Конспект дружат дети всей земли средняя группа. Конспект НОД по изобразительной деятельности(рисование). «Дружат дети всей земли. «Дружат дети всей земли»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семьянский детский сад №7 «Белоснежка»

Разработка перспективно-календарного плана на тему: «Мультикультурное воспитание. Дружат дети всей Земли».

Группа: подготовительная к школе группа

Воспитатель: Баринова Екатерина Васильевна

с.Семьяны 2015г

Разработка перспективно-календарного плана на месяц февраль по духовно-нравственному воспитанию детей на тему: «Мультикультурное воспитание. Дружат дети всей Земли». Подготовительная к школе группа.

  1. Формировать основы национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.
  2. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формировать первичные представления о том, что в мире живут различные люди, с различными расами и нациями.
  3. Владеть речью как средством общения и культуры, развивать связную и грамматически правильную речь.
  4. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей по изобразительной, конструктивно-модельной и музыкальной области мультикультурного воспитания.
  5. Приобретение опыта в двигательной деятельности по средством игр.

Задачи:

Воспитательная:

а) Воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семья, края и Родины.

б) Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

в) Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, желание и умение прощать.

г) Воспитывать в детях чувства любви и своей и к культуре других народов.

Развивающая:

а) Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

б) Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

в) Развивать умения в художественной творческой деятельности.

г) Развивать воображение и фантазию.

Образовательная:

а) Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.

б) Приобщение детей к ведущим ценностям мировой культуры, понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений, осознание человеком своей сопричастности к судьбе человечества.

в) Помочь детям понять, почему так важно уважать окружающих.

г) Объяснить детям, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

д) Формировать представление о народах, населяющих Нижегородскую область.

Число, месяц, год Название работы Задачи Средства
2 февраля 2015 год Чтение художественной литературы. Русская народная сказка « Василиса прекрасная»

Образовательная:

1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Василиса прекрасная».

2.Объяснить детям, почему очень важно изучать творчество своего народа.

Развивающая:

Воспитательная:

Оборудования:

1.Русская народная сказка «Василиса прекрасная»

2.Иллюстрации к сказки

основная общеобразовательная программа дошкольного образования – От рождения до школы. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство Мозаика – Синтез, 2014г. Список литературы

3 февраля 2015 год Занятие «Дружат дети всей Земли» - рисование

Образовательная:

1.Выявить знания у детей своей этнической принадлежности, их отношение к сверстникам разных рас и национальностей.

2.Познакомить детей с культурами народов мира.

Развивающая:

1.Развивать умения и навыки по изучению культур народов мира.

2.Развивать речь и обогащать словарный запас.

3.Развивать воображение.

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к людям другой национальности.

Оборудование:

1.Листы альбомные по количеству детей, акварель, трафарет круга (для изображения Земли). 2.Запись песни «Детство – это я и ты».

3.Изображения различных картинок и рисунков на данную тему.

4 февраля 2015 год Мероприятие «Хоровод дружбы». Знакомство с Арменией.

Образовательная:

1.Способствовать повышению уровня творческой активности воспитанника.

2. Приобщение детей к ведущим ценностям мировой культуры, понимание и уважение ценностей культуры Армении.

Развивающая:

1.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение.

Воспитательная:

1.Воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре армянских народов.

Оборудование:

1.Презентация

2.Национальные костюмы.

3.Армянская музыка

5 февраля 2015 год Занятие «Толерантность – путь к миру»

Образовательная:

1.Помочь детям понять, почему так важно уважать окружающих.

2.Объяснить детям, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

1.Развивать речь, обогащать словарный запас.

2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнения, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

1.Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, желание и умение прощать.

Оборудование:

1.Раздаточный материал (карточки).

2.Карточки разного цвета.

3.Магнитгая доска.

6 февраля 2015 год Беседа «Национальный костюм»

Образовательная:

Развивающая:

2.Развивать моторику рук и фантазию детей.

Воспитательные:

Оборудование:

1.Картинки с изображением национальных костюмов народов мира.

2. Лист белой бумаги, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка для воды – для каждого ребёнка.

9 февраля 2015 год Занятие путешествие: «Наша планета большая, мы разные, но мы вместе».

Образовательная:

1.Познакомить детей с тем как заселена наша планета, рассказать о людях, проживающих на нашей планете и какой национальности они.

2.Объяснить детям, почему « мы разные, но мы вместе».

3.Поощрять попытки делиться впечатлениями.

Развивающая:

1.Развивать речь, обогащать словарный запас.

2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и уважать чужое мнение.

3. Развивать музыкальные способности у детей.

Воспитательная:

1.Воспитываать любовь.

2.Воспитывать уважение к людям другой национальности.

Оборудование:

1.Карта мира, глобус, российский флаг, герб.

2.Иллюстрации из серии «Широка страна моя родная». 3.Картинки в национальных костюмах, 4.Аудиозапись мелодии «У моей России».

5.Листы бумаги, цветные карандаши.

10 февраля 2015 год Игра-упражнение «Загадай, мы отгадаем», сравнение национальных костюмов.

Образовательная:

1.Познакомить детей с национальными костюмами мира.

2.Объяснить детям, почему необходимо помимо своей культуры, изучать и культуру других народов и знакомить с национальными костюмами.

Развивающая:

1.Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

2.Развивать внимание и понять.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение к другим культурам, их традициям, обычаям и ценностям.

Оборудование:

1.Карточкм с национальными костюмами.

2.Магнитная доска.

11 февраля 2015 год Чтение художественной литературы. Чувашская сказка «Лиса – плясунья»

Образовательная:

1.Познакомить детей с чувашской культурой и со сказкой «Лиса – плясунья».

2.Объяснить детям, почему очень важно изучать творчество других народов

Развивающая:

1.Развивать речь, обогащать словарный запас.

2.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение о прочитанном произведении, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

1.Воспитываать любовь к устному народному творчеству.

2. Воспитывать любовь к литературному творчеству других народов.

Оборудование:

1.Чувашская сказка «Лиса-плясунья».

