Когда в индии брачный возраст. Как заключается брак в исламе: подготовка к свадьбе и традиции. Выбор спутника жизни у мусульман

Фотограф Стефани Синклер (Stephanie Sinclair) 13 лет занимается освещением проблемы ранних браков. В 2012 году она основала неправительственную организацию «Too Young to Wed», которая борется за то, чтобы изжить эту практику во всём мире.

«Я пряталась каждый раз, когда видела его. Я его терпеть не могла», - вспоминает Тахани (в розовом) свои первые дни в роли жены Маджеда. На тот момент ей было 6 лет, а ему - 25. На этом снимке Тахани позирует фотографу вместе со своей бывшей одноклассницей Гхадой, которую тоже выдали замуж в детстве, возле своего дома в горах в мухафазе Хадджа, Йемен. Более половины женщин Йемена выходят замуж в детском возрасте.

16-летняя Сурита Шрешта Балами кричит в знак протеста, пока её увозят в её новый дом вместе с мужем, Бишалем Шрештой Балами, во время свадебной церемонии в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, январь 2007 года. Ранние браки - обычная практика в Непале, а деревня Кагати известна своей благосклонностью к этому явлению. Многие индуисты верят, что боги ниспошлют благословение их семье, если они женятся на девочке, у которой ещё не было менструации.

15-летняя Арасели кормит своего ребёнка, 2014 год. По данным исследования, проведённого Фондом ООН в области народонаселения в 2012 году, 30% женщин в Гватемале в возрасте от 20 до 24 лет, вышли замуж до достижения возраста 18 лет. В сельской местности этот процент выше. Подростковые беременности здесь настолько распространённое явление, что существует закон, согласно которому роженицы моложе 14 лет обязаны делать кесарево сечение, потому что их бёдра слишком узкие для родов.

После празднования свадьбы в кругу родственниц, йеменских невест, 11-летнюю Сидабу и 13-летнюю Галияу, сопровождают к их мужьям в Сане, Йемен, где у девочек начнётся новая жизнь, 2010 год.

17-летний Дурга Бахадур Балами посыпает красной пудрой голову 14-летней Нируты Бахадур Балами, которая находится на девятом месяце беременности, во время их свадьбы в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, 23 января 2007 года. Нирута стала жить в семье своего будущего мужа и забеременела, когда они были только помолвлены. В некоторых кругах это является допустимым.

Две молодые матери едут на заднем сидении автомобиля, принадлежащего фонду Samburu Girls Foundation. После переговоров лидеры общины позволили представителям организации увезти девушек в безопасное место. Молодые женщины сбежали из дома, потому что их детям грозила смерть. У народа самбуру существует обычай, не позволяющий молодым воинам жениться. Для таких воинов существуют девушки, которых разрешается использовать исключительно для удовлетворения сексуальных потребностей. Эти девушки не могут забеременеть или стать матерью. Если беременность всё же наступает, женщине предстоит насильственный аборт или роды, после которых ребёнка умерщвляют.

Женщина провеивает зёрна в сезон дождей недалеко от города Бахр-Дар, Эфиопия. В этой стране один из высочайших показателей ранних браков в мире. Каждая вторая девушка выходит замуж до 18 лет, а каждая пятая - до 15 лет. Однако, благодаря работе различных организаций, ситуация постепенно улучшается.

Нуджуд Али спустя два года после развода со своим мужем, который был на 20 лет старше неё. Её выдали замуж в 8 лет. История Нуджуд шокировала общественность, заставив парламент разработать закон о минимальном возрасте вступления в брак.

Cвадебные ритуалы в Раджастхане принято совершать ночью. А на сей раз темное время суток было вообще единственно возможным для церемонии – свадьба была незаконной и потому тайной для всех, кроме приглашенных гостей. Ближе к вечеру невесты, готовясь к бракосочетанию, обливались водой прямо на улице. Невест было три: 15-летняя Радха, 13-летняя Гора и Раджани, их племянница. Девочка пяти лет.

Соседки помогли малышке Раджани стянуть розовую футболочку с нарисованной на плече бабочкой и прикрыли моющихся девочек импровизированным занавесом из тканей для сари. Женихи тем временем ехали из далекой деревни. Никто из них не был достаточно богат, чтобы прибыть верхом на слоне или на скакуне в роскошной сбруе, как того требует традиция. Пришлось довольствоваться машинами. Ожидалось, что прибудут женихи изрядно навеселе.

Никто из жителей деревни прежде их не видел, кроме отца двух старших девочек, худощавого и прямого как палка седого крестьянина с длинными обвислыми усами. Этот крестьянин, которого я буду называть М., наблюдал, как вереница гостей укрывается от палящего солнца под тентом из яркого шелка, и на лице его были написаны и гордость, и тревога. Он отлично понимал: если бы честному и неподкупному офицеру полиции стало известно, что здесь происходит, свадьба была бы прервана, он – арестован, а семья покрылась бы позором.

Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью.
Раджани приходится М. внучкой. У девочки круглые карие глаза и маленький приплюснутый носик, а кожа – цвета молочного шоколада. Живет она у дедушки: в деревне говорят, что отец Раджани – пьяница и лентяй. А еще говорят, что дед любит Раджани больше, чем ее родители, – не зря он выбрал ей жениха из уважаемой семьи, за одним из членов которой была замужем его дочь. Поэтому Раджани не окажется одинокой после гауны – церемонии, которая совершается, когда девушка покидает родительский дом и переезжает к мужу.

