Патриотическое воспитание средствами краеведения. Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся на основе изучения истории родного края

В массовом патриотическом сознании российских детей идет процесс переоценки ценностей, крушение старых идеалов и политических ориентаций, осмысление реалий современной действительности. Патриотическое сознание детей находится сегодня на перепутье.

Однако состояние размытости и противоречивости такой нравственной ценности, как патриотизм, не может оставаться длительное время. Отсутствие должной заботы о воспитании детей привели к большим деформациям самой природы патриотизма и национальных отношений. Все это способствует росту настроений нигилизма, космополитизма, антипатриотизма, национализма, все большему появлению молодых людей, не знающих своих «корней», равнодушных к национальной культуре, святыням своего народа, историческим достижениям, памятникам, традициям, неспособных понять людей других наций и народностей.

В структуре патриотического сознания произошли изменения и в отношении к службе в Вооруженных Силах, защите своего Отечества

Анализ поведения детей показывает, что размытость патриотических ценностей ведет к тенденции нарастания потенциала экстремизма, антиобщественных проявлений, росту преступности, пьянства, наркомании, тунеядства, насилия и жестокости, которые стали неотвратимой угрозой не только подрастающему поколению, но и обновлению общества в целом.

Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом.

Личность рождается в детстве, и важно, чтобы ребенок с детства усвоили суть нравственных и человеческих ценностей.

В настоящее время огромное значение приобретает проблема «краеведческого развития личности» . Это связано с тем, что современная жизненная ситуация, в конечном счете, привела к появлению так называемой «неукоренённой личности». Такая личность довольно распространена в стране и ее черты проявляются на уровне семьи (не знаем своих предков, своей родословной), малой Родины, которую плохо знаем или вообще потеряли связи - родились в одном месте, а живем в другом.

«Отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордится его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации» .

Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило с тем местом, где находится дом, школа, родители, друзья, то есть конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства.

Стало быть, прежде всего, нужно формировать у детей знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Из этих детских разрозненных впечатлений, из этих первых глубоких эмоций вырастает постепенно чувство любви к своей родной стране, к своей Отчизне . Краеведение- источник патриотических идей воспитания.

Краеведение - область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны выделяемой по одному способу районирования (административно-территориальное физико-географическое, экономико-географическое, сельскохозяйственное, климатическое, почвенное, растительное, геологическое, топографическое, историко-культурное, историческое и пр.), отдельными лицами независимо от места проживания, социально-демографического и иных признаков, а также добровольными объединениями, исследовательскими, народнохозяйственными, учебно-воспитательными, государственными, кооперативными, частными, совместными предприятиями, учреждениями и организациями с научными, производственными, образовательными, познавательными и иными целям .

Слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в ХХ веке, хотя и восходит к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность. В Толковом словаре В. И. Даля (вторая половина 19 века) такого слова еще нет. Нет его и в Энциклопедическом словаре, издававшемся на рубеже 19 и 20 столетий Брокгаузом и Эфроном. В Академическом словаре русского языка (1916 г.) уже находим слово «краеведение» и объяснение его: «совокупность …знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны, преимущественно силами местного населения». Близкое толкование встречаем в словарях русского языка и в энциклопедических справочниках последующего времени. Важно отметить, что изначальный смысл слова подразумевает не просто знание о чет-то, но и путь познания, поиска и распространения этих знаний. «Ведение», по тому же словарю Даля, - это «знание, познание, разумение, сведение, понимание» и «состояние ведающего».

Научные понятия об истории края и об источниках такого познания начали формироваться два- три столетия назад. Но корни этих представлений уходят вглубь веков, когда зародились передаваемые от поколения к поколению предания - устные сказания, исторические песни. На них опирались первые летописцы, записавшие различные события погодно - по «летам». И уже рано возникает местное летописание - летописи отдельных земель, городов, монастырей, сказания о знаменательных событиях в истории края, жития местных святых. Духом летописания проникнуты и сводного характера сочинения 18 века по истории отдельных краев и городов.

К середине 18 века заметна уже научная основа краеведческих изысканий. В обретении и распространении краеведческих знаний велика роль В. Н. Татищева - зодчего многих наук в России и Академии наук; составляли историко-географические лексиконы, рассылали академические анкеты с разнообразными вопросами о прошлом и настоящем отдельных местностей, организовывали академические научные экспедиции по изучению разных регионов страны, и историки во время таких экспедиций выявляли и копировали старые исторические документы. Во второй половине 18 века стало возможным появление опирающихся уже на достаточно широкую источниковую базу трудов местных жителей, преимущественно разночинцев, по истории их края. Труды такого содержания получают научное признание. .

К концу 18-начало 19 века краеведение в той или иной форме занимало немалое место в общественной жизни больших и малых городов. Период 1917 /1918 - 1927 /1929 г.г. можно назвать «золотым десятилетием» развития краеведения - его признали тогда «массовым научно-культурным движением». М. Горький писал в октябре 1927 года: «Краеведение - дело, значение которого не может быть преувеличено» . Краеведческая работа «стала» работаю государственного, исторического значения». Число краеведческих учреждений увеличилось более чем в 10 раз, многие из них выпускали свои издания. Подвижники культурного строительства сумели сделать в условиях голода, гражданской войны, разрухи необычайно много и привлечь к этому молодежь, широкую общественность.

Отличительная черта краеведения конца 1910-х-1920-х годов - тесная взаимосвязь с «большой наукой» - с академическими учреждениями и университетами. Это способствовало внесению невиданного ни ранее, ни позднее научного начала - исследовательского и собственно методического - в краеведческую работу и использованию выводов и наблюдений краеведов в трудах широкой научной тематики и высокого исследовательского потенциала.

