Орксэ урок 28 семейные праздники презентация. Семейные праздники. Аннотация к презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИКОННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ В 4 КЛАССЕ

ПО КУРСУ

Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы светской этики

Учитель: Ермолина Ирина Валерьевна


Тема урока: СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ (Урок № 28)

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.


Аннотация

Тема рассматривается в течение 1 урока и помогает ребятам приобщиться к ценностям и традициям их семей, осознать важность и неповторимость их семейного уклада. Желательно присутствие на уроке родителей ребят, их близких родственников.

Занятие направлено на сплочение детского и родительского коллективов под руководством педагога и на пропаганду здоровых семейных традиций.


  • Обобщить традиции организации и проведения праздников в семьях учащихся с точки зрения воспитательной и развивающей функции в отношении детей.
  • Рассмотреть роль детей

в организации семейных

праздников


  • Актуализировать собственный опыт детей по теме урока;
  • Формировать коммуникативные навыки и умение принимать и оценивать опыт собеседника;
  • Содействовать сплочению коллективов детей и родителей;
  • Развивать творческий потенциал учащихся;
  • Вести пропаганду семейного воспитания и здорового образа жизни.

Методическое обеспечение

  • Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, обобщение собственного опыта, использование интерактивных форм работы.
  • Основные термины и понятия: Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
  • Средства наглядности: фотографии с изображением фрагментов семейных праздников, подготовленных учащимися заранее; рисунки детей.

План работы:

  • Мотивация
  • Актуализация целей работы
  • Беседа с учащимися по вопросам.
  • Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
  • Работа с ИКТ (Тренажер, самоконтроль)
  • Работа с книгой.
  • Задание на дом.
  • Рефлексия

Праздник? Праздник…Праздник!

Каждый праздник имеет свое лицо, свои особенности и традиции. В семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Порой, не замечая этого, каждая семья создаёт свои семейные традиции и бережно хранит их! У кого-то - это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет вы с радостью и затаенной грустью вспоминали свои семейные праздничные традиции и в собственной семье возрождали традиции родительского дома.


Вопросы для размышления.

Стихи о главном.

Среди взрослых суета:

Праздник в дом стучится.

Наряжайся, детвора,

Дед Мороз к нам мчится.

Мама торт печёт

Нам на угощенье.

Папа ёлку нарядил

Всем на восхищенье.

В нашем доме так

Радость на всех лицах.

Где любовь и мир

Горе не случится.


Задание на дом.

Спроси членов семьи и друзей о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).


Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что бы вы хотели рассказать дома о сегодняшнем уроке?
  • Какие традиции семейных праздников вам понравились и запомнились больше всего?
  • Нужны ли праздники в семье? Для чего?

Мы накроем стол с душой!

Испечем пирог большой,

В двух тазах лежат салаты

Жаль, тарелки маловаты,

В кухне страшная жара,

Мама там сидит с утра,

Что-то варит, что-то парит,

Что-то вкусненькое жарит!

Папа тоже молодец,

Он готовил холодец!

А у бабушки – талант,

Это главный

консультант!

По-простому, без затей,

Позовем за стол друзей!

Вот, пожалуйста, смотрите

И хвалите нас, хвалите!


Не нужен и клад, коли в семье мир да лад.

Спасибо за ваше участие, интересные рассказы. Желаю вам творческих праздников, любви и согласия в семье, доброго отношения к своим родным и близким!

Курс ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры". Урок-проект является завершающим звеном проектной работы, где учащиеся через поиск информации, литературных произведений, произведений искусства знакомятся с историей и смыслом православных праздников, приобщаются к истории, культурному наследию нашей Родины. При содействии учителя детьми создаётся альбом "Наши православные праздники".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа»

Курс ОРКСЭ

Урок-проект

Тема «Христианские праздники и традиции

Их празднования на Руси»

4 класс

Алабина Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Тема: «Христианские праздники и традиции их празднования на Руси» была выбрана с целью формирования целостного представления о культуре православного праздника в русской национальной традиции.

Современные дети не совсем верно представляют себе суть православных праздников: зная обрядовую сторону события, не осознают его «внутренний», духовно-нравственный смысл. К сожалению, дети с большей радостью отдают предпочтение праздникам «западным», теряя связь с русской культурой. Православные праздники же являются неотъемлемой частью многовековой культуры России.

Цели:

  • познакомить детей с историей и смыслом православных

праздников;

  • создать альбом «Наши православные праздники».

