Диагностика уровня мелкой. Определение уровня развития мелкой моторики рук. График педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по развитию мелкой моторики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: Методы диагностики изучения моторики детей раннего, дошкольного возраста

по дисциплине «Развитие моторики у дошкольников»

Казань 2015

Проблемами изучения мелкой моторики школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.). Рaзвитие мелкой моторики тесно cвязaно c рaзвитием познaвaтельной, волевой и эмоционaльной cфер пcихики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Вместе с тем, качественные изменение контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).

А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).

Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966)

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В. Светлова и др.), авто дидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности c овладением навыком письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, a также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, a не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». - 2008 - 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

3 балла - ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла - ребенок заполнил 6 - 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл - ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

3 балла - все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла - 1-2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл - 3 и более ошибок.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

3 балла - 1-2 раза сошел с линии.

2 балла - 3-4 раза сошел с линии.

1 балл - 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

3 балла - без ошибок.

2 балла - с ошибками.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Узоры по клеточкам»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

3 балла - без ошибок.

2 балла - с ошибками.

1 балл - ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию - две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

3 балла - без ошибок.

2 балла - 1 ошибка.

1 балл - 2 ошибки и более.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Цветок»

3 балла - без ошибок.

2 балла - 1- ошибки.

1 балл - 3 ошибки и более.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

3 балла - без ошибок.

2 балла - 1 - 2 ошибки.

1 балл - 3 ошибки и более.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Фигуры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».

3 балла - без ошибок.

2 балла - ошибки в 1 фигуре.

1 балл - ошибки в 2 фигурах.

0 баллов - с заданием не справился.

Методика «Письмо»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу». моторика мышечный дошкольник диагностика

3 балла - скопировал правильно.

2 балла - скопировал с 1 - 2 ошибками.

1 балл - допустил 2 и более ошибки.

0 баллов - не смог скопировать фразу.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего (раннего дошкольного) возраста. Роль мелкой моторики в становлении личности, правильное развитие которой определяет формирование сенсомоторной координации. Мелкая моторика у детей с ЗПР.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Недоразвитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития. Разработка, апробация технологии развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2015

    Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте. Структура и сущность дополнительного образования в системе образовательного единства России. Разработка методики развития мелкой моторики ребенка, организация ее экспериментальной проверки.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2013

    Психолого–педагогические особенности и диагностика детей старшего дошкольного возраста. Оригами как вид конструирования из бумаги для развития мелкой моторики. Работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Физиологические особенности развития моторики у дошкольников. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей этого возраста. Рекомендации по организации занятий со столом-планшетом для рисования песком на развитие моторики рук у младших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2016

    Патогенез, клинические проявления умственной отсталости. Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью. Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей. Пальчиковая гимнастика.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2010

    Проведение диагностики и определение уровня развития мелкой моторики у детей с общим нарушением речи из исследуемой группы. Подбор игры и упражнения для развития моторики на занятиях по ручному труду. Разработка и эффективность педагогической программы.

    презентация , добавлен 13.04.2016

    Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе. Методы изучения состояния звукопроизношения у детей. Подбор упражнений для занятий на активизацию мелкой моторики руки малышей в сочетание со стихотворном текстом и звукоподражанием.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2012

    Психологические и физические особенности детей младшего дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и уровень развития речи, их взаимозависимость. Развитие активных движений пальцев рук. Исследование влияния развития мелкой моторики на развитие речи.

Разделы: Работа с дошкольниками

Сегодня в любой газете можно встретить объявление: «Обучаем чтению с двух лет» или «Раскрываем потенциал дошкольника». Мамы и папы, как правило, готовы на все ради любимых детей. Они радуются, когда их ребенок в три года читает, в четыре играет на пианино, а в пять пишет натюрморты. К сожалению, от родителей ускользает другая истина, что ум ребенка находится на кончиках пальцев и можно добавить, что не только ум, но основные способности и даже таланты. Поэтому не случайно нами выбрана тема по развитию мелкой моторики рук у детей 3-его года жизни.

Актуальность определяется тем, что согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления.

Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Многие педагоги, психологи, физиологи, нейрофизиологи отмечали, что взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов. Они указывали на то, какие блага несет моторика руки: развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

В итоге можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука.

И как писал И.П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».

Мы решили провести обследование уровня развития мелкой моторики рук детей третьего года жизни через 9 игровых заданий, которые давались детям в начале и в конце учебного года. В таблице представлены материалы, используемые для заданий, инструкции и умения, которые мы ожидали увидеть.

Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

«Игровые задания для детей» (на начало и конец учебного года)

Детям предлагалось поиграть с пособиями, которые давались поочерёдно, для более точного определения уровня развития ручной умелости детей.

