Духовно нравственного воспитания в школе. Нравственное воспитание в школе. Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Из опыта работы учителя истории Карпихиной Т.В.

«Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы»

«Из всех наук, которые должен знать человек,

главнейшая есть наука о том, как жить, делая как

можно меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия.

Почему данная тема особенно актуальна.

Что говорят на этот счёт наука, философия, кибернетика. социологи:

Академик Виктор Дмитриевич Плыкин в своей книге «Новая модель вселенной».

≪ В настоящее время человечество Земли излучает колоссальный поток отрицательной информации и энергии зла, что приводит к росту земных катаклизмов, межнациональных конфликтов, техногенных катастроф и др. Сегодня потоки зла, достигая информационного поля планеты, искажают информацию и нарушают ход планетарных процессов. Человечество напоминает организм, который не очищается от собственных шлаков. Этот организм или отравится собственными отработками, или начнет усиленное самоочищение для спасения≫

Юлий Анатольевич Шрейдер - российский математик, кибернетик, философ.

«Среди грозящих человечеству глобальных катастроф самой страшной может стать антропологическая - «...уничтожение человеческого в человеке». В связи с этим важнее всего «... понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и осознающим, то есть совестливым.

В последние десятилетия произошли поистине стремительные изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни не только России, но и мирового сообщества. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека» «Современный человек, оказавшись в плену многих зависимостей, не имеет опыта осознанной жизни. Он много знает о мире, но он мало понимает о своих отношениях с этим миром»

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в проблемах экономики, не в сложностях политической обстановки, а в разрушении личности.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

На каком фоне сегодня идёт формирование личности ребёнка.

Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, институт семьи рассыпается. Ребёнок развивается окружённый множеством разнообразных источников, сильно воздействующих на него как позитивно, так и негативно. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций оказывает СМИ, особенно телевидение, наиболее влиятельное из них, где много жестокости и насилия, разрушающих психику детей. В результате - нравственные ориентиры молодого поколения размываются. Материальные ценности доминируют над духовными, у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15 млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л. алкоголя в год, тогда как при 8 л. алкоголя в год начинается вырождение нации.

Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени в помощи и лечении психологов По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

    В результате мы видим серьёзные проблемы духовно-нравственного состояния подрастающего поколения России

    За последние 20 лет обесценились такие понятия как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм»

    55% молодых людей готовы переступить через
    моральные нормы

    Более 70 % молодых людей не желают служить в армии;

    200 тыс. уклоняются от службы в армии;

    90% выпускников покидают школы с
    различными заболеваниями

Распадается институт семьи.

    29% детей рождаются в незарегистрированных браках. Россия занимает: 1 место в мире по числу разводов и рожденных вне брака детей.

    Обострение проблемы социального сиротства: число детей сирот возросло на 75% за 20 лет.

    Высокий уровень детской преступности

    Сл 10 В результате всего этого -Взорвался «Духовный Черноболь»

Всем нам известные факты:

    Пьяный родитель избивает молодую учительницу нач. классов на глазах у детей.

    Подростки издеваются над пожилой учительницей физкультуры.

    Восьмиклассница, сбросившаяся с крыши 9-тиэтажного дома

    Пятиклассник. повесившимся во дворе своего дома.

    Сегодня 5-7 тысяч россиян завербованы ИГил и уехали в Сирию.

    Студентки вузов России одевают хитжаб, принимая ислам.

Данные факты свидетельствуют о кризисе духовно-нравственного воспмтания. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций от веры привело к кризису общественного сознания…. Переживая острый социальный кризис, общество и школа испытывают социальную потребность в духовно-нравственном обновлении и возвышении.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что нашёл своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов.

В этих условиях основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Однако, школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Именно здесь и должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но духовная и культурная жизнь. Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Что же мы понимаем под понятием духовно-нравственного воспитания.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс формирования:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

- нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости),

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Каковы же наши традиционные источники нравственности:

Родина, семья, труд, искусство, религия, природа.

Соответственно этому определяются и выстраиваются базовые духовные ценности: Родина-патриотизм, любовь к малой Родине, закон и порядок,

Семья- любовь и верность, уважение к родителям, здоровье и достаток, забота о старших и младших,

Труд-творчество, целеустремлённость, уважение к труду,

Религия-милосердие, телерантность представление о духовности,

Искусство - эстетическое развитие, гармония, красота, нравственный выбор,

Природа - экологическое сознание, ценность чистоты родной земли, заповедная природа

Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.

