Конспект дружат дети всей земли средняя группа. Конспект НОД по изобразительной деятельности(рисование). «Дружат дети всей земли. «Дружат дети всей земли»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Семьянский детский сад №7 «Белоснежка»
Разработка перспективно-календарного плана на тему: «Мультикультурное воспитание. Дружат дети всей Земли».
Группа: подготовительная к школе группа
Воспитатель: Баринова Екатерина Васильевна
с.Семьяны 2015г
Разработка перспективно-календарного плана на месяц февраль по духовно-нравственному воспитанию детей на тему: «Мультикультурное воспитание. Дружат дети всей Земли». Подготовительная к школе группа.
- Формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формировать первичные представления о том, что в мире живут различные люди, с различными расами и нациями.
- Владеть речью как средством общения и культуры, развивать связную и грамматически правильную речь.
- Развитие самостоятельной творческой деятельности детей по изобразительной, конструктивно-модельной и музыкальной области мультикультурного воспитания.
- Приобретение опыта в двигательной деятельности по средством игр.
Задачи:
Воспитательная:
а) Воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семья, края и Родины.
б) Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
в) Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, желание и умение прощать.
г) Воспитывать в детях чувства любви и своей и к культуре других народов.
Развивающая:
а) Развивать речь, обогащать словарный запас детей.
б) Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
в) Развивать умения в художественной творческой деятельности.
г) Развивать воображение и фантазию.
Образовательная:
а) Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.
б) Приобщение детей к ведущим ценностям мировой культуры, понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений, осознание человеком своей сопричастности к судьбе человечества.
в) Помочь детям понять, почему так важно уважать окружающих.
г) Объяснить детям, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
д) Формировать представление о народах, населяющих Нижегородскую область.
Число, месяц, год | Название работы | Задачи | Средства | ||
2 февраля 2015 год | Чтение художественной литературы. Русская народная сказка « Василиса прекрасная» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Василиса прекрасная». 2.Объяснить детям, почему очень важно изучать творчество своего народа. Развивающая: Воспитательная: |
Оборудования: 1.Русская народная сказка «Василиса прекрасная» 2.Иллюстрации к сказки основная общеобразовательная программа дошкольного образования – От рождения до школы. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство Мозаика – Синтез, 2014г. Список литературы |
||
3 февраля 2015 год | Занятие «Дружат дети всей Земли» - рисование |
Образовательная: 1.Выявить знания у детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей. 2.Познакомить детей с культурами народов мира. Развивающая: 1.Развивать умения и навыки по изучению культур народов мира. 2.Развивать речь и обогащать словарный запас. 3.Развивать воображение. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к людям другой национальности. |
Оборудование: 1.Листы альбомные по количеству детей, акварель, трафарет круга (для изображения Земли). 2.Запись песни «Детство – это я и ты». 3.Изображения различных картинок и рисунков на данную тему. |
||
4 февраля 2015 год | Мероприятие «Хоровод дружбы». Знакомство с Арменией. |
Образовательная: 1.Способствовать повышению уровня творческой активности воспитанника. 2. Приобщение детей к ведущим ценностям мировой культуры, понимание и уважение ценностей культуры Армении. Развивающая: 1.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение. Воспитательная: 1.Воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре армянских народов. |
Оборудование: 1.Презентация 2.Национальные костюмы. 3.Армянская музыка |
||
5 февраля 2015 год | Занятие «Толерантность – путь к миру» |
Образовательная: 1.Помочь детям понять, почему так важно уважать окружающих. 2.Объяснить детям, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас. 2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнения, владеть собой, уважать чужое мнение. Воспитательная: 1.Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, желание и умение прощать. |
Оборудование: 1.Раздаточный материал (карточки). 2.Карточки разного цвета. 3.Магнитгая доска. |
||
6 февраля 2015 год | Беседа «Национальный костюм» |
Образовательная: Развивающая: 2.Развивать моторику рук и фантазию детей. Воспитательные: |
Оборудование: 1.Картинки с изображением национальных костюмов народов мира. 2. Лист белой бумаги, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка для воды – для каждого ребёнка. |
||
9 февраля 2015 год | Занятие путешествие: «Наша планета большая, мы разные, но мы вместе». |
Образовательная: 1.Познакомить детей с тем как заселена наша планета, рассказать о людях, проживающих на нашей планете и какой национальности они. 2.Объяснить детям, почему « мы разные, но мы вместе». 3.Поощрять попытки делиться впечатлениями. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас. 2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и уважать чужое мнение. 3. Развивать музыкальные способности у детей. Воспитательная: 1.Воспитываать любовь. 2.Воспитывать уважение к людям другой национальности. |
Оборудование: 1.Карта мира, глобус, российский флаг, герб. 2.Иллюстрации из серии «Широка страна моя родная». 3.Картинки в национальных костюмах, 4.Аудиозапись мелодии «У моей России». 5.Листы бумаги, цветные карандаши. |
||
10 февраля 2015 год | Игра-упражнение «Загадай, мы отгадаем», сравнение национальных костюмов. |
Образовательная: 1.Познакомить детей с национальными костюмами мира. 2.Объяснить детям, почему необходимо помимо своей культуры, изучать и культуру других народов и знакомить с национальными костюмами. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас детей. 2.Развивать внимание и понять. Воспитательные: 1.Воспитывать положительное отношение к другим культурам, их традициям, обычаям и ценностям. |
