Единство в семье воспитание ребенка. Доклад "единство требований в воспитании". Доклад на тему

страница 1
В чем состоит единство требований родителей

(консультация для родителей)
Единство требований родителей – это закон семейного воспитания. Отец и мать – основные воспитатели детей в семье, и поэтому они должны действовать в полном единстве, создавать единый фронт.

Родители договариваются между собой, как поступать в каждом случае, важном для воспитания, например, как готовить ребенка к школе, какие закрепить поручения по домашнему труду и самообслуживании, как организовать свободное время ребенка.

Наблюдая за поведением ребенка, его интересами и склонностями, за формированием характера, отец и мать подмечают те или иные черты и опять таки сообща решают, как поступить. Например, у ребенка проявляется особый интерес к музыке или математике. Родители договариваются о том, каким образом они будут помогать ребенку расширять его познания по любимому предмету или виду искусства.

Ребенок недостаточно усидчив, не умеет серьезно работать. Необходимо посоветоваться с учителем или классным руководителем, принять меры, не допускать развития этого недостатка. Действуя в согласии, родители во много раз умножают силу своего влияния.

Нет такой стороны жизни и развития детей, которая оставила бы родителей равнодушными, и нет при этом таких вопросов, по которым они не смогли бы договориться, принять правильное решение, действовать дружно и согласованно.

Если родители действительно озабочены воспитанием своих детей, они легко преодолевают разногласия, приходят к единому мнению. Нарушение этого правила приносит огромный вред детям, уродует воспитание.

Начинается, казалось бы, с мелочей. Сын просит деньги на кино, отец ему отказывает – сын не приготовил уроков. Мальчик обращается с той же просьбой к матери. Вместо того, чтобы заставить сына заниматься, мать дает ему деньги и еще предупреждает, что это должно быть в тайне от отца. Или: мать поручает дочери помыть посуду. Дочь отказывается, мать настаивает. Конфликт разгорается, дочь начинает плакать. Отец выходит из терпения, говорит матери, что не стоит из – за пустяков поднимать шум, огорчать ребенка.

Что же получается? В первом случае мальчик с помощью матери уклоняется от приготовления уроков, во втором – дочь, опираясь на поддержку отца, отказывается выполнять работу по дому. Более того, родители невольно побудили детей лгать, приспосабливаться. В некоторых семьях отец всегда строг, а мать всегда добра и все прощает. И ребенок в присутствии строгого отца – тихоня, а на глазах всепрощающей матери позволяет себе все. Поведение ребенка раздваивается, поведение портится.

Нередко бабушка и дедушка оберегают внука или внучку от любых требований отца или матери. Мать и отец из уважения к бабушке и дедушке уступают. Это мешает воспитанию у детей твердых правил поведения, чувства ответственности за свои поступки.

Еще хуже, когда мать и отец при детях затевают спор, обрушивают друг на друга обвинения, в частности по поводу воспитания. Это вызывает у ребенка тяжелые переживания. Он любит отца и мать, ему трудно решить, кто из них прав. Такие споры подрывают авторитет родителей, озлобляют и отчуждают детей.

страница 1

Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, семья, улица учат другому. Даже педагоги внутри школы действуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Достижение успеха в процессе воспитания возможно только при условии объединения усилий, всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов и т. п.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко:

не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования;

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное время .

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей.

Педагогу надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Процесс воспитания в школе, действия педагогов должны быть направлены на обеспечение согласованных действий и взаимопонимания, единства требований, взглядов .

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей очень разное.

Вот статья с Интернет-сайта, автор которой, имеет свою точку зрения по этой теме. Он задает читателям вопрос

«Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей - столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки - требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее. То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и прочие, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны дудеть в одну дудку и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы, всё равно, не станем ОДИНАКОВЫМИ воспитателями.

А, во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа другое, а учителя третье - пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только, при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в ребёнке «доброе и вечное», а не прививало ребёнку пороки и дурные привычки.

А как иначе, наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и, попросту, разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки и прочее у воспитателей пусть будут разными. Лишь бы они были…. И не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, начиная от мамы и заканчивая нянечкой в садике, все хотят детям хорошего.

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

И пусть этой жизни дети учатся с малолетства.

А какое ваше мнение по этому поводу?

