Проблемы обучения подростков в школе. Основные психологические проблемы подростков в школе. О современных подростоках и их родителях

Подростковый возраст является серьезным испытанием как для ребенка и так и для его родителей. Подростки часто спорят с родителями, при этом грубят им пытаясь добиться большей самостоятельности и минимума контроля со стороны взрослых. Это естественный этап взросления подростка, однако, родителям в этот период приходится сталкиваться с неуважением к себе.

В ситуациях, когда поведение подростка становится все более проблемным, важно разрешить сложную ситуацию, прежде чем она выйдет из-под вашего контроля. Рассмотрим типичные проблемы, с которыми сталкиваются современные подростки и чем могут им помочь родители.

Основные проблемы современных подростков

Подростки одержимы гаджетами

Нынешнее подрастающее поколение проводит большую часть своего свободного времени в социальных сетях, для них это способ оставаться всегда на связи со своими друзьями. Многие подростки увлекаются компьютерными играми и совсем не считают это увлечение своей проблемой. Тем не менее чрезмерное времяпровождение в Интернете может мешать другим аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.

Чтобы в будущем избежать многих проблем с ребенком установите компьютер в общей комнате дома, чтобы иметь возможность контролировать подростка. Введите правило временного ограничения на использование компьютера. Помимо этого можно устанавливать родительский контроль, чтобы заблокировать сайты и программы с нежелательным контентом.

Подростки грубят родителям

Хамство, враждебность и грубость являются очень явным изменением в поведении подростка и одной из основных проблем современных подростков. Можно и не заметить, когда ваше ласковое чадо превратилось в раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-хамски и игнорирует все ваши правила. Подростки начинают вести себя по собственным моделям поведения, которые должны быть отличными от поведения родителей.

К сожалению, в этом возрасте подростки ценят мнение друзей значительно больше, чем мнение родных. В этом кроется небольшая опасность, так как подростки во многом поддаются чужому влиянию. Как бы там ни было, важно демонстрировать ребенку основные нормы поведения, и установить правило уважительного общения в семье.

Подросток часто разражается и бунтует

Любые слова провоцируют подростка на ярость и гнев. Изменчивость и перепады настроения — это проблема подростков, с которой они сталкиваются ежедневно. Подросткам свойственно кричать и тут же плакать, топать ногами и убегать в другую комнату. И все эти эмоциональные реакции могут быть очень спонтанными и бурными. Зачастую они являются результатом физических и гормональных изменений, которые переживает подрастающий ребенок. Однако такое поведение серьезно усложняет общение с ним и мешает установить доверительные спокойные взаимоотношения.

Попробуйте сменить свою тактику воспитания подростка. Например, вместо нравоучений и советов, посочувствуйте ему. Это позволит вам избежать ненужных конфликтов в семье.

Подростки говорят неправду

Есть много причин, по которым подросток может соврать. И ему совсем не кажется, что вранье может стать для подростка проблемой. Хотя он может врать, например, для того, чтобы скрыть некоторые факты от родителей.

Подросткам кажется, что они таким образом утверждаются в своей независимости и самостоятельности. Конечно же когда ребенок скрывает подробности своей жизни, это может родителей насторожить. Они могут решить, что подросток попал в нехорошую компанию и занимается незаконными делами. Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью, если будет в ней нуждаться.

В таком случае, если вы часто уличаете ребенка во лжи, в первую очередь позаботьтесь о вашей репутации. То есть, если вы для ребенка являетесь слишком строгим родителем и он думает, что за его провинность вы его убьете, то конечно же он будет бояться всё вам рассказывать.

Только доверительные, партнерские отношения, атмосфера взаимопонимания и доверия могут разрушить барьеры между вами и подростком. Дайте ему понять, что вы простите ему его ошибку, но не переставайте быть требовательными и последовательными в своем воспитании.

Подросток поздно приходит домой

Подростки зачастую намеренно нарушают установленный комендантский час. Такой протест может быть неосознанным проявлением самостоятельности.