Оборудование: 1.Карточкм с национальными костюмами. 2.Магнитная доска. |
||
11 февраля 2015 год | Чтение художественной литературы. Чувашская сказка «Лиса – плясунья» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с чувашской культурой и со сказкой «Лиса – плясунья». 2.Объяснить детям, почему очень важно изучать творчество других народов Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас. 2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение о прочитанном произведении, уважать чужое мнение. Воспитательная: 1.Воспитываать любовь к устному народному творчеству. 2. Воспитывать любовь к литературному творчеству других народов. |
Оборудование: 1.Чувашская сказка «Лиса-плясунья». |
||
12 февраля 2015 год | Просмотр мультфильма «Северная сказка» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с мультфильмами, которые отражают мультикультурное воспитание. 2.Объяснить с какой культурой детей знакомят в мультфильме «Северная сказка». Развивающая: 2.Развивать речь, задавая вопросы после просмотра мультфильма «Северная сказка». Воспитательные: Воспитывать положительное отношение к мультфильмам, которые отражать культуру других народов. |
Оборудование: 1.Телевизор и DVD. 2.Мультфильм «Северная сказка». |
||
13 февраля 2015 год | Беседа «Традиции нашего народа» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с традициями народов мира. 2.Объяснить детям, почему необходимо помимо своей культуры, изучать и культуру других народов и знакомить с их традициями, обычаями и какие ценности ценятся у данного народа. 3.Поговорить с детьми про традиции русского народа. Развивающая: 1.Развивать речь, обогащать словарный запас детей. Воспитательные: 1.Воспитывать положительное отношение к культуре русского народа. |
Оборудование: 1.Лист белой бумаги 2.Ручка синего цвета |
||
16 февраля 2015 год | Дидактическая игра «Чей узор», рассматривание элементов узора на посуде. |
Образовательная: 1.Познакомить детей с элементами узора на посуде, научить отличать эти узоры. 2.Рассказать про узоры народов мира. Развивающая: 1Развивать внимание и память. 2.Развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и уважать чужое. Воспитательные: 1.Воспитывать любовь к дидактическим играм, с уклоном на изучение других культур. |
Оборудование: 1.Посуда с узорами. 2.Карточки. |
||
17 февраля 2015 год | Лепка «Глобус» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с понятием «глобус». 2.Рассказать, как с помощью пластилина можно изобразить, что наша страна многонациональна. Развивающая: 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать фантазию и воображение детей. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к стране. |
Оборудование: 1.Карточка с изображением глобуса или макет глобуса. 2.Пластилин, ножечек и доска. |
||
18 февраля 2015 год | Прослушивание песни «Россия» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с музыкальным произведением. 2.Приобщать детей к мировым музыкальным произведениям. Развивающая: 1.Развивать элементарные представления о музыке. 2.Развивать речь. Воспитательные: 1.Воспитывать любовь к художественно-эстетическому творчеству. |
Оборудование: 1.Музыкальный центр. 2.Аудиозапись песни «Россия». |
||
19 февраля 2015 год | Просмотр мультфильма «Умка». |
Образовательная: 1.Познакомить детей с мультфильмами, которые отражают мультикультурное воспитание и знакомят детей с другой культурой. 2.Объяснить детям, с какой культурой их знакомят в мультфильме «Умка». Развивающая: 1.Развивать внимание и память при просмотре мультфильма. 2.Развивать речь, задавая вопросы после просмотра мультфильма «Умка». Воспитательные: 1.Воспитывать положительное отношение к мультфильмам, которые отражать культуру других народов. |
Оборудование: 1.Телевизор и DVD. 2.Мультфильм «Умка». |
||
20 февраля 2015 год | Чувашская игра «Воробьи и кошки» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с чувашской культурой и с культурой проведения игр. 2.Помочь детям, понять смысл игры «Воробьи и кошки». Развивающая: 1.Развивать понять, внимание и воображение детей. 2.Развивать творческую активность детей. Воспитательная: 1.Воспитывать интерес к играм других народов. 2.Воспитывать уважение к другим участникам игры. |
Оборудование: 2.Можно подготовить мыски для воробьёв и кошек. |
||
23 февраля 2015 год | Занятие соревнование «Сила нашей страны» |
Образовательная: 1.Познакомить детей с правилами соревнований. 2. Помочь детям подготовиться к ним и помочь вовремя соревнований. Развивающая:. 1.Развивать спортивные навыки у детей. 2.Развивать такие физические качества как координация и гибкость. Воспитательная: 1.Воспитывать положительное отношение к физическим занятиям. |
Оборудование: 1.Спортивный инвентарь. |
||
24 февраля 2015 год | Занятие аукцион «Что я знаю про расы людей» |
Образовательная: 1.Объяснить детям, что такое аукцион. 2.Познакомить детей с расами. Развивающая: 2.Развивать внимание и память, любознательность. Воспитательная: 1.Воспитывать уважение к людям другой расы. |
Оборудование: 1.Карточки с изображением людей разных рас. 2.Всё необходимое для аукциона (предметы, вещи) |
||
25 февраля 2015 год | Конструирование «Как я вижу нашу планету» |
Образовательная: 1. Познакомить детей с конструктором 2.Учить создавать реальные модели, по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Развивающая: 1.Развивать воображение, внимание, фантазию. 2. Развивать детское творчество, конструкторские способности, умение управлять своей деятельностью, самостоятельно. Воспитательная: 1.Воспитывать умение и желание строить и играть вместе, сообща. |
Оборудование: 1.Конструктор 2.Картинки |
||
26 февраля 2015 год | Викторина «Кухня моего народа» |
Образовательная: 1.Познакомить детей, что такое викторина. 2.Объяснить детям, что у каждого народа своя кухня. Развивающая: 1.Развивать речь и обогащать словарный запас. 2.Развивать внимание. 3.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и выслушивать чужое. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к кухне своего народа. 2.Воспитывать уважение по отношению к представителям другой культуры и к их кухне. |
