Школа логопед семинары для родителей средняя группа. «Семинар-практикум для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада. Звук Л- пароход гудит

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию семинар-практикум «Применение технологии ТРИЗв развитии речи дошкольников».Т-творчество, Р-развитие, Из-изобретательность. Технологии ТРИЗ помогают развить у ребенка гибкость и подвижность мышления, это системы игр и занятий, которые призваны максимально увеличить эффективность обучения и развития дошкольников.Вы можете использовать данный материал для проведения в рамках своего ДОУ, а также как открытое городское мероприятие. Семинар составлен в оригинальном авторском стиле, для участия в нем можно привлечь воспитателей, учителей-логопедов, детей старших и подготовительных групп.


Семинар-практикум для логопедов и воспитателей «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

1. Организационная часть «Доброжелательное общение»

Факультет психологии

2. Основная часть «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Факультет «Развитие»

  • Блиц-опрос «В стране грамоты»

Факультет «Творчество»

  • Задание-пробник «Нарисуй стихотворение»

Факультет «Изобретательность»

  • Авторские разработки: «Веселые таблицы»
  • Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

3. Подведение итогов работы

  • Выводы ученого совета
  • Обратная связь

Цели семинара-практикума:

Учитель-логопед:

Уважаемые коллеги, на базе детского сада №18 открывает свою работу «Научно-исследовательский институт инновационныхтехнологий развития речи детей дошкольноговозраста».

Как и каждый НИИ, институт имеет свой ученый совет , который представляют:

Методист ГОРОО (ФИО)

Руководитель методического объединения воспитателей (ФИО)

В нашем НИИ сегодня работают эксперты:
Воспитатель-методист (ФИО)
Воспитатель-методист (ФИО)
Учитель-логопед (ФИО)

Факультеты нашего института:

Факультет психологии
- факультет развития
- факультет творчества
- факультет изобретательности

Методический состав факультетов:

воспитатель-методист (ФИО)
воспитатель (ФИО)

музыкальный руководитель (ФИО)
учитель-логопед высшей категории, учитель-методист Винограденко И.М.

Все участники семинара-практикума будут проводить свою научно-исследовательскую работу в творческих лабораториях, которые будут организованы позже.

Организационная часть.

Учитель-логопед:
- А сейчас, друзья, вы пройдете обучение на факультете психологии нашего НИИ. Давайте с вами познакомимся. Я предлагаю всем встать и образовать круг.Коллеги, давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбки, ведь хорошее настроение сегодня - это залог нашего успеха!

1. Психологический тренинг «Давайте познакомимся» имеет своей целью: установить эмоциональный контакт между участниками, создать положительное настроение, преодолеть робость, освободиться от отрицательных эмоций, настроить группу на совместную работу.

Учитель-логопед: (вносит волшебный ларец с двумя замками и двумя ключами к ним)

Добавим к нашему замечательному настроению немного волшебства: перед нами сказочный ларец знаний с двумя замками и два ключа, попробуем открыть его. Первый замок откроется после того, как мы познакомимся поближе, итак, меня зовут Ирина, ваше имя? (участники семинара называют свои имена, после этого логопед открывает первый замок)

Второй замок откроется тогда, когда вы расскажете, зачем вы здесь? Я здесь для того, чтобы вдохновить вас на новые творческие достижения в речевой работе. А вы? (участники семинара рассказывают о цели своего визита, после этого логопед открывает второй замок)

Волшебный ларец знаний открыт, а в нем вот такой семицветик, который является эмблемой нашего семинара и представляет наш девиз !

Развиваться! Развивать!
Вдохновляться! Вдохновлять!
Творить! Любить! Хотеть все знать!
Чтоб лучшим педагогом стать!

Учитель-логопед:

А чтобы стать лучшими, необходимо творчески и качественно работать, что мы сейчас и сделаем, я предлагаю вам организовать несколько творческих лабораторий и выбрать им названия, сегодня вы все исследователи, желаю вам приятной, качественной и интересной работы (участники семинара разбиваются на группы - творческие лаборатории) .

Уважаемые коллеги, мы рады видеть вас участниками семинара-практикума, тема которого: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Итак, друзья, сейчас вы пройдете курс обучения на факультете «Развитие». И наша первая лабораторная работа называется «В стране грамоты», это блиц-опрос, который поможет определить общий уровень знаний наших участников.

Основная часть.

Факультет «Развитие»

Каждому исследователю выдается карточка блиц - опроса.

Блиц-опрос «В стране грамоты»

1. Закончи предложения, подобрав нужные слова:
1.1. Звуки мы (что делаем?)… (слышим и произносим)
1.2. Буквы мы (что делаем?)… (видим и пишем)

2. После правильного варианта поставь + (плюс), после неправильного - (минус)

2.1 Я одеваю кукле шапку. (-)
2.2 Я одеваю куклу Наташу. (+)
2.3 Я надеваю шапку на куклу. (+)
2.4 Я надеваю кукле шапку. (+)
2.5 Я одеваю шапку на куклу Наташу. (-)

3. Определи последний звук в словах и запиши его в соответствии с правилами транскрипции:

3.1 кот…[т]
3.2 дед…[т]
3.3 конь…[н’]
3.4 столб…[п]
3.5 мышь…[ш]
3.6 лыжи…[ы]
3.7 нож…[ш]
3.8 зуб...[п]

4.Ответь на вопросы.

4.1 Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? ([ы])
4.2 Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
4.3 Какие звуки не бывают мягкими? (ш, ж, ц)
4.4 Какие буквы не обозначаются звуками? (ь, ъ)
4.5 Назови шипящие звуки (ш, ж, ш’, ч)

Учитель-логопед:

Уважаемый ученый совет! Ваша задача сегодня - наблюдать, оценивать, делать выводы. Вашей целью в данном задании является выявление общего уровня знаний аудитории.

Команда экспертов оценивает работу участников.

Методика экспертного анализа: оценка по общему количеству вопросов,
П - правильные ответы;
Ч - частично правильные ответы;
Н - неправильные ответы;

Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний.

