Национальный костюм татаров как называется. Национальный татарский костюм: общая информация

Татары - многочисленная национальность, проживающая в России испокон веков. Она имеет много этноподгрупп, и костюм каждой из них имеет свои особенности. Они обусловлены местом проживания, историческими контактами. В целом на татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции и ислам. Основным вариантом считается сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар. Он гармонично сочетает ткани сочных «восточных» оттенков, головные уборы с замысловатым орнаментом, различные виды обуви, изобилующие украшениями ювелирные изделия, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Татарский национальный костюм

Журнал: Народная магия №9(26), сентябрь 2019 года
Рубрика: История народного костюма

Женская и мужская татарская одежда отличительным признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Сюда входит длинная широкая туникообразная рубаха и прита - ц ленная по спине верхняя одежда без застёжек.
Рубаха, как мужская, так и женская, обязательная для татар, называется кулмек, а штаны, также носимые и женщинами, называются ыштан. Эта одежда была в обиходе вплоть до середины XIX века. Рубаху шили из прямого, перегнутого поперёк полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. Женская рубаха отличалась от мужской только длиной - она доходила почти до щиколоток.
Состоятельные татарки шили рубахи из дорогих тканей - шёлка, шерсти, хлопка и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. Обязательной деталью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.
Штаны (ыштан) представляют собой широко распространённую форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом». Для мужских штанов использовалась обычно полосатая ткань (пестрядь), женские же шились из однотонной. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.
Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин - вид демисезонной одежды, бишмет - зимняя верхняя одежда, утеплённая ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен - рабочая одежда из домотканого сукна, чабулытун - меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.
Обязательной деталью татарской верхней одежды был пояс. Изготавливались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже их вязали из пряжи. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.
Как и мужчины, женщины-татарки поверх рубахи носили камзол. В зависимости от отделки он мог быть летней домашней или выходной одеждой. Их шили длинными до колен или короткими до бёдер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края изделия - подол, проймы рукавов, ворот - украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Позже в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские головные уборы

Главным мужским головным убором татар является тюбетейка - небольшая надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).
В женских головных уборах татар соблюдалась возрастная дифференциация. Так, незамужние девушки носили калфак. Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (укачачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад.
Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и её шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трёх обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки из домотканого сукна белого цвета, на которые надевали лыковую или кожаную обувь. Верхней обувью были сапожки (читек), ичиги. Зимой надевали полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твёрдой подошве.
Чёрные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь в таком стиле является спецификой именно татарского народа.
Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко - с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.
Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более лёгкими и удобными при работе в поле.

Национальные татарские украшения

Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.
Женским головным украшением были накосники, очень разнообразные по форме, материалу, формам отделки и способам ношения. Древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить в трёх- четырехлётнем возрасте. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые, помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Женский национальный татарский костюм дает полное представление о национальном быте и эстетических понятиях. Вкупе с физическими факторами, татарский народный женский костюм повествует нам о возрасте и статусе женщины, ее семейном и социальном положении, а также о личных вкусах и предпочтениях.

Описание татарского национального костюма

Национальные костюмы татарского народа – это уникальная, характерная только для данного народа, художественная составляющая, которая включает в себя ткачество, изготовление головных уборов и обуви, а также ювелирное искусство.

Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Зимой в качестве верхней одежды носили шубы.

Для женщин было обязательно носить покрывало, чтобы скрывать фигуру и частично лицо. В 19 веке покрывало сменилось платком, который девушка в национальном татарском костюме завязывала на голове, надвинув его на лоб.

Именно головной убор женщины говорил о ее . Незамужние девушки носили сшитые или связанные мягкие «калфаки». Важная роль головному убору отведена была и в татарском национальном свадебном костюме, который отличался обильным украшением и роскошной меховой отделкой. Дамы, которые были уже замужем, накрывали голову легкими шелковыми покрывалами или шалями, и носили ювелирные украшения на лбу и висках.

Обувь в татарском национальном костюме

Обувь, которую носили татары, представляла собой кожаные башмаки и сапожки «ичиги». Праздничные модели обуви были выполнены из разноцветной кожи, а в будни носили татарские лапти «татар чабата», надевая их на тканые чулки.