Задачи:

  • Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины;
  • Способствовать формированию у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей;
  • Развивать коммуникативные навыки учащихся.
  • Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям страны;
  • Развивать чувства сопричастности с русской культурой.

Компетенции:

  • Коммуникативная
  • Информационная

(через поиск информации, иллюстративный материал,)

  • Самоорганизация (личностная)
  • Самообразование (интеллектуальная)

Образовательное учреждение

МБОУ «Большеалексеевская СОШ»

Учитель

Алабина Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов,

Курс ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Учебник

Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Кураев А.В. - М.: Просвещение, 2012.

Тема урока

Цель урока

Познакомить детей с историей и смыслом православных праздников

Создать альбом «Наши православные праздники»

Задачи урока

Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины;

Способствовать формированию у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей;

Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Воспитывать уважительное отношение к культурным традициям страны;

Развивать чувства сопричастности с русской культурой.

Оборудование

  • Мультимедийное оборудование.
  • Оформление доски:

Выставка детских фотографий «Православные праздники в школе»,

Вернисаж детских рисунков «Традиции празднования православных праздников».

  • Презентация к уроку.
  • Для групповой работы:

Пазлы с символами праздников Пасха, Рождество Христово, Крещение, Троица.

(4 штуки), пословицы (6 штук).

Предварительная подготовка:

Учитель:

  • Сбор необходимого материала для презентации.
  • Разделение класса на группы.
  • Расстановка парт для групповой работы.
  • Оформление доски рисунками и фотографиями.
  • Подготовка пазлов с картинками христианских праздников.
  • Заготовка трафаретов пасхальных яиц, разноцветные ленточки, цветная бумага, ветка берёзы, шаблоны ели.

Ученики:

Выполняют творческие задания по группам: 1 группа – «Историки».

Задание: найти материал по истории возникновения православных праздников Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица и оформить работу на листах форматом А4.

2 группа – «Художники-иллюстраторы».

Задание: выполнить рисунки, отразив традиции православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, оформить работы на листах форматом А4.

3 группа – «Литераторы».

Задание: найти и выучить стихотворения о Пасхе, Рождестве Христово, Троице, Крещении, записать и красочно оформить их на листах форматом А4.

План урока:

  1. Организационный момент.

Результаты интервью в семье «Какой день может быть праздничным в вашей семье?».

Чтение отрывков из романа И. Шмелева «Лето Господне»)

  1. Раскрытие темы.
  1. Изучение нового.

Знакомство с православным календарём.

Составление кластера «Православные праздники».

  1. Постановка учебной задачи (проблемы)
  2. Решение учебной задачи.

Сборка пазлов (работа в группах).

Защита проектов (по группам «Историки», «Художники-иллюстраторы», «Литераторы»).

3.4.Работа с пословицами. (Работа в группах)

  1. Итоги занятия.

Духовно-нравственный смысл православных праздников и их связь с историей и культурой России.

Создание альбома «Наши православные праздники».

  1. Рефлексия. « Мой подарок другу»
  2. Домашнее задание.

Найти информацию об истории престольного праздника нашего села «Успение Пресвятой Богородицы», подготовить страницыальбома «Наши православные праздники».

Ход урока .

  1. Организационный момент.

Приветствие. Организационное слово учителя.

  1. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока.
  • А сейчас послушайте отрывок из романа И.Шмелева «Лето Господне» (ощущение праздника Масленицы, Рождества, Пасхи мальчиком Ванечкой);

Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники…"

Презентация - Слайд 9. (Показывает учитель)

И в доме – Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой. В холодном зале таинственно темнеет елка, еще пустая, – другая, чем на рынке. За ней чуть брезжит алый огонек лампадки, – звездочки, в лесу как будто… А завтра!..

Ребята, о чём говорится в этих отрывках ? (Автор передаёт нам, ощущения Вани перед праздниками, или что он чувствует в праздничный день.)

Похожи ли ваши семейные праздники, о которых вы рассказали, с теми, о которых поведал нам Ваня? (И похожи, и нет.)

Что вы чувствуете в праздничные дни?


Мы празднуем огромное количество праздников: личных, государственных, церковных. При этом мы выполняем определенные действия, например, идем на митинг или купаемся в проруби. А вот почему мы это делаем? Многие скажут, что так принято, так делают все. Но за каждым, даже общепринятым действием, стоит определенный смысл.

В нашу современную жизнь вошло много иноземных праздников: день святого Валентина, День города – за всем этим многообразием теряется исконно-русская культура, наши православные праздники и обычаи. А ведь с момента Крещения Руси, чтобы в нашей стране не случилось, вера всегда спасала русских людей. И так было потому, что наши предки чтили свои корни, знали православные праздники и соблюдали традиции.

