Три главных навыка самостоятельной жизни, которым надо научить ребенка. Чему учить ребёнка, чтобы он достиг успеха в будущем Чему учить ребенка в жизни

С самого рождения больше разговаривайте со своим малышом, читайте ему книги. Он видит, что мама держит что-то в руках, смотрит туда и что-то говорит... Со временем и он начнет тоже заглядывать в книгу. Ведь будет понимать, что именно мама говорит, когда смотрит именно туда! Пусть малыш не понимает смысла, зато он понимает интонацию. Почаще говорите ему слова, которые вам бы хотелось побыстрее услышать от малыша. Например, я начала с месяца говорить слово "агу" пару раз в день, и уже в два месяца ребенок сам стал четко говорить "агу", я даже на видео это сняла. Самое главное — не останавливаться, постоянно учить новым словам: "мама", "папа" и т.д. Можно приучить говорить что-то в определенное время. Например, когда мы начинали кушать, я малышу с каждой ложкой говорила "ам". Теперь, когда он видит бутылочку или баночку с пюре, то начинает повторять "ам-ам-ам". Каждый раз, когда ребенок просыпается, говорите ему: "Мама, я проснулся". И он будет это повторять, просыпаясь. Правда, нам пока до целой фразы далеко, но "мама" он уже говорит. Пусть не так четко, но все же уже знает, что нужно маму позвать.

Говорите с малышом, как со взрослым, и вы увидите, как внимательно он вас слушает.

Когда я была маленькой, телевизоры были большой редкостью, поэтому родители больше занимались с детьми, учили стихи и песни. Дети больше времени проводили с книгами, чем с телевизором. Согласитесь, это не только полезней для , но еще и интересней. Нужно только заинтересовать. С помощью чтения ребенок развивает свое воображение, развивает память. Читайте своему ребенку, играйте в игры со словами с самого раннего возраста, с рождения. Повторяйте каждый день те слова, которые вы бы хотели чтобы он запомнил, развивайте детскую память, слова проговаривайте четко. А когда малыш пытается что-то сказать неправильно, поправляйте его, повторяя то же слово правильно. Например, ребенок говорит "тата", имея в виду "папа". Повторите за ним правильно "папа", и через пару дней он начнет говорить правильно. Точно так же и с остальными словами.

Мы начали учиться плавать с самого рождения, как только зажил пупочек. Ведь это очень полезно для всех групп мышц, и еще развиваются легкие. Чем быстрее окрепнут мышцы у малыша, тем быстрее он поползет, потом начнет ходить... Конечно, учимся плавать мы пока дома в ванной, в бассейн решила до года не ходить. Как раз через две недели у нас день рождения, вот и начнем ходить в бассейн. Но и в ванной у нас получается не так уж плохо.

Начали мы рано: в грудном возрасте малыш еще не боится воды, а вот потом избавиться от страха воды будет сложнее. Конечно, далеко до самостоятельного плавания малыша: сначала ему нужно будет освоиться. А потом приступайте к тренировкам. Как только малыш станет постарше, начинайте тренировки дыхания. Сначала нужно научить ребенка делать вдох и выдох, потом задерживать дыхание. Очень полезны для тренировки дыхания ныряния. А чтобы избавить ребенка от страха и добиться выполнения упражнения, можно разбросать по дну ванны много его любимых или вообще новых игрушек и попросить ребенка достать их со дна.

Еще во время беременности я начала часто слушать спокойную музыку, а после рождения своего малыша пою ему колыбельные. Ведь известно, что колыбельная — первый урок родной речи.

Обсуждение

Спасибо за статью. Я сначала, когда увидела название, опять подумала, что это что-то вроде "научить малыша читать с пеленок". Но к счастью, ошиблась. Согласна, что надо общаться с малышом, показывать все, что делаешь дома, это самая его главная наука в первые годы. Еще мне кажется, что главная цель обучения до трех лет - это научить ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, уметь показывать свои желания, уметь выражать свои эмоции более-менее цивильным способом. А во сколько ребенок научиться считать или читать - в 3 года или в 4 - разницы особой нет.

Комментировать статью "Чему и как я учу малыша"

В современном мире разнообразие и доступность мобильных устройств растет с каждым днем. Планшетные компьютеры и смартфоны стали повседневными спутниками не только взрослых, но и детей. Итак, стоит ли использовать их в обучении дошкольников? Основные минусы мобильных устройств, или что отпугивает родителей: - «Планшеты и смартфоны портят зрение»: да, если речь идет о малобюджетных устройствах с низким разрешением экрана, а также если родители не ограничивают время взаимодействия ребенка с...