Об особенностях культуры татарского народа можно судить, проанализировав национальный костюм женщин. Ведь именно представительницам прекрасного пола присуща необходимость проявлять красоту во всем. И одежда – яркое тому подтверждение. Татарские женщины стремились к красивому, приталенному силуэту одежды и по-восточному насыщенному декору (вышивка, использование камней, соболиного и лисьего меха).

Национальный костюм народа, пожалуй, важен, как и герб, и гимн, и язык. Он идентифицирует человека с конкретной народностью, дает возможность обрисовать национальные черты и особенности. С помощью национальных нарядов, зная их тонкости, легко можно определить принадлежность к той или иной народности. В становлении национального костюма всегда играют роль климатические условия проживания народа, моральные принципы и устои, особенности экономической политики государства. Костюмы совершенствовались, менялись, впитывая в себя новизну и традиции. Татарский народный костюм совсем не исключение, он прошел длинный путь своего становления и развития.

Национальная одежда татар олицетворяет народное прикладное творчество, которое состоит из изготовления материалов, головных уборов с многогранным орнаментом, тонких ювелирных украшений, а также изготовления разнообразной обуви.

Особенности татарской мужской одежды

Ансамбль национальной одежды татарского народа одновременно сложен и гармоничен, все элементы татарской одежды, бесспорно, сочетаются друг с другом по фактуре, цветовой гамме и силуэту. Верхняя одежда должна быть обязательно приталенной на спине, на рубаху надевается камзол без рукавов. Сверху камзола мужчины надевали свободный халат с воротом, подпоясывая кушаком. В стужу носили чикмены и бушметы, а также дубленки и шубы. Тюбетейка – неотъемлемый элемент национальной одежды татарского народа. Мужчины носили тюбетейку, состоящую из четырех клиньев, которая имела форму полусферы или конуса, обрезанного на конце. Тюбетейку декорировали вышивкой, зимой мужчины носили .

Женский национальный татарский народный костюм

Женский народный костюм ярче выражает особенности татарской культуры. Общий силуэт притален, имеет трапециевидную форму, низ камзола декорирован бахромой или мехом. В отделке костюма в изобилии используют драгоценности и разнообразные украшения, а также вышивку и богатые, насыщенные цвета. Мех всегда у татар был в цене, и татарки из знатных семей успешно применяли его в отделке своих костюмов.

Головной убор женщины говорил о ее семейном и общественном положении, незамужние девушки надевали светлые тканевые калфаки. Замужние татарки должны были покрывать голову, пряча от чужого глаза волосы, с помощью шалей и платков. На лоб и височную зону надевали спадающие украшения, полоски, расшитые бусами.

1.Введение.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Чәчләремне чолпы тагып

үрдем ике толымга.

Аннары калфак беркеттем

Башымның түбәсенә,

Күлмәк,камзолымны кигәч...

Күз генә тимәсен лә.

Авылга кунакка кайттым,

Татар киемен киеп,

Әбием куансын әле

Милләтем яши! “–диеп.

С раннего детства я вместе со своей семьёй езжу в деревню к своей любимой бабушке.Летом там у нас очень хорошо,особенно интересно бывает в татарской деревне на праздниках. Один из таких замечательных, традиционных праздников у татарского народа это Сабантуй бәйрәме.Моя бабушка, прислала мне подарки, сделанные своими руками: красивый калфак,вышитый татарским орнаментом камзул.Мне так понравилис ь бабушкины подарки, они такие необычные: и я подумала, примерив их, куда же я их буду надевать? В моих мыслях как песня стали рождаться эти строчки…И получилось такое стихотворение. Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Более подробно о том, какой длинный исторический путь прошёл национальный татарский костюм, создаваемый и меняющийся тысячелетиями, становясь все краше, изысканнее из поколения в поколение я решила изучить и рассмотреть в своей работе.

Итак, цель моей работы: Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Исследовать национальный костюм сибирских татар, его виды, элементы на примере моей бабушки и её рукоделия.

Задачи:

1. Выявить особенности национального костюма.

Актуальность темы :

Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней»

Гипотеза : Исследование самобытности татарской национальной одежды и изучение национальных костюмов сибирских татар делает меня частью культуры и традиций татарского народа.

Структура работы:

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    наблюдение

    беседа

Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды татар, национального костюма сибирских татар конца XIX – начала XX века.

Предметом же исследования мы выбрали локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи татар, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды .

2. Основная часть.

Глава 1.

Татары - одна из народностей Татарстана.

