Рельеф на бумаге. Конструирование и макетирование. Бумагопластика: схемы для начинающих

Ознакомившись с основными понятиями теории архитектурной композиции, рассмотрим различные приемы макетирования из бумаги, выполняя серию упражнений, которые очень популярны, т.к. демонстрируют неограниченные возможности этого доступного и простого материала.

Как уже отмечалось выше, большую палитру для обогащения композиционного решения дают горизонтальные и вертикальные членения. С их помощью можно выявить характер формы, ее композиционно доминирующую часть, подчеркнуть верх и низ композиции и т.д. В композициях, трубующих большого количества членений, желательно их объедение в группы по какому- либо признаку, так как большое количество членений, особенно однотипных, зрительно не воспринимается и создает эффект фактуры; необходимо так же помнить, что при одинаковой величине групп членений композиция превращается в орнамент. Иногда чрезмерное увеличение глубинной координаты при разработке поверхности нарушает ее фронтальность с возможной последующей трансформацией в объем.

Изучение приемов пластической разработки плоскостей начинается с вертикальных поверхностей, для которых наиболее типичными являются нюансные соотношения между элементами, образующими незначительный рельеф поверхности. Такой вид композиции предполагает возможность создания ее из одного листа бумаги или картона. Для этого нужно сделать в ней определенные надрезы и прорези и отогнуть их в нужные стороны. При выполнении макетов таким способом надо соблюдать одно условие: нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги; исключение составляют мелкие детали, не разрушающие композицию и отвечающие авторскому замыслу. Если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид.

На рис. 53-56 простыми вертикальными разрезами и подсечками создана пластика стены. Основной акцент при этом ставится именно на создании какого-либо образа или настроения.

Рис. 56

Рис. 57

Рис. 58

Другой возможный технический прием изображения объема, выявляет пластику за счет контуров светотени. Он выполняется из несколько слоев бумаги различного цвета, наклеенных друг на друга, подчеркивающих характерные детали формы (рис. 59, 60). Здесь геометрический вид формы подчеркивается за счет метафорической трактовки ее через контуры тени. Такой способ приближает к пониманию условности и отвлеченности приемов выражения композиционной идеи.

Рис. 59


Рис.60

Самостоятельная работа
Упражнение 1. Разработка поверхности.
Цель задания. Изучение некоторых приемов пластического решения поверхности;
- освоение способов макетирования из одного листа бумаги.
Задача. Выполнить макетную разработку поверхности по предложенному образцу (рис. 61).

Рис. 61

Методические указания. Чтобы выполнить предложенное задание, необходимо внимательно изучить чертеж, вспомнив, что обозначает каждая линия. Самые плотные линии - это места сквозных прорезей и краев формы, по которым вырезается выкройка. Более тонкие линии обозначают надрезы с лицеывой стороны, а пунктирные линии - надрезы на оборотной (изнаночной) стороне листа бумаги. Как уже упоминалось выше, для достижения большей жестокости в некотрых работах на развертках можно сделать отвороты краев (клапаны), то есть оставить полоски бумаги шириной 3-10 и более мм.

В нашем случае использование таких клапанов вполне обосновано, так как. они обеспечивают устойчивость фронтальной стены. Чем большую протяженность имеют отвороты, тем прочнее будет конструкция макета. На приведенной развертке клапаны обозначены штриховкой, причем линии «обрыва» показывает, что величина их выбирается произвольно. Заметим, что на чертеже мы намеренно не приводим каких-либо размеров; в каждом конкретном случае выбор размеров и пропорций зависит от замысла автора, и это позволяет творчески интерпретировать данное задание. Однако удобнее, когда выкройка умещается в стандартном листе формата A3.

Рис.62


Рис. 63


Рис. 64



Рис. 65

Учитывая все вышесказанное, приступим к выполнению макета. Желательно придерживаться определенного порядка:
- сделать чертеж,
- переколоть измерителем нужные точки на изнанку листа,
- сделать надрезы,
- сделать сквозные прорези,
- вырезать форму по контуру,
- стереть карандашные линии,
- согнуть форму по линиям надрезов в нужные стороны.


Рис. 66


Рис. 67
Только после этого можно перейти к окончательному монтажу макета. Для этого необходимо отвернуть боковые клапаны на изнаночную сторону и скрепить их друг с другом с помощью клея. Чтобы придать композиции законченный вид, желательно использовать подмакетник (основание), представляющий собой прямоугольник с отогнутыми вниз краями, небольшой, не более 5 мм, толщины (возможно применение клапанов). При наличии подмакетника боковые отвороты у основного объема могут иметь меньшую величину, так как подмакетник при монтаже усиливает устойчивость макета.

На завершающем этапе работы наносим клей на нижний торец основного объема, после чего окончательно соединяем его с подмакетником (рис. 62, 63):


Рис. 68



Рис. 69

В дальнейшем, при вычерчивании разверток мы будем придерживаться указанных обозначений, а также рекомендаций, относящихся к разработке макета и последовательности его сборки.


Рис.70



На прилагаемых фотографиях показаны другие возможные варианты решения фронтальной поверхности. Она может иметь разную глубину
рельефа или контррельефа, как нюансные световые оттенки, так и ясные градации с четко падающими тенями, что зависит от нанесенных членений, поворотов отдельных частей плоскости листа в разных направлениях и их варьирующих конфигураций. (рис. 64- 68).

Упражнение 2. Пластическое решение поверхности с элементами объемной формы.

Цели задания . Изучение пластических приемов разработки поверхности.

Задачи . Создать плоскость, являющуюся частью объемного сооружения, использую предложенный чертеж (рис. 69);

Методические указания. Техника и порядок выполнения макета остаются прежними. Однако поверхность в данном случае имеет большую глубину рельефа; увеличение пластики позволяет трактовать ее как объемно-фронтальную. Поэтому для придания большей устойчивости при соединении основного объема и подмакетника используются дополнительные клапаны, а боковые отвороты скрепляются сзади между собой для фиксации формы (рис. 70-72).

В творческих макетах (рис. 73, 74) предлагается менять частоту прорезей, внося изменения в их ритмическую закономерность, а также разрезать плоскости элементов и отгибать их в разных направлениях, получая дополнительные членения, еще более интенсивную пластику, богатую светотеневую градацию.