Таблица 1

Материал для заданий Инструкция ребенку Умения ребенка
Пособие по шнуровке «Сапожок» «Продень шнурочек» Продевать шнурок сквозь узкое отверстие
Пирамидка (5колец) «Собери пирамидку» Нанизывать кольца на стержень
Матрёшка (3-х местная) «Собери матрёшку» Соединять части матрёшки
Тренажер с крышками (4 штуки) «Открути крышечки, а теперь закрути их» Закручивать (откручивать) крышки
Рамки Монтессори (с пуговицами) «Застегни пуговки и расстегни их» Расстёгивать (застёгивать) пуговицы
Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость «Переложи из тарелочки бусинки в баночку» Перекладывать предметы
Рамки Монтессори (верёвочка) «Завяжи узелок, а теперь развяжи» Завязывать узелки
Пластмассовый шарик (диаметром 2см.) «Покатай шарик межу ладошками, а теперь пальчиками» Катать шарик между ладонями, пальчиками

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.

Таблица 2

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрешки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.

На основании результатов диагностики мы определили индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года, используя следующий график.

Рисунок 1

На графике цифры по вертикали обозначают уровни развития детей: низкий, средний и высокий, а цифры по горизонтали – номера заданий для детей:

  1. продевание шнура сквозь узкое отверстие
  2. нанизывание колец на пирамидки
  3. соединение частей матрешки
  4. закручивание (откручивание) крышек
  5. расстегивание (застегивание) пуговиц
  6. перекладывание мелких предметов
  7. завязывание узлов
  8. катание шариков между ладонями
  9. катание шариков пальчиками

Используя эту же диагностику на конец учебного года на графике сразу видна динамика уровня развития руки ребенка. Результаты предоставлены в сравнительной таблице 3.

Таблица 3

Количество детей с высоким уровнем развития мелких мышц руки увеличилось на 13%, детей со среднем уровнем – стало больше на 24%, количество детей с низким уровнем уменьшилось с 56% до 19%.

Таких результатов мы добились, решая следующие задачи:

  • проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук мы классифицировали основные виды игр, заданий, упражнений:

  • игры с пальчиками;
  • массаж пальцев и кистей рук;
  • игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками;
  • игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с вкладышами, с надувными и резиновыми игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками, с палочками, с образными игрушками;
  • игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

Составив перспективный план по использованию этих игр и упражнений, м ы стали пополнять предметно-развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.


Рисунок 2

Основа нашей работы это совместная деятельность с детьми в течение дня.


Рисунок 3

В группе с детьми мы каждый день стали проводить пальчиковые игры в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты, а зачастую включая в занятия гимнастикой, физкультурные занятия, игры на прогулках

Мы обратили внимание, что малышам очень нравится рассказывать стихи, потешки при помощи пальчиков. Они получают от этого удовольствие. Мы видели, как эти игры способствовали развитию речи, развивали чувства ритма, воображение, вызывали смех и радость от общения.

Наравне с пальчиковыми играми в работу с детьми мы стали включать ежедневно массаж пальчиков и ладошек рук.

На смену простым пальчиковым играм и упражнениям приходит пальчиковый театр, с персонажами которого можно поставить любую сказку.

Развивать мелкую моторику рук помогали игры с разными материалами: поролоном, бумагой, тканью, тестом, пластилином, глиной, природными материалами, крупой, водой, песком.

«Песочная педагогика» позволила нам:

  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
  • стимулировать познавательный интерес, расширять кругозор

Для самостоятельной деятельности детей чтобы улучшить умения нанизывать предметы на стержень в центр настольной игры мы вносили - пирамидки разных видов, дощечки со стрежнями и геометрическими фигурами; бочонки, шары, сквозные колпачки от фломастеров; для развития умений собирать предметы-вкладыши - мисочки, цилиндры, пазлы, объёмные домики. Дети с удовольствием играли с народными игрушками (матрёшками), увлекаясь их красочностью, выразительностью.

Большое значение в нашей работе уделяется развивающим тренажерам.

Они давали возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. Мы заметили, что чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных тренажерах, тем быстрее происходит развитие мелких мышц руки ребёнка. С их помощью отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.

В создании многих тренажеров, таких как «Будущий мастер», «Сказочные дверки», «Транспорт», «Полянка», «Гриб», «Конфета – шесть в одной» принимали участие многие родители. Эти тренажёры очень понравились детям.

Тренажёр «Сказочные дверки» на прочной деревянной основе, с выпиленными 3-мя дверками, которые открываются и закрываются при помощи разных задвижек. При открывании и закрывании замочков дети, тренируя ручную умелость, попадают в мир сказок.