Татары - тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии.

Численность в России составляет 5554,6 тыс. чел. Являются второй по численности народностью в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этно - территориальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские. Татары составляют около половины населения. Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишярский), средний (казанско - татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующие православие) – мусульмане.

На территории Барабинской степи проживают Барабинские татары. Значительную часть составляет татары, переселившиеся в различные периоды освоения Сибири из европейской части страны, так называемые «Казанские татары».

Глава 2.

.

Каждая нация, стараясь выделиться от другой, придумывала свои, несомненно, уникальные и присущие только ей обычаи и традиции. Встречают, как вы знаете по одежке, поэтому «национальный костюм» как нельзя, кстати, должен олицетворять весь дух народа.

2.1.История татарского костюма.

За богатую многовековую историю татар образ национального костюма постоянно менялся, отражая черты той или иной подгруппы татарского народа. Правда, не только сами татары влияли на это изменение, естественно и серьезные события, влияющие как на государственный уклад татар, так и на территорию их проживания, вносили свою лепту. Однако можно выделить несколько групп и факторов, оказавших наибольшее влияние. Среди них поволжские татары, а так же соседствующие восточные народы и, конечно же, религия – ислам.

Итак, совместив в себе множество стилей и времен, татарский национальный костюм предстает перед нами яркой частицей истории.

Основу этой частицы составляют ыштан - шаровары и кулмэк – рубаха-платье, а так же чекмень, бешмет и казакин. Все это разновидности кафтанов, имеющих различные рукава и воротники, они, как правило, шились из легких тканей. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты.Кстати, верхняя распашная одежда татар не имеет застежек, поэтому обязательным атрибутом является пояс. Пояс мог шиться из ткани или вязаться из шерсти. Но не только это отличает татарских костюм от других. Издревле одежда татар отличалась своей трапециевидной формой, большим размером, а так же необычайной яркостью и большим количеством самых разнообразных украшений.

Глава 3.

Мужская и женская одежда.

Татарский костюм представляет собой систему народного и художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов платьев, жилетов. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь по цвету, форме, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

3.1 Особенности мужской одежды. Мужчины носили длинные, широкие рубахи (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха с воротником-стойкой, отложной воротник чаще встречается на свадебных рубахах мужчин. Разрез делался на правой стороне груди. Рубаха сшилась длинной и широкой, длиной до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой или домотканой тесьмой. Позже, когда стали использовать фабричные ткани в обиход стали входить современные рубахи - со скошенными плечами и отложными воротниками. Штаны (ыштан) сшились из полосатой ткани. Праздничные и свадебные штаны шились из домотканой ткани с мелкими узорами.

Верхняя одежда распахивалась и была с рукавами или проймами для рук. Изготовляли ее сначала из холста, позже и из фабричных тканей, из меха (овчины, лисы и т. д.). Татары носили двубортную с правосторонним запахом одежду, с приталенной спинкой (чабу кием). Ее обычно сшили с наглухо закрытым воротником. Это камзол-вид домашней одежды, бишмет-утепленная ватой или шерстью зимняя одежда, чабу тун - меховая крытая тканью, шуба. Кроме того для посещения мечетей – чопан. Ношение пояса–было обязательным для мужчин. Пояса - вязанные, самотканнные, сшитые из ткани, бархатные и с металлическими украшениями.

3.2. Головные уборы мужчин.

У мужчин головные уборы различают домашние и выходные. К домашним относят тюбетейку, которая представляет небольшую шапочку, которая одевается на макушку. Сверху, когда выходили во двор надевали меховую шапку. Для сохранности формы и тюбетейку простегивали, закладывая между строчками прокрученный конский волос или шнур. Ткань использовали самую разную, но чаще это была бархатная ткань. Тюбетейки украшались вышивкой с растительным орнаментом. Иногда вышивали бисером. Такие яркие тюбетейки были у молодежи.

3.3. Особенности женской одежды.