6.1.2 Разработка поверхностей с применением ордера.

В архитектуре использование различных профилей членений известно с древних времен и носит название "обломы". Иногда в учебных макетах используются формальные мотивы, взятые из произведений архитектуры разных стилевых направлений. Чаще всего при этом используется классическая ордерная архитектура, основными элементами которой являются колонны, завершающиеся капителями различных форм, карнизы, с составляющими их профилями и пр. Во всей своей сложности тема «Архитектурные ордера» изучается студентами 1 курса архитектурных факультетов; абитуриентам же даются лишь основные понятия, причем используются они как в курсе черчения (построения ионической волюты, энтазиса колонны, архитектурных обломов), так и в курсах макетирования и архитектурной графики.

Приведем несколько примеров разработки рассмотренных ранее поверхностей и форм, используя ордерные мотивы.


Рис. 75



Рис. 76

Самостоятельная работа.

Упражнение 1.

В данном задании разработка поверхности ведется с использованием мотива ионической капители - ее волюты (рис. 75).

Обратите внимание на то, что чертеж самой волюты берется либо с классических образцов, либо придумывается и прорисовывается самостоятельно. Приблизительная схема построения такой волюты дана на рис.76

Радиусы ее элементов подобраны эмпирически, исходя из поставленных автором задач, и выполнены с применением знаний законов сопряжений. Обозначения на чертежах и технология создания макета аналогичны описанным выше. На рис. 77 и 78 представлены окончательно завершенные варианты композиции.


Рис. 77



Рис.78

Упражнение 2.

Отличие от упражнения 1 состоит в том, что детали, составляющие композицию, выполняются отдельно, и впоследствии врезаются одна в другую, что обеспечивает наиболее активное взаиморасположение элементов макета.

В таких случаях необходима стадия эскизной проработки форм. Линии их пересечения должны быть сразу учтены в развертках, которые выполняются очень тщательно во избежание деформаций во время монтажа; кроме того, необходимо учитывать толщину материала (бумага, картон), прорезая необходимые пазы для вставляемых плоскостей.

Предлагаемый макет представляет собой фрагмент карниза, образованного сочетанием архитектурных профилей (обломов), в данном случае полочек и каблучка. В принципе возможен разнообразный выбор элементов. На рис. 79 даны развертки составных частей макета: боковых поверхностей 1 и 2, в которые вставляется карниз, самого карниза, где линия «обрыва» и стрелка указывают, что длина его может быть произвольной, а также отдельные чертежи плоскостей С и D. Они являются составляющими поверхностей 1 и 2, которые склеиваются между собой с помощью клапана, образуя единую поверхность. Именно в плоскости С и D врезается сложный профиль карниза. Поскольку врезка с одной стороны осуществляется под прямым углом, а с другой - под углом 45°, очертания прорезей в плоскостях С и D отличаются. На плоскости D (повернутой) след профиля выглядит более вытянутым, и его следует построить, используя знания по черчению. Для этого характерные точки переносятся по горизонтали с плоскости С на плоскость D. С помощью проведенной на плоскости С вспомогательной прямой АВ определяется увеличение горизонтальных размеров. Размеры по высоте не меняются. На прямую АВ проецируются выбранные точки. Полученные на прямой АВ размеры переносятся как горизонтальные на плоскость D. Склеиваем макет, используя образцы выкройки (рис 80).


Рис. 79



Рис. 80

Ландшафт

Архитектура - это искусственная среда, создаваемая человеком для себя. Человек осваивал природные ландшафты, благоустраивал их и пространственно преобразовывал. Важное значение для будущего архитектора имеет умение пластически разрабатывать горизонтальную плоскость макета - подмакетник. Подмакетник служит моделью поверхности земли. Он может выполняться, как условно ровная поверхность и как рельеф местности.

В первом случае определяем величину подмакетника и по концам егс делаем подгибы от 2 до 5 мм в зависимости ст величины поверхности и склеиваем его по углам, так чтобы получилась тонкая пластина. Во втором случае, когда необходим показ сложного рельеоа. мы условно расчленяем рельеф горизонтальными плоскостями через равные промежутки и монтируем их друг над другом.

Существует множество приемов показа рельефа в макете. Приведем некотрые из них.

Если макет выполняется из плотного картона и рельеф достаточно плоский, то плоскости рельефа могут наклеиваться друг на друга.

Если макет выполняется из бумаги и угол рельефа достаточно велик, то его лучше изготавливать из отдельных плоскостей, приподнятых друг над другом. Для этого можно использовать полоски бумаги толщиной около 5 мм, сложенных «гармошкой» и приклеенных на ребро. Сначала наносим клей ПВА на одну торцовую сторону "гармошки" и приклеиваем ее к поверхности сечения, а затем на другую, и размещаем ее на основе подмакетника. Этот способ показа рельефа позволяет нам получить ступенчатую поверхность подмакетника (рис. 81).


Рис. 81

Если необходимо выполнить плавную линию рельефа, то поступают иным способом. Нарезают полоски бумаги в виде горизонталей нужной высоты и на них приклеивают мятую кальку или бумагу. Сами горизонтали выклеивают способом, описанным выше.

Начинать работу над макетом целесообразно с карандашного эскиза, где следует прорисовать характер рельефа и продумать размещение всех элементов: главных и второстепенных.


Рис. 82



Рис. 83



Рис.84

Выполняя рельеф, как сложную объемно-пространственную композицию (ландшафтный макет), вы уже должны иметь навыки макетирования. Требования к ландшафтной композиции предъявляются такие же как и в целом к объемно-пространственной композиции. А именно: законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и образностью. Кроме того, в ландшафтном макете предусматривается организация движения человека.

Масштаб изображения в макете можно передать с помощью реальных предметов, таких как деревья, дома, мощение и т. д. (рис. 82-84). В условном языке макета элементы окружающей среды приобретают условную форму изображения.

Приведем несколько приемов изготовления макетов деревьев в масштабе (рис. 85-88). Форма деревьев, кустарников и других элементов должна подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в образе проектируемого объекта.

Цвет помогает выразить настроение, форму пространства, организовать движение. В выборе цвета предпочтительней использовать сдержанные оттенки и и цвета. Яркие, искусственно произведенные цвета нарушают масштаб пространственных форм.

