Взаимоотношения между поколениями пример из жизни. В чем истоки непонимания между людьми разных поколений? Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Проблема взаимоотношений поколений существовала, наверное, со времен появления человечества на Земле. Взаимоотношения между поколениями, к сожалению, во все времена является сложной и актуальной проблемой.

Бесчисленное количество умов гадали над причинами и решением проблемы взаимоотношений отцов и детей. Почему, казалось бы, самые близкие люди, родственники по крови не могут найти общий язык? Почему возникает такое количество различных трений и разногласий? Почему молодое поколение не понимает и не хочет понимать старших?

Столкновение разных жизненных позиций детей и их отцов априори имеет место быть в современном мире. Взгляды на жизнь в разные времена в социуме различаются, и то, что было нормой или даже правилом лет так тридцать тому назад, теряет свою актуальность в наши дни. Меняются жизненные устои, политическая ситуация в стране, культурные, социальные и материальные ценности, что также влияет на жизненную позицию человека и является почвой для возникновения конфликтов.

Причины вызывающие недопонимание между людьми разных возрастов

Попробуем выяснить причины конфликтов и сложных взаимоотношений между поколениями. Единой причины не существует, проблемы взаимоотношений поколений основываются на ряде причин. Часто недовольство друг другом и молчаливый протест накапливаются годами, чтобы в один не самый прекрасный момент выплеснуться наружу. Все зависит от самих людей, которые не могут найти общий язык и особенности построения отношений в семье.

Как правило, зерном преткновения считают неприемлемое поведение членов семьи, материальные проблемы, несовместимость интересов, бытовые трудности, социальное положение сторон, различие моральных ценностей поколений и другие.

Бывает, старшее поколение в семье не хочет видеть, что дети выросли, у них появились свои ценности и убеждения, возможно диаметрально противоположные их видению мира, и не желают мириться с таким положением дел. Люди старшего возраста, возможно, из наилучших побуждений и желания передать свой опыт молодому поколению часто диктуют условия и правила жизни, что неизбежно ведет к конфликту.

Молодежь не желает жить по правилам старших, и хотят строить свою жизнь по-своему. Они считают, что обладают достаточным количеством знаний и возраст не помеха собственному мнению на вещи. Подобные разногласия вызывают конфликт сторон, и теряется возможность выяснить саму суть проблемы.

Проблема взаимоотношений отцов и детей только обостряется во время споров и взаимных обвинений и выхода в такой ситуации не видно. Чтобы минимизировать конфликты и избежать столкновения сторон, нужно учитывать особенности психологии каждого участника споров.

Стоит заметить, что молодое поколение далеко не всегда идет наперекор взрослым, тут все зависит от устоев и традиций семьи, а также воспитания. Часто люди, которым с детства прививали фамильные ценности, планируют свою жизнь, не отказываясь от советов и опыта старших. Существует также тенденция выбирать карьеру под влиянием родителей и строить свою семью на примере своих предков. На социализацию человека влияют и такие неконтролируемые факторы, как круг общения и ситуация, которая существует в обществе, где находится подросток.

Семья как источник непонимания

Источником проблемы взаимоотношений поколений являются и снижение в глазах общественности самого института семьи как такового. Например, в нашей стране в последние двадцать лет изменились социально-культурные ценности, молодое поколение часто не видит своего места в обществе и находится в некой неопределенности.

Нестабильная политическая ситуация, насаждение идеологии вседозволенности порождает неуправляемую распущенность как норму жизни. В сознании молодежи формируется ошибочное мнение о бесполезности людей преклонного возраста и вместо почета и уважения, старики получают негативное к ним отношение.

Как найти доверие и взаимопонимание

Решением данных проблем являются доверительные отношения в семье, когда ребенок может обратиться со своими проблемами к взрослым, не ожидая порицания и запретов, а знаю, что мама, папа или бабушка постараются вникнуть в суть вопроса и максимально лояльно смогут помочь. В противном случае, будущий взрослый замкнется в себе, что приведет либо к подавленности и неуверенности в себе на всю жизнь, либо необузданному протесту, что впоследствии приведет к конфликтам сторон.

