Скифское золото. Золото скифов. Тайны и загадки Скифское золото проба

8 676

Те, кому доводилось путешествовать по причерноморским степям, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути . Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов - то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Нагрудное украшение — бляха царского коня. Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со . Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.

Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах - никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию , приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», - так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей - перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана - в диаметре он достигает 100 метров, в высоту - 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на раскопках Толстой Могилы близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера - место погребения самого царя - до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.

Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного украинского села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.

В этой статье:

Золото скифов - всемирно известный артефакт, часть мирового культурного наследия. С ним связано множество споров и спекуляций. Даже сейчас ювелиры не могут понять, каким образом скифским мастерам удавалось достигать такого уровня ремесла в те времена. Скифское золото пользуется популярностью на аукционах, а музеи борются за право его выставлять.

Захоронения скифов

В 7 веке до нашей эры в степях Северного Причерноморья обитал древний воинственный народ - скифы. Территория, на которых сейчас находят скифские поселения огромна, она занимает практически всю юго-восточную часть Украины и даже больше. Поначалу скифы не имели укрепленных поселений, племена были кочевыми.

Скифы славились своими набегами на страны Востока. На Запад они также совершали походы, где грабили земли европейцев. Другие цари всячески пытались договориться со скифами, они отдавали в жены своих дочерей, откупались дарами.

Скифское золото

Но скифы не были только воинами и разрушителями. Сейчас доказано, что они имели богатую культуру, занимались торговлей, земледелием, выращиванием скота. Только около 2 века до н. э. у них появились укрепления. Столицу Скифского государства - город Неаполь - археологи раскопали в самом центре Крыма около города Симферополь.

Скифы были связаны с греками, в их мифологии встречается упоминание греческих богов. А философы Древней Греции часто писали о скифах, богатейшие из которых переселялись в Грецию и принимали ее культуру и обычаи.

Как и другие народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому хоронили своих умерших со всеми почестями. Более того, при захоронении знатного скифа ему в могилу клали не только сокровища, но и жену со слугами, которых убивали. Особенно значимо происходило погребение скифских царей.

Обряд был подробно описан Геродотом. После смерти царя его тело долго возили по городам, а местные жители должны были скорбеть по поводу его кончины. Могилы царей были богатыми, в них клали золотые украшения, художественные изделия, оружие и насыпали курган.

Геродот описывал пристрастие скифов к ювелирным изделиям, которое подтвердилось на практике, когда начали раскопки захоронений. Были найдены не просто красивые предметы, а произведения искусства.

На скифских сокровищах изображались животные, сами скифы, сцены из мифологии. Характерное изображение животных даже породило такое понятие, как «скифский звериный стиль». По данным исследований, богатейшие скифы заказывали сокровища у греческих ювелиров, которые на тот момент достигли небывалого мастерства.

Самые знаменитые находки

В далеком 1853 году в Феодосии велись раскопки, вследствие которых было обнаружено множество ювелирных изделий и предметов быта скифов, которые представляли историческую ценность. Но самой уникальной находкой в тех раскопках были серьги. Они были выполнены в виде подвески и дисков. На диске были изображены сценки соревнований, а подвески покрыты филигранным узором тончайшей работы.

До сих пор современные ювелиры удивляются мастерству, с которым они были сделаны. Состав припоя и секрет пайки, с помощью которого они были сделаны, в свое время пытался разгадать сам Карл Фаберже, но так и не достиг успеха. Он попытался повторить изделие, но у него это не получилось, не смотря на то, что в его распоряжении было много на тот момент современного оборудования.

В 1862-1863 году раскопки велись неподалеку от столицы государства скифов Неаполя, на Чертомлыкском кургане. Он представлял собой двадцатиметровую насыпь с цоколем из камня. К сожалению, это погребение было разграблено давно, однако кое-что обнаружить удалось. Сначала ученые наткнулись на погребения слуг и лошадей, но когда они прошли дальше, то обнаружили останки наложницы царя.

В могиле наложницы присутствовали украшения из золота. Например, там нашли метровую серебряную вазу, которая была сделана в виде сосуда, краны которого были выполнены в виде голов коней и львов. Сосуд предназначался для вина и был украшенный тонкими рельефными изображениями скифов, укрощающих лошадей и других животных.

В 1903 году был обнаружен Келемесский могильник. Сначала его нашел охотник за сокровищами Шульц, и пока это не было обнаружено государством, он занимался переплавкой украшений и продажей драгоценных металлов и камней. Позже его обвинили в незаконных раскопках и ими занялись археологи. Эти погребения были богаты на скифское золото.