Из какого источника черпают наши дети этот живительный напиток - духовность и нравственность в школе.

    Это, прежде всего учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

    Самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога . Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе.

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Очевидно, что "харизма" учителя, как высшая степень педагогической одаренности, связана с его гуманистическим приоритетом. Если учитель мало эмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка. Авторитаризм учителя, по мнению ведущих педагогов связан с низким уровнем культуры педагога и является следствием преобладания у него рассудочно-эмпирического стиля мышления

Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Технология «Педагогическая любовь»

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. В этом контексте важно отметить также, что положительное самовосприятие, любовь к себе так же важна для учителя, как и любовь к ребенку.

Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных проектов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Важным аспектом духовно-нравственного воспитания остаётся богатое культурное наследие христианства.

Президент В.В.Путин отмечал - «трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
В «ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВО-СЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» читаем: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре - все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний.

Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Ведь именно христианская православная религия с 988 года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы и ценности жизни. Христианство учило людей уважительному отношению каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, а православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры и образования, кризиса внутреннего мира человека.

История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно. Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный облик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни.

Огромным воспитательным эффектом обладает чтение православной литературы. Именно жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и школе. В этих произведениях школьники могут увидеть примеры жизни святых, под их воздействием у детей формируются понятия о добре и зле, о нравственном идеал. Православная культура содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравственных качеств.

Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе - реальный фактор воспитания по-настоящему нравственного поколения. В той связи Курс «Духовное краеведение Подмосковья», который как региональный компонент включён в учебный план школы, очень актуален и своевременен.

Основные цели курса:

    Историко-культурологическое образование;

    Духовно-нравственное образование.

Эти цели очень логичны, так как культура России на протяжении десятилетий формировалась под воздействием православной культуры. Отсюда вытекают задачи курса:

    дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

    дать знания о христианской нравственной культуре: о понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в жития святых и героев Отечества;

    способствовать решению задач нравственного воспитания школьников, формированию качества патриотизма и гражданственности.

Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Курс предполагает посещение православных храмов, так учащиеся могут лучше познакомиться с православным искусством. Так на уроках «Духовного краеведения» школьники узнают, что в архитектуре и убранстве православных храмов нет ничего случайного, любая деталь имеет символический смысл. Четыре стороны храма, объединенные одной главой, символизируют четыре стороны света под властью Единой Вселенской Церкви.

На уроках учащиеся также знакомятся с иконописью. Древнерусская икона является особым миром, проникнуть в который не так легко. Но кто находит доступ в этот мир, тот без труда начинает открывать в нем все новые и новые красоты. Отвлеченный язык иконы, его символы становятся постепенно понятным и облекаются в сознании ребенка в конкретный художественный образ. С этого момента простое разглядывание иконы уступает место ее пониманию.

У нас есть хороший опыт сотрудничества школы с воскресной школой Христорождественского храма с. Заозерье Приоритетом здесь является воспитание и развитие: духовное, нравственное, творческое и интеллектуальное. Каково содержание культурно-просветительской деятельности воскресной школы и в чем оно заключается на основании материалов, которыми мы владеем?

Это выступления и фестивали, приуроченные к церковным праздникам и в рамках общественно-церковных мероприятий; это выездные выступления театральных студий и хоровых коллективов, открытые уроки в общеобразовательных школах, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и искусства России, с именами святых вождей нашего Отечества, героев, подвижников и тружеников Земли Русской. Можно сказать, что воскресная школа это школа дополнительного образования. Почему? Потому что основная, общеобразовательная школа не дает многое из того, что нужно дать ребенку как будущему члену общества, как христианину, как высоконравственному человеку. В воскресных школах есть такие предметы как Основы нравственности, Христианская этика, Традиции благочестия, отсутствующие в общеобразовательных школах. Воскресная школа вводит детей в мир национальной русской культуры и искусства, в историю своего Отечества, т.е. формирует у детей национально-патриотические чувства

Мы ценим это сотрудничество.

