Трудные дети или дети, которым трудно. Делегация бгпу посетила кривичское специальное лечебно-воспитательное профессионально-техническое училище закрытого типа Лечебно воспитательное учреждение закрытого типа в кривичах

В Беларуси четыре спецучилища закрытого типа для трудных подростков. Ежегодно туда направляют менее 1% несовершеннолетних, состоящих на учете в инспекциях.

Это не тюрьма, хотя здесь условия содержания более строгие, чем, например, в школах-интернатах. И это не совсем обычная школа: под присмотром специалистов здесь учатся дети, которые совершили уголовно наказуемое преступление. Несмотря на то, что общество старается вразумить таких детей, некоторые от наставников убегают: только в этом году стало известно о пяти случаях побегов из данных учреждений. Мы проследили путь трудных подростков в спецшколу за высоким забором и с помощью экспертов оценили гуманность работы с ними.


История про конфликт подростка с законом

В 12 лет Егор (имя изменено по просьбе героя. – TUT.BY) вместе с друзьями обворовал квартиру. В 13 вынес ценные вещи еще из одной квартиры. Родители парня разводились, отец пил. Мальчик жил то с папой, то с мамой, то с мачехой, то с бабушкой. Сейчас он думает, что это и могло стать причиной того, что он связался с "плохой компанией".

В 13 лет по решению суда Егора на два года отправили в Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 2 деревообработки. "Помню, как я прибыл 28 декабря. Сел, смотрю в окно, идет снег - и тоска. У всех сейчас Новый год, все друзья там, а я тут, как уголовник" .

В первой половине дня в училище, по словам Егора, обучали профессии столяра-станочника, во второй половине – были школьные занятия. По вечерам несколько раз в неделю ребята занимались спортом, смотрели фильмы, один вечер отводился на личное время. Находилось в училище около 200 подростков, их поделили на группы примерно по 20 человек, каждую группу курировали по два воспитателя.

В выходные парням, которые "адекватно себя вели", разрешали выходить в город. Условия, в которых содержались подростки, Егор оценивает как хорошие. "Относятся там к людям хорошо. Никого не избивают". Тогда почему оттуда подростки бегут? У Егора своя теория: летом школьников, которые не нарушают дисциплину, идут на исправление, отпускают домой. При этом учитывают, готовы ли родители забрать детей на каникулы и насколько благополучная дома обстановка. Тем, кого на лето не отпустили, становится обидно. "Это ж малолетки, что у них в голове может быть? Это у взрослого человека хоть как-то мысли связываются в таких местах, а у них: обиделся сам на себя, на мир, собрался и сбежал" . Причинами побега, говорит он, может стать тоска по родне, девушке, или парень просто решил погулять по городу.

Егор учился в спецучреждении больше десяти лет назад. В его время подростки тоже убегали. Как-то двое сделали подкоп под сеткой, которая разделяла училище и промзону, пролезли и ушли. Еще один раз подростки не пришли после прогулки по городу. "Решили на сеновале переночевать, видимо, потом проголодались, одумались и вернулись" .

История про статистику

В Беларуси три спецучреждения закрытого типа для несовершеннолетних мальчиков: Могилевская государственная специальная школа, Могилевское государственное специальное профессионально-техническое училище № 2 деревообработки и лечебно-воспитательное Кривичское государственное специальное профессионально-техническое училище № 3.

Девочек отправляют в Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище № 1 легкой промышленности.

По данным МВД, в прошлом году в такие учреждения направили 164 человека, за девять месяцев этого года - 160 подростков. Эти данные представлены без учета того, сколько человек там находились и сколько оттуда выходило. А подходы к статистике могут быть разными. Согласно же данным базы TransMONEE , в конце 2007 года в белорусских спецучреждениях закрытого типа находилось 306 подростков, в конце 2008 года - 273, в конце 2009-го - 254, в конце 2010-го - 238, в конце 2011-го - 186, в конце 2012-го - 165.

Чаще всего несовершеннолетние попадают в такие учреждения за незначительные кражи. Большинство из них уже привлекали к административной ответственности за употребление в общественных местах алкоголя, наркотических средств и мелкое хулиганство. Как правило, трудные подростки живут в неблагополучных семьях.

В спецучреждения закрытого типа отправляют только тех подростков, которые совершили преступление, не представляющее большой опасности для общества, или впервые совершили менее тяжкое преступление (ст. 117 Уголовного кодекса). За тяжкие и особо тяжкие преступления несовершеннолетние отбывают наказания в воспитательных колониях. Судимость подростка после выхода из спецучреждения погашается по истечении срока пребывания независимо от категории преступления. По сути, такие трудные подростки не являются преступниками.

В спецучреждения попадают подростки до 18 лет на срок до двух лет. Продлить срок пребывания можно по заявлению родителей. Иногда это делают, чтобы воспитанник мог полностью освоить в училище профессию.

История про условия в спецучилищах, которая пока за занавесом

Посетить хотя бы одно из спецучреждений закрытого типа TUT.BY пока не удалось. В двух из них отказались общаться без разрешения Министерства образования, которому эти учреждения подчиняются. До директора Могилевской государственной специальной школы закрытого типа мы не дозвонились. В Могилевском государственном специальном профессионально-техническом училище закрытого типа № 2 деревообработки, откуда в этом году трижды убегали подростки, заметили, что пока идет проверка в связи с побегами, от бесед с журналистами они воздержатся.

В Министерстве образования не смогли дать оперативный комментарий по ситуации.

