Пояс японской невесты как называется. Кимоно японское: история возникновения, особенности и традиции. Платье в стиле «Принцесса» ярких цветов

В переводе с японского слово "кимоно" означает "одежда". Причём изначально так называли все типы облачений. Но со временем термин закрепился исключительно за «халатиками», которые и по сей день носят многие азиаты всех возрастов.

По форме традиционное японское кимоно очень длинное (достигает лодыжек) и похоже на букву Т. Но при этом абсолютно все швы являются прямыми. Также присутствует воротничок. Ширина рукавов всегда разной длины и может многое поведать о владельце кимоно. Например, у девушек на выданье кимоно с длинными и широкими рукавами. Причём длина может доходить до пола, а ширина составлять до полуметра.

Как завязывать и носить?

Кимоно японское запахивают так, чтобы левый конец находился поверх правого. Другими словами - на правую сторону. Подобным образом одеваются как женщины, так и мужчины. А на левую сторону его запахивают исключительно на покойнике.

Мягкий и широкий пояс японского кимоно называется оби. Его несколько раз оборачивают вокруг тела и завязывают на спине сложным бантом. Если же узел находится спереди, значит, носящая кимоно девушка, является представительницей самой древней профессии - дзёро. Надо отметить, что к японской одежде подойдёт не вся обувь (про современную вообще стоит забыть), а только традиционная. Она называется дзори или гэта. И обычно кимоно носят во «множественном числе». То есть под верхнее, которое наиболее богато украшено, надевают несколько нижних, выглядящих похуже. Они получили название «нагаджубан». Теперь вы знаете, как завязывать японское кимоно и носить его. Идём далее.

История возникновения

Кимоно японское было скалькировано с китайского национального костюма ханьфу в V в. н. э. Как раз в то время между этими азиатскими странами активно развивались культурные связи. Ну а окончательный вид кимоно приобрело в эпоху Хейан, длившуюся с 794 по 1192 год. С тех пор внешний вид традиционной японской одежды оставался неизменным.

Всё женское кимоно делают одного размера. Ну а уже потом сами владелицы подгоняют одежду под свою фигуру, подворачивая её так, как им удобно. Японский костюм шьётся из одного куска ткани, которую в старину делали руками. Также и расшивалось оно вручную, поэтому стоило больших денег и носилось очень бережно. Сейчас же в Японии для пошива традиционного костюма производят специальную ткань определённой ширины и длины. Её нужно лишь раскроить на прямоугольники и прострочить.

Стирка

В древности, чтобы постирать кимоно японское, его распарывали, а потом снова сшивали. Современные же методы очистки тканей свели на нет эту необходимость. Хотя кое-где традиционный японский костюм продолжают стирать по старинке. Чтобы избежать лишней помятости, появления морщин и спутывания слоёв японской одежды, её смётывают свободными и крупными стежками.

Женское и мужское

На протяжении веков появлялось множество самых разных вариантов расцветок, тканей и форм традиционного японского костюма. Также существуют различные стили кимоно - от откровенно-легкомысленных до самых официозных. Степень формальности традиционной женской одежды в первую очередь определяется моделью, тканью и цветом. Рукава на кимоно для девушки намного длиннее, для японки постарше. К тому же молодёжная традиционная одежда намного сложнее в плане расшивки.

Японское кимоно (мужское) имеет только одну форму и шьётся исключительно из тканей приглушённых расцветок. А формальность одежды определяется цветом и типом аксессуаров, видом ткани, а также количеством (либо отсутствием) семейных гербов. Самой желательной тканью для японского костюма является шёлк. Он наиболее официозен. Второе место уверенно занимает хлопок. А на третьем полиэстер, кимоно из которого довольно редки.

Сейчас как мужской, так и женский традиционный костюм можно купить необходимого размера. Так как кимоно японское шьют из одного рулона ткани, то очень непросто найти одежду большого размера. Ну и довольно дорого обойдётся пошив большого костюма. Достоверно известно, что у всех сумоистов одежда сшита по заказу.

Цена

Стоимость традиционного японского костюма легко может превысить планку в 10 тысяч долларов. Ну а цена полного комплекта (завязки, таби, сандалии, оби и нижнее бельё) иногда доходит и до 20 тысяч долларов. Даже один пояс, сделанный в единственном экземпляре, может стоить как целое кимоно.

Однако многие японские костюмы, принадлежащие историческим реконструкторам или коллекционерам, стоят дешевле. Активисты делают одежду самостоятельно: перешивают старую или используют стандартную в качестве примера. Ну а окрашенный шёлк заменяют на ткани, сотканные машиной. На внутреннем рынке такое поношенное кимоно стоит около 500 йен, а сделанные по шаблону женские оби - 1500 йен. Мужские же пояса короткие и узкие, поэтому их цена гораздо ниже.

Эксплуатация

Кимоно в Японии ещё никогда не расходовалось впустую. Старую одежду используют для изготовления различных вещей:

  • Детское кимоно.
  • Хаори.
  • Из больших кусков ткани делают сумочки и другие аксессуары.
  • Также ткань используют для починки аналогичного кимоно.

Если традиционный японский костюм повреждался ниже талии, его могли носить с хакамой - широкими штанами, похожими на юбку. Также были умельцы, умудрявшиеся распускать испорченное кимоно по ниточкам и переплетать их в новую ткань, равную по ширине мужскому оби. Подобный метод обновления одежды назывался саки-ори.

Современный период

Сейчас кимоно обычно носят лишь в официальных случаях и, как правило, только девушки. Женщины постарше (и некоторые мужчины) носят традиционную японскую одежду на ежедневной основе. Также кимоно каждый день одевают профессиональные сумоисты. На публике вне ринга они обязаны её носить. А ещё кимоно надевают на чайные церемонии, свадьбы, разные спортивные соревнования (кэндо и др.), Новый год, проводы умерших, национальные праздники, окончание вуза или школы и т. д. Кстати, для иностранного туриста с фотоаппаратом считается большой удачей встретить на улице японку (японца) в кимоно.

В Стране восходящего солнца очень много «кимономанов», которые обожают носить традиционную одежду и посещать курсы, где им объясняют, как правильно это делать. На занятиях подробно рассказывают об истории возникновения, выборе соответствующей одежды для предстоящего мероприятия и сезона, способах завязывания оби, тканях и многом другом.

Источники: http://youkata.livejournal.com/611.html
http://www.liveinternet.ru/community/2332998/post140658009/
http://costumer.narod.ru/text/japan-tradition-dress.htm
http://www.yoshinoantiques.com/newsletter_kimono.html
И очень подробно и интересно здесь: http://maria-querrida.livejournal.com
+ различные источники картинок


Это в полной мере относится и к кимоно, которое в XX веке приобрело большую популярность в мире. Тип кроя, силуэт, отдельные детали и мотивы активно использовались в интернациональной моде, но само кимоно в его традиционном виде по сей день остается для иностранцев одной из наиболее труднопостигаемых областей японской культуры кимоно. Много говорилось и писалось о том, что кимоно действительно зрительно корректирует пропорции тела, но дело не только в создании иллюзии стройности. Кимоно не просто регламентирует рисунок и ритм движений, но и является своего рода фокусом национальной психологии. Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромного обаяния.
Любой национальный костюм так или иначе отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер.


Декор кимоно всегда связан с временами года и отражает поэзию и символику природных явлений.

Кимоно еще остается в жизни современных японцев, хотя и очень ограниченно. Чаще всего национальный костюм надевается в связи с праздничными и торжественными событиями. Нарядные, яркие кимоно с меховой опушкой по вороту можно увидеть на современных девушках в Новый год. Такие же красивые, но без меха кимоно надеваются многими на официальную церемонию в День совершеннолетия, который отмечается в январе 20-летними японцами.

Процесс надевания настоящего кимоно - своего рода творческий акт, раскрывающий не фигуру человека, а особенности его характера. Кимоно плотно обворачивает тело, воспитывая терпение и покорность. Длинные полы, широкие рукава и плотно затянутый пояс меняют движения человека, делая их неторопливыми и мягкими, как у кошки.

Носить кимоно - особая наука. Спина прямая, подбородок - слегка втянут, а плечи - расслаблены. Движения не должны быть размашисты и резки. Ни в коем случае, даже случайно, нельзя показывать ноги или другие части тела, скрытые под одеждой. Это неприлично. Мудрость сего правила заключена в том, что оно уравнивает молодых и пожилых женщин, скрывая потускневшую красоту вторых и привлекательность первых. Японцы считают, что женщина с годами обретает иную красоту, и кимоно становится прекрасной оболочкой для этого ларчика духовности. По традиции, искусство одевания кимоно передается от матери к дочери, однако в современной Японии сохранением этой древнейшей традиции занимаются специализированные школы кимоно, в которых предусмотрены различные курсы для освоения трудной науки одевания кимоно.