Рассчитывая на это, секретарь Академии наук академик С.Ф. Ольденбург писал в первом номере журнала «Краеведение» (1923 г.): «В оборот науки и жизненной практики будет введен такой громадный материал, что даже трудно себе представить сейчас те плодотворные обобщения, которые мы вправе ожидать». А Н. К. Крупская, столь много сделавшая для развития народного образования, обращая особое внимание на разработку программы школьного обучения, опирающегося на конкретный материал, говорила на третьем краеведческой конференции в 1927 году « А где же черпать этот материал, как не в краеведении? Вот на каждом шагу ощущаешь необходимость того, чтобы всю нашу работу пропитало всестороннее знакомство с краем». Конец 20-х годов оказался трагичным для краеведческого движения на местах. Развитие краеведения завершилось волной репрессий. С 1930 года в краеведческих журналах не было не одной фамилии ведущих краеведов прошлых лет. В стране появляются первые пятилетние планы, разворачивается масштабное строительство. В этих условиях возрастает потребность в систематическом обеспечении краеведческой книгой.

В конце 19 века возникает много различных добровольных организаций, в чьей деятельности краеведение занимает значительное место. Комплексное изучение отдельных территорий в границах губерний и уездов развернули земства и церковь, внесшая вклад, а создание краеведческих материалов. В учебных заведениях появился новый предмет «Родиноведение» или «Отечествоведение».

Краеведческую деятельность сегодня осуществляют многие учреждения и организации: органы власти и управления регионов, музеи, архивы, школы, вузы, творческие и общественные объединения, туристические станции. Особая роль отводится библиотекам, в том числе детским. Они являются теми учреждениями, которые помогают пользователям лучше узнать свой край, с детства сформировать и развить у каждого человека чувство гражданственности и долга перед «малой родиной», возродить её духовный потенциал.

Начало перестройки повлекло за собой изменения в области краеведения, которое вышло на новый уровень развития. Переход страны на рыночные отношения дал новые возможности библиотечному краеведению, на службу которому пришли новые информационные технологии.

Краеведческая работа на современном этапе - одно из ведущих направлений в деятельности библиотек. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, а также - ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем. О «малой родине» заговорили многие представители научных кругов: экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений.

С апреля 1990 года существует Союз краеведов России. Основными направлениями его деятельности стала долговременная комплексная программа, направленная на поддержку и развитие краеведческой работы в России, а также ряд целевых программ: «Теория и история краеведения»; «Природное наследие»; «Общественные музеи»; «Школьное краеведение»; «Культурные гнёзда России»; «Земляки»; «Летописание»; «Исчезнувшие памятники России» и др. Специалисты отмечают, что регулярно проводимые Союзом съезды и конференции способствуют налаживанию краеведческой работы на местах.

В настоящее время краеведение - это и научная и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо края, определенной местности - от деревни, небольшого города, даже улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона .

Это и метод познания от частного к общему, выявление общего и особенного, метод, опирающийся, как правило, на междисциплинарные научные связи.

Краеведение - это и форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны, не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местных жителей .

Под краеведением понимают изучение края в совокупности явлений - общественно-политических и в области культуры, экономических и природных, хотя и выделяют специально историческое краеведение, даже литературное краеведение. Краеведение - не только познание края; и история краеведения - не только изучение путей этого познания в прошлом. Это и способ освоения и сохранения исторического опыта.

Краеведение проникает во все отрасли знания и сферы человеческой деятельности. Содержание краеведения определяется целями и задачами, которые решает общество на определенном этапе развития. Н. Н. Щерба дает следующее определение понятия: «Краеведение это область человеческой деятельности, направленной на всестороннее изучение любой части страны, выделенной по одному из способов районирования, отдельными лицами не зависимо от места проживания, социально-демографического или иных признаков, а также добровольными объединениями, исследователями, народно-хозяйственными коллективами с научно-производственными, образовательными, познавательными и иными целями .

В связи с этим структурное и содержательное наполнение всех звеньев патриотического воспитания и образования на местах приобретает более или менее ярко выраженную краеведческую «окраску».

Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, геологию, экологию, историю, язык, художественную литературу и фольклор, искусство и т.д.). Край является объектом самостоятельных краеведческих дисциплин типа «История… края», «Литературное краеведение» и т.п.

Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением - это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Точнее, речь здесь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему образу жизни.

Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Появилась необходимость говорить о детском чтении, которое в данном случае рассматривается как главный компонент в воспитании патриотизма. Решить эту задачу без книг невозможно. Очень важно помочь человеку с помощью книги воспринимать не только информацию, но в первую очередь духовные ценности, заложенные в ней. Именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести, патриотизму, справедливости .

«…Необходимо всегда помнить о книгах, которые создают истинного Человека, человека духовного, необходимо учить видеть истинно ценное, обращать свой взор на то, что направляет ум к лучшему, облагораживает души. Полезно и спасительно вновь и вновь обращать детей к литературе, сосредотачивающей высшие духовные и интеллектуальные ценности, созидающие Человека. Но для этого мы должны воспитывать в них и в себе способности созидающего чтения»

Не случайно, краеведение становится приоритетным направлением . Оно понимается сегодня, как попытка воссоздания культуры личности, переломленной через менталитет данной местности.

В этом разноплановом, разнообразном, но всегда эмоциональном процессе познания Родины неотъемлемой частью должна стать краеведческая литература. Место, где родился и живет человек, его история и современность предстанут на книжных страницах в художественных образах, и это поможет детям осмыслить понятие «Родина». И что особенно важно сейчас - краеведение дает возможность показать связь книги с жизнью, применить в своей жизненной практике знания, полученные из книг.

Существуют возрастные особенности восприятия той или иной краеведческой информации и литературы.

Дошкольники: Формирование представлений о своей стране, крае, городе, селе, героическом прошлом нашей Родины, возбуждение интереса детей к патриотической теме: любви к Отечеству, её труженикам и защитникам, своему родному краю.