12 февраля 2015 год Просмотр мультфильма «Северная сказка»

Образовательная:

1.Познакомить детей с мультфильмами, которые отражают мультикультурное воспитание.

2.Объяснить с какой культурой детей знакомят в мультфильме «Северная сказка».

Развивающая:

2.Развивать речь, задавая вопросы после просмотра мультфильма «Северная сказка».

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к мультфильмам, которые отражать культуру других народов.

Оборудование:

1.Телевизор и DVD.

2.Мультфильм «Северная сказка».

13 февраля 2015 год Беседа «Традиции нашего народа»

Образовательная:

1.Познакомить детей с традициями народов мира.

2.Объяснить детям, почему необходимо помимо своей культуры, изучать и культуру других народов и знакомить с их традициями, обычаями и какие ценности ценятся у данного народа.

3.Поговорить с детьми про традиции русского народа.

Развивающая:

1.Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение к культуре русского народа.

Оборудование:

1.Лист белой бумаги

2.Ручка синего цвета

16 февраля 2015 год Дидактическая игра «Чей узор», рассматривание элементов узора на посуде.

Образовательная:

1.Познакомить детей с элементами узора на посуде, научить отличать эти узоры.

2.Рассказать про узоры народов мира.

Развивающая:

1Развивать внимание и память.

2.Развивать речь, обогащать словарный запас.

3. Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и уважать чужое.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к дидактическим играм, с уклоном на изучение других культур.

Оборудование:

1.Посуда с узорами.

2.Карточки.

17 февраля 2015 год Лепка «Глобус»

Образовательная:

1.Познакомить детей с понятием «глобус».

2.Рассказать, как с помощью пластилина можно изобразить, что наша страна многонациональна.

Развивающая:

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать фантазию и воображение детей.

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к стране.

Оборудование:

1.Карточка с изображением глобуса или макет глобуса.

2.Пластилин, ножечек и доска.

18 февраля 2015 год Прослушивание песни «Россия»

Образовательная:

1.Познакомить детей с музыкальным произведением.

2.Приобщать детей к мировым музыкальным произведениям.

Развивающая:

1.Развивать элементарные представления о музыке.

2.Развивать речь.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к художественно-эстетическому творчеству.

Оборудование:

1.Музыкальный центр.

2.Аудиозапись песни «Россия».

19 февраля 2015 год Просмотр мультфильма «Умка».

Образовательная:

1.Познакомить детей с мультфильмами, которые отражают мультикультурное воспитание и знакомят детей с другой культурой.

2.Объяснить детям, с какой культурой их знакомят в мультфильме «Умка».

Развивающая:

1.Развивать внимание и память при просмотре мультфильма.

2.Развивать речь, задавая вопросы после просмотра мультфильма «Умка».

Воспитательные:

1.Воспитывать положительное отношение к мультфильмам, которые отражать культуру других народов.

Оборудование:

1.Телевизор и DVD.

2.Мультфильм «Умка».

20 февраля 2015 год Чувашская игра «Воробьи и кошки»

Образовательная:

1.Познакомить детей с чувашской культурой и с культурой проведения игр.

2.Помочь детям, понять смысл игры «Воробьи и кошки».

Развивающая:

1.Развивать понять, внимание и воображение детей.

2.Развивать творческую активность детей.

Воспитательная:

1.Воспитывать интерес к играм других народов.

2.Воспитывать уважение к другим участникам игры.

Оборудование:

2.Можно подготовить мыски для воробьёв и кошек.

23 февраля 2015 год Занятие соревнование «Сила нашей страны»

Образовательная:

1.Познакомить детей с правилами соревнований.

2. Помочь детям подготовиться к ним и помочь вовремя соревнований.

Развивающая:.

1.Развивать спортивные навыки у детей.

2.Развивать такие физические качества как координация и гибкость.

Воспитательная:

1.Воспитывать положительное отношение к физическим занятиям.

Оборудование:

1.Спортивный инвентарь.

24 февраля 2015 год Занятие аукцион «Что я знаю про расы людей»

Образовательная:

1.Объяснить детям, что такое аукцион.

2.Познакомить детей с расами.

Развивающая:

2.Развивать внимание и память, любознательность.

Воспитательная:

1.Воспитывать уважение к людям другой расы.

Оборудование:

1.Карточки с изображением людей разных рас.

2.Всё необходимое для аукциона (предметы, вещи)

25 февраля 2015 год Конструирование «Как я вижу нашу планету»

Образовательная:

1. Познакомить детей с конструктором

2.Учить создавать реальные модели, по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Развивающая:

1.Развивать воображение, внимание, фантазию.

2. Развивать детское творчество, конструкторские способности,

умение управлять своей деятельностью, самостоятельно.

Воспитательная:

1.Воспитывать умение и желание строить и играть вместе, сообща.

Оборудование:

1.Конструктор

2.Картинки

26 февраля 2015 год Викторина «Кухня моего народа»

Образовательная:

1.Познакомить детей, что такое викторина.

2.Объяснить детям, что у каждого народа своя кухня.

Развивающая:

1.Развивать речь и обогащать словарный запас.

2.Развивать внимание.

3.Развивать умения формировать и высказывать своё мнение и выслушивать чужое.

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к кухне своего народа.

2.Воспитывать уважение по отношению к представителям другой культуры и к их кухне.

Оборудование:

1.Карточки.

2.Карандаши.

3.Лист бумаги.

27 февраля 2015 год Художественное рисование «Декоративная роспись рубашек»

Образовательная:

1.Учить создавать многоплановую композицию, используя всю поверхность листа. 2.Продолжать совершенствовать технические умения и навыки.

Развивающая:

1.Развивать эстетическое чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

2. Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца.

Воспитательная:

1.Воспитывать интерес к художественному творчеству.

2.Воспитывать самостоятельность, уверенность.

Оборудование:

1.Альбомный лист

3.Кисточка

4.Баночка для воды

Направления (образовательные области) Содержание работы с детьми (из ПООП)

Методики и технологии

(методические пособия)

Физическое развитие

1.Мероприятие «Хоровод дружбы». Знакомство с Арменией.

