Гориллы живет с женщиной как супруг кошмар. Горилла заразила женщину "новым" спидом. Гарри и Хендерсоны

Мы закончили предыдущую главу разговором о межвидовых браках. Чем подтверждаются эти легенды? Дадим слово профессору Иельского университета Клеланну С. Форду и Ф.А. Бичу: «Имеются случаи, когда животные проявляют интерес к мужчинам и женщинам. Есть много свидетельств половых связей между самцами животных и женщинами. Кроме того, имелись случаи наблюдения в неволе связи бабуина с собакой. У обезьян всегда есть тенденция спариваться с людьми или другими животными, даже рептилиями, например, морскими черепахами».

В Африке циркулирует множество легенд о похищении людей гориллами и бабуинами. Предрассудок? Но между животными тоже бывают сложности во взаимоотношениях. Такого не происходит в многочисленных группах, где обезьяне нетрудно выбрать нового партнера. Но у горилл, живущих маленькими группами? Когда самец гориллы становится взрослым, он покидает родную семью и ищет новую группу. Там он затевает бой не на жизнь, а на смерть. Один из нас имел возможность лицезреть скелет жертвы - старого самца, погибшего в зарослях банановых кустов, со сломанной рукой и ребрами.

А что бывает, если горилла не находит подходящего партнера? В джунглях часто видят самцов-одиночек. Лишенные искомого, они сильно страдают. Надо быть обезьяной или воспитываться в их семье, чтобы понять силу их любви, тягу к общению, к компании. Просто невероятно, чтобы гориллы, проявляющие в неволе такую четкую сексуальную ориентацию по отношению к людям противоположного пола, не хотели бы этого в природе. Желание провоцирует их на многое. Каков бы ни был страх перед человеком, озабоченный самец, без сомнения, нападет на одинокую женщину и утянет ее в лес…

Спику в 1860 году в Руанде рассказывали о таких случаях, когда самец гориллы так сильно обнял женщину, что она умерла. И если женщина не оказывает сопротивления, у нее есть шансы остаться в живых.

Легенды, по которым некоторые из них подолгу жили с гориллами и те с ними хорошо обращались, вовсе не так уж невероятны. Но что в результате - можно только предполагать. Во всяком случае, скепсис в разговоре на эту тему неуместен.

10 августа 2004 года небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг погасил огни на четверть часа. Ведь за два дня до этого, 8 августа, покинула мир актриса Фэй Рэй (1907-2004).

Весь мир знает ее как первую «девушку Конга». Тень громадной обезьяны совершенно затмила оригинальную актрису, которая спервоначала бушевала против такой популярности, но впоследствии смирилась со своим легендарным статусом.

Судьба Фэй Рэй это свидетельство рулетки студийной системы Голливуда тех лет. Талант и работоспособность значили в той системе гораздо меньше, чем фарт.

Фэй начала штурмовать голливудский Олимп в двенадцатилетнем возрасте. Удача ей улыбнулась лет через восемь, когда удалось заключить контракт с фирмой «Парамаунт». В 1928 Фэй Рэй сыграла главную роль в фильме великого Эриха фон Штрогейма «Свадебный марш».


СО ШТРОГЕЙМОМ В "СВАДЕБНОМ МАРШЕ"

Штрогейм всегда стремился исполнять свои творческие желания, отчего его картины ждала трудная судьба. «Свадебный марш» он мыслил протяженностью свыше четырех часов. Продюсеры заставили порезать фильм на две части. Вторая – «Медовый месяц» - считается безнадежно утраченной. А первая прошла у зрителей без особого успеха, хотя, на мой взгляд, мелодрама эта великолепна.

Так или иначе, Фэй Рэй оказалась на плаву, более того, ей удалось преодолеть звуковой барьер.

Фарт продолжился переходом на студию «РКО», где из Фэй начали планомерно делать королеву ужастиков. В фильмах «Доктор Х», «Самая опасная игра», «Вампир летучая - мышь», «Тайна музея восковых фигур» Фэй играла разбитную девушку, которой угрожает опасность.


"КОРОЛЕВА КРИКА" В "ТАЙНЕ МУЗЕЯ ВОСКОВЫХ ФИГУР"

В плане производства «ужастиков» у «РКО» был вечно идущий впереди конкурент – студия «Юниверсал». На «Юниверсале» создали серийных героев – Франкенштейна, Дракулу, Человека-невидимку, Человека-волка. Это и производство облегчало и кошельки зрителей опустошало без особой рекламы, - те шли на раскрученного героя.

Шанс перещеголять «Юниверсал» появился у «РКО» с идеей продюсера Мэриона Купера снять фильм о громадной обезьяне. Роль «девушки Конга» предложили Фэй Рэй. При этом Купер обещал ей роль туманно, говоря о самом громадном и страшном герое Голливуда. Сердечко актрисы екнуло, она решила, что ее прочат в партнерши к Кларку Гейблу.

