации подростков группы риска является создание новой мотивационной основы, которая будет определять их ценностные ориентации и поведение на протяжении многих лет.

Исходя из этого, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов должны организовать работу образовательных организаций и профессиональных объединений педагогов и обеспечить решение следующих основных задач:

Создание системы комплексного психологического влияния, коррекционных занятий, мониторинга поведения и развития ценностных ориентаций, а также внешних мер отслеживания поведения и контактов подростков;

Развитие у подростков адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничных представлений о себе;

Повышение у подростков уверенности в себе и своем будущем;

Формирование гражданской идентичности и социализированности (ресоциализированности) в новых социальных группах.

Организационные меры по обеспечению системы ресоциализации подростков

1. Прямое и косвенное выявление подростков, подвергшихся воздействию экстремистской идеологии. Оно заключается в наблюдении за экстремистскими группами, семьями участников экстремистских, культовых религиозных образований, участников бандформирований, а также использовании методов психологической диагностики асоциальных, в том числе экстремистских и террористических установок. С этой целью должен быть разработан (модифицирован) соответствующий диагностический инструментарий. Также необходимо определить механизмы выявления проблемных подростков с учетом региональной специфики и разработать соответствующую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность образовательных организаций и профессиональных сообществ с указанной категорией детей.

Также необходимо выявление лиц, чье поведение, взгляды, мотивы свидетельствуют о возможности совершения ими деструктивного психологического воздействия на подростков. Такая деятельность организуется только при участии правоохранительных органов и предоставлении ими соответствующей информации.

2. Создание центров по психологической ресоциализации и психолого-педагогической работе с подростками, подвергшимися деструктивному психологическому воздействию, или наделение уже действующих организаций полномочиями по проведению реабилитационных мероприятий.

Сегодня в субъектах РФ существует достаточно разветвленная сеть различных организаций, функции которых связаны с социализацией и реабилитацией детей и подростков. Это учреждения:

Социального воспитания (учебно-образовательные заведения, подростковые клубы по интересам, спортивно-туристические комплексы);

Социально-правовой охраны (инспектора по охране детства в системе образования, кабинеты социально-правовой помощи несовершеннолетним);

Психологической помощи семьям и детям (социально-психологические центры, психологические службы, телефоны доверия);

Социальной адаптации подростков (педагогические реабилитационные центры, временные приюты) и центры медико-психолого-педагогического сопровождения; центры реабилитации и т.д.

Названные организации имеют опыт работы по коррекции личности подростка, в том числе изменения негативных, асоциальных форм поведения личности на социально одобряемые.

Действенным механизмом профилактической работы может быть создание на базе указанных центров "телефонов доверия" или "горячих линий" для подростков и их родителей, по которым они могут сообщить о случаях, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма, вербовочной деятельности, вовлечением граждан в деятельность деструктивных религиозных организаций. Либо оказывать содействие в информировании граждан о наличии подобных "телефонов доверия" и "горячих линий", функционирующих на базе органов внутренних дел, территориальных антитеррористических комиссий и иных заинтересованных структур.

3. Определение комплекса мер по исправлению личностных деформаций вследствие деструктивных воздействий на психологию подростка, включающего мероприятия по социальному, педагогическому, психоневрологическому, физическому оздоровлению подростка, а также конкретных форм взаимодействия, объединения усилий врача, психолога и педагога.

Особенности программы работы по ресоциализации подростков

В рамках комплекса мер по исправлению личностных деформаций подростков, подвергшихся деструктивным психологическим воздействиям, основной задачей становится создание программ психолого-педагогической работы с данными подростками.

Такая программа может включать в себя три блока: информационный, ценностный и поведенческий. Первый - дает возможность расширения кругозора подростков и молодежи в самых разнообразных сферах социальной жизни. Второй основной блок направлен на осознание и формирование общих ценностей, объединяющих людей. Третий блок предполагает отбор и использование активных форм обучения и воспитания, методов социализации, которые в настоящее время в достаточном количестве представлены в практической психологии.

Необходима работа по расширению кругозора, информированности подростков о межгрупповом (межкультурном) и межличностном взаимодействии, созданию благоприятной культурно-информационной среды, наполненной живыми положительными образами историко-культурного наследия, через приобщение к выдающимся национальным произведениям искусства, литературы, памятникам культуры, духовно-нравственным ценностям, практике народного художественного творчества, знаний об особенностях психологии конфликта и некоторых аспектах психологии личности. В психологической части работы необходимо формирование мотивации и способов межкультурной коммуникации, системы общечеловеческих ценностей, которые делают возможным взаимопонимание между разными людьми.

Учитывая, что собственная деятельность подростков переводит абстрактное знание в способы взаимодействия, в реальное поведение, нужно предусмотреть обучение взаимодействию с людьми другой культуры, через создание учебных ситуаций по выстраиванию коммуникации между представителями разных наций и конфессий, с реальными проблемами и конфликтными ситуациями.

Одновременно с этим нужно дать возможность подросткам отрефлексировать собственное поведение, его мотивацию и направленность. Работа по развитию самоанализа является хорошей основой для формирования продуктивных видов совладания с трудными жизненными ситуациями, а также развития самоконтроля и саморегуляции. Это даст возможность прогнозировать положительную ресоциализацию в течение длительного времени и в период зрелости.

Построение системы новых контактов, включающих новые социальные группы, еще одна составная часть системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям. Она направлена на оптимизацию последствий негативного опыта общения данных подростков с близкими (родителями и иными родственниками), принимавшими участие в террористической и экстремистской деятельности.

На основе изучения специфики новой социальной ситуации осуществляется проектирование различных вариантов адаптации подростков, выстраивания отношений между членами семьи, семейных ценностных ориентаций и социокультурных норм и правил поведения, транслируемых подросткам, а также взаимоотношений семьи с образовательными организациями. С учетом индивидуальных и возрастных особенностей подростков также разрабатываются индивидуальные способы самокоррекции, саморегуляции, саморазвития подростков.

Программы психолого-педагогической работы с названной категорией подростков также должны включать разработку диагностических методик для определения условий сопровождения и ресоциализации подростков названной группы риска в их новом социальном контексте (семья и ближайшее окружение), а также программ мониторинга поведения и психологического состояния названной группы подростков.

Также необходимо включить в информационный и ценностный блоки правовую просветительскую информацию об ответственности за осуществление экстремистской и террористической деятельности в целях формирования у подростков гражданской идентичности в новых социальных группах.

Кроме того, должны быть разработаны методические рекомендации для педагогических работников с описанием наиболее эффективных технологий и форм работы с указанной категорией подростков, а также разработки программ профилактики дальнейшего развития экстремистских и террористических установок, ценностных ориентаций и поведения.

______________________________

*(1) Методические рекомендации подготовлены с использованием материалов, разработанных ФГАУ "Федеральный институт развития образования", федеральных университетов, а также результатов исследований, проведенных профессором ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет" Р.А. Силантьевым.

*(2) Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему)//Журнал практического психолога. - 1996. - N 2. - С. 87-93.

*(3) Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность//http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/218/1816.

*(5) По результатам исследований Р.А. Силантьева.

Обзор документа

Так, обозначены цели и меры по ресоциализации. В качестве профилактической работы предусматривается создание "телефонов доверия" или "горячих линий" для подростков и их родителей, по которым они могут сообщить о случаях, связанных с проявлениями экстремизма и терроризма, вербовочной деятельности, вовлечением граждан в деятельность деструктивных религиозных организаций. Целесообразно формировать программы психолого-педагогической работы с подростками.

mob_info