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи, часто украшенной широкими воланами или оборками. Основу женского традиционного костюма составляют рубаха (кулмек) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легких тканей. Женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток. Позже рубахи шились из дорогих тканей (шелка, шерсти, хлопчатобумажной материи и тонкой порчи). Украшалась рубаха воланами, лентами и кружевами, кистями и тесьмой. Рубахи отдельно не носились. Татарская одежда дополнялась камзолами, сшитыми из тяжелых шелковых или бархатных тканей и украшенными тесемочной отделкой. На отделку камзолов пришивались монетки. Костюм принимал праздничный и более благородный вид за счет съемных украшений. Популярным являлся нарядный нагрудник «изю», прикрывающий сверху вырез платья. Вдоль закругленной стороны «изю» пришивалась декоративная тесьма, на которой крепились различные монеты, бляхи, броши. Завершенность национальному костюму придавали расшитые золотой нитью или бисером калфаки и мягкие ичиги.

Основным украшением сельского костюма, состоящего в основном из рубахи и передника, является вышивка. Еще с детства, освоив мастерство вышивки татарки, готовили себе приданное и свадебные подарки. Материалом для вышивки служили самодельные и покупные ткани, шерстяные, шелковые нити, мулине, бисер. Татарские рукодельницы владели разнообразными способами вышивки - разнообразная гладь, ковровый шов, шитье бисером, тамбурный шов.

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции, Характерной для татар является тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни», или степного куста-источника благополучия, жизни. Букет состоит из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.Древним и популярным является ленточный узор, располагающийся на узкой полосе. За счет вытачек и пройм костюм становится более облегающим и упрощенным, без громоздких перевязей и нагрудников. Национальная одежда или отдельные её элементы применяются и в наши дни.

3.4.Женские головные уборы

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосы у них состояли из шапочки и накосника. Особый интерес представляют старинные монетные шапки. Это каркасная шапочка на твердой основе (такыя бурек) , которая имела вид высокого конуса, покрытого шелковой материей, ушитого золочёными кораллами и жемчугом. Сверху конус оканчивался золочёной верхушкой. Основной головной убор пожилой татарки представлял собой покрывалообразную косынку (орпек) длиной 2.5 метров. Изготовляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась несколькими монетками. Поверх орпек надевалась традиционная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или монетная шапочка (ука-бурек).

В женской одежде татарского комплекса имело присутствие тастар - полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной тесьмой, имеющее богато орнаментированные пришивные концы. Поверх тастара надевали монетную шапочку (кашпау). Молодые женщины надевали волосник башкигец в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол.

3.5.Украшения

Среди татарских украшений известны как мужские, так и женские. У мужчин были драгоценные перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Ассортимент женских украшений был значительно шире.

Серьги - это элемент в костюме. Впервые их надевали девочки в трех - четырехлетнем возрасте и носили до глубокой старости. Миндалевидные серьги с подвесками (татар сыргасы) представляют собой элемент костюма татар, бытовали они повсеместно. Татарки носили и носят кольцевые, трехбусинные серьги для украшения лица. Кроме своих традиционных, женщины - татарки носили и серьги, как у других народов.

« До сих пор женщины и мужчины носят амулеты – обереги (дога). Этим они защищают себя, своих детей, дом от сглаза, колдовства и нечистых сил. Амулет состоит из перевязи и кармашка. В этом кармашке находился «охранный» текст из Корана. Эти амулеты отличались по форме, декору, названиям. Кармашки могут быть разными по форме: треугольная, четырехугольная, округлая, неправильной формы». Эту информацию мне предоставила моя бабушка.

Шейно – нагрудные украшения татарки, носили не только, как украшения, но и прикрывали разрез женской рубахи. Кроме того татарки носили бусы. Они украшались монетами, вышивкой, различными пластинами, бляхами и т.д. Украшения рук – браслеты, перстни, кольца. Браслеты татарки носили постоянно: по одному на каждой руке, что являлось средством сохранения добрых отношений между мужем и женой. «Кольца же, как нам объяснила Гатауллина Нафиса Гатауловна - жительница нашего микрорайона, одевались на все пальцы. Но если их не было в большом количестве, то надевали столько, сколько есть. Это были в основном серебряные кольца, а иногда можно было видеть кольца с драгоценными камнями».

Имелись также и головные украшения. Это, к примеру, накосник. Они были разные по форме, материалу и технике изготовления, по декоративному оформлению и способам ношения. При оформлении использовались монеты и различные бляхи.

3.6. Обувь.