3. Раскрытие темы.

3.1. Изучение нового.

Православные христианские праздники - это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых.

С рождением Иисуса Христа два тысячелетия назад появилась христианская религия. От Рождества Христова ведется наше летосчисление (наша эра). В Древней Руси год по языческим обычаям начинался весной. С введением на Руси христианства Православная Церковь приняла юлианский календарь и начало года перенесла на 1 сентября.

Главным христианским праздником является Светлое Воскресение Христово, называемое Пасхою.

Затем следуют двенадцать великих, так называемых двунадесятых праздников. По времени празднования они делятся на неподвижные (не переходящие), которые отмечают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные (переходящие), приходящиеся на разные числа месяца в зависимости от времени празднования Пасхи - первое воскресенье после весеннего полнолуния, в период с 4 апреля по 8 мая.

Дата празднования Пасхи является основой для установления дат переходящих праздников, к которым относятся Вознесение Господне, День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Знакомство с православным календарем .

Давайте посмотрим на православный календарь . (Слайд 10)

Здесь, для православных христиан отмечены все праздники и дни великого поста, дни поминовения усопших, их в народе называют родительскими.

Итак, подведём итог (составление кластера. Слайд 11 )

Какой праздник у христиан самый главный?

О каких праздниках вы ещё узнали?

  1. . Постановка учебной задачи (проблемы )

Учитель: Много славных, добрых праздников

Нам осталось от старины

По традиции наших прадедов

Помнить мы о них должны

Ребята, а почему мы должны о них помнить?

А может ли русский народ в современном мире обойтись без православных праздников?

(Нет, т.к. это история и традиции нашего народа.)

Итак, ребята, цель нашего исследования: узнать как можно больше о традициях и обычаях православных праздников, создать альбом «Наши православные праздники»

  1. Решение учебной задачи.

Как мы уже узнали, по объекту прославления православные праздники делятся на господни, Богородичные и в честь святых. По торжественности - на великие, средние и малые. По времени проведения,- на неподвижные и подвижные.

Остановимся на четырёх значимых праздниках, а каких, вы узнаете, когда соберёте пазлы с картинками-атрибутами этих праздников. Работать будете в группах.

Работа в группах (сборка пазлов)

(4 картинки: рождественская ёлка, свечи; кулич, пасхальные яйца, освещение воды, крещенское купание; украшенная ветка берёзы).

Кто, догадался, что это за праздники?

На доске открываются слова:Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица.

Объедините картинку с названием праздника. (Представитель группы выходит к доске и выполняет задание). Прочитайте.

Итак, самый главный праздник у православных христиан – это пасха.

«Историки» собирали информацию об истории возникновения этого праздника и сейчас расскажут нам о нём.

Защита проекта.

(Ребята рассказывают историю возникновения праздника - выступление сжатое. Работа оформлена уч-ся на листе форматом А4. После выступления лист вывешивается на доску под словом Пасха).

ПАСХА

Праздник Воскресения Христова - Святая Пасха - главный христианский праздник, «праздников Праздник и Торжество из торжеств».

Тропарь праздника гласит: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым». И православные воспевают победу Иисуса Христа над смертью и адом и дарование вечной жизни и блаженства.

Учитель показывает презентацию. Слайд 12.

Свою работу представят нам «Художники-иллюстраторы».

(Ребята показывают рисунки или коллажи. Формат тот же. По рисункам уч-ся ведут рассказ про традиции праздника).

Обязательными ритуальными блюдами на пасхальном столе всегда были и остаются пасха, кулич и крашеные яйца. Куличи и яйца ели всю пасхальную неделю до Радуницы.

Освящены куличи, пасхи, крашеные яйца, и начинаются пышные праздничные трапезы. Пасхальный стол всегда отличался праздничным великолепием, был вкусным, обильным и красивым. Чего только не было на нем!

Учитель показывает слайд 13.
- А теперь мы приглашаем
литераторов.

Уч-ся читают наизусть 2-3 стихотворения о Пасхе. Стихотворения также оформляются на листе А4. (тихо звучит колокольный звон). Слайд 14.

(Все работы вывешиваются на доску под словом Пасха. Так постепенно собираются готовые страницы альбома «Наши православные праздники»).