Как научить малыша кушать ложкой? Стандартного возраста, когда ребенок должен начать кушать самостоятельно ложкой, нет. Это зависит от характера и психического развития ребенка, от участия в этом процессе родителей. Кто-то прекрасно управляется с ложкой уже в год, а у кого-то ничего не получается в два. Чтобы помочь малышу побыстрее научиться кушать самостоятельно, следует давать ему ложечку уже во время первого прикорма, в 5-6 месяцев. Во время кормления можно пользоваться двумя ложечками...

У каждой из нас разное призвание не только в жизни, но и на кухне. Одни хозяйки способны держать в голове добрую сотню кулинарных рецептов, другим нет равных в приготовлении диетических блюд, а кто-то и вовсе встает за плиту только по зову сердца. Что между ними общего? Наверное, только желание совершенствовать свое мастерство и раз за разом удивлять друзей и близких собственными гастрономическими шедеврами. Благодаря проекту «Настоящая российская хозяйка» , сделать это стало еще проще. К...

Читать и считать дети все равно учатся у родителей, а больше ничего на выходе из школы в массе своей и не умеют. Правильно учить это так, чтобы за 11 лет умудриться ничему не выучить. На такое далеко не каждый способен, тут педагогическое образование нужно.

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту. Вам следует обратиться к логопеду, если: - До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист - логопед...

До момента, как я стала мамой, Позволяла себе очень много: Спать подолгу, хоть не уставала, Собираться спонтанно в дорогу, Наносить макияж, чистить зубы, Соблюдать распорядок в квартире, Отвечать на вопросы не грубо И следить за курьёзами в мире. До момента, как я стала мамой, Не учила слова колыбельных, Не хотела я спать непрестанно, Не любила я зайчиков белых, Не задумывалась об уколах И о том, что цветы ядовиты И о том, что на метр от пола Все розетки должны быть закрыты... продолжение...

Учитывается ли например то,что старшие братья-сестры ребенка учат английский,а с французским помочь будет некому? будет приличным, и зачатки второго языка, который в дальнейшем, скажем, уже в ВУЗе, можно будет подтянуть до хорошего уровня за год курсов.

Ваш ребенок знает все буквы? Значит пришло время потихоньку начинать соединять буквы, и читать слоги. Посмотреть на Яндекс.Фотках Предлагаю Вашему вниманию игру как можно в игровой форме научить ребенка читать слоги. Вы можете распечатать карточки со слогами или сами сделать свои собственные карточки. Для этого Вам не понадобится много времени. Вы можете написать вот такие карточки как показано на картинке. Вы можете написать карточки со слогами только с буквой А, или с буквой О. Вы...

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

Как было бы здорово, если бы все люди с рождения говорили на нескольких языках! Ну, хотя бы на самых популярных в мире. Не надо было бы тратить время и деньги на обучение. На самом деле подобные люди существуют среди нас, мы просто не обращаем на них внимания. Детей, которые сразу начинают говорить на двух языках, называют билингвами. Билингвы - это те, кто вырос в системе двуязычия. Когда в семье ребенок слышит один язык, а во дворе, в детском саду, на улице - другой (например, в бывших...

Как научить ребенка читать.Учимся читать. Как научить детей читать. Как преучить ребенка к чтению. Добрый день, уважаемые читатели моего бебиблога о семье, дому, беремености. Существует множество теорий и методик, которые обещают быстро научить вашего ребенка читать. Но новые методики рано или поздно попадают под критику и уходят, на смену им приходят другие. Что же нужно ребенку? Психолог и психотерапевт Мария Макуха в эксклюзивном материале для «Граней-Т» советует...

Известие о первой беременности стало для меня большой неожиданностью. И хотя роды прошли гладко, я дала себе слово: второго малыша запланируем. Забеременев, я долго искала курсы для будущих мам: продвинутые и профессиональные. Мне удалось их найти, думаю, мой опыт будет полезен тем, кто выбирает. Прежде, чем заключать договор со школой, внимательно ознакомьтесь с программой курсов. Важно, чтобы в ней, помимо лекций, были и интерактивные занятия и тренинги. Лекции Лекции обязательно должны...

3. Домашний адрес? (мы переехали, так что учим новый) 4. Какое сейчас время года? А выше перечисленное ни в какую. Ребенок домашний, ходит на развивалки с трех лет. Ребенку 6 лет 5 месяцев. Осенью в школу.