Однако в сентябре заместитель директора по режиму Могилевского СПТУ № 2 Валерий Боровиков , комментируя , упоминал о том, что в учреждении нет "специально обученной охраны", а подростки "в считаные секунды перемахнули через забор, ворота и бросились врассыпную":

Вы поймите, это же толпа неуправляемых подростков, физически сильных и здоровых, с адреналином в крови, которым чужды правила и рамки. У нас нет специально обученной охраны со спецсредствами, а учащихся у нас - 116 человек, - сказал он тогда.

17 октября в Могилеве прошло совещание по поводу сложившейся ситуации с побегами из закрытых спецучилищ.


История про то, как в Швеции

Алексей Ананенко с воспитанниками спецучреждений сталкивается 20 лет. В 1994 году он писал диссертацию о трудных подростках и какое-то время жил в одном из спецучилищ: общался с детьми, проводил занятия и исследования. Сегодня он является заместителем председателя благотворительного общественного объединения "Мир без границ", которое сотрудничает со спецучреждениями: проводит там тренинги и культурные мероприятия.

По его словам, подобные закрытые учреждения есть во всем мире. Например, в Швеции их около 40. Ежегодно там содержится от 1,5 до 2 тысяч детей. Если в Беларуси дети находятся в спецучреждении до двух лет, то в Швеции – шесть-семь месяцев. После этого подростка могут отправить не домой, а в приемную семью или социальное общежитие, где он будет жить под присмотром соцпедагога. Это возможно, если дома у ребенка неблагополучная обстановка или невозможно избежать общения с плохой компанией.

По мнению Ананенко, у нас слишком сильно опекают таких трудных подростков по сравнению с тем, как это происходит в Западной Европе:

В Германии и Швеции трудного подростка не уговаривают. Его вызвали и поставили перед фактом: "У тебя есть проблема. Если ты будешь так жить, то попадешь в тюрьму. Если ты этого не хочешь, мы будем тебе помогать. Но для этого ты должен посещать психолога несколько раз в неделю на протяжении трех месяцев или полугода и работать со своими проблемами".

Собеседник не считает такую модель работы с подростком идеальной, так как нет гарантий, что ребенок тут же станет следовать рекомендациям специалиста. Но в ней есть плюс – на ребенка возлагают ответственность за поступки на ранних стадиях.

При этом в Швеции в одном учреждении могут одновременно находиться самое большее 50 человек, а сотрудников-педагогов будет больше, чем воспитанников. У нас ситуация противоположная. По словам Александра Каранкевича , координатора программной деятельности по защите прав детей ЮНИСЕФ в Беларуси, были годы, когда в наших спецучреждениях находилось до 150 воспитанников в одном учреждении.

Еще один момент, который требует, по мнению Валентина Такуна , бывшего воспитателя Могилевского спецучилища закрытого типа № 2, проработки, – зарплаты педагогов. Например, он работал в учреждении более 20 лет, но был вынужден уйти из-за маленькой зарплаты и открыть магазин стройматериалов. Если лет восемь назад в спецучилище, по его словам, зарабатывали около 700-800 долларов, то сегодня 300-400 долларов.


История про то, что после спецучилища

В МВД подчеркивают, что роль спецучреждений образования закрытого типа заключается в том, чтобы подросток впоследствии не стал преступником. По данным правоохранителей, после выхода из спецучреждений бывшие школьники "нечасто возвращаются к криминалу". Например, в этом году в совершении преступлений участвовали 12 бывших воспитанников таких учреждений.

Вышедшие из спецучреждений закрытого типа могут не только пойти по преступному пути, но и, что встречается чаще, совершить административное правонарушение. Например, Ананенко озвучивает статистику, которую, по его словам, два года назад приводила Генпрокуратура: 56% учащихся спецучреждений на протяжении 5 лет после выпуска не были причастны ни к какому криминалу.

По словам майора милиции Вячеслава Сайкова , старшего участкового инспектора по делам несовершеннолетних УВД администрации Советского района Минска, после того как подросток выходит из спецучреждения, его ставят на учет в инспекции, проводят беседы, помогают найти занятие по интересам и работу. Но захочет ли он воспользоваться помощью и не вернуться к прежней жизни, зависит от самого подростка. Инспектору хотелось бы, чтобы труды специалистов не были безрезультатными. За 20 лет работы в этой сфере Сайкову редко приходилось отправлять подростков в спецучреждения.

В 90-х годах на учете в ИДН, приводит он пример из своей практики, с 10 лет стоял мальчик. Тяга к карманным кражам у него проявилась с восьми лет. К 11 годам "послужной список" составлял столько краж, что даже на пальцах двух рук не сосчитаешь. Подросток жил с ранее судимой мамой, которая вела асоциальный образ жизни. Мальчика направили в спецучреждение, через два года он оказался в интернате, так как маму лишили родительских прав. С тех пор прошло лет десять. Когда парень был уже совершеннолетним, его задержали за грабеж.

Алексей Ананенко считает, что в Беларуси больше думают о том, что происходит с ребенком после такого учреждения. В Швеции, например, к этому относятся проще, у них треть подростков после выхода из спецучреждения в них возвращаются:

Они считают, что они помогли и их помощь была адекватной. А взял ее подросток или нет – его личные проблемы.

Егор , который подростком с друзьями обворовал две квартиры и потом попал в спецучилище, эту помощь специалистов принять смог. В 2004 году он вышел, поступил в архитектурный колледж, там доучился. После спецучилища парню сложнее всего было перестать использовать в речи блатной жаргон. Говорит, что заново учил русский язык. Сегодня он женат, работает в сфере строительства и никому о своем прошлом старается не рассказывать. Его товарищ, говорит он, тоже бывший воспитанник училища, уже в тюрьме. "Половина подростков в спецучреждении не говорят, что после него найдут жену, устроятся на работу. Особенно с такими зарплатами, как в Беларуси сейчас. Большинство из них прекрасно понимает, что будут воровать, вернутся к наркотикам. Они дети улицы, им не страшно туда вернуться. Они могут полжизни на нарах просидеть" .