Там нашли большое зеркало из серебра, золотые чаши, диадему, кинжал и меч, обложенные золотом. А также множество золотых изделий, изображающие зверей. Кстати, не все из этого было сделано скифами. Как показали исследования, ритон в виде рога животного был только изготовлен скифским мастером, а вот орнамент наносил на него уже греческий ювелир.

Самым знаменитым из этих раскопок было серебряное зеркало. Его диаметр - 17 сантиметров, с одной стороны оно было заполировано, а с другой - покрыто сплавом золота и серебра. Зеркало разделялось на одинаковые секторы, которых было 8 штук, каждый из которых изображал персонажей из мифологии. Например, в одном из них у ног сфинксов лежала пантера, а в другом - бородачи, дерущиеся с грифоном. Сейчас эти находки находятся в Эрмитаже.

Но самым известным захоронением скифов до сих пор является курган Толстая могила. Он был обнаружен на территории днепропетровской области и являлся царским захоронением. Раскопки велись в 1971 году.

В Толстой могиле было обнаружено захоронение богатого воина, женское захоронение, захоронение слуг, а также впоследствии ребенка. Женщина была одета в роскошные платья, на которых красовались бляшки из золота, из него же и головной убор. На ее пальцах было одиннадцать золотых колец.

В этом захоронении также было найдено множество изделий в зверином стиле. Все они свидетельствовали о высоком мастерстве творцов и представляют как историческую, так и художественную ценность. Там находились сосуды из бронзы, кубки из металла. Были также скульптурные изображения, ювелирные фигурки зверей, изделия с орнаментом и вставками из эмали.

Жемчужиной это могилы стала знаменитая пектораль, которая и сейчас иллюстрирует золото скифов в учебниках и справочных источниках. Собой она представляла нагрудное украшение тончайшей работы, выполненное из золота. Вес изделия составлял один килограмм. Пектораль была украшена тремя ярусами изображений.

На нижнем ярусе были изображены мифические грифоны и существующие хищники из семейства кошачьих. Средний ярус содержал узор из растений с птицами. Верхний ярус украшали бытовые сцены. В центре находятся два скифа, которые изучают золотое руно.

Самая большая коллекция скифского золота до недавнего времени находилась в украинских и крымских музеях.

Судьба гробниц и важность сохранения реликвии

Одно из самых известных скифских захоронений - Чертомлыцкое, оно было разграблено еще много лет назад, когда вскоре после похорон туда прорыли тоннель грабители. Конечно, там кое-что осталось и археологам, но неизвестно, сколько всего было утрачено.

В 1884 году под Киевом археологов Гринцевич раскапывал Рыжановский курган, а вскоре после него местный житель обнаружил размытую дождем траншею. Несколько дней он тайно вел раскопки, которые привели к тому, что он выкопал множество украшений и амфору из золота. И даже после этого крестьянина другой археолог нашел еще 446 предметов.

При обнаружении древних захоронений кладоискатели не затрудняются определять историческую ценность сокровищ. Они считают, что такие зарытые предметы являются кладами, которые спрятали запорожцы или гайдамаки. Это приводит к тому, что теряется значительная часть наследия.

Сегодня скифское золото пользуется спросом на мировых аукционах древности в США и Европе. Оно появляются и уходит «с молотка» за огромные деньги. Например, недавно стандартная бляшка, имеющая форму оленя и выполненная штамповкой, при весе золота менее одного грамма, была оценена в 10 тысяч. А более редкую бляшку продали за 380 тысяч долларов.

Любители легкой наживы интересовались степными курганами еще в далекой древности. Поэтому малая часть скифских захоронений не была разграблена до того, как их обнаружили ученые. Тем не менее курганы преподносят все новые и новые открытия даже сейчас. И скорее всего, далеко не все сокровища скифов уже были найдены.

