Занятия для деток 3 лет. Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком. Основные виды развития

Ребёнок, преодолевший рубеж в 3 года, становится совсем взрослым. Для него наступает новая, дошкольная пора. Детский внешний и внутренний мир понёс значительные изменения. Теперь каждая мама лучше понимает своих малышей, ведь они активно проявляют своё мышление и физическое развитие в этом возрасте. Наличие всё новых способностей у ребёнка требует постоянных развивающих занятий с ним. Какие игры подойдут лучше всего?

Большинство детей в 3 года уже начинает посещать дошкольное учреждение. Бывает, что родители самостоятельно занимаются своими малышами и практикуют систематические развивающие занятия дома. И даже если ребёнок в 3 года ходит в детский сад, познавательные занятия лишними не будут никогда.

Изменения в поведении

Присутствие в доме детей в возрасте около 3 лет всегда заметно. Да и родители видят в них черты характера, которые отсутствовали все предыдущие годы.

У ребёнка значительно увеличивается уверенность в себе, он способен отстаивать своё мнение и бороться за мечту. В головах таких детей чётко сформулировано, чего они хотят. Малыш 3 лет заметно вырос.

Вместе с детьми из года в год должны «расти» и занятия, проводимые с ними. Это, скорее, уже развивающий процесс, обучение, нежели обычные игры. Родители должны научиться устанавливать некоторые рамки во время занятий со своими детьми.

В 3 года с малышами можно вести интересные беседы. Ребёнок очень любит общаться, он хочет делать это не только дома, но и с окружающими людьми извне. Аргументы родителей становятся для детей 3 лет более значимыми, споры уже не всегда заканчиваются истериками и капризами.

Основные принципы

Некоторые факторы могут оказывать влияние на занятия детей в возрасте 3 лет. Вот некоторые из них:

  • Ходит ли малыш в дошкольное учреждение и как часто общается с другими детьми.
  • Соответствие знаний детей их возрастным требованиям.
  • Организация досуга дома.
  • Сколько времени родители проводят со своими детьми.

Занятия с ребёнком независимо от года его рождения – это лучшее общение внутри семьи. Не стоит недооценивать их важность и полезность!

Основные игры

Важно, чтобы развивающие занятия отличались разнообразием. Ведь ребёнку необходимо всестороннее развитие в любые годы его жизни.

Необходимые навыки для детей 3 лет:

  • В 3 года малыши могут различать основные цвета, как и геометрические фигуры.
  • Они способны сосчитать до трёх, различать «мало» и «много».
  • Умеют сказать свою фамилию и имя, а также сколько ему лет.
  • В мышлении должна прослеживаться логика.
  • Дети 3 лет, как правило, уже способны рисовать.

В 3 года нужно развивать в юных дарованиях следующие функции:

  • Улучшение памяти и внимания.
  • Развитие творческих и математических способностей.
  • Развитие речевых умений.
  • Укрепление мелкой моторики рук.
  • Расширение общего кругозора.

Развитие речи

Умение говорить – главная способность каждого малыша. Очень важно, чтобы сын или дочка 3 лет научились формировать собственные мысли, объяснять происходящее вокруг, показывать свои эмоции. На корректировку правильности речи отводится ещё несколько лет.

Устные игры – очень хороший способ для развития речи дома. Как правило, в это время деткам задаются самые разнообразные вопросы. Можно также повторять с ними любимые сказки. Телефонный разговор – ещё один вариант обучения.

Память и внимание

Для развития этих навыков лучше всего подходит игровой стиль. Например, можно совместно собирать бусы по заранее приготовленной схеме (два зелёных, синих, красных). Ребёнок воспроизводит инструкцию, несмотря на неё. А в конце обязательно проверяется результат детского труда.

Отлично развивает внимание рисование по клеточкам, по пунктирным линиям и т.д. Кроме того, малыш учится правильно работать с пишущими предметами. Можно тренировать память, запоминая пары различных предметов, а также повторять ряд жестов под музыку.

Логические тренировки

Самое главное здесь – не перегружать своих малышей логическими занятиями. Дома очень удобно собирать паззлы или конструкторы разного уровня сложности. Кроме того, можно выстраивать логические ряды из предложенных картинок, выбирать лишнее или противоположности, сопоставлять тени и предметы на картинках и др.