Что же чувствуем мы в этот светлый праздник? (Душевную радость, любовь)

Следующий двунадесятый (не переходящий) праздник Рождество Христово –
7 января.
И о нём нам расскажут «Историки». (Работа проводится аналогично)

Рождество Христово - величайший после Пасхи православный праздник. Это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифолеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну.

Слайд15.

«Художники – иллюстраторы»

После вечернего богослужения в церкви все члены семьи собирались за столом, празднично украшенным веточками ели, свечами («звезды»), лентами. Под скатертью стол устилали сеном.

Обязательными блюдами на Рождественский сочельник были сочиво (кутья), т. е. вареная крупа с медом, и взвары из сушеных плодов и ягод. Остальные постные блюда (как правило, двенадцать) раньше принято было подавать в холодном виде.

Рождество - самый красочный, яркий, веселый праздник. Улицы и площади к Рождеству всегда были в праздничном убранстве, повсюду устраивались фейерверки, звонили колокола. Непременный атрибут праздника - рождественские елки, украшенные звездами, огоньками, шарами. Слайд 16.

«Литераторы» читают наизусть 2 стихотворения про Рождествои свои оформленные страницы располагают на доске под словом «Рождество».

Учитель показывает слайд 17.

Ещё очень важный праздник, славящий Иисуса Христа (Господний праздник) – Крещение Господне. Его ещё называют Богоявление. Празднуется всегда
19 января.

«Историки» представляют свой проект.

Праздник установлен в память крещения тридцатилетнего Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Крещение Иоанново означало: как тело омывается и очищается водами Иордана, так и душа человека очищается от грехов.

Своим крещением Иисус Христос положил начало церковному таинству крещения, являющемуся обязательным условием принадлежности верующих к Церкви Божией, т. е. только принявший крещение человек может быть членом Церкви. Крещение называют «духовным рождением», объясняя это тем, что только с момента крещения начинается подлинная духовная жизнь человека.

День совершения таинства крещения отмечают домашним праздником - крестинами.

(Учитель показывает слайд 18 )

«Художники-иллюстраторы»

Накануне, 18 января, в храмах устраивают церемонию освящения воды, а 19 января совершают древний обряд, так называемый «крестный ход на Иордан» к близлежащим рекам, озерам, прудам, колодцам и другим водоемам.

С Крещенским сочельником связано много народных обычаев и традиций. Считалось, что совершение обрядов поможет сохранить здоровье (собирали крещенский снег для умывания), уберечь скот, получить богатый урожай. Ну и, конечно, это время гадания.В сам праздник Крещения после крестного хода начинается домашнее праздничное застолье. На улице в эти дни обычно стоят крепкие «крещенские» морозы, а на столе - настоечки да медовуха, горячие, прямо из печи, мясные щи, разнообразные мясные и рыбные блюда, пироги, блины, сбитень и чай в самоваре...

Слайд 19.

«Литераторы» защищают свои работы аналогично. Слайд 20.

Все зимние морозы
Крепчают в январе.
Какие тут прогнозы -
Крещенье на дворе!
И весело и сладко
Водою окатиться,
Какая тут загадка!..
Пришла пора креститься,
Пришла пора поверить,
Поверить в чудеса,
И на себе проверить,
Что с нами небеса.
Никто не захворает,
Хотя мороз и жжет -
Крещенье наступает,
Крещение идет!

А сейчас, ребята, мы поговорим о переходящем празднике, который празднуется православной церковью в седьмое воскресенье после Пасхи.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА - седьмое воскресенье после Пасхи

- Просим представить свою исследовательскую работу «Историков».

Троица - один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи.


Слайд 21.

«Художники-иллюстраторы»

На Троицу принято было украшать храмы и дома зелеными ветками, цветами и травами. Полы устилали чабрецом, аиром и другими травами, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов - березовые ветки. Береза считалась Божиим деревом. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы (цветы и зелень - знак жизни).

Обязательными блюдами на праздничном столе были троицкие караваи, блины, лапшевники, пшенники, яичницы, драчены, творожники, различные пироги со свежей зеленью и ягодами, холодные супы - окрошки, холодники, домашние пиво, мед и квас. Подавали также и яйца, которые на Троицу красили в зеленый цвет.

Слайд 22.

«Литераторы» читают стихотворения «Троицыно утро, утренний канон..."

Сергей Есенина, «Троица» Бунина Ивана. Оформленные поэтические страницы вывешиваются на доску.

Слайд 23.

"Троицыно утро, утренний канон..." Сергей Есенин

Троицыно утро, утренний канон,

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Троицыно утро, утренний канон.

В роще по берёзкам белый перезвон.