Задача священнослужителей и учителей научить видеть те самые границы между добром и злом, любовью и ненавистью, которые в настоящее время размыты.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным.. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может

Вывод: мы убеждены, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и внеурочной деятельности, решая вопросы духовно -нравственного и патриотического воспитания, мы можем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

народная мудрость:

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

народная мудрость.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе

    Федосова Н.А.,
    кандидат педагогических наук
    Москва

    Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.

    В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

    Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины . И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность .

    Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

    Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла ; милосердие как милость в сердце; благодать , которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

    Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

    А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

    Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине .

    Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимыдуховно здоровая семья и школа.

    Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

    Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

    Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

    Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

    Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

    В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю и др.

    Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

    Большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

    Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

    Содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историй культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования направленного как говорил Н.М.Карамзин «для сердца и разума». На основе социокультурного и культурологического подходов;

    Введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

    Многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного

    воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их

    индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники,

    радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на

    Государства Российского.

    Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не

    принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.

    Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:

    Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

    - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

    - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

    - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

    - поощрять самовыражение и уверенность в себе;

    - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

    - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

    Нравственное развитие является одной из основополагающих черт, описывающих суть человека. Развиваться нравственно - это возможность, присущая только человеку и в силу этого являющаяся абсолютно необходимым и обязательным процессом, который должен сопровождать личность на протяжении всей жизни. Поэтому так важно нравственное воспитание, которое начинается с детства.

    Нравственное развитие ребенка начинается в семье, продолжается в школе и не должно останавливаться ни на одном жизненном этапе.

    При организации определенной работы, направленной на нравственное просвещение, средства и пути воспитания нравственности имеют свою специфику. В частности, школа должна воспитывать нравственность, исходя из возможностей нахождения ребенка в коллективе . Общение со сверстниками и учителями, совместная деятельность способны формировать нравственные привычки и качества социального и общественно значимого характера.

    Духовно нравственное воспитание обладает несколькими функциями:

    · формирует общее представление о моральных ценностях жизни и культуры;

    · влияет на приобретение моральных представлений, взглядов, понятий, оценок и суждений, которые способны привести к выработке собственных самостоятельных суждений;

    · способствует осмыслению и переосмыслению собственного жизненного опыта школьников;

    · способно вносить коррективы в неверные представления о морали, полученные из сомнительных источников;

    · помогает самовоспитанию личности.

    Школа обладает рядом возможностей по преподнесению детям знаний и представлений о воспитание детей является ее профессиональным приоритетом. Как правило, возможности школы сводятся к достаточно стандартным формам, однако многолетний опыт доказывает состоятельность проводимых мероприятий. Впрочем, школу можно упрекнуть в косности и традиционализме, тем не менее многие учителя постоянно вводят новые формы работы, которые оказываются более эффективны, чем традиционные.

    Об арсенале утвержденных форм влияния школы на мораль обучающихся можно сказать следующее. Самым распространенными путями ее влияния являются:

    • беседы;
    • диспуты;
    • тематические вечера;
    • встречи с представителями разных профессий, ветеранами и т.д.;
    • конференции;
    • коллективные сборы и пр.

    В ходе учитываются возрастные и личностные особенности школьников, их моральный опыт, нравственное воспитание, заложенное в семье.

    Учителя призваны разъяснять при опоре на мировоззренческие знания и конкретные примеры , которые могут быть понятыми и усвоенными школьника на соответствующем их развитию уровне. Особенно эффективными являются мероприятия, которые способны вызывать этические переживания и в силу этого оказываться близкими и понятными детям .

    Школа уделяет особое внимание развитию таких моральных ценностей у школьников, как:

    • потребность в труде,
    • потребность в общении,
    • потребность в освоении ,
    • необходимость развития познавательных способностей и т.д.

    На это направлены многочисленные воспитательные школьные мероприятия, которые кроме урочной включают а также всякого рода выездные мероприятия за рамками школы как таковой.

    Ценность последних заключается в максимальной приближенности мероприятий к реальной жизни, которая делает работу учителей практически незаметной для детей и воспринимаемой как увлекательные прогулки и путешествия. В ходе таких мероприятий привитие ценностей и развитие моральных качеств происходит самым естественным путем. Отсюда и большая эффективность данного вида работы педагогов.