Цитата сообщения Galyshenka ЗОЛОТО СКИФОВ
Скифией называли древние писатели далекое Северное Причерноморье. Геродот, знаменитый греческий историк и географ, прозванный «отцом истории», живший в V в. до н. э. и посетивший Скифию, посвятил ей четвертую книгу из девяти книг своей истории. Он сообщает о том, что до VIII—VII вв. до н. э. страна была населена киммерийцами, которые были изгнаны скифами.
Основным местным населением Северного Причерноморья в период появления греков являлись скифы. Их землями Геродот называет территорию между реками Петром (Дунаем) и Танапсом (Доном) с включением степного Крыма. На севере скифские земли не заходили севернее порогов Днепра.
Геродот, посетивший древнегреческую Ольвию (в устье Бугского лимана), находившуюся на скифской земле, лучше всего познакомился со скифами. Они не были единым племенем, а представляли собой родственные ираноязычные племена, объединенные в военный союз. Их занятия и уклад жизни были различны. Вблизи Ольвии жили каллипиды и алазоны, больше всего подвергавшиеся эллинизации, а с ними — «скифы-пахари», сеявшие хлеб не только для себя, но и на продажу. Скифы-земледельцы жили в районе Бугского лимана и нижнего течения Днепра, скифы-кочевники — в степях левобережья и правобережья Днепра, а также в степном Приазовье. Скифы царские — от Днепра до Дона, включая степной Крым.


Васнецов Виктор Михайлович "Бой скифов со славянами"


Скотоводами-кочевниками было господствующее племя царских скифов. У скифов-кочевников, по свидетельству Геродота, не было домов: «А живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома, одни на два, другие — на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В эти возы запрягают по две и по три пары безрогих волов».
Внешний облик скифов можно хорошо представить себе, видя изображения их на различных золотых или серебряных сосудах и на других драгоценных изделиях, найденных в скифских курганах.
Курганы — это искусственные земляные холмы, насыпанные над древними могилами или над каменными склепами. Иногда они достигают высоты до двадцати с лишним метров.
Курганы были призваны увековечить память погребенного под ним вождя, героя или просто богатого человека. Каменные ограды, окружавшие курганы, предохраняли насыпи от оползания, а статуи, стоявшие на вершинах курганов, или копья, воткнутые в насыпь по обычаю скифов, придавали курганам величественный вид.
Курганы — неисчерпаемый источник сведений о жизни этих исчезнувших народов.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик- курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мано-почалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою…» (А. П. Чехов).


Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид

Густая сеть курганов расположена вокруг Керчи, на противоположном берегу Керченского пролива (у станицы Сенной), за Анапой, затем в устьях Дона, Днепро-Бугского лимана, везде, где некогда находились древние города. Какие богатства таят в себе эти степные курганы, свидетелями каких бурных событий, происходивших в бескрайних степях и прибрежных городах, они были?



Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид


Боссоли Карло, картина "Крым, могила Митридата"

К западу от Золотого кургана, на горном кряже, идущем от горы Митридат, в 1830 г. тремя археологами — Дюбрюксом, Ашиком и Карейшей был исследован курган Куль-Оба (по-татарски— «холм пепла»).

Гробница в нем была открыта случайно при ломке камня. В ней оказалось настолько богатое погребение, совершенное по скифскому обряду, что предметы, найденные там, составили основное ядро мировой по значению коллекции древностей Боспора Киммерийского, хранящихся в Эрмитаже.

Склеп: квадратная камера с уступчатым сводом, с дромосом, расположенным сбоку камеры. Особенностью является применение деревянных балок наряду с плитами в перекрытии дромоса, а также устройство деревянного потолка, закрывающего уступчатый свод камеры и придающего ей некоторое сходство с деревянным шатром.
В склепе, по-видимому, был полог с нашитыми на нем золотыми штампованными бляшками.



Скифский всадник. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, IV в. до н. э

В восточной части склепа, в деревянном катафалке, украшенном живописью, с царственной роскошью погребен мужчина. На голове его — золотая диадема, а под ней был войлочный остроконечный убор, украшенный золотыми фигурками скифов.

На шее — золотая гривна в виде жгута из шести толстых проволок с изображениями конных скифов па концах и тонким филигранным орнаментом с голубой и синей эмалью. Вес гривны 461 гр. Скифы настолько любили золотые украшения, что даже мужчины носили ожерелья и браслеты.






У знатного покойника Куль-Обы золотые браслеты были на верхней части правой руки в виде обруча с чеканными изображениями, на обоих руках над локтями и на кистях рук — в виде золотого жгута, на концах которого сфинксы с женскими головами; резьбой мастерски переданы их прически, ожерелье на шее и оперенье крыльев.