Прежде чем устраивать скандал, попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный родителями его друзей, значительно позже вашего. Возьмите с ребенка обещание предупреждать вас о своем опоздании. И ведите с ребенком профилактические беседы, чтобы он был предупрежден о последствиях асоциальных и противоправных действий.

Подросток выбирает плохих друзей

Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подрастающего ребенка оказывают на него негативное влияние. Однако, это не всегда является поводом для тревоги и зачастую неоправданным.

Подросток может быть очень привязан к своим друзьям. И тогда любая критика в их адрес будет восприниматься остро, как личная критика. Чтобы не потерять доверие ребенка лучше воздержитесь от резких необоснованных замечаний в сторону его друзей.

Исключением может стать только компания наркоманов, бандитов и других асоциальных группировок. Здесь необходимо вовремя вмешаться, изолировать и избавить его от этой проблемы современных подростков.

Проблемы подростков интимного характера

Для подростков естественен повышенный интерес к сексу, в связи с увеличением гормональных изменений в организме. Важно убедиться, что ребенок имеет здоровое представление о возможных последствиях незащищенного секса.

Подросток плохо учится

Или вообще не хочет учиться. Это еще одна проблема современных подростков. Дело всё в том, что у ребенка подросткового возраста значительно расширяется кругозор, меняется мировосприятие и уже сама по себе учёба в школе становится для него менее ценной.

Учебная мотивация снижается особенно в период активного роста подростка примерно в 13 — 14 лет. А это как раз тот период, когда до окончания школы еще лет 5 и подросток просто теряет внутреннюю мотивацию. То есть он думает: «зачем учиться, если вокруг столько разных перспектив?» или «Мне в жизни биология не пригодится»

Для того, чтобы помочь подростку самое время заняться профориентацией. Заставляйте его размышлять над вопросом профессионального самоопределения начиная с самого простого: «Чем ты хочешь заниматься в жизни?»

Даже если ребенок будет вам резко отвечать: «Ни чем!» поверьте, что внутри себя он будет искать ответ. И еще очень важно приближайте результаты школьной учёбы. Рассказывайте ребенку, зачем она нужна, объясняйте важность и значимость ее для его будущего обучения.

Подростки в школе

Подростки в школе

Переоценивая прожитый отрезок времени, нередко многие удивляются: «Неужели это было со мной? Почему я от этого так страдал?» К сожалению, только спустя голы кажется, что детские проблемы - пустяки. Но в период обучения все казалось так сложно - и на уроках, и вне класса. Давайте поговорим на эту тему.

Я не ребенок!

Совсем не факт, что школьники, проучившись вместе определенное время, полностью осваиваются в коллективе, и причин для беспокойства быть не может. К тому же, к 12 годам подростки в школе ощущают себя взрослыми. Многие прежние авторитеты рушатся. А новые привязанности - не совсем отвечают нравственным критериям, которые близки взрослым.

Постулат «школьники должны учиться» - актуален во все времена и важность его никто не оспаривает. Но так непросто заставить себя хоть что-то делать, когда:

  • «не хочу», «не могу», «отстаньте», «я не маленький» - основа протестов ребенка;
  • появляется первая любовь, нередко - не платоническая;
  • попытки самоутвердиться за счет дорогих вещей становятся мерилом успешности;
  • наглядно выпячиваемая наглость и вседозволенность - важнее таких общепринятых моральных норм, как сдержанность и воспитанность;
  • выяснения отношений даже между одноклассниками, с которыми знакомы не один год, приобретают совершенно другой характер, чем прежде;
  • никакие оценки не важны, непонятно, зачем учиться: и так все есть, или нельзя достичь того, что хочется немедленно;
  • учителя вызывают пренебрежение;
  • давно потерян духовный контакт с родителями.
Многие осложнения, возникающие у подростков в школе, взаимосвязаны с этими проблемами.