Требования в воспитании должны быть едины?»

Литература:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ

Единство требований

в воспитании детей

дошкольного возраста

Октябрь 2009 год

Общественному воспитанию принадлежит в нашей стране ведущая и направляющая роль.

Ценно, что воспитание в детском саду осуществляется педагогами-специалистами на основе общей для всех детей и обязательной для воспитателя государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребенка.

Детский сад « Росинка» работает по «Программе воспитание и обучение в детском саду». Это комплексная образовательная программа для детей дошкольного возраста, разработанная под ред. М.А. Васильевой. Эта программа основывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи (охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе) конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада. Программа предусматривает организацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома; строится по видам деятельности детей; имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Детский сад располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желания сочетать свои личные интересы с интересами своих товарищей. В то же время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребенка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личность, сохраняться индивидуальность. Поэтому при организации занятий, игр, труда в процессе руководства повседневной деятельностью детей воспитатели заботятся о развитии интересов и склонностей каждого ребенка, различных форм его индивидуальной активности.

Все эти преимущества детского сада, особенности его работы хорошо понимают и ценят родители.

Дошкольная педагогика считает, что наиболее благоприятные результаты обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания. Н.К.Крупская подчеркивала: « Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным … создает замечательное поколение людей»

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей и стремится вырастить из них активных строителей и защитников своей Родины.

Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садам и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями. Ребенку гораздо легче овладеть установленными, нормами, правилами.

Своевременное воспитание той или иной положительной привычки важно, как известно и потому, что она в свою очередь способствует образованию других хороших привычек.

Если же требования, предъявляемые детям в детском саду и семье, несогласованны, противоречивы, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется. В организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей, и это, естественно ведет к большому напряжению нервной системы, отрицательно влияет на его самочувствие, поведение. Подобные случаи бывают в тех семьях, в которых родители не придерживаются установленного для детей режима дня, не воспитывают у них трудолюбие и самостоятельность, организованность, начала дисциплинированности, ответственности, не приучают с уважением относиться к труду и занятиям других членов семьи.

Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив к всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.

Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольников и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.

Но одного хорошего примера недостаточно при воспитании. родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо организовать жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия. Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться, читать, играть, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.

В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома, и за его пределами. Чем содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на формирование личности малыша.

Цель воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.

Воспитание подрастающего поколения – важная составляющая часть жизни взрослых людей. От того,
насколько продуктивным будет воспитательное воздействие, зависит не только будущее детей, но и будущее всей страны. Ведь в каждой семье растет гражданин, который, в свою очередь, скоро станет сам родителем. Все общечеловеческие ценности, которые были заложены с детства, он передаст своим детям. В обратном случае нас ждет безнравственное и бездуховное поколение.

Взаимодействие семьи и школы

Главную роль в воспитании играют семья и учреждения образования. Эффективность этого процесса зависит от того, насколько тесной будет взаимосвязь между ними. Педагоги и родители должны выработать единые правила воспитания ребенка, оказывать друг другу всяческую поддержку и согласовывать способы и приемы воспитательного воздействия.

Семья дает начало жизненным взглядам и позициям малыша. На примере мамы и папы дети учатся, развиваются и обучаются. Влияние родителей на формирование личности огромно. Только они как никто другой знают свое чадо, психические и физические особенности, склонности и интересы. С помощью родителей педагогический коллектив сможет усилить и развить те задатки, которые заложены природой и акцентированы в семье.

Зная особенности микроклимата, материальное, социальное и культурное положение в семье, воспитатели и учителя увеличивают положительное влияние семейных отношений или нейтрализуют отрицательное воздействие в определенных жизненных ситуациях.

Итак, единство требований к воспитанию ребенка – это целенаправленное воздействие семьи и образовательных учреждений с целью развития нравственной, трудолюбивой, здоровой и интеллектуальной личности. Единые требования выступают в качестве главного условия эффективного воспитания.

Ребенок – это личность, индивидуальность, имеющая свой взгляд на жизнь, который является отражением его восприятия социального окружения. Малыши по-разному воспринимают поведение и высказывания взрослых, оценивая их сквозь призму отношения к себе.