Но пришлось довольствоваться гориллой, перекрашиваться из брюнетки в блондинку, сниматься не десять обговоренных в контракте недель, а десять месяцев.


«Кинг-Конг» стал сенсацией. Но опьяненная запахом больших денег студия поторопилась выпустить безнадежное продолжение «Сын Конга», куда Фэй Рэй не позвали. Картина провалилась в прокате столь мощно, что намечавшаяся франшиза была надолго заморожена.

А Фэй Рэй окунулась в поток не примечательных картин, что было не комильфо после съемок в легендарной.


ВПРОЧЕМ, В ФИЛЬМЕ "ВИВА, ВИЛЬЯ!" РЭЙ БЫЛА ХОРОША

В 1942 она приняла решение оставить кинематограф, сосредоточившись на семейной жизни с Робертом Рискиным, легендарном сценаристе, постоянном соавтором фильмов Френка Капры.

Болезнь мужа заставила Фэй Рэй в 1953 вернуться в кино, но момент был безвозвратно упущен, - женщине под полтос не давали главных ролей.

В 1970 Рэй выходит замуж за нейрохирурга, который был долгое время лечащим врачом покойного Рискина. Живет размеренно и в свое удовольствие.

В 2004 выдерживает напор Питера Джексона, который хотел снять Рэй в новой версии «Кинг-Конга».

Через два дня огни Эмпайр-стейт-билдинг были погашены на четверть часа.


РЭЙ ТОЖЕ ЛЮБИЛА ЭМПАЙР...

Случаи похищения крупными обезьянами женщин известны антропологам со времен колонизации Черного континента. Бедняжки в суровых условиях джунглей долго не жили. Они гибли от жестокой любовной ласки самцов, либо от голода, поскольку траву и коренья, которыми питаются обезьяны, есть не могли...

Оливер из африканских джунглей

"Пока никто не может определенно сказать, что встречал потомство от брачного союза обезьяны и человека. Но те люди, которым довелось видеть самца шимпанзе по прозвищу Оливер, делают однозначный вывод, что существование такого потомства вполне возможно."

Это удивительное существо выловили в начале семидесятых годов прошлого века в непроходимых джунглях Конго и продали в ЮАР чете Баргер, которые дрессирова-ли диких животных для различных шоу.

"Оливер сразу поразил воображение супругов. Он ходил только на двух ногах, отличался сдержанным поведением и удивительной сообразительностью. Шимпанзе так точно копировал поведение людей, что создавалось впечатление - он делал это осмысленно. Если Оливеру давали монету, он шел к автомату с прохладительными напитками и приносил оттуда бутылку кока-колы. Он кормил собаку Баргеров, здоровенного пса, который относился к обезьяне, как к человеку. "

Даже люди замечали, что от Оливера пахло иначе, чем от его сородичей. В доме он ходил в туалет и спускал за собой воду. Больше всего нравилось супругам, когда Оливер так же, как и Фрэнк Баргер, сидел вечером у телевизора с бокалом виски в руках. Копируя хозяина, он смешивал спиртное с апельсиновым соком, потягивал коктейль небольшими глотками и блаженно щурился, глядя на экран телевизора.

Внешне Оливер также отличался от других обезьян. Безволосые голова и грудь, бо-лее светлый, чем обычно, окрас умных глаз, утяжеленая нижняя челюсть и уши, по форме больше похожие на человеческие, производили на всех видевших его необычное впечатление. Даже обезьяны сторонились Оливера, и он часто грустно сидел в одиночестве.

"Ученые проявили огромный интерес к удивительному шимпанзе. По сообщению газеты Sunday Telegraph, специалисты Чикагского университета сделали анализ крови Оливера и были поражены тем, что у него оказалось 47 хромосом. Это на одну хромосому меньше, чем обычно у обезьян, но на одну больше, чем у людей. Биологи выдвинули несколько гипотез о происхождении Оливера. Одни говорили, что это мутант, появившийся в результате нарушения человеком экологии Центральной Африки, другие считали, что необычный шимпанзе - результат любовной связи пигмея и обезьянки. "

В семье супругов Баргер царил мир, пока Оливер не достиг половой зрелости. Он стал проявлять интерес не к самкам шимпанзе, а к Жаннет Баргер. На Оливера штаны не надевали. Жаннет видела, что при ее появлении недалеко от самца все его естество восставало. Он быстро подбегал к хозяйке, лез ей под юбку, пытался повалить на землю. Однако в присутствии Фрэнка самец вел себя скромно.

Сначала такое поведение Оливера забавляло, но потом не на шутку испугало. Однажды ночью, когда Фрэнка не было дома, Оливер проник через окно в спальню его жены. Она чуть не лишилась чувств, когда, внезапно проснувшись, увидела оскаленный рот обезьяны, уже сорвавшей с нее ночную сорочку и раздвигающей ее ноги мощными волосатыми лапами. Жаннет чудом вырвалась от распаленного животного.