Если девочка выходит замуж совсем маленькой, гауна совершается по достижении ею подросткового возраста, так что Раджани еще несколько лет проживет в семье деда. И М. поступает очень хорошо, говорили мне: выдавая внучку замуж, он обеспечивает ей защиту на годы взросления.

Эта история происходит в одной из иссушенных солнцем деревенек индийского штата Раджастхан во время праздника Акха-Тидж. Праздник отмечают в самое жаркое время весны, перед сезоном муссонных дождей, и он считается хорошим временем для свадеб. Мы беспомощно смотрим на Раджани. Пятилетняя босоногая невеста в футболке бегает вокруг, зажав в ручонке розовые пластмассовые солнечные очки, которые кто-то ей дал.

Человек, который привел нас в деревню, говорил только о ее сестрах. О них, правда, говорить тоже было опасно, поскольку закон запрещает брать в жены девушек младше 18 лет. Но к невестам-подросткам отношение снисходительнее. Когда выдают замуж подростка, соседи часто хранят молчание, а представители власти закрывают глаза, не желая подвергать семью бесчестью.

Выдавать замуж малолетних опаснее, поэтому участие в свадебной церемонии самых маленьких обычно не афишируется, их имена не упоминают в приглашениях, и на собственной свадьбе они оказываются на вторых ролях. Раджани уснула до начала церемонии. Ее дядя осторожно поднял девчушку с кроватки, прижал к плечу и понес под лунным светом туда, где ждал индуистский жрец, поднимался к небу дым от священного пламени и сидели на пластмассовых стульях гости и жених, десятилетний мальчик в золотистой чалме.

Десятилетняя Нуджуд Али сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец.
В такие моменты чужака может охватить непреодолимое желание спасти девочку-невесту. Схватить ее, отправить в нокаут окружающих взрослых, сбежать! Что угодно, лишь бы остановить то, что происходит на твоих глазах. Над моим столом приколота фотография Раджани в ее свадебный вечер, за шесть часов до церемонии. Девочка в сумерках смотрит в камеру, в ее широко раскрытых глазах – полное спокойствие, и кажется, что она вот-вот улыбнется.

"Мне 10 лет, и я разведена"
Помню, как меня в ту ночь преследовали мысли о спасении не только Раджани (ее я легко могла бы взять на руки и унести прочь в одиночку), но и двух других девочек, которых собирались, словно оплаченный товар, передать с рук на руки несколько взрослых мужчин, сговорившихся насчет их будущего. Принудительные ранние браки по сей день процветают во многих регионах мира – и отстаивают эту традицию сами родители будущих новобрачных, зачастую нарушающие законы своей страны. Детский брак они рассматривают как достойный способ обеспечить девушке спокойное взросление в случаях, когда другие варианты сложны или есть риск, что девочка-подросток потеряет невинность до брака.

Детский брак распространен на разных континентах, среди представителей разных народов, религий и сословий. В Индии девочек обычно выдают за мальчиков на четыре-пять лет старше; в Йемене, Афганистане и некоторых других странах мужьями могут стать и молодые мужчины, и вдовцы средних лет, и насильники, которые похищают своих жертв, а потом объявляют их женами, как принято, например, в некоторых районах Эфиопии.

Часть этих браков – открытые сделки, практически ничем не замаскированные. Можно, скажем, обменять прощение долга на восьмилетнюю невесту или уладить конфликт между семьями, предложив взамен двоюродную сестру, 12-летнюю девственницу. Когда верхушка этого айсберга, единичные случаи становятся достоянием гласности, они вызывают взрыв гнева по всему миру. В 2008 году газеты многих стран писали о Нуджуд Али, десятилетней йеменской девочке: она сама отыскала дорогу в городской суд и потребовала развода с мужем, которому было за тридцать и за которого ее выдал отец. Позже была опубликована книга «Я – Нуджуд, мне десять лет, и я разведена».

Многие взрослые, такие, как односельчанки Раджани, поющие печальные песни, пока юные невесты моются, не видят в детских браках ничего плохого. Образование девочек все равно будет прервано, так или иначе. Если не из-за брака, то просто потому, что в сельских районах в близлежащей школе может быть всего пять классов, а дальше пришлось бы каждый день ездить в школу на автобусе, набитом похотливыми мужчинами. В самой школе вполне может не оказаться закрывающегося туалета, необходимого девочке-подростку с гигиенической точки зрения. Кроме того, обучение в школе стоит денег – а практичные родители их берегут для сыновей: считается, что те принесут больше пользы. Так, на хинди дочерей, живущих с родителями, даже называют «парайа дхан», что означает «чужое богатство».

Ну а все рассуждения о том, что девушка сама имеет право выбирать себе жениха и что браки должны совершаться по любви, во многих уголках мира до сих пор воспринимаются как глупые и вздорные. Так, в Индии большинство браков, как и раньше, заключаются по воле родителей. Крепкий брак рассматривается как союз двух семей, а не двух личностей – а стало быть, выбор должен быть тщательно продуман многими взрослыми людьми, а не юными влюбленными, которые повинуются мимолетным порывам и зову сердца.