2.Занятие путешествие «Наша планета большая, мы разные, но мы вместе». 3.Чувашская игра «Воробьи и кошки».

4.Занятие соревнование «Сила нашей страны».

Образовательные:

1.Приучать оказывать помощь взрослым в подготовке и уборке спортивного инвентаря.

2.Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма.

3.Закреплять знания безопасности при играх, правила безопасного передвижения в помещении.

Развивающая:

1.Развивать физические качества и обогащать двигательный опыт.

2.Развивать такие качества как координация и гибкость.

3.Развивать равновесие, крупную и мелкую моторику обеих рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать стремление к участию в спортивных и подвижных играх.

Школа физкультминуток. Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005.- 208с.

Игра в развитии активности детей. Р.М. Миронова. – Минск: Нар. Асвета. 176с.

Познавательное развитие

2.Беседа «Традиции нашего народа».

3.Игра - упражнения «Загадай, мы отгадаем»: сравнение национальных костюмов.

4.Дидактическая игра «Чей узор», рассматривание элементов на посуде.

Образовательная:

1.Формировать первичные

представления о культуре других народов.

2.Формировать представления о ценностях народов.

3.Формировать умения анализа и планирования.

Развивающая:

1.Развивать любознательность, воображение, творческую активность.

2.Развивать умение работать коллективно.

Воспитательная:

1.Воспитывать положительное отношение к своей и к другим культурам.

Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительности. Н.А.Алешина. - М.:ЦГЛ,2005-246с.

Занимательное обучение дошкольников: спор на кухне. Л.Г.Брозаускас, А.Н.Нужная. - СПб.: Союз.

Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. 304 с.

Развитие познавательных способностей у детей. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль. Академия развития 240с.

Речевое развитие

1.Беседа «Национальный костюм».

2.Игра – упражнение «Загадай, мы отгадаем»: сравнение национальных костюмов.

3.Беседа «Традиции нашего народа».

4.Мероприятие «Хоровод дружбы. Знакомство с Арменией».

5.Занятие аукцион «Что я знаю про расы людей».

6.Викторина «Кухня моего народа».

1.Овладение речью как средством общения и культуры, обогащение словарного запаса.

2.Развитие связной, грамматически правильной речи.

3. Развитие речевого творчества.

Развитие логики и речи у детей: игры и упражнения. Н.В. Заводнова. Ростов. Феникс. 2005г.-240с.

Развитие связной речи. Коноваленко В.В. – М.: Издательство ГНОМид, 2003. – 64с.

Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Р.И. Лалаева. Ростов. Феникс. 2004.- 224с.

Волшебный мир звуков и слов. Е.А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.

Нравственность. Культура. Современность. В.С. Библер. М.:Знание. – 62с.

От наукоучения к логике культуры. В.С. Биюлер. – М.: Политиздат, 413с.

Социально – коммуникативное развитие

Занятие «Толерантность – путь к миру».

Образовательная:

1.Формировать умения убеждать, доказывать свою точку зрения.

2.Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к обществу.

3.Формировать основы безопасного поведения в социуме.

Развивающая:

1.Развивать связную речь.

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к окружающим.

Педагогика поликультурности и толерантности. Л. Ильченко. Дошкольное воспитание. 2004.- №8. – С.20-28.
Художественно-эстетическое развитие

1.Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Василиса прекрасная».

Чувашская сказка «Лиса – плясунья».

2.Занятие «Дружат дети всей Земли» - художественное рисование.

3.Просморт мультфильмов «Северная сказка», «Умка».

4.Лепка «Глобус».

5.Прослушивание песни «Россия».

6.Конструирование «Как я вижу нашу планету».

7.Художественное рисование «Декоративная роспись рубашек».

Образовательные:

1.Формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы.

2.Закреплять умение располагать изображение с учётом его пропорций.

3.Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными средствами.

Развивающая:

1.Развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

2.Развивать умение делиться впечатлениями о прочитанном.

Воспитательная:

1.Воспитывать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

2.Воспитывать любовь к художественному творчеству.

Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Авторы В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева.

Художественное моделирование и конструирование. Автор Е.М.Кузнецова. Под редакцией М.А.Васильевой.

Подсобные художественные промыслы России. В.А. Барадулин, В.Т. Сидоренко.

Воображение и творчество по культуре народов мира. О.М. Дьяченко.

Яркие узоры: для дошкольного возраста. – М.: Малыш.

Русская культура. С древнейших времён до наших дней. Автор В. Соловьёв. 760 с.

Светлана Землянухина



В. -Ребята,сегодня я для Вас принесла глобус. Скажите, а что такое

Ответы детей - Глобус-это модель Земли .

В-А что же такое Земля ?

Ответы детей-Земля-это наша планета , на которой мы живем.

В. - Да, ребята. Земля – наш общий дом для многих людей, которые живут в разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди многим отличаются друг от друга.

Скажите, что общего между людьми всей планеты ?

Ответы детей-Строение тела (ноги, руки, голова) -все люди умеют говорить

В-Чем люди отличаются?

Ответы детей-Говорят на разных языках, отличаются цветом кожи (есть темнокожие и светлокожие,есть люди с узким разрезом глаз, а есть с широким, большие и маленькие,молодые и старые.

В-Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по Земному шару, на поиски новых друзей. А путешествовать мы с Вами будем на большом корабле.

П. И. «Кораблик» (дети производят ее самостоятельно)

(дети

Ветер по морю гуляет

(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)

И кораблик подгоняет

(Дуем)

(Руки на поясе и легкий бег)

Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)

Прогремел на небе (звук грома)

(Хлопки, гром)

Наш кораблик закачался

Вверх с волной сперва умчался,

(Руки изображают волны)

А потом упал он вниз

(Сели)

Вверх (Встали)

Вниз (Сели)

На экране слайд №1 (девочка из Японии)

В. - Интересно ребята, в какую страну приплыл наш корабль?

Ответы детей - Япония.

В. - Почему Вы так считаете?