После этого случая Баргеры продали обезьяну в одну из медицинских лабораторий в штате Пенсильвания, где его довольно тщательно изучали. Известно, что, после того как Оливера несколько раз жестоко наказали за сексуальные приставания к женскому медицинскому персоналу, он остепенился, завел гарем из десяти самок шимпанзе и произвел на свет многочисленное потомство...

В поисках предков

В далеком прошлом многие люди верили в свое происхождение от животных. Малгаши, например, своими предками считали зебр, гвинейцы - большого паука, тибетцы - обезьяну, дагомейцы - леопарда.

"В конских предков верили аркадийцы, индусы и татары. Сиамцы верят в свое происхождение из союза женщины и пса. Как гласит старая легенда айну: На одном из самых красивых островов японского архипелага жила молодая женщина. Однажды, возвращаясь с охоты, она встретила пса, который предложил ей стать ее опекуном, приятелем и возлюбленным. Она согласилась, и из их союза родились предки людей айнов."

"Индейцы из юго-западной Канады рассказывают о Рфизунд, молодой женщине, которую похитил медведь, и она стала женой вождя. Во время супружества, рассказывается в легенде, она родила ему двух медвежат. Уже перед самой смертью вожак медведей сумел пропеть магическую песню, которая превратила двух его сыновей-медвежат в людей. Несколько лет спустя, после смерти матери, парни вернулись, чтобы жить среди людей. Их потомки распространились повсюду."

Эта легенда похожа на другую, датскую, повествующую о звериных предках местных монархов. И в этом случае прекрасная молодая женщина была уведена медведем. Через несколько лет супружества со зверем она родила молодого медвежонка с человеческими чертами. Ее муж-медведь был однажды убит охотниками, и женщина вместе с сыном вернулась в общество людей. В память об отце парень был назван Урсус. Позже он женился и имел сына по имени Улсо, который в свою очередь стал отцом Свейна, первого короля Дании.

В Древней Греции известный математик Талес советовал своему господину Периандру, чтобы тот не доверял овец из своего стада неженатым пастухам, если хочет избежать рождения кентавров.

В греко-римской мифологии богиня Афродита часто использовала в качестве лю-бовников львов и коней. А Пазифа, жена короля Крита Миноса, так безнадежно влюбилась в быка, что из этой страсти родился минотавр, получеловек - полубык.

В образе ужа Зевс соблазнил Олимпию, дочь короля Македонии Филиппа, и таким же образом был зачат будущий завоеватель Александр Великий.

"Плутарх в Парадоксах рассказывает такую историю: Молодой пастух показал мне ребенка, которого он имел от своей кобылы. Верхняя часть тела новорожденного была человеческой, а нижняя - конской. Плакал ребенок, как обычный новорожденный."

С распространением христианской религии отношение к сексу с животными изме-нилось. Его начали трактовать как тяжкий грех, но, несмотря на табу и запреты, копуляция с животными продолжала оставаться повсеместной как среди женщин, так и среди мужчин. И в связи с этим на протяжении всего средневековья и эпохи Возрождения люди верили, что уродливое потомство есть следствие таких союзов.

"Парацельс и Фортунио Лицети, итальянский акушер XVI века и своего рода боль-шой эксперт в делах детей-уродцев, перечисляют многочисленные случаи рождения человеческих детей животными и рождение животных или гибридов женщинами. Отцами выступали, как правило, кони, псы, львы и даже единороги. Известный медик Амбруаз Паре в своих записках рассказывает, как в 1274 году в Вероне кобыла, оплодотворенная своим хозяином, родила кентавра. Приводился также случай с женщиной, которая родила ребенка с телом собаки ниже пояса."

В 1685 года великий анатом Бартолин утверждал, что сам видел женщину, которая после полового акта с котом родила ребенка с кошачьей головой.

Даже в конце XIX века некоторые британские исследователи считали вероятным и писали о том, что негритянки вступали в брак с гориллами. Женщины якобы научили обезьян применять огонь и выполнять много простых домашних дел. А их дети - полулюди - полуобезьяны - способны были даже говорить…

" Создатели шариковых"

"Первые попытки претворить в жизнь то, что считается невозможным, неосуществимым, недопустимым, в Советской России были предприняты уже в первые годы после Октябрьского переворота. Именно в это время набирала силу кампания по так называемому омоложению. В голодной, нищей стране, обескровленной гражданской войной, вызревали грандиозные планы победы над старостью!"

"В 1923 году газета Красная Нива сообщила о фантастическом успехе отечествен-ной науки по пересадке половых яичек курам, морским свинкам и собакам: У старых кур была восстановлена яйценоскость, а старым морским свинкам была возвращена способность деторождения!"

