Организация и проведение детских праздников методика. Методика проведения праздников и развлечений в детском саду. Теоретические основы организации мероприятий для детей

Подготовка и проведение праздника в детском саду - долгая, кропотливая и сложная работа, требующая сложной совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя, родителей и конечно же детей. Чтобы организовать эту работу, всем необходимо последовательно действовать по единому плану, преодолевая один за другим все этапы подготовки праздника.

Изучая опыт работы детских садов по организации праздников, мы выделили следующие этапы работы над праздником.

Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование.

II этап - работа над сценарием.

III этап - предварительное знакомство детей с праздником.

IV этап - репетиции.

V этап - работа с родителями.

VI этап - проведение праздника.

VII этап - подведение итогов.

VIII этап - последействие праздника.

I. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

II. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника.

Сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т.д. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.

Сценарий праздничного утренника отражает его основную идею, которая будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Требования к сценарию:

  • - строгая логичность построения и развития темы;
  • - законченность каждого эпизода;
  • - органическая связь эпизодов;
  • - нарастание действия в его движении к кульминации.

III. Этап подготовки детей к празднику. Когда сценарий готов, воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают.

Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет стремиться.

IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев специалистами: музыкальным руководителем; хореографом; инструктором по физической культуре; психологом и др. Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей. Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

  • - над выразительным прочтением стихов;
  • - по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;
  • - над образом;
  • - над отдельными эпизодами.

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса. В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

На данном этапе продолжается работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

V. Праздник является не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей.

Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

  • - воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;
  • - обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;
  • - родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;
  • - активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;
  • - родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;
  • - участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на собрании группы, родители активно участвующие в подготовке праздников награждаются дипломами.

VI. Этап - проведение праздника. Это самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

VII этап - это подведение итогов. Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. При помощи воспитателя выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.

Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после праздника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано.

VIII этап - последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. Их желательно поместить на стенд для родителей. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей.

Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для дошкольников, максимально использовать эту ситуацию для обучения и воспитания.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе. Праздничная программа обсуждается и принимается с дополнением и изменениями. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности участок работы, за который тот отвечает: оформление зала, подготовка костюмов, поделку атрибутов и т.д.

При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:

  • - отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
  • - развивать художественно-эстетический вкус;
  • - создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно, двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно.

Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки. Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике.

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего, от которого во многом зависит успех проведения праздника. Ведущим должен быть педагог, обладающий высокой культурой, находчивый, веселый, знающий детей и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться.

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки.

Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике. творческий музыкальный дошкольный праздник

Детям необходимо знать некоторые из них:

  • - говорить не громко (не кричать);
  • - ходить спокойно (не бегать);
  • - помнить для чего мы находимся в зале;
  • - смело показывать свои способности;
  • - заботиться друг о друге (не обижать);
  • - помогать друг другу (не смеяться);
  • - внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому)

Главное требование к любому празднику - активное участие в нем каждого ребенка. Содержанием праздника являются те знания, умения и навыки, которые дети приобрели в детском саду. Поэтому, чем содержательнее и разностороннее ведется воспитательно-образовательная работа на занятиях и вне их, тем глубже, плодотворнее будет воздействие праздника на чувства и мысли детей, на их творческие проявления.

Длительность утренника - 45-50 минут (в старших), 35-40 минут (в младших группах). Превышать ее не имеет смысла: на 12-14-й минуте малыши и на 25-30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления. Хронометраж программы показывает достаточность следующего количества произведений; 3-4 стихотворения, столько же поговорок и пословиц, 1-2 небольших рассказа, исполнение 2-3 мелодий на детских музыкальных инструментах или произведений для слушания, 2-3 хоровые песни и 1-2 в исполнении соло или ансамбля, 1-2 игры, столько же танцев или хороводов. Соотношение видов выступлений может быть изменено, но общую сумму их превышать не следует.

Для хорошего, радостного детского праздника очень важны выступления взрослых.

Они могут показать сценку кукольного театра, разыграть сказку, инсценировать рассказ или стихотворение, спеть в ансамбле или соло песню, исполнить музыкальную пьесу на каком-либо музыкальном инструменте, показать интересный фокус и др. Выступления взрослых на детском празднике всегда неожиданные и сюрпризы. Если же выступают родители, то дети чрезвычайно гордятся ими. Авторитет родителей в глазах детей, несомненно, поднимается.