Учитель-логопед:

Уважаемые исследователи, предлагаю вам небольшой речевой тренинг «Волшебный мир слов».

Речевой тренинг «Волшебный мир слов»

1. Игра: «Подбери слово»

Лаборатории получают карточки со словами и опорными звуками.

Задание: необходимо выбрать слова, которые подойдут для отработки правильного произношения указанного звука (поставить +) и объяснить свой выбор.

С
Сом +
Усы +
Кисель - (мягкий звук)
Миска +
Коза - (звук [з])
Саша +
Стакан +
Коса +
Собака +
Нос +
Сила - (мягкий звук)
Пес +

З
Зоя +
Зима - (мягкий звук)
Зайка +
Коза +
Сом - (звук [с])
Арбуз - (звук в конце
слова оглушается)
Березка - (звук в
середине слова оглушается)
Зубы +
Зонт +
Пазлы +

Ш
Шапка +
Кошка +
Нож + (звук в конце
слова оглушается)
Кошелек +
Живот - (звук [ж])
Штаны +
Душ +
Паштет +
Багаж + (звук в конце
слова оглушается)

Ж
Ножницы +
Пожар +
Кожа +
Нож - (звук в конце
слова оглушается)
Живот +
Ложка - (звук в середине
слова оглушается)
Жучок +
Женя +
Стриж - (звук в конце
слова оглушается)

Б
Банка +
Боты +
Кубик - (мягкий звук)
Бабушка +
Пудра - (нет звука [б])
Столб - (звук в конце
слова оглушается)
Белый - (мягкий звук)
Рыбак +
Кабина - (мягкий звук)

Д
Бидон +
Дочка +
Дима - (мягкий звук)
Дымок +
Пруд - (звук в конце
слова оглушается)
Радио - (мягкий звук)
Борода +
Водичка - (мягкий звук)
Род - (звук в конце
слова оглушается)

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - серую тучку.

Учитель-логопед:
- А теперь, друзья, давайте поиграем в замечательные интерактивные речевые игры- активизируем нашу речь и мышление.

2. Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово- конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть слово с окошком - вагон,
Есть кислое слово - лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркийи желтый - (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий - (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.

3. Игра: «Кошка»

Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.




- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять
кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться,
отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)

Задание: подобрать существительное по ассоциации.

Исследователи складывают из пальцев фигурку - кошку.

из пальцев - ...фигурка,
из карамельки, ириски - …конфетка,
из глины, пластилина - …поделка,
из теста - …печенье,
из бумаги -…аппликация,
из плюша, резины, пластмассы -…игрушка,
из ниток -…вышивка,
из сказки -…герой.

Методика экспертной оценки:

4. Игра: «Мозговой штурм»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).

5. Игра: «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... банан.

Расскажи обо мне.

Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).
Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).
Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).
Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).
Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).
Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).
С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).
Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий тучку.

6. Игра: «Многозначные слова».

Лаборатории получают карточки со словами, имеющими несколько значений.

Задание: доказать многозначность слов: труба, звезда, иголки, резинка, рама, ключ.

Многозначные слова

Ручка
Рама
Иголка
Ключ
Резинка
Труба

Звезда

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой лаборатории,за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.
Критерии оценки: быстрота реакции, правильность ответов, интересные решения, оригинальный подход.

Учитель-логопед:
- Наше обучение на факультете развития закончено, и я перевожу вас на факультет «Творчество».

Факультет «Творчество»

Задание - пробник «Нарисуй стихотворение»

Существуют различные приемы, позволяющие развивать возможность ребенка успешно запоминать и воспроизводить тексты, как прозаические, так и поэтические. Во всех приемах развития памяти главное одно - использование опоры. Опора - это наглядно-пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, слов, букв, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодирования, соотнося слова из текста с опорой, - как можно более полно и точно воспроизвести заданный текст.

Но существует и другая цель - создание у ребенка зоны успеха, то есть уверенности в своих силах, умения успешно выполнять и такую сложную деятельность, как рассказывание. Причины того, что опора позволяет лучше запомнить текст, в следующем:
- заданная модель помогает сконцентрировать внимание ребенка на произвольном выполнении задачи воспроизведения текста, спланировать данную деятельность;
- привлечение к восприятию текста нескольких анализаторов позволяет более полно использовать возможности ребенка в запоминании;
- выбор нужного вида опоры помогает найти личностно - ориентированный путь решения стоящей перед ребенком проблемы.

1. Опорой могут служить действия, которые упомянуты в стихотворении, так называемый прием «расскажи стихи руками».

2. Опорой также может служить сюжетная картинка, являющаяся иллюстрацией стихотворения.

3. Опорой может служить мнемотаблица с изображением картинок, символов, пиктограмм, отражающих главные слова в стихотворении или тексте. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Давайте попробуем, коллеги, применить этот замечательный метод запоминания на практике.

Лаборатории получают карточки со стихотворениями.

Задание: изобразить стихотворение в рисунках, схемах, пиктограммах, символах для успешного и быстрого запоминания детьми данного стихотворения.

Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать

Ира просит: - Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет - одни иголки!

На базаре ежик
Накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке
И все уложил в мешочек.

Методика экспертной оценки: анализ представленных рисунков, схем, таблиц, за присвоенный высший балл творческая лаборатория получает солнышко, за средний - цветок, за низкий - тучку.

Критерии оценки: достаточное количество предметов, правильное расположение, доступность графических изображений.

Схема творческого подхода «Страна противоположностей»

Учитель-логопед:
- Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас со схемой творческого подхода к изучению противоположностей. Прежде чем знакомить детей с противоречиями, стоит поработать над самим понятием «противоположность». Необходимо иметь в виду, что для малышей с нарушениями речевого развития важно сначала действие, а уж потом его словесное выражение.

1. Нарисуй противоположность: (раскрась) веселый клоун - грустный клоун, молодое дерево - старое дерево, зима - лето, ночь - день и т. д.

2. Покажи противоположность: написать - стереть, брать - давать, здороваться - прощаться, говорить - молчать, ссориться - мириться и т. д.