Творчество

В этом возрасте детям можно доверить краски, ножницы и клей. А это открывает все границы творческой энергии малышей-трёхлеток. Ещё больше побуждает ребёнка к творчеству то, что много действий он может делать сам. Такие игры лучше всего разграничивать между собой. Вот самые популярные из них:

  • нарисовать определённый сюжет;
  • дополнить изображение;
  • пластилиновое творчество;
  • самостоятельные поделки;
  • кулинария для самых маленьких;
  • аппликации.

Открытие окружающего мира

Познание окружающего мира по-прежнему важно для вашего малыша. Его ждут новые открытия. А мамам и папам важно быть готовыми отвечать на миллион разных «почему?» как дома, так и за его пределами. Каждый родитель должен непосредственно участвовать в формировании личности своего чада. Прогулки на свежем воздухе и подробные рассказы обо всём, что попадается на пути – что может быть полезнее?

Немного о рамках и границах познавательных игр

Очень важное правило для родителей: все занятия и игры должны быть интересны именно для сына или дочки! Чадо не должно терять своего энтузиазма во время всего процесса. Однако с трёхлетками занятия не должны превращаться полностью в игру для младшего возраста.

Специально для родителей было разработано несколько хитрых приёмов:

  • Малыша обязательно хвалить за все его успехи и подзадоривать в случае маленьких неудач.
  • Реквизит для занятий должен быть ярким и привлекательным.
  • Дети не должны быть перегружены сразу несколькими заданиями.
  • Сконцентрировать детское внимание поможет отдельный сюжет для каждой игры.
  • Лучше всего заниматься в одно и то же время и не более получаса.

Во время общения со своим чадом пора прекращать «сюсюкать». Перед вами подросший ребёнок, и диалог должен вестись на взрослом языке. В этом случае он сможет почувствовать свою значимость внутри семьи.


В возрасте 3-5 лет дети уже достаточно развиты для того, чтобы повторять за взрослым физические упражнения. Хотя мускулатура и костная система у малышей еще продолжает формироваться, они уже обладают определенной выносливостью и силой. Поэтому настало время усовершенствовать и увеличить физическую нагрузку на детский организм. Необходимо делать это правильно и последовательно.

Правильность выполнения обеспечивает эффективность:

В возрасте 3-5 лет нельзя требовать от малыша четкого повторения движений. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок учился максимально точно повторять за взрослым.

Важно научить детей во время занятий принимать правильное исходное положение: лежа, сидя, стоя. Также уделяйте внимание на расположение рук во ходе занятия: на поясе, впереди, в стороны, вверх и т.д.

Дыхание ребенка при выполнении упражнений не должно сбиваться. Следите за тем, чтобы малыш дышал произвольно без одышки. Важно подсказывать детям, когда следует вдохнуть, а когда выдохнуть. Во время наклонов всегда должен следовать выдох, а при выпрямлении туловища - вдох.

Правильный план занятия:

Занятие должно включать около шести упражнений. Количество повторов каждого из них должно составлять 5-6 раз. Продолжительность занятия - не дольше 20-25 минут.

Чтобы комплекс был эффективным и разнообразным, включайте в него такие упражнения:

Для рук и плеч
для ног
для туловища
с использованием спортивного снаряжения и вспомогательных предметов

Взрослые показывают упражнение, а малыши повторяют за ними. Не требуйте крайне точного выполнения заданий. Важно следить за состоянием детей и прекращать выполнение до наступления усталости.

Развиваем руки и плечевой пояс малыша:

"Покажем ладони"

Ребенок стоит ровно, ножки немного шире плеч, руки опустить вдоль туловища. По команде взрослого необходимо вытянуть руки вперед, повернув ладошками вверх. Затем ребенок прячет ручки назад за спинку.

"Хлопаем в ладоши"

Исходная позиция такая же. Малышу необходимо вытянуть ручки впереди туловища, похлопать в ладоши, затем опустить руки вниз в начальное положение.

"Маятник"

Исходное положение остается прежним. Необходимо раскачивать выпрямленными ручками вперед-назад.

"Хлопок над головой"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен поднимать прямые руки над головой, хлопать в ладошки и опускать их через стороны вниз.