Оборудование: 1.Карточки. 2.Карандаши. 3.Лист бумаги. |
||
27 февраля 2015 год | Художественное рисование «Декоративная роспись рубашек» |
Образовательная: 1.Учить создавать многоплановую композицию, используя всю поверхность листа. 2.Продолжать совершенствовать технические умения и навыки. Развивающая: 1.Развивать эстетическое чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор. 2. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца. Воспитательная: 1.Воспитывать интерес к художественному творчеству. 2.Воспитывать самостоятельность, уверенность. |
Оборудование: 1.Альбомный лист 3.Кисточка 4.Баночка для воды |
||
Направления (образовательные области) | Содержание работы с детьми (из ПООП) |
Методики и технологии (методические пособия) |
Физическое развитие |
1.Мероприятие «Хоровод дружбы». Знакомство с Арменией. 2.Занятие путешествие «Наша планета большая, мы разные, но мы вместе». 3.Чувашская игра «Воробьи и кошки». 4.Занятие соревнование «Сила нашей страны». Образовательные: 1.Приучать оказывать помощь взрослым в подготовке и уборке спортивного инвентаря. 2.Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма. 3.Закреплять знания безопасности при играх, правила безопасного передвижения в помещении. Развивающая: 1.Развивать физические качества и обогащать двигательный опыт. 2.Развивать такие качества как координация и гибкость. 3.Развивать равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук. Воспитательные: 1.Воспитывать стремление к участию в спортивных и подвижных играх. |
Школа физкультминуток. Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005.- 208с. Игра в развитии активности детей. Р.М. Миронова. – Минск: Нар. Асвета. 176с. |
Познавательное развитие |
2.Беседа «Традиции нашего народа». 3.Игра - упражнения «Загадай, мы отгадаем»: сравнение национальных костюмов. 4.Дидактическая игра «Чей узор», рассматривание элементов на посуде. Образовательная: 1.Формировать первичные представления о культуре других народов. 2.Формировать представления о ценностях народов. 3.Формировать умения анализа и планирования. Развивающая: 1.Развивать любознательность, воображение, творческую активность. 2.Развивать умение работать коллективно. Воспитательная: 1.Воспитывать положительное отношение к своей и к другим культурам. |
Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительности. Н.А.Алешина. - М.:ЦГЛ,2005-246с. Занимательное обучение дошкольников: спор на кухне. Л.Г.Брозаускас, А.Н.Нужная. - СПб.: Союз. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. 304 с. Развитие познавательных способностей у детей. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль. Академия развития 240с. |
Речевое развитие |
1.Беседа «Национальный костюм». 2.Игра – упражнение «Загадай, мы отгадаем»: сравнение национальных костюмов. 3.Беседа «Традиции нашего народа». 4.Мероприятие «Хоровод дружбы. Знакомство с Арменией». 5.Занятие аукцион «Что я знаю про расы людей». 6.Викторина «Кухня моего народа». 1.Овладение речью как средством общения и культуры, обогащение словарного запаса. 2.Развитие связной, грамматически правильной речи. 3. Развитие речевого творчества. |
Развитие логики и речи у детей: игры и упражнения. Н.В. Заводнова. Ростов. Феникс. 2005г.-240с. Развитие связной речи. Коноваленко В.В. – М.: Издательство ГНОМид, 2003. – 64с. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Р.И. Лалаева. Ростов. Феникс. 2004.- 224с. Волшебный мир звуков и слов. Е.А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. Нравственность. Культура. Современность. В.С. Библер. М.:Знание. – 62с. От наукоучения к логике культуры. В.С. Биюлер. – М.: Политиздат, 413с. |
Социально – коммуникативное развитие |
Занятие «Толерантность – путь к миру». Образовательная: 1.Формировать умения убеждать, доказывать свою точку зрения. 2.Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к обществу. 3.Формировать основы безопасного поведения в социуме. Развивающая: 1.Развивать связную речь. Воспитательная: 1.Воспитывать любовь к окружающим. |
Педагогика поликультурности и толерантности. Л. Ильченко. Дошкольное воспитание. 2004.- №8. – С.20-28. |
Художественно-эстетическое развитие |
1.Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Василиса прекрасная». Чувашская сказка «Лиса – плясунья». 2.Занятие «Дружат дети всей Земли» - художественное рисование. 3.Просморт мультфильмов «Северная сказка», «Умка». 4.Лепка «Глобус». 5.Прослушивание песни «Россия». 6.Конструирование «Как я вижу нашу планету». 7.Художественное рисование «Декоративная роспись рубашек». Образовательные: 1.Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы. 2.Закреплять умение располагать изображение с учётом его пропорций. 3.Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными средствами. Развивающая: 1.Развивать самостоятельную творческую деятельность детей. 2.Развивать умение делиться впечатлениями о прочитанном. Воспитательная: 1.Воспитывать эмоциональное отношение к литературным произведениям. 2.Воспитывать любовь к художественному творчеству. |
Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авторы В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева. Художественное моделирование и конструирование. Автор Е.М.Кузнецова. Под редакцией М.А.Васильевой. Подсобные художественные промыслы России. В.А. Барадулин, В.Т. Сидоренко. Воображение и творчество по культуре народов мира. О.М. Дьяченко. Яркие узоры: для дошкольного возраста. – М.: Малыш. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. Автор В. Соловьёв. 760 с. |
Светлана Землянухина
В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое
Ответы детей - Глобус-это модель Земли .
В-А что же такое Земля ?
Ответы детей-Земля-это наша планета , на которой мы живем.
В. - Да, ребята. Земля – наш общий дом для многих людей, которые живут в разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди многим отличаются друг от друга.
Скажите, что общего между людьми всей планеты ?
Ответы детей-Строение тела (ноги, руки, голова) -все люди умеют говорить
В-Чем люди отличаются?