Я учила жевать Катеньку по книжке " Ребенок с ДЦП" Ненси Р. Финни. гимнастика спустя год выстрелила, а может время пришло.....кстати теперь эту гимнастику делают и в москве, мы привозили руководство по ней и реабилитологи в РДКБ теперь успешно ее применяют...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. в совершенстве.Будучи взрослой учила английский два месяца.Легко выучила на уровне-"читаю со словарем" и пообщаться за...

я учу оторвать много бумаги, протереть о >. а вообще у нас это буквально до недавнего времени было большой проблемой. однажды несколько лет назад ребенок открыл для себя Общественный Туалет. оказывается, можно не мучаться до дома, а зайти в туалет в ашане или...

Я раньше тоже хотела начать учить ребенка пораньше языкам, но профессор из лингвистического института отсоветовал сказав: или отдавайте в языковую среду(гувернер с постоянным проживанием и общением 24 часа) или учить с 6-7 лет.

Детей не отгораживают как прокаженных, а учат жить в нормальном обществе. Кстати, мой ребенок в 2 года "мама" говорил, но никак не мог взять в толк, что мама - это я, про папу и всех остальных понимал.

Здравствуйте!

В одной из наших прошлых статей мы с вами говорили о том, как важно в общении с детьми (и не только!) удерживать свои границы. В своих письмах вы пишете, что эта тема не до конца понятна. И поэтому сегодня мы поговорим про личностные границы . Это непосредственно и очень ощутимо касается любого из нас, и каждый день влияет на то, как мы воспринимаем нашу жизнь и мир вокруг нас.

Задуматься на тему границ меня подтолкнула моя дочка Маля. Мы шли с ней из школы домой, по пути у нее из рук выпала игрушка и упала в грязь. Я в тот момент была уставшая и вся в своих заботах, и поэтому отреагировала автоматически – цоканьем. Непосредственная и искренняя реакция дочки мгновенно вернула меня в состояние осознанности: «Мам, ну что ты цокаешь то? Ты что ли никогда ничего не роняешь?!»

Как вы думаете, о чем говорит такая ее реакция? Она говорит о том, что с границами моего ребенка все в порядке.

Когда-то давно в социальных сетях я видела пост одной женщины, в котором она описывала случай из своей жизни: на отдыхе с семьей, она случайно и очень сильно придавила сыну пальцы багажником машины. В этой ситуации ее «накрыло» виной и тревогой, муж впал в панику и итак страдающему ребенку досталась, вместо поддержки, такая родительская реакция: «О чем ты только думаешь?! Вечно руки суешь, куда ни попадя!» Так вот, тот мальчик тоже был с целостными границами, поэтому, защищая себя, он крикнул: «Мне итак больно, а вы еще на меня набросились!»

Давайте подумаем, как бы мог отреагировать в этой ситуации ребенок с уже нарушенными границами? Он мог бы: ощутить стыд и вину, внутренне съежиться, сжаться, внешне сгорбиться. Может быть, расплакаться, начать оправдываться, уйти в себя, замкнуться и т.д. Мысли его могли бы быть такими: « C о мной что-то не так. Я плохой, я все время все роняю и пачкаю».

Многие уже взрослые люди испытывают трудности в жизни именно из-за нарушенных личностных границ. Такими людьми легко манипулировать и управлять, у них часто болезненное, искаженное восприятие жизни, любые сложности выбивают их из колеи. Вспоминая свое детство, они рассказывают, что их часто стыдили, винили, как бы заставляя чувствовать себя плохими. Учили не думать о себе, пренебрегать своими желаниями ради других людей или ради долга. Помните прекрасную сказку «Морозко»? Где младшая дочь, замерзая в лесу, говорила, что все с ней в порядке и ей не холодно.

Для чего же нам нужны наши границы, и как научиться не позволять их переходить? Как и границы государства, наши границы нужны нам для того, чтобы обеспечить безопасность нашей личности и сохранить ее целостность. Знакомы ли вам такие выражения: «Она потеряла себя» или «Никак не найду себя» или «Она воспринимает все слишком близко к сердцу», «Она слилась с ним» и т.д. Все эти выражения указывают на то, что у описываемого человека нарушены личностные границы.

Для того чтобы научиться не позволять переходить наши границы, нужно почувствовать и понять когда, кем и чем (какими словами или действиями) эти границы нарушаются. И здесь у каждого свои истории… Кто-то раз за разом почему то позволяет людям определенного типа помыкать собой. Кто-то в похожих критических ситуациях совсем теряет силы и внутренне начинает разрушаться, теряет силы, энергию, желание жить. Но в любом случае многое зависит от нас. Если наши границы крепкие, целостные, и мы осознаем, чувствуем их, то их мало чем можно нарушить.

