Традиции и обычаи ингушей. Истории о любви

Доброго времени суток! Хочу рассказать свою историю.

В 21 год познакомилась с ингушом, он младше меня на год. Сама русская, крещенная. Он верующий, читает намаз 5 раз в день, ну и все соблюдает. Познакомились в то время, когда он служил в армии в мое городе, а я заканчивала институт. Сначало я относилась к нему как другу, он звонил, писал... так мы общались около 6 месяцев. В итоге я сдалась.Помню наш первый поцелуй (больше такого не повторялось, но именно тогда через меня как-будто прошел электрический заряд, не знаю что это было), ну вообщем закрутилось, завертелось. Он знал, что я была не девственницей (я ему сама об этом сразу сказала), да мы переспали с ним,говорите что хотите, но тогда я жила своими чувствами и мне очень этого хотелось, т. к. я очень его люблила и если честно, я не была наивной, даже если он использовал меня тогда, мне было все равно, я была счастливой. Как он мне потом рассказал, я была у него первой. Были в наших отношениях сцены ревности, ссоры, но он всегда первый звонил и просил прощение. Да и отношениями это трудно было назвать, он служил в армии, а я приезжала к нему, иногда ему давали увольнительную. Скажу сразу меня всегда тянуло к Кавказу,когда смотрю как танцуют лезгинку меня переполняют эмоции, наверно в прошлой жизни была ингушкой))))) Он звал меня замуж, его мама знала про меня (видела наши совместные фото), насчет отца не знаю.... знал он или нет, я не в курсе. Но я то прекрасно понимала, что как-бы я его не любила, у нас нет будущего. Отпустила его. Он уехал в Ингушетию. Первое время мы созванивались, я ждала его, но однажды трубку взял его друг и сказал: " Ты хорошая, красивая девушка, ты думаешь он женится на тебе, лучше устраивай свою жизнь и забудь о нем". Я сказала ему спасибо и положила трубку. Описывать мое состояние не буду, проплакала всю ночь в истерике, потом сменила номер и стала забывать его. Начала встречаться с молодым человеком. Так нет, мой ингуш, нашел меня в одноклассниках и опять мы начали общаться. Говорил,что не знал что мне его друг наговорил и что это все не правда. После этого он уже с этим другом не общался. Уже 3, 5 года как мы общаемся по телефону, хоть и редко. Бывало по пол-года мне не звонил, а потом звонил и говорил: " Пытаюсь, но не могу тебя забыть". В 2011 году чуть не женился на ингушке, но открыто ей сказал, что любит и будет меня всегда любить. Я ему открыто говорю: " Женись уже и забудь меня", а он лишь спрашивает люблю ли я его. Я то люблю его очень, да только вру ему и говорю, что уже люблю его только как друга. Рассказываю ему о своей жизни, говорю про парней, знаю ему очень больно это слышать, но я должна сделать так, чтобы он меня забыл. За эти 3, 5 года пыталась найти любовь, встречалась, чуть замуж не вышла, но не складывается. Много парней ухаживает, но не могу я их полюбить искренне, нет в них того, что есть в моем ингуше. А он тоже все не женится, хотя я искренне желаю ему счастья и не держу его, т. к. понимаю, что не смогу я жить в Ингушетии по местным традициям, не смогу предать свою религию. Я просто счастлива от того, что знаю, что он есть и любит меня, о чем он постоянно говорит по телефону. Я искренне желаю ему счастью, ведь любить можно и не находясь рядом с человеком. А я не собственница, жизнь меня научила за эти 3, 5 года и многое я осознала и поняла. Через неделю собирается приехать... жду и не знаю, правда не знаю что будет. Мои родители не знаю о нем, боюсь не переживут (уже в возрасте), а я больше всего уважаю их и против их воли не пойду, они дали мне жизнь, высшее образование, воспитание. Иногда хочется все бросить и уехать к нему, но тут же включаю мозг и заставляю сердце замолчать. А так хочу семью и детей от любимого мужчины, ведь мне уже 27 будет в этом году. А судьба все не дает мне выйти замуж, очень жду его приезда, ведь не видела его уже 3,5 года, а с другой стороны понимаю, что не надо ему приезжать и пора уже закончить эту историю.