В день праздничного утренника особенно важна четкая работа всего коллектива; каждый должен хорошо знать свои обязанности и выполнять их быстро и спокойно. Это важно для того, чтобы с утра создать и потом сохранить до самого конца дня радостное, праздничное настроение у каждого ребенка, чтобы не допустить нервного перевозбуждения детей из-за неподготовленности, спешки, бестолковой суеты.

Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:

  • - деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений;
  • - деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
  • - организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
  • - праздничное оформление зала.

Итак, праздники в детском саду - важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду.

Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

Методика организации праздников в детском саду.

Подарить детям праздник…. Легко это или трудно? Легко, если ты этого хочешь. Ведь ребенок воплощение радости в этом мире. Праздник должен дать ребенку возможность полноценного его проживания, самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия. Трудно? Да! Потому что это итог долгой многоплановой работы, синтез различных видов деятельности. Мелочей на празднике не бывает и, чтобы подарить настоящий, яркий, запоминающийся праздник, который открыл бы индивидуальный мир ребенка, заставил зазвучать его внутренний мир - большой труд. Любой труд, когда ты делаешь что-то с удовольствием, энтузиазмом, принесет всем радость.

При подготовке к празднику музыкальный руководитель может воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);
  • Планировать праздники в конце предыдущего года;
  • Собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);
  • Обсуждать праздник по - деловому;
  • Собирать репертуар для выступлений из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив 1-2 новых;
  • Не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми;
  • Тщательнее готовить взрослых! Они должны знать все движения в играх, слова и движения в песнях, танцах. Их движения на праздниках должны быть упреждающими! (воспитатель чуть раньше меняет движения в танце, хороводе, чтобы дети, глядя на него могли следовать вовремя за ним;
  • Применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения
    (если всем детям на новогоднем празднике хочется рассказать стихи Снегурочке и Дед Морозу, но это удлиняет праздник, то нужно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание.)
  • Дети на празднике показывают не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а ощущают себя участниками события, получают радость, усваивают смысл сценария;
  • На празднике нужно соблюдать щадящий режим, не подвергая детей эмоциональному стрессу, заранее дети могу видеть элементы костюмов персонажей, частично оформленный зал.
  • Ведущий на празднике – главный герой. Он следит, чтобы не было заминок, может помочь актеру, забывшему слова, он создает атмосферу праздника (не эмоциональный ведущий - праздник провален, не спасет даже самый прекрасный сценарий.) Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь, с особым настроением завершает праздник, подводит итог всему мероприятию.

Работа над праздником как формой организации досуговой деятельности детей всегда была объектом пристального внимания ученых, педагогов и психологов. При проведении этой работы необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на мероприятиях;
  2. основой детского настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность»;
  3. развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание

Между всеми участниками праздника;

4.дифференцировать детей по склонностям и способностям;

5.позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества

Праздник дело коллективное, один человек не может справиться с этим. В коллективе должны быть распределены обязанности, кто за что отвечает: одни делают декорации, другие играют роли, третьи помогают на репетиции, четвертые отвечают за костюмы. В осуществлении праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы. Все они важны для успеха. На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Выготский Л.С. указывал, что праздник от занавеса и до развязки «должен быть сделан руками детей», тогда он окажет на них эмоциональное воздействие. Главное вовлечь детей в атмосферу подготовки и ожидания праздника. Дети рисуют декорации, делают элементы костюмов, продумывают музыкальное оформление праздника, движения в танцах. Главное – вовлечь всех детей в атмосферу праздника.

На втором этапе нужно создать празднично - торжественную атмосферу перед самым началом. Убедить родителей - приводить детей в группу заранее, чтобы было время спокойно переодеться, вспомнить роли, полюбоваться на себя в зеркало, услышать от воспитателя и музыкального руководителя последние напоминания и указания. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить детей, не давать им лишней нагрузки после праздника, а предоставить время на свободные спокойные игры, охраняя их нервную систему. Воспитатель должен перед входом в зал настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросив их мнение о празднике. На заключительном этапе, который можно назвать «проводы праздника» педагоги, наблюдая за детьми, прослеживают степень усвоения праздника:

  • какое мнение у детей осталось после праздника и стало через несколько дней;
  • разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника;
  • насколько информированы родители о празднике и каково их мнение

Педагоги делают выводы об эффективности участия детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы нужно использовать перед проведением следующего праздника.