И нам важно уметь защищать и отстаивать как свои собственные границы (в том числе, и от наших детей!), так и уметь передать детям эту способность.

Давайте обобщим, в каких же ситуациях происходит вторжение в личностные границы?

  • Когда мы уверенно утверждаем, что другой человек должен чувствовать, хотеть, думать, делать. Например: «Да как это ты не голоден? Ну ка быстро садись за стол!»
  • Подводим, нарушаем обещания, делаем не то, о чем договаривались. Например: ситуация скрываемой супружеской измены. Это тоже нарушение границ потому что другая сторона не подозревает об измене, она не видит реальную ситуацию и оказывается втянутой в треугольник не по своей воле. В том числе, по этой причине, измены всегда воспринимаются и переживаются очень болезненно. И некоторые даже говорят: «Я ощущаю себя грязной», «Как будто кто-то чужой влез в мою постель и растоптал все самое дорогое и ценное». «Он превратил всю мою жизнь в дурацкую шутку!» Здесь явно прослеживается ощущение нарушения границ.
  • Принижаем или отрицаем чувства другого человека. Например: «Да нечего тут бояться!», «Да чего ты придумываешь, все не так было!»
  • Игнорируем другого, не слушаем, перебиваем (в общении с детьми многие из нас «грешат» этим). Или резко прерываем контакт (если общение уже начато).
  • Заходим без спроса на территорию другого, берем без спроса вещи, читаем личные письма, навязчиво обнимаем, прикасаемся к другому (неуважаем личную территорию). Например: заходим к ребенку в комнату без стука (от 5-ти лет лучше уже стучать), выбрасываем игрушки без спроса, читаем переписку ребенка в социальных сетях.
  • Не воспринимаем, не уважаем чужое «нет».
  • Угрожаем наказанием. Например: «Если ты не прекратишь сейчас, я уйду, и не вернусь…уеду и живи с папой…и т.д.»

Эта одна сторона вопроса о границах. Она касается того, как нам не нарушать их в общении с другими людьми (в том числе, детьми).

Но есть и другая…Многие родители, стараясь быть хорошими мамами и папами, переусердствуют в этом стремлении, и начинают позволять ребенку то, что превращает самих детей в нарушителей чужих границ. Как писал Антон Семенович Макаренко «нет никого несчастнее ребенка, победившего собственных родителей». Это так и потому, что у такого ребенка будет отсутствовать понятие о границах и ощущение границ.

Для того чтобы ребенок, став взрослым, был принят социумом, успешен и при этом глубинно личностно удовлетворен своей жизнью, его необходимо научить, как защищать свои границы, так и уважать границы другого человека (начиная, конечно, с родителей).

Наверняка, вы не раз видели в транспорте или других общественных местах детей, ведущих себя вызывающе, мешающих окружающим людям. И их родители спокойно допускали все это. Обычно это связано с благими намерениями последних «дать детям свободу», воспитать из ребенка человека без комплексов и т.д. Но во всем нужна золотая середина и мера. Как говорил Иммануил Кант: «Твоя свобода заканчивается у кончика носа другого человека» .

Так как же нам научить ребенка замечать и учитывать в своем поведении эти «кончики носа»?

Часто бывает так, что мы позволяем своим детям то, что в отношениях с другими людьми нас бы обидело или привело к желанию прекратить общение.

Какие это могут быть ситуации?

  • Ребенок нас перебивает;
  • Ребенок игнорирует наши слова, просьбы, не отвечает нам;
  • Ребенок не берет в расчет наши потребности и желания, не уважает их (в том случае, если мы сообщаем о них ребенку);
  • Ребенок говорит с нами пренебрежительным тоном;
  • Ребенок бьет нас по лицу, кидает в нас предметы (малыш);
  • Ребенок заставляет нас играть с ним;
  • Ребенок (постарше) не выполняет договоренности, не помогает по хозяйству.

Абсолютно во всех вышеописанных случаях ребенок будет вести себя подобным образом только в том случае, если мы это ему позволяем (или когда-то позволили).