3. Потрогай противоположность: мягкий - твердый, гладкий - шершавый, редкий - густой, свежий - черствый и т. д.

4. Разложи противоположности: на двух площадках контрастного цвета (черный - красный, черный - белый) дети выкладывают пары картинок, игрушек, предметов, имеющих противоположные свойства, затем объясняют свой выбор, игры с перебрасыванием мяча от педагога к ребенку и обратно.

5. Поднимись по лестнице противоположностей: для упражнения необходимо иметь вырезанную из плотной бумаги плоскую лестницу, 2 фигурки человечков и небольшой бумажный флажок. Дети, называя противоположные слова, поднимают по ступенькам лестницы своих человечков, передавая друг другу флажок за каждый ответ, наверху устанавливают посередине флаг дружбы.

6. Путешествие в сказочную страну Противоположностей может быть итогом работы. В стране живут добрые и злые герои, умные и глупые, там есть чистый ручей и грязный пруд, хмурый лес и солнечная полянка. На этом уровне дети могут решать и творческие задачи, например: как сделать лес приветливым, пруд чистым, злых героев добрыми.

Учитель-логопед:
- Друзья, переходим на факультет «Изобретательность».

Факультет «Изобретательность»

Учитель-логопед:
- Хочу познакомить вас с авторскими разработками, так называемыми «Веселыми таблицами», которые помогают развивать фонематические процессы у ребенка. Как вы думаете, в какие игры можно поиграть, имея такую таблицу?


1. Авторская разработка по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа «Веселые таблицы» - картонные плоскостные предметы с наклеенными на обратной стороне картинками на опорный звук, например: шар - [ш], корабль - [к] и т. д.
Предлагаемые игры:
«Найти общий звук»,
«Выделить голосом опорный звук»,
«Назвать картинки с опорным звуком»,
«Определить позицию звука в слове»,
«Найти предметы, в которых заданный звук стоит в заданной позиции»,
«Найти слова из 2-х,3-х слогов».

2. Интерактивный подход к развитию связной речи «Портрет»

Учитель-логопед:
- Коллеги, одна из наиболее сложных сторон развития речи - это связная речь. Добиться того, чтобы ребенок не только свободно, но и красиво общался, непросто. Мы применяем самые различные интерактивные методы развития связной речи, один из них «Портреты времен года», который позволяет составить рассказ более полно, красочно и выразительно.

В природе и в нашей жизни есть много чего, что всегда происходит в определенной последовательности и никогда не бывает иначе. Например, смена времен года. В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет.

Вот снежная хрустальная зима.

А это прекрасная цветущая весна.

Веселое разноцветное лето.

И золотая волшебница осень.

Учитель-логопед:
- В нашем вернисаже каждое время года представляет свой портрет. Отгадайте, где, чей портрет?

Галерея весны

Пришла весна - красна! Она сама постоянно изменяется и изменяет все вокруг. Три юных красавицы пробуждают природу, согревают землю, расцветают нежным цветом.

Весна в марте! - нежная красавица, воюет с зимой и побеждает ее. На крышах висят сосульки, уже закапали, зазвенели капели, показалось солнышко из-за туч.

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В парке, сквере на аллеях
Уж проталины видны.

Весна в апреле! - волшебница, такая несмелая, осторожно приходит, как - будто спрашивает: «Можно?» И только тогда выпускает подснежник, зеленый росточек, молодую травку, надувает почки на деревьях, выпускает в небо легкие облачка. Небо все ярче, все голубее, солнышко все сильнее и сильнее пригревает землю. И вот уже распускают лепестки строгие бело-желтые нарциссы - детки солнышка.

Весна в мае! - самая красивая, смелая, сильная, радостная!
Солнце греет все ярче и жарче, расцветают душистые ландыши, горят алым цветом стройные тюльпаны. Разноцветные мотыльки, веселые пчелки кружат над цветами, собирают ароматный нектар. Вся природа благоухает, поет, веселиться, цветет и радуется!

Подведение итогов работы

Схематический «портрет» работы каждой творческой лаборатории.

Учитель-логопед:
- Уважаемые коллеги, вот вы и прошли курс обучения в нашем НИИ, и я предлагаю вам оценить свой курс обучения с помощью набранных оценочных символов, составьте из них картину и увидите, как вы работали сегодня.

Исследователи составляют «портрет» из набранных оценочных картинок - солнышек, тучек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.

Обратная связь.

Все участники семинара получают бумажных жаворонков, на которых предлагается написать, чем была полезна для них эта встреча, высказать свои пожелания и предложения.

Выводы ученого совета.

  • Эксперты подводят итоги работы творческих лабораторий, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.
  • Ученый совет дает оценку содержания семинара, методов проведения, работы автора.

Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.

Оборудование: 2 стола и стулья для участников, магнитофон с записью фрагментов музыки, магнитная доска с магнитами, фишки красного и синего цвета, карточки и картинки к играм.

Ход проведения семинара

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые родители! А вы знаете, что здороваться можно не только словами и рукопожатием, но и по другому. А как, вы сейчас узнаете. Те, у кого фишки синего цвета, приглашают на танец тех, у кого красные фишки. Становитесь в пары. Первыми движения выполняют те, у кого синие фишки, вторыми – те, у кого красные. Будьте внимательны! (звучит модель Т. Боровик «Хэй, привет!»)

Ведущий. Тему нашего сегодняшнего конкурса вы узнаете, решив кроссворд. В этом задании оценивается правильность ответа и скорость выполнения.

1 . Разминка. Задание «Скороговорки».

Будьте внимательны, наблюдательны и активны. Ведущий читает скороговорку, участники воспроизводят ее, глядя на сюжетные картинки.

Ведущий (В.). В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем.

2. Игровое упражнение «Почему хорошо, почему плохо».

Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо), а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

Учитель-дефектолог задал объемное домашнее задание…

Учитель-дефектолог приглашает меня на консультацию…

Меня пригласили на занятие…

В. Одним из видов речевой работы является проведение упражнений на координацию речи с движением.