Что же доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что может волновать и вызывать интерес?

Прежде всего, это места, где он родился и живет. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы, поселка, города.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом . Задача взрослых - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком наиболее доступные ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру; общественные события (полеты космонавтов, спортивные праздники, юбилейные даты, праздники - День Победы, День защитников Отечества и др.) .

Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий, организованных библиотекой.

Родная природа... Один из сильных факторов воспитания любви к Родине.

От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе - все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, так как в образах воплощается Родина.

В этом случае велика роль эколого-краеведческой литературы .

Младшие школьники: Владение представлениями о Родине, ее героическом прошлом, настоящем и будущем, трудовых боевых традициях, привития уважения к символам Российского государства: гербу, флагу, гимну России; воспитание интереса к героическому прошлому, к воинской деятельности; возбуждение желания в будущем стать в ряды вооруженных защитников Отчизны; накопление эмоционального опыта переживаний героических событий нашей Родины.

У младших школьников представление о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе.

Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Необходимо обращать внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни .

Закрепить у детей правильное представление о символике помогают различные беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш Герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют Гимн» и т.п.

Аналогичную работу следует проводить с детьми о местных символах, гербе родного города, раскрывать идейно-нравственное содержание условных изображений (например, стрела, птица, пушка и т.д.).

В решении задач формирования базисных основ патриотизма особая роль, в младшем школьном возрасте, должна отводиться изучению фольклора. Дети через народный (местный) фольклор, живопись, искусство знакомятся с историей родного края, культурой, обрядами, традициями, народными промыслами.

В работе с дошкольниками и младшими школьниками библиотеки ставят во главу угла эмоциональное воздействие на ребенка . По отношению к подросткам просматривается педагогическая задача - помочь взрослеющему человеку.

Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слово «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. Дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая. Подросток уже понимает, что она может иметь какие-то недостатки, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувств патриотизма.

Подростки младшего и среднего возраста: Умение правильно оценить военные события в мире, военно-политические ситуации, помощь ветеранам и пожилым людям, взаимной ответственности и дисциплине.

Знание истории и важнейших сражений и побед, трудолюбие, физическое развитие.

Диапазон объектов, с которыми знакомят данную категорию детей, расширяется - это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты, в честь кого названы улицы и т.п. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город (село), где он родился и живет. Когда говорят: «москвич», «минчанин», «смолянин», то это указывает на принадлежность к тому месту, где он живет. Каждый человек любит свою малую Родину и гордится своей принадлежностью к людям (землякам) населяющим ее .

Кроме универсальных традиционных способов рекомендации книг создано множество таких мероприятий, которые специально предназначены для ознакомления с жизнью края и литературой о нем. К ним относятся, например такие краеведческие мероприятия как игра-путешествие (заочное путешествие) по родному краю, экскурсии праздники реставрации, конкурсы знатоков родного края; встречи со знатными земляками, местными писателями и поэтами (литературное краеведение) знаменитыми семьями и т.д.; циклы мероприятий, посвященные знаменитым местным фамилиям, представители которых внесли значительный вклад в развитие края и всего Отечества.

Старший подросток: Формирование эмоционального опыта восприятия героической истории Родины; закреплении стремления вести здоровый образ жизни, интереса к различным видам техники, формирование культуры межнациональных отношений.

Особое значение в этом возрасте имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и фактах, связанных с прошлым. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, «что есть», с тем «что было». Это позволяет в доступной форме приблизить его к пониманию исторической роли не только своего края, но и всего государства.

Важно помочь открыть подростку Родину, показывая ему связь его благополучного детства с героическим прошлым старшего поколения. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи - дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигах, открывать такие важные понятия как «долг», «гражданская честь», «любовь к Отчизне», «труд» .

К сожалению, попытка обойтись без патриотического воспитания предпринятая в 90-е годы XX века в России, не увенчалась успехом. Результаты оказались устрашающими. Складывался тип молодого человека без веры в завтрашний день, отрицающий духовные ценности, человека с потребительскими наклонностями и циничным отношением к традиционным святыням - труду, семье, Родине, любви.

Следует отметить, что сознание подрастающего поколения все более и более формируется под влиянием Запада. Отсюда берет свое начало кризис национальной культуры. Не случайно прогрессивные люди нашего времени ведут «битву за историю русской цивилизации» .

Применительно к нынешнему состоянию России, «битва за историю»- это битва за будущее страны. И она сейчас приобрела обостренный политический и идеологический характер. «Стреляя» в прошлое, как говорят, убивают настоящее и будущее, поскольку обновление жизни новых поколений всегда должно опираться на исторический фундамент развития народа в прошлом, на его материальные и духовные особенности, его культуру.

«Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств» .

Стало быть, здесь велика воспитательная роль исторической краеведческой литературы. Краеведческая литература в целом призвана помочь сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих качеств, в развитии общественно-политической и нравственной защищенности от псевдокультурных и псевдонациональных вторжений в сознание ребенка .

Для осуществления воспитательной работы по формированию у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс, включения учащихся в различные виды и формы работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Основными средствами в решении этих задач являются различные формы воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику .

Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к краеведческой литературе . Отличительная черта предлагаемого нами метода, состоит в том, что краеведческая литература и краеведение в целом, имеет неограниченные возможности для формирования базовых начал патриотических чувств.

Сегодня патриотическое воспитание признано процессом универсальным, включающим в себя установку на саморазвитие личности, ее самосознание. Во главу угла поставлено не воздействие ребенка извне, а психолологическая поддержка внутренней жизни растущего человека, направленной на освоение духовного опыта людей, в желании быть признанным, в стремлении понять себя и других. Надо помнить, что на ребенка в процессе воспитания влияют окружающая среда; общения в семье, школе, библиотеке; средства массовой информации, искусство, литература; образ жизни самого ребенка, его стремления, планы и т.п.