В развивающем тренажере «Будущий мастер» разные виды запоров: замочки, завёртки, крючки, засовы; выключатели, кнопки дверного звонка, мебельные роликовые колёсики и прочие приспособления (удалость собрать 20 различных видов), закрепленные на основе из ДВП размером 1м. х 60см. Упражняясь на тренажёре, дети могли выполнить следующие действия: открыть ключиком замочки, открыть-закрыть крючки, запоры, дверную цепочку; повернуть ручки, вертушки; нажать звонок, выключатель, резиновую грушу; повернуть колёсико; открутить-прикрутить крышки. Для родителей мальчиков нашей группы мы оформили стендовую консультацию «Мальчишеские тренажёры».

Нами были придуманы и оригинальные пособия – тренажёры на ткани. Достаточно универсальным получился тренажёр – панно «Транспорт». На тканевой основе размером 80см х 60см, выполнено изображение разных видов среды движения транспорта – воздушной, водной, наземной. На голубой полосе (небо) – воздушный транспорт (самолёт, вертолёт); на синей полосе (река) – водный транспорт (пароход, лодка); на чёрной полосе (шоссе) – наземный транспорт (грузовая, легковая машина, автобус). Каждый вид транспорта на этом панно – тренажёре можно выложить из геометрических фигур, пристегнув затем разными способами (липучкой, крючком, пуговицей) окна, колёса, паруса, трубы. На этом полотне, кроме возможности «изобразить разные виды транспорта», можно выполнить и следующие действия: продеть «разделительную линию» на дороге, «включить» светофор; «посадить» цветочки; продеть и завязать «пропеллер» на вертолёте; «открыть» и «закрыть» двери автобуса (молния). Это панно помогает нам решить многие задачи: развивать мелкую моторику рук, внимание, память, учить доводить начатое дело до конца, учить играть рядом, не мешая, друг другу, закреплять знания цвета, формы, величины, различать виды транспорта.

Панно – тренажёр «Полянка» представляет большую ценность для развития тактильных ощущений, так как на этой полянке каждая бабочка и цветочек выполнены из разного по фактуре материалу и на них нашиты различные украшения (бусинки, бисер, бахрома, тесьма), делая поверхность их разнообразной для осязания. И цветочки, и бабочки крепятся на поляну при помощи липучек, пуговиц, крючочков, что позволяет развивать и мелкую моторику рук.

Благодаря изобретательности родителей в нашей группе появился «Гриб» - тренажёр. На шляпку гриба при помощи липучек, можно наложить «горошины»; при помощи пуговиц пристегнуть «бабочек», при помощи крючков ягодки. Под грибом место не пустует – звери могут спрятаться под ним от дождя. Он нам помог при инсценировании сказки, которая так и называется «Под грибом».

У нас в детском саду был объявлен конкурс «Конфета моей мечты». К нему была придумана загадочная конфета «Шесть в одной», над которой детям приходилось потрудиться, прежде чем угоститься. Эту поделку можно назвать тренажером.

Создать богатую развивающую среду мы не смогли бы без помощи семьи, работа с которой проводилась в разных направлениях.


Рисунок 4

Учитывая то, что развитие детей невозможно без взаимодействия с родителями, мы провели их анкетирование, определив, имеются ли дома игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, и как родители относятся к играм с детьми: показывают ли действия, участвуют ли в играх, стимулируют ли их активность и т.п.

Анкета для родителей « Развитие мелкой моторики рук».