Традиционная мужская и женская обувь имела различия. Женская обувь отличалась тем, что имела каблук, уменьшенный размер голенища, декоративное оформление бисером, каймой и многим другим. На босую ногу татары надевали чулки суконные (тула оек) и вязаные из шерстяных ниток, приготовленных из шерсти овец. Оригинальный вид нижней обуви у татар представляют собой наголенники (аякчу, аяк чолгау). Их используют в наше время пожилые люди для обертывания голени и носят с ичигами или суконными чулками. Раньше невесты своим женихам преподносили в подарок наголенники, сшитые или связанные самою и красиво украшенными концами. Верхняя обувь: кожаная, лыковая, валяная. Высокие до колен сапожки из мягкой кожи с мягкой подошвой (читек). Мужчины носили в основном с отворотом, однотонные черные ичиги, изготовленные из сафьяна и других материалов. У женщин же сапожки покороче и без отворотов. Праздничная женская обувь выполняется в традиционной технике кожаной мозаики. При выходе из дома на ичиги надевают кожаную обувь на твердой подошве, или надевают калоши, а зимой полуваленки. Ичиги представляют собой чулки, изготовленные из кожи. Особенно их носило старшее поколение. Иногда можно было встретить сапоги на твердой подошве (итек). У татар бытовали сапожки с белым суконным голенищем (сарык).

Женские сарык отличались от мужских, тем, что на них имелись аппликации и вышивки. Они были сделаны для красоты, и чтобы отличаться от других женщин. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были и остаются в настоящее время калоши (кевеш, ката). А выходной обувью считались туфли (башмак). У женщин были и узорчатые, нередко с каблуком. Традиционными туфлями считались туфли с остроконечным и слегка поднятым носком. Женские башмачки изготавливались из бархата, богато расшивались золотой и серебреной канителью, также бисером, речным жемчугом.

Лыковая обувь, особенно лапти (чабата) , представляла у татар рабочую обувь, потому что она была лёгкой и удобной, в ней легко работалось при полевых работах, так и при домашних. Были лапти с «личиком» прямого и подошвой косого плетения (татар чабатасы ).

Зимой все носили валенки (киезитек, пима, пуйма). Они были и короткие, и высокие. А зажиточные татары носили цветные «кукморские» валенки.

3.7 .Женский костюм.

Оформляя свой костюм, татары могли использовать меха таких животных, как соболя, куницы, бобра и черно-бурой лисицы. Естественно, если сравнивать мужской и женский костюм, то можно сказать, что женщины носили массивные нагрудные, наручные и накостные украшения, а так же отличались наиболее сложными головными уборами.

Самым популярным женским убором татарок считается калфак . Калфак закреплялся на голове девушки с помощью специальной ленты – повязки, имеющей конец конусообразной формы с кисточками. Обычно этот конец девушки откидывали набок или назад. Следует так же отметить, что между возрастом женщины и видом головного убора прослеживалась некая зависимость.

Так, например , калфак замужней женщины был более сложной формы и имел больше цветов, а так же головной убор должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи и даже спину замужней татарки .

3.8.Мужской костюм

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй ) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может купить тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.

Исконно татары носили кожаные сапоги и туфли, носы которых были загнуты вверх. Причем городские жители носили мягкие сапоги – ичиги, а сельчане и бедные слои носили чабата, внешне похожие на лапти. Даже сейчас многие люди используют красивые и удобные ичиги дома в качестве домашней обуви.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Глава 4.

Исследование национальных костюмов бабушки.

4.1.История национальных костюмов сибирских татар.

Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальным нагрудным украшением. В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка.

Верхняя одежда Татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой,мехом.

Праздничная бархатная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Женская шапочка - калфак, вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Татар.

4.2.«Традиционный комплекс одежды сибирских татар»

Комплекс мужской одежды сибирских татар традиционно состоял из нательной плечевой и поясной одежды (белья) - рубахи и штанов, верхней рубахи и верхних штанов, поверх которых надевалась верхняя плечевая распашная одежда (с рукавами или без них), а также различного рода сезонной теплой одежды. Завершали этот комплекс различного рода головные уборы, обувь, пояса, носки, шарфы и рукавицы.

Сибирские татары сохраняли свою традиционную национальную одежду в основном до середины XIX в. В одежде каждой из групп сибирских татар наблюдались некоторые особенности, связанные с естественно-географическими условиями районов обитания отдельных групп, а также с историческими контактами татарского населения данного района с другими народами.

Камзол (камсул) Основным видом мужской верхней одежды всех социальных слоев татар служил камзол (камсул). Обычно его шили из сукна в талию, длиной чуть ниже колен. Он был однобортным со стоячим воротником и застегивался на 5-6 пуговиц. Петли камзола прометывались.