Нужно помнить о том, что ваша семья – это ваша крепость, которую вы должны оберегать и защищать, поскольку родные люди – это самые главные в жизни. Не стоит также забывать о пословице: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». И сегодня мы – дети, а завтра – мамы и папы, и от того, как и на каких принципах мы будем строить отношения в своей семье будет зависеть, по сути, вся наша жизнь.

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков.

Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой «отцов и детей», преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.

Однако слово «поколение » многозначно. Оно обозначает:

  1. генерацию, звено в цепи происхождения от общего предка;
  2. возрастно-однородную группу, когорту сверстников, родившихся в одно и тоже время и образующих определенный слой населения;
  3. условный отрезок времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение;
  4. современников-людей, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значительных событий и объединенных общностью исторической судьбы и переживаний.

В общем виде можно сказать, что чем выше темп исторического развития, чем больше социально значимых изменений осуществляется в единицу времени, тем заметнее различия между поколениями. Поэтому сложнее механизмы преемственности, передачи культуры от старших к младшим и тем избирательнее отношение младших к своему социальному и культурному наследию.

Взаимоотношения поколений никогда и нигде не могут быть абсолютно равными, симметричными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к унаследованной от прошлого культуре и в дальнейшем передают им это наследие.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей уравновешивается и перевешивается влиянием сверстников и т. д. Это совпадает с изменением структуры семьи, превращающейся из «большой семьи» в нуклеарную, состоящую из супружеской пары и ее потомства. Отсюда - растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и всякого рода межпоколенных конфликтов.

В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам.

Раньше старый мог сказать юноше: «Ты должен слушаться меня, ибо я был молодым, а ты не был старым, поэтому я лучше тебя все знаю». Сегодня он может услышать в ответ: «Но вы никогда не были молоды в тех условиях, в которых нам предстоит жить, поэтому ваш опыт для нас бесполезен». Этим Мид объясняет и молодежную «контркультуру», и студенческие волнения в США.

Степень сходства и преемственности поколений неодинакова в разных областях жизнедеятельности. В сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов, сексуальной морали, расхождения между родителями и детьми, старшими и младшими вообще, как правило, значительно больше, чем в главных социальных ценностях. Молодежь всегда хочет отличаться от старших, и легче всего сделать это с помощью внешних аксессуаров. Одна из функций молодежной моды и жаргона, часто шокирует консервативных отцов. С их помощью подростки и юноши маркируют, отличают «своих» от «чужих». Скажем в сфере музыкальных увлечений уже между 15-17-летними и 20-23-летними существуют большие различия; они ориентируются на разную музыку, а в других областях культуры их вкусы могут совпадать.

Современных подростков не без основания упрекают в том, что их эмоциональная раскованность иногда перерастает в нравственную распущенность.

Стиль воспитания детей, его цели, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свободного усмотрения.

Из факторов социализации самым важным н влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростков оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей :

  • подкрепление : поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.
  • идентификация : ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.
  • понимание : зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств;напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти независимым.

Вместе с тем весьма важны социальный тон семейных взаимоотношений поколений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы на одном полюсе который стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувства своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям, поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие-то другие.

Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассника важным эталоном поведения.

Однако, родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассника есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Но влияние родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают взаимодополнительными.

«Значимость » для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие.

Однако, взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано как оценивают школьники с 7 по 10 класс уровень понимания со стороны родителей, легкости общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9 классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нам нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!» Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Группу московских десятиклассников просили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники (И. С. Кон и В. А. Лосенков). После этого приглашенных в школу отцов и матерей также попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Подобный результат получил и французский психолог Р. Томе. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска, т. е. как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: «Что значит - оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он не самом деле». Даже добросовестно пытаясь стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно. А это серьезно затрудняет понимание детей: юношей и девушек.