Юката
Летнее легкое хлопковое кимоно с набивным рисунком. Юкату носят как женщины, так и мужчины. Это самое простое из всех кимоно.

Фурисоде - праздничное кимоно девушки. Раньше фурисоде могла носить только девственница или девушка до 20 лет, после чего требовалось сменить тип кимоно. В современном обществе фурисоде - одежда незамужних девушек независимо от возраста.

Ушикаке - свадебная накидка Сегодняшнее ушикаке (учикаке, утикаке) - роскошная длинная накидка, надеваемая поверх кимоно, обшитая по низу валиком алой (реже - золотой) ткани, чтобы грациознее скользить по полу. В настоящее время термин "ушикаке" используется только для верхнего кимоно невесты. До эпохи Эдо ушикаке носилось как повседневная и парадная одежда (в зависимости от декора и материала) знатью и женщинами из семей самураев. В конце XIX века ушикаке стали называть и верхнее кимоно, одеваемое на церемонии бракосочетания. Ушикаке шьется из парчи или шелка, подбито ватой, имеет длинные рукава (более 1 метра), не подвязывается поясом, не подворачивается, используя всю длину платья. В древности кимоно могло быть подвязано поясом, подобрано, а также могло быть надето сразу несколько ушикаке. Также существовали мужские разновидности ушикаке, не уступающие женским по пышности и яркости декора. Такие костюмы носили придворные или при приемах в императорском дворце до 1870 года.

Томесоде - кимоно замужней женщины
Строгое кимоно с коротким рукавом, обычно черного цвета, с широкой полосой узора по подолу и пятью фамильными гербами-монами. Его надевают в на семейные официальные торжества.
Цветное томесоде называется "иро-томесоде", оно менее строго и торжественно.

Таби: высокие носки (до лодыжек) со специальным отделением для большого пальца, обычно носимые с дзори.

Дзори: суконные, кожаные или соломенные сандалии. Дзори могут быть богато украшены, а могут быть совсем простыми. Носится такая обувь как мужчинами, так и женщинами. Соломенные дзори с белыми ремешками являются самой официальной обувью для мужчин.

Гета: деревянные сандалии, носимые мужчинами и женщинами с юката. Также гэта носили гейши, но они имели другую форму.

Оби : пояс для кимoно и юкаты. Он около 30 сантиметров шириной и занимает пространство от груди до талии. его оборачивают несколько раз и завязывают декоративным узлом на спине. Носит декоративную функцию, под ним находится еще пояс, который держит кимоно.

И немного о правилах ношения Кимоно. Очень много,по-азиатски сложно, но очень интересно:
Из блога http://maria-querrida.livejournal.com/39337.html
+ немного дополнено картинками

В иерархии кимоно и правилах его ношения все очень сложно, но если в них разобраться, то все оказывается вполне логично. Самые важные аспекты, по которым строится искусство ношения кимоно, следующие:

Пол носителя
- возраст
- живой человек \ покойник
- событие (свадьба, похороны, юбилей, и т.д.)
- время года
- классовая принадлежность \ собственный вкус

Это основные вехи, на которые следует опираться. Например, то как одеваются живые люди и как обряжают покойников - это две большие разницы, и например если мы видим человека в чисто белом кимоно и оби, то это может быть только актер в роли привидения. Живые люди так никогда не одеваются. Или если дама за 40 оденется в яркое фурисоде, то это вызовет только недоумение.
Основные средства выражения языка кимоно - это ткань, цвет, рисунок и форма. Например, чем моложе человек, тем ярче цвета и тем выше распространяется мотив рисунка от подола к талии. Рукава обозначают пол и возраст, расцветка и рисунок подола отвечают за степень формальности, ношение воротника демонстрирует вкус человека. Все это вместе и еще куча нюансов создают целостную картину.

Различия пола и возраста

Здесь основную роль играют рукава, их длина и форма. У мужчин они короткие и с острым углом, у замужних женщин чуть длиннее и со скругленным углом, у девушек очень длинные и с круглым углом, у детей короткие и со слегка скругленным углом. Степень остроты угла как бы определяет социальный статус. У мужчин он выше всех, у девушек ниже всех. В этом смысле дети стоят как бы выше по иерархии чем девушки, потому что им многое прощается из того, что недопустимо для взрослой девушки или подростка. Второе - оби. У мужчин оби узкое, у женщин широкое, да и завязываются мужские и женские оби по-разному. Также кимоно женщин шьется длиннее роста и лишнее подтыкается в пояс, тогда как кимоно мужчин всегда шьется по росту человека без лишнего. Что касается обуви, то тут все как с рукавами: у мужчин гета с квадратными углами, у женщин с круглыми.

Для мужчин

для женщин

для девушек

для детей

Покойники, или как нельзя одеваться живому человеку

Единственные, на ком можно увидеть чисто белое кимоно - это невесты и покойники. Различие в том, что невесты при этом носят золотые или серебряные оби или цветные накидки поверх белого кимоно. В этом сходстве есть свой глубинный смысл, т.к. и те и другие как бы заканчивают одну жизнь, и переходят в другую. Также если обычно люди носят кимоно с запахом слева направо, то на покойника кимоно надевают только с запахом справа налево.

Формальность

Cамый сложный и путаный аспект современного кимоно. В японском обществе существует уйма различных степеней формальности того или иного события, и каждому соответствует своя одежда. Вообще, кимоно само по себе одежда формальная, не очень повседневная. Но и среди кимоно есть много подклассов и различий по степени торжественности. Если грубо, то кимоно бывает хареги (формальное) или фуданги (относительно неформальное). Фуданги делится на уличную одежду и неформальную. Неформальные кимоно носят, как правило, дома и шьют из шерсти, хлопка, сатина. Уличные кимоно могут быть из крепа, дикого шелка или плотного хлопка, допустимая расцветка - только набивной комон.

Хареги подразделяется на две большие группы: церемониальные кимоно и формальные. Степень формальности внутри каждого подкласса определяется цветом, наличием \ количеством крестов и видом их нанесения, видом орнамента и его размещением. Среди формальных кимоно основной знак отличия - это наличие \ отсутствие крестов.

Кресты - это такие значки, которые помещают на спину пониже шеи (один крест), на задней верхней части рукава (уже три креста) и на передней части рукава в районе ключиц (пять крестов). Вообще кресты - это фамильные гербы по происхождению. Они могут изображать стилизованный знак рода, а могут просто крестик в круге. В современной Японии уже неважно что изображает крест, главное чтобы он был)) В эпоху Хэйан крестами помечали личные вещи, при Камакура самураи лепили их на знамена и оружие для отличия своих от врагов. Изначально кресты носили только знатные дворяне или актеры Кабуки, у которых кресты служили визитной карточкой профессии. Сегодня же кресты являются важным показателем формальности кимоно. Существует более 8 000 дизайнов крестов.

Формальные кимоно бывают трех степеней: без крестов (расцветка тсукесаге или ошаре хомонги), затем с одним вышитым (!) крестом (расцветка юдзен тсукесаге или иро муджи), и самое формальное среди формальных (хе-хе) - это с одним нарисованным (!) крестом (расцветка юдзен тсукесаге или иро муджи). То есть если на кимоно нанесен только один крест, то оно формальное, если больше - уже церемониальное.

Церемониальные кимоно делятся на полные (сейсо) и неполные (рейсо). Неполные - это либо хомонги с тремя крестами, либо иро томесоде с тремя и пятью крестами соответственно. Полные (сейсо) делятся на сейсо для незамужних девушек и для замужних дам. Для девушек это только фурисоде, причем формальность определяется длиной рукава. Чем длиннее - тем формальнее, а всего три степени: почти до пола, чуть выше и еще выше. Крестов на фурисоде не бывает. Сейсо замужней дамы - это только черное томесоде с тремя или пятью крестами.

Теперь разберемся, что же делает кимоно формальным.
Во-первых, материал. Формальное кимоно может быть только из блестящего шелка. Матовый шелк и любая другая ткань - неформальные.
Во-вторых, расцветка. Основное правило: чем мельче и чаще расположен рисунок, тем меньше формальность
Что касается выбора мотивов рисунков, то для формальной одежды используют традиционные японские мотивы природы, предметов, сцен из классической литературы, а на более неформальных кимоно можно увидеть самые разные орнаменты

Кроме всего ранее описанного в определении формальности кимоно очень важен цвет . В древние времена значение цвета наряда было особенно велико. Например, красные и пурпурные одежды означали принадлежность к императорской семье и были запрещены для остальных. Сейчас же большая разница есть между черным и цветным кимоно. Рейсо (неполный церемониал) может быть цветным, а сейсо (полный церемониал) - только черным. Самое-самое формальное женское кимоно - это черное томесоде с рисунком только на подоле и с пятью крестами (монами). Чуть уступающий по формальности вариант - все то же самое, но цветное (иро томесоде). Например, на свадьбе ближайшие родственники невесты должны быть в черном, а ее замужние подруги могут быть в иро томесоде. У девушек степень формальности обозначается длиной рукавов, цвет здесь не играет такой роли.