Ответы детей - Девочка одета в кимоно, кимоно-это национальная одежда Японии. Разрез глаз - узкие, волосы темные.

В. - Правильно, ребята - это страна Япония. Еще ее называют страной восходящего солнца.

Слайд №2 (Приветствие)

В. - Как же нам с Вами поздороваться с девочкой из Японии, мы ведь не знаем японского языка, но есть язык жестов. В Японии есть обычай – приветствовать друг друга поклоном корпуса. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга по-японски. (Дети встают со стульчиков и приветствуют друг друга) .

Слайд №3 (Буддийский храм)

В. - В Японии есть горы. Одна из них показана на экране. Как же она называется?

Ответы детей - Фудзияма.

В-Еще японские дети очень любят различные головоломки, ребусы. В одну из таких игр предлагаю вам сейчас поиграть. (Дети садятся за столы . «Геоконт» -игра.)

В - Что же у вас получилось? Какие геометрические фигуры (Подходит к детям и спрашивает, какая фигура получилась у ребенка) .

Эта игра останется у нас в группе, и вы сможете в нее играть, а нам пора отправляться дальше.

П. И. «Кораблик» (фрагмент)

Руки вытянуть вперед, наш кораблик, вдаль плывет-

Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Птичка весело поет, наш кораблик вдаль плывет

(Выполнять движения по тексту)

Стало палубу качать, ногу к полу прижимать,

Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!

(дети встали со стульчиков, покачиваются то вправо, влево)

Ветер по морю гуляет

(Руки наверх раскачиваем) (звучит звук ветра)

И кораблик подгоняет

(Дуем)

Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах

(Руки на поясе и легкий бег)

Начался вдруг сильный шторм (звук ветра)

(Сильно раскачиваем руками и делаем круг)

Прогремел на небе (звук грома)

(Хлопки, гром)

Наш кораблик закачался

(Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)

Вверх с волной сперва, умчался,

(Руки изображают волны)

А потом упал он вниз

(Сели)

Вверх (Встали)

Вниз (Сели)

Слайд №6 (Дети Африки )

В- В какую же страну мы с Вами приплыли?

Ответы детей-Африка

В- А как вы догадались?

Ответы детей - Дети темнокожие , с большими глазами и черными кучерявыми волосами.

Слайд №7 (Приветствие)

В. - Но как же нам с ними поздороваться? Ведь африканского языка мы ведь не знаем. Давайте поприветствуем наших африканских детей касанием носика так, как показано на слайде.

Слайд №8 (Украшения)

В-Люди в Африке очень любят различные украшения : бусы, браслеты, серьги. Как вы считаете, они покупают украшения или делают самостоятельно?

Ответы детей - Делают сами. Много ярких красок : желтый, зеленый, оранжевый.

Слайд №9 (Национальная одежда)

В-Это национальная одежда африканцев. Ребята опишите ее.

Ответы детей-Легкая и яркая.

Слайд №10 (Дома африканцев)

В-Это жилища африканцев. Из чего они их делают?

Ответы детей - Бамбук, солома, глина, листья.

Слайд №11 (Африканские охотники)

В - Чем же люди занимаются в Африке?

Ответы детей - Земледелием , охотой, выращиванием плодов.

Слайд№12 (Африканский танец)

В - Больше всего и взрослые, и дети в Африке любят танцевать. Мы с вами тоже знаем один африканский танец. И сейчас мы, для наших африканских друзей его станцуем.

Дети танцуют танец «Чунга - Чунга»

Фрагмент мультфильма «Кораблик»

Вот мы с вами и познакомились с Африкой, а теперь пора отправляться дальше.

П. И «Кораблик» Фрагмент.

Слайд №13 (Северные народы)

В - Как сразу стало холодно, где же мы с вами оказались?

Ответы детей - Это Север нашей планеты.

В - Почему вы так думаете?

Ответы детей - Теплая одежда, потому что очень холодно, узкие глаза, везде много снега и льда.

Слайд №13 (Приветствие)

В. - Давайте поприветствуем друг друга и наших северных друзей. Приветствуют они друг друга, махая ладошкой.

Слайд №14 (Занятия)

В. - Чем на севере нашей планеты занимаются люди?

Ответы детей - Занимаются оленеводством, рыболовством.

Слайд №15 (Жилища)

В-Это ребята, дома северных жителей, как же они называются?

Ответы детей-Иглу (сделан из кусков снега и льдин) и чум (из веток деревьев и шкур животных в основном оленьи)

Слайд №16 (Медвежонок на льдине)

В-Ребята, я слышу как кто-то просит нашей помощи. Посмотрите, медвежонок ушел один, без мамы - медведицы, и его на льдине унесло далеко- далеко. Мы с вами поможем медвежонку. У нас есть небольшие льдинки, из них мы построим дорогу, и медвежонок вернется к маме.

Игра в блоки «Дьеныша»

Детям раздаются схемы, и они выкладывают дорожку для медвежонка

Слайд №17 (Медвежонок с мамой-медведицей)

В-Вот мы и помогли медвежонку. Напоминаю, что уходить одним из дома нельзя!

П. И «Кораблик» Фрагмент.

Слайд №18 (Дети нашей группы )

В - Волшебный кораблик вновь приплыл в наш любимый детский сад. Это дети нашей группы , они у нас очень добрые, смелые и умные. Умеют читать и считать. Ребята, перед вами волшебные примеры, если вы правильно все решите, и расставите ответы по

Если, вы расставите цифры по порядку, то у вас получится важное для всех людей слово. Дети решают примеры с помощью числового ряда и в конце выкладывают слово дружба .

В-А сейчас в знак большой дружбы всех людей на планете мы с вами сделаем белых голубей и выпустим их в небо. Почему говорят голубь мира?

Ответы детей - Символ чистоты, и дружбы .

Дети под музыку «Летите голуби, летите» садятся за стол и делают аппликацию.

В – Вы молодцы ребята, я знаю, что ваша дружба останется надолго . И не важно, какой цвет кожи у человека, волос или разрез глаз. Важно помнить, что дружба самое главное слово для всех людей на планете.