В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрения доверительности общения со стороны старшеклассников, информационного содержания общения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140 московских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось, что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети мало интересуются жизнью и производственным трудом родителей. Особенно отчетливо это проявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах, годах детства и юности и т. д.

Отношения детей и родителей асимметричны, неравноправны . Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85% невест и 80% женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемы брака и семьи (с матерями соответственно - 35% и 63%). Чрезвычайно важные для переходного возраста и ранней юности темы - «этапы полового созревания» и «интимные отношения» - занимают последние места в разговорах с родителями.

Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдают от этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше казеннее, регламентированнее становятся их взаимоотношения.

Юноши невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма . Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которые детям давно известны.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Но в этой установке - источник постоянных конфликтов. И здесь особенно трудно приходится отцам. Конфликт поколений не случайно формулировался как столкновение отца и сына. Не касаясь психологической теории Эдипова комплекса, распространенность таких конфликтов можно объяснить, с одной стороны, социальными причинами (эмансипация от отцовской власти, борьба сына за право самостоятельно выбирать жизненный путь), а с другой - психологическими (жесткость и инструментальность мужского характера, затрудняющие взаимопонимание и компромиссы).

Сегодня отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной. Во многих семьях отцы вообще отсутствуют, их влияние на детей большей частью ниже, чем влияние матерей. По мнению опрошенных В. Д. Поповым уфимских школьников, свыше трети их отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов, телепередач. Отвечая на вопрос: «С кем ты делишься своими секретами?» - дети, начиная с пятого класса, ставят на первое место друзей, затем идут матери, бабушки, последнее место - отцы. В некоторых семьях единственная форма общения отцов с детьми - совместный просмотр телепередач, после чего семья тихо отходит ко сну. Сравнительно редко наблюдается и психологическая близость с отцами.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и обучения. В старом патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще невольно ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и преуспевающим мужчиной в обществе, и все остальное - благоустроенный дом, уважение окружающих, послушная жена и дети - появится автоматически. Возиться с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское дело. Такова была господствующая установка, и, хотя, очень многие мужчины чувствовали себя в этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального тепла и интимности, это не воспринималось как социальная проблема.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип маскулинности, чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т. д. Их недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на систему ценностей, принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослыми, обнаруживают, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня, которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму, из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из поговорки: все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.


Отцы и дети. В чем истоки непонимания между людьми разных поколений?

С давних времен существования человеческого общества проблема взаимоотношений старших и младших поколений являлась одной из главных. Люди всегда считали, что идеальная семья должна строиться на любви, уважении детей к старшим. Мыслитель Цицерон сказал однажды такие слова: « Любовь к родителям - основа всех добродетелей». Однако представления о гармоничных отношениях между «отцами и детьми» и сложные жизненные ситуации часто расходятся. Неизбежная смена поколений порой сопровождается конфликтами, дисгармонией, расхождениями во взглядах старших и младших. Почему происходят такие ситуации? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Вечная проблема «отцов и детей» стала одной из главных во многих произведениях литературы.

Обратимся к известной драме А.Н. Островского «Гроза», написанной в середине девятнадцатого столетия. Какой конфликт изображает драматург в этой пьесе? Трагична история распада купеческой семьи, главой которой является Марфа Кабанова. Хранительница патриархальных устоев, основанных на беспрекословном подчинении детей своим родителям, полностью разрушает домашний очаг, который веками согревался и поддерживался у русских людей материнской любовью и заботой о близких. Купчиха отрицает возможность детей самостоятельно решать жизненные проблемы, требует уважения к себе, не уважая при этом их интересы. Властолюбивая и эгоистичная женщина все держит под своим контролем. Уставший от постоянной и мелочной опеки матери, спивается ее сын Тихон. Мужчина превратился в безвольного и бессловесного раба, который не может строить личную жизнь по- своему, защитить от придирок Кабанихи молодую жену. При первой же возможности он убегает из дома, чтобы напиться и забыть о проблемах, требующих решения. Одинокая и несчастная Катерина Кабанова не находит выхода из того жизненного тупика, к которому привело ее существование в доме свекрови. Бедная молодая женщина устала от обидных слов, попреков, которые она каждый день выслушивает от властолюбивой купчихи. Одиночество толкает ее на измену мужу, а потом и на самоубийство. Катерина не находит выхода из той ситуации, в которую поставила ее жизнь. Дочь Кабанихи Варвара вырастает лицемерной и лживой, приспосабливающейся к матери любыми, порой самыми безнравственными, путями. А.Н. Островский предупреждал нас, что отношения родителей к детям, построенные на ханжестве и лицемерии, принесут плохой плод. Подавление воли не позволит им вырасти социально зрелыми и самостоятельными. Нужно строить отношения с детьми, основанные на взаимопонимании и уважении.