Спасибо всем за советы) Но уже все само прояснилось. Русские девочки скажу вам одно - прежде чем встречаться с кавказцем хорошенько подумайте!!! Мне ингуш 4 года морочил голову в итоге выяснилось, что он альфонс и морочит уже голову женщине 42 лет из своего родного города, а та ему деньги дает, заправляет... уж не знаю за какие такие услуги)))) Меня разыскала эта женщина, написала много гадостей в мой адрес, я позвонила ингушу, хотела услышать правду, а он лишь в ответ назвал меня тупой русской шлюхой. Вот так вот продаются за деньги))), а та женщина как выяснилось очень обеспеченная и без мужа. Я простила его, удалив все номера, сменив номер и навсегда вычеркнув его. Спасибо Всевышнему, что открыл мне глаза и, что я не совершила ошибки и не уехала на Кавказ. А еще я поняла, что кавказские женщины очень злые..... и что они ненавидят русских девушек. Дорогие мои, мне нафиг не нужны ваши мужчины, теперь я буду обходить их стороной, я то думала они настоящие мужчины, а оказалось наоборот. Всем счастья! Я рада, что моя история закончилось, хоть боли она мне принесла достаточно.

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков, – непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье. Один из тринадцати ингушских адатов – гостеприимство.

Старинные традиции гостеприимства

Вековые традиции ингушского народа закрепили обычай гостеприимства как священный закон, обязательный к исполнению. По укоренившемуся мнению, кто не привечает гостей, того и Бог не полюбит. В одной из народных песен запечатлено древнее предание, как нельзя лучше раскрывающее суть этой национальной традиции. Ее главный герой поставлен перед сложным выбором между необходимостью как должно принять под своей крышей кунаков погибшего отца, возможностью рассчитаться с его убийцей и спасением собственного личного счастья: ведь его невесту в ту самую ночь должны были выдать за другого. Молодой человек внял совету матери, убедившей его, что чему суждено сбыться, то обязательно сбудется, невзирая на преграды. Лишь выполнив свой долг по отношению к гостям и уложив их спать, отправился молодой ингуш осуществлять кровную месть и отвоевывать невесту. И враг был повержен, и любимая стала его женой, и все дела были улажены миром.

Испокон веков обычай гостеприимства настолько главенствовал в жизни ингушей, что даже обладал способностью прекратить на время действие другого обычая – кровной мести. Встретившись в чужом доме, враги не имели права дать волю чувствам, поэтому предпочитали делать вид, что не видят друг друга. Иначе им приходилось удаляться из-под гостеприимного крова. В каждом доме гостю предназначалась лучшая комната, а зажиточные люди даже возводили специальное, отдельно стоящее строение. Называлось оно кунацкой и никогда не закрывалось, чтобы у странника была возможность обрести приют в любое время дня и ночи. Но в то же время радушие ингуша никогда не потакало иждивенческим настроениям: долг гостеприимства традиционно ограничивался тремя днями. После же гостям приходилось погружаться в семейный быт и разделять с хозяевами повседневные труды и заботы.

Особый церемониал в традиции гостеприимства – это угощение каждого оказавшегося на пороге. После омовения рук в комнате появлялся уже накрытый для трапезы стол. Впрочем, накрытый только закусками, предлагаемыми в ожидании главного кушанья – баранины. Раньше барана резали специально для кунака и подавали ему по мере готовности «почетные» куски туши: разрезанную пополам голову, грудь и курдюк, налитый салом. По окончании принятия пищи стол исчезал так же незаметно, как и появлялся, а всем сидящим за ним опять подавалась предназначенная для мытья рук вода.

Уже не строятся кунацкие, уже выросли на территории республики базы отдыха и гостиницы для путешествующих, уже меняется под влиянием современных реалий мировосприятие каждого конкретного человека. Но не исчезают старинные традиции. И если раньше обычай имел под собой социальную базу, то сегодня это удивительно благородная и теплая, трепетно хранимая черта национальной культуры, отличающая многие кавказские народы и бережно передаваемая по наследству.

А эта свадьба…

В первую очередь создание новой семьи в ингушской традиции – решение, требующее большой ответственности, а уж только потом достойное бурной радости праздничное событие. Строгость традиций, предписывающих главенство мужа и его фамилии («тейпа»), считающих позором для всего клана разрушение семьи и запрещающих матери в случае развода воспитывать собственных детей, предписывает молодежи относиться к предстоящему бракосочетанию со всей серьезностью. Да и выбор невесты – не легкое дело для юноши. Обычай запрещает ему брать в жены представительниц фамилий не только отца и матери, но и бабушек и прабабушек до трех поколений включительно. Достойная забота о генетическом развитии нации становится ощутимой преградой на пути построения семейного счастья. Но даже при соблюдении указанных условий гарантии, что невеста будет одобрена почитаемыми родственниками, у молодого ингуша нет. Традиция принимать во внимание все достоинства и недостатки того или иного фамильного рода сохраняется и по сей день.