Поэтому там, где царит нищета, где потерявшие невинность девушки считаются непригодными для брака, где многие поколения предков вступали в брак не по своей воле, где старухи родственницы настаивают на том, чтобы девочки быстрее выходили замуж – мол, со мной так было, значит, и с ней должно быть так же, – даже самый убежденный борец с ранними браками растеряется, не зная, с чего начать.

«К нашему сотруднику обратился отец девочки-подростка, – рассказывает Шрила Дас Гупта, врач из Нью-Дели, ранее работавшая в Международном центре исследования женщин (ICRW), одной из нескольких некоммерческих организаций, активно борющихся с ранними браками. – Он сказал: “Хорошо, если я решу выдать свою дочь замуж позже, возьмете ли вы на себя ответственность за ее защиту?” Наш сотрудник пришел к нам и спросил: “Что я ему скажу, если его дочь изнасилуют, когда ей будет 14?” На такие вопросы у нас нет ответов».

Женились на дочерях друг друга
В Индии детские браки запрещены хотя бы формально – в Йемене нет и этого. Все попытки официально защитить девочек-невест до сих пор оканчивались неудачей. «Если бы ранний брак был сколько-нибудь опасен, Аллах запретил бы его, – заявил нам депутат йеменского парламента Мухаммед Аль-Хамзи. Мы разговаривали с ним в Сане, столице этого государства. – Мы не можем запретить то, чего не запретил сам Аллах».

Религиозный фундаменталист и консерватор Аль-Хамзи – яростный противник любых попыток законодательно запретить замужество девушкам младше определенного возраста (в последнем проекте – младше 17 лет). Ислам не дозволяет брачных отношений до тех пор, пока девочка не готова к ним физически, говорит Аль-Хамзи, однако в Священном Коране не говорится о конкретных возрастных ограничениях, так что этот вопрос должен находиться в ведении семьи и религиозных наставников, а не законов. Как ведают этим вопросом семьи, мы имели возможность увидеть в одной из деревень в западной части Йемена.

Мужчина, которого тоже звали Мухаммед, повез нас в эту деревню, потому что события в ней его глубоко возмутили. «Там живет девочка, ее зовут Айша, – он кипел от гнева. – Ей десять лет, она совсем маленькая, просто крошка. А ее мужу – пятьдесят, и у него вот такое пузо», – Мухаммед показал руками, какое именно.

Мухаммед описал сделку, которую здесь называют шигхар: двое мужчин снабжают друг друга невестами, обмениваясь родственницами. «Они женились на дочерях друг друга, – сказал Мухаммед. – Если бы разница в возрасте между мужьями и их новыми женами была более приемлемой, думаю, никто не стал бы сообщать в полицию. Но девочки не должны выходить замуж, когда им по девять-десять лет. 15 или 16 – еще куда ни шло».

В деревне, окруженной зарослями кактусов и иссушенными солнцем полями, в домах из камня и бетона живет пять десятков семей. У старейшины деревни, шейха, приземистого и рыжебородого, на поясе рядом с традиционным кинжалом висел мобильный телефон. Он провел нас в дом с низким потолком, где множество женщин, в том числе с младенцами, и девочек сидело на покрытом коврами полу и на кроватях. В дверь, наклоняясь, чтобы не удариться о притолоку, входили все новые женщины. В самой гуще на корточках сидел шейх, хмурился и шикал, чтобы собравшиеся вели себя потише.

На меня шейх смотрел с подозрением. «У тебя есть дети?» – спросил он. Когда я ответила, что да, двое, на лице у него отразилось недоумение. «Всего двое! – шейх кивнул в сторону молодой женщины, которая кормила грудью младенца, рядом с ней копошились еще двое карапузов. – Этой молодой женщине 26 лет, она родила десятерых». Ее звали Суад, и она была дочерью шейха. Суад выдали замуж за дальнего родственника, когда ей было 14. «Он мне нравился», – тихо говорит Суад под пристальным взглядом отца.

Шейх сделал несколько заявлений относительно брака. Он сказал, что ни один отец не будет принуждать дочь выходить замуж против ее воли. Сказал, что опасность для здоровья, которую якобы представляет ранний брак, сильно преувеличена. Сказал, что первый физический контакт с мужем действительно не всегда бывает легким для невесты, но переживать по этому поводу – бессмысленно. «Разумеется, каждой девушке бывает страшно в первую ночь. Но она привыкнет. Дело житейское». Тут мобильник шейха загудел, он снял его с пояса и вышел на улицу.

Я сдернула с головы платок – раньше я видела, как моя переводчица делала так, когда рядом не было мужчин, и женщины заводили доверительный разговор. Мы быстро задали несколько вопросов: как у вас готовятся к брачной ночи? рассказывают ли невестам, чего им следует ожидать? Женщины взглянули в сторону двери и, увидев, что шейх полностью поглощен разговором, подались в мою сторону. «Девочки ничего не знают, – сказала одна из них. – Мужчины принуждают их».