Ответы детей-Говорят на разных языках, отличаются цветом кожи (есть темнокожие и светлокожие,есть люди с узким разрезом глаз, а есть с широким, большие и маленькие,молодые и старые.
В-Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по Земному шару, на поиски новых друзей. А путешествовать мы с Вами будем на большом корабле.
П. И. «Кораблик» (дети производят ее самостоятельно)
(дети
Ветер по морю гуляет
(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)
И кораблик подгоняет
(Дуем)
(Руки на поясе и легкий бег)
Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)
Прогремел на небе (звук грома)
(Хлопки, гром)
Наш кораблик закачался
Вверх с волной сперва умчался,
(Руки изображают волны)
А потом упал он вниз
(Сели)
Вверх (Встали)
Вниз (Сели)
На экране слайд №1 (девочка из Японии)
В. - Интересно ребята, в какую страну приплыл наш корабль?
Ответы детей - Япония.
В. - Почему Вы так считаете?
Ответы детей - Девочка одета в кимоно, кимоно-это национальная одежда Японии. Разрез глаз - узкие, волосы темные.
В. - Правильно, ребята - это страна Япония. Еще ее называют страной восходящего солнца.
Слайд №2 (Приветствие)
В. - Как же нам с Вами поздороваться с девочкой из Японии, мы ведь не знаем японского языка, но есть язык жестов. В Японии есть обычай – приветствовать друг друга поклоном корпуса. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга по-японски. (Дети встают со стульчиков и приветствуют друг друга) .
Слайд №3 (Буддийский храм)
В. - В Японии есть горы. Одна из них показана на экране. Как же она называется?
Ответы детей - Фудзияма.
В-Еще японские дети очень любят различные головоломки, ребусы. В одну из таких игр предлагаю вам сейчас поиграть. (Дети садятся за столы . «Геоконт» -игра.)
В - Что же у вас получилось? Какие геометрические фигуры (Подходит к детям и спрашивает, какая фигура получилась у ребенка) .
Эта игра останется у нас в группе, и вы сможете в нее играть, а нам пора отправляться дальше.
П. И. «Кораблик» (фрагмент)
Руки вытянуть вперед, наш кораблик, вдаль плывет-
Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Птичка весело поет, наш кораблик вдаль плывет
(Выполнять движения по тексту)
Стало палубу качать, ногу к полу прижимать,
Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!
(дети встали со стульчиков, покачиваются то вправо, влево)
Ветер по морю гуляет
(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)
И кораблик подгоняет
(Дуем)
Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах
(Руки на поясе и легкий бег)
Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)
(Сильно раскачиваем руками и делаем круг)
Прогремел на небе (звук грома)
(Хлопки, гром)
Наш кораблик закачался
(Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)
Вверх с волной сперва, умчался,
(Руки изображают волны)
А потом упал он вниз
(Сели)
Вверх (Встали)
Вниз (Сели)
Слайд №6 (Дети Африки )
В- В какую же страну мы с Вами приплыли?
Ответы детей-Африка
В- А как вы догадались?
Ответы детей - Дети темнокожие , с большими глазами и черными кучерявыми волосами.
Слайд №7 (Приветствие)
В. - Но как же нам с ними поздороваться? Ведь африканского языка мы ведь не знаем. Давайте поприветствуем наших африканских детей касанием носика так, как показано на слайде.
Слайд №8 (Украшения)
В-Люди в Африке очень любят различные украшения : бусы, браслеты, серьги. Как вы считаете, они покупают украшения или делают самостоятельно?
Ответы детей - Делают сами. Много ярких красок : желтый, зеленый, оранжевый.
Слайд №9 (Национальная одежда)
В-Это национальная одежда африканцев. Ребята опишите ее.
Ответы детей-Легкая и яркая.
Слайд №10 (Дома африканцев)
В-Это жилища африканцев. Из чего они их делают?
Ответы детей - Бамбук, солома, глина, листья.
Слайд №11 (Африканские охотники)
В - Чем же люди занимаются в Африке?
Ответы детей - Земледелием , охотой, выращиванием плодов.
Слайд№12 (Африканский танец)
В - Больше всего и взрослые, и дети в Африке любят танцевать. Мы с вами тоже знаем один африканский танец. И сейчас мы, для наших африканских друзей его станцуем.
Дети танцуют танец «Чунга - Чунга»
Фрагмент мультфильма «Кораблик»
Вот мы с вами и познакомились с Африкой, а теперь пора отправляться дальше.
П. И «Кораблик» Фрагмент.
Слайд №13 (Северные народы)
В - Как сразу стало холодно, где же мы с вами оказались?
Ответы детей - Это Север нашей планеты.
В - Почему вы так думаете?
Ответы детей - Теплая одежда, потому что очень холодно, узкие глаза, везде много снега и льда.
Слайд №13 (Приветствие)
В. - Давайте поприветствуем друг друга и наших северных друзей. Приветствуют они друг друга, махая ладошкой.
Слайд №14 (Занятия)
В. - Чем на севере нашей планеты занимаются люди?
Ответы детей - Занимаются оленеводством, рыболовством.
Слайд №15 (Жилища)
В-Это ребята, дома северных жителей, как же они называются?
Ответы детей-Иглу (сделан из кусков снега и льдин) и чум (из веток деревьев и шкур животных в основном оленьи)
Слайд №16 (Медвежонок на льдине)
В-Ребята, я слышу как кто-то просит нашей помощи. Посмотрите, медвежонок ушел один, без мамы - медведицы, и его на льдине унесло далеко- далеко. Мы с вами поможем медвежонку. У нас есть небольшие льдинки, из них мы построим дорогу, и медвежонок вернется к маме.