3. Координационно-подвижная игра «Вудэ ли аче» (модель Т.Боровик)

В. В следующем задании необходимо угадать известные детские произведения.

4. «Угадай стихотворение» (по картинкам-символам)

Каждой команде предлагается зашифрованное стихотворение. В этом конкурсе победит тот, кто не только угадает, но и выразительно его прочитает (отрывок из произведения К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и А.Барто «Наша Таня»).

В. Как Вы видите, схематизация различных текстов способствует не только лучшему восприятию стихотворного текста и его запоминанию, но и составлению описательных и сюжетных рассказов детьми.

5. «Времена года»

Необходимо зашифровать одно из предложенных времен года. Нужно нарисовать как можно больше признаков, чтобы команда соперников не только смогла угадать, какое время года изобразили, но и составила описательный рассказ по вашей схеме. Оценивается оригинальность исполнения, количество нарисованных признаков и творчески составленный рассказ.

6 . Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал…Меня сегодня удивило…Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить…и т. д.

Подведение итогов конкурса.

Баранова С.В., Криштофик Н.А.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов при проведении домашних занятий по автоматизации звуков;

Оборудование: мультимедийная установка, экран, ПК, презентация Microsoft Office PowerPoint “Учимся, играя”, флипчарт с маркерами, карточки с заданиями и речевым материалом (наборы слов и предложений на определенный звук, слоговые ряды для составления “чистоговорок”).

Значение игры в жизни ребенка очень велико! Игры стимулируют познавательную активность ребенка, позволяют ему усваивать необходимые знания в интересной для него форме. Сегодня мы рассмотрим, как превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков у детей в занимательную игру. Вашему вниманию будут представлены различные игровые приемы на примере звуков Р и Л. Эти два звука выбраны не случайно – нарушение их произношения чаще других встречается у детей старшего дошкольного возраста (т.е. у 5-7 летних детей). При выполнении упражнений в игровой форме одновременно с автоматизацией звука у ребенка будет совершенствоваться фонематический слух, будут улучшаться процессы памяти, внимания, развиваться творческое воображение. Если сопровождать проговаривание домашних заданий рисованием картинок, действиями с игрушками из “Киндер-сюрпризов”, выкладыванием “дорожек” из счетных палочек, мозаики, пуговиц, камешков и т.п., то у ребенка будут задействованы пальчики рук, что в свою очередь благоприятно скажется на развитии мелкой моторики и подготовке руки к письму.

Для начала рассмотрим как правильно произносится звук Р (описание артикуляции звуков Р, Рь). Слайд 2

Произношение звука Р иногда искажается. Встречаются следующие виды нарушений: Слайд 3

  • Горловое произношение (велярный и увулярный звук Р) – наиболее часто встречающееся;
  • Боковое, щечное произношение;
  • Одноударное;
  • Йотированное (замена на [j]);
  • Заднеязычное
  • Замена на звуки Рь, Л, В, Д, Ль

А теперь попробуйте произнести звук Л и опишите положение ваших органов артикуляции (один из участников рассказывает артикуляциюЛ, затем сравниваем с описанием на слайде). Слайд 4

Как же может нарушиться произношение звука Л? Слайд 5

  • Губное произношение;
  • Заднеязычное;
  • Йотированное;
  • Носовое;
  • Заменяется звуками Ль, В, Р.

Артикуляция мягкой пары звука Л легче, поэтому дети начинают говорить Ль довольно рано, следовательно, его нарушения к старшему дошкольному возрасту остаются редко.

Постановка (или вызывание, формирование) звуков – это сложный процесс, который чаще всего осуществляет логопед. “По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации”. Автоматизация – это тренировочные упражнения со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Автоматизация любых звуков осуществляется в определенной последовательности: Слайд 6

  • в слогах;
  • в словах без стечения согласных, с учетом местоположения звука (в начале, в середине, в концеслова), в словах со стечением согласных звуков;
  • в предложениях;
  • в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • в рассказах и в связной разговорной речи.

При закреплении правильного произношения того или иного звука необходимо соблюдать несколько основных правил: Слайд 7

На первых порах нужно многократно проговаривать с ребенком речевой материал, предоставленный логопедом – важно четко произносить ряды слов со звуком в определенной позиции, а чуть позже – предложения, насыщенные закрепляемым звуком, заучивать стихотворения.

Предусматривается постепенное повышение темпа речевых упражнений: от неторопливого произнесения слов и предложений с протяжным, утрированным выделением отрабатываемого звукаребенок должен постепенно переходить к обычному темпу речи. На определенном этапеможно будет приступить к более быстромупроговариванию скороговорок.

Если ребенок не выговаривает несколько звуков, желательно сначала автоматизировать один звук. Речевой и картинный материал должен быть подобран таким образом, чтобы другие нарушенные звуки встречались как можно реже. Не рекомендуется одновременно автоматизировать два сходных по акустическим признакам звука (например, [С] и [Ш], [Р] и [Л], [Ц] и [Ч] и др.). В противном случае, у ребенка могут возникнуть смешения звуков в произношении: например, вместо “шапка” он будет говорить “сапка”, вместо “лодка” - “родка” и т.п.

Необходимо переходить от простых видов речевой деятельности к более сложным: сначала ребенок просто повторяет слова за взрослым, а затем сам называет предметы, действия по картинкам, выполняет грамматические упражнения в игровой форме. Отработать чистое произношение и дикцию можно в стихотворениях, скороговорках и рассказах по картинкам.

Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию: важно объяснить ребенку значимость правильного произношения. Обязательно хвалите вашего малыша за выполненные задания, за его достижения, отмечайте успехи ребенка. Не акцентируйте внимание на неудачах, а целенаправленно преодолевайте их. Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, необходимо больше играть с ребенком. Можно включить игры в свои повседневные дела: играйте с вашим малышом во время прогулки, по дороге домой из детского сада, в автобусе или в поликлинике, во время совместного творчества или приготовления ужина! Картинки и игрушки, игровая ситуация, а также эмоциональное преподнесение речевого материала создают непринужденную обстановку и превращают закрепление звуков в интересное занятие.