Браслет с протомами сфинксов
Первая пол. IV в. до н.э.
Курган Куль-Оба

Рядом с покойником в специальном отделении, отгороженном перегородкой, находилось оружие: железный меч с обложенной золотом рукояткой, на которой оттиснуты борющиеся звери; рукоятка нагайки, оплетенная золотой лентой; горит — футляр для лука с золотой обивкой. На горите изображено фантастическое животное — гиппокамп и хищные звери, терзающие оленя и антилопу, а также вытеснено имя греческого мастера Порнаха. Рядом лежал точильный камень также в золотой оправе и роскошная ритуальная чаша-фиала, покрытая искусными чеканными изображениями, среди которых повторяются голова скифа и маска горгоны.



Фиала (др.-греч. ἡ φιάλη) — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек, священный предмет, который скифы носили их на поясе.
Фиала Середина IV в. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба

Напротив входа в склеп стоял другой катафалк или саркофаг из кипарисового дерева, отделанный тонкими пластинками из слоновой кости с выгравированными и раскрашенными рисунками. В нем была погребена женщина — жена или наложница. Голову ее украшала диадема в виде электровой полосы с розетками и пальметтами, оттиснутыми изображениями грифонов и крылатых демонов. К диадеме пристегнуты крупные золотые медальоны с изображениями головы греческой богини Афины в шлеме, воспроизводящими голову статуи работы Фидия.


Височная подвеска с изображением головы Афины
Первая половина IV в. до н.э. Золото, эмаль.

Скифская знать, приобщенная к высокой культуре греческих городов, ценила и приобретала их прекрасные изделия, и скифские гробницы для нас оказались сокровищницей древнегреческих художественных произведений.
Золотые височные подвески, найденные в кургане Куль-Оба и составлявшие часть женского головного убора, — уникальное произведение греческого ювелирного искусства. По композиции и декору они принадлежат к серии изделий, широко распространенных у боспорской знати в IV в. до н.э. Диск-медальон с прикрепленной к нему ажурной подвеской в виде сетки из цепочек и розеток, инкрустированных цветной эмалью, украшен рельефным изображением головы Афины в шлеме с тремя фигурками сфинксов. По описанию Павсания, такой шлем венчал голову знаменитой Афины-Девы, созданной Фидием для храма Парфенон в Афинах. Огромная деревянная статуя, декорированная золотом и слоновой костью, не сохранилась и дошла до нас только в римских копиях. Сюжет рельефа медальона, вероятно, был навеян оригиналом Фидия. Таким образом, куль-обские подвески являются редким и самым ранним воспроизведением знаменитой скульптуры.


Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль.
Курган Куль-Оба. Около 350 гг. до н. э.

Уши украшали найденные рядом серьги превосходной греческой работы, шею — золотое ожерелье и золотая гривна, заканчивающаяся фигурами лежащих львов. Сбоку лежали два золотых браслета с тиснеными изображениями грифонов, раздирающих оленей, и бронзовое зеркало, ручка которого обложена листовым золотом и украшена рельефами в скифском «зверином» стиле.


бронзовое зеркало с золотой ручкой


Кубок шаровидный, золотой с рельефными изображениями сцен из скифской жизни (IV век до н.э.) из кургана Куль-Оба в Керчи

На коленях покойной — электровый ритуальный сосуд с реалистическими изображениями скифов на привале после боя: военачальник слушает донесение воина; один воин перевязывает другому раненую ногу, другой — лечит зуб товарищу, третий — проверяет тетиву лука.


Вдоль третьей стены, но ближе к катафалку воина лежал скелет слуги-конюха, рядом с ним несколько железных ножей и дальше — в особом углублении в полу — кости лошади, греческий бронзовый шлем, бронзовые поножи и два железных наконечника копий. По всему полу склепа было рассыпано несколько сот бронзовых наконечников стрел и копий.



Скифский меч


Скифское золотое украшение из кургана Куль Оба в Крыму. Изображена церемония «питья клятвы» (братание).

Согласно сообщению Геродота скифы заключающие договор дружбы смешивают вино с кровью участников и смешивают в чаше. Затем опускают туда копье, меч, секиру и стрелы. Произносят длинное заклинание и выпевают содержимое.

Вдоль западной и северной стен склепа стоял ряд сосудов ритуального и бытового назначения: два (позднее потерянных) серебряных позолоченных таза и в них три круглых ритуальных серебряных сосуда излюбленной у скифов округлой формы, украшенные чеканными и позолоченными изображениями львов, терзающих оленей, диких уток, ловящих рыб.
Покойников снабдили запасами пищи и вина: в бронзовых скифских котлах найдены бараньи кости, а в больших глиняных амфорах — осадок от некогда заполнявшего их вина. Для трапезы положены бронзовое блюдо, два серебряных килика — сосуды для питья вина с греческой надписью.