Часто родители хотят видеть в своих детях продолжение себя или, наоборот, воплотить в них свои несбывшиеся мечты. И с удивлением отмечают, что их любимая крошка совершенно не желает смотреть на мир их глазами.
Все конфликты и недопонимания между взрослыми и детьми происходят исключительно потому, что родители и учителя не желают мириться с тем, что воспитываемые способны на собственное мнение. Избежать этих конфликтов можно постоянно демонстрируя любовь к взрослеющему человеку, уважение к его суждениям.

От поведения взрослых, их отношения к детям зависит формирование положительной или отрицательной самооценки личности.

Задача родителей и педагогических работников — показать заинтересованность взглядами и интересами подрастающего поколения, разобраться в тонкой душевной организации и помочь, решая проблемы, а не наказывая.

Все семьи разные, и классификация их будет весьма условной. Рассмотрим виды семейных отношений, которые вызывают у педагогов наибольшие трудности при попытке наладить взаимодействие с родителями.

«Трудные» семьи

Целенаправленного и конструктивного диалога у педагогических работников не получается достигнуть с представителями неблагополучных семей. Родители, которые злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики, не только не занимаются воспитанием ребенка, но и не могут обеспечить им достойных условий жизни. Ведь, как известно, позитивное воспитание ребенка подразумевает здоровый сон и правильный уход. Такие семьи не могут обеспечить малышам элементарных условий здоровой жизнедеятельности.

Дети из таких семей не могут социально адаптироваться в коллективе, не имеют навыков трудовой деятельности, часто грубы и агрессивны.

В данной ситуации школа является единственным источником воспитания, который, по сути, является спасательным кругом для таких детей.

Подростков непросто включить в целенаправленную работу коллектива, однако искренняя заинтересованность их проблемами, умение выслушать, понять и направить на правильный путь способны на многое.

«Трудные» дети растут не только в семьях, где родители обладают нездоровыми пристрастиями. Внешне вполне благополучные родители часто разводят руками, глядя на поведение своих отпрысков, искренне не понимая причин их агрессивного поведения и полного игнорирования общепринятых норм поведения. Все дело в неправильном воспитании, вернее, в его полном отсутствии в раннем детстве.

Многие родители дают полную свободу своим малышам, считая, что так они смогут вырастить самостоятельную личность. Однако подобное попустительство способно только навредить. Плоды безнадзорного воспитания видны в подростковом возрасте, когда дети, не признавая никаких авторитетов, правил и законов, часто вступают на тропу преступлений.

Единственный и неповторимый

Современные родители по тем или иным причинам предпочитают растить одного ребенка.

С одной стороны, такие малыши получают максимум родительской ласки и любви, что положительно сказывается на их развитии и самооценке.

С другой стороны, в таких семьях часто наблюдается чрезмерная опека или вседозволенность. Малыш привыкает к тому, что все в этом мире делается для него и с учетом только его интересов.

Когда кроха приходит в детский сад, а потом в школу, естественно, возникают конфликты не только с другими детьми, но и с педагогическими работниками. Малыш искренне не понимает, почему мир перестал крутиться вокруг него, почему он должен интересоваться мнением других и учитывать их интересы.

Неизбежность конфликтов очевидна. Ребенок начинает протестовать, проявлять агрессию и, конечно, демонстрирует полное нежелание подчиняться.

Родители, как правило, встают на сторону любимого чада, обвиняя во всех проблемах педагогических работников.

В этой ситуации педагогам важно сохранять терпение и проявлять максимум тактичности, налаживая контакт с мамами и папами. Нужно в личных беседах показать необходимость другого направления воспитания, согласовать методы, способы и формы воздействия на маленького человечка, которые необходимо использовать как учителям, так и родителям.

Важно согласовывать методы воздействия, чтобы ребенок четко понимал, что от него требуется.

«Нам нужны деньги»

Такую фразу часто можно услышать от родителей в личных беседах с учителями. К сожалению, финансовые проблемы не обходят стороной никого. Однако такие семьи провозглашают принцип: «Материальные блага дороже всего».

Дети изо дня в день слышат разговоры взрослых о том, где и как добыть деньги, что нужно купить и какова стоимость определенных вещей. Часто в таких семьях вырастают люди с потребительским отношением к жизни. Они считают, что все можно купить и продать, игнорируя нравственные и культурные ценности.