Мощение изображается просто и естественно: нарезанные кусочки бумаги, имитирующие мощение, наклеиваются непосредственно на основание макета.


Рис. 88



Рис. 89



Рис. 90

Кустарники изображаются изогнутыми или многократно сложенными, поставленными на ребро отрезками бумаги. Можно обработать края полосок бумаги мелкими надрезами, тогда они будут выглядеть более воздушно (рис. 89).

Приемы изображения деревьев приведены на рис. 87-90. Эти элементы макета в большей степени связаны с масштабностью. Чем детальней проработка деревьев, тем больше они конкретизируют ландшафт.

Плоскостные орнаменты

Одним из наиболее часто встречающихся примеров пластической разработки поверхности является орнамент. При построении орнаментов необходимо знание основных композиционных закономерностей (метр, ритм, остановка ряда, целостность композиции).

Гармоничность и композиционная целостность плоскостного орнамента достигается за счет использования таких приемов, как соотнесение размеров отдельных плоскостей и степени их удаленности от поверхности основания. Для плоскостных орнаментов характерно использование отдельных плоскостных элементов или сильно врезанных друг в друга простых геометрических тел с малой глубинной координатой.


Рис. 91



Рис. 92

Среди приемов техники макетирования можно выделить три основных варианта:

1. Макет делается посредством чередования внутренних и внешних сгибов (рис. 91, 92). Пластика фронтальной поверхности достигается за счет различных свето-теневых градаций и определяется глубиной членений орнамента. Градации тона могут иметь как четкие тени, так и нюансные светотеневые отношения. Линии членений могут образовывать, как единый для всей поверхности орнамент, так и повторяющийся через определенные интервалы ленточный или центричный орнамент. Этот тип орнаментов выполняется, как правило, из однотонной бумаги.

2. Макет выполняется из плоских геометрических тел, врезанных или отстоящих друг от друга.

3. В макете используются смешанные приемы вышеописанных вариантов (рис 93).



Рис. 93



Каждое задание начинается с разработки чертежа орнамента. Следует использовать знания и навыки, полученные на занятиях по черчению. Для того, чтобы макет выглядел нагляднее, необходимо правильно выбрать материал. Нюансные светотеневые соотношения читаются эффектнее, если макет изготовлен из фактурной бумаги.

Иногда орнамент вырезается из бумаги одного цвета и в виде коллажа подается на каком-либо фоне (рис. 94).

Орнамент может быть приподнят на небольшую высоту или разложен на несколько уровней. В этом случае можно применить способ врезки геометрических элементов друг в друга.

Необходимо продумать систему врезок, взаимодействие элементов формы между собой.

Одним из вариантов изображения орнамента в макетировании может быть способ установки на ребро полосок бумаги.

Самостоятельная работа

Упражнение 1 . Геометрический орнамент.

Цель задания. Освоить прием изготовление геометрического орнамента из одного листа бумаги при помощи разрезов, надрезов листа. Развить объемно-пространственное мышление, изучить приемы выявления пластики поверхности, расширить представление о технике макетирования.

Методические указания. Орнамент может быть прямолинейным и криволинейным, состоять из ряда повторяющихся элементов или быть единым. После того как орнамент вычерчен, линии, которые необходимо надсечь с обратной стороны листа, перекалываются измерителем. Затем орнамент полностью вырезается, стирается карандаш и макет сгибается по линиям надсечек.

Упражнение 2 . Геометрический орнамент из плоскостей простой формы.

Цель задания . Освоить прием построения геометрического орнамента из плоскостей, врезанных или отстоящих друг от друга.

Методические указания . Для изготовления орнамента используйте простые геометрические фигуры в виде рамок квадраты, треугольники, прямоугольники, круги).

В композиции должна передаваться пространственная очередность расположения фигур, прослеживаться первоначальная форма каждого элемента.

Кулисные поверхности

Поверхности, в которых элементы параллельны между собой и расположены в ограниченном пространстве, называются кулисными. Они часто используются в экстерьерах зданий, например, для решения фасадов с большой протяженностью, и выполняются в различных по характеру материалах.

Принцип «кулисных» поверхностей в макетировании из бумаги заимствует прием расположения кулис на театральной сцене. Занавесы-кулисы размещаются в параллельных плоскостях друг за другом.

К категориям такого вида поверхностей относятся также ширмы, различные виды разделительных перегородок в выставочных залах и офисах и т.д. Как правило, они мобильны, не обременены сильной пластической разработкой, хотя иногда имеют сложный силуэт.

По мере удаления от зрителей изображения на кулисах выполняются все более обобщенно, с меньшей проработкой деталей и в более мелком масштабе.

Наиболее простой вариант кулис представляет собой ряд прямолинейных или криволинейных фигур, отогнутых от плоскости основания на 90°. Это переходной тип трансформации плоскости в объем.

Выполнение подобных фигур происходит в такой последовательности. Плоскости надрезаются по всему периметру, кроме основания. Основания надрезаются с изнаночной стороны и формы отгибаются по линии надреза (рис. 99).


Рис. 99

Другой метод создания кулисных поверхностей - использование нескольких плоскостей, расположенных одна за другой на малом расстоянии. Этот тип кулисных поверхностей позволяет на относительно небольшом в глубину участке создать эффект удаляющегося в перспективу пространства.

Принципом построения театральных кулисных декораций пользуются при выполнении макетов с неглубоким рельефом. На рис. 100, 101 показаны макеты «картин» архитектурных пейзажей.

Горизонтальная плоскость подмакетника в таких работах имеет незначительную ширину. Вертикальная основа макета является наиболее удаленным планом выбранного архитектурного пейзажа.


Рис. 100



Рис. 101

На одинаковом расстоянии от вертикальной основы («задника») выполняются несколько параллельных вертикальных «кулис», на которых размещаются фрагменты пейзажа. Крупные, наиболее декорированные, «проработанные» элементы выносятся на первую, по отношению к зрителю, фронтальную плоскость. Для крепления вертикальных плоскостей друг к другу используют «скобки» из бумаги. Они удаляют слои-«кулисы» друг от друга на 5-15 мм в зависимости от величины макета.