    Нравственное воспитание требует от учителей умения:

    • создавать условия, в которых ребенку приходится делать способа действия;
    • влиять на детей определенным образом, формирую у них новые нравственные привычки;
    • понимать суть противоречий в развитии нравственных потребностей детей и помогать их разрешать в эффективном воспитательном ключе.

    Духовно – нравственное воспитание в сельской школе.

    Программа воспитательной работы

    «Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся».

    Какие ждут вас в будущем дела?

    Об этом думать вы должны все чаще

    И если человек вы настоящий,

    Большой отдачи ждет от вас страна

    Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
    Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

    Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

    Духовно - нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только неспособно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.

    Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

    Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры ученика занимает сельская общеобразовательная школа. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных центров, специфика учебно-воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно-материальной базы и др.) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме. Сельская школа является ведущим фактором нравственного воспитания подростков. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.

    Вместе с тем современный сельский учитель сталкивается в своей работе с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования нравственной устойчивости подростков.

    На примере Кирилловской основной общеобразовательной школы я хочу рассказать о работе педагогического коллектива по духовно-нравственному становлению личности в сельской школе. Одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание учащихся на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в школе. Педагогический коллектив стремится к формированию у учащихся школы следующих качеств:
    - нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
    - нравственного облика (милосердия, толерантности);
    - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
    - нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

    На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

    • развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социально-культурный опыт Отечества;
    • формирование духовно – нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении школьников;
    • построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности.

    Коллективом педагогов разработана программа воспитания школьников формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся

    «Я - гражданин России». Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания, а также помощь в освоении общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, в выработке своего индивидуального опыта жизнедеятельности.

    Программа используется в школе с 1 по 9 класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

    1.« Я и МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

    2. «Я и СЕМЬЯ».

    3. «Я и МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».

    4. «Я и КУЛЬТУРА».

    5. «Я и ПЛАНЕТА».

    6. «Я и ТРУД».

    При реализация программы формируются следующие ценности:

    • Любовь к Родине
    • Уважение к семье
    • Потребность в здоровом образе жизни
    • Осознание красоты
    • Культура общения.
    • Трудолюбие
    • Бережное отношение к Земле

    1.« Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

    Ценность: любовь к Родине.

    Любовь к Родине – это и активная гражданская позиция, и знание традиций, знание истории страны, истории края. Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. В школе создана музейная комната. Здесь много фотографий. Некоторые из них очень старые. Знакомясь с этими снимками, дети проникаются любовью к ближним, к Отечеству. Ведь эти люди, труженики, являются образцом подражания своей стойкостью, верой. Краеведческая работа не только активизирует познавательный интерес, развивает творческие способности учащихся, но и является важным средством духовно- нравственного воспитания. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

    Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

    Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

    Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой, родителями, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я - моё село”), значения Нижегородской области в истории и культуре России (“Я - моё село, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

    Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”, географическое краеведение, биологическое краеведение.

    С целью формирования гражданского отношения к Отечеству были проведены мероприятия:

    • Родной край. Игра-путешествие.3-4 кл. Каукенас О.В.
    • Экскурсии в районный краеведческий музей. 7-8Кл.Терёшина В.Н.
    • Лучшая организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Отчет на конкурс. Классные руководители.
    • Уроки Мужества. Беседа, встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных конфликтов. Кл. руководители.
    • «Моя Родина». Конкурс рисунков. 3-6 кл.Казарина М.Е.
    • «История Нижегородского края», «Я - гражданин Росси».

    Беседы.8 -9 кл.Горбатых Л.А.

    • Государственная символика РФ. Оформление стендов.

    Кукушкина З.В.

    1. «Взгляд через века». К истории Нижегородского ополчения. Думина С.2место.
    2. История выборов в Нижегородской губернии. Прошлое и настоящее. Плеханова И.3 место.
    3. Акция «Я – гражданин России».Эрлик К. 1 место.
    4. Конвенция о правах ребёнка. Бодров Д.Благодарность.

    В результате проведенных мероприятий обучающиеся убедились в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    2.«Я и СЕМЬЯ».

    Ценность: уважение к семье.

    Целью следующего направления «Я и семья» являлось формирование гражданского отношения к своей семье.

    Бесспорным является факт , что первоначальное формирование нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье формируется главное – вера и благочестие, а школа призвана только помочь родителям, но не заменить их.