Помогите взрослеть

Все это важно для детей и для вас, если они вам дороги, и не безразлично их будущее. Переосмысление себя и всего вокруг до 18 летнего возраста - не всегда плавный и приятный процесс для ребенка и его родителей. Когда подростки в школе ощущают реально все признаки своего взросления (физиологического и психологического), так необходима помощь родителей. Только близкие люди в состоянии смягчить первые жизненные удары, если:
  • стараются поддерживать дитя в любых ситуациях, не слепо веря в то, что ребенок не способен на плохой поступок, а изучив ситуацию, при которой возник конфликт;
  • никогда не оскорбляют никого - ни подростка при учителях, ни учителей или одноклассников при нем;
  • не забывают, уважая старших и прививая это чувство школьнику, что и взрослые могут быть не правы;
  • не справляются - не отчаиваются. Набравшись терпения, больше времени оставляя на совместные прогулки, вылазки с одноклассниками, участвуют в организации мероприятий, проводимых в классе;
  • общение с преподавателями - не от случая к случаю и когда придется, а постоянное.

%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%20%D0%B2%D0%B0%D1%81%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%91%D0%BC блоге!

Сегодня мы будем говорить о школьных проблемах подростков и о том, как родители могут помочь своим детям в решении проблем, связанных со школьной жизнью.

Известно, что семилетние дети с удовольствием идут в школу и легко впитывают новые знания. Поэтому в начальной школе трудности возникают обычно на фоне недостаточной умственной и эмоциональной готовности ребёнка к обучению в школе. Проблемы в семье также влияют на эмоциональный фон ребёнка и,как следствие, отражаются на его оценках.

В начальной школе познавательная деятельность является ведущей, что совпадает с задачами школьного обучения.

С наступлением подросткового возраста прилежно учившийся ребёнок неожиданно теряет интерес к учёбе. Когда на школьных педсоветах подводят итоги успеваемости за период, то видно, как от класса к классу уменьшается количество "хорошистов" и "отличников".

Что происходит с ребёнком в подростковом возрасте?

Подросток теперь старается побыстрее кое-как сделать домашние задания (а часто просто списывает на перемене у одноклассника). Учебный материал не отрабатывается, незнание растёт как снежный ком. К концу периода под давлением родителей и учителей подросток пытается решить проблемы с учёбой и с помощью нарисованных учителями "троек" переползает в следующий класс. Фактически он совершенно не готов учиться в следующем классе, поэтому прошлогодняя ситуации повторяется. У подростка опускаются руки, наступает апатия и нежелание учиться, потому что урок для него - дремучий лес, из которого неизвестно, как выбраться. В таком положении одни подростки сидят на уроке, погрузившись в свои мысли, другие начинают нарушать дисциплину и срывать уроки, третьи - просто прогуливают все школьные занятия или только отдельные особо нелюбимые предметы.

Психологи установили, что массовой причиной плохой успеваемости подростков является отсутствие адекватной мотиваци и учёбы. Ребёнок просто не желает учиться, попытки родителей оказать давление не повышают мотивацию, или под воздействием страха подросток на недолгое время берётся за учёбу.

Подросткам непонятно, зачем обучаться тем вещам, которые им в ближайшей жизни не пригодятся. Грозные заявления родителей, что учиться надо, для подростка пустой звук. Не факт, что с хорошим образованием можно получить желаемую работу и достойную зарплату. Подростки осознают, что многие "крутые" дяди отнюдь не блистали в учёбе.

В подростковом возрасте особенно значимым компонентом становится отношения со сверстниками. Для него важно утвердиться в глазах одноклассников. Если не получается реализовать себя и добиться успеха в учёбе, идут в ход нарушения дисциплины и прогулы.

Вспомните, когда у подростка угас интерес к учёбе. Что происходило в то время в семье, как складывались отношения с одноклассниками.

Чтобы повысить мотивацию, подростка надо заинтересовать . У подростка должна появиться жизненно важная цель. Тогда появится и воля для преодоления препятствий.