Игра в блоки «Дьеныша»
Детям раздаются схемы, и они выкладывают дорожку для медвежонка
Слайд №17 (Медвежонок с мамой-медведицей)
В-Вот мы и помогли медвежонку. Напоминаю, что уходить одним из дома нельзя!
П. И «Кораблик» Фрагмент.
Слайд №18 (Дети нашей группы )
В - Волшебный кораблик вновь приплыл в наш любимый детский сад. Это дети нашей группы , они у нас очень добрые, смелые и умные. Умеют читать и считать. Ребята, перед вами волшебные примеры, если вы правильно все решите, и расставите ответы по
Если, вы расставите цифры по порядку, то у вас получится важное для всех людей слово. Дети решают примеры с помощью числового ряда и в конце выкладывают слово дружба .
В-А сейчас в знак большой дружбы всех людей на планете мы с вами сделаем белых голубей и выпустим их в небо. Почему говорят голубь мира?
Ответы детей - Символ чистоты, и дружбы .
Дети под музыку «Летите голуби, летите» садятся за стол и делают аппликацию.
В – Вы молодцы ребята, я знаю, что ваша дружба останется надолго . И не важно, какой цвет кожи у человека, волос или разрез глаз. Важно помнить, что дружба самое главное слово для всех людей на планете.
Данная методическая разработка поможет пополнить знания детей о разных странах, национальностях, сформировать представление о том, что на земле много стран и разных народов. Закрепить знания о том, что люди разных национальностей имеют свои обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе № 2.
Тема: «Дружат дети всей земли».
Цель: Пополнить знания детей о разных странах, национальностях.
Задачи: 1 . Обучающие: Формировать представление о том, что на земле много стран и разных народов. Закрепить знания о том, что люди разных национальностей имеют свои обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.
2.Развивающие: Развивать память, коммуникативные навыки детей, потребность в доброжелательном общении с окружающими.
3.Воспитательные : Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям разных национальностей. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
4.Здоровьесберегающие: Способствовать снятию усталости и напряжения; формировать бережное отношение друг к другу.
Методы и приемы: Словесные, наглядные, практические, игровые.
Предшествующая работа: Просмотр иллюстраций; знакомство с картой мира, глобусом; беседы о дружбе; прослушивание песен; чтение стихов, пословиц.
Материалы и оборудование: Глобус, иллюстрации из серии «Дети разных народов», конверт, разрезные картинки (планета земля с крышей), магнитофон.
Ход НОД
Часть НОД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационная (вводная) | Ребята, я сегодня хочу поговорить с вами о дружбе. Дружба – это хорошее слово? Что такое дружба? А каким должен быть настоящий друг? Что главное в дружбе? Чем она крепка? «Живи не скупись, с друзьями делись!» Молодцы! Сегодня в детский сад почтальон принёс необычный конверт. Давайте вместе посмотрим, что в нём лежит? Воспитатель открывает конверт, там разрезные картинки. Я что – то не пойму, что это такое? Помогите мне разобраться. Что у вас получилось? Что это такое? А почему с крышей? Правильно! Живет в этом доме много жильцов и все они различаются по цвету кожи, имеют свои обычаи, любимые песни и танцы, все они разных национальностей, говорят на разных языках. | Ответы детей: Да. Дружба – солнце на рассвете Дружба – это теплый ветер Дружба – это светлый мир Дружба – это только счастье Дружба – это мир планеты Дружба – это ценный дар Дети читают стихи: «Всей душой люблю я друга! Жить без друга очень туго. Не с кем веселиться!» «Верный друг не подведет – Он на помощь мне придёт В горе, радости, беде – Верный друг со мной везде!» Дружба заботой и подмогой крепка. Не жадничай,…. Ответы детей: письмо. Надо собрать все эти картинки. Дети собирают, и получается Земля с крышей. Наша планета Земля с крышей. Для того, чтобы показать, что Земля – наш общий дом |
Как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? Конечно и взрослым и детям. Какая огромная наша планета и сколько на ней веселых и красивых детей из разных стран. Скажите, а чем похожи дети всех стран? Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, любят бегать, шалить, смотреть мультики, играть в разные игры. Воспитатель обращает внимание детей на глобус. Глобус – это уменьшенная модель Земли. В какой стране мы живём? Воспитатель показывает на глобусе территорию России. Широка и необъятна наша Родина Россия. Самая красивая, родная и любимая, как мама. Мы с вами знаем, что есть и другие страны, давайте назовём некоторые из них, поиграв в игру. Игра с мячом «Кто, где живёт?» Я называю страну, а вы называете народ, который там живёт. Россия – Америка – Англия – Япония – Китай – Франция – Германия – Италия – Испания – Польша – Молодцы!!! Ребята, а можно не зная чужого языка понять, что с тобой здороваются, хотят дружить? А что помогает нам это понять? Как приветствуют друзья друг друга в нашей стране? В Германии, в Америке, во Франции? Давайте представим, что наши ладошки – это наша планета Земля, а пальчики – дети разных стран, которые хотят дружить друг с другом. «Давайте, ребята, дружить друг с другом Как птицы с небом, Как травы с лугом, Как ветер с полем, Поле с дождями Как дружит солнце со всеми нами». Как вы думаете, что получится, если дети всей планеты возьмутся за руки. Давайте мы с вами возьмёмся за руки, почувствуем тепло своих рук и согреем своим теплом, любовью нашу планету, защитим её от зла и бед. А, чтобы наш общий дом – Земля был всегда прочный, красивый, надо быть друг к другу внимательными, добрыми, помогать друг другу, говорить добрые, ласковые слова. | Ответы детей: Да. Ответы детей: Стих – е: «Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети, Внешностью разные и цветом кожи, Но безусловно, мы в чем то похожи! Всем нам счастливыми хочется быть, Новые звёзды на небе открыть!» В России. Россияне Американцы Англичане Японцы Китайцы Французы Немцы Итальянцы Испанцы Поляки Да. Выражение глаз, мимика, жесты, улыбка. Здравствуй, мой друг! Бонжур. Пальчиковая гимнастика 2 – 3 раза. Большой хоровод. Дети с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг. Дети держат в руках глобус, один ребёнок читает стих – е: Давайте беречь от невзгоды любой, Большой и доверчивый шар голубой. Давайте, ребята, назло непогодам Развеем над нею тучи и дым В обиду её никому не дадим!» |
|
Заключительная (итоговая) | О чём мы сегодня с вами говорили? Я надеюсь, что вы будите всегда дружными, отзывчивыми, добрыми, внимательными друг к другу, будете дружить с детьми других национальностей, с другим цветом кожи. И когда вырастите, не дадите в обиду нашу планету. Каждый из вас, когда вырастит, будет для кого – то настоящим верным другом. | Ответы детей. |
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
- познакомить с культурой этих народов;
- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
- вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
- воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;
Развивающие:
- продолжать работу по расширению кругозора детей, а также представления о мире;
- развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми;
- развивать умение игрового общения;
- учить описывать внешний вид людей;
- обогащать словарь, закрепляя новые слова;
- учить подбирать родственные однокоренные слова;
- упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
- развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатель МДОУ
д/с «Черемушки» г. Балашова
Жижина Ирина Владимировна
Непосредственная образовательная деятельность
в подготовительной группе «Солнышко»
на тему: «Дружат дети всей земли»
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей . Развивать речь детей.
Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
- познакомить с культур ой этих народов;
- показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
- вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
- воспитывать добр ожелательное отношение ко всем народам Земли;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населя ю щих нашу планету;
- Развивающие: продолжать работу по расширению кругозор а детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов , в составлении сложных прилагательных , состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат , развивать речевое дыхание .
Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание (ФЦКМ , ФЭМП ), физическая культура, здоровье, музыка , чтение художественной литературы, безопасность, социализация .
Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Материал:
- магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
- доска с макет ом Земного шара;
- физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей ;
- мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д. ;
- атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
- картонные куклы разных рас ;
- танграм «Колумбово яйцо» ;
- карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
- бумажный хоровод народов мира ;
- льдины из картона
Предварительная работа:
- изучение карты мира для детей, гл о буса;
- беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране» , рассматривание иллюстрационного материала по теме ;
- просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
- просмотр мультфильма «Катерок» ;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
- загадывание загадок о дружбе;
- разучивание наизусть стихи о дружбе;
- изготовление атрибутов: картонных кук ол разных рас , цветик а- четырехцветик а, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,
- на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;
- подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д.;
- танец «Чунга-Чанга»;
- решение головоломок.
Дружат дети всей земли
Ход НОД:
- Введение в тему.
Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл. М.Тани ча) дет и в х од я т в центр зала, образуя круг.
«Солнечный круг»
Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто ст о ит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие...
- Посмотрите на карту - сколько разных народов живет в нашей стране ! А как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: - Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
- Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
- Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
- Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас пр о изойдет маленькое превращение.
2. Игровая ситуация.
Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.
Фея Цветов:
- Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.
А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)
- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцвети ков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произ нести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко .
А теперь тихо, ве дь это все-таки волшебные слова.
3. Пу тешествие по земному шару.
Включается экран: Дети монголоидной расы.
- Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! с изображением японской девочки.)
- Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Япони и .)
- Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
- Ребята, как сказать одним словом , что у человека узкие глаза, темные волосы . (У зкоглазый, темноволосый) . У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом , что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий) .
- Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солн ца - Японии.
Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская , так и женская).
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию .
- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы , с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзия ма) .
(На экране появля е тся иллюст раци я с изображением японск их детей .) Японские дети многое могл и бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются вари анты ответов детей.)
- Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
- Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует де тям, а те повторяют.)
- А как бы нам подружиться с эт ими детьми ?
- Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
- В Японии очень любят различные головоломки, среди них (вос питатель демонстрирует) и танграм - выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
- Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.
«ТАНГРАМ»
- Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти ф и гур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)
Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.
- Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
- Молодцы, ребята! В се справились с заданием . А теперь складывайте свои детали в конверт .
- На память о нашей встрече нам осталась кукла - японк а и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
- Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)
Включается экран: Дети негроидной расы.
- Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
- Кто из вас знает, где жив ё т девочка с черным цветом кожи?
Дети: - Д евочка с чёрным цветом кожи жив ё т в Африке .
- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка . Фея цветов показывает указкой Африку.
А теперь расскажите, как выглядит девочка.
- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы , кудрявые волосы.. . (К ареглаз ая , большеглазый, темноволосый)
- Какая одежда у неё?
Дети : В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая .
- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;
Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
- Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздоров а емся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
- Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
- Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать афр и канские дети? Дети : А фр и канские дети больше всего любят танцевать.
- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подр у житься? (Это потанцевать по- африканки.)
Танец «Чунга-Чанга».
-
Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас осталс
я
этот танец
и
африканская
кукла.
- Сколько у нас осталось еще лепестков?
Дети : У нас осталось еще 2 лепестк а.
- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе. )
Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).
Посмотрите на экран!
- Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
- Где живут эскимосы? (Н а севере нашей страны , там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.
- Как вы думаете, почему эт и дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
- А теперь расскажите, как выглядят дети?
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий) .
Какое у детей настроение?
Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).
- Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их ж и лище называется иглу.
- Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять то л стым слоям снега, и пурга не страшна.
- А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят ох о титься и ловить рыбу.
- Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
- А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
- Молодцы, ребята.
- А здороваются эскимосы , помахивая руками. (Дети показывают.)
- Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в люб и мую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи ». Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого и г рока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи нач и нают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
-
Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой н
е
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице:
«
Крепкую дружбу и топором не разрубишь
»
.
- Ребята, а какие вы знаете пословиц ы о дружбе ?
1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.
2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.
3 ребёнок: Друзья познаются в беде.
4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!
5 ребёнок: Живи не скупись с друзьями делись!
6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,
Друга потеряешь - уже не вернёшь.
- Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла .
- У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться д о мой...
Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо …
Включается волшебный экран : Дети европеоидной расы,
Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из дет ского сада.)
А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.
И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем про читать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
Почему это важные слова?
А вы по-настоящему дружные ребята?
Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой раз рез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому...)
И на память вам ребята дарят русскую куклу .
4. Стихи о дружбе:
1 ребёнок: Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Дружба - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Вам она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!
2 ребёнок: Голубь белый, голубь смелый
Сделал он большое дело
По полям, лесам летал
И от нас привет всем детям
Белым, желтым всем на свете
Белый голубь передал.
3 ребёнок:
«Мы разные».
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
4 ребёнок: «Много у меня друзей»
Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,
А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,
Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит
– Мы её не подведём!
5 ребёнок: «Про дружбу»
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
6 ребёнок: «Дружба – это дар»
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?
Мы разговариваем на разных языках;
По-разному одеваемся;
Выглядим по-разному;
У нас разные жилища (дома);
Мы живем в разных уголках земного шара.
Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дру жить с детства!
Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.
5. «Дружат дети всей земли»
Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соедини м его вокруг зем ного шара .
Как красиво у вас получилось.
А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню « Б ольшой хоровод » .
Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи , глаз , волос .
Корчагина Елена Александровна
Должность:
воспитатель 1-квалификационной категории
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт:
город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала:
Конспект НОД по окружающему миру
Тема:
"Дружат дети всей Земли"
Дата публикации:
07.05.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14»
Конспект НОД по окружающему миру:
«Дружат дети всей Земли»
(для детей старшей группы)
Составила:
Воспитатель I кв. кат. Корчагина Е.А.
г. Арзамас 2016 г.
Цель:
Способствовать формированию у детей понятия дружбы между
людьми разных национальностей.
Задачи:
- Продолжать способствовать развитию представления о том, что на Земле
много стран и разных народов;
-
содействовать
закреплению
знаний
о
том,
что
люди
различных
национальностей
имеют
свою
культуру,
обычаи,
национальные
традиции;
имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни;
- стимулировать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами
мира, уважительное отношение к людям различных национальностей, а также
побуждать гордиться своей Родиной;
- способствовать формированию нравственных качеств: умения дружить,
ценить и беречь дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
- Изучение карты мира для детей, глобуса;
- беседа с воспитанниками на темы: «Люди каких национальностей живут
в нашей стране», «Какие народы населяют нашу планету», рассматривание
иллюстрационного материала по теме;
- чтение сказок народов мира;
- чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине и дружбе.
Средства реализации:
- Карта мира и глобус;
- картинки народов в национальных костюмах;
- аудиозаписи с хороводной русской народной музыкой;
- обруч с привязанными лентами для игры в русскую народную игру
«Карусель»;
- разрезанные бумажные шаблоны для игры «Собери посуду»;
- листы бумаги, цветные фломастеры, краски.
2
Способы реализации:
- продуктивная деятельность;
- художественное слово;
- развивающая проблемно-игровая ситуация;
- игра: «Кто, где живет?»;
- русская народная игра «Карусель»;
- дидактическая игра «Собери посуду»;
-
физкультминутка «Друг к дружке»;
- использование ИКТ.
Взаимодействие с родителями:
-
Рекомендовать
посетить
с
детьми
краеведческий
музей
и
городскую
библиотеку для накопления и обмена информации о русском народе;
- предложить рассказать детям о «Семейных традициях»;
- рекомендовать почитать сказки и рассказы народов мира.
3
Ход НОД:
Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!
Воспитатель:
Глобус - это макет нашей планеты Земля.
Наша планета
большая и необъятная, на ней есть много всего необычного и таинственного. И
кто же, по-вашему, все эти тайны пытается разгадать? Правильно – люди! На
нашей земле живет много разных людей – разных национальностей. Ребята, в
какой стране мы с вами живем?
Дети:
Россия.
4
Воспитатель:
Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая,
гостеприимная, душевная, родная и любимая. Есть на карте мира и другие
страны, назовите их. (Ответы детей)
Игра «Кто, где живет?»
Воспитатель:
А сейчас поиграем в игру. Я называю страну, а вы называете
народ, который там живет. Россия – россияне; Америка - американцы, Япония
- японцы; Китай - китайцы; Англия - англичане; Франция - французы;
Италия
-итальянцы;
Индия
-индийцы
и
т.д.
(Воспитатель
предлагает
вниманию
детей
карточки
с
изображениями
народов
разных
стран
в
их
национальных костюмах).
Воспитатель:
Вместе
с
нами
на
земном
шаре
живут
люди
разных
национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям.
Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и
танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить
друг с другом?
5
Дети:
Да.
Воспитатель:
Давайте нарисуем символ дружбы народов разных стран.
Посмотрите, ладошка соединяет все пальчики вместе. Так давайте представим,
что ладошка – это наша планета Земля, а пальчики - разные народы. Все мы
живем на одной планете! Сначала обведем цветным фломастером ладошку,
прижав её к листу бумаги. Потом раскрасим саму ладонь голубой, зеленой,
желтой и коричневой краской. Что обозначают эти цвета на глобусе?
Дети:
На глобусе больше всего голубого цвета – это вода: моря, океаны,
озера, реки. Зеленый – это леса, желтый – пустыни, коричневый– горы и
равнины.