В склепе под каменным полом находился тайник, в котором также были сокровища. Но он не был замечен археологами, а грабители, после снятия охраны, его взломали и ограбили. Спасены были только золотая чеканной работы бляха (весом 226 г) в виде стилизованной фигуры лежащего оленя с подогнутыми ногами и прижатыми к спине рогами, исполненного в скифском «зверином» стиле, но греческим мастером, судя по его подписи, а также золотые львиные головки от медной позолоченной шейной гривны.



Бляха в виде фигурки лежащего оленя
Курган Куль-Оба

Скифы создали свой особый стиль в искусстве, условно называемый в литературе «скифский звериный стиль», излюбленным сюжетом которого являлось изображение животных, особенно их борьбы. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.
Весь обряд погребения в Куль-Обе с ритуальным погребением умерщвленных жены и конюха, закланием коня, помещением котлов с мясом, большого количества оружия, металлической посуды, наличием гривн и драгоценных предметов IV в. до п. э., украшенных излюбленными у скифов звериными изображениями, говорит о погребении знатного скифа, быть может, правителя или даря территории, близкой к Пантикапею.

Куль-Оба со скифским погребением — не единственный скифский курган под Пантикапеем. Точно такая же скифская гробница и с такими же вещами была обнаружена вблизи, в кургане Патиниотии, названном по имени командира гребной флотилии, к которому попала часть вещей из кургана.
Скифские изделия из золота, меди, серебра этого времени находят в погребениях на Кубани, на Киевщине и в Донбассе



Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.


Золотая скифская пектораль

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.
Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра.

Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э.
Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).


Золотой гребень с изображением батальной сцены Конец V - Начало IV вв. до н.э.
Приднепровье, Запорожская областьКурган Солоха. Впускное погребение




Скифский шлем


Скифский шлем Ак-Бурунский курган

Прорезной узор шлема, повторяющийся кругом трижды, представляет три большие волюты, как бы вырастающие из листьев аканфа. Из волют выходит цветок лилии с отгибающимися листами. Внизу вокруг шапки идет ажурный фриз с закручивающимися стебельками. Весь рисунок восточного стиля. Шапка весит около килограмма, и на нее был надет золотой венец в виде лаврового венка- Своей формой золотой убор напоминает войлочный или кожаный колпак. По-видимому, в боспорских степях носили такие высокие шлемы, так как на многих росписях поздних склепов и каменных надгробий изображения воинов в подобных колпаках-шлемах



Сосуд со сценами охоты (позолота). Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха.
Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912—1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.


(Из предметов выставки в Голландии, которые не возвращают в Крым)


Змееногая богиня скифов


Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками
з-я четв. V в. до н.э.
Крым, Некрополь Нимфея, окрестности керчи


Пара серег с фигуркой Артемиды на лани
вт.четв. IV в. до н.э.
Крым, окрестности Керчи Некрополь Нимфея


Гривна Сарматская эпоха
Ростовская обл., г. Новочеркасск, Россия Курган Хохлач


Золотая Пектораль
Боспорское царство. IV в. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, Курган Большая Близница


Головной убор в виде калафа. Битва аримаспов с грифонами
IV вв. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, близ станицы Вышестеблиевской
Курган Большая Близница, каменный склеп 1

Трехбратние курганы(группы Ыч-Оба) расположены в 20 км на юго-запад от современной Керчи. . Монументальный уступчатый склеп из известняковых плит, сложенных насухо, находился в насыпи Старшего кургана. Он не был разграблен.



Диадема. Вторая половина IV века до н.э
Тонкое листовое золото. Найдена в 1965 году Д.С. Кирилиным в женском погребении в кургане группы Ыч-Оба под Керчью. Диадема украшены рельефными изображениями и орнаментальными узорами.

Найденные предметы принадлежали двум погребенным в склепе женщинам. Большая их часть относится к останкам старшей. Из обнаруженных погребальных украшений особенно интересны серьги в виде сфинксов, диадема, браслеты, перстень-скарабей, нашивные бляшки с изображением пегаса, орла, лотоса, пальметки, крылатой богини, так же бусы, колокольчики и так далее

Погребальная маска царя III в.до н. Э
Некрополь Пантикапея Керчь

В 1969 году рядом с Алматы был раскопан древний скифский курган. К радости казахских ученых он оказался не разграбленным и в руки археологов попала масса удивительных артефактов. По мнению специалистов, погребение принадлежало скифскому принцу, которого благодаря расшитому золотыми бляшками одеянию окрестили иссыкским «золотым человеком».