  • Если мы не отстаиваем свое право быть услышанными;
  • Если мы реагируем на любую просьбу ребенка, даже если это идет в разрез с нашими собственными желаниями, планами и т.д.;
  • Если мы в принципе не умеем сказать твердое «нет» ребенку;
  • Если у нас не хватает сил, времени, желания на то, чтобы добиться от ребенка нужного поведения, помощи;
  • Если мы не приложили достаточно усилий, чтобы обучить его режиму, систематическим занятиям и т.д. (под усилиями я имею в виду не давление и жесткий контроль, а грамотное, мотивирующее и развивающее взаимодействие с ребенком).

Мои друзья и знакомые часто удивляются, что моя дочка, которой 7 лет, такая заботливая и внимательная к другим людям. На самом деле, все просто. С раннего возраста я спокойно делилась с ней своими чувствами и желаниями. Помню, часто было так, что я делаю что-то, мои руки заняты, а она вдруг просит что-то подержать, сделать или дать ей. Я никогда просто так, не объясняя, не отказывала ей. Я направляла ее внимание на то, что происходит, спрашивала: «Ты видишь, что я сейчас делаю? Ты видишь у меня сколько рук?» Конечно, это повторялось неоднократно, и постепенно она привыкла обращать внимание на то, чем я занята и учитывать это. Подобное происходило и когда она пыталась перебить меня в разговоре.

То есть, мы просто спокойно не позволяем ребенку нарушать наши границы. Это не так сложно, как может показаться. Поступая подобным образом мы не только учим ребенка уважать границы другого человека, но и даем пример того, как защищать свои!

Что нам может помешать это делать?

  • Невротическое чувство вины (это тема отдельной статьи). Люди, испытывающие чувство вины, с трудом говорят «нет».
  • Жертвенная внутренняя позиция. Это когда мы ищем виноватых вовне и очень хотим сами быть хорошими. Например: «Да вся в отца, гены такие, ничего не поделаешь» . Или: «Видно судьба у меня такая, все на мне ездят». И т.д.
  • Хроническое истощение. Когда мы теряем себя от усталости, забывая о своих истинных желаниях и потребностях. Перестаем сами заботиться о себе. Не позволяем себе иметь время и пространство только для себя.
  • Внутреннее слияние матери с ребенком, «безумная» любовь к нему. Когда ребенок маленький, такие отношения между мамой и малышом абсолютно нормальны, целесообразны. Так задумано природой, потому что иначе ребенок просто не выживет. Любая женщина, которая растила сама малыша знает, что жертвы и постоянное ущемление собственных потребностей на том этапе просто неизбежны. И все это переносится гармонично именно благодаря отсутствию границ между матерью и младенцем. Они одно! Но часто бывает так, что это слияние затягивается. Ребенку 5 лет, а женщина все говорит про него: «Мы». «У нас ушко болело» . Здоровый детина помыкает матерью, грубит ей, а она позволяет ему это или даже восхищается им в ответ. И т.д. То есть внутреннего разъединения не происходит. Часто это бывает связано с тем, что у женщины нет своей жизни, интересов, полноценных и питающих отношений с мужчиной, любимого дела и т.д.

При этом, дорогие родители, существует интересная закономерность: если у нас нет своих границ (мы не держим их) в общении с детьми, то мы неизбежно лишаем границ своих детей. Думаю, Вы ни раз встречали уже взрослых людей, болезненно привязанных к матери, внутренне зависимых от нее, не самостоятельных. Такие люди не умеют ощущать себя целостными в своей отдельности от матери.

Как вы думаете, что же является признаком того, что мы все таки позволили нарушить наши границы?

  • Сильное раздражение;
  • Дискомфорт;
  • Злоба;
  • Непонятная тоска при внешнем благополучии;
  • Желание уйти из контакта, «забиться в свою норку».

К сожалению, многие из нас не готовы осознать и признать в себе подобные чувства, а поэтому и свои границы такие люди ощущают слабо.

Вообще, в жизни абсолютно любого человека бывают моменты, когда границы размываются, перестают ощущаться, нарушаются. Важно, чтобы это были именно редкие моменты, которые мы осознаем.

Дорогие родители, уверена, что вы сказали бы, что бывают ситуации (и их много!), когда мы многим жертвуем ради своих детей, и это нормально. Согласна с вами! Разница в том, что в норме это наш осознанный выбор – делать что-то для ребенка, даже ценой своего дискомфорта, усталости. А если выбор наш, тогда с нашими границами все в порядке!