В чем секрет Егора? После спецучреждения он не вернулся в родной город, чтобы не пересекаться с "плохой компанией". Это первое. Второе – возможные ограничения свободы его пугают.

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами.
Легко ли быть пешеходом? Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой-правой, левой-правой. Только и всего.
Шагать и в самом деле нетрудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица - не парк, а шоссе - не тропинка. Настояш;ий пешеход - это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, шофёры относятся к нему с уважением. Настоящий пешеход не мешает машинам и сам никогда под машину не попадёт.
А как всему этому выучиться?
Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: всё ли запомнили?
Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.
Мы приглашаем тебя в особую, необычную и очень важную школу: пешеходную. Хочешь в ней учиться? Пожалуйста! Но имей в виду: мы будем сначала рассказывать, а потом спрашивать - хорошо ли ты выучил урок? Ответишь на вопрос правильно - можешь перейти к новому уроку.
Школа - это не только занятия. Какие же уроки без весёлых перемен? Что ж, будут и у нас переменки, для отдыха и развлечения.
Школа пешеходов открывается! Приглашаем на первый урок.

Начинается учёба. Слушай внимательно, ничего не пропускай.
Первый наш вопрос такой: ты любишь играть в прятки? А кто не любит! Тогда второй вопрос: тебе нравится водить?
Нравится или не нравится, водить приходится всем. А что ты говоришь, прежде чем открыть глаза и отправиться на поиски?
Наверное, ты говоришь так: пора не пора - иду со двора. Это такая присказка. Сказал, обернулся, огляделся по сторонам
Только мы сейчас не играем, а учимся. В школе пешеходов. И присказка у нас будет другая: пора не пора - не ходи со двора!
Если ты играешь в прятки, прячься только во дворе.
Если ты катаешься на самокате, не выезжай на улицу.
Если сел на велосипед Тут и разговаривать не о чем: пока не подрастёшь, правила строго-настрого запрещают ездить по улице на велосипеде.

Отчего такие строгости? Оттого, что на улице очень много машин и все они ездят быстро. А во дворе машины появляются нечасто и едут не торопясь. Так сказано в правилах для водителей: в проездах между домами, во дворах, где играют дети, вести машины медленно и очень аккуратно.
Давай-ка еш;ё раз, чтобы лучше запомнить: пора не пора - не ходи со двора!
Первый урок закончен. Теперь, пожалуйста, иди отвечать.
Вот картинки, которые нарисовал для тебя художник. Ребята играют в футбол, а мяч у них выкатился на улицу, прямо на мостовую. Кто, по-твоему, поступает правильно, а кто нарушает правила?
Вопрос серьёзный. Ведь тот, кто нарушает правила, мешает водителям да и может угодить под колёса
Подумал? Ответил? Теперь загляни в самый конец книжки. Там есть отгадка: художник нарисовал правильный ответ.
Первый урок закончился. Звенит звонок, зовёт на перемену.

В нашей школе открылась автомобильная выставка. Заглянем туда.
Вот самые первые машины. Они пришли на смену лошадям. Медленно и с грохотом катили эти машины по булыжной мостовой, а прохожие удивлялись: чудо какое, карета без лошади едет!
Пока ты разглядывал старинные машины, уже и звонок зазвенел. Пора на второй урок.

Этот урок будет потруднее первого: мы с тобой на улице.
Тут тебе не тихий, спокойный двор. Мчатся автомобили, проносятся юркие мотоциклы, солидно, не торопясь движутся грузовики, подъезжают к остановкам автобусы и троллейбусы. Недолго и растеряться
Тот, кто выучит правило, которое мы сейчас проходим, ни на какой улице не растеряется.
Внимание! Вот это правило:
Мостовая для машин, тротуар для пешехода!
Просто так правил не бывает. У каждого есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам - они сами большие, да и скорость у них гораздо больше, чем у нас с тобой. А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. И удобно: дома, магазины, киоски с мороженым - всё рядом.
Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдёт с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не очень твёрдо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета - чтобы было заметнее. Такие барьеры ещё раз напоминают: ни шага с тротуара!
А если не в городе? Если не на улице, а на шоссе? Тогда правило звучит чуть иначе: дорога для машин, обочина для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу. Водитель вовремя тебя увидит, и ты вовремя заметишь машину.
Рассмотри внимательно две картинки. Кто прав, а кто не прав? Если сам не сумеешь ответить, попроси помош;и у взрослых. Школа у нас необычная, и уроки необычные: правильные подсказки разрешаются. А теперь - на перемену!

Мы снова на выставке машин. Вот какие автомобили пришли на смену самым первым, похожим на карету. Они стали удобнее и ездят быстрее. Есть среди них и такси, и автобусы, и грузовики. А под колёсами у них был уже не булыжник, а ровный асфальт.