"Мотаем ниточку"

Малыш сгибает руки в локтях перед грудной клеткой, сжимает кулачки, совершает круговые вращения руками перед грудью, не опуская низко локти. При выполнении этого упражнения следите, чтобы одна ручка вращалась вокруг другой.

Укрепляем ноги:

"Большой-маленький"

Малыш стоит ровно, ножки немного расставлены, ручки на поясе. Необходимо присесть как можно ниже, а затем встать на носочки, потянувшись и подняв руки вверх.

"Лошадка"

Исходное положение такое же, как и в предыдущем упражнении. Необходимо поднять согнутую в коленном суставе ножку, затем опустить ее. Такое же упражнение проделать второй ногой.

"Присядем и хлопнем"

Исходная позиция прежняя. В положении стоя малыш должен хлопнуть в ладошки перед собой. Затем, присев на корточки, необходимо хлопнуть в ладони внизу.

"Комочек"

Исходная позиция прежняя. Ребенок должен присесть как можно ниже, наклониться вперед, ухватиться руками за голени, опустить головку. Задержаться в таком положении 3-4 секунды, постепенно выпрямиться и встать.

"Лягушка"

Ребенок становится на четвереньки и прыгает, имитируя лягушку.

Укрепляем туловище:

"Смотрим назад"

Малыш стоит прямо, ножки расставлены на ширину плеч, руки опущены вниз. Необходимо поворачиваться в разные стороны. При этом размах руками должен быть свободным.

"Самолет"

Исходная позиция такая же, только ручки разведены в стороны. Необходимо выполнять наклоны в стороны. Следует контролировать положение рук - они не должны опускаться.

"Часы"

Исходная позиция прежняя, руки на поясе. Малыш наклоняется в одну сторону и произносит: "Тик". Затем следует выпрямиться и сказать "Так". После этого наклон выполняется в другую сторону, произнося: "Тик", на выпрямлении малыш говорит: "Так".

"Качалка"

Ребенка следует усадить на пол, скрестив ножки в удобном положении. Руки на поясе. Малыш должен раскачивать туловище вперед и назад.

"Кошка"

Малыш становится на четвереньки. Выполняется выгибание спины с прижиманием головы к груди - кошка злится. Затем выполнить прогиб спинки с поднятием головы - кошка ласковая.

"Потрогаем носочки"

Малыш становится прямо со слегка разведенными в стороны ножками. Руки разведены в стороны. Задача ребенка - наклоняться вперед, доставая пальчики ног руками.

"Самолет летит"

Ребенка укладывают на ровную поверхность на животик. Ручки следует сложить перед грудью. Необходимо поднимать головку, ручки и грудь, разводя руки в стороны - самолет летит. Затем малыш возвращается в исходное положение - самолет отдыхает.

"Бревно"

Исходное положение - лежа на спине с вытянутыми вверх руками. Ребенок должен переворачиваться через бочок со спины на живот. Затем проделать упражнение в обратном направлении.

Упражнения с использованием инвентаря:

"Катаем мячик"

Малыш стоит прямо, ножки слегка расставлены. В руках необходимо удерживать мячик средних размеров. Сделав размах и наклонившись, ребенок катит мяч между ножками назад.

"Попадаем в корзину"

Необходимо поставить емкость или корзинку на расстоянии около 4 шагов от ребенка. Задача малыша - попадать мячиком в корзинку.

"Подбрасываем мячик"

Исходная позиция: малыш стоит, немного расставив ножки. В руках удерживает мячик. Необходимо подбрасывать мяч вверх, стараясь уловить его во время падения двумя руками.

"Догоняем мячик"

Необходимо катить мяч вперед. Задача ребенка - догнать и обежать мячик.

"Ловим мячик"

Малыш становится напротив взрослого на расстоянии около 1,5 м. Взрослый бросает мяч ребенку со словом: "Лови". Ребенок пытается поймать мяч двумя руками. Затем взрослый произносит слово: "Бросай". В ответ малыш должен бросить мячик обратно.

Тренируем равновесие у ребенка:

Важно в процессе выполнения упражнений заставить малыша смотреть вперед, а не под ножки. Для этого взрослый становится впереди и привлекает взгляд ребенка ярким и интересным предметом, разговором. Прекрасно тренирует равновесие ходьба по опоре - скамье, лестнице, доске.