Если в «картину» вводится несколько оттенков цвета, то наиболее светлый тон выбирается для выполнения первой к зрителю фронтальной плоскости. По мере удаления от зрителя оттенок «кулис» становится более насыщенным


Рис. 102

Самостоятельная работа

Упражнение
1. Склеить модели декораций, аналогичные представленным на рис. 102, 103.

Цель задания.
Изучить приемы макетирования кулисных поверхностей.

Методические указания. Сделать подмакетник, вычертить и аккуратно вырезать развертки каждой из плоскостей (возможно выделение их цветом).

Собрать макет. Для этого врезанные по планам плоскости устанавливаем на подмакет-ник и приклеиваем «на ребро».


Рис. 103


Упражнение 2.
Придумать и склеить модель декорации изображающую средневековую площадь, набережную или монастырь.

Цель задания
. Изучить закономерности построения поверхностей кулисного типа.

Методические указания.
Выделить силуэты плоскости отдельных зданий и последовательно расставить их по мере удаления от зрителя на минимальном расстоянии друг от друга, как в предыдущем задании.

Вырезанные по планам плоскости установить на подмакетник и соединить между собой перпендикулярно приклеенными полосками бумаги, сложенными г-образно.


Рис. 104



Рис. 105


Упражнение 3.
Макет-картина «городской пейзаж». Творческое задание.

Методические указания.
Габариты и пропорции «картины» архитектурного пейзажа выбираются произвольно. Работа начинается с выбора аналога архитектурного пейзажа - фотографии, книжной иллюстрации, картины любимого художника. Далее используйте рекомендации, данные в упражнениях 1. 2.

  • Гололед - слой плотного льда, который образуется на земной поверхности и на предметах при намерзании переохлажденных капель дождя или тумана
  • Для построения карт точки и линии физической поверхности проектируют на поверхность эллипсоида

  • Разбираемся в бумагопластике для детей и начинающих. Научимся делать рыбок, японское оружие, топиарий. Более опытные мастера смогут создать цветущий балкон, объёмную картину, еловую ветку из бумаги.

    Бумагопластика для детей

    Покажите ребятишкам, как можно делать простые, но эффектные работы.

    Рыбки из бумаги


    Такой морской мир станет сюжетом для красивой картины. Научившись делать рыбок из бумаги, дети смогут украсить ими открытки, чтобы подарить их взрослым.

    Приготовьте:

    • цветную бумагу;
    • ножницы с круглыми концами;
    • клей;
    • гофрированную бумагу из коробки от шоколадных конфет.


    Возьмите бумагу желаемого цвета, вырежьте из неё квадратик. Сверните его по диагонали и отрежьте нижний уголок.


    Ребёнку дайте такую же заготовку. Пусть смотрит за вашими манипуляциями и повторяет их. Тогда бумагопластика для детей будет им понятна. Покажите малышу, как нужно скруглить левый уголок, а справа надрезать вот на такие горизонтальные полоски.


    Так будет выглядеть данная заготовка, когда вы её развернете.


    Теперь нужно перекрестить все полоски и склеить их в таком положении посередине. Получится вот такая заготовка рыбки.


    Покажите ребенку, как на белой бумаге нужно рисовать море, подводную растительность. Затем вместе с ним приклейте сюда сделанных вами общими усилиями рыбок.

    Алмаз

    Помогите ребёнку освоить первые навыки оригами, показав, как сделать алмаз. Но такая поделка подойдёт для школьников, так как нужны определенные навыки. Чтобы вам самим не создавать шаблон, предлагаем скачать его. Тогда вы сможете затем перевести его на выбранную бумагу.


    Принесите сюда указанные линии, а затем начинайте сгибать по ним.


    Теперь нужно оформлять по линиям створки, приклеить начало первого лучика ко второму, затем присоединить к нему следующий.


    В результате получатся вот такие алмазы.


    Мальчику будет интересно получить в подарок образец оружия японцев. Не беспокойтесь, оно совершенно безопасно, так как сделано из бумаги.

    Как сделать кунай?

    Приготовьте:

    • листы бумаги;
    • ножницы;
    • клей.
    Нарежьте из бумаги квадратов. Возьмите первый. Сложите его, согласно схеме.


    Сверните первый лист сначала один раз диагонали, а затем получившийся треугольник - ещё раз.


    Это нужно для того, чтобы обозначить сгибы. Поэтому хорошо их проглаживайте. Разверните маленький треугольник и потяните одну и вторую сторону большого к центру.


    Получившуюся фигуру, которая похожа на пирамидку, нужно расправить. Тогда вы сделаете ее более объемной.

    Чтобы смастерить рукоятку для японского оружия кунай, второй квадрат сверните несколько раз, чтобы получить вот такую узкую объёмную полоску. Скрепите скотчем или клеем, а затем вставьте внутрь созданного оружия.


    На обратной стороне будет находиться кольцо. Сделайте его, перекрутив трубочку из бумаги. Вот такой получится данная деталь.


    Чтобы можно было использовать такое копьё, как метательное оружие, сделайте его не из бумаги, а из картона. Скрепите место соединения рукоятки с наконечником скотчем.


    Если вам нужна бумагопластика для детей совсем юного возраста, тогда вы можете вместе с ними создать следующих персонажей.

    Из салфеток

    Как вы поняли, главным материалом будут именно бумажные салфетки. Нарисуйте на листе бумаги или картона забавного барашка, нарежьте салфетки на квадратики со стороной 2 см. Пусть ребёнок наматывает их на острие карандаша без грифеля и прикладывает к нарисованному персонажу. Прикреплять салфетки нужно при помощи клея.


    Таким же образом можно создать осеннее панно, на котором будут красоваться кленовые листья этого времени года.


    Техника бумагопластика позволит ребятам сделать летние и осенние цветы.


    Чтобы изготовить такой подснежник, нужно приготовить салфетки голубого цвета. Их нарезают на маленькие квадратики, сворачивают торцовки и приклеивают на предварительно нанесенный рисунок. Колокольчик делается таким же образом.


    Девочкам непременно понравится такая бумагопластика, когда можно своими руками создать Мальвину. Для этого нужно нарисовать образ сказочной героини на бумаге, затем заполнить ее волосы салфетками голубого цвета, в такой же технике декорировать одежду.