Ребята, о праздниках сложены не только стихи и песни, но и много разных пословиц, поговорок, народных примет.

Предлагаю поработать вам с пословицами.

Работа с пословицами. (Работа в группах). Слайд 24.

Вставь пропущенное слово в пословицу о православном празднике.

Пословицы для первой команды.

1. «В прощеный день, как на ….. все целуются» (на Пасху).

2. «В день ……… Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся» (Рождества).

Пословицы для второй команды.

1. «Без ……… дом не строится» (Троицы).

2. «Бог любит……..» (Троицу).

Пословицы для третьей команды.

1. «Под ……… и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Рождество)

2. «После масленицы великий пост, а за страстною ….» (Пасха).

Молодцы, ребята.

На праздники было принято одаривать друг друга подарками, творить добрые дела. Давайте сделаем и мы подарки своими руками.

5. Рефлексия. Слайд 25.

Мой подарок другу (дети расписывают пасхальные яйца, украшают берёзовые ветки разноцветными ленточками, рождественскую ель игрушками).

6. Итоги занятия.

А теперь, ребята, давайте подведём итоги.

Историю и традиции каких праздников мы с вами узнали?

Какую роль играют в жизни русского народа православные праздники?

С древних времен, на Руси, существовало множество разнообразных праздников, и у каждого были свои обычаи, традиции проведения, кушанья.

Праздники играют в жизни человека важную роль.Но православные праздники - не обычные. Это дни, в которые радуются о Господе Христе, Его Пресвятой Матери Богородице, добрых святых. Люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. Православные праздники отражают культуру и национальный характер общества. Слайд 26.

В результате нашей совместной проектной деятельности мы узнали, что православие никогда не покидало души людей. И даже, когда был закрыт храм в нашем селе и реконструирован в Дом Культуры, сельчане продолжали праздновать Масленицу, Пасху, Троицу (заменяя другим названием «Праздник русской берёзки»). Значит, в душах людей всегда будут жить любовь и доброта, которые подарил нам Господь. Мы создали альбом «Наши православные праздники», который знакомит с историей возникновения христианских праздников, традициями их празднования, кушаньями. Этот альбом мы будем пополнять, т.к. праздников очень много, о которых нам хотелось бы узнать.

(все страницы, подготовленные уч-ся скрепляются и вкладываются в заранее оформленную учителем обложку «Наши православные праздники»)

7. Домашнее задание. Слайд 27.

Найти информацию об истории престольного праздника нашего села «Успение Пресвятой Богородицы», подготовить страницы альбома «Наши православные праздники».

Заключение

В наше время многие из нас даже не задумываются о значении присутствия в своей жизни праздников, поэтому необходимо было исследовать, каково значение православных праздников в судьбах как народа в целом, так и для отдельного человека в прошлом и настоящем времени.

Многие русские праздники оказались не востребованы народом, их вытеснили новые иностранные торжества. Церковные праздники, с их пышностью, яркостью, торжественностью богослужения укрепляют веру людей в Бога и память о святых угодниках.

Изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психо-физического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

Список литературы

  1. Русские народные обычаи и традиции. Энциклопедия в III томах. М. Вече, 2006 г. В. Андреев.

2. Журнал «Православные традиции» №4 2011 г. ООО ИД «Город Медиа».

3. Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. СПб, 1999.

4. Половинкин А.И. Православная духовная культура. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

5. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2011.


Выполнила : Кривенцова Ольга, ученица 4В класса, 10 лет
Учитель : Иконникова Ольга Александровна

Цель проекта : определить, как влияют семейные традиции на взаимоотношения в семье.

Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям.

В этом проекте я хочу рассказать о своей семье, о наших семейных традициях и их значении для нас.

В нашей семье много разных традиций, которые передались как из маминой семьи, так и из папиной.

Одна из таких традиций - поздравление с днем рождения. Именинника в нашей семье принято поздравлять очень ранним утром. Заранее подготавливаются подарки и поздравления, воздушные шары и цветы. Все кроме виновника торжества встают пораньше, подготавливаются и будят своими поздравлениями именинника. И затем идем пить чай с тортом.

А бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек, сестер и братьев, которые живут отдельно от нас, поздравляем ранним утром по телефону.

Моя мама каждое утро будит нас с сестренкой поцелуем и каждый раз на ночь укрывает одеялом, целует и желает нам спокойной ночи - это тоже традиция нашей семьи.

Так же одной из традиций является то, что ужинаем мы всегда вместе. Ждем всех с работы, с тренировок и садимся кушать.