Данная методическая разработка поможет пополнить знания детей о разных странах, национальностях, сформировать представление о том, что на земле много стран и разных народов. Закрепить знания о том, что люди разных национальностей имеют свои обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе № 2.

Тема: «Дружат дети всей земли».

Цель: Пополнить знания детей о разных странах, национальностях.

Задачи: 1 . Обучающие: Формировать представление о том, что на земле много стран и разных народов. Закрепить знания о том, что люди разных национальностей имеют свои обычаи, национальные традиции, имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни.

2.Развивающие: Развивать память, коммуникативные навыки детей, потребность в доброжелательном общении с окружающими.

3.Воспитательные : Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям разных национальностей. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину.

4.Здоровьесберегающие: Способствовать снятию усталости и напряжения; формировать бережное отношение друг к другу.

Методы и приемы: Словесные, наглядные, практические, игровые.

Предшествующая работа: Просмотр иллюстраций; знакомство с картой мира, глобусом; беседы о дружбе; прослушивание песен; чтение стихов, пословиц.

Материалы и оборудование: Глобус, иллюстрации из серии «Дети разных народов», конверт, разрезные картинки (планета земля с крышей), магнитофон.

Ход НОД

Часть НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационная (вводная)

Ребята, я сегодня хочу поговорить с вами о дружбе.

Дружба – это хорошее слово?

Что такое дружба?

А каким должен быть настоящий друг?

Что главное в дружбе? Чем она крепка?

«Живи не скупись, с друзьями делись!»

Молодцы!

Сегодня в детский сад почтальон принёс необычный конверт. Давайте вместе посмотрим, что в нём лежит?

Воспитатель открывает конверт, там разрезные картинки.

Я что – то не пойму, что это такое? Помогите мне разобраться.

Что у вас получилось? Что это такое?

А почему с крышей?

Правильно!

Живет в этом доме много жильцов и все они различаются по цвету кожи, имеют свои обычаи, любимые песни и танцы, все они разных национальностей, говорят на разных языках.

Ответы детей:

Да.

Дружба – солнце на рассвете

Дружба – это теплый ветер

Дружба – это светлый мир

Дружба – это только счастье

Дружба – это мир планеты

Дружба – это ценный дар

Дети читают стихи:

«Всей душой люблю я друга!

Жить без друга очень туго.

Не с кем веселиться!»

«Верный друг не подведет –

Он на помощь мне придёт

В горе, радости, беде –

Верный друг со мной везде!»

Дружба заботой и подмогой крепка.

Не жадничай,….

Ответы детей: письмо.

Надо собрать все эти картинки.

Дети собирают, и получается Земля с крышей.

Наша планета Земля с крышей.

Для того, чтобы показать, что Земля – наш общий дом

Как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом?

Конечно и взрослым и детям.

Какая огромная наша планета и сколько на ней веселых и красивых детей из разных стран.

Скажите, а чем похожи дети всех стран?

Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходят в детский сад, любят бегать, шалить, смотреть мультики, играть в разные игры.

Воспитатель обращает внимание детей на глобус.

Глобус – это уменьшенная модель Земли.

В какой стране мы живём?

Воспитатель показывает на глобусе территорию России.

Широка и необъятна наша Родина Россия. Самая красивая, родная и любимая, как мама. Мы с вами знаем, что есть и другие страны, давайте назовём некоторые из них, поиграв в игру.

Игра с мячом «Кто, где живёт?»

Я называю страну, а вы называете народ, который там живёт.

Россия –

Америка –

Англия –

Япония –

Китай –

Франция –

Германия –

Италия –

Испания –

Польша –

Молодцы!!!

Ребята, а можно не зная чужого языка понять, что с тобой здороваются, хотят дружить?

А что помогает нам это понять?

Как приветствуют друзья друг друга в нашей стране?

В Германии, в Америке, во Франции?

Давайте представим, что наши ладошки – это наша планета Земля, а пальчики – дети разных стран, которые хотят дружить друг с другом.

«Давайте, ребята, дружить друг с другом

Как птицы с небом,

Как травы с лугом,

Как ветер с полем,

Поле с дождями

Как дружит солнце со всеми нами».

Как вы думаете, что получится, если дети всей планеты возьмутся за руки.

Давайте мы с вами возьмёмся за руки, почувствуем тепло своих рук и согреем своим теплом, любовью нашу планету, защитим её от зла и бед.

А, чтобы наш общий дом – Земля был всегда прочный, красивый, надо быть друг к другу внимательными, добрыми, помогать друг другу, говорить добрые, ласковые слова.

Ответы детей:

Да.

Ответы детей:

Стих – е:

«Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети,

Внешностью разные и цветом кожи,

Но безусловно, мы в чем то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звёзды на небе открыть!»

В России.

Россияне

Американцы

Англичане

Японцы

Китайцы

Французы

Немцы

Итальянцы

Испанцы

Поляки

Да.

Выражение глаз, мимика, жесты, улыбка.

Здравствуй, мой друг!

Бонжур.

Пальчиковая гимнастика 2 – 3 раза.

Большой хоровод.

Дети с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг.

Дети держат в руках глобус, один ребёнок читает стих – е:

Давайте беречь от невзгоды любой,

Большой и доверчивый шар голубой.

Давайте, ребята, назло непогодам

Развеем над нею тучи и дым

В обиду её никому не дадим!»

Заключительная (итоговая)

О чём мы сегодня с вами говорили?

Я надеюсь, что вы будите всегда дружными, отзывчивыми, добрыми, внимательными друг к другу, будете дружить с детьми других национальностей, с другим цветом кожи. И когда вырастите, не дадите в обиду нашу планету.

Каждый из вас, когда вырастит, будет для кого – то настоящим верным другом.

Ответы детей.


Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Развивать речь детей.