Не менее эффективными являются таки упражнения:

Стойка на одной ножке
частая смена положения тела - быстро встать, лечь, сесть, попрыгать и т.д.
стойка на носочках
катание на качелях и каруселях

Регулярные занятия с малышами прекрасно тренируют не только выносливость и физическую силу, но и внимание, память и интеллект ребенка. Чтобы такие уроки проходили легко и весело, не забывайте про веселую музыку и хорошее настроение в процессе тренировки.


Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

Весёлая игра «Парикмахерская»

Цель игры: неважно, учится ли ваш малыш вырезать или уже виртуозно владеет ножницами, в любом случае предложите ему подобную игру: для новичков - играя учиться веселее, а для «продвинутых» - это новый забавный эксперимент!

Вам понадобятся:

  • - листы бумаги А4
  • - цветная бумага
  • - клей-карандаш

Как изготовить :

Лист А4 свернуть пополам (если делать в один слой, то бумага будет сильно загибаться из-за тяжести волос). Нарисовать лицо человечка и вырезать. Из цветной бумаги вырезать волосы, усы, бороду и приклеить к шаблонам. Обе половинки бумаги склеить (кончики волос останутся внутри) и можно приступать к делу.

Данное занятие можно усложнить, например, шаблоны изготовить вместе с ребенком или ребенку самому изготовить шаблоны при поддержке и подсказках взрослого.

Игра «Парикмахерская» развивает мелкую моторику, внимание, усидчивость, воображение.

Обязательно попробуйте и вы эту забавную вырезалочку!

Лепка из пластилина

Все родители стараются провести свой досуг с детьми с пользой. Никто не станет спорить, насколько занятие лепкой полезно для детей. Самый первый материал, с которым работают дети - это, конечно же, пластилин. Маленькие зверушки и букашки из пластилина – первое, что учатся лепить дети.

Занятия лепкой с детьми развивает мелкую моторику, развивает воображение, помогает освоить формы, запомнить цвета, развивает образное мышление, воспитывает аккуратность, точность и самостоятельность.

Говоря о лепке для самых маленьких, нужно продумать все детали, посмотреть на процесс глазами ваших детей. И начнем, пожалуй, с самого простейшего.

Уроки рисования

Уроки рисования карандашом поэтапно - это занятия, которые помогут освоить технику рисования, независимо от способностей или возраста. Рисовать – это действительно просто!

Вы только подумайте, как обрадуется ваша кроха, когда вы ей расскажете, что с сегодняшнего дня мы учимся рисовать карандашом! Почему карандашом? Начинать надо с простого. И проще всего начать именно с легких рисунков карандашом. Постепенно вы будете постигать все более сложные навыки. И, в итоге, сможете перейти к работе красками. Рисование для детей станет любимым занятием, постепенно введет малышей в удивительный мир ярких образов и любимых героев.

Занятия рисованием с малышами очень хорошо развивает воображение, образное мышление, воспитывает чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность, помогают в понимании природы окружающих предметов, развивает мелкую моторику.

Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»

В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.

Задание для ребенка : Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?

Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.

Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?

Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.

Задание (вопросы) для ребенка:

1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)

2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)

3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)

4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)

5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)

6 . Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).

Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.

Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.

Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.

Задание для ребенка : посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?

Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.

Занятие с ребенком : На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?

Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях).

Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?

Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?

Занятие с ребенком : Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).

Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.

Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.

  1. Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
  2. В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
  3. У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
  4. Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром), а когда тебя забирают родители (вечером).
  5. Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
  6. Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
  7. Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т.д).
  8. Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).

Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»

Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.

Задание для ребенка : покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).

Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.

Задание для ребенка : подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.

Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.

Задание для ребенка : закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.

  1. Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
  2. Ночью темно, а утром …
  3. Птица летает, а рыбка…
  4. Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
  5. Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
  6. Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
  7. У людей руки и ноги, а у кошки…
  8. Мёд сладкий, а лимон…
  9. Бабочка летает, а кузнечик…
  10. У уточки много утят, а у курочки…

Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).

Занятие с ребенком : Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т.д.

Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.

Задание для ребенка :

  1. Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
  2. Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).

Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.

Задание для ребенка : девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.

Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.

Задание для ребенка : Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.