Таким образом, слово «краеведение» утвердилось в русском языке лишь в ХХ веке. Впервые оно появилось, как термин и категория в 1916 году в Педагогической энциклопедии. Краеведение представляет собой комплекс естественных и общественных исследований. Круг интересов краеведов - это прошлое и настоящее какого-либо края. Основными задачами краеведения были и остаются просветительская, научная, задача сохранения исторических памятников. Краеведение в настоящее время переживает процесс поиска новых форм постановки первостепенных задач. Современное краеведение впервые осмысливается как воспитывающая наука. Воспитание краеведением - это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция. Современное краеведение впервые осмысливается как деятельность, способствующая формированию патриотизма. Патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать. Краеведение в этом играет огромную роль, оно способствует формированию базовых основ патриотизма. В данной главе мы пришли к пониманию того, что краеведение является мощным источником патриотических идей воспитания.

Воспитание патриотизма через систему краеведения.

Из опыта работы.

Филиал МБОУ Сосновской СОШ №1

в с. Челнаво-Рождественское

учитель истории

Юрьева Наталия Викторовна

Проблема формирования патриотического сознания граждан на сегодняшний день одна из самых актуальных в России.

По данным МВД России в январе - феврале 2014 года выявлено 41 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 5,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года, зарегистрировано 144 преступления террористического характера (+41,2%) и 178 преступлений экстремистской направленности (+36,9%), выявлено 26 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+52,9%), каждое двадцать третье преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Организованными группами или преступными сообществами совершено 2,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений.

Растёт число молодёжных организаций экстремистской направленности. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни во всём мире.

Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать эту угрозу нельзя.

Корень сегодняшних проблем кроется в постепенной утрате нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, деидеологизация всех сфер общественной жизни. Наиболее правильным решением данной проблемы является воспитание гражданина и патриота нашей Родины.

Патриот - человек, любящий свою Родину, верный своему народу гордящийся историей своего Отечества, готовый в любой момент встать на защиту своей земли. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у школьников патриотического сознания, гордости за историю своего Отечества, чувства верности Родине, активной гражданской позиции.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского и других. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания. На сегодняшний день воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма уделяется большое внимание.

В 2012-2013 учебном году на базе нашего филиала создан патриотический клуб «Память», который является одной из форм дополнительного образования. Работа клуба осуществляется в следующих направлениях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое. Очень важным и значимым является то, что мы изучаем историю страны через краеведческий материал. «В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое». Н. Н. Баранский.

Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе,помогает устанавливать связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. Краеведение - самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников. Н. К. Крупская писала:

“Прежде всего школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни”.

Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа, этнография, фольклор. Именно краеведение даёт возможность связать воедино вопросы многих дисциплин и применять их для решения практических задач. Разнообразны методы, приемы и средства обучения.

Самыми распространёнными формами работы являются мероприятия (беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми, исторические игры, викторины, конкурсы); творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, литературно-музыкальные композиции, оформление выставок).

Встречи с интересными людьми, свидетелями эпохи наиболее яркие, эмоционально насыщенные. Они несут несравнимо больший воспитательный потенциал, чем беседа с учителем или прочтение учебника. Воспоминания и слёзы ветеранов Великой Отечественной войны не могут оставить равнодушными никого.

Велико воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к родной земле, эстетические чувства. Знания, полученные во время экскурсий, оказываются очень прочными и надолго укладываются в память. Они помогают развивать мышление, наблюдательность. Учитель имеет возможность лучше узнать учащихся, так как в непринуждённой обстановке легко наладить доверительные отношения.

Наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация поисковой и исследовательской деятельности учащихся. Эта деятельность основана на ситуации поиска, на активном действии учащегося, заданном учителем. Требует от учащихся творческой инициативы, эмоционального настроя, что способствует развитию познавательных способностей. А познавательная активность вызывается его новизной.

Учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады к урокам и внеклассным мероприятиям, связанных с историей родного края; собирают информацию, активно участвуют в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, воспоминания земляков, краеведческая литература.

Мы регулярно рассказываем о деятельности нашего клуба:

  • школьный уровень: оформление тематических выставок, выпуск газеты патриотического клуба «Школьный вестник», выступление на школьных линейках;
  • местный уровень включает в себя сотрудничество со СМИ - районная газета «Сосновская жизнь»;
  • региональный уровень - представление творческих работ учащихся на конкурсах, освещение работы клуба на web-странице .

Мы принимаем активное участие в акциях: «Истории славные страницы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Святыни Тамбовщины»; в проектах «Наследники Великой Победы», «Память поколений», «Край родной - земля Тамбовская»; организуем поисково-исследовательскую работу «Моя земля - мои земляки».

Результаты патриотического воспитания нацелены на будущее, на перспективу, но некоторые результаты видны уже сегодня. Ребята считают за честь нести Вахту Памяти на 9 мая, принимают активное участие в работе клуба и мероприятиях патриотического характера.

Только объединив усилия государства, общества, семьи и школы мы достигнем положительных результатов. Именно об этом говорится в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»: «Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.

Используемая литература:

  1. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
  2. Гречухин Г.Б. Краеведение и патриотическое воспитание. // Историческое краеведение в школе. - Н.Новгород, 2002.

Используемые интернет-ресурсы:

«Краеведение - основа воспитания патриотизма».