Однако что такое куры и свинки по сравнению с ближайшими родственниками че-ловека - приматами?! И у советских ученых возник новый соблазн: скрестить человека с обезьяной!

" Первооткрывателем в этой доселе неизведанной области стал профессор Илья Иванович Иванов. Нет, он не был шарлатаном, скорее, гением. Это, кстати, он при-думал искусственное осеменение млекопитающих. "

О том, как долго и упорно профессор Иванов вынашивал свою мечту, как горел ею, свидетельствует его докладная записка наркому просвещения Луначарскому:

"Метод искусственного оплодотворения дает возможность ближе встать к вопросу о происхождении человека. С первых шагов научной деятельности я пытался осуществить постановку опытов скрещивания человека и антропоидных обезьян. В свое время я вел переговоры с бывшими владельцами знаменитых зоопарков, бывшим попечителем института экспериментальной медицины Тобосским. Однако страх перед Святейшим синодом оказался сильнее желания пойти навстречу этому начинанию...

В данное время для постановки этих опытов недостает только денег. Предполагаю, что советское правительство могло бы в интересах науки и пропаганды естественного исторического мировоззрения пойти навстречу в этом деле и выдать если не все, то значительную часть этой суммы. Считаю необходимым добавить, что получил предложение от Пастеровского института для окончательных переговоров и реализации опытов. Было бы обидно, если бы эта работа состоялась без участия СССР."

Профессор просил выделить ему на эксперименты 15 тысяч долларов.

Мои работы с методом искусственного осеменения млекопитающих, - писал Ива-нов руководителям советского правительства 27 мая 1925 года, - естественно, привели меня к мысли составить опыты скрещивания путем искусственного осеменения между различными видами человекообразных обезьян и между последними и человеком. Опыты эти могут дать чрезвычайно важные факты для выяснения вопроса о происхождении человека. Получение гибридов между различными видами антропоидов более чем вероятно. Можно почти ручаться за получение этих новых форм. Рождение гибридной формы между человеком и антропоидом менее вероятно, но возможность его далеко не исключена. Мои попытки в дореволюционное время наладить работу в этом направлении не имели успеха. С одной стороны, мешали религиозные предрассудки, с другой - для организации этих опытов требовалась исключительная обстановка и значительные средства...

"Спустя всего четыре месяца, 30 сентября 1925 года, президиум Академии наук решает, что экспедиция профессора Иванова в Африку для организации опытов гибридизации на антропоидах должна быть признана заслуживающей большого внимания и полной поддержки."

Гений, слетевший с тормозов

"Во Французскую Гвинею Иванов отбыл летом 1926 года, но здесь его ждало разочарование: Опыты скрещивания пока не начаты, так как найти за плату женщин-туземок до сих пор не оказалось возможным, - писал он в Москву. - Ввиду этого я сговорился и получил согласие врача поставить опыты в госпитале, что было бы легко сделать... "

Однако губернатор заявил, что принципиально он не возражает, при условии, если опыты будут ставиться с согласия больных. Это условие сделало постановку данных опытов, в основе уже налаженных, чрезвычайно трудной.

"Вот почему я придаю большое значение присылке пигмеев из Рабона, так как с ними вышеуказанных проблем возникнуть не должно..."

Однако в новых ассигнованиях на опыты Иванову было отказано. Но профессор не опустил руки и тут же подготовил проект постановления, который стал пробивать через комиссию, созданную при научном отделе СОВНАРКОМА СССР. Вот лишь некоторые из пунктов этого проекта:

"Присоединяясь к постановлению физико-математического отделения всесоюзной Академии наук от 30 сентября 1925 г. относительно большого научного значения намеченных проф. И. И. Ивановым опытов по межвидовой гибридизации на антропоидах, комиссия полагает, что:

1. опыты межвидовой гибридизации на антропоидах должны быть продолжены проф. Ивановым в Сухумском питомнике обезьян, как между отдельными видами обезьян, так и между обезьянами и человеком,

2. опыты должны быть обставлены всеми необходимыми предосторожностями и протекать в условиях строгой изоляции женщин, исключающей возможность естественного осеменения,

3. опыты должны быть поставлены на возможно большем числе женщин..."

"Естественно, высокопоставленная академическая комиссия проект смелого новатора одобрила и уже в августе 1927 года Красная газета в статье Будущий обезьянник в Сухуме писала: Предполагается поставить здесь искусственное обсеменение обезьян разных видов между собой и с человеком. В виде опытов будет поставлено искусственное оплодотворение женщины от обезьяны и обезьяны от мужчины по способу проф. Иванова."

"Эта публикация наделала много шума за рубежом, и западные ученые призвали немедленно прекратить безнравственные, аморальные эксперименты. Зарубежную общественность поспешили успокоить, заявив, что это недоразумение, и никакие эксперименты по скрещиванию в России не ведутся: в Сухуми на обезьянах лишь испытывают новые лекарства и прогрессивные методы лечения."