1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)

2. Чем кушают суп? (ложкой)

3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)

4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)

5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)

6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)

7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)

Ребенок, которому исполнилось три года, преодолел свой первый важный рубеж и из малыша превратился в дошкольника. Он изменился и внешне, и внутри. Мышление, физическое развитие, активность, творческие способности, развитие речи – все это легко проявляется сейчас, проанализировать и понять своего ребенка может каждая мама. В этот период детям просто необходимы полноценные продуманные занятия.

Как правило, дети в трехлетнем возрасте уже ходят в детский сад. Некоторые мамы предпочитают домашнее воспитание и активно занимаются с ребенком сами. Но даже если ваш малыш посещает дошкольные учебные заведения, проводить с ним увлекательные и познавательные занятия необходимо.

Содержание статьи:

Трехлетний ребенок – маленький исследователь и интересный собеседник

Внимательные родители всегда ощущают изменения, которые произошли с их малышом в трехлетнем возрасте. Дети становятся более уверенными в себе, они имеют свое личное мнение, пусть не слишком хорошо аргументированное, они готовы бороться за свои мечты, четко знают, чего хотят. Малыш уже вырос – это заметно. Но менее интересным, любимым или хорошим он не стал.

Маленький сын или дочка в три года – это полноценный собеседник, интересный и необычный. Ребенок любит общение, причем все больше он хочет быть частью не только своей семьи, но и общества. Капризы и сложные моменты, связанные со становлением собственного «я», потихоньку уходят на задний план, он уже лучше воспринимает аргументы взрослых.

Занятия с ребенком в этот период потихоньку меняются: они уже больше напоминают процесс обучения, чем игру. Но это не значит, что форма проведения занятий становится строгой или жесткой. Просто для того, чтобы они были эффективными, нужны некоторые рамки и границы.

Принципы проведения занятий с детьми 3 лет

Занятия с трехлеткой зависят от нескольких факторов:

  • посещает ли малыш детский сад;
  • что знает и умеет ребенок, соответствует ли это минимальным требованиям по возрасту;
  • как организован досуг;
  • сколько времени проводит малыш с родителями.

Занятия с детьми – это еще и один из лучших способов общения мамы и папы с их ребенком. Поэтому проводить яркие и интересные домашние занятия полезно и важно. Принципы родителей порой отличаются кардинально. Некоторые считают, что ничего заставлять делать малыша нельзя и даже если он не знает того, что требует дошкольная программа, это не страшно. Другие, наоборот, стараются сделать из ребенка интеллектуала и вундеркинда, слишком перегружают малыша работой.

Ключевые принципы проведения занятий мы опишем позже, сейчас же уточним, какими они могут быть и какие функции и навыки необходимо развивать у трехлетнего малыша.

Основные занятия с ребенком 3 лет

Ребенок должен развиваться всесторонне, а значит, и занятия должны быть разными.

В 3 года дошкольник уже должен иметь некоторые навыки:

  • знать и геометрические фигуры;
  • различать понятия «один» и «много», считать до трех;
  • знать свое имя и фамилию, четко формировать предложения;
  • логически мыслить: находить лишний предмет, разделять предметы по группам, сравнивать их по признакам (большой-маленький, высокий-низкий);
  • карандашами и ручкой, обводить и зарисовывать картинки.

Занятия с детьми трехлетнего возраста направлены на развитие разных функций:

  • умения логически мыслить, развития внимания и памяти;
  • раскрытия творческих способностей, развития творческого мышления;
  • математических способностей;
  • , увеличения словарного запаса, умения говорить правильно;
  • развития мелкой и крупной моторики рук;
  • расширения кругозора, познания мира.

Занятия с детьми 3 лет для развития речи

Очень важную роль для полноценного и комплексного развития малыша играет умение говорить. Важно не столько произношение букв (правильная речь формируется до 5-6 лет), сколько умение формировать свои мысли, объяснять процессы, передавать словами эмоции и впечатления. Интересные способы развития речи у ребенка – это устные игры:

  • Что может быть…? Каким может быть…? К примеру, вы спрашиваете, что может быть сладким и начинаете сами перечень: мороженое, шоколад… Ребенок продолжает, описывая и объясняя выбор;
  • Сначала и потом. Можно использовать тематические картинки или сюжеты из сказки. Задание для малыша – объяснить, какое действие происходит сначала, какое – потом. К примеру, сначала надевают колготки, потом – штанишки; сначала просыпаются, потом – идут умываться;
  • Что, если…? Опишите ситуацию, и спросите у малыша, что будет, если что-то пойдет так или так;
  • Что можно делать с… ? Что делает …? Вопросы, которые заставляют ребенка думать. К примеру, что делает солнышко? Что можно делать с хлебом?