    Были поставлены следующие задачи:

    1. Формировать уважение к членам семьи.
    2. Формировать семьянина, любящего своих родителей.
    3. Формировать у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

    Для достижения этих целей

    проводятся совместные воспитательные мероприятия с родителями

    дни открытых дверей

    Лекторий для родителей,

    Родительские собрания,

    родительские собрания для пап,

    совместные собрания родители + дети

    Такое собрание прошло в ноябре в канун праздника День матери.

    Дети, готовясь к этому празднику, написали очерки о мамах, показали поэтическую композицию.

    Были разработаны и проведены следующие мероприятия:

    • беседы в 5-7 классах «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью» Серова Л.Г.
    • конкурс рисунков «Я и моя семья»3-4 кл.Казарина М.Е.
    • праздник для мам «От всей души»5 - 6 кл. Серова Л.Г.
    • «Мой папа защитник Родины» и др.5 -9 кл. Горбатых Л..
    • Фотовыставка « Мои родные - защитники Родины». Кукушкина З.В.
    • Семейный праздник «Сказ от сердца и души о том как мамы хороши!» Терёшина В.Н.,классный руководитель 7-8 классов.
    • Конкурс поделок «Цветы для мамы» Каукенас О.В., 3 -4 кл.учитель начальных классов Каукенас О.В.
    • «Моя будущая семья» - вечер вопросов и ответов.6 -9 кл. Кукушкина З.В.

    3. « Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».

    Ценность: здоровый образ жизни.

    С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, создания здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса в школе разработана программа «Здоровье».

    Одна из задач нашей школы – достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни учащихся. В школе складывается система, направленная на укрепление здоровья детей. Обучение ведётся в школе в одну смену. В школе и в каждом классе контролируется температурный режим воздуха, На уроках учителя проводят физкультминутки. В школе проводятся Дни здоровья. Регулярно устраиваются различные внутришкольные соревнования.

    Большая часть уроков физкультуры проводится на спортивной площадке.

    В школе функционируют спортивная секция и Туристический кружок.

    Используется время перемен для расширения двигательной активности (через подвижные игры).

    Пропаганда здорового образа жизни, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимосвязи человека с окружающей средой как фактор, влияющий в значительной мере на здоровье – на эти вопросы акцентировано внимание в отдельных школьных предметах и классных часах. Ведётся целенаправленная работа по формированию навыков здорового образа жизни – прогулки, беседы, подвижные игры, соревнования. Проведена

    • Акция «Школа за здоровый образ жизни» .
    • Занятие по профилактике» Я выбираю жизнь» (беседа медицинского работника).
    • Игра Весёлые и озорные (работники СДК)
    • Викторина« Мое здоровье – в моих руках».
    • Уроки здоровья.

    В результате нашей работы обучающиеся стремятся к к здоровому образу жизни; осознают здоровье как одну из главных жизненных ценностей , з анимаются физическим самосовершенствованием

    4.«Я и Культура»

    Ценности: Осознание красоты, культура общения.

    Понимание красоты формируется через музыкальную, художественную грамотность, привитие эстетического вкуса посредством творческой деятельности. Начиная с начальных классов, дети привлечены к творчеству. Это часы общения, фольклорный праздник «Горячи калачи из русской печи» Кукушкина З.В., классные часы, воспитывающие на примерах выдающихся людей, конкурсы, интеллектуальные игры, выпуск плакатов, газет различного содержания. Классными руководителями проведены беседы

    1. «Научись правильно сидеть за столом»;
    2. «Слова приветствия в нашей жизни »;
    3. «Мы пришли в гости…»;
    4. «Старшим – уважение и почёт»;
    5. «О взаимоотношениях мальчиков и девочек»;
    6. «Поведение подростков в общественных местах»
    7. Проведены следующие мероприятия: экскурсия в районный краеведческий музей, экскурсия в цирк), ФОК (г.Семенов), праздники «Золотые хиты Осени», «Новогодний серпантин», рождественские колядки, «Масленица»». Эти мероприятия проводились совместно с СДК и библиотекой.
    8. Так же ребятам были предложены занятия в кружках «Сделай сам», «Волшебная спичка», «народный артист». В результате проделанной работы ребята стали активнее участвовать в художественной самодеятельности, у них развивается умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
    9. Участие в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина».
    10. Районный конкурс «Я рисую мир», конкурс юных флористов, «Арт – деко» 2 место.