А не могли бы они рассказать нам о маленькой Айше и ее толстом 50-летнем муже? Тут женщины заговорили все разом: это ужасная история, такое нужно запретить, но мы ничего не могли поделать. Маленькая Айша закричала от страха, когда увидела мужчину, за которого ей предстояло выйти замуж, сказала женщина по имени Фатима, которая, как оказалось, была старшей сестрой Айши. Кто-то сообщил в полицию, но отец Айши приказал ей надеть туфли на высоких каблуках, чтобы казаться выше, и закрыть лицо. Кроме того, он пригрозил, что, если его отправят в тюрьму, он убьет Айшу, когда оттуда выйдет. Полиция приехала и уехала, не приняв никаких мер, и сейчас – женщины заговорили тише и быстрее, поскольку шейх уже начал прощаться со своим собеседником, – Айша замужем и живет в другой деревне, в двух часах езды. «Каждый день она звонит мне и плачет», – сказала Фатима.

«Ты знаешь, что в тебе вырос ребенок?»
Депутат Аль-Хамзи в ответ на эту историю, наверное, повторил бы мысль, которую уже высказывал мне: любимой жене пророка Мухаммеда, тоже Айше, было девять, когда она вышла замуж – так говорится в одном из хадисов, преданий о жизни пророка. Впрочем, другие йеменские мусульмане рассказывают, что среди исламских ученых мужей существует и другое мнение: Айша была старше, когда впервые вступила в брачные отношения. Может быть, она была подростком, а может быть, ей уже перевалило за двадцать. Как бы то ни было, точный возраст Айши не так уж важен, твердо говорили мои собеседники; в наши дни любой мужчина, желающий взять в жены маленькую девочку, позорит свою религию.

«В исламской традиции человеческое тело обладает большой ценностью, – подчеркнул Наджиб Саид Ганем, глава комитета по здравоохранению и демографии парламента Йемена. – Как бриллиант». Он перечислил несколько опасных для здоровья последствий принуждения девочек к половой жизни и деторождению до того, как они физически созреют: разрыв стенок влагалища, образование внутренних разрывов...

Медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: «Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?”».
А один врач-педиатр в Сане рассказал мне, что медсестры, бывает, вынуждены объяснять, что же вообще такое деторождение, девочкам, у которых начались схватки: «Они спрашивают: “Знаешь ли ты, что с тобой происходит? Известно ли тебе, что внутри тебя вырос ребенок?”»

В Йемене не принято говорить о половой жизни, даже образованные женщины не ведут таких разговоров с дочерьми. То, что некоторые родители отдают маленьких дочек взрослым мужчинам, ни для кого секретом никогда не было – но о таком если и говорили, то шепотом. Три года назад ситуация немного изменилась – когда десятилетняя Нуджуд Али стала самым юным в мире борцом с ранними браками.

Для йеменцев удивительным в истории Нуджуд было не то, что отец принудил ее выйти замуж за человека втрое старше, не то, что муж вступил с ней в насильственную связь в первую же ночь (хотя вроде бы и обещал подождать, пока жена подрастет), и не то, что наутро свекровь девочки вместе с женой другого своего сына сперва одобрительно осмотрели окровавленную простыню, а потом подняли Нуджуд с постели и понесли мыться. Нет, во всем этом не было ничего необычного. Удивительно было то, что Нуджуд посмела нанести ответный удар.

«Не получит развод - слишком мала!»
Десятилетняя девочка сбежала от мужа и вернулась домой. Она не испугалась воплей отца, который кричал, что от того, как она будет исполнять супружеские обязанности, зависит честь семьи. Ее мать была слишком запугана, чтобы вмешаться. Но вторая жена отца пожелала Нуджуд удачи, дала денег на такси и рассказала, куда ехать.

Когда изумленный судья спросил у десятилетней девочки, что она делает одна-одинешенька в суде большого города, Нуджуд ответила, что пришла получить развод. Представлять ее интересы взялась известная в Йемене женщина-адвокат. В англоязычной прессе начали появляться статьи об этом деле – сначала в Йемене, потом и по всему миру; публикации вызвали огромный интерес, тем более что сама Нуджуд была очаровательна – и когда она наконец получила развод, решение в зале суда овацией приветствовала толпа народа. Нуджуд пригласили в США – и там ее тоже ждали залы, полные сочувствующих.

Все, с кем она встречалась, были поражены серьезностью и самообладанием маленькой девочки. Когда мы увиделись с ней в редакции одной из газет, издающихся в Сане, она была одета в черную абайю – эту одежду, полностью скрывающую фигуру, взрослые йеменские женщины надевают, когда показываются на людях, но тут в абайе была маленькая девочка.

Хотя Нуджуд побывала за океаном, где с ней беседовали десятки излишне любопытных взрослых, она была такой милой и открытой, разговаривая со мной, как будто мои вопросы были для нее внове. За обедом она устроилась рядом со мной на молитвенном коврике и рассказала, что снова живет у себя дома (отец, сурово осужденный общественным мнением, неохотно, но разрешил ей вернуться), ходит в школу и пишет в своей школьной тетрадке открытое письмо йеменским родителям: «Не выдавайте своих дочерей замуж. Выйдя замуж слишком рано, они будут лишены образования, лишены детства».

В теории общественных изменений для таких, как Нуджуд Али, есть специальный термин: «позитивный девиант». Это действующие в обществе одиночки, которые благодаря и стечению обстоятельств своей жизни, и свойственной им решимости способны отвергнуть традиции и попытаться предложить что-то новое – возможно, радикально новое.