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» Д.С. Лихачев.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Человек остается только тогда человеком, когда знает историю своего родного края, историю семьи, чтит память предков, изучает культурное наследие своего народа. Одна у нас земля – просторная, обильная, богатством природы одаренная. Каждому место на ней найдется, каждому она домом родным станет, если сумеем сохранить ее единой и сильной, научимся беречь и будем готовы защищать ее. Осознание подрастающего поколения гордости за свое Отечество, любви к своей стране, ответственности за свою судьбу предполагает программа патриотического воспитания, разработанная педагогами нашей школы. Патриотизм начинается с воспитания любви к своей малой родине – деревне, селу, городу в котором родился и от куда берут начало твои корни. Это и является одним из ведущих направлений деятельности нашей школы - краеведение, которое осуществляется через уроки, участие классов в туристско-краеведческом движении «Отечество»; подготовку учащихся к конкурсам, исследовательским проектам военно-патриотической направленности; работу краеведческого кружка. Туристско-краеведческое движение «Отечество» предполагает поисковую работу учащихся по назначенной тематике. Начинаем мы эту работу с проведения общешкольной линейке, на которой в торжественной обстановке 5-11 классы получают конверт с заданием. Результатом поисковой операции становится школьная краеведческая конференция, на которой классы представляют собранный материал и рассказывают о проделанной в течение года работе.

В год 65-летия Победы учащимися 9 классов была предложена тема "Война в моей семье"Тема оказалась волнующей и близкой, потому что рассказывать пришлось о своих прадедах и прапрадедах. Материал получился интересный. Это были альманахи, альбомы, презентации, составленные на основе семейных архивов, личных встреч с ветеранами, с людьми, знавшими и помнящими их. Эти работы вы можете видеть на слайде. Из работы Алексеевой Марии, правнучке Воскобойник Виктора Николаевича: «… Впереди дедушки ехали по реке его товарищи и от тяжелого груза провалились под лед, на его глазах. Едва удалось спастись дедушке, так как его машина шла за следом и тоже провалилась под лед. Собравшись с силами, он вылез из воды и чудом остался жив. Что только ни творилось на земле. Горело все: и танки, и люди, казалось даже, что горит снег. Эти люди прекрасно понимали, что отдают свои жизни во имя свободы, во имя будущих счастливых поколений. Дедушка был ранен. Все тело было покрыто осколками, но он сражался до последней капли крови...» А вот, что поведал о своей бабушке Лескиной Марии Андреевне Мирошников Петр: «…Была зенитчицей, распознавала вражеские самолеты, которые бомбили этот завод. Когда Советская Армия пошла в наступления, Мария Андреевна наряду с другими солдатами стала участницей боевых действий. Она дошла до Украины. После войны была награждена медалями за боевые заслуги.» Эпилогом к этому можно было бы поставить слова другой ученицы, которые, по сути, отражают результат нашей деятельности: "Работая над поиковым материалом, я почерпнула для себя много нового, того, что я не знала ранее. Но самое главное, я поняла, в какой великой стране я живу! Насколько велик подвиг моего народа, освободившего от фашизма весь мир! Я горжусь своей многострадальной, героической и удивительно прекрасной РОДИНОЙ!"

Участники конференции с большим интересом слушали рассказ о старшем Потехине - Семене Николаевиче, который принял участие в военных действиях против Колчака и в сражениях против фашистско-немецких оккупантов, о боевых заслугах в ВОВ двоюродного брата Семена Николаевича, Василия Максимовича, о его сыне, Александре Васильевиче, который Указом Президиума ВС СССР от 6 июня 1945 года за добросовестный и самоотверженный труд в период ВОВ был награжден медалью. В разделе «Четвертое поколение Потехиных на службе Отечества» шестиклассники отметили мужественность, целеустремленность, решительность старшего сына Александра Васильевича, Владимира, сумевшего воплотить в жизнь свою детскую мечту – стать летчиком. Два года назад состоялась встреча учащихся с Потехиным Владимиром Александровичем, на которой теперь уже полковник авиации рассказал о своей семье, о своей личной судьбе.

Краеведческий материал, который обнаруживается в процессе поисковой работе, мы часто используем и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. На краеведческом уроке основное внимание сосредоточивается на трудовом подвиге рабочих, колхозников и интеллигенции поселка в годы войны, на их вкладе в общую победу Родины над врагом.

Таким образом, учащимся становится ясно - история человечества складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов.

Педагоги нашей школы сошлись в едином мнении о том, что поисковая работа помогает в духовном воспитании и формировании личности ребенка. Ведь вся жизнь и деятельность наших прародителей – это пример высокого гражданского служения, истинной любви к своему Отечеству. Особо мы гордимся исследовательскими работами Потаниной Анны, Буздановой Екатерины, которые на областной конкурсе «Отечество. Саратовский край в истории России» удостоены третьих призовых мест. Разумов Александр, ученик 11 «Б» класса, в прошлом году стал лауреатом 8-го областного конкурса «Хранитель памяти». Поисковый материал о труженицах тыла Клоковой Тамаре, собранный краеведческой группой 5 классов, лег в основу стенда «Благодатная память жива», который занял 1 место в районном конкурсе исторический бюллетеней. Мы заметили, что старшеклассники, проводя исследовательскую работу и изучая множество документальных материалов, с большим интересом относятся к оформлению своих творческих проектов. Кроме того, благодаря использованию новых технологий семейные фотографии и документы военных лет получают вторую жизнь на электронных носителях и хранятся в школьном архиве для будущих поколений.

Учащиеся нашей школы с удовольствие принимаем участие во всех конкурсах различных уровней, имеющих военно-патриотическую направленность. Так например в текущем году наша школа принимала участие в конкурсе Web-страниц«День Победы глазами детей». Этот конкурс примечателен прежде всего тем, что при работе с краеведческим материалом дети могли продемонстрировать свои достижения в области ИКТ – это и умение работать в графическом редакторе Adobe Photoshop (создание открыток для ветеранов и небольших иконок для Web - странички) и работа с текстом для ссылок, и непосредственно создание самой страницы конкурса. Нашу работу вы можете посмотреть на сайте школы

В краеведческой работе большую помощь нам оказывает районный музей. В его стенах проводятся уроки-мужества, семинары, встречи с ветеранами, что делает исторический материал интереснее и нагляднее для ребят, неся большую воспитательную нагрузку. Постоянная работа, направленная на осознание исторического материала, позволяет обогатить внутренний мир учащихся.