С логопедом дошкольник проводит пару часов в неделю, тогда как становление речи – процесс непрерывный. Только родительское участие, заинтересованность и постоянное внимание к произношению ребенка помогут преодолеть речевое нарушение.Слайд 8

На сегодняшний день имеется очень большой выбор логопедических тетрадей для домашней работы над звуками. Я попыталась выбрать самые интересные и полезные упражнения, которые в них предлагаются. Мы выполняем эти задания на логопедических занятиях, ноих обязательно надозакреплять дома.Постарайтесь найти немного времени на подготовку и проявить фантазию.

Итак, давайте будем учиться играть! Для начала необходимо собрать речевой материал для автоматизации того или иного звука:

  • сделать карточки со словами и предложениями (можно воспользоваться теми распечатками и карточками, которые вам подобрал логопед);
  • найти и вырезать картинки с автоматизируемым звуком из старых журналов или выбрать картинки из “Лото” (возможно у вас дома найдутся лото “Детское”, “Подбери и назови”, “Времена года”, “Животные” или др.);
  • можно воспользоваться презентациями или электронными пособиями, которые были предоставлены в ходе коррекционных занятий с учителем-логопедом;
  • вы можете купить готовые логопедические тетради для домашних заданий (о некоторых из них я расскажу позже).

На первом этапе звук автоматизируется в слогах, но на этой работе, как правило, мы долго не задерживаемся. Все-таки, смысловые упражнения должны преобладать над чисто механическим повторением и проговариванием. Поэтому рассмотрим примеры дидактических игр для закрепления звуков в словах:

  • “Лото”;
  • “Лабиринты” (создайте собственные “лабиринты” из подобранных вами картинок или воспользуйтесь пособием Л.А.Комаровой “Автоматизация звука Р (Л) в игровых упражнениях”).

С картинками из “Лото” или “Лабиринтов” можно поигратьв “Ходилки”: шагаем по стрелочкам и называем картинки. А также выполнить другие задания: “Загадки”, “Эхо”, “Фотограф” и т.д. Слайды 10, 11

С родителями проигрываются приемы на автоматизацию звуков Р и Л: “Угадай-ка” (отгадывание предметов по их признакам или действиям: например: “Мужская, полосатая...Что? (рубашка), “Течет, журчит... Что? (ручей), “Половинки” (угадывание слова по его началу: рубаш-.., руж-.., руба-...), “Хлопушки” или “Телеграф” (проговаривание слов сопровождается отхлопыванием, отстукиванием их по слогам: ла-пы, ла-до-ни).

  • “Собери одинаковые предметы” – упражнение на развитие внимания по типу “корректурной пробы”: можно схематически изобразить любые предметы со звуком Р или Л в названии и попросить ребенка: “У тебя много разных предметов, но ты должен собрать в коробочку только ручки. Называй все предметы подряд, но зачеркни только ручки”, “Надо сорвать все груши – обведи их карандашом”, “Подари Роме только ракеты” и т.д. Слайд 12

В игры, которые мы с вами будем рассматривать дальше, можно играть как с картинками, так и без них.

  • “Угадай слово”, “Придумай слово” - узнавание или придумывание слов по заданному начальному слогу или по первой букве (звуку) Слайды 13, 14

Варианты игры “Волшебная палочка” – это лексико-грамматические упражнения:“Один – много” – образование существительных множественного числа;“Прятки”, “Много чего” – правильное употребление окончаний существительных единственного и множественного числав родительном падеже;“Назови ласково”, “Большой-маленький” – образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; Слайд 15

  • “Посчитай-ка” согласование имен существительных с числительными. Слайд 16

Счет предметов до пяти, до семи или до десяти помогает детям освоить навыки порядкового счета, способствует удлинению речевого выдоха, а также учит их правильно согласовывать имена существительные с числительными “один”, “два”, “пять”. При автоматизации Р считаем, например, арбузы таким образом: один арбуз, два арбуза, три арбуза... пять арбузов и т.д. Можно использовать счетные палочки, магнитные цифры.

Как видите, подобные упражненияпозволяют научиться употреблять некоторые сложные грамматические формыправильно, без ошибок.

Следующие игровые приемы развивают речевой слух ребенка, активизируют его словарный запас, развивают память.

  • “Эхо” - “Повтори по три (четыре) слова за мной, как будто ты – мое эхо в лесу”;
  • “Рифмы” - подбор слов, похожих по звучанию. Слайд 17

Родителям предлагается поиграть в “Поэтов”: нужно выбрать из предложенных слов или самостоятельно подобрать слова в рифму к заданному слову (рифмующиеся слова ведущий записывает на флипчарте):

Мухомор – косогор , гора, помидор ; Ковер – ...(шофер, костер); Кефир – ... (зефир, факир).Колобок – ... (молоток, клубок), мыло – ... (шило, было) и т.п.

“Четвертый лишний” – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом (“овощи”, “животные”, “инструменты”, “школьные принадлежности” и т.п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.

Слайды 18, 19

На слайде 18 участникам нужно назвать все предметы в домике, правильно выговаривая звук Р (или Л), а потом сказать, что лишнее и объяснить, почему этот предмет не подходит ко всем остальным. На слайде 19 лишний предмет выбирается из ряда слов без наглядного подкрепления.

  • “Половинки” - можно схематично изобразить половинки от предметов со звуком Р (Л) в названии и попросить ребенка угадывать, что это за предмет. Слайд 20

Следующим этапом является автоматизация звука в предложениях. Просто придумывать предложения – это скучно! Поэтому вам придется быть изобретательными, чтобы заинтересовать ребенка. Можно обыграть такие задания следующим образом: взрослый проговаривает предложения, насыщенные звуком Р (Л), искажая произношение звука – пропуская звук, заменяя его другим или подражая неправильному произношению самого ребенка.