Теплая одежда татар.

Всю верхнюю теплую одежду татары называли общим названием "тун". Термин "тун" всегда употреблялся вместе с названием материала, из которого шили тот или другой вид теплой одежды, например, лисья шуба (толге тун), полушубок (тире тун) и т.д.

В качестве сезонной теплой одежды у сибирских татарок бытовали стеженые пальто из хлопчатобумажных тканей (тун) , плюша или бархата (плюш тун), в зимнем варианте отделанные мехом (йонле тун ).

Мужские головные уборы сибирских татар . Мужские головные уборы сибирских татар можно разделить на 2 группы - летние и зимние, Головные уборы носили круглый год, постоянно, зимой поверх надевали теплые шапки. Это обстоятельство отмечено как характерное для тоболо-иртышских татар. Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар-мусульман, была тюбетейка.

Обувь сибирских татар.

Сибирские татары, как и мужчины, так и женщины издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой.

Глава 5.

Мои этнографические исследования.

Мою бабушку зовут Ризванова На җ ия Ә хм ә ди кызы.

Она живет в деревне Им ә нлебаш Заинского района. В молодости она работала на ферме, очень любила петь и с удовольствием пела свои песенки коровкам, телятам. У неё много наград за хорошую работу. Она родила 3 детей,7 внуков сейчас она на пенсии. Моя бабушка занимается рукоделием и в своих костюмах сама поёт на концертах. Она участвует в различных песенных конкурсах, которые проводятся в Заинске. Моя бабушка свято чтит татарские, народные традиции, часто ходит в Мечеть, надевая свои татарские костюмы которые она сама создала своими руками .

Я горжусь своей бабушкой, она нас любит. Она нам вяжет носки, шали, кофты, даже варежки. Когда я вырасту,хочу быт ь похожей на неё, такой же активной в жизни, мастерицей, рукодельницей и свято чтить и соблюдать традиции моего народа-сибирских Татар. Я горжусь своей бабушкой и тем, что я тоже Сибирская татарка.

Ниже на фотографиях представлены работы моей бабушки-мастерицы, рукодельницы.

Фото № 1. «Женский бархатный камзол с вышивкой».


Этот прекрасный камзол выполнен нашей пробабушкой, которая сама его сшила и сделала вышивку на нем своими руками.

Моя мама надевае т этот камзол на детские праздники на работе, участвует на мероприятиях в городе.

Фото № 2. «Женские платья мелкими сборками»


Это платье (слева) тоже ручной работы,сшила его наша пробабушка и подарила бабушке на сабантуй. Әбика очень любит носить национальную одежду, украшения, ичиги, галоши. Калфак она сама вышивала.

Фото № 3,4,5. «Женские головные уборы». Тюбетейка с украшениями.

(Эту тюбетейка передаётся в нашей семье из поколения в поколение)

Белый платок для утренней службы в Мечети.

Нарядный платок для праздников.

Фото № 6,7,8.

Одежда для праздничных выходов, например «Курбан-байрам» и «Ураза-байрам»
Праздничный камзол. Вышитые праздничные платки.

Фото № 9. Ичиги красные с вышивкой.

Эти ичиги достались моей бабушке ещё от нашей пробабушки, которая в них танцевала в местном деревенском ансамбле на Сабанту й.

3. Заключение

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что костюмы татар имеют свои особенности. Они отличаются от одежды других народов, близко живущих с татарами, и тем не менее их близкое соседство оказывает влияние на самобытность костюмов татар. В основном сильное влияние оказали – башкиры, удмурты, марийцы и русские.

Кроме того мы выяснили, что с течениями времени новыми введениями, открытиями и изобретениями в промышленности и кустарном производстве в одежде татар происходят большие изменения.

Как целостная система декоративно-прикладного творчества татарского народа предстаёт перед нами искусство национального костюма. Основные его пластические и декоративные элементы формировались в
течение столетий в соответствии с особенностями природно-хозяйственной, социально-экономической деятельности, эстетическими вкусами татарского народа и нравственно-религиозными нормами.
Степень рукотворности татарского костюма зависела от характера его слагаемых: элементов вышивки, ткачества, ювелирного искусства, участвующих в его композиции.