Мы любим всей семьей активный отдых.

Зимой это - лыжи, коньки, катание с горки, бассейн. Почти каждое воскресенье мы днем всей семьей идем в «Сосновый бор» на лыжах, а вечером катаемся на коньках.

Когда у мамы с папой есть свободное время, едем в село Памятное в открытый уличный бассейн. Зимой это незабываемое ощущение, когда идет снег, а ты купаешься.

Летом - походы на природу с палаткой, костром и купанием. Так например всей семьей и еще с друзьями родителей и их детьми мы побывали в Казахстане (озеро Зеренды), где прожили в палатках целую неделю и покорили Медвежью гору (пусть не самую высокую в мире).

Еще так же неделю с палатками жили на озере Тургояк в Челябинской области. Там мы плавали на лодках на каменный островок, который находится на середине озера. Посещали город Златоуст. В Ялте побывали на горе Айпетри.

Ежегодно в новогодние каникулы, а именно 6 января в канун рождества мы ездим в кино. Это тоже стало традицией.

Семья дает главное - то, что не может дать ничто другое, связь и единство с родными. Функция семьи - это психологический тыл, защита, убежище.

Наверно в нашей семье еще много традиций, о которых я не рассказала в этом проекте, но все они сплачивают нашу семью, делают нас роднее и ближе друг другу.

Тема урока: «Семейные праздники»

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи:

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах; развивать навыки поисковой работы.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи; прививать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; создать условия для сплочения классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочения семей

Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (умение добывать и систематизировать информацию); умение высказывать суждения; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой работы с членами семьи.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация,печатный раздаточный материал, разноцветные воздушные шары, буквы.

Интернет-ресурсы:

1. http://skromna.beon.ru/2.html

2. http://www.medkrug.ru/article/show/5562

Организационный

момент.

1 мин.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

(слайд 2)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Подготовка класса к работе.

Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.

Коммуникативные:

Регулятивные:

Актуализация знаний и мотивация.

5 мин.

Выявляет уровень знаний. Направляет в определение цели урока. Постановка проблемы.

1.Из стихотворения догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке? (слайд 3)

2.А как появилось слово «семья»? (слайд 4)

3.Значение семьи

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

1ученик читает стихотворение

Ответы детей.

Предположения детей.

2ученик читает стихотворение

Ответы детей.

(слайд 5)

3 ученик читает стихотворение

(слайд 6)

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Личностные:

Постановки учебной

задачи.

3 мин.

1.Предлагает вниманию детей видеоряд

Назовите одним словом, что объединяет все эти фотографии? (слайд 7)

2. Предлагает составить из воздушных шаров слово

«ПРАЗДНИК».

3.Озвучьте тему нашего урока. (слайд 8)

Дети смотрят и отвечают: праздник

Шары вывешиваются на доску, составляется слово праздник.

Формулируют тему урока.

Регулятивные : целеполагание; Коммуникативные:

постановка вопросов; Познавательные: общеучебные -

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения. Открытие детьми нового знания.

8 мин.

1. Создает условия для изучения нового материала Праздник – это событие! Какое? Подберите прилагательные к каждой букве этого слова.

2.Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?

3.Давайте посмотрим на определение слова «праздник» в учебнике на странице 58 и сравним с вашими ответами Зачитайте.

4. А вот такое определение дано в толковом словаре Ожегова С.И. (слайд 10)

5.Организует работу в парах. Праздников множество и они различны. Работа в парах: запишите, какие праздники вы знаете. (слайд 11)

6. Организует работу в группах. Обсудите в группе и представьте по какому принципу можно разделить большинство праздников на группы. Какие? (слайд 12)

Подбирают прилагательные к каждой букве слова

(слайд 9)

Дети дают свое объяснение слова «праздник».

Дети работают с учебником и зачитывают объяснение слова.

Дети читают определение.

Дети дают свои ответы.

Дети работают в группах и представляют свои ответы (народные государственные, семейные).

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Первичное

закрепление.

10 мин.

1.Об общественных и государственных праздниках будем говорить позднее, а сегодня мы поговорим о тех праздниках, которые особенно близки и знакомы каждому из нас - о семейных праздниках

Однажды, очень давно, я услышала интересное выражение: если у вас нет семейных традиций - у вас нет семьи. И это не елка на Новый Год, не кулич на Пасху – а свои собственные, неповторимые традиции.