  • “Исправь малышку” Слайд 22
  • “Исправь взрослого” Слайд 23

Данный прием проигрывается с несколькими родителями, которым раздаются карточки с предложениями.

Переставьте слова в предложении, чтобы его смысл стал неправильным, необычным. Это очень весело и такие приемы нравятся детям.

  • “Заколдованные предложения”, “Небылицы”, “Путаница”, “Помоги Незнайке”, “Скоморох решил тебя рассмешить” Слайды 24, 25
  • “Близнецы”, “Повторюшки”, “Дразнилки” – в этих играх получшеотработаем произношение Л в конце слов (глаголов ЕЛ, СЕЛ, ВИДЕЛ и т.п.) Слайд 26

С этой же целью используем на логопедических занятиях, а вы можете продолжать это дома, следующий прием: перечисляем предметы, которые нашли “Мила” и “Владик”. Эту игру можно устроить в форме соревнований – кто больше придумает слов со звуком Л и правильно его произнесет, тот и считается победителем.

Например, Мила шла, шла, шла и лак нашла,
Владик шел, шел, шел и лопату нашел.
Мила шла, шла, шла и платок нашла,
Владик шел, шел, шел и елку нашел и т.д.

Чуть позже, когда ребенок уже сможет контролировать свою речь и без особых усилий произносит звук, в процесс автоматизации можно включить стихотворную речь.

Сначала, как правило, берем простой вид стихотворной речи – чистоговорки. Чистоговорки – это слоги и предложения, рифмованные между собой. Их можно проговаривать совместно, договаривать или придумывать самостоятельно. Для примера послушайте несколько чистоговорок на автоматизацию звука Л, затем Р. Слайд 28, 29

А теперь вас ждет самостоятельная работа – кто-то попробуетсочинить чистоговорку, а кто-то придумает ее конец.

Группам из 3-4-х родителей раздаются карточки с началом чистоговорок, дается 2-4 минуты на творческую работу, затем можно заслушать несколько примеров.

Некоторые дети после предыдущих этапов работы уже смогут без контроля со стороны взрослого использовать в обычной речи правильное произношение. Но кому-то еще необходимо будет проработать звуки в скороговорках, коротких стихотворениях и связных рассказах. Некоторые скороговорки известны вам еще со школы: например, “Ехал Грека через реку...”, “Прыгают на языке скороговорки как караси на сковородке”, “Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила”. Другие примеры вы видите на слайдах.Слайд 30, 31

Скороговорки, стихи, загадки, насыщенные закрепляемым звуком, можно найти в любых логопедических пособиях, на сайтах по развитию речи, а также подборки скороговорок есть в картотеке нашего логопедического кабинета.

Для лучшего запоминания стихотворений советую использовать мнемотехнику – т.е. рисовать предметы из каждой строчки стишка или загадки, а потом вспоминать текст, глядя на зарисовки. Слайд 32

И все-таки, главной целью всей логопедической работы является формирование коммуникативных умений и навыков у ребенка. Важно, чтобы к моменту окончания занятий с логопедом дошкольник мог правильно выговаривать все звуки в любых ситуациях общения. Поэтому заключительный этап – это автоматизация звука в связной речи: составление и пересказ рассказов (по сюжетной картинке, по серии картинок), пересказ сказок, придумывание историй и фантазирование. “Рассказы - это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания”. Эта работа помогает не только закрепить произношение звуков, но и способствует развитию монологической речи ребенка, положительно влияет на его речевую готовность к школе.

Существуют специальные пособия по развитию связной речи – наборы и серии сюжетных картинок, специально созданные авторские тексты,максимально насыщенныеавтоматизируемым звуком. Например, “Фонетические рассказы с картинками” Т.А.Ткаченко? это альбомы с сюжетными картинами, к которым придуманы небольшие истории. Можно использовать обычные детские книги с картинками, которые наверняка найдутся у каждого из вас в домашней библиотеке. Для пересказа подойдут, например, известные детям сказки “Теремок”, “Репка”, “Колобок”, очень хороши произведения В.Г.Сутеева с авторскими иллюстрациями. Слайд 33

Если вы немного умеете рисовать, можно составитьмнемотаблицу: читая сказку, схематично изобразить последовательность предметов, героев или их действий. А затем пересказывать с опорой на эту схему. Слайд 34

Еще один способ “нескучного” пересказа – рисование предметных картинок со стрелочками – “рассказ по цепочке”. Слайд 35

Для ребенка будет очень интересной совместная творческая работа – придумайте совместно сказку, вспомните историю или приключение из вашей жизни. Или же предложите сочинить веселое окончание для сказки, которую начнете рассказывать вы.

Сегодня имеется большой выбор разнообразных настольно-печатных игр, домашних логопедических тетрадей. Внекоторых из них можно играть, рисовать, раскрашивать и одновременно закреплять правильное произношение звуков. Очень интересными, на мой взгляд, являются пособия Л.А. Комаровой “Автоматизация звука в игровых упражнениях”, тетради с занимательными заданиями “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. И.В. Баскакиной и М.И. Лынской, “Говорящий карандашик” Н.В. Гальской и другие. Слайд 36

Процесс становления правильной, красивой речи очень сложен и требует большого терпения и заинтересованности! Я уверена, что если вы будете заниматься вместе с ребенком весь период логопедической работы и следить за его произношением, то результат этого кропотливого труда не заставит себя ждать. Чистая речь порадует всех: и родителей, и педагогов, и, в первую очередь, самого ребенка.

Литература.

  1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. М.:Издат-школа, СПб.:Библиополис, 1996г.
  2. Баскакина И.В., Лынская М.И. Серия “Популярная логопедия”, Логопедические игры. “День рождения Р”, “Приключения Л” и др. М.:Айрис-Пресс, 2013 г.
  3. Комарова Л.А. Серия “Альбом дошкольника”, Автоматизация звука Р (Л и др.) в игровых упражнениях.М.: Гном, 2013 г.
  4. Лазаренко О.И. Серия “Библиотека логопеда-практика”, Логопедический альбом для автоматизации произношения звука Р (Л).М.: Айрис-пресс, 2006
  5. Логопедия: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “Дефектология” / под ред. Л.С. Волковой – М.: Просвещение, 1989.
  6. Смирнова Л.Н.Логопедия.Играем со звуками: Речевой дидактический материал: пособие для логопедов,дефектологов и воспитателей, М.: Мозаика-синтез, 2004.
  7. Ткаченко Т.А. Серия “Учим произносить правильно”, Фонетические рассказы с картинками, М.: АРКТИ, 2004.