За счет набора предметов костюма и его многочисленных декоративных деталей складывалась достаточно многосложная, тяжеловесная структура, построенная на принципах «нанизывания», умножения деталей и декоративных эффектов.
В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с
криволинейными полихромными узорами, на голову надевали калфак, развивающий фактуру и цветовой ритм камзола.

Традиционный татарский костюм существует и сегодня в практике
фольклорно-музыкальных ансамблей. Художники-модельеры разрабатывают некоторые декоративные мотивы национального костюма нагрудников, воланов, оборок, рубах, шаровар, шлемовидной шапки, возрождают декоративные швы, своеобразную орнаментальную поверхность, постигая увлекательную многоступенчатость, многослойность строя классического костюма.

"Сегодня в повседневном быту встречаются лишь отдельные элементы традиционного костюма: мужские тюбетейки и способы повязывания женского головного платка "по-татарски" (в роспуск и на кромку), европеизированная в целом, но с элементами традиционного покроя и расцветки женская рубаха кулмэк, кожаная обувь (в том числе и узорная). Бытуют они в основном у сельских жителей, меньше у горожан. В настоящее время в Татарстане, как и в других регионах России, предпринимаются активные действия, направленные на возрождение традиций народного костюма в современных условиях. Профессиональные художники, модельеры пытаются внести национальный колорит в современную одежду, руководители фольклорных коллективов и музейные работники стремятся воссоздать (реконструировать) традиционные комплексы народного костюма" ("Татары", с.314).

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение. Постепенно происходит « обрусение» татарского народа. Многие традиции не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что многое может быть забыто. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

4. Исследовательская литература:


1.Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11
2.Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.
3.Татары. Д.М.Исхаков, Р.К.Уразманова, Ю.Г.Мухаметшин, С.В.Суслова, 4.Н.А.Халиков (Казань) // Народы России. Энциклопедия. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.321-325 2. 5.«Татарская народная одежда». Татарское книжное издательство. Казань, 1997 ел.

Интернет ресурсы :

1. .

12 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция

имени С.С.Молодцова

Секция: Краеведение

Исследовательская работа

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель:

Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. категории

Нижнекамск, 2014 г.

Оглавление:

    Введение_________________________________________ 1 стр.

    Основная часть :

Глава 1.Татары-одна из народностей Татарстана.___________ 3 стр.

Глава 2.Татарский национальный костюм._________________ 3 стр.

2.1.История татарского костюма___________________ 4 стр.

Глава 3.Мужская и женская одежда.______________________ 5 стр.

3.1. Особенности мужской одежды._________________ 5 стр.

3.2. Головные уборы мужчин.______________________ 6 стр.

3.3. Особенности женской одежды__________________ 6 стр.

3.4. Женсие головные уборы_______________________ 7 стр.

3.5. Украшения_________________________________ 8 стр.

3.6. Обувь______________________________________ 9 стр.

3.7. Женский костюм____________________________ 10 стр.

3.8. Мужской костюм___________________________ 11 стр.

Глава 4.Исследование национальных костюмов бабушки____13 стр.

4.1.История национальных костюмов

сибирских татар__________________ 13 стр.

4.2. “Традиционный комплекс одежды

Сибирских татар_________________ 13 стр.

Глава 5. Мои этнографические исследования_______________15-18 стр.

3.Заключение__________________________________________ 18 стр.

4. Исследовательская литература и интернет-ресурсы ______ 20 стр.

Заявка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №8”

Название организации

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 8”

Адрес, телефон

г. Нижнекамск, ул. Юности, 14 В

Количество участников

Список участников :

1. Фамилия, имя автора

2. Класс

3. Учебное заведение

4. Секция

5. Название работы

6. Ф.И.О. научного руководителя, его должность, место работы, ученая степень

Набиуллина Регина

5 б

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Краеведение

Ахмадиева Гульнара Радиковна , учитель татарского языка и литературы, 1 кв. категория

Директор МБОУ “СОШ № 8” А. С. Сергеев

1.02.2014

Татарский национальный костюм

Набиуллина Регина

5 б класс, МБОУ “СОШ №8”, г. Нижнекамск

Научный руководитель: Ахмадиева Гульнара Радиковна,

Учитель татарского языка и литературы 1 кв. Категории.

Әбием бүләк җибәргән,

Бүләкнең дә бүләге:

Энҗе калфак,чиккән камзул,

Татар кызы киеме!