Каждый праздник должен иметь свое лицо, в семье должны быть праздники, и к ним нужно обязательно готовиться. Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома

2.Обсудите в парах и скажите: Какие есть семейные праздники? Традиции семейных праздников? (слайд 13)

3.Давайте подумаем в группах: (слайд 14)

1 группа: что может испортить праздник;

2 группа: составьте правила поведения на празднике.

4. Кто из вас любит получать подарки? Какие подарки вам дарили, и по какому поводу?

Древнейшая традиция приношения божествам даров сохранилась в подарках. Обратите внимание на иллюстрацию учебника на страницы 58. Каким должен быть подарок? (слайд 15)

Работают в парах и представляют результаты работы.

Отвечают и аргументируют свой ответ.

Работа с иллюстрацией учебника и ответы детей

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Регулятивные:

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные:

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2 мин.

Самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. К сожалению, в повседневной жизни мы редко говорим слова любви близким людям, а семейные праздники дают нам лишнюю возможность напомнить родным как они дороги нам. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи(слайд

Что вам показалось важным?

Ответы детей.

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

1 мин.

Внимание! (слайд 16)

Открывается фестиваль поздравлений!

*стихи собственного сочинения

*открытки

*подарки своими руками

Запись домашнего задания. Прослушивание рекомендаций учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания.

Обсуждение заданий по выбору.

Личностные:

Познавательные:

моделирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стихотворение о семье

1.Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу,

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

2. Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

3. В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты приходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Самоанализ.

Самоопределение к деятельности.

Организационный

Момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой на учебную деятельность;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую совместную деятельность, личностную значимость учебного материала в жизни учащихся,

Коммуникативные:

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивные:

Понимать цель выполняемых действий;

Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности.

Актуализация знаний началась с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. В ходе вопросно – ответной беседы дети включились в коллективную деятельность.

Используя наглядно – демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Наводящие вопросы позволяют ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к открытию новых знаний.

Регулятивные:

Определять цель деятельности на уроке;

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные:

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы

Постановки учебной

задачи.

Цель: обобщить и расширить знания обучающихся по теме « праздники», выявить отличительные признаки семейных праздников.

Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные:

постановка вопросов; Познавательные: общеучебные-

самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

В открытии новых знаний от создания проблемной ситуации началась основная работа для достижения задач урока.

На этапе «открытия новых знаний» использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Цели и задачи: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека, воспитывать интерес к народным традициям.

Основные понятия урока: праздник, государственные, общественные, семейные праздники, ритуал, подарок.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Первичное

закрепление.

На этапе «Первичное закрепление» дети работали по образцу, имея возможность самостоятельно контролировать выполнения задания.

Цель: выяснить, насколько ученики усвоили изученные понятия, как применять правила поведения в гостях, как выбрать подарок.

Цели и задачи учителя: развивать умения анализировать и оценивать результаты работы.

Познавательные:

Извлекать информацию из текста;

Строить речевое высказывание в устной форме;

Делать выводы на основе анализа объектов;

Осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные:

Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей

Рефлексия деятельности (итог урока).

На этапе рефлексия, дети применяли полученные знания на уроке.

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

Слушать и понимать других;

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Домашнее задание (вариативность)

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны составить и изготовить подарки собственными руками

Цель учителя: раскрыть творческие способности учащихся

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, соответствие содержанию урока

Личностные:

Этическая ориентация, обеспечивающая личностный выбор.

Познавательные:

моделирование.

Аннотация.

Данный урок занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Семейные праздники»

Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.

Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность каждого ребёнка в общую работу,

Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.

Урок ОРКСЭ по теме: «Семейные праздники и традиции»

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников и традиций.

Задачи:

Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные традиции», развивать логическое и творческое мышление обучающихся.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её .

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.

Ход занятия.

1.Организационный этап.

Собрались с вами мы, друзья - дети, гости, я.

С пользой время проведем, о близких речь мы поведем.

2.Введение в тему урока .

Слово учителя:

Попробуйте определить тему урока, выполнив несколько заданий.

а) Логические задачи.

1) В одной семье у двух сестер по одному брату у каждой. Сколько детей в семье? (3 детей)

2) Сын с отцом, да сын с отцом,
И дедушка с внуком.

Сколько их всего? (3)

б) Назови одним словом:

Отец, мать - …. (родители)

Сын, дочь - …. (дети)

Бабушка, дедушка, внучка, папа, мама, сын, дочь, тетя, дядя - …. (родственники, семья)

в) Отгадать загадки.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

3. Знакомство с новым материалом.

Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации у вас возникают со словом семья?