Два урока позади. Ты уже умеешь правильно ходить по тротуару. И твёрдо помнишь, что мостовая - для машин.
Но рано или поздно приходится ненадолго сойти с тротуара. Не просто так, от нечего делать, а чтобы перейти улицу.
Где попало и как попало улицу переходить нельзя. Ничего опаснее и не придумаешь. Того и гляди попадёшь под машину. Вот мы и займёмся сейчас очень важным делом: будем учиться переходить улицу.
Мостовая - для машин, значит, пешеходу нечего на ней задерживаться. Начал переходить дорогу - не трать время попусту, иди самым коротким путём - напрямик.
А где переходить улицу? Конечно, только там, где это разрешается. Но как узнать то место, где переход разрешается? По полоскам, которые нарисованы прямо на мостовой.
Полосатый переход называют «зеброй». И правда- похоже. А зачем нужны полоски? Чтобы ты сразу заметил, где переходить улицу. И чтобы водитель увидел издалека: здесь может появиться пешеход.

Посмотри повнимательнее - нет ли неподалёку лестницы, которая ведёт вниз, под землю? Есть? Это - подземный переход. Он самый безопасный. По нему и надо переходить улицу. Спокойно, удобно и быстро. Идёшь подземным коридором, а машины едут поверху. Никто никому не мешает.
Запомни: когда рядом есть подземный переход, по мостовой улицу переходить нельзя!
Посмотри на картинки. А как бы поступил ты на месте этих людей?
Эти машины можно увидеть не только на выставке, но и на улице. Их сделали, когда твоей маме и твоему папе было примерно столько же лет, сколько тебе сейчас. И хотя с той поры прошло немало времени, эти автомобили по-прежнему служат людям.

Начнём новый урок с повторения. Где надо переходить улицу? Правильно, по пешеходному переходу: где нарисованы белые полоски-«зебра» или по подземному переходу.
Но есть тихие-тихие улицы, а тем более переулки или, может быть, дороги, по которым проезжает одна машина в час. И нет там ни полосок на мостовой, ни подземных лестниц Если ты думаешь, что здесь можно разгуливать где попало, то ошибаешься.
Какую бы улицу ты ни переходил, не спеши ступать на мостовую. Дорога должна быть хорошо и далеко видна. Справа и слева. А то, не ровён час, выскочит из-за поворота автомобиль!
Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины. И обязательно подожди, пока все они проедут. Но почему налево? Да по той простой причине, что с этой стороны и едут машины.

Внимательно посмотрел? Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Дойдёшь до середины улицы - остановись. И опять посмотри внимательно, на этот раз направо: оттуда идёт встречный поток машин.
Давай еш;ё раз повторим. Стоишь на тротуаре - посмотри налево. Посреди дороги - посмотри направо.
А если приближается машина? Не пытайся перебегать дорогу - не успеешь. Как ни беги, автомобиль едет быстрее. Подожди, пока он проедет мимо.
Но где ждать, если ты на самой середине улицы? Там и жди. Прямо на белой черте, которая делит мостовую на две части. А на переходах через широкие улицы часто рисуют белой краской островок. Здесь ты в полной безопасности. Это место так и называют: островок безопасности.
А теперь, пожалуйста, разберись: кто на картинках правильно переходит улицу, а кто мешает движению и рискует попасть под машину. И как только разберёшься, можешь отдохнуть. Половина учёбы позади, объявляем большую перемену.
На большой перемене можно подольше по быть на выставке машин. Узнаёшь? Здесь собра ны вместе хорошо тебе знакомые автомобили автобусы, троллейбусы, фургоны и самосвалы Они каждый день выезжают на улицы. И рас ставлены они так не случайно - в таком же по рядке они ездят по улицам. Присмотрись! Авто бусы и троллейбусы - поближе к тротуару, гру зовики чуть подальше от тротуара, а самые быст рые автомобили, легковые,- у середины дороги
Отдохнули - и за дело. А в пешеходном деле самое трудное - переходить дорогу. Так что и на пятом уроке будем учиться тому же. Многое мы уже знаем, пора заняться и светофором.
Машина идёт за машиной. Конца не видно. Такая вот улица, что никак её не перейти. Будешь стоять с утра до самого вечера.
Но вспыхнул перед машинами красный огонь светофора - и все шофёры нажали на тормоза. Стоят автомобили, не шелохнутся. А для пешеходов загорелся зелёный свет - можно идти через дорогу.
Ты, конечно, знаешь, что означают сигналы светофора. Красный свет - стой! Зелёный - иди! Жёлтый - не торопись, будь внимателен, сейчас светофор переключится.
Такие цвета выбрали совсем не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Какого цвета аварийная машина? А пожарная машина? Только красного. Этот цвет тревожный, он напоминает нам об опасности. Увидев ярко-красную пожарную машину, все расступаются, останавливаются, дают ей дорогу.
Так и с красным сигналом светофора. Увидел его - остановись. Не переходи дорогу. Пропусти автомобили, трамваи, автобусы.
А почему жёлтый цвет? Это цвет предупреждения: будь внимателен. Машины, которые работают прямо на дорогах,- бульдозеры, краны, асфальтовые катки - обычно выкрашены в жёлтый цвет. Дорожные рабочие надевают яркие жёлтые куртки. Водители издалека видят жёлтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины.
И ты, пожалуйста, будь осторожен, увидев
жёлтый сигнал светофора. Не спеши, обожди.
Наконец зажёгся зелёный свет. Теперь спокойно переходи дорогу. Зелёный цвет - спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев. На заводах и фабриках стены и станки красят зелёной краской: так лучше работается.
Красный - стой, жёлтый - жди, зелёный - иди. Вот и вся наука, которую мы проходим с тобой на пятом уроке. Не очень сложно, зато очень важно. И знать надо назубок. Поэтому проверь себя ещё раз по картинкам.