В нашей статье обзорно представлено только то, что было выполнено школой в отношении краеведения по теме «Военная история Отечества» в прошлом году. На сегодняшний день у нас много идей, предложений. Впереди еще огромный фронт работы. Хотелось бы надеяться, что наши труды не пропадут даром, что наши слова отзовутся в сердцах детей добром и проявятся в созидательном труде на благо своей семьи, общества и Отечества.

Мы не строим грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а стараемся решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели -воспитать и укрепить патриотизм, духовность и нравственность наших детей как основного ресурса нации.

К сожалению, в нашей стране очень многое доводится до абсурдных крайностей. В недавнее советское время все население, включая все возрастные группы, профессии, превращалось в объект всеобщего коммунистического воспитания. В новых условиях отказались не только от организованной воспитательной работы, от пионерского, комсомольского, профсоюзного и иного движения, но и вообще от какого-либо воспитания, что явилось еще одной дополнительной причиной всплеска преступности, создания различных профашистких организаций. (Макеев.2001, с.4.)

Во - первых, мы живем в такое время, когда утрачивается связь поколений, теряются традиции, которые, являясь исторической памятью народа во все трудные времена, помогали осознать себя, не потерять своей целостности, выжить. Современная практика преподавания истории в школе, к сожалению, мало поправляет это положение, т.к. для детей, в силу их возрастных особенностей, события, удаленные во времени и на далекое расстояние, представляются в какой-то мере абстрактной информацией, поэтому в своей работе я попытался показать как историко-краеведческий материал используется мною в обучении и воспитании школьников.

Изучение истории и культуры родного края не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к истории. Дает возможность ребенку, знающему свои корни, свои истоки, познать себя, воспринимать культурное и историческое наследие своего народа как историю и культуру своей семьи, своего места обитания, включенную в контекст более масштабной истории. Обращение к истории родного края важно еще и потому, что современная система образования должна не только создать представление об общечеловеческих ценностях культуры, но также она должна стать механизмом передачи этнокультуры.

Какие цели и задачи ставят перед собой преподаватель истории, вводя региональный компонент в учебный процесс, используя его во внеклассных занятиях? Во - первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства взаимоуважения между народами. Ведь для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить у детей и подро-стков чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края. Во-вторых, региональный компонент в историческом образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет мировоззренческую роль, дает ощущение, что каждый человек - соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.
В-третьих, обретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при введении краеведения в учебно-воспитательный процесс.
Материалы местной истории, имеют большое значение не только для изучения истории своего края, но и для более глубокого понимания общеисторического процесса, имеют возможность показать и объяснить ученикам общее и особенное в исторических явлениях. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда мы изучаем значительные исторические события и показываем, как они преломляются в данной исторической обстановке и конкретной местности, это приобретает особое образовательное и воспитательное значение. Эта работа интересна и увлекательна, тем более что каждому учителю, воспитателю надо изучать и хорошо знать историю своего края, традиции и быт коренного населения, тем самым использовать богатейшие исторические данные, которые помогают на конкретных образах иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Считаю, что это убедительный мотив для того, чтобы региональный компонент включить в практику работы всех педагогов.

Становление исторического краеведения
История краеведения берет свое начало от народного краеведения. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками своих мест. Свои знания они передавали из поколения в поколение, тем самым сохраняли преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Краеведение отчасти отразилось в летописях, которые стали использоваться властями. Однако становление исторического краеведения, неразрывно связанного с наукой, относится к эпохе преобразований начала 18 века. Указом Петра 1 от 13 февраля 1718 г. предписывалось «о всех любопытных народных краеведов докладывать царю и награждать их за поиск древностей в своем крае». В поисках, собирании и систематизации краеведческих материалов большую роль сыграли русские ученые.

К началу 18 века боярский сын города Тобольска С. У. Ремизов (1642-1720) составил «Историю Сибирскую», положив начало изучению отдельных краев (регионов) Российского государства. В 1737 г. историк В.Н. Татищев (1686-1750) впервые разослал анкету с целью сбора материалов для своей «Истории Российской». Эту практику продолжил М.В. Ломоносов (1711-1765) , который приступил к работе над «Ландкартой Российской». (Географическим атласом).

Теоретическое обоснование использования краеведческого материала в школе принадлежит К.Д. Ушинскому. Выступая за введение в школу предмета «отечествоведение», К.Д Ушинский в 1863 г. писал: « Легко себе представить, ярких верных действительных образов, совершенно конкретных, накопится в душе детей от такого живого, наглядного осязательного курса…» (Ашурков.1980.С.6.)

Много сделали для изучения Сибири ссыльные революционеры-декабристы. А.А. Бестужев в «Отрывках из рассказов о Сибири» описал жизнь и быт сибирских народов и т.д. Начатое им дело успешно продолжили оказавшиеся в сибирской ссылке революционеры-народники. Сибирское отделение Русского географического общества с конца 60х г. 19 века широко привлекало их к изучению края. Много сделал для изучения Западной Сибири И.Л. Словцов, достойный вклад в сохранение и изучение прошлого Ямала внес И.С. Шимановский, проживавший в начале 20 века в г. Обдорске. Именно он помог организовать комплексную экспедицию Русского географического общества во главе с профессором Б. М. Жидковым.