Воспитатель:
Теперь
давайте
цветными
фломастерами
на
пальчиках
нарисуем
лица
детей
разных
рас
и
национальностей.
Как
мы
будем
их
изображать? Какое лицо нарисуем у русского человечка? У жителей Европы и
Африки? У китайца и японца?
Дети:
У русского человека нарисуем светлые волосы, большие голубые
глаза. У негра - темный цвет кожи, вьющиеся волосы. У японца и китайца
узкие глаза, темный цвет глаз и волос (Дети рисуют).
Воспитатель:
Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась,
и сколько на ней красивых, веселых детей из разных стран. Ребята, как вы
думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей). Конечно, очень много
общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи,
национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в
детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься
спортом и играть в разные игры. Давайте и мы с вами сейчас поиграем.
Русская народная игра «Карусель»
(звучит хороводная русская народная музыка)
6
Воспитатель держит обруч, к которому привязаны ленты. Дети берутся за ленту
одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую.
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
7
Воспитатель:
Ну как? Хорошо поиграли? (Ответы детей)
Ребятки, вот так люди на ярмарке играли, веселились, а бывало случалось
и так, что посуда билась. Давайте с вами соберём битую посуду?
Дидактическая игра «Собери посуду».
Детям
раздаются
разрезанные
бумажные
шаблоны
гжельского
сервиза,
узбекской пиалы. Они собирают предметы посуды, сидя за столами.
Воспитатель:
Какие же вы молодцы! Всё собрали! Мы с вами живем в
одной большой стране. Но в России живут не только русские. Наша Россия -
это многонациональная страна. На ее территории проживают русские, татары,
башкиры, чуваши, буряты и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет
свою культуру, обычаи, обряды, но вносит свой вклад в общее дело – развитие и
процветание России. Поэтому важно крепить дружбу и сотрудничество народов
России,
уважая
в
то
же
время
национальные
чувства
каждого
из
них
(Воспитатель
предлагает
вниманию
детей
карточки
с
изображениями
народностей, проживающих в нашей стране, в их национальных костюмах).
Воспитатель:
У каждого народа есть свои обычаи и традиции. А что такое
«традиции»? Это разные умения и знания, которые передаются от поколения к
поколению. Например, ваши бабушки умели печь пироги и научили ваших мам,
а мамы научат вас. У каждого народа есть свои праздники. Какие праздники
знаете вы?
Дети:
«Новый год», «Масленица», «Пасха», «День города» и т.д.
Воспитатель:
Правильно. А кто-нибудь знает, что, например, у татарского
народа есть свой национальный праздник Сабантуй – это праздник окончания
посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает,
что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока). Коряки в
конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей
самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за
праздник? (Посвящён медведю). Культура
разных
народов
делает
богатой и
разнообразной
культуру
России.
У
каждого
народа
свои
песни, сказки,
национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Свои песни и
сказки
есть
также
у
каждого
народа,
населяющего
нашу
планету.
Ребята,
давайте вспомним сказки разных народов мира. Что общего в них?
Дети:
Во всех сказках есть добро и зло. И добро всегда побеждает зло.
Воспитатель:
Верно.
Вот
вам
сейчас
хорошо,
тепло,
уютно,
сыто.
А
представьте,
если
все
народности
земного
шара,
не
будут
жить
в
мире
и
согласии, как сейчас, а будет война, вражда, людям будет плохо? А как вы
думаете, как ее избежать?
Дети:
Нужно уважать и любить друг друга. Дружить со всеми.
Воспитатель:
А вы - дружные ребята?
Дети:
Да!
Воспитатель:
А почему вы так думаете?
Дети:
Потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать
так, чтобы не обидеть друг друга.
Воспитатель:
А с чего начинается дружба?
Дети:
С улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов.
Воспитатель:
Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха?
Дети:
У дружбы нет цвета и запаха.
Воспитатель:
С чем можно сравнить крепкую дружбу?
Дети:
С железом, камнем, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.
Воспитатель:
Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем,
какие мы дружные.
Физкультминутка «Друг к дружке».
В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.
Как
только
воспитатель
скажет
фразу
«друг
к
дружке»,
воспитанники
должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми
частями тела, которые будут называть. Каждый раз, как только педагог будет
говорить «друг к дружке», дети должны будут найти себе нового партнёра.
Ухо к уху;
нос к носу;
лоб ко лбу;
колено к колену;
локоть к локтю;
спина к спине;
плечо к плечу.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?
(Ответы
детей).
Чтобы
нам
быть
дружными
ребятами,
надо
не
забывать
здороваться каждое утро, не только с детьми, но и со взрослыми. Мне бы очень
хотелось, чтобы с нами в эту игру поиграли и дети других народов и стран.
Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли встанем в круг и
возьмемся за руки. Наша планета это один большой дом для всех народов. Что
всем людям нужно делать, чтобы сохранить планету Земля?
Дети:
Мы должны беречь природу, все дружить, охранять от войн и других
бед, украшать, трудиться.
Воспитатель:
Давайте беречь от невзгод нашу планету, наш мир! Все
вместе
люди
Земли
могут
сделать
свой
дом
(планету
Земля)
красивым,
удобным, таким, чтобы человеку в нем хорошо и спокойно жилось.
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Давайте, ребята, назло непогодам обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Список литературы:
1. Национальный костюм// Игра и дети. – 2009.- №7. –С. 17-24. – (Язык
игры – язык дружбы!).
2. Праздники народов России: Энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л.
Жуковская. – М.: Росмэн, 2002. – 103с. – (Энциклопедия).
3. Шестернина, Н. Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы// Дошкольник.
Младший школьник. – 2009. - №6. – с. 33-37. – (Познаем мир).