В захоронении найдено свыше 4 000 предметов золота, но главное, что найдена серебряная чаша с надписями.
Прочитать «иссыкское письмо» смог только ученый историк, сотрудник Института археологии и этнографии НАН Азербаджана Заур Гасанов.
Основываясь на своих исследованиях, азербайджанский историк настаивает на том, что царские скифы говорили на одном из наречий тюркского языка. Между тем известно, что скифы говорили на семи языках, об этом упоминает все тот же Геродот. Часть из них разговаривала даже на эллинском.
В период походов скифов на восток и сходу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. До н. Э. И в особенности в 4 в. До н. Э. - Влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. До н. Э. Скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.

СИМФЕРОПОЛЬ, 4 окт - РИА Новости (Крым). Окружной суд Амстердама назначил дату проведения первого слушания о возвращении коллекции на 5 октября.

Четыре крымских музея подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Алларда Пирсона, в котором потребовали исполнить обязательства по контрактам и вернуть коллекцию золота из Нидерландов в Крым. Интересы крымских музеев представляет специально нанятая международная юридическая компания.

Несмотря на прикрепившийся к коллекции ярлык "скифское золото", представленные в экспозиции драгоценности из Крыма никакого отношения к скифской эпохе не имеют, выяснил корреспондент .

Золото из-под матросского молота

По словам доктора исторических наук, директора благотворительного фонда "Деметра" Виктора Зинько, в коллекции представлено "большое количество изделий, относящихся к боспорским городам, к Херсонесу, много предметов из золота, которые относятся к позднесарматским племенам, готским племенам, и нет ни одного предмета, который можно было бы отнести к эпохе скифов".

В комментарии радио "Спутник в Крыму" ученый подчеркнул, что все скифские предметы из золота были представлены находящимся в Киеве Музеем исторических драгоценностей Украины на территории Киево-Печерской лавры, куда по завершении выставки и были возвращены.

Что же касается золотых изделий скифской эпохи, то впервые в Крыму они были обнаружены осенью 1830 года во время раскопок кургана Куль-Оба вблизи Керчи.

"Это событие является одним из основных для античной археологии Крыма и всего юга России, потому что осенью 1830 года впервые был открыт и исследован неразграбленный богатый комплекс погребальный, который в настоящее время датируется концом пятого и началом четвертого века до нашей эры, — говорит историк. — Тогда Россия, да и вся просвещенная Европа, впервые узнала, что при археологических исследованиях можно находить очень интересные богатые комплексы — тогда еще не было известно золото Шлимана, не было золота Картера (в гробнице Тутанхамона — ред.). Это было первое в Европе открытие такого погребального комплекса. Многие его обстоятельства и количество золотых предметов, которые были там найдены, до сих пор не известны, хотя скоро будет 200 лет со дня открытия".

По словам Зинько, до сих пор комплекс находок "не обработан на современном уровне". И если пару лет назад вышла монография о предметах, которые хранятся в Государственном историческом музее в Москве, то полного описания тех предметов, что находятся в Государственном Эрмитаже, нет до сих пор, сетует ученый.

"А был склеп открыт совершенно случайно, — рассказывает историк. — Матросы были посланы за околицу тогдашней Керчи. В настоящее время этот холм находится практически на границе с Керчью, на выезде из города в сторону Феодосии, и, как большинство керченских курганов, представляет собой естественный холм, останец древней горы, на которой была насыпана насыпь. Туда были посланы матросы, чтобы наломать камни для строительства казарм. Во время такой добычи камня они просто-напросто провалились в склеп. Потом приехал туда французский археолог Поль Дюбрюкс. Курировал раскопки сам градоначальник Стемпковский (Иван Стемпковский, градоначальник Керчи в 1828-1832 годах, один из основателей и организаторов Керченского музея древностей и Одесского историко-краеведческого музея — ред.). Он был одни из родоначальников российской классической археологии, потому что Керчь - то место, где зародилась и становилась российская классическая археология. Они провели раскопки, буквально в течение трех дней расчищался этот склеп, вынимались золотые изделия, делались зарисовки, после этого работы прекратились. Когда они были прекращены, туда проникли грабители, подняли каменные плиты пола погребальной камеры и нашли еще одно погребение".