Кая киим боларны?”-дип,

Озак уйлап тордым да...

Летом я надела бабушкины подарки на Сабантуй и с радостью и с гордостью я прочитала на сцене во время концерта эти замечательные строчки моего стихотворения. После праздника я задумалась, почему мои сверстники не надевают в повседневной жизни такую красивую, самобытную, национальную одежду? И мне захотелось побольше узнать об истории татарского костюма, одежде и обуви…

Цель моей работы : Исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма. Задачи:

1.Выявить особенности национального костюма.

2.Дать характеристику одежде, обуви, костюму татарского народа.

3.Изучить литературу по истории татарского народа и его национального костюма.

Актуальность темы : Наш город многонационален. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, марийцы, чуваши, удмурты и много-много различных национальностей. Источником для написания работы послужил материал о народонаселении нашего города, который был собран ребятами нашего кружка по изучению традиций татарского народа в прошлом году, литература о татарах, а также беседы с горожанами. В своей работе хотелось бы описать особенности национального костюма, по возможности восстановить некоторые элементы одежды, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и я с гордостью могла бы сказать своим детям: «Это культура моего народа и я хочу, чтобы вы знали о ней».

Гипотеза : татарская самобытная национальная одежда делает меня частью татарского народа, его культуры.

Структура работы :

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

К сожалению, в татарских деревнях, а особенно в татарских городах теряется опыт передаваемый из поколения в поколение…. Наша работа, это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.

Рецензия

на исследовательскую работу

«Татарский национальный костюм»

Ученицы 5 б класса МБОУ «СОШ №8»

г. Нижнекамска

Набиуллиной Регины

Цель исследовательской работы – исследовать различные виды, элементы национального татарского костюма для обеспечение благоприятной перспективы сохранения и развития татарской культуры и традиций татарского народа.

Работа написана в научном стиле. Показана актуальность сохранения изучения татарского костюма и культуры татарского народа в целях воспитания общечеловеческих ценностей у учащихся, у жителей города.

Содержание исследования соответствует теме. Основная мысль раскрыта полностью. Исследовательская работа состоит из введения, основой и заключительной частей, списка литературы. Сохранены принципы исследовательской деятельности. Работа составлена в соответствии с требованиями к исследовательской работе. В работе сохраняется последовательность изложенного материала.

Объект исследовательской работы – татарский национальный костюм. Он подлежат полному рассмотрению и анализу.

Содержание логически выстроено. Содержанием работы могут воспользоваться и историки, и литераторы, краеведы, музейные работники, учителя татарского языка и литературы.

Эту работу можно предложить администраторам различных организаций города для приобщения жителей города к культуре татарского народа, и воспитания в них эстетических и нравственных качеств.

Научный руководитель Г.Р. Ахмадиева

Директор школы №8 А.С. Сергеев

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпак): одни - больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатных тканей, покрытые вышивкой, золотой или серебряной нитями, шерстью, синелью, бисером, жемчугом, иногда - бахромой из золоченых нитей, др. - небольших размеров, сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани, украшенные также вышивками, позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки разных видов, в том числе и шапку с лопатообразным выступом сзади.

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Традиционная одежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуя единый стилевой комплекс.

Мужская одежда

Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыш-тан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха была исключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у та-тар не прослеживаются).

По особенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах:

1. туникообразный-без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями;

2. рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.

Штаны (ыштан) также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографической литературе название "штаны с широким шагом". Их шили широкими у пояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощи гашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей: двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижних штанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатского производства.

Общим признаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам:

1. одежда с приталенной спинкой;

2. одежда с прямой спинкой.

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой - шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, а также не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника. Обязательную принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки (оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого они изготовлены, так и по форме.

Обувь по материалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею в разной степени.

Кожаная обувь у татар име-ла почти исключительно башмако-видную форму, т. е. отдельно кроились верх и подошва. Она различалась по твердости подошвы и по высоте голенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.

К первому типу кожаной обуви относятся ичиги (читек)-сапоги из мягкой однотонной, чаще черной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего края голенища (вытяжными); к головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из той же кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичиги имели длинные голенища.

Валяная обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ, киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Их носили в сочетании с ичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувь старшего поколения. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города, особенно купцов, в нач. XX в. некоторое место имели узорные валенки.

mob_info