Среди позитивных девиантов, участвующих в кампаниях против ранних браков в разных странах, есть матери, отцы, бабушки, школьные учителя, деревенские врачи... Но самые упорные борцы – сами девочки-бунтарки. И у каждой из них появляются последовательницы. В Йемене я познакомилась с 12-летней Рим, которая добилась развода через несколько месяцев после Нуджуд; при этом ей удалось убедить в своей правоте враждебно настроенного судью, прославившегося заявлением о том, что столь юная жена еще слишком мала, чтобы принимать решение о разводе. В Индии я встречалась с 13-летней Сунил, которую хотели выдать замуж, когда ей было 11. Сунил решительно заявила родителям, что отвергнет жениха, который был уже в пути, – а если те попытаются выдать ее замуж насильно, то она заявит в полицию и разобьет отцу голову.

Безусловно, детские браки гораздо чаще, чем подростковые вызывают общественное негодование. «Публика любит такие истории, когда сразу ясно, где черное, а где белое, – говорит Саранга Джейн, подростковый врач. – Однако большинству несовершеннолетних невест – от 13 до 17 лет. Мы хотим, чтобы общество осознало: защищать надо не только самых маленьких девочек».

«Мне подарили новую одежду. Я была счастлива»
Исследователи полагают, что ежегодно от 10 до 12 миллионов девушек в развивающихся странах выходят замуж несовершеннолетними. И не всегда причина в давлении тиранов-родителей. Девочки принимают решение, потому что все ждут от них этого, или потому что там, где они живут, у них просто нет другого пути. Наиболее успешными оказываются программы, основанные не на чтении морали, а на повышении мотивации бедняков не выдавать дочерей замуж слишком рано. Это и прямое поощрение семей, которые отдают девочек в школу, и строительство самих школ.

В Индии правительство обучает и посылает в деревни медицинских работниц, которых называют сатхинами. Они следят за здоровьем и благосостоянием местных семей; в их обязанности входит напоминать жителям деревень, что, выдавая девочек замуж, они не только совершают преступление, но и причиняют серьезнейший вред собственным детям. Именно раджастханская сатхин при поддержке своих просвещенных тестя и тещи в конце концов убедила родителей 11-летней Сунил отказаться от идеи выдать дочь замуж и позволить ей вернуться в школу.

Фантазии же на тему «схватить девочку и убежать» неизбежно наталкиваются на вопрос: а что потом? «Если мы вырвем девочку из привычного ей окружения, изолируем ее от родных и знакомых, во что превратится ее жизнь? – задается вопросом Молли Мелчинг, основатель сенегальской некоммерческой организации “Тостан”. – Вы не сможете изменить принятые в обществе нормы, если будете бороться с ними силой и унижать людей, называя их отсталыми. Мы своими глазами видели, что целые общины могут делать выбор в пользу перемен – и меняться очень быстро. Это вдохновляет».

Но дорога постепенных перемен мучительно сложна. В этом меня убедил пример Шобхи Чаудари. Ей 17 лет, живет она в Раджастхане. Когда я впервые ее увидела, на Шобхе была школьная форма: темная плиссированная юбка и заправленная в нее белая блузка. Строгий взгляд, прямая спина, блестящие черные волосы, собранные в хвост. Шобха училась в последнем классе средней школы, была одной из лучших учениц. Много лет назад на нее обратила внимание приехавшая в деревню сотрудница «Проекта Веерни» – некоммерческой организации, которая ищет талантливых девочек по всей Северной Индии и предлагает им бесплатное обучение в школе-пансионе в городе Джодхпур.

«Мне подарили красивую новую одежду, – грустно улыбается Шобха. – Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива».
Шобха замужем с восьми лет. Представьте себе ее свадьбу: одновременно выходят замуж с десяток девочек из ее деревни, большой праздник в царстве нищеты. «Мне подарили красивую новую одежду, – грустно улыбается Шобха. – Я не знала, что такое брак. Я была очень счастлива».

С тех пор у Шобхи была лишь мимолетная встреча с мужем, который старше жены на несколько лет. Пока девушке удается отсрочить гауну, после которой она будет обязана переехать к супругу. Когда я спросила Шобху, какое впечатление муж на нее произвел, она отвела взгляд и сказала, что он необразован. Мы посмотрели друг на друга, и Шобха покачала головой: нет, она ни в коем случае не сможет опозорить свою семью, отказавшись от гауны: «Я должна быть с ним. Я сделаю так, что он будет учиться и развиваться. Но покинуть его я не смогу».

Каждый раз, когда я приезжала в родную деревню Шобхи, ее родители заваривали чай с пряностями и наливали его в лучшие чашки, а истории о Шобхе немного менялись. Были здесь и гордость, и желание кое-что утаить, и тревога: кто знает, что нужно этой иностранке? Это была не свадьба – просто помолвка! Эх, ладно – свадьба это была, но ведь произошло все до того, как «Проект Веерми» сделал свое предложение, и до того, как девочка удивила всех своими способностями. Это Шобха выяснила, как провести в дом электричество, чтобы она и ее младшие братья и сестры могли делать уроки после наступления темноты. «Я научилась расписываться, – похвасталась мне мать Шобхи. – Она показала мне, как пишется мое имя».