    Бумагопластика поможет сделать открытку неповторимой. Покажите ребенку, как нужно нарисовать и вырезать сердечко, а затем пусть положит на него ладошку, обведите её. На ладошку нужно будет наклеить торцовки белого цвета из салфеток, а на само сердечко - розовые. В правом верхнем углу крепится бантик из бумажных лент. Затем эту заготовку нужно приклеить на одну сторону открытки.


    При помощи бумагопластики ребёнок может создать и открытку на Новый год. Такая елочка вырезается из зелёной бумаги. На ней нужно сначала нарисовать треугольники разного размера, а затем вырезать и приклеить их, располагая вверху маленькие, внизу большие. Снежинки и Ангелочки также вырезаются из бумаги.

    Бумагопластика для начинающих или для детей поможет создать вот таких живописных бабочек. Ведь они делаются из обычных салфеток при помощи техники торцевания.


    При этом можно использовать как салфетки одного цвета, так и разных.

    Для более взрослой аудитории подойдёт следующий мастер-класс.

    Бумагопластика: схемы для начинающих

    Вот такой топиарий вы сможете сделать из обычных газет.


    Для создания этого мини-шедевра вам потребуются:
    • газеты;
    • клеевой пистолет;
    • палка;
    • цветочный горшок или другая ёмкость;
    • гипс;
    • бечевка.
    Разбавьте сухой гипс водой. Налейте его в подготовленную емкость и поставьте в центр палку. Зафиксируйте ее. Раствор должен хорошо высохнуть. За это время вы успеете изготовить шарик основу. Если у вас есть пластмассовый мячик, тогда возьмите такой. Если нет, создайте его из газет.


    Теперь нужно сделать цветы. Для этого разрежьте на квадраты листы бумаги или используйте листики от старой книги. Нарисуйте на каждом спираль, вырежьте эту деталь ножницами.


    Теперь начинайте сворачивать заготовку с одной стороны, закрепив ее кончики клеем.


    Если вы хотите иметь более красочные цветы, тогда используйте цветную бумагу. Посмотрите, как чудесно смотрится розочка из этого материала. Она создается в такой же технике бумагопластика.


    Но и из газеты цветы также чудесно выглядят. Теперь, когда вы их создали, приклейте эти заготовки на шар.


    Обмотайте ствол деревца газетой или бечевкой, подклеивая эти материалы. Поверхность гипса декорируйте, положив сюда монеты.


    Вот какой топиарий своими руками вы можете изготовить из бросовых материалов.

    Объёмная картина из бумаги - техника


    Для создания такой интересной работы потребуются:
    • открытка или рисунок;
    • ксерокс цветной;
    • ножницы;
    • гофрированный картон;
    • двусторонний скотч;
    • клей.
    Цветной ксерокс позволит распечатать несколько картинок или открыток.


    Такая бумагопластика для начинающих, как и для опытных мастеров, непременно подойдёт. Главное, делать всё последовательно. На данном рисунке вы видите, сколько слоев каждой композиции и какие элементы нужно сделать. Смотря на эту подсказку, вы сможете вырезать их из ваших рисунков, которые вы сделали при помощи ксерокса.


    Теперь необходимо наклеить их на гофрированный картон при помощи двухстороннего скотча.


    Расположите подготовленные элементы на основе. Полюбуйтесь, какая красота получится.


    Если вы за зиму соскучились по своей даче, можете заранее сфотографировать ее, а затем сделать такую же работу. Поможет в этом техника бумагопластика.


    Объёмный дом смотрится, как настоящий.

    Если у вас нет дачи или вы просто так хотите создать городскую квартиру или ее уголок, тогда посмотрите следующий МК.


    Вот такой живописный балкон из бумаги можно сделать.

    Если вы хотите летом выращивать цветы, овощи на лоджии, тогда можете заранее запланировать посадки, выложив их на бумаге.


    Распечатайте схематический рисунок, обозначьте, что где у вас будет находиться.


    Вырежьте очертания дверного проема из гофрокартона, приклейте сюда второй слой.


    Положите на заготовку груз в виде книги и дайте ей высохнуть. При помощи кальки переведите очертания занавесок и приклейте их к основе уже без использования картона.


    Нарисуйте на цветной бумаге окошко, приклейте его на место. Теперь из синих полосочек бумаги создайте кирпичи. Расположите их на стене в шахматном порядке.


    Посмотрите на схеме, где расположена облицовка двери. Вырежьте её, а с обратной стороны прикрепите кусочки клейкой ленты.


    Прикрепите дверь на свое место.


    Из гофрокартона вырежьте три слоя для балкона, приклейте их на цветную бумагу.


    Наклейте данные элементы друг на друга, прикрепите их под балконную дверь.


    Теперь нужно нарисовать и вырезать ограждения для балкона, приклеить его также на место.


    Останется посадить сюда цветы или приклеить фотографию знакомого, чтобы удивить его таким подарком.


    Бумага позволяет творить настоящие чудеса. Чего из неё только нельзя сделать!


    Соединяйте по нескольку штук, чтобы ветка была вот такой пышной.


    Теперь возьмите тонкую бумагу другого цвета. Она может быть такой же, как на фотографии красной или коричневой. Полоску бумаги нужно оформить таким образом. Сначала заверните ее верхнюю боковину два раза, а затем начинайте перекручивать полученную полоску, чтобы у вас образовался ажурный краешек.


    Таким образом вы создали чешуйки шишки. Чтобы сделать ее саму, накручивайте оформленную полоску на указательный палец и формируйте спиралевидную фигурку, которая со временем превратится в шишку.


    Чтобы верхний виток не раскрутился, придерживайте его пальцем. Перевяжите внизу шишку верёвкой, а затем намотайте на неё полоску зелёной бумаги.


    Присоедините флористическую или обычную тонкую проволоку, сделайте гибкую ножку к шишке, затем прикрепите ее на ветку.


    Изготовьте несколько таких шишек, затем декорируйте свое творение бантом из салатовой креп бумаги. Для этого сначала нужно вырезать полоску, загнуть её первую и вторую большие боковины, а затем оформить данную ленту в виде бантика.