" Тайна снежного человека"

Однако Иванов из Сухуми вовсе не уехал, просто его программу строго засекретили.

"Интенсивные эксперименты по скрещиванию человека и обезьяны продолжались в питомнике до 1932 года. Получив первые обнадеживающие результаты, Иванов решил сделать их достоянием ученого сообщества. Но в Советском Союзе попытка опубликовать их даже в закрытых научных изданиях не увенчалась успехом. Тогда он попробовал передать их своим зарубежным коллегам. Попытка провалилась. Иванова арестовали, обвинили в измене Родине и в том же 1932 году расстреляли."

"Но, как известно, у любой тайны есть завеса, которая время от времени приоткрывается. В книге зоолога Б. Эйвельманса "Загадка замороженного человека" есть сообщение одной его знакомой, достойной доверия, как отмечает автор, о том, что в 1952-1953 годах она встретила у друзей русского врача, сбежавшего из сибирских лагерей. Этот русский рассказал, что был арестован за невыполнение распоряжения: требовалось произвести оплодотворение женщин монгольской расы спермой гориллы."

Опыты проводились в больничном управлении ГУЛАГа.

"Русские получили, таким образом, расу обезьянолюдей: они имеют рост 1,8 м, покрыты шерстью, работают в соляных копях, обладают геркулесовой силой и трудятся почти без отдыха. Растут быстрее, чем люди, и поэтому быстро становятся пригодными к работе. Единственный недостаток их - неспособность к воспроизводству. Но исследователи успешно работают в этом направлении."

"После прочтения подобных сенсационных строк в голову поневоле закрадывается дикая, на первый взгляд, мысль: а что если все эти искусственно созданные обезья-нолюди и неуловимый снежный человек - выходцы из одной лаборатории? Официальная наука реликтового гоминоида не признает, однако его регулярно видят в разных концах света. Не значит ли это, что эксперименты по скрещиванию людей и обезьян проводились не только в России?"

Дайан Фосси - легенда нашего времени. Эта целеустремленная и бесстрашная исследовательница 18 лет изучала горных горилл в тропических лесах Руанды, в одиночку воевала с браконьерами. Она, как никто другой, знала, с какими трудностями сталкиваются эти животные, для которых люди стали самыми опасными врагами.

Дайан Фосси родилась в Сан-Франциско (Калифорния, США). По образованию врач, хотя, позднее, в 1974 году получила звание доктора наук по специальности зоология (Кембриджский университет). В 1963г. во время туристической поездки по Африке, изменившей ее увлечения, приоритеты и всю жизнь, она познакомилась с известным зоологом и палеонтологом Луисом Лики, который в то время занимался проблемой сохранения горных горилл как вида. Их количество угрожающе сокращалось, грозя стать необратимо маленьким и сохранить горилл только в зоопарках. Позднее он предложил ей заниматься поведением горных горилл в тропических лесах массива Вирунга, что на стыке Руанды и Уганды. Здесь Дайан Фосси изучала поведение горных горилл в течение 18 лет. Она была активнейшим поборником охраны природы и боролась с браконьерством на территории национального парка Вирунга. В 1975 году она стала героиней фильма «Национального географического общества» «В поисках гигантских обезьян» (1975). Но к сожалению, кадров с участием Дайан Фосси так мало! Кто же знал, что скоро ее жизнь трагически оборвется!

В 1980 году на Земле оставалось всего 250 горных горилл. Непредсказуемые и забавные, умные и сильные, гориллы открыли Дайан и всему миру свои невероятные тайны, которые помогли нам понять их нравы и повадки. Для этого Дайан подражала их поведению, жестам, передвигалась вблизи стада, опираясь на руку и смотрела на них украдкой, избегая манеры людей прямо и назойливо навязывать свое общество. Дайан знала, что не было ни одного случая нападения гориллы на человека, а угрожающие жесты, битье в грудь и агрессивная мимика – просто попытки взять на испуг врага.

Исследования Фосси доказали, что у горилл, хоть они и не ближайшие родственники человека, наличествуют навыки поведения, не связанные с выживанием, т.е. у них есть своя культура. О своей жизни рядом с гориллами Фосси написала книгу «Гориллы в тумане». Так же назвали и фильм, снятый после убийства этой незаурядной, отважной женщины. Памяти Дайан Фосси посвятил свою книгу о ней коллега, извесный зоопсихолог и путешественник Фарли Моуэт, автор широко известной книги "Не кричи, волки" и других книг о своих путешествиях по северу Канады


Фильм «Гориллы в тумане» с Сигурни Уивер в гл. роли вышел в 1988г. и актриса номинировалась на Оскар. Ее игра производит неизгладимое впечатление, ведь для роли ей пришлось познакомиться не только с проблемой охраны заповедников, освоить жизнь в джунглях, но и наладить контакт с гориллами так же, как и самой Дайан Фосси. Актриса с бесконечным терпением осваивала правила контакта с дикой природой и училась общаться с гориллами всех возрастов. Когда смотришь на кадры фильма, воспринимаешь это не как часть сюжета, иллюстрацию к книге. а как реальную жизнь исследователя, женщины, посвятившей себя этим умным и забавным беззащитным перед злом животным.