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;
  • познакомить с культурой этих народов;
  • показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  • вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  • воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяю­щих нашу планету;

Развивающие:

  • продолжать работу по расширению кругозора детей, а также представления о мире;
  • развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми;
  • развивать умение игрового общения;
  • учить описывать внешний вид людей;
  • обогащать словарь, закрепляя новые слова;
  • учить подбирать родственные однокоренные слова;
  • упражнять в подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих из простых прилагательных и существительных;
  • развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат, развивать речевое дыхание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ

д/с «Черемушки» г. Балашова

Жижина Ирина Владимировна

Непосредственная образовательная деятельность

в подготовительной группе «Солнышко»

на тему: «Дружат дети всей земли»

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей . Развивать речь детей.

Образовательные: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету;

  1. познакомить с культур ой этих народов;
  2. показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;
  3. вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
  4. воспитывать добр ожелательное отношение ко всем народам Земли;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населя ю щих нашу планету;
  2. Развивающие: продолжать работу по расширению кругозор а детей; а также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в подборе синонимов , в составлении сложных прилагательных , состоящих из простых прилагательных и существительных; развивать интонационную выразительность речи, упражнять в изменении силы голоса, совершенствовать артикуляционный аппарат , развивать речевое дыхание .

Интеграция образовательных областей : коммуникация, познание (ФЦКМ , ФЭМП ), физическая культура, здоровье, музыка , чтение художественной литературы, безопасность, социализация .

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Материал:

  1. магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка и т.д.;
  2. доска с макет ом Земного шара;
  3. физическая карта России с изображением живущих на ней народов разных национальностей ;
  4. мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д. ;
  5. атрибутика Феи цветов: цветик-четырехцветик, указка;
  6. картонные куклы разных рас ;
  7. танграм «Колумбово яйцо» ;
  8. карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами;
  9. бумажный хоровод народов мира ;
  10. льдины из картона

Предварительная работа:

  1. изучение карты мира для детей, гл о буса;
  2. беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране» , рассматривание иллюстрационного материала по теме ;
  3. просмотр мультфильма и чтение произведения чтение сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;
  4. просмотр мультфильма «Катерок» ;
  5. чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;
  6. загадывание загадок о дружбе;
  7. разучивание наизусть стихи о дружбе;
  8. изготовление атрибутов: картонных кук ол разных рас , цветик а- четырехцветик а, волшебного экрана с изображениями народов разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,
  9. на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2 льдины;
  10. подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и т. д.;
  11. танец «Чунга-Чанга»;
  12. решение головоломок.

Дружат дети всей земли

Ход НОД:

  1. Введение в тему.

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл. М.Тани ча) дет и в х од я т в центр зала, образуя круг.

«Солнечный круг»

Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто ст о ит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

  1. Посмотрите на карту - сколько разных народов живет в нашей стране ! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель: - Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)

  1. Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
  2. Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
  3. Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас пр о изойдет маленькое превращение.

2. Игровая ситуация.

Звучит волшебная музыка. Воспитатель перевоплощается в Фею цветов.

Фея Цветов:

  1. Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась в Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)

- Правильно, цветы. Их у меня очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков-четырехцвети ков я принесла вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произ нести волшебные слова: «В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».

Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко .

А теперь тихо, ве дь это все-таки волшебные слова.

3. Пу тешествие по земному шару.

Включается экран: Дети монголоидной расы.

- Ребята, смотрите - «проснулся» волшебный экран! с изображением японской девочки.)

  1. Как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Япони и .)
  2. Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)
  3. Ребята, как сказать одним словом , что у человека узкие глаза, темные волосы . (У зкоглазый, темноволосый) . У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом , что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий) .
  4. Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солн ца - Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская , так и женская).

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. Фея цветов показывает указкой Японию .

- Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы , с необычной формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые горы (показ иллюстрации Фудзия ма) .

(На экране появля е тся иллюст раци я с изображением японск их детей .) Японские дети многое могл и бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются вари анты ответов детей.)

  1. Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
  2. Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует де тям, а те повторяют.)
  1. А как бы нам подружиться с эт ими детьми ?
  2. Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
  1. В Японии очень любят различные головоломки, среди них (вос питатель демонстрирует) и танграм - выкладывание геометрических фигур - есть и другое название этой игры: Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.
  2. Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так, чтобы друг другу не мешать.

«ТАНГРАМ»

- Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор десяти ф и гур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у вас получилось яйцо. (Звучит восточная музыка.)

Дети выполняют задание на ковре, возле мольберта, а затем рассматривают, что получилось.

  1. Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)
  2. Молодцы, ребята! В се справились с заданием . А теперь складывайте свои детали в конверт .
  1. На память о нашей встрече нам осталась кукла - японк а и еще интересная игра ТАНГРАМ, в которую вы сможете поиграть в свободную минутку.
  1. Теперь нам отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: Дети негроидной расы.

  1. Посмотрите, от наших слов экран снова проснулся. И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её назвать одним словом? (Чернокожая)
  1. Кто из вас знает, где жив ё т девочка с черным цветом кожи?

Дети: - Д евочка с чёрным цветом кожи жив ё т в Африке .

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка . Фея цветов показывает указкой Африку.

А теперь расскажите, как выглядит девочка.

- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие глаза, темные волосы , кудрявые волосы.. . (К ареглаз ая , большеглазый, темноволосый)

  1. Какая одежда у неё?

Дети : В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая .

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелие м: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды ), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища - каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

  1. Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздоров а емся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
  2. Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
  3. Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать афр и канские дети? Дети : А фр и канские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подр у житься? (Это потанцевать по- африканки.)

Танец «Чунга-Чанга».

- Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.
В память о них у нас осталс я этот танец и африканская кукла.

  1. Сколько у нас осталось еще лепестков?

Дети : У нас осталось еще 2 лепестк а.

- Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Фея цветов предлагает детям повторить ее ясно и отчетливо, на одном выдохе. )

Включается волшебный экран: Эскимосы (монголоидная раса).

Посмотрите на экран!

  1. Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
  2. Где живут эскимосы? (Н а севере нашей страны , там где холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

- Как вы думаете, почему эт и дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

  1. А теперь расскажите, как выглядят дети?
  2. Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий) .

Какое у детей настроение?

Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

  1. Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их ж и лище называется иглу.
  2. Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять то л стым слоям снега, и пурга не страшна.
  3. А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят ох о титься и ловить рыбу.
  4. Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
  5. А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
  6. Молодцы, ребята.
  7. А здороваются эскимосы , помахивая руками. (Дети показывают.)
  8. Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в люб и мую игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи ». Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого и г рока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи нач и нают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

- Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой н е
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: « Крепкую дружбу и топором не разрубишь » .

- Ребята, а какие вы знаете пословиц ы о дружбе ?

1 ребёнок: Старый друг, лучше новых двух.

2 ребёнок: Друга ищи, а нашел, береги.

3 ребёнок: Друзья познаются в беде.

4 ребёнок: Дружба заботой да подмогой крепка!

5 ребёнок: Живи не скупись с друзьями делись!

6 ребёнок: Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7 ребёнок: Добро потеряешь - опять наживёшь,

Друга потеряешь - уже не вернёшь.

  1. Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла .
  1. У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться д о мой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо …

Включается волшебный экран : Дети европеоидной расы,

Включился наш волшебный экран. (Фотографии детей из дет ского сада.)

А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

И они приготовили для вас один сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем про читать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку.

Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)

Почему это важные слова?

А вы по-настоящему дружные ребята?

Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой раз рез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому...)

И на память вам ребята дарят русскую куклу .

4. Стихи о дружбе:

1 ребёнок: Дружба - это тёплый ветер,

Дружба - это светлый мир,

Дружба - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба - это только счастье,

Дружба - у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой - жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом - даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Вам она сослужит службу.

Ведь дружба - это ценный дар!

2 ребёнок: Голубь белый, голубь смелый

Сделал он большое дело

По полям, лесам летал

И от нас привет всем детям

Белым, желтым всем на свете

Белый голубь передал.

3 ребёнок:
«Мы разные».

Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

4 ребёнок: «Много у меня друзей»

Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день
Нас дразнить совсем не лень!
Здесь все дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,
Здесь мы весело живём.
Пусть воспитательница верит

– Мы её не подведём!

5 ребёнок: «Про дружбу»

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

6 ребёнок: «Дружба – это дар»

Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.

Действительно, мы такие разные - взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга?

Мы разговариваем на разных языках;

По-разному одеваемся;

Выглядим по-разному;

У нас разные жилища (дома);

Мы живем в разных уголках земного шара.

Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дру жить с детства!

Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

5. «Дружат дети всей земли»

Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод

и соедини м его вокруг зем ного шара .

Как красиво у вас получилось.

А теперь давайте возьмемся за руки, встанем в полукруг и споём песню « Б ольшой хоровод » .

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой хоровод». - … Пусть все люди Земли с нами встанут в него. Пусть повсюду звучат только радость и смех. Пусть без слов будет песня понятна для всех!

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи , глаз , волос .


Корчагина Елена Александровна
Должность: воспитатель 1-квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №14"
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект НОД по окружающему миру
Тема: "Дружат дети всей Земли"
Дата публикации: 07.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14»

Конспект НОД по окружающему миру:

«Дружат дети всей Земли»
(для детей старшей группы)

Составила:

Воспитатель I кв. кат. Корчагина Е.А.

г. Арзамас 2016 г.

Цель:
Способствовать формированию у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Задачи:
- Продолжать способствовать развитию представления о том, что на Земле много стран и разных народов; - содействовать закреплению знаний о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции; имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни; - стимулировать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительное отношение к людям различных национальностей, а также побуждать гордиться своей Родиной; - способствовать формированию нравственных качеств: умения дружить, ценить и беречь дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
- Изучение карты мира для детей, глобуса; - беседа с воспитанниками на темы: «Люди каких национальностей живут в нашей стране», «Какие народы населяют нашу планету», рассматривание иллюстрационного материала по теме; - чтение сказок народов мира; - чтение стихов, пословиц, поговорок о Родине и дружбе.
Средства реализации:
- Карта мира и глобус; - картинки народов в национальных костюмах; - аудиозаписи с хороводной русской народной музыкой; - обруч с привязанными лентами для игры в русскую народную игру «Карусель»; - разрезанные бумажные шаблоны для игры «Собери посуду»; - листы бумаги, цветные фломастеры, краски. 2

Способы реализации:
- продуктивная деятельность; - художественное слово; - развивающая проблемно-игровая ситуация; - игра: «Кто, где живет?»; - русская народная игра «Карусель»; - дидактическая игра «Собери посуду»;
-
физкультминутка «Друг к дружке»; - использование ИКТ.
Взаимодействие с родителями:
- Рекомендовать посетить с детьми краеведческий музей и городскую библиотеку для накопления и обмена информации о русском народе; - предложить рассказать детям о «Семейных традициях»; - рекомендовать почитать сказки и рассказы народов мира. 3

Ход НОД:

Воспитатель:
Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка, там – зелёный луг. В лесу дремучем не пройдёшь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой… Одно у них названье есть: Леса, и горы, и моря – Всё называется Земля!
Воспитатель:
Глобус - это макет нашей планеты Земля. Наша планета большая и необъятная, на ней есть много всего необычного и таинственного. И кто же, по-вашему, все эти тайны пытается разгадать? Правильно – люди! На нашей земле живет много разных людей – разных национальностей. Ребята, в какой стране мы с вами живем?
Дети:
Россия. 4

Воспитатель:
Широка и необъятна наша Родина Россия! Самая красивая, гостеприимная, душевная, родная и любимая. Есть на карте мира и другие страны, назовите их. (Ответы детей)
Игра «Кто, где живет?»