Особняком стоят траурные кимоно - мофуку. Тут тоже целая иерархия в зависимости от близости отношений человека с покойным и близости даты похорон. Траурные кимоно тоже делятся на церемониальные и формальные. Церемониал носят родственники умершего, формальный траур - друзья и коллеги. По степени траурности среди церемониальных самое формальное - черное кимоно с 5 крестами + черный оби. Это самый глубокий траур из всех возможных. Его надевает например жена на похороны мужа. Полутраур церемониальный носят родственники умершего. Это может быть любой темный цвет без рисунка с 5 или 3 крестами + черный или цветной оби. Вообще чем больше черного в наряде, тем в более близких отношениях этот человек был с покойным. Рисунки контрастного цвета (даже белого и серого) в ансамбле мофуку не допускаются. Таким образом, варьируя степень траура, человек выражает свою близость к покойному.

Также траур меняется и во времени. Например, жена в день похорон мужа одевает все черное, т.е. полный траур. А вот на поминки на 49 день после смерти она уже может надеть например бордовое кимоно + черный оби, то есть полутраур. Секретарша покойного мужа так оденется как раз на сами похороны, ибо находилась в более формальных отношениях с умершим. Степень траурности монохромного цветного кимоно варьируется аксессуарами - обувь, пояс, оби. Чем больше в них черного, тем траурнее. Черный пояс оби на цветном кимоно - это последний остаток траура, когда и его заменяют на цветной, это значит, что траур закончился.

Про оби .
Основное правило - дорогие парчовые или расписные оби идут только вместе с формальными кимоно, при этом с помощью оби можно либо повысить либо понизить формальность одного и того же кимоно. Самый формальный оби - мару оби длиной 4 м и шириной 70 см. Из-за мучения его завязывать и из за его неудобства этот вид оби используют редко. Чаще встречается фукуро оби (следующее по формальности) шириной где-то 30 см. Его заматывать проще. Но самый удобный - это нагойя оби (следующий по формальности после фукуро), который уже сшит по длинной стороне на "носильную" ширину, так что его очень просто надевать. В зависимости от материала и рисунка этот оби может быть надет к формальному кимоно или даже к низшим рангам церемониального. Также к оби полагаются аксессуары - шарф и шнур. Шарф заправляют под оби, так чтобы краешек его торчал. А шнур повязывают прямо на оби.
мару оби фукуро оби

нагойа оби

Обувь.

Тут, в общем, все просто. Существует два вида обуви: гета и зори. Гета деревянные с двумя пеньками, зори круглые с плоской подошвой и часто обшитые тканью. Зори формальные, гета неформальные. Зори носят только с белыми носками таби, гета чаще без носков, хотя какие-нибудь дорогие гета можно в принципе одеть с носками к неформальному кимоно. Гета носят только на улице, а в некоторых отелях, ресторанах и магазинах высокого уровня даже запрещено ходить в гета, потому что они громко цокают. В зори можно появиться где угодно. Степень формальности зори определяется материалом из которого они сделаны, а также высотой платформы. Чем выше платформа и дороже материал - тем формальнее.

Еще один элемент женского гардероба, который в свое время был заимствован у мужчин - это жакет хаори. Его можно носить поверх кимоно. Хаори задает кимоно серьезный тон, очень формализует его, совсем как пиджак у европейского костюма. Черный хаори с однотонным кимоно может служить легким вариантом траура.

Различия возраста.

Итак, сначала разберем, какие вообще есть возрастные категории. Основные возрастные этапы следующие: младенцы и дети до 10-11 лет, подросток от 11 до 17, девушка \ невеста - 17 (по окончании школы) - 23 (до замужества), молодая женщина (от замужества до рождения первого ребенка), взрослая женщина (где-то до возраста менопаузы), а потом все пожилые люди независимо от пола попадают в категорию ненпай но ката, то есть просто пожилые.

Младенцев и маленьких детей одевают почти одинаково независимо от пола. Девочка становится подростком по прохождении ритуала "вхождения в храм" джузан майри 13 апреля в год, когда ей исполняется 13 лет. В этот день она впервые одевает фурисоде со взрослым оби и если ее мать выбрала не очень детский рисунок, то это же кимоно она сможет носить до возраста 20 лет. В 20 лет девушка проходит ритуал взросления сейджин шики, после которого она официально становится взрослой. Идеальная девушка невинна, покорна, послушна, сдержанна и жизнерадостна. Эти качества традиционно выражает фурисоде

По формальности фурисоде равно женскому черному томесоде, поэтому в нем тоже есть общие с ним черты. Например у фурисоде тоже есть основной базовый цвет фона (ярко-розовый, кислотно зеленый, ярко голубой, красный) + асимметричный рисунок через плечо на подол (хомонги). Сюжеты тоже соответствующие юности - бабочки, цветы, спирали, птицы. У девушек рисунок скачет по верхней и нижней части кимоно, и чем дама старше, тем ближе к подолу спускается рисунок. Еще один маркер возраста - воротник, вернее то, как его носят. Девушка должна носить его близко к шее, так чтобы он отходил от основания шеи не больше чем на ширину кулака, ибо затылок есть эротичная часть тела у японцев, а порядочная девушка не должна ее демонстрировать. Передняя часть воротника должна быть запахнута широко и высоко к шее, образуя широкую букву "V".
Что касается оби, тот тут тоже возможные самые разные цвета и узоры. Основное отличие в том, что если женщины носят оби почти всегда со стандартным узлом тайко, то девушки могут завязывать его как угодно - бабочкой, крыльями, черепахой, да хоть пропеллером, главное выглядеть как подарок в упаковке. Юность - это ведь время сватовства и свадеб, поэтому нужно иметь "товарный" вид, чтобы при взгляде на девушку у потенциального жениха возникло желание развернуть «упаковку» и посмотреть что внутри.)) Чем выше завязано оби - тем моложе владелица, хотя высота оби - не совсем показатель возраста, скорее сексуального опыта. Скажем так, чем оби ниже, тем опытнее женщина. Шарф у незамужней девушки очень сильно выглядывает из-под оби, шнур тоже повязан высоко.

После замужества девушка переходит в категорию женщин (независимо от календарного возраста). Яркие фурисоде уходят в прошлое навсегда, женщина никогда его больше не наденет. Теперь она может носить только иро томесоде или черное томесоде. Цвета томесоде более сдержанные, рукава менее скругленные и более короткие. Спокойная, сдержанная, элегантная, уважаемая, полная достоинства - вот характеристики идеальной женщины, выраженные в ее наряде. У молодых женщин рисунок может быть ярким и подниматься высоко к поясу от подола, а с возрастом чем старше дама, тем рисунок ближе к низу. Вообще все становится ниже - воротник, вырез спереди, оби, шнур и даже шарф. Все это выражает ее сексуальное взросление. У молодых женщин шнур повязывается где-то на середине, вырез немного опускается, формируя узкую букву "V", шарф почти не виден из-под оби. У старших дам вырез еще уже, оби ниже, шнур повязан в нижней части оби.
По правилам женщина может одеваться чуть «старше» чем она есть, но она не может одеваться «моложе». Однако многие пробуют «скостить» себе пяток лет с помощью одежды, хотя это очень трудно. Ведь если несоответствие будет заметно окружающим, то это будет выглядеть смешно и неприлично. Такие дела))

Часто те из современных женщин, кто не выходит замуж до 30 лет, делает карьеру и т.д. выбирают противоположную тактику - одеваются чуть старше чем они есть, и таким образом получают приличный и комфортный для себя наряд.

Особняком стоит одежда гейш. Вообще гейши это как бы последний оплот, хранители традиций кимоно и единственные кто носит кимоно и на работе, и просто так в быту. Поскольку гейши создания особенные, то и их одежда являет собой странную смесь разных признаков. В принципе, наряд майко (обучающаяся гейша) похож на фурисоде юной девушки. У него тоже длинные до пола рукава, яркие цвета с рисунком по всему полю, что подчеркивает молодость. Вырез ворота запахнут высоко у шеи, шарф сильно выглядывает из-под оби, шнур завязан чуть выше середины. Зато сзади ворот опушен почти до начала лопаток (что есть жутко сексуально по их понятиям). Также майко носят только полную версию оби - мару оби с очень большим узлом.