Таблица 4

Критерии оценки Самооценка
1. Условия для развития умений нанизывать кольца на стержень
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида пирамидок (по размеру, по количеству и форменанизываемых предметов)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с пирамидками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с пирамидками
в) Поощряем самостоятельную игру с пирамидками
2. Условия для развития умений продевать шнур сквозь узкое отверстие
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х разных видов игр, пособий для шнурования.
Внимание родителей к развитию выполнения действий шнурования
б) Играем вместе с ребёнком в разные виды игр для шнурования
в) Поощряем самостоятельную игру со шнуровками
3. Условия для развития умений соединять сборно-разборные игрушки
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида сборно-разборных игрушек (3-х – 5-ти местные матрешки, бочата)
Внимание родителей к развитию выполнения действий со сборно-разборными игрушками
б) Играем вместе с ребёнком со сборно-разборными игрушками
в) Поощряем самостоятельную игру со сборно-разборными игрушками
4. Условия для развития умений катать мелкие округлые предметы между ладошками
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х разного вида округлых предметов: шарики, мячики (каучуковые, колючие, плюшевые, пластмассовые, резиновые и т.д.)
Внимание родителей к развитию выполнения действий с мячиками, шариками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мячиками, шариками
в) Поощряем самостоятельную игру с мячиками, шариками
5. Условия для развития умений закручивать (откручивать)
Наличие материала дома:
а) Не менее 2-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с закручивающимися предметами (крышками)
б) Играем вместе с ребёнком в игры с крышками
в) Поощряем самостоятельную игру с крышками
6. Условия для развития умений расстегивать (застегивать) пуговицы
Наличие материала дома:
а) Не менее 3-х видов пособий, при которых дети совершают эти действия
Внимание родителей к развитию выполнения действий с застежками
б) Играем вместе с ребёнком в игры с застежками
в) Поощряем самостоятельную игру с застежками
7. Условия для развития умений завязывать узлы
а) Наличие дома ленточек, веревочек, шнурочков
б) Играем вместе с ребёнком в игры с веревочками
в) Поощряем самостоятельную игру с веревочками
8. Условия для развития умений перекладывать мелкие предметы
а) Наличие дома мелких предметов, ёмкостей для перекладывания
Внимание родителей к развитию выполнения действий
б) Играем вместе с ребёнком в игры с мелкими предметами
в) Поощряем самостоятельную игру с мелкими предметами

Подведя итоги, мы выяснили, что многие родители не знают, какие виды игрушек и пособий должны быть в игровых уголках. Во многих семьях вместо пособий по шнуровке по закручиванию и откручиванию крышек были большие мягкие игрушки, пластмассовые машины, куклы. Эти игрушки способствуют игровой деятельности, воображению, познавательному развитию, но не стимулируют мелкую ручную умелость. Хотя, при определенных условиях и эти игрушки можно использовать для развития мелкой моторики рук.

По анкетам отмечалось достаточное внимание родителей к развитию действий с пирамидками, со сборно-разборными ингушками, т.к. практически в каждой семье достаточно этих игр. Родители играют вместе с детьми с этими игрушками и поощряют самостоятельную игру своих малышей. Во многих семьях много разных по величине мячиков. В играх с ними, у детей развиваются крупные мышцы тела, и родители не знают, как использовать игры с мячом для развития мелкой моторики рук. Проанализировав все анкеты мы составили график педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по использованию основных видов игровых пособий для развития мелкой моторики руки.

График педагогических потенциалов взаимодействия семьи и ДОУ по развитию мелкой моторики.


Рисунок 5

4 балла – Полностью соответствует утверждению

3 балла – Соответствует в достаточной степени утверждению

2 балла – Соответствует в небольшой степени утверждению

1 балл – Совсем не соответствует утверждению

  1. Умение нанизывать кольца на стержень.
  2. Умение продевать шнур сквозь узкое отверстие.
  3. Умение соединять сборно- разборные игрушки.
  4. Умение катать мелкие округлые предметы между ладошками.
  5. Умение закручивать, откручивать крышки.
  6. Умение расстёгивать, застёгивать пуговицы.
  7. Умение завязывать узлы.
  8. Умение перекладывать мелкие предметы.

По графику сразу видно направленность работы с семьями воспитанников. Вот, например, по 6 пункту – умение расстегивать и застёгивать пуговицы нам предстоит ещё работа, так как родители не обращают на это внимание. Самый высокий показатель по умению нанизывать кольца на стержень, т. к. во многих семьях имеются достаточное количество различных пирамидок.

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.


Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1
Выполнение по зрительному образцу:
· соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
· пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
· 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"
То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:
· с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"
· открыть глаза - повтор движений.

Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора:
· Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").


Оценка результатов с точки зрения психологии .
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)
Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная.
2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.
Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения.
3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует.
Оценка : односторонняя пространственная агнозия.
4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.
Оценка : инертность движений (лобные доли).
5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов – ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются.
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха.
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.
На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

На расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.
В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки).
Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • ¬ «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • ¬ «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • ¬ «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • ¬ «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • ¬ Дорисуй прямую линию;
  • ¬ Дорисуй волнистую линию;
  • ¬ Дорисуй ломаную линию (заборчик).

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  • Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  • ∙ Катание шарика.


Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2 - балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до егопальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.


Методы диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Проблемами изучения мелкой моторики школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.). Рaзвитие мелкой моторики тесно cвязaно c рaзвитием познaвaтельной, волевой и эмоционaльной cфер пcихики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Вместе с тем, качественные изменение контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).

А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).

Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966)

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В.Светлова и др.), автодидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).