А теперь давайте посмотрим, какое определение слову «семья» дано в толковом словаре С.И.Ожегова.

    Это группа живущих вместе близких родственников;

    Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Игра «Пословицы разбежались» Соберите их и объясните смысл.(Приложение 1)

Работа в группах .

На что и клад

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Как вы думаете, все ли семьи одинаковые?

Чем же одна семья отличается от другой?

Давайте познакомимся со стихотворением Агнии Барто «Воскресенье» и подумаем, о чем говорится в стихотворении.

Воскресенье

Воскресенье – вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это ….

Какова тема урока?

Сформулируйте цели урока.

На какие вопросы мы должны найти ответы, чтобы решить проблему урока?

На доске запись:

ЧТО … такое традиции?

КАК … появились?

ЗАЧЕМ … нужно соблюдать семейные традиции?

Что такое традиция?(Работа со словарём)

А какие традиции есть в ваших семьях? Попробуем ответить на проблемный вопрос урока: зачем семье нужны традиции и почему их нужно уважать?

1.Семейный альбом.

Как вы думаете, почему этот фотоальбом у меня в руках именно сегодня на уроке?

Кто хозяин этого альбома?(дети рассказывают о своей семейной традиции)

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

И летят за страницей страницы -

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,

С кем-то встречу дарила мельком.

Чтобы жизнь повторилась сначала,

Загляните в семейный альбом

Игра «Угадай кто на фото»

2.Генеалогическое древо.

Издавна в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается сейчас в семьи.

«Память, без нее человек не может жить.

Память есть у растений, камня, сохранившего

отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

Если спросят сын и дочка: «Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придется жизнь родной нашей семьи.

И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей! Вот поэтому занялся родословною своей…

(Рассказы детей о своих родословных, рисунки генеалогических деревьев)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

3.Семейные династии.

Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. Всей семьей отмечали свой профессиональный праздник. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии(рассказы детей)

4.Семейные реликвии.

В каждой семье есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.
- А какие семейные реликвии есть в вашей семье? (рассказы детей).

5. Забота о родителях.

Притча «Корзину-то возьми» (приложение 2)
Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…
Анализ притчи
-О чем эта притча?
-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
-О каком важном законе нравственности напоминает притча?
-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
-Чему учит притча?

Игра.»Аплодисменты».

Встаньте, те:

Кто похож на маму?

Аплодисменты!

Кто похож на папу?

Аплодисменты!

Кто скучает по родителям, уезжая из дома?

Аплодисменты!

В чьей семье занимаются спортом?

Аплодисменты!

У кого нет секретов от родителей?

Аплодисменты!

К кому приходят друзья в гости?

Аплодисменты!

Кто помогает родителям по дому?

Аплодисменты!

Кто любит свою семью, дорожит ей!

Аплодисменты!

6.Проведение семейных праздников и торжеств.

Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Поднимите руку, кто из вас любит праздники. Почему вы их любите? Какой праздник самый любимый для вас и вашей семьи?

В нашей стране много праздников, но среди них есть, посвященные семье. Какие?

Международный день семей отмечается ежегодно начиная с . Провозглашён .

День семьи, любви и верности. С 8 июля 2008 года. (кратко рассказать об истории Петра и Февронии).

Что стало его символом? (ромашка)

На праздниках принято дарить подарки.

Игра « Подарки»

Учитель читает текст, а дети изображают все движения:

«У нас был семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты, среди которых был молоток. Брату подарили лыжи, он теперь катается. Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (мнения детей). Докажите.

В нашем классе сложились свои традиции. Какие?

(показ презентации « Из жизни класса»)

Итог урока.

Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом, свои традиции.

Где бы мы ни были, мы всегда помним о том месте, которое нас притягивает своим теплом-это родительский дом.

Итак, для чего нужны семейные праздники?

Что такое традиция?

Итак, семейные традиции:не передаются по наследству; их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.

Давайте семейные традиции чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Составление синквейна (работа в группах) (Приложение 3 )

1 гр. СЕМЬЯ 2 гр. ТРАДИЦИИ 3 гр. ПРАЗДНИКИ

Рефлексия.

Семейные традиции - это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони.

Перед вами яблоня- я предлагаю сорвать яблоко, которое соответствует вашему настроению.

В семейной жизни всем желаю счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!
Всем нам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в наших семьях всегда!

Заключительная песня "Маленькая страна ".

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.

Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.

Там солнца лучик поселился и согревает меня.

Припев:

Маленькая страна - это моя семья,

Там, где родился я и вырос,

Где любят все меня.

mob_info