Зато когда все трудности выбора позади, начинается изумительно красивое, но и своеобразное действо. Первый его этап – сватовство. Сватают невесту многочисленные достойные родственники жениха в присутствии его отца. Сам ритуал сватовства повторяется трижды, и лишь тогда отец избранницы дает окончательный ответ, берет в случае согласия выкуп за дочь и определяет день торжества.

В назначенный день за нареченной выдвигается целый кортеж. Раньше это были лихие наездники во главе с отцом жениха, теперь нарядно украшенные автомобили под предводительством одного из уважаемых мужчин рода. Родные невесты встречают «поезд» национальной музыкой и обильным угощением, а сама девушка после прибытия кортежа начинает облачаться в свадебный наряд.

Затем невеста принимает у себя гостей из кортежа, дарящих ей платок и прикалывающих иглу к ее подолу. Эти предметы призваны символизировать любовь и целомудрие в отношениях будущей супружеской пары. Далее самый близкий родственник жениха, заплатив женщинам, стерегущим невесту, положенный выкуп, выводит невесту во двор. После трогательного прощания «поезд» отправляется в обратный путь и, объехав по дороге всех односельчан, дабы оповестить их о предстоящем счастье молодых, привозит девушку к дверям ее нового дома.

Переступив порог, девушка откладывает в сторону «подкинутый» ей свекровью веник и проходит в кухню или в столовую. Там ей обязательно с пожеланиями плодовитости дают на некоторое время в руки малыша. Если в доме есть еще невестки, то они поздравляют молодую. Танцуя, они произносят ей пожелания, общий смысл которых сводится к следующему: быть хорошей хозяйкой и примерной женой, но не затмевать других снох своими добродетелями, дабы свекровь относилась ко всем одинаково.

Обряд венчания происходит в отсутствие жениха: ему все три дня свадебного торжества приходится скрываться у своих друзей. По окончании празднеств хозяин дома, приютивший новоиспеченного мужа, жарит бараньи почки. Блюдо преподносится новобрачной перед долгожданным визитом супруга. Съедают угощение молодые вместе, и, наконец-то, они могут остаться наедине. Но ненадолго: утром жених опять исчезает на две-три недели, а невесте предстоит пройти еще один обязательный обряд. Где-то через неделю после свадьбы ее выводят за водой к какому-нибудь далекому источнику. Там она наполняет кувшины всем находящимся рядом женщинам, а в сам источник обязательно кидают иглу и яйцо. И лишь по возвращении невеста уже признается полноправным членом семьи.

С заботой о подрастающем поколении…

Ингушское воспитание целиком и полностью подчинено главной цели – подготовить подрастающее поколение к взрослой жизни. Мальчик с раннего детства должен понимать, что ему предстоит стать главой семьи, ее защитой и опорой. Именно поэтому уже с семи лет сыновей воспитывают мужчины. С малых лет ребенка в ингушских семьях приобщают к труду. Вначале это носит характер игры, а уже с 12 лет подростки активно участвуют в работах вместе со взрослыми. Так формируются дисциплинированность и патриотизм, послушание и чувство коллективизма, выдержка и терпение. Огромное значение ингуши придают и военно-спортивному воспитанию. Немаловажную роль в нем играют традиционные праздники с многочисленными состязаниями, в том числе в верховой езде и метании копья. Среди мальчишеских игр особой популярностью раньше считались «война» и «скачки с обрыва». А древний обычай, своеобразное признание совершеннолетия юноши, выглядел следующим образом. Молодой человек приносил подарок дяде – родственнику по материнской линии, который в ответ должен был также одарить его, например конем. Так дядя соглашался, что племянник уже достоин зваться мужчиной.

В целом среди методов воспитания основными в ингушской семье являются собственный пример и наставление. Ребенка не принято было ни наказывать, ни ласкать в присутствии посторонних. А чтобы дети считали главной ценностью семейное согласие, отцу запрещалось ругать жену при детях. Мальчики должны обладать самоотверженностью и выдержкой, а девочки – верностью и терпеливостью. Ценностные ориентации народа отражены и в его песенном творчестве. У ингушей всегда культивировались честность и скромность, верность обычаям и уважение к старшим.