Сезонность.

Это очень интересный аспект ношения кимоно. Тут все тоже очень сложно, но если вкратце, то ношение кимоно по сезонам не только отражает нужды погоды, но и имеет эстетический смысл. Каждому сезону соответствует своя ткань и свои рисунки. Все кимоно делятся на простые (хитое) и с подкладкой (авазе). Хитое носят с июня по сентябрь, в остальное время - авазе. Раньше даже была особая церемония коромогае - смены гардероба, когда убирались одежки одного сезона и доставались другие.
Далее идет материал и цвет, а в последнюю очередь - рисунок. Каждому сезону (пара месяцев) - свой рисунок, причем общее правило такое: тип, ткань и цвет кимоно должны соответствовать месяцу ношения, а вот рисунок должен быть от следующего месяца, всегда должен как бы предвосхищать наступающий сезон. Если это не так, то это показатель эмоциональной бедности и плохого вкуса носителя. Все это вместе позволяет подстраиваться под конкретную погоду. Например, если октябрь (осенний месяц) выдался жарким, то можно продолжать носить хитое, но тогда цвета следует выбрать более темные и рисунок явно осенний (листья, гуси, орхидеи). Или если май (весна) жаркий, то можно начать носить хитое раньше срока, но оно должно быть из плотного крепа, т.к. еще не время носить шелк.

Сезонные рисунки:
январь\февраль - сосна, слива, бамбук

март\апрель - вишня, бабочки, визерия

май\июнь - ирис, ива, птицы

июль\август - ракушки, волны

сентябрь\октябрь - трава, клен, хризантема

ноябрь\декабрь - бамбук в снегу, сосновые иглы, гинкго.

Сочетание оби и кимоно тоже определяется сезонностью, при этому нельзя чтобы и там и там был одинаковый мотив. Мотивы должны быть разными по виду, но сочетаться на более тонком уровне. Например, кимоно с журавлями + оби с черепаховым узором (черепаха и журавль - символы долголетия), или кимоно с цветами + оби с волнами, или кимоно с речной волной + оби со стилизованными водяными ирисами.

Конечно, сегодня только гейши или фанаты кимоно могут иметь целый гардероб чтобы так разнообразно одеваться. Основная масса ограничивается парой кимоно и оби для особых случаев. Может, поэтому сейчас больше популярны однотонные кимоно, которые легче варьировать по формальности и сезонности с помощью оби и получать каждый раз соответствующий случаю наряд.

История японского кимоно насчитывает уже добрых полторы тысячи лет. За это время оно не раз менялось, хотя суть сохранялась. Благодаря этому можно сказать, что традиционное японское кимоно - это пласт культуры, неотъемлемая важная часть образа Японии.

Но сначала надо понять, что подразумевается под словом «кимоно».

Изначально так называлась одежда вообще. А спустя много времени, ближе к 19 веку, когда западная культура стала завоевывать сердца японцев, понятие сместилось в сторону одежды традиционной (также часто используется слово «вафуку» - «японская одежда», хотя оно стало синонимом «кимоно» сравнительно недавно). Смена значения понадобилась, чтобы не смешивать «пришлое» и «родное».

И поэтому сегодня кимоно - это колоритный вид национальной одежды, специфический свободный халат, зачастую расцветок райских птиц. Надевая кимоно, нужно помнить о его соответствии вашему полу, возрасту, статусу, ситуации (обстановке, событию), поре года. Это очень важно.

Разумеется, кимоно - не «рабочий костюм» гейш, тем более, гейши появились только в 18 веке  Хотя и сложилось так, что кинематограф и массовая культура усиленно популяризируют гейш и забывают про всех остальных, кто носил иные не менее красивые одежды.

Однако в истории Японии был период, когда яркими и красивыми на улицах были только гейши и проститутки. Видимо, с того и началось отождествление яркого красивого кимоно и гейш.

Почему выбираются такие богатые расцветки, вышивка, символические узоры? Японцы довольно суеверны, в них сильна вера в призраков, демонов, духов, символы и амулеты… И эта вера не могла не найти отражения в национальном костюме. Поэтому в кимоно ничто не случайно: ни цвет, ни крой, ни украшения.

Виды кимоно

Понятие «кимоно» слишком широкое, чтобы ни на что не подразделяться. Поэтому виды этой одежды делятся не только на мужские и женские (различающиеся длиной и цветовой гаммой), но и по событиям и статусу.

Кроме того, в Японии кимоно запахивается на правую сторону, для европейцев это - «по-мужски».
Среди женских выделяют такие виды:

Юката - повседневный хлопчатобумажный халат для теплого времени года и для ношения в домашней обстановке. Расцветка довольно простая, но не безликая. Допускаются легкие цветочные мотивы, обилие пастельных тонов, «романтические» цвета. Носят все, независимо от возраста и положения.

Иромудзи - повседневное однотонное кимоно без особых украшений для совершения церемоний, занятий искусством или «не грязным» ремеслом.

Комон - повседневное богато украшенное кимоно для любой женщины. Расписывается «родственными» узорами. Отлично подходит для посещения .

Цукесаги - «легкий» вариант кимоно на выход. Однотонное, без украшений. Подходит всем женщинам.

Хомонги - кимоно на выход, для светских мероприятий, вечеринок с высокопоставленными лицами. Украшено богато, подходит всем женщинам.

Фурисодэ - кимоно с обилием узоров, богатой расцветкой и украшениями. Имеет разную длину рукава (короткие, средние и длинные). В основном его надевают незамужние девушки на важные для себя события: выпускной, церемония совершеннолетия, на свадьбу в качестве подружки невесты и пр.

Иротомесоде - кимоно в основном для посещения синтоистских храмов и церемоний в них. Богато украшено ниже талии, сверху - однотонное, имеет короткие рукава. Носится всеми женщинами, и неважно, какой у них статус или положение.

Куротомесоде - черное кимоно, обильно украшенное дорогими и трудоемкими узорами ниже талии, с короткими рукавами. В основном такую одежду носят замужние женщины на важные мероприятия.

Мужские кимоно делятся на:

Саму - повседневное кимоно для физического труда, из черного (серого) материала.

Дзинбей - аналог юкаты, кимоно для ношения дома или в теплое время года. Состоит из хлопковой куртки и простых шорт.

Тандзен - кимоно с функциями пальто. Шьется из плотной хлопковой ткани, завязывается на груди. Обычно тандзен яркое и пестрое.

Хапп - универсальная хлопчатобумажная куртка с узким рукавом.
Понимание этих моментов убережет вас от , когда вы не соответствуете месту и времени в своем наряде. Для японцев это очень важно.

Пояс оби

Если уж кимоно имеет столько видов, то и пояс оби не может быть просто полоской ткани.

Мару оби - праздничный пояс для свадебных мероприятий (надевает невеста). Делается из полосы ткани примерно 65 см (складывается вдвое и прошивается), обе стороны богато украшены вышивкой. Длина – 3,6-4,5 метра.

Дарари оби - пояс майко с печатью окия (дома, где живут гейши и майко). Богато украшен и вышит. Длина – до 6 метров.

Фукуро оби - самый распространенный и используемый вид формального пояса. Может состоять как из сложенной вдвое ткани, так и из двух сшитых частей (где нижняя может быть из тонкого более дешевого материала). Используется в одежде для церемоний, во многом заменил собой мару оби. В итоге фукуро оби имеет размеры 30 см на 3,6-4,5 метра.

Подразделяется на три вида по дороговизне и покрытию узором:

1. Парчовый пояс с богатым рисунком по всей поверхности;

2. Парчовый пояс, покрытый рисунком на 2/3;

3. Парчовый пояс с рисунком только в местах, которые будут видны.

Кобукуро оби - нежесткий пояс, не имеющий подкладки, 15-20 см на 3 метра.

Кьо-букуро оби - как фукуро оби, только применяется для украшения повседневного кимоно. 30 на 350 см.

Фукуро Нагоя оби, или Хассун Нагоя - складывающийся пояс, но прошит там, где завяжется узел. Длина – 3,5 метра.

Нагоя оби - самый распространенный пояс сегодня. Отличается от остальных тем, что один конец его прошит, а другой - расправлен (это нужно для упрощения завязывания). Обычно имеет рисунок только на демонстрируемой части узла. 30 см на 3,15-3,45 метра.

Праздничным или повседневным нагоя оби становится благодаря материалу, из которого пошит. Однако для совсем официальных и важных мероприятий он не подходит, так как исторически он был для ежедневного ношения.