Этим машинам можно ехать и на красный свет. Они очень торопятся: «Скорая помощь»-к больному, пожарная - к горящему дому. А куда спешит этот ярко-жёлтый автомобиль с синей полосой, с разноцветными огнями-маячками на крыше? И что значат три буквы, написанные на его борту,- ГАИ?
ГАИ - это Государственная Автомобильная Инспекция. А люди в милицейской форме, которые едут в ярко-жёлтом автомобиле,- это инспекторы ГАИ. Они следят, чтобы на дорогах всегда был порядок. Чтобы водители строго соблюдали цравила. И пешеходы тоже. А если где-то случится непорядок, если нужна помощь, машина ГАИ мчится на место происшествия. Вспыхивают маячки, громко гудит сирена: посторонитесь!
Этим машинам - особое уважение, им всегда дают «зелёную улицу», то есть и красный сигнал светофора для них всё равно, что зелёный.
И пешеходы, услышав сигналы этих машин, обязательно остановятся, подождут, пока они проедут, а потом уже начнут переходить улицу.
Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом.
Регулировщик - строгий хозяин, все его слушаются. А не послушаешься - он засвистит в свисток и взмахнёт полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.
Регулировщик «разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает палочкой - то поднимет её, то опустит. Давай разберёмся, что означают жесты «хозяина» дороги.
Для нас, для пешеходов, сигналов немного.
Если регулировщик стоит к нам лицом или спиной - это то же самое, что красный сигнал светофора.
Если перегородил путь вытянутой рукой - тоже надо остановиться и подождать.
Поднял жезл вверх: внимание. Можно считать, что на светофоре зажёгся жёлтый сигнал.
Регулировщик повернулся к тебе боком, руки опустил вниз или развёл в стороны. Вот теперь можно переходить дорогу. Это как зелёный свет. Иногда хозяин дороги даже показывает жезлом - мол, проходите, не бойтесь, я машинам путь закрыл, шагайте спокойно. А кое-когда и поторапливает: пожалуйста, быстрее, не задерживайте движения.
Вот и вся премудрость.
Если на перекрёстке стоит милиционер-регулировщик, посмотри на него внимательно. Все его жесты понятны. Он всегда придёт тебе на помощь. Для того он и вышел на перекрёсток, чтобы помогать водителям и пешеходам.
Хорошо ли ты запомнил сигналы хозяина дороги? Давай-ка посмотрим, как ты справишься с очередным заданием.
Бели грузу в машине тесно, нужен прицеп. А как узнать, что едет автомобиль с прицепом? По трём оранжевым фонарикам над кабиной.
Если у автомобиля сломался мотор, его нужно взять на буксир. А как узнать, что одна машина тянет за собой другую? По зажжённым фарам. Они должны гореть даже в ясный день.
Чтобы стать шофёром, надо получить разрешение от врачей. Водитель должен быть здоровым и крепким. И обязательно с хорошим зрением. Чтобы издалека заметить выбоину на дороге, встречную машину или зазевавшегося прохожего.
Но самые зоркие глаза не увидят того, чего увидеть нельзя.
Вдоль тротуара посадили деревья и кусты. Как приятно здесь гулять! Но вдруг из-за деревьев и кустов выскакивает человек - и бегом через улицу. Шофёр никак не мог увидеть его заранее. Успеет ли затормозить или объехать?
Запомни: с шофёром нельзя играть в прятки. Когда ты выходишь на дорогу с бульвара или из сквера, из сада или из леса, водитель тебя не видит. Остановись и хорошенько посмотри по сторонам!
А вот другой случай. У тротуара стоит машина. Вроде бы ничего опасного: стоит ведь, а не едет.
Не ступай на мостовую рядом со стоящей машиной! Ты опять играешь в прятки с водителем той машины, которая едет по дороге: он тебя не видит. Он думает, что на дороге никого нет, и мчится во весь опор.
Не переходи дорогу рядом со стоящей машиной!
А где нужно обходить троллейбус или автобус, когда они стоят на остановке,- спереди или сзади?
Не здесь и не там. Не обходи их вовсе. Подожди чуть-чуть. Троллейбус и автобус закроют двери и отправятся в путь. Дорога будет хорошо видна - и тебе, и всем водителям. И ты спокойно перейдёшь улицу по переходу.
Погляди, кто из нарисованных пешеходов ведёт себя правильно, а кто нет. Проверь по отгадкам в конце книжки.
Наша автомобильная выставка вот-вот закроется. Давай осмотрим большие и неторопливые машины. Они работают на улицах: подметают, поливают, убирают снег, чинят асфальт. И подмигивают нам жёлтым огоньком на крыше: осторожно, не подходите близко!
С чего начинается учёба в обычной школе? Если ты этого ещё не знаешь, то очень скоро узнаешь. Учёба начинается с азбуки.
В нашей школе не так. Азбукой мы закончим учёбу. Только азбука будет особая - дорожная.
Ты, конечно, видел вывески и таблички вдоль дорог, на улицах, возле тротуара. Это дорожные знаки. Они рассказывают водителям, где можно ездить, а где нельзя, куда разрешается повернуть, а куда не разрешается, можно ли тут останавливаться и не надо ли ехать потише.