…И с уважением к ушедшим

Как только в семье умирает один из ее членов, сразу же начинается подготовка к похоронам, во все концы летят родственникам вести о случившемся. Поэтому в скором времени в доме покойного собирается вся огромная семья. Каждый ее член обязательно оставляет родным небольшую сумму денег и принимает активное участие в общих заботах. Кто-то занимается могилой на кладбище, кто-то подготавливает умершего к погребению, а кто-то разводит костер. На нем в большом чане будет вариться угощение: ведь накормить необходимо каждого пришедшего в дом с соболезнованиями.

Подготовка к погребению не является у ингушей долгой церемонией, все проходит достаточно быстро. Тело обмывают, потом, если это мужчина, оборачивают вначале в саван, затем в ковер и выносят во двор для прощания. Там о покойном и его добрых делах свидетельствует кто-то из старших, и каждый из мужчин произносит обязательную погребальную молитву.

Дальше умерший доставляется на кладбище, где уже ждет подготовленная могила. Как правило, готово и надгробие: на заготовке просто выбивается имя покойного и даты рождения и смерти. В могилу тело укладывается определенным образом, и все присутствующие мужчины поочередно берут в руки лопаты и закапывают его. Потом совершают установленные религиозными правилами действия: произносят молитвы и читают Коран. Женщины на кладбище не допускаются.

Тем временем в доме покойного родня принимает многочисленных гостей, каждый из которых обязательно надевает головной убор. Находиться здесь с непокрытой головой нельзя ни мужчинам, ни женщинам. Угощают всех соболезнующих на протяжении трех дней.

Часто в комментариях спрашивают, какие они эти ингуши? Словно диковинное племя или какая-то экзотика. Хотя свой менталитет у ингушей есть, но судить я могу, сравнивая с русскими.
Ну то, что пьянство мало распространено, это понятно - ислам.
Но вот черты, характерные в большей или меньшей степени всем представителям этноса, выделить можно.
Во-первых, редкие проявления хамства. Благодаря одному этому ингуши выглядят культурнее. Как правило, ингуши очень тактичны, особенно с незнакомыми людьми. Это какой-то ментальный такт, вот они интуитивно чувствуют, как поступить в той или иной ситуации, и у них это получается очень органично. Я сталкивался с таким поведением у питерских интеллигентов. Поэтому уровень культуры поведения у них в общем гораздо выше, чем у русских. Правда, абсолютно не смущаясь могут общаться между собой на ингушском языке в присутствии русского, не понимающего их родного языка, что по всем правилам хорошего тона - жуткий моветон.
Ингуши очень приветливы в повседневной жизни. Сначала меня это сильно смущало. Встречаешь малознакомого человека, а он так тебе улыбается и так искрене рад тебя видеть, что просто смущаешься и какое-то чувство вины даже, что ты вот так не можешь, что вот он рад тебя видеть, а для тебя это просто встреча.
Они сдержаны в эмоциях. Мужчина должен быть вот такой невозмутимый и блюсти себя. Но если у ингуша вызвать эмоции, то они бьют через край и берегов не видно. Поэтому явно им стоит немалых усилий держать себя в таком невозмутимом состоянии.
Женщины могут не здороваться с мужчинами. Ингушки вообще предпочитают не поднимать глаз, когда проходят мимо незнакомого мужчины. Чувствуешь себя деревом, какой-то незначительной частью пейзажа. При этом, обязательно встанут, если входит старший по возрасту или общественному положению мужчина (по правилам хорошего тона, мужчина должен должен вставать, когда входит женщина, но здесь все наоборот). Короче, девиз ингушких женщин: "Скромность, скромность, скромность и не привллекать к себе внимания".
Здесь мошенничество не считается преступлением. Как и воровство. Но если потерпевший возьмет вора или мошенника за жабры, то он сильно пожалеет, что полиция не сделала этого раньше (поправка: украсть - позор, но смотря, что и у кого )
Ну и, конечно, уважение к старшим сохраняется. даже если старший дрянь человек. Младший может как угодно к нему относится, но высказать уважение обязан.
Если ты дружишь с ингушом и попал в беду, он бросит семью и все свои дела и побежит тебя выручать. Мало что может так скомпрометировать ингуша, как предательство друга или гостя. У них свое понятие о чести, и 90% ингушей скорее умрет, чем опозорит себя. Но количество несмываемого позора строго ограниченно. То есть, украсть - не позор, а бросить друга в беде - позорнее даже, чем изнасилование (поправка : бросить друга в беде, сравнимо с таким позором, как изнасилование.. ).
Ну и, конечно, адский национализм. Ингуш всегда хороший, а все остальные плохие. Хотя это свойственно всем национальным меньшинствам (не люблю этот термин, но не знаю как по другому назвать).
Ну и еще полная зависимость от общественного мнения. Как в русском селе в глубинке - очень важно, что скажут люди.
А в целом - обычные люди. Любят деньги, но ведь это всегда было (с)...