Но со времени трагической гибели выдающейся исследовательницы и защитницы горилл почти ничто не изменилось - приматы по-прежнему гибнут по вине людей, а некоторые люди всё ещё верят в агрессивность горилл и их склонность к похищению женщин и детей. Между тем современные зоопсихологи утверждают, что гориллы обладают зачатками мышления, чувством юмора и умеют обучать друг друга языку.

Внешний вид гориллы способен внушить страх любому неподготовленному человеку - огромный «монстр» весит до 200 кг (в неволе некоторые толстеют до 375), рост под два метра, шерсть и кожа «демонически» черные, выражение «лица» свирепое (скажем, мордашки орангутанов кажутся гораздо более миловидными), глаза почти человеческие...

Легенды о «черном дьяволе» долгие годы кочевали из Африки на страницы приключенческих книг. Африканцы верили, что, стоит им случайно забрести на территорию горилл, как из зарослей покажется черная ручища, утащит неудачника на дерево... и только предсмертный вопль огласит джунгли. Образ как раз такого «черного дьявола» прописан в сказке Эдгара Райса Берроуза (1875–1950) «Тарзан», где вожака гориллоподобных обезьян боялись все живые существа, кроме слона Тантора. Умный, но злобный самец даже бил своих жен и мог невзначай покалечить детеныша.

Для человека история горилл началась только в 1847 году, когда американский миссионер Томас Сэведж (1804–1880) повстречал их в Габоне. Известен всего один вид горилл (Gorilla) с тремя подвидами - восточные горные гориллы (Gorilla beringei), западные равнинные (Gorilla gorilla) и восточные равнинные (Gorilla manyema). Это общепринятая в настоящее время, но не единственная классификация.

Горные гориллы - самые крупные обезьяны семейства человекообразных и самые редкие - всего их насчитывается около 723 особей. Это больше, чем в годы жизни Дайан Фосси, но все же недостаточно, чтобы предотвратить вымирание - любая катастрофа (вспышка болезни, смена политической обстановки и ослабление охраны заповедников) способна свести численность горных горилл на вулкане Вирунга и в других парках к нулю.

Кто не читал или хотя бы не слышал о книге Дайан Фосси «Гориллы в тумане»? Отважной исследовательнице удалось привлечь внимание к проблемам приматов, и, похоже, именно благодаря Дайан гориллы пока что не исчезли с лица земли.

Долгие годы Дайан провела бок о бок с гориллами, в их естественной среде обитания. Наряду с другим известным специалистом по гориллам - Джорджем Шаллером (George Beals Schaller) - ей удалось доказать, что «черный дьявол» - один из самых неагрессивных приматов. Оказалось, что легендарное биение себя в грудь кулаками вовсе не означает «сейчас порву всех в клочья»! Это всего лишь элемент «диких танцев», с помощью которых гориллы пытаются отпугнуть врага. Очень любопытны кадры, где детеныш гориллы копирует поведение взрослого самца, разучивая жесты угрозы.

Любому человеку, живущему в Уганде, Руанде, Конго или мечтающему познакомиться с гориллами, следует освоить науку о поведении обезьян. Не случайно аборигены осмеивают своих соплеменников, укушенных гориллой за ягодицы - это означает, что те струсили. Трудно не дать деру, когда на вас несется огромная черная туша, вопя и ревя при этом. Однако самый верный способ сгладить ситуацию - просто стоять на месте, потупив очи долу или упасть на землю головой вниз. Гориллы всерьез готовы потрепать человека (но не убить), только если он пытается поймать детенышей или удрать.

Любопытно, что в начале прошлого века в Европе юношу могли вызвать на дуэль только за дерзкий взгляд - дескать, раз уставился, значит, нахал и негодяй. Точно так же и гориллы принимают прямой взгляд человека или другой гориллы за вызов.

В соответствии со своими законами этики гориллы ждут чего-то подобного и от человека. Но увы, добра гориллам можно ждать только от ученых и энтузиастов охраны природы. Вот как описывает ученый и путешественник Бернгард Гржимек (Bernhard Grzimek) поведение горилл при столкновкнии с человеком: «Когда местным охотникам удается застрелить вожака стаи, растерявшихся без него самок добивают просто дубинками, причем они часто даже не стараются убежать. Страшно смотреть, как эти несчастные создания под градом ударов только прикрывают руками голову... а потом падают на землю в позе подчинения, ожидая милосердия, которое обычно следует за этим от себе подобных».