Это и есть азбука дороги. Запоминать её всю назубок пока не надо. Но некоторые дорожные знаки должен знать каждый пешеход. И ты тоже.
Вот знак пешеходного перехода. Здесь, и только здесь, можно переходить улицу.
Вот знак подземного перехода. Увидел такую картинку - значит, переходить дорогу можно только по подземному переходу.
Правда, понятные знаки? Посмотришь и сразу догадываешься, что они означают.
Тогда запомни ещё несколько.
Этот знак разрешает ездить только на велосипеде.
А если изображён велосипед в красном кружке - значит, здесь ездить на велосипеде строго-настрого запрещено.
Эта дорога - для пешеходов, машинам тут делать нечего.
А сюда нам с тобой, пешеходам, заходить нельзя. Придётся поискать другую дорогу.
И ещё один знак - вот такая длинная стрелка. По этой улице все автомобили едут в одну сторону. В ту сторону, куда показывает стрелка. Значит, когда переходишь дорогу, незачем глядеть налево и направо. А надо только налево. Или только направо.
Вот и закончился последний урок. Теперь
последняя в этой книжке проверка: правильно ли понял пешеход дорожные знаки?
Мы тебя поздравляем. Ты внимательно занимался на уроках и хорошо ответил на все вопросы. И совсем скоро станешь настояш,им пешеходом.
Но почему скоро, а не прямо сейчас? Потому что выучить - это ещё не всё. Чтобы ходить по улицам одному, надо немного подрасти. А пока не теряй времени зря. Тренируйся. Как только выйдешь на улицу с мамой или с папой, с дедушкой или с бабушкой - словом, с кем-нибудь из взрослых, так проверяй себя: хорошо ли ты запомнил правила, о которых рассказано в книжке. И если что-нибудь вдруг забыл, то не стесняйся спросить у старших.
И, пожалуйста, будь на улице внимательным и аккуратным. Не подводи нас. Обещаешь?

ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Михаил Кривич и Ольгерт Ольгин
ШКОЛА ПЕШЕХОДА
Художник И. Кабаков
ИБ № 2675
Редактор Е. Рыжова. Художественный редактор О. Ведерников. Технический редактор О. Кистерская. Корректор Н. Шадрина. Подписано в печать с готовых диапозитивов 03.04.89. 60X90"/». Бумага офс. № 1. Гарнитура школьн. Печать офсет. Усл. печ. л. 3,0. Усл. кр.-отт. 14,0. Уч.-изд. л. 3,85. Тираж 300 ООО экз. Изд. № 1736. Заказ № 2691. Цена 40 коп. Издательство «Малыш». 121352, Москва, Давыдковская ул., 5. Калининский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомби-нат детской литературы им. 50-летия СССР Госкомиздата РСФСР. 170040, Калинин, проспект 50-летия Октября, 46.
40 коп.

Что толкает подростков за черту закона и почему материальное благополучие семьи не всегда способно уберечь детей от кривой дорожки?

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в приемнике-распределителе для несовершеннолетних УВД Миноблисполкома и выяснила, как живут подростки, которые оступились.

Спецучреждение на улице Окрестина не пустует никогда: за высокими бетонными стенами и колючей проволокой здесь временно содержатся несовершеннолетние правонарушители со всей страны. В большинстве своем это юные беглецы из дома, попавшиеся с поличным воришки, а также подростки, задержанные за распитие алкогольных напитков. Все они дожидаются здесь решения своей участи - отправки в спецучреждение либо домой.

- Наше учреждение - единственное в своем роде в стране. До 2008 года таковые имелись во всех областных центрах республики, - поясняет начальник приемника-распределителя подполковник милиции Лариса Лычковская. - Большая часть ребят от нас уезжает в спецучреждения закрытого типа. Их в Беларуси четыре: два в Могилеве (спецшкола и профессионально-техническое училище) и по одному лечебно-воспитательному учреждению в городском поселке Кривичи Мядельского района (там проживают и учатся мальчики) и в городе Петрикове (для девочек).

Впрочем, есть и еще одна категория «воспитанников», с которой приходится иметь дело сотрудникам приемника. Это несовершеннолетние иностранные граждане, а иногда – и взрослые молодые люди, выдающие себя за несовершеннолетних, которые незаконно проникли на территорию Беларуси.

- Вьетнамцы, индусы, сомалийцы, афганцы, иранцы… География самая разнообразная, - говорит Л. Лычковская. - Документов на руках не имеют: выбрасывают паспорта еще по дороге в Беларусь. При установлении личности нагло утверждают, что им 16 лет. Чтобы установить точный возраст, их направляют на медицинское освидетельствование - довольно длительную процедуру, во время которой они содержатся у нас.

В приемнике царит строгий порядок. Здесь запрещено курить (хотя случается и такое, что сами родители привозят сигареты) и обращаться друг к другу в бранных выражениях либо по кличкам. До обеда у ребят учеба, во время которой следует соблюдать тишину. Во второй половине дня - свободное время для чтения или игры в настольный теннис (нередко компанию в этом им составляют сотрудники приемника). Минимально практикуется здесь и трудотерапия: от подопечных требуется приводить в порядок постель и убирать за собой посуду, летом ребят привлекают к прополке клумб на территории приемника. Новички в обязательном порядке заучивают наизусть правила пребывания в учреждении. Посещения родителей разрешены раз в неделю - по средам. Однако если семья издалека, ей идут навстречу - разрешают приехать в выходной день.

- Не поверите, но некоторые мамы перед тем, как прийти на встречу с ребенком, звонят и всерьез спрашивают: «Скажите, пожалуйста, а пиво и сигареты можно?». Если при пересмотре вещей найдены запрещенные предметы - медпрепараты, иголки с нитками и прочее, то родители, которые пытались их передать, в учреждение больше не допускаются, - рассказывает Л. Лычковская.

Размышляя о том, как дети становятся правонарушителями, начальник приемника отмечает, что большая часть воспитанников из неполных либо неблагополучных семей.