Апдейт от местных, не согласных с моей оценкой :
Можно ли назвать националистами народ в традициях и обычаях которых родилась и популярна поговорка:
"Пусть бережет Аллах мусульманина и иноверца, от бед и невзгод"? - или когда произносит вставая из-за стола:
"Пусть никогда не испытывает нужду в пище мусульманин и иноверец"!
Дело не в том, что всех остальных ингуш считает хуже себя, просто все остальные для него не ингуши, а все остальные.)

«Я была ещё совсем юной, верила в любовь с первого взгляда и, несмотря на предупреждения своих родителей, решилась-таки продолжить свои отношения с парнем ингушской национальности, - рассказывает мне Алла. - Жили мы в Сибири, и вроде всё у нас было хорошо, пока не родилась дочь. Вот тут я узнала, что такое кавказский парень. Это был совершенно другой человек. В семье он главный, его слово закон, прав он или нет - неважно. Вскоре он уехал домой, на родину. Я узнала, что там есть другая семья. Но он приезжал к нам иногда на побывку, а мы с дочкой ждали и радовались этим встречам. Так прошло три года. Но как-то во сне моя дочурка стала звать папу, и я решила ехать на его родину, чего бы мне это ни стоило, ради неё. На тот момент у него было двое детей. Однако это меня не остановило. Я решилась быть второй, но не лишать дочурку внимания ее отца. Меня его родственники не приняли вообще, просто проигнорировали, а дочь наоборот, приласкали. Мои старания как-то приблизить свекровь, золовок не были успешными. Папа приходил к нам всё реже и реже. И так прошло семь лет. Чего я ждала, сама не знаю. В один день я решила: всё, возвращаюсь к себе домой. Дочку я забрала, что любопытно, я не увидела никаких переживаний по этому поводу с её стороны, а вот сердце моё было разбито окончательно, и даже устраивать свою жизнь уже больше не хочу. Получается, разбился вдребезги мой корабль. А ведь мама мне говорила...

Я знаю ещё пару историй, и в обоих случаях скажу, что счастья в них я не увидела. В первом случае Люда познакомилась не только с парнем, но с его мамой и сестрами, у них в России был общий бизнес. Они очень любили её, но не заметили, как смотрел их сын на новую сотрудницу. А когда их поставили перед фактом, начался переполох. Они живут ещё вместе, с родными его не ладят, не общаются, но вот детей заимели. Не знаю, надолго ли. А вот в истории с Надей так и вышло. Она родила троих детей, изначально её приняли вроде, а потом так и не сложилось. Уехала она, бросив всё и забрав с собой детей.

Не знаю, как это бывает в браках с представителями других национальностей, но за ингуша выходить замуж я бы никому не посоветовала. Уж слишком сильны у них традиции, уж слишком они собственники в вопросах брака. Но вот как друзья - это были самые надёжные люди. Таких друзей, каких я имела в Ингушетии, уверена, у меня больше не будет никогда. Мне как-то мой друг Бекхан, тоже ингуш по национальности, сказал: «Мы иначе не можем. За нас надо выходить замуж, взвесив сто раз, а потом ещё сто. По-другому нельзя. У нас любовь до брака, а потом на первом месте - долг и уважение, нация и традиции. Эмоции отступают. Иначе бы мы себя не сохранили. Уж слишком много потрясений было в нашей истории, чтобы нас уничтожить». Не знаю, сколько истины в его словах, но они параллельны к моим мыслям".

Возвращаясь снова к форуму, скажу словами одной из его участниц: «Человека изначально воспитывают или формируют три системы - семья, культура (вероисповедание в том числе) и образование. Если хочешь стабильности в браке и взаимопонимания, то не стоит пренебрегать ничем, и хорошенько всё взвесить, потому что когда-нибудь ты будешь просто членом его семьи, и насколько тебе там будет комфортно - это вопрос!».

Газета Ингушетия

Лилия Харсиева

mob_info