Ханхаба оби - пояс без подкладки, который не стоит надевать на праздники и церемонии. Чаще всего носится с юката и позволяет играть с завязыванием узлов. Шириной 15 см, длиной 3-4 метра.

Чуя оби (Хара-авасэ) - неформальный пояс, отличающийся тем, что имеет 2 разных дизайна, своеобразное «2 в 1». Обычно одна сторона цветная, пестрая, светлых оттенков, а вторая - темных тонов, со скромным узором. Часто носятся гейшами и пользуются популярностью у коллекционеров. 30 см на 3,5-4 метра.

Хеко оби - тоже неформальный пояс, который раньше носили мужчины и дети. А теперь и женщины, но только с настолько же неформальными кимоно или юката. Хеко оби для взрослого: 20-30 см в ширину и 3 метра в длину.

Хитоэ оби - очень жесткий пояс в один слой, не требующий подкладки. Носится с каждодневным кимоно или юката. Шириной 15-20 см, длиной - 4 метра.

Одори оби - чисто сценический пояс, или любой пояс, использующийся в танцевальном представлении. Как правило, он довольно длинный и широкий, с простым крупным рисунком. 10-30 см на 3,5-4,5 метра.

Тенга оби - пояс, подходящий для праздников и делающийся из более дорогостоящей ткани. В качестве узора выбираются символы благополучия или мотив мероприятия. Шириной 20 см, длиной 3,5-4 метра.

Цукэ оби - это набор из самого пояса и уже завязанного узла. Очень популярен в современной Японии. Пояс крепится лентами. Цукэ оби нельзя надевать на официальные мероприятия, но для неформальной обстановки – самое то. Обычно носится с юката.

Есть еще несколько чисто домашних видов оби, которые мы не стали рассматривать в силу их «прозаичности».

Особенности современного кимоно

Крой кимоно подразумевает универсальность размера и практичность. Поэтому основа выкройки – прямоугольник, обрезки ткани легко снова пустить в ход. Хотя последних может быть не так уж много, ведь длина рукава может быть и довольно большой - это зависит от нескольких параметров (возраст, событие и др.).

Это стандартный современный наряд. Как видите, никаких сложных форм, изгибов, выточек и прочего. Все предельно просто. Но в этом и суть: создать красоту не соблазном форм тела, а красотой костюма. Более того, японцы уверены, что красива та женщина, у которой ничего не выпирает и одежда не обтягивает природных выпуклостей. А еще кимоно из многослойного наряда разных однотонных расцветок превратились в 2-4 слоя, где украшен только верхний, что сильно упростило жизнь женщинам.

Конечно, сейчас появилось много вариаций кроя не традиционных расцветок (в том числе и исключительно для не разбирающихся европейцев), псевдогейш и прочего, что портит впечатление от красоты и глубокой символичности вафуку. Вот один из модных показов, где кимоно шились из синтетической ткани с синтепоном:

А вот дешевые кимоно для массового потребителя. Отличаются особой яркостью расцветок, иногда используются цвета «вырви глаз»:

Но не обращайте на них внимания, к настоящим вафуку они никакого отношения не имеют, и посвященные люди легко отличают одно от другого. А сами японцы относятся к таким «вариациям» спокойно и даже прохладно.

Крой и пошив кимоно

Приступим к непосредственному созданию кимоно. Вот выкройка юката в развороте, в см:

Ткань выбирайте немнущуюся или плохо мнущуюся, потому что мятое кимоно - это некрасивое кимоно, независимо от богатства цветов и узоров.

Порядок действий

1. Отмерьте нужное количество ткани, исходя из длины от плеча до нужной отметки, помноженной на 2.

2. На представленной выкройке кимоно шьется с полочкой (чтобы можно было легко совместить рисунок). Если она не нужна - отогните надставку на «лицевую» и шейте в 0,5 см от нее.

3. Итак, сметайте получившиеся изделие (и спинку, и бока), примерьте. Оставьте проймы в 25 см. Если все хорошо, можете прошить.

4. Ткань, отмеренную на рукав, сложите вдвое, можете закруглить угол. Прошейте, но не забудьте оставить место для руки. Далее следует соединить рукав и кимоно, прошить.

5. Подверните свободный край рукава и «карман» в нем. Обработайте низ кимоно. Подверните и прошейте вертикальные линии полов.

6. Загните и приметайте один край воротника на «лицо» юката, начните с готового края. Загните и подшейте второй край. Затем сложите воротник вдоль, спрячьте в него припуск, приметайте. Если все хорошо – прошейте.

Уход за кимоно, стирка, хранение

Если есть возможность, конечно, кимоно лучше хранить на специальных стойках в расправленном виде. Если оно особенно красиво, можно поставить в комнате в качестве украшения, большой картины.

А если нет, то просто аккуратно сложите его, не слишком часто перегибая. Желательно, чтобы каждый наряд был в отдельной коробке и переложен бумагой, а шкаф обязательно нужно обработать средством против моли.

Стирку лучше производить в специализированных химчистках. Но если вы не в Японии, то придется обходиться бережной ручной стиркой (если кимоно из дешевой ткани и без дорогих украшений и узоров - можно и в машинке стирать в щадящем режиме).

В заключение

В Японии многое делится на «мужское» и «женское», даже у женщин отличается от мужской. Но это даже хорошо, без этого культура Японии не была бы столь богатой и самодостаточной. И нам еще предстоит многое узнать.

Если вы хотите отправиться в Японию и прогуляться по её улочкам в настоящем кимоно, для начала пройдите наш мастер-класс « «.

Но что вы уже знаете о Японии и ее жителях? Какие специфические особенности языка, одежды, быта, церемоний вы узнали? Будет интересно почитать в комментариях.

Немало пар хотят сделать свою свадьбу особенной, необычной и неординарной, поэтому они устраивают тематический праздник. Выбор японского стиля торжества гарантирует, что оно пройдет оригинально и ярко. Но для этого невесте и жениху необходимо заранее все хорошенько продумать, подготовить множество аксессуаров, подобрать наряд невесты по теме праздника. Какие существуют японские свадебные наряды? На что обратить внимание при выборе одежды для невесты в стиле страны восходящего солнца?

Традиционное японское платье для невесты

Для свадьбы в японском стиле в качестве наряда невесты прекрасно подойдет кимоно – его изготавливают из сплошного куска ткани. На традиционной свадьбе в Японии новобрачная в течение праздника несколько раз должна менять наряды:

  • на торжественную часть бракосочетания она надевает белое кимоно;
  • на банкет невеста облачается в цветное, причем черная японская одежда тоже уместна для новобрачной;
  • на заключительную часть праздника девушка переодевается в европейский наряд с фатой.

Белое кимоно, украшенное жемчугом и цветами

Красиво и эффектно на японской свадьбе будет выглядеть невеста в кимоно белого цвета с вышитыми бутонами и жемчугом. Оно называется широ-маку (безупречный, белый). Каждый рисунок на ткани этого восточного наряда имеет определенное значение:

  • изображение цветков сливы-умэ или листьев бамбука обозначает жизнелюбие и стойкость,
  • фигуры журавлей – верность, счастье,
  • черепах, сосен – долголетие.

Женское кимоно надевают, запахивая его направо и подпоясывая специальным дорогостоящим поясом “оби”.

Красно-белое платье, расшитое серебром и золотом

Цветное свадебное кимоно называется учикаке. Его надевают после официальной части бракосочетания. Для пошива кимоно могут использовать ткани разных цветов, но популярным оттенком для свадебной одежды является красный. Наряд алого цвета символизирует жизнь, юность. Серебряная, золотая вышивка делают кимоно праздничным и придают ему роскошный вид, подчеркивая при этом красоту кожи новобрачной.

Фасоны современных свадебных платьев в японском стиле

Европейские наряды, стилизованные под Японию сильно отличаются от традиционного кимоно. В них обыгрывается одна или несколько деталей из восточного платья. Например, японская тема прослеживается в платьях с широкими рукавами, прямым фасоном и воротником-стоечкой. В восточный наряд легко превратить свадебную одежду с открытым верхом и со складочками на юбке, силуэта «Русалка», с завышенной талией. Для этого к платью добавляют аксессуар в японском стиле или же выбирают для его пошива ткань с традиционным рисунком для кимоно.

Материал одежды невесты должен быть легким, поэтому шелк будет лучшим вариантом для создания восточной свадебной одежды. Для ее пошива могут использовать ткани разных расцветок, но красный, розовый, голубой материал чаще применяют для этой цели. Мелкие цветочки на свадебной одежде, сочетаясь с однотонным поясом, создадут загадочный японский образ невесты. Сделать намек на восточную тематику торжества можно, украсив платье национальной вышивкой страны восходящего солнца. А вот пышный или слишком короткий (выше колен) наряд стилизировать под Японию не получится.