    Останется перевязать его веревочкой и таким образом прикрепить к ветке.


    Вот какие замечательные идеи подарила бумагопластика. Если вы хотите узнать и другие потрясающие варианты, которые вам помогут создать из этого материала настоящие шедевры, тогда посмотрите следующие видео.

    Красивую вазу из бумаги вы сможете сделать, если ознакомитесь с первым видео:


    Второй мастер-класс подскажет, что можно сделать своими руками из бумаги всё в той же технике:

    Как сделать объемный рельеф на округлой поверхности?

    Довольно часто требуется сделать объемный рельеф на округлой поверхности, к примеру, на вазе или баночке, которую вы декорируете. Но как быть, если ваш трафарет не гибкий? Он сделан из твердой пластмассы, согнуть по форме его никак нельзя.

    Вот какой интересный способ решения этой "проблемы" предложила польская мастерица декупажа PetitDecu.

    Для работы нам потребуется:

    • Баночка, которую будем декорировать,
    • Белая акриловая краска,
    • Шпаклевка или текстурная паста,
    • Трафарет - из твердой пластмассы,
    • Шпатель,
    • Тонкая пленка (можно взять файлик) или плотный целлофан,
    • Ножницы,
    • Наждачная бумага,
    • Поролоновый валик, или спонж, или поролоновая мочалка,
    • Немного воды в стакане,
    • Мисочка.

    Шаг 1. Красим баночку белой акриловой краской с помощью валика, или спонжа, или обычной поролоновой мочалки - используйте, что у вас есть под рукой и чем вы обычно пользуетесь при покраске декупажных работ.

    Шаг 2. Берем немного шпаклевки, помещаем ее в мисочку. Если она слишком густая, добавляем несколько капель воды. Если вы используете готовую текстурную пасту, то ее разбавлять не нужно.

    Все тщательно перемешиваем, чтобы не было комочкой и воздушных пузырей.

    Шаг 3. Вырезаем небольшой кусочек плотного целлофана (или пленки). Он должен быть немного больше вашего трафарета.

    Шаг 4. Накладываем трафарет на вырезанный целлофан.

    Заполняем трафарет текстурной пастой (шпаклевкой). Разравниваем поверхность шпателем. Излишки пасты убираем.

    Шаг 5. Очень аккуратно снимаем трафарет. Стараемся не зацепить пасту и не сместить ее с целлофановой подложки.

    Получаем объемный рисунок на кусочке целлофана.

    Шаг 6. Теперь его надо аккуратно приложить к баночке. Можно немножко прижать его пальцами, чтобы он прилип.
    Я бы сделала еще вот что - можно немного смочить баночку (кисточкой или ватным томпоном) на месте склейки, чтобы увеличить сцепляемость пасты с сухой акриловой краской поверхности баночки.

    Баночка имеет изогнутый профиль, поэтому приклеить трафарет довольно сложно. Надо быть очень аккуратным и действовать медленно.

    Шаг 7. Теперь надо очень медленно удалить пленку. Можно помогать себе шпателем. Если немного повредится верхний слой картинки, не так страшно. Позже это можно исправить.

    Шаг 8. Вот что получилось.
    Теперь надо дать приклеенному рельефу хорошо высохнуть. После этого его можно зашкурить мелкозернистой наждачкой. При этом вы сможете сгладить все неровности на краешках рельефа. Далее можно будет продолжить дальнейшую работу по декорированию баночки...

    Неизвестный художник. Отрада. Усадьба графов Орловых-Давыдовых.
    1850-е. Государственный исторический музей

    Программа обучения изобразительному искусству включает знакомство учащихся в 7–8-х классах с ландшафтной композицией.

    На уроках изобразительного искусства в школе чаще всего выполняются поисковые макеты, которые обладают различной степенью законченности и допускают возможность разнообразных переделок как в деталях, так и в целом.

    Выполняя архитектурный коллаж, рельеф, сложную объемно-пространственную композицию (ландшафтный макет), подростки не только изучают язык архитектурного творчества, но и развивают собственный творческий подход к работе. Законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и образностью.

    Беседа

    Статья опубликована при поддержке компании "ПромГиб", занимающейся производством изделий из металла. Не важно, что Вам необходимо - металлочерепица или сварной забор , водосточные системы различных сечений или системы вентилируемых фасадов для дома, декоративные элементы или художественная ковка, можете быть уверены, в "ПромГиб" Вы найдете широчайший ассортимент и высочайшее качество продукции, надежные гарантированные поставки в максимально короткие сроки и гибкую ценовую политику. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, о номенктлатуре выпускаемой продукции и ее стоимости можно ознакомиться на сайте promgib.ru.

    Ландшафт (нем.) - общий вид местности; природный географический комплекс, в котором рельеф, климат, водоемы, почвы, растительный и животный мир находятся в сложном взаимодействии, образуя единую неразрывную систему. Стоит разделять естественный, природный ландшафт и искусственный, распланированный человеком. Перечислите природные зоны и рельефные особенности земной коры - это и есть виды естественного ландшафта.

    Темой макетирования является ландшафт искусственный, созданный людьми. Под ландшафтной композицией будем понимать проектирование и размещение архитектурных сооружений, малых архитектурных форм и разнообразных декоративных элементов озеленения в ландшафте на основе максимального учета особенностей местности.

    Макет известен с древнейших времен. Само слово «макет» в переводе с французского означает набросок, пространственное изображение в уменьшенных размерах. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета.

    Предлагаем выполнить макетную разработку поверхности и объемно-пространственный макет ландшафта.

    Прекрасными образцами для выполнения заданий служат дворцово-парковые ансамбли русских усадеб Кусково, Останкино, Архангельское и другие.

    Необходимые материалы и инструменты

    Основным материалом для макетирования традиционно служат бумага типа «ватман» и тонкий картон. Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов можно использовать как тонированную, так и белую поверхности для большей выразительности творческого замысла. Макет можно склеить из бумаги, картона, а можно использовать необычный материал - пенопласт или пенокартон. Работа с пенопластовыми панелями или пенокартоном почти ничем не отличается от работы с бумагой, но добавляет макету объем и эффекты фактуры.