Жена Ющенко, София Ротару и другие: кто мог себе позволить "скифское" золото

По словам Зинько, один исследователь пишет о том, что в этом кургане было найдено более 8 пудов (около 131 кг — ред.) золотых изделий.

"Если читать рапорт градоначальника Керчи Стемпковского, он пишет о том, что было найдено порядка восьми фунтов золотых изделий, то есть это примерно 3,3 килограмма, — говорит эксперт. — На самом деле неизвестно, сколько было найдено. Часть изделий все-таки Стемпковскому удалось выкупить у местных антикваров, в том числе знаменитую бляху в виде лежащего оленя, на которого нанесены изображения различных зверей. Сейчас эта бляха стала эмблемой Керченского историко-археологического музея. Она хранится в Эрмитаже".

Ссылаясь на "местные источники" того времени, Зинько рассказал, что в честь большой находки в Керчи для дворянского общества и градоначальника Стемпковского была поставлена трагедия Жана Расина "Митридат".

"Все знатные дамы, жены чиновников пришли на это театральное представление, украшенные золотыми украшениями из этого кургана. То есть все, что было найдено, было продано в Керчи, в Одессе — богатые люди могли это купить и в качестве брошей и серег носили", — уточнил он.

Надо отметить, что по прошествии почти двух веков тяга дам из высшего общества к античным ювелирным изделиям остается неизменной. В январе 2005 года украинские СМИ сообщили, что на церемонии инаугурации Виктора Ющенко его супруга Катерина Чумаченко-Ющенко приколола к своему бордовому платью древнегреческую фибулу — украшение, которым пару с половиной тысячелетий назад скрепляли платье на плече, — а также древнегреческие золотые сережки и ожерелье из коллекции украинского мецената и бизнесмена Сергея Платонова.

Обвешанной драгоценностями скифских и сарматских царей предстала в клипе на песню "Одна калина" певица София Ротару. По данным СМИ, на певице, в частности, красовались ожерелье "Бабочка", браслеты, серьги и кольца, выполненные из золота, стекла, граната и сердолика, принадлежавших династии скифских царей I века до нашей эры.

А осенью 1830 года, когда были найдены сокровища кургана Куль-Оба, на юге России бушевала холера, и в Санкт-Петербург не смогли вовремя доставить донесение о находке, рассказал Зинько.

"Только через полтора месяца государь император Николай I узнает об этой находке, и не от генерал-губернатора, графа Воронцова (Михаила Воронцова, в 1823-1854 годах новороссийский и бессарабский генерал-губернатор — ред.), а от начальника Генерального штаба. Археологией императоры российские всегда интересовались, — отмечает историк. — Обычно какие-то небольшие вещи, дуплеты оставались в Керченском музее, а все самое ценное увозилось в императорский Эрмитаж. В этом случае император Николай I оставил в Керчи всего лишь два небольших грузовых сосуда, все остальное золото было забрано".

Император потребовал срочно доставить золотые предметы в Эрмитаж, где он мог бы их осмотреть. Вначале особо ценный груз хотел сопровождать градоначальник Стемпковский, но он не мог оставить город из-за эпидемии. Не получилось отправить с находками и археолога Дюбрюкса.

"И поэтому поехал молодой человек Дамиан Карейша, который тогда возглавлял канцелярию градоначальника и, как пишут источники, бойко владел языком, — рассказывает Зинько. — И он так лихо отрапортовал императору Николаю I об этих раскопках, что получилось так, как будто он лично практически все эти вещи раскопал, на что император подарил ему кольцо с гранатом стоимость порядка более 500 рублей и пожаловал 2 тысячи рублей на дальнейшие раскопки, то есть по сути его назначил главным исследователем курганов".

С тех пор, по словам ученого, в Керчи началась золотая лихорадка, когда два чиновника (Карейша и Антон Ашик — ред.) получали на три года для раскопок определенные участки земли, на которых находились курганы.

"Технология раскопок была очень далека от современной. Если не находилось погребение, курган просто оставляли, и раскопщик шел дальше. Очень часто на раскопках ни Ашик, ни Карейша сами не присутствовали, — поясняет историк. — В основном нанимались урядники, бригадиры из числа керченских жителей, и они уже сами набирали для себя рабочих, которые впоследствии развили там печально известный промысел. Так называемые "счастливчики" в отсутствие археологов раскапывали погребальные комплексы, и это золото активно продавалось в антикварных лавках Керчи, в Одессе, в Петербурге".