Прямое платье с воротником-стоечка

На девушках эффектно смотрятся прямые свадебные наряды в японском стиле с воротником-стоечкой. Такие платья могут быть разных оттенков, но праздничная одежда из красной ткани, украшенная вышивкой в виде цветов, журавлей, павлинов является популярным вариантом среди невест. Воротник стоечкой хорошо сочетается с прямым силуэтом и придает наряду яркий восточный стиль. Для создания японских платьев широко используется шелковая или кружевная ткань, а декорируются они разноцветными камнями, золотой вышивкой.

А-силуэта с широкими рукавами

Придать подвенечному платью с А-силуэтом восточные нотки легко. Для этого его необходимо дополнить деталями, которые напоминают элементы кимоно. Белый наряд А-силуэта прекрасно сочетается с цветным болеро с широкими рукавами и корсетом-поясом, напоминающий японский «оби». Этно дизайн свадебного убранства выглядит оригинально и сделает из новобрачной экзотическую красавицу.

Платье в стиле «Принцесса» ярких цветов

Прекрасную коллекцию пышных японских свадебных нарядов создал дизайнер Yoko Оgura. Разнообразие цветов, отделки и фактур его моделей поражает. Легкие и многослойные желтые, голубые юбки с воланами помогут создать утонченный и воздушный образ новобрачной. А отделка наряда искусственными цветами, которые расположены так, как будто их разбросали по ткани, выглядит необычно и романтично.

Эффектно с пышным платьем сочетается трансформированный пояс «оби», которым опоясывают кимоно. В одних моделях дизайнера Yoko Оgura он располагается в виде огромного банта на бедре, а в других – узкой полоской обвивает тонкую талию. Смело и экстравагантно выглядит свадебная одежда, в которой части верхних юбок выполнены из материала в клетку или горошек. Такой стиль подойдет невесте с кукольной фигуркой и внешностью.

Аксессуары к платью невесты в японском стиле

Для создания восточного стиля новобрачной обязательно используйте традиционные аксессуары Японии: веер, зонтик, цветок на шее с лентой. Эти детали образа невесты эффектно подчеркнут тему торжества.

  1. Веер – обязательный атрибут японской новобрачной. Его изготавливают и расписывают тем же ручным способом, что и 5 веков назад. Для создания веера используется 3-, 5-, 7-слойная бумага washi, а каркас изделия делается из бамбука. Дорогие изделия украшаются драгоценными камнями, слоновой костью.
  2. Яркий зонтик – важный аксессуар для новобрачной на японской свадьбе. Он поможет создать неповторимый восточный колорит в образе девушки.
  3. Прическа невесты также должна быть специфической. Японские новобрачные традиционно делают сложную укладку «симада». Эта прическа непростая и необычная: она похожа на экзотический цветок. Для создания укладки применяют ленты, гребни, банты, длинные шпильки. Раньше японки на свадебной церемонии использовали аксессуары для волос, изготовленные из панциря черепахи. Они украшались красивым национальным орнаментом.

В наше время применяют для причесок в восточном стиле металлические, деревянные, костяные длинные шпильки и гребни. Японский пояс «оби» способен европейскому платью придать восточный колорит. Эта важная деталь кимоно имеет длину 4 м и ширину 30 см, а весит около 1 кг. Пояс на традиционном свадебном наряде завязывается огромным декоративным бантом на спине. Его изготавливают из шелка и украшают золотой вышивкой или росписью. В современном убранстве для невесты используют пояс с намеком на «оби», но все равно он придает платью яркий восточный колорит.

Фото японских свадебных платьев

Если вы решили на своей свадьбе придерживаться японского стиля, то первым делом вам придется подобрать особое убранство для невесты. Сделать это легко, потому что вариантов подходящих платьев множество. Вы можете выбрать свадебное кимоно или же праздничное убранство с элементами в японском стиле. Обворожительные восточные мотивы страны восходящего солнца в платье невесты будут смотреться выигрышно и неповторимо. Они подчеркнут утонченность, оригинальность новобрачной и зачаруют всех окружающих на торжестве.

До конца Второй мировой войны это слово стало основным для определения японского наряда. Однако в послевоенные времена, под воздействием американского «понимания» японской действительности, универсальный термин «кимоно» начали применять как один из синонимов «вафуку» .

Соответственно, в современном японском языке «кимоно» получило два значения. В широком понимании - это общий термин для обозначения любой одежды, а в узком - разновидность вафуку .

Археологические находки на японском архипелаге подтверждают тезис, что древнейшие японцы носили простую конопляную одежду в конце эпохи Дзёмон . В начале 1 тысячелетия до н. э., под воздействием континентальной моды, в Японию попал костюм корейско-маньчжурского типа.

Самые ранние кимоно, появившиеся около пятого века нашей эры, были очень похожи на ханьфу - традиционную китайскую одежду. В восьмом веке китайская мода сделала накладной ворот частью современной женской одежды. В эру Хэйан (794-1192) кимоно стало очень стилизованным, хотя многие всё ещё носили шлейф мо поверх него. В эпоху Муромати (1392-1573), косодэ - кимоно, ранее считавшееся нижним бельём, стало носиться без штанов хакама поверх него, поэтому у косодэ появился пояс - оби . В период Эдо (1603-1867) рукава росли в длину, становясь особенно вытянутыми у незамужних женщин. Оби стал более широким, появились различные способы завязывания пояса. С этого времени форма кимоно оставалась почти неизменной.

Революцию в японской одежде повлекли вестернизационные реформы периода Мэйдзи второй половины XIX века. Европейская мода начала вытеснять японский традиционный костюм. Этот процесс был постепенным и поверхностным до 1945 года, касаясь лишь руководящих прослоек общества. Однако демократизация и «американизация» образа жизни простых японцев привела к тому, что японское кимоно было вытеснено из повседневной жизни.

Сегодня японский традиционный костюм используется в основном лишь во время праздников и официальных мероприятий.

Запа́х

Как женское, так и мужское кимоно надевают с запахом направо.

На похоронах тело одевают в кимоно с запахом налево, говорят «Мир после смерти противоположен нашему миру».

Особенности кимоно

Кимоно напоминает собой Т-образный халат . Его длина может варьироваться. Одежда закрепляется на теле поясом оби (帯), который расположен на талии. Вместо европейских пуговиц используют ремешки и бечёвки. Характерной чертой кимоно являются рукава содэ (袖), которые обычно намного шире толщины руки. Они имеют мешкообразную форму. Рукавное отверстие всегда меньше высоты самого рукава. Поскольку японский традиционный наряд подобен халату, в нём нет открытого воротника вроде европейских костюмов. В целом он удобен и не сковывает движений человека.

Ткани, из которых изготовляется кимоно, как правило, неэластичны. Для пояса используют сукно. Выкройки для одежды обычно прямоугольные и отличаются от европейских аналогов, имеющих сложные закруглённые формы. Благодаря этому достигается экономия и практически полная утилизация материи. Её прямоугольные остатки могут быть повторно использованы в хозяйстве.

Для пошива кимоно используются преимущественно мягкие нити, которые уменьшают риск перетягивания ткани. Однако такое бережное отношение к материи, которая была дефицитом в традиционной Японии, негативно отражается на сохранении конструкции одежды. В случае её нарушения кимоно можно перешить заново из той же ткани.

Кимоно и японская эстетика

В отличие от традиционной европейской одежды, которая подчёркивает конструкцию тела человека, кимоно выделяет лишь плечи и талию носителя, скрывая недостатки его фигуры. Западная одежда акцентирует внимание на рельефе, а японская - на равномерности и плоскости. Это связано с традиционным представлением японцев об идеальной конституции - «чем меньше выпуклостей и неровностей, тем красивее».

Например, в Европе женские корсеты использовались для сужения талии, а чтобы выглядеть красивой в кимоно, «идеальной фигуры» было недостаточно. «Идеальное лицо» и макияж считались неотъемлемой частью антуража. В позднем Средневековье установился эталон «японской красавицы». Лицо должно было быть плоским, а его овал - удлинённым. Красивыми считались раскосые глаза с узкими и высокими бровями. Рот должен был быть маленьким и походить на небольшой красный цветок. Из малопрофилированного лица относительно сильно выступал лишь нос. Кожа женщины должна была быть белой как снег, потому японки издавна белили лицо и другие выступающие из-под кимоно части тела. Такой идеал красавицы удачно отображен на японских гравюрах XVII-XIX веков.