Известный русский драматург уделил проблеме дисгармонии в отношениях «отцов и детей» внимание еще в одной драме – «Бесприданница». В купеческом городке на Волге живет героиня драмы - Лариса Огудалова. Это молодая женщина, красивая, умная, наделенная прекрасными духовными качествами. Казалось бы, такая милая девушка заслуживает счастья. Но ее жизнь рушится так же, как и жизнь Катерины Кабановой. Во многом виновной в этом оказывается родная мать Ларисы. Между ней и дочерью назревает неразрешимый конфликт. Мать готова отдать родную дочь на содержание богатым купцам, искалечить ее жизнь, потому что материальные ценности для нее дороже счастья девушки. Лариса - бесприданница. Богатые горожане не желают жениться на бедной невесте. А мать пытается «торговать собственной дочерью», лишь бы получить материальную выгоду. Между чистой и благородной девушкой и ее матерью вырастает глухая стена, неразрешимый конфликт. Трагически обрывается жизнь Ларисы, потому что в трудную для себя минуту она не нашла поддержки в собственной семье. Это произведение, конечно, заставляет нас задуматься о том, что дисгармония в отношениях «Отцов и детей» может порой привести к страшным последствиям.

Говоря о взаимоотношениях между людьми разных поколений, следует сделать вывод: родители несут огромную ответственность, воспитывая своих детей. Без любви, взаимопонимания, общности взглядов семейный очаг рушится. Русская литература дала нам прекрасные произведения, в которых анализируются причины возникновения конфликтов поколений. Эти причины могут быть разными. Однако все писатели сходятся в одном: только искренняя любовь между близкими людьми способна преодолеть все разногласия в семье, решить все сложные вопросы. Забота, поддержка и взаимопонимание - вот залог счастья представителей старшего и младшего поколений.

Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится.

Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому.

Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна будет до тех пор, пока существует человечество. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, выразитель современных идей века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, приверженцами идей века минувшего.

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодёжь вступает в борьбу с самодурами, отживающими свой век. Поэт Лермонтов наоборот в уходящем поколении видел то лучшее, что утратили его современники. Общим во всех этих случаях является то, что сущность конфликта заключается в различии жизненных принципов, а чаще всего — в политических воззрениях. Например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель не делит героев просто по возрасту. В произведении конфликт между дворянами-либералами и демократами. Точку зрения детей в романе отстаивает только Базаров. Аркадий Кирсанов, ровесник по возрасту Евгению и поначалу его единомышленник, в итоге выбирает принципы отцов. Базаров — нигилист. Он проповедует идею полного отрицания того, что отстаивают «отцы». Он считает, что таким образом можно изменить мир и покончить с противоречиями общества. Но самыми трагичными в романе являются страницы, где Тургенев рассказывает о взаимоотношениях Базарова с отцом. Преданность идее заставляет Евгения отказаться от близких людей, от дома, семьи. И только перед лицом смерти герой открывает для себя человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные чувства. Отторгая родительский дом, Евгений теряет связь, так необходимую каждому человеку, со своими истоками. И этим обедняет себя душевно и нравственно.