Давайте учиться замечать в себе как жертву, так и нарушителя чужих границ? А, замечая, постепенно учиться другим способам взаимодействия!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

25 полезных вещей, которым мы можем научить детей

Прямо сейчас на наших глазах наши дети приобретают привычки. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.
1. Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста» и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.
2. Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.
3. Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.
4. Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника. Поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.
5. Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока они не «впечатаются» в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

6. Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.
7. Сосредотачиваться. Современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.
8. Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.
9. Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.
10. Читать. Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с кругозором, и с грамотностью. Поэтому чем раньше в руках ребенка появятся книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.
11. Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат.
12. Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

13. Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.
14. Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.
15. Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей, и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.
16. Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос, позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.
17. Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы, здорово упрощает быт. Родители сами могут решить с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.
18. Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках, да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

19. Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.
20. Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.
21. Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.
22. Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.
23. Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

24. Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.
25. Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.

Большинство родителей жалуются на то, что их дети не любят читать. Современное поколение предпочитает гаджеты. Что же делать? Как научить ребенка любить книгу?

— «Хочу гулять!»

— «Пока не прочитаешь двадцать страниц книги за компьютер не сядешь, и гулять не пойдешь!» К сожалению, подобный диалог можно услышать во многих семьях. Если и вы, таким образом, пытаетесь привить своему ребенку любовь к чтению, то смеем вас заверить — у вас ничего не получится.

Из-под палки, по принуждению невозможно пробудить в ребенке любовь к книге.

Процесс чтения должен доставлять ему удовольствие. Как этого добиться? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на педагогический опыт и советы детских психологов. Но для начала давайте определимся с понятием «раннее развитие ребенка» и поговорим о современных методиках такого развития. Молодые мамы неизбежно сталкиваются с целой лавиной самых разных мнений по этому поводу. Одни — утверждают, что процесс обучения ребенка должен начинаться с первых дней его появления на свет. Другие – уверены, что раннее развитие приносит больше вреда, чем пользы.

Бесспорно, мы живем в высокотехнологичном мире. И этот мир безжалостен, он требует адаптации интеллекта даже от детей. Неудивительно, что многие молодые мамы, узнав о новомодных методиках раннего развития, пытаются применять их на практике. Например, они начинают прививать своему чаду любовь к чтению прямо с пеленок. Вредны ли современные методики раннего развития для детей или полезны? Попробуем разобраться.

Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.

Научные исследования о пользе раннего развития

Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

Негативные последствия раннего обучения

К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

  • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
  • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
  • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
  • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
  • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
  • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
  • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
  • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

Когда лучше начать учить ребенка читать — мнения специалистов

Самый лучший возраст для обучения

Оптимальным возрастом для обучения ребенка чтению считается период с 4-6 лет. К этому возрасту у детей уже в достаточной мере развит артикулярный аппарат, они умеют фиксировать свое внимание на поставленной перед ними задаче. Кстати, и времени до поступления в школу предостаточно.

Как понять, что ребенок готов к обучению: советы

Многих родителей интересует вопрос: «Можно ли самостоятельно без участия специалистов распознать готов ли ребенок к обучению?» Безусловно, можно. И сделать это совсем нетрудно. Чтобы занятия не были в тягость и доставляли удовольствие ребенку, он должен обладать некоторыми навыками и знаниями.

А именно:

  • У ребенка не должно быть логопедических проблем. Если малыш не выговаривает определенные звуки, родители должны показать его логопеду. Врач подберет необходимые упражнения для развития речи. Возможно, правильно произносить звуки ребенку мешает короткая уздечка языка. В стоматологической поликлинике хирург подрежет уздечку, и проблема будет решена. Для ребенка этот процесс проходит легко и практически безболезненно.
  • У ребенка должен быть развит фонетический слух. Малыш уже умеет распознавать звуки в слове.
  • Он прекрасно ориентируется в пространстве. Понимает значение слов: вправо, влево, вниз, вверх.
  • Малыш умеет говорить предложениями, может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать сказку.
  • Он проявляет явный интерес к чтению.

Обучение должно быть выстроено с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. существует довольно много.

  • Одной из наиболее эффективных считается традиционная методика обучения чтению по букварю . Смысл занятий заключается в последовательном изучении букв, а затем и слов. Это очень кропотливая работа, которая требует усидчивости. Данная методика позволяет применять игровые моменты.
  • Кубики Николая Зайцева . Эта методика основана на сочетании согласной с гласной буквой и наоборот. Ребенок сразу изучает слоги.
  • Методика Г. Домана . При обучении используются картинки. Ребенок учится воспринимать слово целиком. Данная методика прекрасно тренирует зрительную память у ребенка.
  • Эффективными также считаются обучающие программы Е. Чаплыгина и В. Воскобовича .