Производство

Мужские кимоно бывают разных размеров, а женские, в основном, одного и того же размера, подгоняются с помощью складок. У идеально выбранного кимоно рукава оканчиваются у кисти. Мужское кимоно должно ниспадать до локтя, не образуя складок. Женское кимоно длиннее, чтобы можно было сделать охасиори (яп. おはし折 ) , особую складку, которая выглядывает из-под оби. Очень высокие или полные люди, такие как борцы сумо , заказывают себе кимоно, хотя обычно в готовом изделии остаётся целый отрез ткани, с помощью которого можно легко перешить его почти на любую фигуру.

Кимоно делается из цельного куска ткани. Отрез ткани обычно около сорока сантиметров в ширину и одиннадцать с половиной метров в длину. Этого достаточно, чтобы пошить одно кимоно на взрослого человека. Готовое кимоно содержит четыре полосы ткани: две из них покрывают тело, а из оставшихся формируют рукава, кроме этого, используют дополнительные полосочки для ворота и тому подобного. В прошлом кимоно часто распарывали перед стиркой и сшивали вручную после неё.

Традиционное кимоно делают вручную, причём ткань также зачастую сделана и расписана руками. Повторяющиеся рисунки наносят в таком случае с помощью трафарета. За долгие годы сменилось множество тенденций в стиле кимоно и аксессуаров, типе и цвете ткани.

Кимоно и оби традиционно делают из шёлка , креп -шёлка, сатина , современные кимоно изготовляют из более дешёвого и практичного материала, креп-сатина , хлопка , полиэстера и других синтетических нитей. Шёлк всё же считается идеальным материалом для формальной обстановки.

Обычно тканые узоры или мелкие рисунки носят в неформальных ситуациях, у кимоно для официальных ситуаций авторский рисунок идёт по подолу или по всей поверхности. В период Хэйан под кимоно носили до десяти контрастирующих друг с другом слоёв одежды, причём каждая комбинация цветов была строго определена. Сегодня под кимоно чаще всего носят ещё одно, тонкое. По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна - популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком.

Старые кимоно утилизируют разными способами, из них делают хаори и кимоно для детей, ремонтируют похожие кимоно, из них делают сумки или аксессуары. Кимоно с повреждённым низом носят под хакама, чтобы спрятать низ. Опытные текстильщики раньше удаляли нити из кимоно и использовали их снова в тканях.

Структура кимоно

Составные части основы кимоно

  • Нательная часть (яп. 身頃 мигоро ) - основная часть кимоно, которая укрывает самые крупные участки тела. Она делится на правую переднюю (右の前身頃) и левую переднюю (左の前身頃), а также правую заднюю (右の後身頃) и левую заднюю (右の後身頃) части. По современным правилам кроя, левая и правая части кимоно изготавливаются из двух отдельных отрезков материи. Передняя и задняя части левой соединены в районе плеча. То же самое действительно для правой части.
    • Передняя нательная часть (яп. 前身頃 маэмигоро ) - передняя часть кимоно без рукавов, покрывает грудь. Делится на левую и правую части;
    • Задняя нательная часть (яп. 後身頃 атомигоро ) - задняя часть кимоно без рукавов, покрывает спину. Делится на левую и правую части. Изготавливается из одного или двух отрезков материи.
  • Края (яп. 衽 окуми; может записываться знаком 袵 ) - тонкие и длинные отрезки ткани, которые пришиваются вдоль передней нательной части от воротника вверху до пола одежды снизу. Делится на левую и правую части;
  • Верхняя сторона (яп. 上前 увамаэ ) - левая передняя часть кимоно без рукавов, которой обозначают левую переднюю нательную часть, левый край, а также левую часть воротника. У всех людей, кроме умерших, кимоно запахивают направо, поэтому левая часть наряда находится снаружи. Именно поэтому левый край и левую переднюю нательную часть называют «верхней», то есть внешней.
  • Нижняя сторона (яп. 下前 ситамаэ ) - правая передняя часть кимоно без рукавов, которой обозначают правую переднюю нательную часть, правый край, а также правую часть воротника. Как правило, кимоно запахивают направо, поэтому правая часть наряда находится под левой и, соответственно, ближе к телу. Именно поэтому правый край и правую переднюю нательную часть называют «нижней», то есть внутренней.

Составные части рукава

  • Рукава (яп. 袖 содэ ) - части кимоно, которые покрывают обе руки. Как правило, имеют мешкообразную форму.

Считается, что в одетом женском кимоно существует «восемь отверстий», так называемые «яцукути». Это открытое пространство в районе шеи и ног, и соответствующие парные (правые и левые) проймы рукавов, дыр мияцукути и фурияцукути . В мужском кимоно отверстия мияцукути и фурияцукути отсутствуют.

  • Рукавные отверстия
    • Рукавное отверстие (яп. 袖口 содэгути , отверстие в рукаве в районе запястья) ;
    • Рукавный отрез (яп. 袖刳り содэкури , отверстие в нательной части кимоно, к которому пришивается рукав) ;
    • «Подмышечное» отверстие (яп. 振り八つ口 фурияцугути , отверстие рукава, в части, близкой к подмышке) . Иногда называется «фурикути» (振り口). Присутствует только в женских костюмах; (2)
    • Нательное отверстие (яп. 身八つ口 мияцугути , отверстие на нательной части в районе подмышки) . Присутствует только в женских костюмах. (1)
  • Рукавный шлейф (яп. 袂 тамото , свисающая часть рукава) .

Основные точки для замеров

  • Плечевой сгиб (яп. 肩山 катаяма ) - изгиб на одежде в районе плеча, который образуется при распластывании кимоно.
  • «Остриё меча» (яп. 剣先 кэнсаки ) - высшая точка краев окуми , в которой сходятся воротник и передняя часть кимоно .
  • Кромка (яп. 裾 сусо ) - 1) ближайший к земле край (точки) нательной части кимоно, 2) ближайший к земле край шлейфа рукава.
  • Центр спины (яп. 背中心 сэтю:син ) - вертикальная линия или шов на задней нательной части кимоно, который проходит по спине. Иногда называется сэну (яп. 背縫 , «спинной шов») .
  • Передние концы (яп. 褄先 цумасаки ) - угол, образуемый краями окуми и кромкой сусо
  • Тупик нательного отверстия (яп. 身八つ口どまり мияцугути домари ) - самая низкая точка отверстия мияцугути .
  • Боковая линия (яп. 脇線 вакисэн ) - вертикальная линия или шов от подмышки до кромки сусо .

Основные мерки и длины

  • Окумисагари (яп. 衽下り окумисагари ) - длина от точки, в которой сходится воротник и плечевой сгиб, к точке «меча». Обычно составляет 19 - 23 см.
  • Ширина плеч - длина от центра спины к границе задней нательной части и рукава. Обычно составляет 30 - 32 см.
  • Длина кимоно (яп. 着丈 китакэ ) - общая высота кимоно от воротника до кромки сусо .
  • Курикоси (яп. 繰越 курикоси ) - длина от центральной точки плечевого сгиба до задней точки воротника. В случае женского кимоно, последний отодвигается несколько назад, обнажая шею.
  • Рукавное отверстие (яп. 袖口 содэкути ) - длина рукавного отверстия в районе запястья. Как правило, составляет 20 - 23 см.
  • Высота рукава (яп. 袖丈 содэтаке ) - общая высота рукава от плечевого сгиба до кромки рукава. Обычно вдвое больше длины рукавного отверстия. В мужских кимоно эта высота составляет 49 - 51 см.
  • Рукавная пройма (яп. 袖付 содэцукэ ) - длина рукавной вырезки, места, где пришивается рукав к нательной части кимоно. Делится на переднюю и заднюю длину согласно разделу нательной части на переднюю и заднюю. Обычно размеры рукавной проймы меньше по размерам высоты рукава. В женском кимоно эта длина составляет около 23 см, а в случае ношения высокого пояса бывает ещё меньше. У мужчин - около 40 см.
  • Ширина рукава (яп. 袖幅 содэхаба ) - длина между точками пришивания рукава к нательной части и рукавным отверстием. В среднем составляет 35 см. В западной традиции называется «длиной рукава».
  • Ширина перехвата (яп. 抱幅 дакихаба ) - ширина передней нательной части кимоно без учёта ширины краев окуми и воротника. В мужской одежде достигает 40 см, в женской - до 30 см.
  • Высота без воротника (яп. 身丈 митаки ) - высота кимоно от плечевого сгиба до кромки сусо . В случае женского костюма соответствует росту человека, поскольку в районе талии формируется складка «охасиори», которая удерживается поясом.
  • Длина плеча и рукава (яп. 裄丈 юкитакэ ) - расстояние от воротника до рукавного отверстия. Включает в себя ширину плеча и ширину рукава.