Черный дьявол? Правильно ли расставлены акценты? Гориллы не нападают на людей с дубинками, не собираются в стаю, чтобы убивать женщин, не отлавливают детей на бивштексы...


Похищают ли гориллы женщин?

Хотя гориллы - наши ближайшие родственники, все-таки они стоят несколько дальше от человека, чем шимпанзе. Это огорчает, поскольку некоторые шимпанзе (несмотря на всю мою симпатию к ним) - насильники и братоубийцы, способные свернуть шею другой обезьяне, не говоря уже о горлицах или белках, а то и откусить нос человеческому ребенку. А вот гориллы - вегетарианцы и флегматики, зачастую серебристоспинный вожак не обращает никакого внимания на молодых самцов, спаривающихся с его «женами». Поглощенные поиском листьев и плодов, семьи горилл (взрослый серебристоспинный самец, несколько самок и парочка молодых самцов) иногда забредают на банановые плантации. Способен ли самец утащить с собой прекрасную сборщицу бананов? Этот вопрос издавна волновал людей, что нашло воплощение в многочисленных вариациях на тему «Кинг-Конга».

Женщина, которую сжимают огромные крепкие волосатые руки, - это не только страшно, но и волнительно, поэтому-то подобные легенды и популярны. «Желание провоцирует их на многое. Каков бы ни был страх перед человеком, озабоченный самец без сомнения нападет на одинокую женщину и утянет её в лес...», - предполагал Бернар Эйвельманс, известный бельгийский исследователь «невиданных зверей», «отец» криптозоологии.

Можно сколько угодно фантазировать о сожительстве горилл и женщин, однако самцы горилл не склонны нападать на самок, так что и с женщинами они вряд ли способны проделать такой трюк. Более того, если гориллу с детства выращивают в обществе людей, она действительно время от времени влюбляется в кого-нибудь из гомо сапиенс, но максимум, на что идет, так это на крепкие объятия. Поскольку горилла не всегда способна контролировать свою силу, то, конечно, при таком проявлении чувств человек может и пострадать. В природе контакты человека, пришедшего знакомиться и наблюдать, и гориллы значительно трогательней.

Об отношениях горилл и женщин нам бы ещё многое могла поведать Дайан Фосси, но её жизнь оборвалась 26 декабря 1985 года. Дайан изрубили мачете, и в этом убийстве до сих пор много загадочного - поначалу обвинили её слугу, а впоследствии подозрение пало на одного из организаторов геноцида в Руанде, имевшего связи с браконьерами. Как бы там ни было, вот подлинные кадры с результатами "работы" браконьеров. Дайан Фосси узнает о гибели своих любимцев.

В 1977, от рук браконьеров пали любимые гориллы Дайан - Диджит (Digit), Ли (Lee), Мачо (Macho)... Голову и руки Диджита, предназначенные для изготовления пепельниц, продали за двадцать долларов. В наши дни цены на приматов возросли - живого детеныша продают за $8000, бифштекс с кровью из мяса гориллы или шимпанзе - за $400, хотя временами люди просто убивают и съедают горилл на месте.

Вожак и самки готовы защищать детенышей до последнего, поэтому во время ловли одного горилленка убивают всю семью. Такие случаи были отмечены и в 2007 году (в заповеднике Вирунга убили семь горных горилл), несмотря на строгие меры охраны и поддержку Фонда Дайан Фосси и других природоохранных организаций


90 лет назад советский биолог отправился в Африку скрещивать обезьяну с человеком

В феврале 1926 года, 90 лет назад, в Африку командировали советского биолога Илью Иванова для того чтобы тот произвел искусственное оплодотворение самок шимпанзе семенем человека. О том, как ученый ставил свои знаменитые опыты и при чем здесь опера Шостаковича.

«Осмелюсь обратиться к Вам с предложением. Из газет я узнала, что Вы предпринимали опыты искусственного оплодотворения обезьян человеческой спермой, но опыты не удались. Эта проблема давно интересовала меня. Моя просьба: возьмите меня в качестве эксперимента.

Умоляю Вас, не откажите мне. Я с радостью подчинюсь всем требованиям, связанным с опытом. Я уверена в возможности оплодотворения.

В крайнем случае, если Вы откажете, то прошу написать мне адрес какого-либо из иностранных ученых-зоологов», такое письмо получил биолог Илья Иванов от жительницы Ленинграда в 1928 году. Это послание не единственное в своем роде: узнав о том, что ученый пытается скрестить человека с обезьяной, женщины со всего Советского Союза захотели поучаствовать в небывалом эксперименте.