В советское время с 1920/ 1921 учебного года, краеведение было включено в школьные программы, начинает издаваться журнал «Советское краеведение». (Выходил до 1936 г).
Однако в 30-ые годы краеведческое движение было фактически разогнано, закрыты многие музеи, утрачены музейные предметы. Только в 60-ые годы краеведение стало выходить из «подвалов». (Шмидт.2003.С.5.)

Сегодня краеведение- это авторитетное общественное движение . Проводятся конференции, съезды, в 1990 г. создан Союз краеведов России. Для дальнейшего исторического и практического развития исторического краеведения региона большое значение имеют труды современных учителей-новаторов, а так же специалистов в области краеведения: В. Н. Иванова, А. К. Омельчука, Г. Н. Волкова, Г. Сусой, В. Н. Няруй, В. П. Петровой, Г. П. Харючи, Л. П. Пимановой, Н. В. Лукиной, Л. Ф. Липатовой и других.

Краеведение вошло в систему исторического, патриотического воспитания в школах, ведется работа по истории пионерских отрядов, комсомольских организаций, школ, колхозов и совхозов. Активизирована деятельность юных краеведов по выявлению и охране памятников истории и искусства. Учащиеся и учителя интенсивно собирают материалы истории городов и сел.

Материалы школьного краеведческого музея на уроках истории
Школьный музей можно назвать «волшебной машиной времени» (Сейненский.1988. С.4.) В нем за короткое время, отведенное на урок или внеклассное задание, ученик может совершить путешествие в минувшее прошлое, сравнить события разного времени, заглянуть в будущее. Имеющиеся материалы по истории края и региона, позволяют учить детей не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах из жизни родных, односельчан, на событиях из жизни поселка.

Экспозиция нашего школьного историко-краеведческого музея позволяет наглядно показать это, связать материал с уроками истории. На сегодняшний день в музее сформировано несколько разделов, отражающих развитие региона с древности до наших дней. Например, школьные программы не дают учащимся серьезных знаний по археологии, однако логика школьного образования предполагает более углубленное знакомство детей с достижениями этой науки. Кроме того, необходимо также поощрять интерес ребят к исчезнувшим народам и тайнам прежних цивилизаций. Наконец, археологический материал позволяет придать урокам дополнительную занимательность, способствует формированию уважительного отношения к историческим знаниям.

В разделе нашего музея «Археология Ямала» показана культура древнего народа «сихиртя», есть карта мест раскопок, которые были проведены в районе. Проводя уроки по истории Древнего мира, истории Отечества, показываю ученикам обломки керамики, каменные наконечники стрел, которые были найдены бывшим учеником школы Захаровым Александром, фотографии железного топора, используемый на охоте набор наконечников для стрел, копья. Этот раздел дополняется костями мамонта и фотографией мамонтенка «Маши», найденного в нашем районе. Сейчас это экспонат окружного музея.

Все это позволяет доходчиво объяснить исторические события, показать суровое давнее время, дать почувствовать, как трудно жилось человеку рядом с огромными дикими животными - мамонтами. Эти предметы прекрасно дополняют параграфы учебника, свидетельствуют об эволюции и развитии орудий труда. Для более эмоционального восприятия темы предлагаю ученикам определить принадлежность археологических источников, а затем составить рассказ от лица свидетеля или участника событий описать исторический эпизод, где бы фигурировали данные предметы. После этого обязательно проводим обсуждение и даем оценку высказанным версиям.

Раздел «Ямал и Россия» демонстрирует жизнь полуострова до 1917 года. Появление русских в крае отмечается уже в XI веке. Отправка « охочих людей» на Камень зафиксирована в летописях XIУ-ХУ века. Русскими промысловиками и землепроходцами уже в то время были установлены достаточно прочные связи с краем и его жителями. По карте Ямальского волока прослеживаем, в каких тяжелых природных условиях шло освоение Обского севера, как развивалась торговля в крае.

Об исследователях Ямала рассказывают материалы экспедиции 1862 года под руководством капитана первого ранга Павла Ивановича Крузенштерна. Команда шхуны «Ермак» должна была провести гидрографические исследования Карского моря, метеорологические наблюдения, проверить возможность достижения устья Енисея морским путем. Однако выполнить эту задачу до конца не удалось: эти люди волей судьбы оказались на Ямале, потому что судно было затерто льдами. Команду спасла семья Сейча Сэродэтто, богатого оленевода. В дальнейшем ему был пожалован кафтан от кабинета Его Императорского величества, право собирать ясак, разбирать жалобы соплеменников, за что его назвали тундровым царем. Этот факт подтверждается в нашем музее портретами императора Александра и его жены Марии Александровны, которые сохранились в роду Сейча и выставлены в экспозиции.

Приведенный эпизод свидетельствует о многом и, в первую очередь, о дружбе и взаимопомощи народов России, которая уходит в глубь веков. Во-вторых, показывает, какие трудности, лишения пришлось испытать путешественникам и первопроходцам. Дополняется раздел денежными ассигнациями и монетами, бывшими в обращении на Ямале в досоветский период. Часть этих монет принесли школьники и передали музею.

О расселении ненцев на Ямале, их родовых землях рассказывает карта, составленная в начале XX века и размещенная в разделе «Религия ненцев». Выставленные там бубен шамана, фотографии ненецких святилищ и богов, металлические украшения дают представление о верованиях и культуре коренного народа.

Фотография «золотой бабы» показывает идола, которому молились ненцы, ханты и манси. Об этой «бабе» есть упоминание авторов середины XIX и начала XX веков, хотя до сих пор она не найдена. Говорят, что эти «бабы» были и медными и серебряными и даже золотыми. Возможно, этот идол, или его копии, находится где-то на Ямале.

Рассказ о распространении христианства в крае связываю с деятельностью миссионерских станов, один из которых был основан дьяконом Мартимианом Мартемьяновым - служителем Обдорской миссии, которую возглавлял игумен Иринарх (в миру Иван Семенович Шемановский). Материал очень важен при изучении тем: «Возникновение религии», «Распространение христианства».