Внешне такие родители хорошо заботятся о детях, обеспечивая их всем необходимым. Как правило, они стараются соблюдать режим дня, ухаживают за своими чадами. Они справедливо полагают, что позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход.

Однако такие мамы и папы совершенно не заботятся о внутреннем мире ребенка, неосознанно приучая их делать в школьной жизни только то, что может принести им выгоду.

Работа с такими семьями предполагает тактичное обсуждение потребительского, эгоистичного отношения их отпрысков к жизни. Важно приводить примеры жизненных ситуаций, которые показывают последствия подобного воспитания.

Педагогическая неграмотность

Педагоги называют педагогически неграмотными те семьи, в которых за внешним благополучием скрывается безразличное отношение родителей к своим отпрыскам. И связанно это не с тем, что мамы и папы не заботятся о детях. Вовсе нет. Они проверяют домашние задания, регулярно посещают родительские собрания, обеспечивают позитивное воспитание ребенка – здоровый сон и правильный уход. Однако на изучение внутреннего мира своих малышей у родителей совсем не остается времени. Как правило, взрослые в таких семьях много работают, часто устают. Это отражается на взаимоотношениях с детьми: родители не пытаются уладить конфликтные ситуации в семье, а лишь провоцируют их под воздействием переутомления и раздражительности.
Придя в школу, такие учащиеся переносят неудовлетворенность жизнью в семье на взаимоотношения с учителями и сверстниками, что проявляется в нарушении дисциплины и провоцировании конфликтов.

Педагогические работники должны проявить особое внимание к такому типу родителей: они легче всего идут на контакт со школой, понимая необходимость тесного взаимодействия.

Подведем итоги

Единство требований к воспитанию семьи и учреждений образования обеспечивает эффективный, целенаправленный воспитательный процесс, который позволит воспитать гармонично развитую личность. Правильное воспитание в детстве будет служить залогом успешной жизни в будущем, за которую не придется краснеть ни родителям, ни воспитателям.

Организация: МАДОУ «Малыш»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Ноябрьск

«Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью»

/В.А.Сухомлинский/

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой и остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек, именно семье должны уделять первостепенное внимание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, психологии, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей в системе воспитания ребенка имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание очень затруднено. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.

В толковом словаре Ожегова слово «сотрудничать» означает «принимать участие в общем деле, работать вместе».

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева и др.)

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Наглядность в работе с семьей. В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.); организуется выставка работ детей;

Индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению. Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома;

Работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка). В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д.

Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Можно, например, праздновать «Дни рождения» с чаепитием с приглашением и участием родителей, проводить тематические вечера для родителей на темы: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей». Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В нашем детском саду используются все формы сотрудничества с родителями воспитанников. Это и наглядная информация, различные тематические выставки, выставки совместного творчества детей и родителей к праздникам, дни открытых дверей. Родители привлекаются к работе Управляющего Совета ДОУ, родительских комитетов групп, участвуют в субботниках, спортивных конкурсах, развлечениях для детей, украшают совместно с детьми и педагогами зимние участки.

Родители с удовольствием посещают родительские собрания, когда они проходят в нетрадиционных формах (различные игры, мастер-классы). В ноябре 2013 года в нашем детском саду проведено общее родительское собрание на тему медиабезопасности несовершеннолетних с показом видеофильма «Невербальная агрессия». Явка родителей была огромной-настолько эта проблема актуальна для них! Родители активно участвовали в обсуждении данной темы.

Для будущих воспитанников детских садов города и их родителей в нашем ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка «Волшебный остров детства». Центр посещают родители с детьми раннего возраста от полугода до 3 лет. Одними из задач работы педагогов в ЦИПР являются: постепенное вхождение ребенка в детский сад, обеспечение его комфортной адаптации к детскому учреждению, формирование чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру; установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Большим достоинством ЦИПР «Волшебный остров детства» является то, что, взаимодействуя со своим ребенком на игровых сеансах, родители маленького карапуза понимают, что ранний возраст - это период бурного сензитивного развития, и только через накопление чувственного опыта происходит создание базы для дальнейшего полноценного развития ребенка.

В рамках сотрудничества ДОУ и семьи для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, логопедов, музыкального руководителя).

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплом добрых рук родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
  2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  3. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
mob_info