Более подробно ознакомиться с данными программами можно на специализированных сайтах. Методики обучения чтению подбираются индивидуально в зависимости от психоэмоционального развития ребенка.

Как и когда учить читать гиперактивного и неусидчивого ребенка

Многие мамочки гиперактивных детей уверены, что научить их ребенка читать до школы невозможно. Однако это ошибочное мнение. Конечно, для неусидчивого ребенка нужно подбирать специальные методики обучения.

Например, обучение чтению по букварю Жуковой. Логопед Надежда Жукова предлагает интересную логопедическую методику складывания слогов. В букваре много красочных картинок, которые нравятся детям. Для родителей на страницах книги имеются подробные рекомендации. По мнению многих мам гиперактивных детей, данная методика (в отличие от многих других) позволяет заинтересовать ребенка.

Неплохие отзывы получила и компьютерная программа «Баба Яга учится читать». Эта программа представляет собой сказочную азбуку в стихах. Яркая мультипликация, забавная анимация, интересные волшебные герои способны привлечь внимание даже самых непоседливых детишек. Чтобы отыскать и вернуть буквы в азбуку маленькие игроки должны будут пройти десять непростых испытаний. В ходе этой игры дети не только научатся читать, но и попытаются составлять забавные стишки. На диске записано много музыки, непоседам непременно понравятся веселые песенки и озорные частушки.

  • Детские психологи рекомендуют родителям воспитывать усидчивость у детей с самого раннего детства. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте более пятнадцати минут. При выборе методики эту особенность необходимо учитывать.
  • Специалисты рекомендуют через каждые пятнадцать минут обучения давать ребенку время на отдых.
  • Начинать родители должны с чтения сказок вслух. Но взрослым не следует превращаться в «читающих рабов».
  • Как только ребенок втянется в процесс, инициативу нужно передать ему.
  • Слишком активным детям с нарушением внимания необходимо приобрести специальные развивающие игры. Их в продаже довольно много. Полюбив занимательные игры в слова, ребенок сможет плавно перейти к чтению.

Современные дети живут и учатся в мире высоких технологий. Международная компания AVG Technologies недавно опубликовала данные одного своего исследования, согласно которым 58% детей в возрасте до пяти лет могут легко и быстро разобраться с компьютером, но при этом не могут позавтракать без помощи родителей. Да что там завтрак - многие современные первоклассники не умеют завязывать шнурки, поэтому не могут даже обуться без помощи взрослых. А все дело в том, что родители порой просто забывают о том, что детей нужно учить элементарным бытовым вещам. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, научите его простым жизненным навыкам.

Самый подходящий возраст для начала развития бытовых навыков - 4 года, то есть в 4 года вы должны начинать , завязывать шнурки, убирать со стола и т. д., чтобы к шести годам он хорошо справлялся со всеми этими задачами. Однако часто интерес к бытовым действиям появляется у детей значительно раньше, важно не упустить этот момент и правильно воспользоваться ситуацией. Чем раньше ребенок начнет учиться бытовым навыкам, тем самостоятельнее станет, а самостоятельный малыш во всем развивается быстрее.

Итак, что же должен уметь делать ребенок и как его этому научить? Мы расскажем вам о развитии некоторых необходимых навыков.

Убирать квартиру

Держите тряпки или губки под рукой, чтобы ребенок мог отчистить упавшую зубную пасту с раковины и для него это было бы абсолютно естественным действием. Просто несколько раз покажите ему, как это делается, и заострите внимание малыша на том, что необходимо убирать за собой.

Маленькие дети обычно с удовольствием выполняют домашнюю работу, потому что им нравится все делать, как мама. Так пользуйтесь этим и чаще привлекайте ребенка к уборке. Уже трехлетнему малышу можно давать в руки тряпочку, чтобы он ходил с ней по квартире и повторял все за вами. Возможно, после такой «уборки» вам придется убирать осколки разбитой вазы или часами искать спрятанный в спинку дивана пульт от телевизора, но не ругайте ребенка, чтобы не отбить у него желание помогать вам.

В 4–5 лет малыш уже осознанно может заниматься уборкой: например, складывать свои игрушки или уносить со стола грязную посуду. К 6–7 годам он уже может протирать пыль, подметать и пылесосить. Сначала под вашим контролем, а затем и самостоятельно. В первое время вам, скорее всего, придется все переделывать за ребенком. Но это не должно вас расстраивать и смущать. Всегда хвалите ребенка за проделанную работу и за старание. Если будет старание, то умение придет с опытом.