Но теперь, недвусмысленно намекнули родители, этот милый эпизод ее жизни подходил к концу – да и то сказать, пора. Муж звонил Шобхе по телефону и требовал свидания. Ее бабушке хотелось, чтобы гауна состоялась до того, как она совсем одряхлеет. Занятия в Джодхпуре были для Шобхи одновременно и страстью, и предлогом для того, чтобы оттянуть неизбежное, – однако «Проект Веерни» финансирует обучение лишь до окончания средней школы.

А Шобха мечтала о колледже, после которого она смогла бы поступить на службу в индийскую полицию и следить за исполнением закона о запрете детских браков. В своем дневнике школьница написала на хинди аккуратными буквами: «Я никогда не позволю, чтобы на моих глазах девочек выдавали замуж. Я спасу каждую». Но за обучение надо было платить, а денег не было.

Посоветовавшись, мы с мужем внесли необходимую для колледжа сумму. Послешкольное образование Шобхи продолжается уже больше года: курсы компьютерной грамотности, английский, подготовка к экзаменам для приема на службу в полицию… Я получаю от нее электронные письма (ее английский слабоват, но постепенно улучшается), а недавно переводчица с хинди, которая работала со мной в Джодхпуре, взяв напрокат видеокамеру, сняла для меня видеопослание от Шобхи. Девушка готовится к очередному экзамену, живет в городе, в безопасном хостеле для женщин. Муж по-прежнему часто ей звонит, но гауна еще не состоялась. В какой-то момент Шобха улыбнулась прямо в камеру и сказала: «Нет ничего невозможного, мэм Синтия. Все возможно».

А через два дня после того, как я получила это видео, йеменские газеты сообщили о девочке, доставленной в больницу через четыре дня после свадьбы. В результате полового акта у нее были разорваны внутренние органы. Девочка умерла от потери крови. Ей было 13 лет.

Юридически, брак считается ранним, если он заключен парнем и девушкой, которые не достигли определенного законодательством возраста. Общественное мнение несколько отличается – мы называем созданную семью ранней, если молодым было 18-20 лет. Однако есть еще психологический фактор, определяющий ранние браки, он не имеет привязки к конкретному возрасту. Например, когда создающие семью парень и девушка не готовы к этому, поскольку не осознают в полной мере последствий своих действий.

Причины заключения ранних браков

Многих волнует важный вопрос: что движет подростками, которые решили вступить заключить брак? Если современная, еще не сформировавшаяся психологически, молодежь рвется зарегистрировать семью, порой даже не дожидаясь наступления разрешенного возраста, для родителей это становится проблемой, причем часто неожиданной. Тогда взрослые начинают интересоваться причинами возникшего у детей желания заключить брак в раннем возрасте. О мотивах, которые толкают их на решение о создании семьи, родителям знать действительно необходимо:

  • Желание узаконить интимные отношения. Некоторые семьи строго относятся к вопросу сексуального воспитания детей, подвергая их удушающему контролю. Поэтому подросшие сын или дочь решают удовлетворить любопытство путем «легализации» своих отношений.
  • Сильная любовь и желание соединить себя с партнером узами брака. Такие аспекты, как отсутствие жилплощади для совместного проживания или финансовая зависимость от родителей, пару не волнуют. Осознать ответственность, которая на них ложится при вступлении в брак, молодые люди пока не способны.
  • Беременность – самый распространенный аргумент для раннего создания семьи. Молодой человек вынужден либо платить за аборт, либо брать ответственность за будущее ребенка и молодой матери.
  • Стремление уйти от чрезмерной опеки родителей. Эта причина ранней женитьбы или замужества ребенка возникает тогда, когда взрослые им манипулируют или не интересуются его мнением.
  • Бывает, что несчастная любовь становится аргументом для начала новых отношений. Чтобы насолить бывшему любимому человеку, некоторые подростки даже решаются на ранние браки.

Плюсы и минусы браков в раннем возрасте

Не удивительно, что последствия заключения браков в раннем возрасте бывают плачевными. Однако есть и счастливые примеры, когда семейный быт складывается благополучно, а супруги всю жизнь счастливо проживают вместе, учась, строя карьеру, воспитывая детей. Скорые браки имеют свои плюсы и минусы. Начнем с негативных аспектов, которые могут сопутствовать молодым людям, решившим рано создать семью:

  1. Неосознание всех трудностей, с которыми предстоит столкнуться подросткам. Это рутинный быт, разделение домашних обязанностей, необходимость материального обеспечения семьи, забота о будущих детях, нехватка времени, желание развлекаться.
  2. Кардинальные изменения в жизни парня и девушки с появлением ребенка. О встречах с друзьями, своих увлечениях нужно будет на время забыть, но к таким переменам готовы не все пары, рано вступившие в брак. Как результат, возникает непонимание, конфликты, обиды, которые могут привести к разрыву отношений.
  3. Не стоит забывать о физиологических аспектах молодых парней и девушек. Уровень сексуальности жен-подростков очень низок, а у их мужей на это время, наоборот, выпадает пик сексуальной активности. Поэтому брак между ровесниками в возрасте 18-20 лет нежелателен, ведь девушка не сможет полностью удовлетворять сексуальные запросы новоиспеченного мужа. На этой почве неизбежно возникнут конфликты, растущее недовольство друг другом.