Но не только представители 19 и 20 веков сталкивались с проблемой взаимопонимания поколений. Отношения отцов и детей волнует и нас, поколение века двадцать первого. Старшее поколение считает, что их жизненный опыт даёт право диктовать молодёжи манеру поведения, делать замечания, заставлять следовать их советам. А молодёжь, в свою очередь, думает, что имеет достаточное количество знаний, и при чём тут возраст. А выход так прост: нужно быть терпимее друг к другу. Старшему поколению дать возможность молодёжи проявлять инициативу, считаться с ёё взглядами и интересами. А молодёжи есть чему поучиться у старших. А кто лучше, старшее поколение или младшее, — вопрос, на который трудно дать ответ. Просто мы, молодое поколение, живём в другую эпоху. Мы другие. А чтобы пропасть, которая отделяет одно поколение от другого, стала меньше, нужно всем набраться терпения и уважать взгляды друг друга.

Сложные взаимоотношения между представителями разных поколений существовали с незапамятных времен. Тема отцов и детей всегда актуальна. Философы, мыслители, литераторы до сих пор не могут найти ключа к разрешению этой проблемы.

Почему родственные по крови люди порой не находят взаимопонимания? Отчего возникают трения и разногласия? Почему “дети” не понимают “отцов” и наоборот? Единой причины конфликтов нет, проблемы образуются по ряду причин.

Зачастую недовольство и молчаливый протест копятся годами, и в какой-то момент

негатив прорывается наружу. Многое зависит от самих оппонентов, которые не могут прийти к консенсусу из-за особенностей построения отношений внутри семьи. Сложный период часто приходится на период взросления, когда подросток без видимых причин проявляет агрессивность по отношению к родителям. Старшим необходимо набраться терпения, чтобы пережить это непростое время и морально поддержать отпрыска.

Истоки конфликтов могут также лежать в тяжелом материальном положении, бытовых трудностях, несовместимости интересов, неприемлемости моды, круга общения и даже в социальном положении представителей разных поколений.

Проблема взаимоотношений обостряется в моменты споров, перерастающих во взаимные упреки. Для минимизации конфликтов надо учитывать особенности мировоззрения и психологии участников споров. Попытки доказать свою правоту, навязать собственное мнение лишь усугубляют ситуацию.

Доверительные отношения в семье способны сгладить любые конфликты. Ребенок должен знать, что может обратиться за советом старших, которые вникнут в его проблему, без нравоучений, порицаний и запретов. Надо помнить, что семья – это крепость, которую надо оберегать и защищать, ведь домочадцы с их достоинствами и недостатками – наши самые близкие люди.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Вражда стала обыденным явлением в человеческом мире. Нередко люди не могут простить обиду, чьи-то успехи и достижения. Кто-то, опасаясь за собственное благополучие, видит угрозу в...
  2. В наши дни трудно представить новости, в которых бы не шла речь о том или ином противостоянии. С экранов телевизоров и мониторов компьютеров на человека...
  3. А. Н. Радищевым были сказаны слова, подтверждающие истину, что Человеком можно стать исключительно в случае, если ты поймешь другого человека. Радищев занимался изучением проблемы, касающейся...
  4. Понимают ли друг друга люди разных поколений – вот вопрос, над которым рассуждает автор. Е. Корневская, с грустью размышляя над письмом 72-летнего москвича, рассуждает об...
  5. Чтобы привлечь внимание читателей, автор приводит примеры конфликтов и разногласий между нашими нациями, странами. Чаще всего это происходит из-за отсутствия взаимопонимания людей, считает он. А...
  6. Факторы, влияющие на развитие взаимоотношений между людьми, – вот проблема, над которой размышляет Е. Сикирич. Автор считает, что ” для взаимоотношений нужны двое”. Это могут...
  7. Эссе на тему “Образование создает разницу между людьми” С точкой зрения, что образование создает различия между людьми, я согласен. Люди с разным уровнем и профилем...
  8. В основе главного конфликта романа “Отцы и дети” лежит различие в поколениях, представленных в книге. С самого начала романа это отличие уже ярко проявляется, проявляется...
mob_info