Стирать белье

Даже многие подростки не умеют стирать одежду. Не позволяйте вашему ребенку стать одним из них. Дети уже в двухлетнем возрасте будут с удовольствием вытаскивать белье из стиральной машины и приносить его вам. Не запрещайте ему повторять ваши действия и терпеливо показывайте, как это нужно делать правильно. К 5 годам малыш уже сможет доставать белье более-менее аккуратно и подавать его вам, чтобы вы могли развесить его на сушилке.

В шестилетнем возрасте вы уже можете научить ребенка стирать белье . Расскажите о режимах работы вашей стиральной машины. Покажите, какой алгоритм действий необходимо выполнить: загрузить грязное белье одного цвета, добавить стиральный порошок и ополаскиватель, выбрать настройки и запустить машину - ваш ребенок уже достаточно взрослый, чтобы в этом разобраться.

Выращивать растения

Осознанный интерес к природе у малыша начинает появляться к трем годам, а это значит, что пришло время учить его бережно относиться к растениям, и лучший способ сделать это - вырастить что-то самостоятельно. Сейчас продается много наборов, состоящих из семян растений, земли, удобрений и горшочка, но можно все это купить по отдельности или даже найти на даче. Дети очень любят ухаживать за растениями, тем более, когда они выращены своими руками. А если вы будете не только наблюдать за ростом саженца, но и заглядывать в книгу по ботанике, то ребенок узнает много нового и, возможно, заинтересуется этой темой. Когда он пойдет в школу, то ему будут легче даваться уроки по окружающему миру. Кроме того, так ребенок научится заботе и ответственности.

Упаковывать подарки

Интерес к упаковыванию подарков появляется у всех детей в разном возрасте, но если ваш ребенок уже понимает, что дарить подарки также приятно, как и получать их, то настало время познакомить его с упаковочными материалами. Малыш сначала может помогать вам выбирать бумагу, а потом разрезать ее и приклеивать скотч. В Интернете много идей, как красиво и аккуратно запаковать подарок, так что смело используйте их. Ребенок таким образом научится аккуратности, усидчивости. Кстати, упаковка подарков - отличный способ развития моторики у детей младшего возраста, так что привлекайте к этому занятию даже самых маленьких.

Готовить простые блюда

Если вашему ребенку уже есть 4 года, то просите его помогать вам готовить еду. Доверяйте ему какую-нибудь несложную работу и не волнуйтесь, когда он что-нибудь рассыпает или пачкает, ведь, совершая ошибки, он учится все делать аккуратно и быстро. Йогурт с фруктами - отличный пример завтрака, сделанного своими руками. Дети уже в 4 года могут положить йогурт в миску, помыть фрукты, к 6 годам они уже могут что-то нарезать под вашим контролем и сделать бутерброды. К 7 годам ребенок может научиться делать овощной салат. С 8–9 лет дети могу начать пользоваться плитой под наблюдением взрослых. Главное, на что нужно обращать внимание - безопасность. Научите ребенка обращаться с электрическими приборами или газовой плитой.

Совместное приготовление пищи - это отличный способ объединяющего досуга и закрепления семейных традиций. Пусть в вашей семье, например, будет принято вместе лепить пельмени и готовить пирожки с капустой перед Новым годом. Дети будут ждать этого момента не меньше, чем самого праздника.

Делать покупки

Кажется, что делать покупки - это то, чему совсем не надо учиться. Но это не так. Беря ребенка с собой в магазин, всегда, в любом возрасте, рассказывайте ему, почему вы покупаете тот или иной продукт - пусть он запоминает его название и предназначение.

Начиная с 4 лет, можно привлекать малыша к составлению списка покупок, ведь он уже знает, как что называется и может вам в этом помогать. Сразу решите, будете ли вы покупать лакомства и в каких количествах, а в магазине предложите ребенку самому наполнить корзину, исходя из списка. Он должен понимать, что нельзя брать ничего сверх запланированного. Комментируйте действия ребенка. Рассказывайте о том, что такое бюджет и непредвиденные траты. Учите его экономить: «Сегодня мы не купим шоколадку, а лучше отложим деньги и в следующий раз сможем купить шоколадку побольше».

Конечно, мы назвали не все навыки, которым стоит , а лишь некоторые из них, но надеемся, теперь вы понимаете, что делать это просто. Главное - делать это ненавязчиво, естественно и постоянно, постепенно усложняя поставленные перед малышом задачи. А чтобы обучение приносило удовольствие, малыша нужно стимулировать похвалой, ведь для него мамино или папино одобрение означает очень много.

Валерия Шитик

mob_info