Кроме вопросов, можно использовать методику повторения сказки. Читая историю или сказку, анализируйте с ребенком ее, просите его рассказать отдельные эпизоды, объяснить поведение героев.

Хороший способ развития речи – разговор по телефону. Не имея возможности объяснить свои действия еще и с помощью жестов, малыш будет стараться как можно точнее передать смысл с помощью слов.

Развитие внимания и памяти

Такие занятия можно проводить в игровой форме. Вот несколько примеров:

  • Последовательный ряд. Можно использовать игру «нанизываем бусы». Ребенок имеет нарисованную схему ожерелья: два зеленых, два красных, два зеленых. Он должен запомнить и повторить ее, уже не смотря на картинку. Схемы могут быть более сложными или простыми. Можно использовать другие игры с аналогичным смыслом;
  • Рисунки по клеточкам. Задача ребенка – повторить простой рисунок по клеточкам, сначала по пунктиру, потом – самостоятельно. Это развивает еще и умение обращаться с ручкой и карандашом;
  • Задачки по типу «запомни пары»;
  • Активные игры: повторение нескольких жестов подряд, можно под музыку.

Логические задания

Интересные лучше давать малышу небольшими порциями. Это могут быть такие игры, как пазлы и простейшие конструкторы. Из традиционных логических заданий можно выделить следующие:

  • продолжить логический ряд (используем картинки);
  • выбрать лишний предмет;
  • связать смысловые пары;
  • найти «тень» для предметов, изображенных на картинке;
  • найти противоположности.

Новые идеи для творчества

Ребенок, которому уже три года, умеет рисовать карандашами и красками, а также учится работать ножницами, использовать клей. В этом возрасте творческая энергия начинает проявляться очень сильно: у малыша уже многое получается самостоятельно и это его окрыляет. Творческие занятия лучше проводить отдельно, не смешивая их с другими:

  • рисование сюжетов;
  • дополнение картины элементами;
  • необычные решения (краски для пальчиков, «зеркальные» рисунки, сочетание аппликаций и рисунка);
  • «рваные» и вырезные аппликации, составление силуэтов, картин из геометрических фигур;
  • кулинарные чудеса (украшение бутербродов, тортиков, создание композиций из фруктов вместе с мамой);
  • простые .

Занятия с детьми 3 лет на познание окружающего мира

То, что было важным для ребенка до этого, остается для него главным и в три года: новые открытия и познание мира. Малыш становится «почемучкой», он спрашивает все и обо всем. Самый простой и полезный способ проводить занятия – непосредственное участие. Гуляйте с малышом побольше, и рассказывайте обо всем, что он видит: о растениях и птицах, о магазинах, многоэтажных домах, о погоде, смене дня и ночи.

Познавательные игры – это использование специальных карточек или книжек, где предметы и сюжеты сортированы по категориям.

Игра или серьезное занятие: незаметные рамки для ребенка

Что нужно знать родителям об организации занятий с ребенком 3 лет? Как и прежде, они должны проводиться в такой форме, чтобы ребенок не терял интереса, и с удовольствием занимался. Но превращать занятие в игру полностью тоже не стоит.

Чтобы создать атмосферу непринужденности и азарта, нужно использовать несколько приемов:

  • создавать эмоциональную и позитивную атмосферу, подзадоривать малыша и не забывать хвалить за успехи;
  • использовать яркий реквизит: большие карточки или картинки, кубики, пазлы;
  • не перегружайте малыша заданиями, лучше проводить больше времени с работой над одним или несколькими задачками;
  • придумывайте сюжеты. Каждое занятие должно быть посвящено одной теме, так проще сконцентрировать внимание ребенка;
  • уделяйте занятиям не больше 30 минут, желательно делать это в одно и то же время дня.
mob_info