Подготовила Иванова Наталия Владимировна, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 4 г. Сызрани

Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • рассказать родителям о значимости развития артикуляционной моторики
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Оборудование: самодельная игрушка Квака-задавака, зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты.

Предварительная работа:

За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:

  • нормы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • список литературы по теме

Теоретическая часть

Все ключевые моменты, на которые родителям следует обратить особенное внимание, выделены на слайдах.

Логопед подчеркивает актуальность проблемы развития артикуляционной моторики, нацеливает на правильное ее понимание и предлагает пути решения.

Логопед:

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя) , твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
  3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении) .
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см) , но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Логопед (кратко, на слайде – подробно) :

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Практическая часть

1. Логопед:

А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют некоторые упражнения («Улыбка-Трубочка» , «Окошко» , «Иголочка» , «Блинчик» («Лопаточка» ) , «Чашечка» , «Лошадка» , «Грибок» ).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.

2. Квака-задавака:

Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами.

Логопед и Квака показывают несколько упражнений со стихотворным сопровождением (на слайде – картинка и стихотворение)

3. Логопед:

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам.

Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения.

Логопед и Квака предлагают родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 2)

4. Логопед предлагает кому-нибудь из родителей придумать сказку, объединив выполнение нескольких упражнений (описание и картинки логопед предоставляет) .

Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

Проводится анкетирование родителей (Приложение 3)

Логопед знакомит родителей с литературой по теме (на слайдах) и вручает буклет «Зарядка для язычка» .

Логопед и Квака-задавака благодарят за участие в семинаре - практикуме.

Приложение 1

Игрушка Квака-задавака

Приложение 2

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок»

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ) . Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются» , «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик» ) . Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ) . Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ) . Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ) .

Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ) .

Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ) . - Так ты хочешь поиграть?

Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ) , а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок»

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ) . Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ) . Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит» ) .

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!» . Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ) . Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ) .

«Эй, есть там кто-нибудь?!» - закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ) , и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ) .

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться.

Приложение 3

Примерная анкета

  1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
  4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?
  5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Организация: МБДОУ детский сад №4 «Ладушки»

Населенный пункт: Россия, Чувашская Республика, г. Шумерля

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители и дети, которые посещают подготовительную группу.

Цель практикума: повышение психолого – педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи для взрослых:

  • показать взрослым игровые приемы и упражнения по развитию речевой и психологической готовности детей к школе;
  • сформировать предоставление практического опыта игрового партнерства с детьми;
  • акцентировать внимание родителей на роли сопереживающего помощника ребенка, а не на роли эксперта, оценивающего уровень его интеллектуального развития.

Задачи для детей:

Совершенствовать фонематический слух детей, умение распределять внимание на протяжении всего занятия.

Закреплять и расширять знания детей по теме: домашние животные и птицы, преобразуя краткосрочную память в долгосрочную.

Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, желание помочь тем, кто в этом нуждается (животные, птицы, люди).

Формировать доброжелательные взаимоотношения, расширять и активизировать словарный запас детей.

Предшествующая работа:

  • Знакомство детей с домашними животными и детьми;
  • Тренинг «Мы все разные, мы все удивительные»;
  • Игра - викторина «Дорогою добра».

Необходимые материалы: музыкальное сопровождение «Улыбка» (муз. В. Шаинского, слова М. Пляцковского), мяч, разноцветные полоски (Цветовой тест Люшера), звукозапись голоса животных, лабиринты к заданию «Голодные животные», мультимедийная презентация «Животные и их детеныши», пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха, цифровой фотоаппарат.

Ход практикума:

Учитель – логопед: Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы собрались здесь, чтобы показать Вам, как проходит речевая и психологическая подготовка детей к школе. И хотим предложить вашему вниманию игровые приемы и упражнения по развитию познавательных и речевых способностей детей.

Упр. «Закончи предложение»

Педагог-психолог по очереди бросает мяч педагогам и родителям, произнося начало предложения «Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…». После высказываний родителей и педагогов, педагог-психолог делает вывод.

Педагог – психолог: Таким образом, мы видим, что ребенок готов к школе, если он:

  • различает цвет и форму;
  • умеет уверенно держать карандаш;
  • умеет отвечать на вопросы: «Почему?», «Что..., если...», «Если..., то...»;
  • умеет решать простые логические задачи;
  • умеет определять положение предметов на плоскости;
  • знает слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед);
  • различает и правильно называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • сравнивает и различает предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно)
  • считать до 10;
  • умеет убрать постель, игрушки, умеет привести себя в порядок, умеет завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии;
  • умеет за столом вести себя «как следует»;
  • умеет работать по инструкции.

А вот что по этому поводу говорит выдающийся детский психолог Леонид Абрамович Венгер: «Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть готовности?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.

В интеллектуальной готовности важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

В волевой готовности – умение управлять своими эмоциями, поведением. Речь идет не только об умении слушаться, а об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.

Мотивационная готовность.

Существует огромная разница между «хочу в школу» и «надо учиться работать». Подготавливая ребенка к школе, необходимо научит его слышать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе - это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее.

Учитель - логопед: Игра - основной вид деятельности ребенка, позволяющий с удовольствием получать, те знания, которые ему необходимы. Так как готовность к обучению подразумевает определенный уровень развития речи, то через игру мы учимся правильно произносить звуки, слышать их и различать, определять место звука в слове, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, согласовывать слова в роде числе и падеже, пользоваться развернутой фразовой речью, самостоятельно находить ошибки и устранять их, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание текста. Если у первоклассника есть недостатки в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, ему будет трудно освоить образовательную программу. Обращайте внимание на то, как говорит ваш ребенок. Своевременная логопедическая работа поможет предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Итак, поиграем.