- Впрочем, сегодня такой фактор, как благополучие семьи, очень относителен, - замечает психолог приемника Наталия Фалевич. И поясняет: - Семья может быть благополучна в материальном плане, но при этом дома нет психоэмоционального тепла. Родители в бесконечной погоне за деньгами могут не уделять должного внимания своему чаду, а склонны откупаться от него - новой одеждой, гаджетами, средствами на карманные расходы… Стремясь компенсировать недостаток приятия и общения, ребенок может оказаться на улице и связаться с дурной компанией.

Психолог приводит пример: недавно из приемника уехала на перевоспитание в Петриков девочка-подросток. Мама трудится преподавателем информатики в вузе, положительная во всех отношениях. Однако не досмотрела, как дочь связалась с компанией взрослых мужчин, бывших заключенных… И такой случай - далеко не единственный в практике Наталии Фалевич.

- Наши дети потребляют нас. По полной программе! - категорична начальник приемника Л. Лычковская. - Зачастую мы упускаем в воспитании, зарабатывая на хлеб насущный, чтобы деточка ни в чем не нуждалась. Однако сами не замечаем, как в погоне за деньгами теряем семью. Вдобавок в обществе стали больше ценить права ребенка, в которых дети усматривают, что ИМ должны, а не что ОНИ должны. На родительском собрании в школе у сына выслушиваю, как одна мама рассказывает: «Захожу в комнату к сыну, а он мне говорит: выйди и закрой дверь - это мое личное пространство». Позиция детей такова: либо получу то, что хочется, либо упаду на пол и буду стучать ногами. А то и вовсе пойду напьюсь с друзьями. Случаи, когда родители признают свою вину, крайне редки: всегда виновата школа, плохой учитель, разбаловала бабушка…

Егору (имя по этическим соображениям изменено) 17 лет. В скором времени станет молодым папой: в родных Ивацевичах у него осталась беременная 16-летняя девушка. В приемник парень попал за распитие спиртных напитков. На вопрос, какие планы по возвращении из Кривичей, Егор не мешкает с ответом:

- Первым делом помирюсь с девушкой - мы в ссоре из-за моей выпивки. И продолжу учебу: в Барановичском лицее строителей уже получил разряд по специальности «станочник деревообрабатывающих станков».

16-летнюю Нину, воспитанницу столичного детского дома № 5, могло ждать большое будущее. До 14 лет девочка занималась конькобежным спортом, пока маму не лишили родительских прав, а ее саму не отправили в детский дом, откуда она неоднократно сбегала.

У 13-летнего Миши из Витебска уже довольно большой «послужной список»: с 10 лет мальчик начал употреблять алкоголем и воровать мобильные телефоны. Из приемника он отправится на два года в Кривичское спецучреждение.

- Больше всего сожалею о том, что маме за мою самодеятельность теперь необходимо выплачивать 12 миллионов рублей штрафа. А еще, что у бабушки из-за переживаний начались проблемы с сердцем, - искренне признается мальчишка.

По словам психолога Н. Фалевич, ребята, которые попадают в приемник, разные: есть жестокие и конфликтные, а встречаются и с необыкновенно богатым внутренним миром - такие, что просто удивляешься, как они сюда попали.

- В подростковом возрасте жестокость проявляется сплошь и рядом: у детей не развиты чувства эмпатии и сострадания, - отмечает специалист. - Порой общаешься с ребенком, и он просит объяснить, что это за чувство. Значит, в семье и ближайшем окружении не было такой поддержки. Очень сильна модель семейного воспитания: ребенок впитывает ее на бессознательном уровне.

Среди воспитанников приемника встречаются и такие, кто не в первый раз попадается за правонарушения.

- Возвращаясь в привычный мир, подросток сталкивается с тем, что его не принимают в школе, на него навешивают определенный ярлык. И он не способен доказать, что изменился, - поясняет Н. Фалевич. - Либо микроклимат дома остается прежним: родители ведут прежний образ жизни. Тогда все возвращается на старые рельсы… Крайне важно, когда семья поддерживает и помогает.

Фото Тамары Хамицевич

21 февраля 2017 года состоялся визит делегации БГПУ в ГУО «Кривичское специальное лечебно-воспитательное профессионально-техническое училище закрытого типа».

В ходе визита в торжественной обстановке ректором БГПУ Александром Ивановичем Жуком был вручен подарочный сертификат на передачу премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение».

− Сегодня мы приехали к вам с очень благородной миссией. Миссией, которая отражает суть волонтерской деятельности нашего университета и которая по достоинству была оценена Главой государства в виде Национальной премии Республики Беларусь «За духовное возрождение». Мы, не колеблясь, приняли решение передать ее тем, кто в ней больше нуждается. Вы, ребята, в силу разных обстоятельств оказались в сложной жизненной ситуации. Вам не просто сейчас. Но вы еще молоды, жизнь ваша по-настоящему только начинается, у вас все впереди. Сегодня государство поддерживает вас и дает возможность войти в профессиональную жизнь подготовленными. Вы осваиваете нужные людям профессии: маляра, штукатура, автослесаря. Поэтому, я уверен, материальная помощь, которую мы вам оказываем, поможет улучшить не только материальную базу вашего учебного заведения, а, возможно, даже открыть новую специальность - плиточник-облицовщик, − сказал в приветственной речи А.И. Жук .

Ректор БГПУ отметил, что для будущих педагогов, которых готовит университет, волонтерская деятельность стала важной частью студенческой жизни. Начиная с 1-го курса, тысячи студентов добровольно и бескорыстно оказывают помощь и поддержку различным категориям взрослых и детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

В 2017 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2016 № 516 «За духовное возрождение» коллектив учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» награжден премией за активную деятельность в гуманитарной сфере, значительный вклад в развитие и популяризацию волонтерского движения среди студенческой молодежи.