Содержание разделов «Быт и культура народов Сибири» помогает учителю в проведении уроков по теме: «Народы Сибири». Выставленные на стеллажах модели национальной одежды, нарты, различные фотографии показывают мир вещей коренных жителей, прекрасно приспособленных к тундровым условиям. Чум выдерживает метели и хранит тепло зимой, а дым в чуме летом спасает от комаров. Нарта, на которой можно ездить зимой и летом, помогает переправляться через реки. Орнамент, разнообразные полоски, украшения на кисах и ягушке носят определенный смысл и значение.

Широко используется материал, выставленный в раздел «Великая Отечественная война». На уроке «Тыл в годы войны» рассказываю о судьбе ярсалинцев, сборе средств на нужды фронта, работе детей в фонд обороны, читаем местные газеты тех лет. Изучая боевые действия, обращаюсь к предметам и вещам прошлых лет: штыку, затвору винтовки, ракетнице, каскам немецкого солдата и советского бойца, осколкам мин и снарядов, патронам и пулеметной ленте. Это дополняет рассказ и создает особый эмоциональный настрой на уроке.

Обращаю внимание на фотографии фронтовиков, рассказываю об их боевом пути и наградах, потому что потомки этих солдат живут и сейчас в поселке, ходят в школу их внуки. Комплекс этих материалов дает возможность создать реальную обстановку тех военных лет, что особенно важно в наше время для воспитания чувства долга и патриотизма.

Очень важны материалы по экологии, потому что природе Ямала за время работы геологоразведочных экспедиций нанесен огромный ущерб. Раскрывая тему об открытии месторождений, напоминаю учащимся, что природа - человек - животный мир должны жить в согласии, что нужно бережно, по-хозяйски использовать богатства природы.

Показывая ребятам представителей животного мира, растения тундры, постоянно подчеркиваю мысль о том, какими осторожными, внимательными и заботливыми должны быть люди, как живо и болезненно реагирует природа на вмешательство человека в ее жизнь.

Музеем проводится поисковая и исследовательская работа. Богатый материал был собран к юбилею школы и поселка. К работе были привлечены школьники, учителя, воспитатели, бывшие выпускники. Разосланы письма тем, кто когда-то работал в школе. Удалось найти автобиографию одной из первых учительниц школы - С.И. Станкевич, получить воспоминания С.С. Никитиной и других. Был составлен фотоальбом по истории становления школы - от первых ее учеников до наших дней. Собраны и оформлены списки учащихся, получивших среднее образование в нашей школе. Изготовлен альбом об учителях и выпускниках школы. Оформлен стенд по истории поселка, где размещены фотографии первых его жителей, наиболее значимых объектов. Есть фотография М.М. Броднева, который внес большой вклад в развитие поселка.

Использование краеведческого материала как иллюстрации, дополнения к основному материалу по Отечественной истории позволяет сделать историческое событие ярче, интереснее, ближе. Я убедился, что учащиеся лучше воспринимают краеведческий материал, когда его подают в контексте отечественной или всемирной истории. И сама история становится ближе, интереснее, когда ученики узнают о роли своего региона в истории. Этот интерес реализуется в творческой исследовательской работе учащихся.

Исследовательская работа учащихся позволяет приобрести навыки работы в архиве, с первоисточниками. Ребята учатся проводить исследования, брать и обрабатывать интервью, проводить социологические опросы и т.д. Так, ученица 11 класса, Утенеева Маша, работая по теме «Христианизация ненцев на Обдорском Севере», изучила имеющуюся литературу по данной проблеме, побеседовала с представителями Ярсалинской православной общины, встречалась с верующими тундровиками-ненцами. Ученица 10 класса, Дунаева Аня, исследуя тему « Семья Федоровых», изучила не только перво¬источники, имеющиеся в районном музее, но и описала воспоминания родственников, знакомых этого большого семейства, собрала фотографии и т.д. В 2003/04 учебном году организовал кружок «Краевед», где занимаются в основном ученики 6-х классов, которые через два, три года будут достойными знатоками своего края. Эта работа вызывает у ребят восторг, удивление, ставит перед ними вопросы.

Историческое краеведение в школе является одним из ис¬точников обогащения учащихся знаниями родного края, воспи¬тания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в нрав¬ственном и эстетическом воспитании учащихся, занимает важ¬ное место в формировании патриотизма молодого поколения, так как любовь к Родине бе¬рет свое начало в стране нашего детства, отчем крае, чей светлый образ навсегда остается в сердце каждого. (Борисов.1982.С.3.)

Наш Ямал богат не только людьми, нефтью и газом, он также интересен своим самобытным прошлым, культурой. Что было здесь десять, тридцать, пятьдесят, сотни и тысячи лет тому назад? Эти вопросы, волнуют молодежь, как коренной национальности, так и тех, кто приехал и приезжает сюда осваивать несметные богатства. И не только любознательность ведет людей в историческое прошлое. Ими, скорее, движет стрем¬ление узнать и передать для потомков все то, что накопил в своей славной истории народ этого сурового края. Ведь история - это мостик, кото¬рый простирается от прошлого в настоящее и ведет в будущее.

Список литературы
1. Ашурков В.Н. Историческое краеведение. М., 1982.
2. Борисов Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. М., 1982.
3. Макеев А.Ф. Поисково-краеведческая деятельность в школах Севера. Салехард, 2001.
4. Сейненский А. С Музей воспитывает юных. М., 1988.
5. Шмидт С. О. На вопросы редакции отвечает академик РАО, председатель Союза краеведов России Сигурд Оттович Шмидт. Журнал «Преподавание истории в школе», №2, 2002.

mob_info