(Под песню «Улыбка» в музыкальный зал входят воспитанники с феей Добра – педагогом – психологом Ольгой Николаевной).

Фея Добра: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Поздоровайтесь! Это воспитатели и родители, подарите им улыбку. А теперь посмотрите, что я для вас приготовила.

Цветовой тест Люшера.

Фея Добра: Ребята, на столе лежат разноцветные полоски, разложите их по цвету так, как вам нравится. А теперь выберите ту полоску, которая вам нравится больше всего (Отмечает какое настроение у каждого ребенка по тесту Люшера).

(Звучит тихая музыка про улыбку)

Фея Добра: Каждый новый день нужно начинать с добрых дел, хорошего настроения, а чтобы настроение было хорошим и веселым, встанем в круг, закроем глаза и представим, что нам светит солнышко, почувствуем его тепло возьмемся за руки и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам с легким пожатием, из ладошки в ладошку переходит доброта и переносит нас куда то… переносит… переносит. Ой, куда это мы попали? (Дети открывают глаза) Деревня Любимовка. Видимо здесь тоже кому-то нужны наше тепло и забота. (Слышатся голоса животных). На слайдах дети смотрят, как люди ухаживают за животными.

Бабушка Таня - логопед: Здравствуйте, мои хорошие! Рада видеть вас у нас в Любимовке! Что привело вас сюда?

Фея Добра : Искорка добра привела нас сюда.

Ребенок: Может вам нужна наша помощь?

Бабушка Таня : Чудесные, мои, очень нужна. Приболела я, а моих животных нужно покормить. Пожалуйста, помогите лошадям, свиньям и собакам найти путь к своему лакомству.

Фея Добра : Ребята, поможем бабушке Тане? Тогда возьмем сейчас в руки по карандашу и попробуем пройти лабиринты, пройдя которые животные не останутся голодными.

А теперь скажите мне, чем же питается лошадь? Свинья? Собака?

Бабушка Таня: Вот молодцы какие! Спасибо, всех накормили.

А на моем дворе есть ещё и другие животные, и птицы: к урица, к оза, бык , к орова, индюк , утк а, к от, к ролик. Не заметили ли вы чего необычного в названии моих животных? (во всех словах встречается звук К ).

Правильно, а найти где спрятался звук, сможете? В начале, в середине или в конце? (Дети на слух определяют место звука в слове.) А теперь присядьте и выложите схему этого слова. (Раздаются картинки с животными). Проверьте себя, правильно ли вы сделали.

Бабушка Таня: Какие же вы умненькие, только утомила я вас расспросами своими, поиграйте со щеночком, разомнитесь.

Фея Добра: «Бегал по двору щеночек».

Бегал по двору щеночек, (Медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (Наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (Присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (Руки в стороны, голову на бок)

Вот окошко распахнулось, (Руки в стороны)

Вышла кошка на карниз. (Имитация грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (Запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (Повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух. (Повернуть голову направо)

Потянулась, улыбнулась. (Соответствующие движения и мимика)

А знаете ли вы, как ласково называют детеныша у козла, курицы, кролика, барана, индюка. Просмотр слайдов, с животными (взрослые - детеныши).

Бабушка Таня: Разбежались все животные мои. Помогите ребята, соберите семьи.

Игра «Собери семью». (Игрушки для настольных игр).

Игра «Доскажи словечко».

Все животные сытые, в своих домах. Собаки… в конуре, коровы… в коровнике, свиньи… в свинарнике, овцы… в овчарне, птицы… в птичнике, кони …в конюшне.

Спасибо вам, мои волшебники. Ребята, помогите мне рассортировать продукты, пожалуйста.

Фея Добра:

Упражнение «Сортировка». (Психолог раздает детям пластиковые тарелки, мисочки со смесью из макарон, фасоли и гороха и просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки.

По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполненной ими работы).

А ловкие то какие!

Бабушка Таня: Спасибо вам за вашу заботу, мои помощники. Приезжайте еще. (Звучит песня об улыбке, бабушка Таня уходит).

Фея Добра: Ребята, нам пора возвращаться домой. До свидания, бабушка Таня.

Упражнение «Доброе животное»

Я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки, закрыть глаза и представить , что мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Повторим так ещё несколько раз.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе .

Итог занятия.

Фея Добра: Вот мы и дома.Я вам предлагаюпосмотреть наше путешествие и сказать, что в нем вам понравилось и запомнилось? ( Все фрагменты занятия сняты на фотоаппарат. Дети просматривают фотоотчет от начала и до конца, комментируя увиденное).

Фея Добра: Какое настроение у вас сейчас? Почему? У меня тоже хорошее настроение. От наших добрых дел стало хорошо и нам и бабушке Тане. Какими добрыми словами она вас называла? (Мои помощники, ловкие, умненькие, чудесные мои.) А вам что понравилось больше всего? (Ответы детей). Ребята, пожалуйста, подойдите снова к столу, на нем лежат разноцветные полоски, выберите ту полоску, которая вам на данный момент больше всего нравится. (Сравниваются цвета полосок, выбранных в начале занятия и оценивается настроение каждого ребенка по тесту Люшера). Попрощаемся с гостями.

Учитель – логопед: Спасибо, уважаемые родители, за то, что нашли время и приняли участие в работе нашего семинара - практикума. Объединяя наши усилия, мы готовим грамотного, уверенного в себе будущего первоклассника. Мы с удовольствием выслушаем Ваши вопросы и пожелания.

Список литературы:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.

2.Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2017.

3.Волкова И.И. Учебно-методическое пособие: обучающая игра «Найди картинку», 2008.

4.Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников. Диагностика и сценарий занятий. ФГОС ДО. – М.: Сфера, 2018.

5.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Академический проект, 2017.

6.Справочник педагога – психолога. Детский сад. №2, февраль. – М.: ООО «МЦФЭР», 2015.


mob_info