В лучших традициях благотворительности ректорат БГПУ принял решение о передаче полученных денежных средств премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» в ГУО «Кривичское специальное лечебно-воспитательное профессионально-техническое училище закрытого типа».

На встрече было отмечено, что между БГПУ и Кривичским учреждением закрытого типа уже есть опыт сотрудничества: в прошлом году училищу были переданы 10 велосипедов, которые пользуются у воспитанников особой популярностью. Выступая, Александр Иванович обратил внимание ребят на то, что в училище созданы хорошие условия, чтобы заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Имеется хорошая спортивная база: хоккейная коробка, стадион, спортзал.

− Спорт не только помогает уйти от пагубных привычек, но и дает здоровье, укрепляет его. Здоровье - как воздух: когда оно есть - не замечаешь, когда нет - сразу ощутимо и заметно, − подчеркнул ректор БГПУ.

Александр Иванович привел примеры из своей собственной жизни, как занятия спортом помогли ему самому.

− В детстве я жил в одном из районов Минска, где для подростков было много соблазнов: начать пить, курить… По-разному могла сложится моя жизнь и судьба. Но благодаря тому, что я увлекся спортом: в 7 и 8 классах - велоспортом (в итоге получил 2 разряд), в 9 и 10 классах - лыжными гонками (в итоге - 1 взрослый разряд по лыжам), а это 4-5 тренировок в неделю по 2-3 часа каждая, - то на все остальное просто не оставалось ни времени, ни сил. Вот и каждый из вас может найти себя в спорте и физкультуре. А еще закалить характер и укрепить волю, поскольку ежедневные занятия требуют не только физических, но и волевых усилий, - констатировал А.И. Жук .

Подарком для воспитанников и работников училища также стала концертная программа лучших творческих коллективов и сольных исполнителей университета. Песню «Мечты сбываются» с пожеланием реализации заветных желаний исполнила мужская вокальная группа «Модус» , джазовой композицией удивляла финалистка проекта «Большая сцена» БГПУ, студентка факультета эстетического образования Анастаси я Козел ; своим вокалом порадовала студентка филологического факультета, лауреат многочисленных республиканских и городских вокальных конкурсов Мария Хлань. С особым восторгом воспитанники наблюдали за искусством владения мячом, которое продемонстрировал участник спортивных и телевизионных проектов, фристайлист команды «Лайфстайл» Егор Телушко. Девушки из коллектива «Арт-Юнити» предложили зрителям танцевальную композицию «Only», с которой недавно стали победителями открытого республиканского фестиваля по современной хореографии. Шквал положительных эмоций, смеха вызвало выступление участницы Высшей лиги Международного союза КВН команды КВН БГПУ «Лучшие друзья». Завершила концертную программу композиция «Будущее Родины строить молодым» в исполнении зародившейся в стенах университета, а ныне популярной белорусской группы «Бай-сити».

Участники делегации и ректор БГПУ отметили отзывчивую и благодарную аудиторию, царившую теплую дружескую атмосферу.

После выступления команды БГПУ с ответным словом обратился директор училища А.М. Дубаневич. Андрей Марьянович выразил уверенность на долгое сотрудничество с университетом, с гордостью отметив, что сам является выпускником университета 2000 года.

Глядя на ребят, таких молодых, талантливых, разноплановых, мне самому хочется расти. Я сам, мои заместители, большинство педагогов - выпускники БГПУ. БГПУ - это вуз, где учатся и работают лучшие люди страны, где готовят педагогов - людей, которые стоят у истоков формирования души человека. Мы гордимся нашей alma mater, - сказал А.М. Дубаневич .

В знак признательности и глубокого уважения от лица администрации Кривичского СЛВПТУ закрытого типа Андрей Марьянович вручил благодарность ректору БГПУ за оказанную неоценимую помощь и поддержку в развитии образовательных инициатив, предоставление возможности подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, реализовать свои стремления в выборе и обучении профессии, которая поможет им в дальнейшем ресоциализироваться в общество и стать достойными его членами.

На память о визите воспитанники вручили гостям небольшие сувениры, сделанные своими руками, и исполнили несколько номеров художественной самодеятельности. Стихотворение о любви «Я люблю тебя больше, чем море, и небо, и пение» прочел Данила Гвоздовский (9 класс); трио Сергея Чепикова , Кирилла Бардашевича (8 класс) и Алексея Миско (7 класс) исполнили песню «Друзья»; юмористическую сценку «Помощник» показали Евгений Смоляр (11 класс) и Евгений Панькин (7 класс). Финальным номером прозвучала песня о Беларуси «Это мама моя» в исполнении Филиппа Мандрикова , которую дружно подхватила вокалистка БГПУ Мария Хлань .

Подытоживая встречу, первый проректор БГПУ Светлана Ивановна Коптева сказала о том, что не столько студенты университета порадовали публику, сколько порадовали воспитанники, подарив много счастья, радости и тепла. Подчеркнула, что в лице БГПУ ребята приобрели доброго и верного друга, настоящих друзей.

Мы уверены, что многие из вас станут не только способными и талантливыми, как студенты БГПУ. Лучшие из вас станут нашими студентами, а в будущем - достойными своего дела педагогами, - отметила С.И. Коптева .

Перед самым отъездом А.И. Жук провел для ребят мастер-класс по шахматам, показав воспитанникам несколько интересных приемов.

mob_info