Тема вражды в произведении евгений онегин. Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги. Несколько интересных сочинений

Каждому в жизни не понаслышке знакомы такие понятия как «друг» и «дружба». Каких людей мы считаем друзьями? Мне кажется, что друзья – это люди, что идут с тобой рука об руку годами; люди, которым ты доверяешь самые сокровенное и знаешь, что тебя не предадут. В жизни случается всякое. А может ли дружба в один миг превратиться во вражду? И на всякую ли дружбу это распространяется? Подобные вопросы волновали многих писателей и поэтов.

Не остался в стороне от этой проблемы известный русский писатель и поэт А. С. Пушкин. В своем романе «Евгений Онегин» он удачно раскрывает тему дружбы и вражды на примере двух друзей – Онегина и Ленского. Казалось бы, два совершенно противоположных человека с различными характерами, взглядами на жизнь и опытом вдруг становятся друзьями.

Но настоящая ли это дружба? Сможет ли она пройти через все испытания, которые преподнесет им непредсказуемость жизни? Думаю, нет. Ведь еще в самом начале Пушкин писал, что их дружба была от нечего делать. Но несмотря на все различия между Онегиным и Ленским, все же было то, что их объединяло: положение в сельской глуши, навязанное общение со стороны соседей и острый ум. В свою же очередь, они будто бы дополняли друг друга. Владимир Ленский в силу возраста был неопытным человеком, плохо разбирался в людях и любви: вспомним его любовь к Ольге. Как вы думаете, это были те самые возвышенные чувства, о которых пишут многие писатели и поэты, именно любовь к человеку, со всеми его недостатками, или же это была слепая погоня за образом девушки, которая была далека от идеала этого молодого человека? Мне кажется, второе. Что же касается Онегина в этом дружеском дуэте, то он был прекрасным слушателем, часто молчал, а если и возражал, то обязательно обосновывал свою точку зрения и был заинтересован в теме разговора. Ленскому требовался такой человек, которому он мог бы излить свою душу и прочесть стихи, с этим неплохо справлялся всё тот же Евгений Онегин.

Если эти два человека так неплохо ладили между собой, так что же стало толчком к их дуэли? А началом всех бед стала легкомысленность Онегина: приглашение на танец Ольги вызвало ревность у ее кавалера. Именно недоверие Ленского послужило началом их вражде. Неужели дружба этих двоих оборвалась так легко? Разве не было возможности всё исправить? Шанс был. Но воспользовались ли им теперь уже бывшие, друзья? Нет. Возможно, исход этой истории был бы несколько другой. Это еще раз доказывает поверхностность и формальность их дружбы. То, что их связывало, было настолько малым, что они смогли с легкостью это отбросить и стрелять друг в друга на дуэли.

Таким образом, можно сделать вывод, что дружба может перерасти во вражду, но далеко не каждая. Ведь если люди дружат по-настоящему, без формальностей и корыстности, то такая дружба будет существовать долго и пройдет через множество лет и испытаний, приготовленных судьбой.

(1)

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:

Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?.

Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».

Сравним слова, выразительно передающие чувства Онегина: «стиснув пистолет», «сражен», «с содроганьем отходит» с ремаркой «решил сосед», указывающей на полное спокойствие 3арецкого и безразличие по отношению к совершившемуся. Именно это страшное для Онегина восклицание навсегда запомнилось ему потому, что восклицание «старого дуэлиста» заставило Онегина в эту страшную минуту с особенной ясностью понять, что он совершил непоправимое преступление из страха перед такими ничтожествами, как Зарвцкий. И ни странствия по России, ни новые впечатления, ни любовь к Татьяне — ничто не помогло Онегину забыть убитого поэта.

>Сочинения по произведению Евгений Онегин

Дружба и вражда

Роман в стихах «Евгений Онегин» был написан А. С. Пушкиным в первой половине 19-го века. Это одно из самых значительных произведений в русской словесности. Автор над ним проработал более семи лет. Роман посвящен теме несчастной любви и дружбы. Видимо, на тот момент именно эти вопросы были на первом месте для писателя. С самого начала произведения мы узнаем, что в свои двадцать шесть главный герой, столичный модник и повеса Онегин , устал от городской жизни и хочет отдохнуть вдали от шума.

Как отмечает писатель: «Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели». Такой была жизнь Онегина до того, как он решился уехать в деревню. Даже там он сторонился соседей-помещиков, избегал шумных компаний. Он старался проводить больше времени в тишине и за чтением книг. Единственным человеком, с которым он охотно познакомился, был Владимир Ленский . Этот восемнадцатилетний «поклонник Канта» вернулся в свое поместье из Германии и показался Евгению интересным собеседником. Его душа была не испорчена светом. Он верил в любовь и высшее предназначение жизни.

Несмотря на то, что между героями пропасть длиною в несколько лет и большая разница характеров, они часто встречаются и заводят беседы на философские темы. Многое в жизни друзей меняется с момента знакомства Онегина с сестрами Лариными. Владимир Ленский влюблен в белокурую и веселую Ольгу . Евгению же кажется более интересной ее старшая сестра Татьяна . Эта девушка привлекает главного героя своей серьезностью и незаурядностью. Татьяна много читает и всегда остается в стороне от шумных компаний. После их знакомства она решает, что Онегин и есть ее судьба, о чем открыто пишет в любовном письме.

Евгения тяготит внимание девушки, но он старается никак ее не обидеть, а потому признается, что не создан для любви и семейной жизни. У Ольги с Ленским удачно складываются отношения до одного события, которое произошло во время именин Татьяны. В отместку за то, что друг привел его на этот вечер, Онегин решает своеобразно отомстить Ленскому и приглашает на танец Ольгу. После этого между друзьями пропадает всяческое доверие и намечается дуэль. К сожалению, «юный поэт», которого возможно ждала настоящая слава, а возможно заурядная жизнь, погибает от руки лучшего друга. Ленский убит, а Онегин навсегда остается жить с этой раной в сердце.

Критики писали, что смерть этого героя была символичной. Автор хотел показать, что романтики и мечтатели погибали, столкнувшись с жестокой действительностью, а такие скептики и реалисты как Онегин, наоборот, выживали. Однако выжив физически, главный герой был сломлен морально. Он полон искреннего раскаяния, но слезами друга не вернуть. Самое ужасное, что ситуация была поправима, но в век, который жил и творил Пушкин, светское суждение было сильнее любой морали. Ведь если обратиться к истории, то и сам автор погиб в ходе дуэли, спустя несколько лет после публикации его романа.

Сочинение

Роман Пушкина "Евгений Онегин" поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века — разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского — лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.

Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду — Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.

В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо "Общественный договор", который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства — взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет "плоды наук".

"Добро и зло", то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.

История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:

Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая "когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.

Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.

А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.

Значит, образы Онегина и Ленского — это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или смертью, или жизненным тупиком.

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой соци­альной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались сти­хи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (317)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (255)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (264)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (260)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (221)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (231)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (228)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

mob_info