Современному человеку Илья Иванов может казаться сумасшедшим, одержимым идеей создать некого мутанта. На самом деле ученый, считавшийся крупнейшим специалистом в области искусственного осеменения животных, еще в 1899 году начал выводить гибриды мыши и крысы, мыши и морской свинки, зебры и осла, антилопы и коровы. Окрыленный успехами, биолог предположил, что возможно с помощью искусственного осеменения создать гибрид человека и обезьяны.

Об этом Иванов рассказал во время своего выступления перед Всемирным конгрессом зоологов в австрийском городе Граце в 1910 году.

Неприемлемость опытов

В 1925 году идеями Иванова заинтересовался ректор Московского высшего технического училища имени Н.Э.Баумана Николай Горбунов. Он считал, что созданный гибрид будет иметь «важное научное значение» и привлечет внимание всех стран к Советскому Союзу. Сам Иванов неоднократно заявлял, что

на Западе хотят скрестить человека с обезьяной, но боятся проводить подобные эксперименты «из-за неприемлемости опытов с точки зрения общепринятой морали и религии».

Кстати, советский биолог признавался, что не ему первому пришла идея создать небывалый гибрид. Илья Иванов прекрасно знал о том, что еще в 1908 году голландский натуралист Бернелот Мунс утверждал, что возможно поставить опыты по осеменению горилл и шимпанзе спермой человека. Мунс даже собирал деньги на экспедицию во Французское Конго (где и должно было произойти заветное скрещивание), а еще выпустил тематическую брошюру «Истина. Экспериментальные исследования о происхождении человека». Как считал голландец, обезьян лучше всего скрещивать с чернокожими по его мнению, представителями «низшей» расы.

Как оглушали обезьян

Осенью 1925 года Николай Горбунов добился, чтобы Академия наук выделила $10000 для экспериментов Ильи Иванова в Африке. В феврале следующего года биолог отправился в командировку в Киндию третий по величине город во Французской Гвинее. Вскоре после прибытия Иванов узнал, что на станции имелись лишь шимпанзе, не достигшие половой зрелости.

Тогда ученый вступил в переписку с губернатором Гвинеи и получил разрешение на проведение опытов в Конакри административном центре страны.

В Конакри биолог отправился с сыном Ильей, который захотел помочь отцу в экспериментах. Иванов-старший лично следил за отловом взрослых обезьян. «Методы ловли шимпанзе отличались откровенной грубостью, - пишет документалист Олег Шишкин. Ночью население охотничьего поселка выслеживало обезьянье стадо. Затем, вооружившись вилами и граблями, аборигены загоняли шимпанзе на одиноко стоящее дерево и вокруг разводили костер. После того как шимпанзе, не видя иного выхода, бросался вниз, к нему подбегали африканцы и с помощью дубинок наносили серьезные удары. Оглушенное и искалеченное животное не могло сопротивляться охотникам, привязывавшим его конечности к двум жердям. Эти жерди несли на плечах четыре африканца».

Эксперимент не удался

В феврале 1927 года Иванов провел эксперимент по искусственному оплодотворению двух самок шимпанзе семенем неизвестных доноров-людей. А летом он провел осеменение еще одной обезьяны по кличке Черная.

Ни в одном из трех случаев беременность не наступила.

Биолог не терял надежды теперь он предлагал оплодотворить женщин-добровольцев спермой самца шимпанзе. Впрочем, коллеги ученого не встретили эту идею с энтузиазмом. «Кругом, кроме явного замешательства и даже хулиганского отношения, редко видишь хотя бы терпимое отношение к моим необычным исканиям, - писал Иванов в 1927 году. Однако я не сдаюсь и, наплевав на выходки наших «старцев» и их подхалимов, продолжаю добиваться возможности начатые опыты довести до более солидного числа и получить ответ на поставленные вопросы. Веду переговоры и надеюсь получить поддержку там, где, если нет академического колпака на голове, есть здравый смысл и отсутствие профессиональной нетерпимости».

Планам Иванова не суждено было сбыться вскоре ученого подвергли политической критике и сослали в Алма-Ату, где он умер от кровоизлияния в мозг.

«Душно мне, душно, под шкурой зверя душно»

Эксперименты советского биолога нашли культурное воплощение в частности, знаменитый композитор Дмитрий Шостакович начал писать оперу «Оранго», главным героем которой выступал гибрид человека и обезьяны. Кстати, Шостакович был лично знаком с Ивановым и даже посещал его научную станцию в Сухуми в 1929 году, за несколько лет до гибели ученого.

По замыслу композитора, получеловек-полуобезьяна появился в результате смелого биологического эксперимента. Но героя не стали держать в лаборатории: он вышел на свободу, занялся журналистикой, принял участие в Первой мировой войне, женился и даже попробовал себя в качестве шпиона.

«Зевни, Оранго!», «Душно мне, душно, под шкурой зверя душно», «Настя танцует и успокаивает Оранго» так должны были называться эпизоды оперы.

mob_info