    Для работы с бумагой и пенопластом нужны: макетный нож или резак с выдвижным лезвием, хорошо заточенный, ножницы с прямыми концами, клей (наиболее удобны ПВА, «жидкие гвозди», резиновый клей), металлическая линейка. На парту необходимо положить специальную доску из фанеры, пластика или оргалита.

    Основные приемы макетирования

    Для улучшения качества макетов рёбра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений. Для этого по линиям будущего сгиба надо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро. Часто бумаге необходимо придать различную форму. Чтобы сделать криволинейную поверхность, следует пропустить бумагу через какой-нибудь цилиндрический предмет, например карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ закругления листа бумаги (при изготовлении цилиндра, конуса или другого тела вращения) - разделить развертку данного объекта вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3–5 мм и макетным ножом слегка надрезать лист со стороны сгиба.

    Еще один важный момент работы - выбрать правильный способ склеивания макета. Самый аккуратный - это склейка встык (на ребро), более простой - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги.

    Предлагаем выполнить несколько заданий по теме «Организация архитектурно-ландшафтного пространства».

    Задания

    1. Творческий коллаж

    Возможны два варианта выполнения работы. Первый - в фотографию пейзажа, которая будет фоном композиции (парк, берег реки, лесные дали), вклеить нарисованный фрагмент русской усадьбы или вырезанный из журнала архитектурный объект. Второй вариант - выполнить работу с использованием компьютера.

    2. Макетная разработка поверхности - бумажный рельеф
    (кулисные поверхности)

    Выполним макетную разработку поверхности на тему русской усадьбы из одноцветных материалов. Зрительным рядом послужат фотографии садово-парковых ансамблей и русских усадеб. Работа начинается с карандашного эскиза. Макет будет состоять из вертикальной основы («задника») и нескольких плоскостей - кулис (1) . При выполнении рельефа используется прием расположения кулис, как на театральной сцене, – в параллельных плоскостях друг за другом. По мере удаления от зрителей изображения на кулисах выполняются все более обобщенно, с меньшей проработкой деталей и в более мелком масштабе. Такой тип построения композиции позволяет на относительно небольшом в глубину участке создать эффект удаляющегося в перспективу пространства.

    На эскизе намечают кулисы, их количество, прорисовывают фасад здания, определяют ландшафтные элементы, то есть продумывают размещение всех элементов композиции: главных и второстепенных, с учетом материала, из которого будет выполнен рельеф. Задник в таких работах имеет незначительную толщину, и его можно просто вырезать из толстого картона или листа пенопласта.

    (2) (3)
    (4) (5)

    Сам задник - основа макета - является наиболее удаленным планом выбранного архитектурного пейзажа. На задник приклеиваются несколько параллельных вертикальных плоскостей («кулис»), на которых размещаются фрагменты пейзажа. Крупные, наиболее проработанные и декорированные элементы выносятся на первую, фронтальную плоскость. Для крепления вертикальных плоскостей друг к другу используют отвороты краев бумаги или полоски бумаги. Они удаляют слои - «кулисы» друг от друга на 5–15 мм в зависимости от величины макета (2–5) .

    3. Рельеф из цветной бумаги

    Можно выполнить такой рельеф из цветной бумаги, поместив работу в бумажную рамку. Если в «картину» вводится несколько оттенков цвета, то наиболее светлый тон выбирается для выполнения ближней к зрителю фронтальной плоскости. По мере удаления оттенок «кулис» становится более насыщенным.

    4. Объемно-пространственный макет ландшафта

    Пейзажная или регулярная планировка - по выбору. Выполним фрагмент парка русской усадьбы. Законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью. В ландшафтном макете предусматривается организация движения человека. В дальнейшем можно использовать макет для съемок анимационного фильма в качестве декорации.

    Начнем работу над макетом с карандашного эскиза, где следует прорисовать характер рельефа и продумать размещение всех элементов, главных и второстепенных. Изготовим горизонтальный подмакетник - определяем величину подмакетника и по его концам делаем подгибы от 2 до 5 мм в зависимости от величины поверхности и склеиваем его по углам так, чтобы получилась тонкая пластина. Горизонтальный подмакетник служит моделью поверхности земли.

    Далее выполняем уровни рельефа. Существует множество приемов показа рельефа в макете. Если макет выполняется из плотного картона и рельеф достаточно плоский, то листы картона, выполняющие функции рельефа, могут просто наклеиваться друг на друга. Если макет выполняется из бумаги и угол рельефа достаточно велик, то изготавливаем отдельные горизонтальные плоскости и монтируем их друг над другом. Для этого можно использовать полоски бумаги толщиной около 5 мм, сложенные «гармошкой» и приклеенные на ребро. Сначала наносим клей ПВА на одну торцовую сторону «гармошки» и приклеиваем ее к поверхности сечения, а затем на другую, и размещаем ее на основе подмакетника. Этот способ показа рельефа позволяет нам получить ступенчатую поверхность подмакетника (6) .

    Готовим отдельно беседку, деревья, кустарники и монтируем их в композицию согласно эскизу (9–12) .

    (9) (10)
    (11) (12)

    Приведем несколько приемов изготовления макетов деревьев в масштабе. Форма деревьев, кустарников и других элементов должна подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в образе проектируемого объекта (7, 8) .

    Выполнять это задание можно из разнообразных материалов: природных – камней, шишек, веточек, и из пластилина, пенопласта и др. (13–17).

    (13) (14)
    (15) (16)
    (17)

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

    Булавина Л.И., Розанцева С.А., Якимчук Н.А. Архангельское. - М.: Советская Россия, 1983.

    Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф . Останкино. Театр-дворец. - М.: Русская книга, 1994.

    Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении культурного ландшафта России // Русская усадьба. - Вып. 1 - М., 1994.

    Гусев Б.П. Организация специализированных экскурсионных маршрутов для ознакомления с исторической театральной техникой дворца-театра. Московский музей-усадьба Останкино. - М., 2004.

    Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI–XX вв.: Исторические очерки. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

    Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. - Л., 1963.

    Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурно-исторический феномен. - СПб., 1997.

    Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1986.

    История русской живописи. XVIII век. - М.: Белый город, 2006.

    Каждан Т.П. К вопросу о изучении русской усадьбы // Русская усадьба. - Вып. 1(17). - М., 1994.