Плюсами брака в раннем возрасте могут быть такие моменты:

  1. Сильные чувства стимулируют молодых проявлять заботу друг о друге, прощая ошибки или недостатки партнера.
  2. Свадьба делает молодых девушек, которые мечтали об этом событии, очень счастливыми: белое платье, внимание гостей, подарки и цветы. В более зрелом возрасте торжество уже не вызывает такого восторга.
  3. Крепкие нервы у юных жениха и невесты позволяют им легче справляться со стрессовыми ситуациями и трудностями семейной жизни.
  4. Брак в раннем возрасте помогает девушке и парню стать более самостоятельными, быстрее психологически повзрослеть, поскольку появляется чувство ответственности не только за себя, но и за членов семьи.
  5. Свобода принятия решений привлекает парней и девушек, которые скорее хотят избавиться от родительской чрезмерной опеки.
  6. В молодом возрасте менять привычки легче, поэтому парень с девушкой смогут совместно сформировать совместные традиции. Процесс адаптации и притирки друг к другу пройдет проще, чем когда он осуществляется между зрелыми людьми.
  7. Работодатели предпочитают нанимать людей, которые уже имеют семью, поскольку считают таких кандидатов более ответственными. Однако это касается только парней, к замужним девушкам отношение другое. Есть вероятность, что она забеременеет и вскоре уйдет в оплачиваемый декретный отпуск, поэтому работодатель нередко отказывает такой кандидатке.

Статистика ранних браков и разводов в России

По статистике, максимальное количество девушек выходят замуж в период с 18 до 24 лет, а парни – с 25 до 34 лет. Если говорить про ранние браки, то в 2010 году на территории России их было заключено более 1, 215 миллиона. Среди них: женилось несовершеннолетних парней – 1131, девушек – 11698. Специалисты отмечают, что на протяжении последних пяти лет число браков среди подростков существенно сократилось.

Подсчитано, что с 2001 по 2005 год в среднем было зарегистрировано браков между несовершеннолетними около 3100 (среди мужчин) и 25 тысяч (среди женщин). А в более поздний период с 2006 по 2010 зарегистрировано 1744 и 16128 браков со ответственно. Однако браки между несовершеннолетними до сих пор остаются проблемной социальной темой не только в России, но и во всем мире. По статистике на 6,7 заключенных подростками браков приходится 5 разводов.

Самые ранние браки в мире

Не существует ни одного государства, где бы брачный возраст девушек наступал позже, чем у парней. На территории разных стран максимально ранний возраст для регистрации брака составляет от 9 до 18 лет. Иногда законодательство предусматривает определенные исключения, а нередко поселения с очень строгими традициями и канонами вовсе обходят установленные законы.

Согласно законодательству Аргентины, Италии, Колумбии и Перу, минимально допустимый возраст для замужества у девушек составляет 14 лет, а в США – 13. Однако каждый штат Америки самостоятельно определяет минимальный брачный возраст, и на территории разных округов он может отличаться. В Канаде, Эквадоре, Испании, Парагвае браки разрешены с 12-летнего возраста.

В некоторых мусульманских странах и поселениях, которые находятся вдали от цивилизованного мира, ранние браки процветают. Так, в Афганистане и Непале ранний возраст, с наступлением которого парням и девушкам разрешается вступать в брак, равен 14-15 годам. В некоторых индийских деревнях замуж отдают девочек, которым едва исполнилось 10 лет. Но поскольку это незаконно, жители проводят церемонии поздно ночью, скрывая это от администрации поселения и представителей закона.

Видео: Мнение психологов о ранних браках

Нельзя однозначно судить, хороши или плохи браки между несовершеннолетними. Некоторые молодые пары расходятся после прожитого вместе года, а другие счастливо отмечают золотую годовщину свадьбы. Так или иначе, окончательное решение принимать самим возлюбленным, однако если есть весомые на то причины, стоит немного подождать с днем бракосочетания. Настоящей любви это ничем не грозит, а слабые чувства не достойны брака. Что же думают о раннем создании семьи психологи, смотрите в видео ниже.

Ранние браки являются нормой в небольших деревнях мусульманских стран. После празднования свадьбы с родственницами, маленькие невесты паранджу и отправляются в новую жизнь со своими мужьями. “Некоторые сельские девушки рассматривают брак как спасение из-под тотального контроля их семей”, рассказывает активист.


1. “Всякий раз, когда я видела его, я пряталась. Мне было противно его видеть”, – так Тагани (в розовом) вспоминает первые дни ее брака с Маджидом, когда ей было шесть лет, а ему было двадцать пять. Молодая жена позировала для этого фото вместе с бывшей одноклассницей Гхада, тоже ставшей маленькой невестой, неподалеку от их дома в горных Хаджа.


2. После празднования свадьбы с родственницами, йеменские невесты Сидаба и Галлиях одевают паранджу паранджу и отправляются в новую жизнь со своими мужьями. “Некоторые сельские девушки рассматривают брак как спасение из-под тотального контроля их семей”, рассказывает живущий в столице Сане активист.


3. Эта группа молодых невест в деревне, на западе Йемена были тихими и застенчивыми, пока разговор не перешел на образование. Большинство девочек, которые вступили в брак в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, никогда не посещали школу, но все говорят, что они все еще надеются на то, что смогут получить образование.


4. Асия, четырнадцатилетняя мать, моет свою новорожденную девочку у себя дома в Хаджа, а ее двухлетняя дочь играет. У Асии продолжается кровотечение и она очень ослабела после родов, у нее нет образования или доступа к информации о том, как заботиться о себе и своем здоровье.