При доверительном разговоре с подростком скажите, что он волен выбирать: учиться ему или не учиться. Но обязательно объясните подростку, какие будут последствия в результате его выбора. Это сейчас ему кажется, что в школе дают мало полезного, что может ему пригодиться в дальнейшей жизни. Жизнь длинная, и как знать, что может пригодиться, а что нет.

Объясните подростку, что в жизни важно быть успешным человеком, уметь выстраивать отношения с разными людьми, ладить с ними. Пока годы молодые, не нужно бороться за выживание. Можно и учёбу забросить. Но пройдёт несколько лет, и подростку нужно будет самому брать ответственность за свою жизнь, самому всего добиваться.

Если есть возможность, пусть подросток во время каникул устроиться на какую -нибудь физическую работу и почувствует всю "прелесть" неквалифицированного труда. Пусть убедится на собственной шкуре, что работодатели предпочитают брать на работу людей с высшим или специальным образованием.

Также советую обратить внимание на наклонности подростка, обсудите перспективы обучения по данному направлению.

Объясните ребёнку, что для работы руками тоже нужно получить необходимый минимум знаний в школе.

Если у подростка появится цель, то будет и мотивация. Как следствие, он станет учиться без контроля со стороны родителей.

Не спешите оказывать помощь в учёбе, если подросток об этом вас не просит. Инициатива должна исходить от него.

Если учёба была запущена, то не ждите мгновенных результатов: могут быть как шаги вперёд, так и откаты назад. Родителям важно поддержать даже незначительный успех своего чада. Рано или поздно ваши усилия принесут плоды. При решении школьных проблем подростков важно сохранить в семье взаимоуважение и поддержку, а пробелы в учёбе постепенно можно ликвидировать.

Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, многое в его жизни меняется. В младших классах было равновесие, все уже успели привыкнуть к тому, как к ним относится учитель. В средней школе все начинается сначала. Учителей становится больше, и у каждого свое отношение к ученикам и свои требования. И нередки случаи, что вчерашние отличники становятся троечниками. Порой именно в это время меняются и классы, то есть подростку приходится снова устанавливать отношения со сверстниками. Для того, чтобы адаптация к новым условиям проходила более или менее спокойно, родителям необходимо учесть несколько моментов.

Первая проблема, с которой сталкивается человек в подростковом возрасте, касается его собственного тела. В это время ребенок начинает резко расти и развиваться. Привыкнуть к новой «оболочке» ему сложно. Его начинает очень заботить, как же он выглядит в глазах окружающих. Подросток еще не понимает, что внешность является отражением внутреннего мира, его интересует «внешность вообще».

Даже для младшего подросткового возраста характерны резкие перепады настроения и не очень обычные для человека типы реакций. Странные даже на взгляд самого подростка реакции только усугубляют ситуацию. Подростку кажется, что его не понимают, что он хуже всех и что ему не с кем даже поговорить о жизни. И зачастую это бывает правдой, поскольку именно в это время человек начинает воспринимать себя отдельно от близких. Для него гораздо важнее, как к нему относятся сверстники, нежели мнение взрослых, в том числе и родителей.

Именно этими психологическими особенностями зачастую обусловлено возникновение проблем с успеваемостью, столь частых в этом возрасте. Для учителя подросток - прежде всего ученик, которого надо во что бы то ни стало научить. Кроме того, в средней школе меняется тип учебной деятельности. Он требует от подростка большей самостоятельности. Уже пятиклассник должен уметь самостоятельно ставить перед собой задачи и находить приемы их решения. Если ребенку с самых ранних лет предоставляли достаточно возможностей для проявления самостоятельности, адаптация к средней школе пройдет значительно легче.

Меняются и отношения с учителем. Если в младших классах педагог был для учеников непререкаемым авторитетом и вел себя соответственно, то в средней школе обстановка становится более демократичной, а отношения между учителем и учениками - более свободными. И это не всеми подростками воспринимается адекватно. Некоторые начинают считать предоставленную свободу как слабость учителя. Особенно это характерно для подростков, воспитанных в авторитарной семье.