    Киреева Е.В . История костюма. - М.: Просвещение, 1976.

    Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре. - М.: Изд. Больш. росс. энц., 1995.

    Коробко М. Москва усадебная. Путеводитель. - М.: Московские учебники, 2005.

    Ледзинский В.С., Теличко А.А., Зверев А.В. Художественная ковка и литье Москвы. - М.: Машиностроение, 1989.

    Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых. Каталог пьес. - М.: Государственный центр. театр. музей им. А.А. Бахрушина 1996.

    Лихачев Д.С. Сад и культура России. - М.: Наука, 1982.

    Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). - СПб.: Искусство-СПб., 1994.

    Мир русской усадьбы. - СПб., 1998.

    Очерки русской культуры XVIII века. Часть первая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

    Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств.- М.: Изобразительное искусство, 1983.

    Ройс К.Д., Лернер М. Очарование сцены. Московский музей-усадьба Останкино (русское издание). - М., 2004.

    Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 8 // Б.П. Гусев. Малые архитектурные формы в увеселительном саду в Останкине. - М.: Жираф, 2002.

    Рябцев Б.Г. Очерки истории культуры XVlll века. - М.: Наука, 1994.

    Рябцев С.Ю. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII–XIX вв. - М.: Владос, 1998.

    Рябцев Ю.С. История русского искусства XVIII–XIX веков. - М.: Владос, 2001.

    Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М.: Московские учебники, 1998.

    Спрингис Е.Э. Искусство и время. Останкино. Путеводитель по музею-усадьбе. Художественный паркет и его рисунки. - М., 1999.

    Сыромятникова И. История прически. - М.: Искусство, 1989.

    http://oiru.archeologia.ru - сайт Общества изучения русской усадьбы.

    Выполнение небольших заданий, часто абстрактных, с использованием различных средств (симметрия, асимметрия, статика, динамика, акценты, ритм, масштаб и др.) и принципов композиции (контраст, нюанс, тождество) требует соответствующих теоретических знаний. Для выполнения заданий необходимы также сведения о видах ритма (метр, ритм простой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.). Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. Бумага по-разному поддается сгибанию в зависимости от направления волокон. В основе любой структуры лежит конструкция, представляющая собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. В целом структурные и конструктивные свойства всякого изделия из бумаги зависят от характера, количества и направления ребер жесткости.

    Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью макетного ножа. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез. Для конструирования жестких и четких форм рекомендуется использовать плотную рисовальную или чертежную бумагу, которая позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.п.

    Задание. Преобразовать плоский лист бумаги в различные складчато-надрезные структуры и рельефные формы (складки, гармошки, «бревнышки», «листик», полусферу). Получить рельефные поверхности разнооб­разных ритмических решений. Для выполнения заданий необходимо использовать различные ритмы (метр, ритм про­стой, сложный, убывающий, нарастающий и т.д.).

    Цель работы. Изучение приемов бумагопластики, пластических и декоративных возможностей материала; закрепление теоретических знаний по тектонике листа, преобразованию плоскости в рельеф с использованием различных типов сгибов, приобретение практических навыков работы с плоским листом бумаги и создание рельефов заданной формы.

    Материалы и технические средства. 6 листов плотной бумаги (ватман Госзнак) размером 10×10 см, резак, линейка, карандаш, резинка, циркуль.

    Требования при работе с бумагой. Карандашные линии наносить тонко заточенным карандашом твердости ТМ-Т, соблюдать технику безопасности при использовании специальных лезвий для работы с бумагой (при необходимости лезвие надломать по надсечке и, завернув в бумагу, выбросить в мусорное ведро) или хорошо заточенного резака.

    Рис. 31. Бумагопластика. Примеры выполнения заданий по теме 1.
    Архитектоника плоского листа

    Рис. 32. Преобразование плоскости в рельеф

    Основные приемы работы.

    Задания могут выполняться из бумаги или картона. Существует множество различных сортов бумаги, наиболее удобными для работы являются плотные, хорошо проклеенные сорта – ватман, полуватман, чертежная. Такая бумага выдерживает многократное стирание резинкой карандашных линий. У рыхлой недостаточно про­клеенной бумаги верхний слой неизбежно разрушается. Бумага должна быть не только плотной, но и слегка шероховатой, чтобы карандаш даже от легкого прикосновения оставлял на ней черту. Надрезать бумагу следует на специальном деревянном или пластиковом планшете, используя линейку или лекала. Формировать объем нужно по надрезам, «раскрывая» лист надрезом вверх.

    Упражнение 1. Выполнить криволинейный надрез в направлении диагонали формата, прогнуть заготовку по надрезу, вновь распрямить лист и с обратной стороны сделать два надреза в направлении первого (парал­лельность не соблюдать). Сформировать лист согласно надрезам.

    Упражнение 2. Выполнить ряд параллельных надрезов с интервалом в 2 см, слегка прогнуть лист, а затем с обратной стороны сделать надрезы в промежутках имеющихся линий. Сформировав заготовку, получить форму гармошки.

    Упражнение 3. Зигзагообразные надрезы, выполненные в той же последовательности, что и в предыдущем задании, позволяют получить фактуру с угловатым рельефом.

    Упражнение 4. При выполнении надрезов для волнообразных зигзагов необходимо пользоваться заготовленным заранее из куска картона лекалом. Зигзагообразные надрезы позволяют получить волнообразную фактуру с плавным рельефом.

    Упражнение 5. С интервалом 1,0–1,5 см с лицевой стороны листа выполнить надрезы, после чего с помо­щью круглого карандаша скрутить заготовку надрезами внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, затем ее развернуть и легким движением пальцев обозначить места надрезов. Образовавшаяся заготовка напоминает бревенчатую поверхность стены.

    Упражнение 6. С помощью циркуля начертить и вырезать круг диаметром 10,0 см. В нем с одной стороны выполнить надрезы радиусом 1,0 и 3,0 см, а с другой стороны – 2,0 и 4,0 см. От центра круга сквозной просеч­кой выбрать часть, после чего прогнуть заготовку по надрезам. Соединить и склеить края надсечки, формируя заготовку.

    Примеры преобразования плоскости в рельеф приведены на рис. 31, 32.

    mob_info