Пошив кимоно

Кимоно изготавливается из материи, скатанной в свиток. Его ширина обычно составляет от 36 до 72 см, в зависимости от типа одежды, а длина - от 4 до 26 м. Для одного женского кимоно используется свиток шириной в 36 см и длиной в 12 м. На одно кимоно расходуется около 9-12 м ткани. При пошиве применяются мягкие нити.

Стоимость

Кимоно - дорогое удовольствие. Женское кимоно запросто может быть дороже 300 000 рублей, а полный комплект вместе с нижним кимоно, оби , таби , обувью и аксессуарами может стоить дороже 600 000 рублей. Один оби может стоить больше тридцати тысяч. Однако большая часть кимоно, содержащихся у любителей или людей, практикующих традиционные искусства, стоят гораздо дешевле. Люди, занятые в индустрии развлечений, носят стандартные кимоно, сделанные не индивидуально, или подержанные кимоно.

Удешевить кимоно может и материал. Вручную разрисованный шёлк часто заменяют на фабричную печать и более простые ткани. Также в Японии развит бизнес перепродажи подержанных кимоно, которые могут стоить около 500 иен или 150 рублей. Таким образом, оби становится наиболее дорогим предметом гардероба, потому что для их производства требуется опытный текстильщик. Незатейливые образцы стоят около 1500 иен (500 рублей). Мужские оби, даже шёлковые, стоят намного дешевле из-за меньших размеров и меньшей декоративности.

Сегодня в Японии распространены клубы любителей кимоно, где люди учатся выбирать и носить его.

Стили

Кимоно может быть как очень официальным, так и повседневным. Уровень формальности женского кимоно определяется расцветкой. У молодых девушек длинные рукава, говорящие о том, что они не замужем, и более обильно декорированные, чем похожие кимоно замужних женщин. У мужских кимоно только одна базовая форма и обычно более тёмные тона. Формализованность кимоно определяется типом и количеством аксессуаров, тканью, количеством фамильных гербов. Самое официальное кимоно имеет пять гербов. Шёлк наиболее предпочтителен, хлопчатобумажные и полиэстеровые кимоно считаются более повседневными.

Женские кимоно

Многие современные японки утратили навык надевать кимоно самостоятельно: традиционное кимоно содержит двенадцать или более отдельных частей, так что в случае необходимости нередко обращаются к специалистам в этой области - отокоси (яп. 男衆 , мужчина-слуга) и онагоси (яп. 女子衆 , женщина-слуга) или оннасю (яп. 女衆 оннасю: , женщина-слуга) . Гейши тоже одеваются с помощью таких профессионалов. Одевал обычно вызывают на дом лишь для особых случаев, поэтому они работают при парикмахерских.

Выбор верного кимоно сложен из-за необходимости учитывать символизм традиционного костюма и социальные посылы, такие как возраст, семейное положение и уровень официальности мероприятия.

  • Фурисодэ (яп. 振袖 ) : слово фурисодэ буквально переводится как «развевающиеся рукава»: они у фурисодэ примерно метр длиной. Это самое официальное кимоно для незамужней женщины, его носят подруги невесты на свадьбе и майко .
  • Хомонги (яп. 訪問着 хо:монги ) : переводится как одежда для приёмов. На нём рисунок присутствует вдоль плеч и рукавов, хомонги немного более высокого стиля, чем похожее цукэсагэ. Носят его как замужние, так и незамужние женщины.
  • Цукэсагэ (яп. 付け下げ ) : орнаменты более скромны, чем у хомонги. Основная их часть покрывает пространство ниже талии.
  • Томэсодэ (яп. 黒留袖 ) : самое официальное кимоно замужней женщины с рисунком только на подоле. Имеет две разновидности:
Куротомэсодэ (яп. 黒留袖 ) : чёрное кимоно. Это самое официальное кимоно для замужней женщины. Оно также часто используется на свадьбах - в него одеты матери жениха и невесты. У курутомэсодэ на рукавах, груди и спине часто имеется пять гербов камон . Иротомэсодэ (яп. 色留袖 ) : одноцветное кимоно, разрисованное ниже талии. Этот тип кимоно немного менее официальный, чем куротомэсодэ. На иротомэсодэ может быть три или пять камон.
  • Иромудзи (яп. 色無地 ) : его носят женщины на чайных церемониях . Иногда на иромудзи присутствует жаккардовый рисунок ринцу, но ткань всегда одноцветная.
  • Комон (кимоно) (яп. 小紋 ) : «мелкий рисунок». У комон мелкий рисунок, поэтому их можно носить как гуляя по городу, так и в ресторане, но уже с более формальным оби .

Части женского кимоно

  1. Доура - верхняя внутренняя часть.
  2. Эри - воротник.
  3. Фуки - подшитый низ.
  4. Фури - рукав выше локтя.
  5. Маимигоро - передняя полка.
  6. Мияцукути - отверстие под рукавом.
  7. Окуми - внутренняя передняя часть.
  8. Содэ - рукав.
  9. Содэгути - отверстие в рукаве.
  10. Содэцукэ - рукав.
  11. Сусомаваси - нижняя внутренняя часть.
  12. Тамото - карман в рукаве.
  13. Томоэри - внешний воротник.
  14. Ураэри - внутренний воротник.
  15. Усиромигоро - спинка.

Мужские кимоно

В отличие от женских кимоно, мужские гораздо проще, они состоят обычно из пяти частей (не включая обувь). У мужских кимоно рукава втачаны (пришиты) в боковой шов так, чтобы свободными оставались не более чем десять сантиметров рукава; у женских кимоно их глубокие рукава почти никогда не пришиты таким образом. Мужские рукава короче женских ещё и для того, чтобы не мешать оби. У женских кимоно рукава не касаются оби именно из-за своей длины.

Сейчас главное отличие между женским и мужским кимоно заключается в расцветке ткани. Типичными считаются чёрный, тёмные синий, зелёный и коричневый. Ткани обычно матовые. Набивной или обычный рисунок, светлые цвета используются в более будничных кимоно. Борцы сумо часто носят кимоно цвета фуксии (бордово-фиолетовый).

Наиболее формальны чёрные кимоно с пятью гербами на плечах, груди и спине. Немного менее формально кимоно с тремя гербами, под него часто надевают белое нижнее кимоно.

Почти любое кимоно можно сделать более формальным, надев его с хакама и хаори (см. ниже)

Кимоно и аксессуары

  • Нагадзюбан (яп. 長襦袢 ) - (или просто дзюбан, 襦袢) - нижняя рубаха, похожая на кимоно, которую носят как мужчины, так и женщины для того, чтобы верхнее шёлковое кимоно, тяжёлое в чистке, не касалось кожи носящего. Из-под кимоно выглядывает лишь край ворота нагадзюбана. У многих дзюбанов сменные воротники для того, чтобы их можно было носить в соответствии с цветом верхнего кимоно и чтобы стирать только воротник, а не всё сразу. Наиболее формальные нагадзюбаны белого цвета, на них часто имеется мелкий рисунок, схожий с рисунком на внешнем кимоно. Хотя у мужских кимоно очень ограничена расцветка, дзюбан может быть очень неординарным как по цвету так и по стилю.
  • Хададзюбан (яп. 肌襦袢 ) - тонкое бельё вроде майки. Носится под нагадзюбаном женщинами.
  • Сасоёке (яп. 裾除け ) - тонкие панталоны, которые женщины носят под нагадзюбаном. Иногда сасоёки и хададзюбан соединяют вместе.
  • Гэта (яп. 下駄 ) - деревянные сандалии , которые носят как мужчины, так и женщины, обычно вместе с юката. Есть особый вид гэта , который носят только гейши .
  • Хакама (яп. 袴 ) - юбка или шаровары , сделанные из разделённых или сшитых очень широких штанин, традиционно носимая мужчинами (а с недавних пор и женщинами) в неформальной обстановке, синтоистскими жрецами, а также в качестве формы в некоторых боевых искусствах, например, айкидо , кендо , нагинатадзюцу . Традиционно раздельные хакама в виде шаровар носятся мужчинами, тогда как женские хакама ближе к юбке. У хакама есть длинные складки, косиита (жёсткая задняя часть) и химо (длинные и короткие ленты, удерживающие хакама от спадания). Хакама часто носят женщины на выпускных церемониях. Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки.
  • Хаори (яп. 羽織 ) - верхний жакет, добавляющий наряду официальности. Раньше хаори носили только мужчины, но с конца эпохи Мэйдзи мода позволила женщинам тоже носить их. Отличие в том, что женский хаори длиннее. У современного мужского хаори расписана только подкладка, тогда как женский хаори обычно сшит из узорчатого полотна.
  • Хаори-химо (
mob_info