5. Нуджод Али было десять лет, когда она сбежала от своего мучителя-мужа, гораздо старше ее, и на такси добралась до здания суда в Сане, Йемен. Смелый поступок девушки превратил ее в национальную героиню – борца за права женщин. Теперь они развелись, она вернулась домой вместе со своей семьей и снова ходит в школу.


6. Кандагарский полицейский Малалай Какар арестовывает человека, который неоднократно бил ножом пятнадцатилетнюю жену, за неподчинение ему. “С ним ничего не сделают”, сказала Какар, когда ее спросили, что будет с этим человеком. “Мужчины здесь цари.” Какар была позже убита талибами.


7. Уже далеко за полночь, когда пятилетнюю Раджани разбудили от сна и дядя понес ее на ее свадьбу. Детские браки является незаконными в Индии, так что подобные церемонии часто проводятся в предрассветные часы утра. Они становятся тайной, которую хранит вся деревня, объяснил один фермер.


8. Раджани и ее мальчик жених едва смотрят друг на друга, в то время, как они вступают в брак перед священным огнем. По традиции, молодые невесты продолжают жить дома до наступления половой зрелости, когда вторая церемония ознаменует их переход под полную власть мужа.


9. Хотя ранние браки являются нормой в ее маленькой непальской деревне, шестнадцатилетняя Сурита кричит в знак протеста, когда она покидает дом своей семьи, и ее перевозят в деревню ее нового мужа.


10. Когда родители Сунил, живущей в штате Раджастан, Индия, организовали ее брак в возрасте одиннадцати лет, она пригрозила сообщить о них в полицию. Они смягчились, и Сунил, теперь тринадцатилетняя, осталась в школе. “Обучение даст ей преимущество перед другими “, говорит сейчас ее мать.

Только что принесли мне газету Yemen Observer. Мимо

статьи на последней странице не могу пройти- надо обязательно вам пересказать! Вопросы на эту тему часто бывают.

Статья о раннем браке, состоявшемся в провинции Hajj. Пока читала, плюс фотография(так у нас детки на yemen day одеваются) не отпускало ощущение того, что это инсценировка, хотя сама лично знаю одного идиота, женившегося лет в 30 на 13-14летней девчонке.
ФОТО ИЗ ГАЗЕТЫ.

Вот. Пробегусь по статье.

11летнюю Салли выдали замуж за 25 летнего мужчину в прошлый четверг. На свадьбу были приглашены почти все одноклассницы Салли и друзья 10-13. Пока дети гости грали в игры и всячески веселились, мать девочки с подругами проливали слезы над событием. Напомню, что женская свадьба и мужская её часть проходят отдельно друг от друга. Сестра Салли, которая в свою очередь бфыла выдана замуж в 13 лет, а сейчас ей 27, старалась както помешать раннему замужеству сестренки. Да кто ж слушать то будет?

Когда жених вместе с отцом и младшим братом пришли забирать невесту, девочка наивно спросила, нельзя ли в мужья получить более младшего? Естественно, было отказано. На том и закончили.

При подготовке к свадьбе жених дал отцу невесты деньги на покупку новой одежды, включая и свадебное платье и 2000 риал на карманные расходы самой девочке невесте (10 долларов). Младшие брат и сестра Саллли (6 и 7 лет) горько плакали, потому как тоже хотели замуж, чтобы получить новую одежду и карманные деньги!

Выкуп (который, впрочем назван приданным-dowry) был выплачен отцу невесты. 150 тысяч риал – 1доллар=198-200 риалам. Деньги, по словам матери Салли, забрал отец себе. Также, в дар невесте, как и полагается, были куплены золотые украшения – ожерелье, браслети кольца. Все это тоже было присвоено и продано. На эти деньги отец невесты купил тарелку саттелит и ресивер.

Тут я скажу, что как то был спор у мужа в журнале – что деньги не забирает отец. Мы общаемся с местными- потому знаем, что да, забираться деньги не должны. В некоторых семьях так и есть. Но в большинстве случаев, деньги забирает отец(сеья) себе. И тут это сказано не мной, а, по словам автора статьи, матерью девочки. Поэтому, прошу не спорить. Здесь вот так обстоят дела и это информация из первых рук.

В пятницу утром Салли забрали из родного дома в старой части Саны (от себя- там такие семьи «дремучие» живут- сами видели) и отвезли в провинцию Hajj.

По законодательству в Йемене запрещено выдавать засмуж девочек младше 16 лет. И даже по имеющейся новой поправке – с 18(!!!). При регистрации брачного договора отец и указал возраст, как 18 лет- никто и не удосужился проверить, естественно.

Здесь нет «ЗАГСов», все в конторах делается, без невесты даже. Мужчины по рукам ударили, сделку заключили.

Сейчас бедная девочка живет далеко от родительского дома. И не сможет она никак связаться с родными, чтобы пожаловаться на судьбу....

А я вот думаю, что такое родительский дом для неё? Мама, которая не имеет права голоса или отец, продающий дочерей, как скот, чтобы наживиться???

Но спасибо, что сейчас хоть пишут об этом.

ужасно...............
А кто не читал ещё про то, как празднуются свадьбы в Йемене, добро пожаловать в тэг
mob_info