    5. «Я и Планета»

    Ценность: бережное отношения к Земле.

    Целью следующего направления «Я и планета» является формирование гражданского отношения к планете Земля.

    Задачи этого направления:

    1.Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

    1. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества детей.

    В школе проводится работа по формированию у школьников понимания ценности природы для каждого человека. В школе действует кружок «Человек и природа». Члены кружка участвуют в конкурсах, акциях, проводят эксперименты, работают на опытном участке.

    Проведены мероприятия:

    • экскурсии в природу « Вот и осень к нам пришла»,

    «В гости к зеленой аптеке»,

    • конкурс рисунков «Мир вокруг нас».
    • Классный час «Землянам – чистую планету»
    • Экологический урок «Фауна Нижегородского края»
    • Выпуск открыток «Сохраним родной уголок».
    • Чтение и обсуждение экологического рассказа «Воскресенье в лесу»

    Школьная выставка цветов.

    • «День птиц». Конкурсы, викторины. 1-8 классы. На экологическую тему.
    • Участие в районной экологической акции.

    В ходе проводимой работы стало заметно, что ребята задумываются о сохранении планеты Земля, о том, что настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

    6. «Я и Труд»

    Ценность: трудолюбие.

    Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является трудовое воспитание. В сельской школе оно является одним из приоритетных направлений деятельности. Уважение к труду формируется через трудовую деятельность в школьной бригаде, на пришкольном участке, трудовых акциях.

    Трудовая деятельность помогает решать вопросы самообеспечения.

    Главное, чтобы дети видели результат своего труда. Сегодня сельская школа видит свои задачи в обучении учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основам жизнедеятельности человека.

    Особое место в работе школы занимает учебно-опытный участок. Пришкольный участок – место, где ребята трудятся, проводят опыты. Труд детей дает значимые результаты. Дети видят в труде радость, пользу, чувствуют необходимость в нём. Сегодня трудовая деятельность стала неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания учеников школы. Трудовая жизнь школьников начинается с раннего детства. Первые «уроки» труда они получают в семье под руководством родителей. В школе круг выполняемых ими работ значительно расширяется. Он охватывает самую разнообразную деятельность: озеленение села, субботники, шефство над детским садом, ветеранами и пожилыми людьми, работа по благоустройству территории школы, благоустройство территории села и территории вокруг мемориала погибшим воинам- односельчанам, дежурства по школе и в классе.

    Труд формирует у школьников не только навыки выполнения тех или иных значимых операций, но и представления о ключевых нравственных ценностях: о трудолюбии и взаимопомощи, репутации, чести и достоинстве, милосердии; воспитывает у ребят уважительное отношение к труду односельчан, родителей, педагогов.

    Труд развивает у учащихся потребность в труде на личное и общее благо, позволяет школе реализовать воспитательный потенциал уроков технологии, истории, литературы, кружков различной направленности. В школе проведены акции «Спешите делать добро» «Наша помощь ветеранам, пожилым», презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».

    В течение учебного года проводились диагностики проявления формирующегося нравственного, деятельно-волевого характера подростков, результаты которых в сравнении с предыдущими годами показали следующее:

    Отношения:

    • Растет бережное отношение к собственности, к учебному труду, к людям, к себе.
    • Положительное отношение к обществу и природе остается примерно на одном уровне.

    Такие результаты говорят о воспитательном воздействии классных руководителей, уделяющих особое внимание этим вопросам.

    В этом учебном году были проведены диагностики уровня воспитанности учащихся.

    В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, некоторые написали: “В школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” обучающиеся написали, что они научились любить Родину, своё село, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

    Подводя итоги, можно сказать, что р езультатом нашей работы является:

    Приобщение детей к истокам народной духовности, сохранение преемственности поколений;

    Повышение компетентности детей и родителей в области нравственности;

    Отсутствие подростковой преступности (нет ни одного учащегося стоящего на учете в ПДН).

    Только объединив все усилия педагогов, родителей, ведомств и учреждений мы смогли добиться таких результатов.


    mob_info