Воспитатель:
А сейчас поиграем в игру. Я называю страну, а вы называете народ, который там живет. Россия – россияне; Америка - американцы, Япония - японцы; Китай - китайцы; Англия - англичане; Франция - французы; Италия -итальянцы; Индия -индийцы и т.д. (Воспитатель предлагает вниманию детей карточки с изображениями народов разных стран в их национальных костюмах).
Воспитатель:
Вместе с нами на земном шаре живут люди разных национальностей. Они различаются по цвету кожи, национальным традициям. Каждый народ имеет свой родной язык, культуру, обычаи, любимые песни и танцы. Ребята, как вы думаете людям разных национальностей надо дружить друг с другом? 5

Дети:
Да.
Воспитатель:
Давайте нарисуем символ дружбы народов разных стран. Посмотрите, ладошка соединяет все пальчики вместе. Так давайте представим, что ладошка – это наша планета Земля, а пальчики - разные народы. Все мы живем на одной планете! Сначала обведем цветным фломастером ладошку, прижав её к листу бумаги. Потом раскрасим саму ладонь голубой, зеленой, желтой и коричневой краской. Что обозначают эти цвета на глобусе?
Дети:
На глобусе больше всего голубого цвета – это вода: моря, океаны, озера, реки. Зеленый – это леса, желтый – пустыни, коричневый– горы и равнины.
Воспитатель:
Теперь давайте цветными фломастерами на пальчиках нарисуем лица детей разных рас и национальностей. Как мы будем их изображать? Какое лицо нарисуем у русского человечка? У жителей Европы и Африки? У китайца и японца?
Дети:
У русского человека нарисуем светлые волосы, большие голубые глаза. У негра - темный цвет кожи, вьющиеся волосы. У японца и китайца узкие глаза, темный цвет глаз и волос (Дети рисуют).
Воспитатель:
Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась, и сколько на ней красивых, веселых детей из разных стран. Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей). Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры. Давайте и мы с вами сейчас поиграем.
Русская народная игра «Карусель»
(звучит хороводная русская народная музыка) 6
Воспитатель держит обруч, к которому привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и началась игра. Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. 7

Воспитатель:
Ну как? Хорошо поиграли? (Ответы детей) Ребятки, вот так люди на ярмарке играли, веселились, а бывало случалось и так, что посуда билась. Давайте с вами соберём битую посуду?
Дидактическая игра «Собери посуду».
Детям раздаются разрезанные бумажные шаблоны гжельского сервиза, узбекской пиалы. Они собирают предметы посуды, сидя за столами.

Воспитатель:
Какие же вы молодцы! Всё собрали! Мы с вами живем в одной большой стране. Но в России живут не только русские. Наша Россия - это многонациональная страна. На ее территории проживают русские, татары, башкиры, чуваши, буряты и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, обычаи, обряды, но вносит свой вклад в общее дело – развитие и процветание России. Поэтому важно крепить дружбу и сотрудничество народов России, уважая в то же время национальные чувства каждого из них (Воспитатель предлагает вниманию детей карточки с изображениями народностей, проживающих в нашей стране, в их национальных костюмах).

Воспитатель:
У каждого народа есть свои обычаи и традиции. А что такое «традиции»? Это разные умения и знания, которые передаются от поколения к поколению. Например, ваши бабушки умели печь пироги и научили ваших мам, а мамы научат вас. У каждого народа есть свои праздники. Какие праздники знаете вы?
Дети:
«Новый год», «Масленица», «Пасха», «День города» и т.д.
Воспитатель:
Правильно. А кто-нибудь знает, что, например, у татарского народа есть свой национальный праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока). Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю). Культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Свои песни и
сказки есть также у каждого народа, населяющего нашу планету. Ребята, давайте вспомним сказки разных народов мира. Что общего в них?
Дети:
Во всех сказках есть добро и зло. И добро всегда побеждает зло.
Воспитатель:
Верно. Вот вам сейчас хорошо, тепло, уютно, сыто. А представьте, если все народности земного шара, не будут жить в мире и согласии, как сейчас, а будет война, вражда, людям будет плохо? А как вы думаете, как ее избежать?
Дети:
Нужно уважать и любить друг друга. Дружить со всеми.
Воспитатель:
А вы - дружные ребята?
Дети:
Да!
Воспитатель:
А почему вы так думаете?
Дети:
Потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обидеть друг друга.
Воспитатель:
А с чего начинается дружба?
Дети:
С улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов.
Воспитатель:
Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха?
Дети:
У дружбы нет цвета и запаха.
Воспитатель:
С чем можно сравнить крепкую дружбу?
Дети:
С железом, камнем, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.
Воспитатель:
Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные.
Физкультминутка «Друг к дружке».
В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания. Как только воспитатель скажет фразу «друг к дружке», воспитанники должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые будут называть. Каждый раз, как только педагог будет говорить «друг к дружке», дети должны будут найти себе нового партнёра. Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу;
колено к колену; локоть к локтю; спина к спине; плечо к плечу.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему? (Ответы детей). Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать здороваться каждое утро, не только с детьми, но и со взрослыми. Мне бы очень хотелось, чтобы с нами в эту игру поиграли и дети других народов и стран. Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли встанем в круг и возьмемся за руки. Наша планета это один большой дом для всех народов. Что всем людям нужно делать, чтобы сохранить планету Земля?
Дети:
Мы должны беречь природу, все дружить, охранять от войн и других бед, украшать, трудиться.

Воспитатель:
Давайте беречь от невзгод нашу планету, наш мир! Все вместе люди Земли могут сделать свой дом (планету Земля) красивым, удобным, таким, чтобы человеку в нем хорошо и спокойно жилось. Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, Но, безусловно, мы в чём-то похожи! Всем нам счастливыми хочется быть, Новые звёзды на небе открыть, Годы пройдут, и мы станем взрослее, Ростом повыше, по жизни мудрее, И поменяется мир весь вокруг, Но рядом останется преданный друг! Давайте, ребята, назло непогодам обнимем планету своим хороводом, Развеем над нею тучи и дым, В обиду ее никому не дадим.

Список литературы:
1. Национальный костюм// Игра и дети. – 2009.- №7. –С. 17-24. – (Язык игры – язык дружбы!). 2. Праздники народов России: Энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская. – М.: Росмэн, 2002. – 103с. – (Энциклопедия). 3. Шестернина, Н. Моя Родина – Россия. Народы. Костюмы// Дошкольник. Младший школьник. – 2009. - №6. – с. 33-37. – (Познаем мир).

mob_info