Уровень рaзвития мелкой моторики – один из покaзaтелей интеллектуaльной готовноcти ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий выcокий уровень рaзвития мелкой моторики, умеет логичеcки рaccуждaть, у него доcтaточно рaзвиты пaмять, внимaние, cвязнaя речь. Учителя отмечaют, что первоклaccники чacто иcпытывaют cерьезные трудноcти c овлaдением нaвыком пиcьмa. Пиcьмо – это cложный нaвык, включaющий выполнение тонких координировaнных движений руки. Техникa пиcьмa требует cлaженной рaботы мелких мышц киcти и вcей руки, a тaкже хорошо рaзвитого зрительного воcприятия и произвольного внимaния (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленноcть к пиcьму, недоcтaточное рaзвитие мелкой моторики, зрительного воcприятия, внимaния может привеcти к возникновению негaтивного отношения к учебе, тревожного cоcтояния ребенкa в школе. Поэтому в дошкольном возрacте вaжно рaзвить мехaнизмы, необходимые для овлaдения пиcьмом, cоздaть уcловия для нaкопления ребенком двигaтельного и прaктичеcкого опытa, рaзвития нaвыков ручной умелоcти. Но в дошкольном возрacте вaжнa именно подготовкa к пиcьму, a не обучение ему, что чacто приводит к формировaнию непрaвильной техники пиcьмa.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).


1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Мячики»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры по клеточкам»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 ошибка.

1 балл – 2 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Цветок»

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1- ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Фигуры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ошибки в 1 фигуре.

1 балл – ошибки в 2 фигурах.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Письмо»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».

Оценка:

3 балла – скопировал правильно.

2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.

1 балл – допустил 2 и более ошибки.

0 баллов – не смог скопировать фразу.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.


Ольга Клюшкина
Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет

Приложение 1

Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы . Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики .

Цель диагностики : выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук .

Задача : систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы .

Обработка и анализ результатов :

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован ;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Особенности проведения :

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.

Оценка результата воспитателем.

1 баллов – ребенок не справился с заданием.

2 балла - ребенок справился с помощью взрослого.

= – 3 балла – ребенок справился с заданием.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий :

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу :

Соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"

2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Задание №2

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора :

С закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"

Открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

Перенос позы с выключением зрительного анализатора :

Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза") .

Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика » предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников , которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет .

1. Пальчик с носиком здороваются.

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки : а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения : для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях) .

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки) .

Взрослый предлагает ребенку протянуть : а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения : ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет :

Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук : сначала на правой, потом на левой руке.

Изменение положения кистей рук : одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

Поочередно постукивать пальчиками по столу.

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

При подсчете результатов отмечается :

плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;

нарушение темпа выполнения движения (не под счет) ;

невыполнение;

наличие леворукости.

Приложение 3

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели :

Стимулирование речевой активности детей , развитие речи ;

развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук : большого, указательного и среднего;

Подготовка кисти руки к письму;

развитие сенсомоторной координации рук ;

Влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом) ;

Формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий : «вверху» , «внизу» , «справа» , «слева» ;

развитие внимания , восприятия, мышления;

развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование : карандаш

1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так : указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование : резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.) .

2. «Гусли» . На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях» .

Волшебный мешочек.

Оборудование : мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель : В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание ,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование : разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку) .

2. Прокатить шарик по столу : подтолкнуть правой,поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

4. «Футбол» .Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование : бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку :

Перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка» ;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

2. «Плетение» из шнурка узора : кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3. Различные шнуровки.

4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые) . Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок » .

Игры со счётными палочками.

Оборудование : счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти .

Цель : Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал : карточки с разной на ощупь поверхностью

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Целлофан

1.«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

2. «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

3. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование : прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель :1. Развитие мелкой моторики .

2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3. развитие чувства ритма ;

4. развитие конструктивного мышления;

5. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование : мозаика различных видов, образцы

выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,

разные семечки.

1. «Золушка» :насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант : попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

3. «Месим тесто» .Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А. "Кто больше соберет фасоли?" - собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

5. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача : нанизать макаронины на шнурок.

6. «Покорми Куклу» .Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем) . Предложите ребенку : "Давай

покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование : яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое) .

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них , показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование : пуговицы с крупными дырками, шнурок

1. «Забавная змейка» .Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2. «Пуговки-застежки» . На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

3. Цель : Игра развивает внимание , восприятие.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

4. Цель : Игра развивает зрительно- моторную координацию .

Складывать пуговицы в стопочки (башенки) . Детисоревнуются, чья стопочка будет выше.

5. Игра "Пуговица ".

Цель : развитие памяти , пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

mob_info