Ситуация значительно усугубляется, если подросток плохо владеет учебными навыками, а также если у него слабо развита мотивация к учебе. Кроме того, уровень образования родителей зачастую не позволяет им помогать выросшему ребенку. Не все могут даже контролировать учебную деятельность. Получается, что подросток действительно остается наедине со своими проблемами, и от этого они только нарастают.

Возникшее отставание в учебе во многом способствует появлению отрицательных черт характера. Замечено, что отстающие в учебе дети становятся более агрессивными и грубыми. Это понятно, поскольку человеку надо как-то утвердиться в среде сверстников, вот он и находит доступные для него способы.

От родителей младших подростков требуется особое внимание. Если ваш ребенок не сумеет адаптироваться в пятом-шестом классах и начнет отставать в учебе, догнать сверстников ему вряд ли удастся. В это время особенно важно сохранить доверительные отношения с подростком.

Постарайтесь поддерживать постоянный контакт с классным руководителем и другими учителями. Вы должны всегда быть в курсе школьных дел и относиться к ним серьезно. Однако в этом возрасте ребенка интересует не только школа. Школьная успеваемость становится дополнительным способом для самоутверждения, но никак не основным. Внимательно отнеситесь к тому, в каком кругу находится ваш ребенок, с кем он дружит, каковы его интересы и интересы его сверстников. Контроль нужен, но он не должен превращаться в слежку и мелочную опеку. Помните о том, что перед вами уже почти самостоятельный человек со своими жизненными целями и устремлениями, о которых заботливым родителям полезно знать.

Дом для подростка должен быть крепостью, где он всегда может найти поддержку и защиту. Несмотря на то, что в это время человек чувствует себя независимым от родителей, без семьи ему пока что не обойтись, и от того, каковы будут отношения в семье, во значительной степени зависит его дальнейшая жизнь. Решение школьных проблем тоже во многом зависит от родителей. Если родители понимают ценность образования, если сумели выработать у ребенка стойкий интерес к учебе, который не могут погасить даже изменившиеся обстоятельства - все будет в полном порядке.

Вот так бывает – растишь, кормишь, ночей не спишь, а потом «бац!» - и как гром среди ясного неба сложный подростковый период, со всеми вытекающими последствиями. И, кажется, что мы правильно воспитывали ребенка, всем обеспечивали, а результат диаметрально противоположный.

Ребенок, вырастая и превращаясь в самостоятельную личность, как правило, «проверяет на прочность» все принципы, которые были бережно заложены ему в голову родителями и учителями. И иногда это проходит, мягко говоря, не очень гладко, сказываясь на всех сферах жизни. Как же вовремя заметить проблемы подростков и разрешить их?

Проблемы подростков дома

Проблемы в отношениях с подростком это только следствие, а причина, как это не обидно звучит, в родителях.

Осознанно или нет, но мы воспроизводим ту модель, по которой воспитывали нас. А в те времена люди этим вопросом вообще не сильно озадачивались. В итоге, множество зрелых людей до сих пор не могут нащупать нить понимания с родителями.

  • 0-5 лет – ребенок-Царь;
  • 5-14 лет – ребенок–ученик;
  • с 14 лет – ребенок–друг.

В 14 лет невозможно подростка заставить поступать нужным вам образом, аргументируя: «Потому что я так сказала, вот почему!». Также нельзя все позволять восьмилетнему ребенку и никак не наказывать.

Кто-то считает, что детей наказывать нельзя, что так формируется недоверие к миру. Тогда непонятно, к жизни в каком мире эти люди готовят детей? Где можно все и всегда? Правильное наказание формирует у ребенка навык связывать негативное действие с негативным результатом и формирует ответственность. И страшно представить общество людей, которые считают, что можно все и не отличают «хорошо» от «плохо».