Куда "разбрелось" золото из крымских курганов

Что касается музейной судьбы артефактов, то проще назвать крупные музеи, где нет золотых изделий из крымских курганов, подчеркнул Зинько, чем те, где они есть.

"Есть в Берлинском археологическом музее, в Лувре целых три зала, так называемые залы Месаксуди, последнего министра культуры правительства Врангеля, в Британском музее есть, я даже видел предметы из Пантикапея в музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе, в Кельне, в Варшаве, — отметил ученый. — В Киеве тоже хранятся. В 1960-х создавался музей — золотая кладовка по примеру Ленинграда и Москвы. В Киево-Печерской лавре был создан музей, куда со всех музеев Украинской Республики свозились предметы, и в то время большое количество предметов было вывезено из Крыма. Из Керченского музея древностей практически все предметы были вывезены, в том числе крупная находка 1964 года: погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота".

Золото скифов, отправленное на выставку в Амстердам из Крыма, должно быть передано Киеву. Такое парадоксальное решение сегодня принял суд в Нидерландах. Но точка в этом деле еще не поставлена. Крымские музеи сейчас готовят апелляцию. Юристы говорят, что постановление суда нарушает не только положения контрактов, но идет вразрез с принятыми во всем мире принципами музейного сотрудничества.

Решение окружного суда Амстердама создало опаснейший прецедент в музейном деле. Судьи не определились, кому принадлежат экспонаты: крымским музеям или Украине. При этом они считают, что фрагменты материальной истории Крыма должны быть переданы в Киев на том основании, что они являются частью культурного наследия Украины. Срок их декларации на вывоз уже истек. А этот документ якобы надо оформить в Министерстве культуры Украины.

«Окружной суд Амстердама постановил, что позиция крымских музеев, состоящая в том, что экспонаты являются частью культурного наследия Крым, не является юридически правильной. Во время организации и прибытия выставки Крым являлся частью Украины», - отметила судья.

Крымским музеям дали три месяца, чтобы обжаловать решение в Верховном суде Нидерландов. В центральном музее Тавриды, конечно, ожидали иного решения. Ведь по контракту коллекции должны быть возвращены туда, откуда были взяты. Договор о выставке заключался между музеями, а не между государствами.

«Естественно, мы рассчитывали на справедливое решение суда, но подразумевали, что решение может быть и таким. Естественно мы воспринимаем решение как политически мотивированное и несправедливое по отношению к крымским музеям, наша позиция была неоднократно озвучена, сейчас мы готовим апелляцию в соответствии с голландским и российским законодательством, и будем подавать в апелляционную инстанцию с надеждой на рассмотрение», - сообщил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Нидерланды хотят, чтобы теперь вопрос о собственности экспонатов решали Министерство культуры Украины и крымские музеи. Директор амстердамского музея Алларда Пирсона - там проходила выставка - сам был обескуражен решением суда.

«Судья перевел спор в плоскость международного права. Они даже не стали рассматривать вопрос о собственности, решив, что это вопрос относится к компетенции украинского права. И они придали больше значение тому, что у коллекций истекли декларации на вывоз из страны», - отметил директор музея Алларада Пирсона Вим Хупперец.

Выставка «Крым: золото и секреты Черного моря» открылась в музее Алларда Пирсона в феврале 2014 года, ровно за месяц до воссоединение Крыма с Россией. Когда выставка закрылась, экспонаты Музея исторических ценностей Украины, в том числе золотые украшения из сарматских курганов, вернулись в Киев. Но предметы из коллекций четырех крымских музеев: Бахчисарайского заповедника, центрального музея Тавриды, заповедника Херсонеса Таврического и Керченского заповедника застряли в Амстердаме. А это около 500 единиц хранения. Это не только ювелирные изделия, но и редчайшие предметы из керамики, бронзы и мрамора периода античности.

Подобное решение суда может сильно усложнить культурные обмены между Россией и Нидерландами. Кто теперь даст гарантию того, что межмузейный договор о выставке не дает гарантий того, что ценнейшие экспонаты после их перемещения вернуться домой.

На фоне скандала выставка крымских древностей стала невероятно популярной. Возле скромного музея Алларда Пирсона - это часть отделения археологии университета Амстердама - выстраивались невиданные очереди. В залы, где хранятся крымские коллекции, никого не пускают.

Постановление Окружного суда Амстердама, который решил, что коллекция скифского золота из Крыма должна отправиться в Киев, уже прокомментировали в российском Минкульте: «Министерство культуры РФ считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились».

mob_info