Другая крайность – наказание, как средство выражения собственных негативных эмоций. Наказывая ребенка необходимо ставить цель выработки у него умения думать о последствиях. Но, конечно, в 14 лет воспитывать уже поздно. Все уже заложено и теперь остается лишь «пожинать плоды». В это время самым лучшим решением будет прислушаться к ребенку, почему он так поступает? И постараться не давать критических оценок.

В нашем обществе система регуляции поведения человека основана на чувстве стыда под лозунгом: «О боже! Что скажут люди!» Стыд, по умолчанию, связывают с чувством совести, которое имеет другую природу. Стыд подразумевает внешнюю негативную оценку своих действий. Нужно быть хорошим, а то не дай Бог, кто-нибудь узнает какой я плохой! Получается, когда никто не видит – можно быть любым.

Совесть не подразумевает внешних оценок и основывается на самоуважении. Я хочу быть хорошим, потому что так я себя больше уважаю и мне так комфортно. Или не хочу. Совесть это внутреннее независимое чувство. И если проблему стыда можно решить, сыграв нужную роль, то проблему совести никак не переиграешь и от себя не убежишь. Поэтому нужно правильно расставлять акценты.

И самая важная часть воспитания детей – воспитание себя самого. Невозможно дать человеку то, чего у вас нет. Глупо говорить о вреде курения с сигаретой во рту. Глупо говорить о вреде компьютера, просиживая дни и ночи в соц. сетях. Невозможно привить уважение к родителям в той семье, где родители не уважают друг друга или самих себя. Дети – это наше кривое зеркало и они тонко чувствуют, где истина, а где подмена.

Проблемы подростков в школе

Не будем долго разбирать нашу систему образования. Скажем лишь, что она тоже имеет свои несовершенства. Главной ее позицией является развивать то, чего нет. Если мальчик не понимает математику, но отличник по физкультуре – учителя непременно порекомендуют посадить его за решение линейных уравнений. А с физкультурой и так все в порядке – зачем еще развивать? И если он не сел за их решение – пора включить механизм стыда. Вызываем родителей, и давай отчитывать – прогулы, двойки, поведение. В такой ситуации любой хороший родитель подключится к позиции учителей, а может и за ремень возьмется.

Решая проблемы подростков в школе, грамотно выбирайте, на чьей вы стороне. Помните, что ребенок – это личность, имеющая свои особенности и желания. Каждый человек имеет способности к чему-либо, что-то делает хорошо, а что-то не умеет. Универсальных людей не бывает, невозможно быть специалистом во всем. Понятно, что хорошие оценки нужны, чтобы поступить в институт и стать человеком. Но, только, выбирая своему ребенку правильную жизнь, мы зачастую забываем о том, что ребенок – это не собственность и не сырье, для производства «супер-человека». Семья дается человеку для поддержки, а не манипулирования. Поэтому, каждый раз, когда слышите что-то о сыне или дочери – не спешите с выводами и наказанием. Учителя приходят в нашу жизнь на 10 лет, и уходят, а ваши отношения останутся…

Проблемы подростков в отношениях со сверстниками

Многие родители оказываются глухонемыми, когда возникают проблемы подростков в отношениях со сверстниками, считая эту проблему незначительной. В то время как для подростка именно эта тема является самой животрепещущей. Проблемы подростков в отношениях проявляется двумя способами:

1. дурная компания;

2. отсутствие друзей.

Каждый ребенок хочет занять определенную позицию среди друзей и одноклассников. Кому-то нужна роль лидера, кому-то просто хорошего друга. Родители, тем временем, считают, что это все ерунда и вообще не слушают и не слышат ребенка. Или, еще хуже, услышав что-либо, начинают негативно отзываться о его друзьях. Лекарством от этого является доверие. И не только ребенок должен доверять вам то, что его волнует. Вы должны доверять своему ребенку делать выбор самостоятельно. Только это является залогом искренних отношений.

И самый главный совет в общении с подростком – откажитесь от идеи вернуть былую власть над ребенком! Будьте ему старшим другом и помощником, только так можно сохранить свой авторитет в его глазах.

mob_info