И вот праздник продуман, организован, проведен. Огромная награда для организаторов праздника, блестящие от радости и переполняющих эмоцией глаза детей, восторг и благодарность родителей.

Так давайте совершать это прекрасное чудо - дарить праздник детям , большим дружным педагогическим коллективом единомышленников.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Без праздников не бывает детства!

Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Если для взрослых праздник - это приятная возможность отдохнуть, то для ребятни утренники далеко не отдых.

Детский праздник - важная часть жизни ребенка. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздники же в детском саду - важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.

В большинстве они носят тематический характер: все стихи, песни, игры подчинены, как правило, одной теме.

Цели организации праздника:

  • реализация возможностей каждого ребенка (открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);
  • развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
  • воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.

Этапы работы по организации праздника:

  1. Работа над сценарием
  2. Предварительное знакомство детей с утренником
  3. Репетиции
  4. Проведение утренника
  5. Подведение итогов

Работа над сценарием.

Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем, а может сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает "через себя", используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями. В большинстве случаев сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным работником, логопедом. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала.

Предварительная работа.

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

Над выразительным прочтением стихов

По заучиванию текстов песен

Над образом

Над отдельными эпизодами

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса.

В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Работа с родителями.

Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы - дети, родители, сотрудники.

Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

Обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;

Родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;

Активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;

Родители могут контролировать, какую долю участия принимает ребенок в утреннике, проверить, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих или песню;

Участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике. Если заранее не выяснить, чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части.

Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.

Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты.

Проведение праздника.

Как правило, все детские утренники в дошкольных учреждениях очень схожи друг с другом. Они проходят в актовом зале, который украшен в соответствии с конкретным праздником. Имеют основу (это может быть сказка или путешествие) и программу (чтение стихов, различные представления, песни, танцевальные номера, награждения, чаепитие и т.д.) но, несмотря на схожесть, все, же все праздники разные, разные дети год от года, и готовиться к ним нужно по-разному.

Подведение итогов.

О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни.

Традицией стало закрепление праздничных впечатлений на музыкальных занятиях, на занятиях по ИЗО деятельности. Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети уже в 3-4 года видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение новогоднего утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.

Вывод.

Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Воспитание и развитие ребенка не возможно без участия родителей. Родители - самые дорогие и близкие люди. Дети видят глаза родителей на утреннике, они поют, танцуют для них.

Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Именно на утреннике родители могут разглядеть в своем сыночке или дочке маленькие таланты, которые они захотят развивать далее. У родителей есть возможность не только оценить таланты, но обратить внимание на проблемные моменты в развитии ребенка, и вовремя начать работать с ними. Именно на утреннике и при подготовке к утреннику сближается родительский коллектив. Помощь родителей при подготовке к утреннику очень важна и ценна, ведь они не должны быть только "зрителями", "наблюдателями", они должны стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы.

1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания детей. М.: Просвещение, 1989.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991.

3. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. СПб, 1998.

4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998.

5. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. М.: Просвещение, 1974.

Подготовка к праздникам - занятие не менее интересное чем само торжество!

Готовиться к торжественному мероприятию можно по-разному, кто-то доверяет организацию специальным адвент-агенствам, а кто-то предпочитает проводить подготовку самостоятельно. Как организовать праздник, чтоб он запомнился положительными эмоциями?

Яркий и запоминающийся праздник можно провести только тщательно к нему подготовившись. Возьмите в свои руки все этапы подготовки, и ваше торжество останется в памяти гостей на долгие годы. Главное, не откладывайте все дела на последний день, а начните готовиться к предстоящим хлопотам за несколько недель до даты праздничного события.

На первый взгляд, подготовка и проведение праздников дело хлопотное и утомительное. Это совсем не так! Приложив некоторые усилия, от организации мероприятия можно получить не меньшее удовольствие, чем от самого праздника.
Прежде, чем начать подготовительные работы, составьте точный план, руководствуясь которым вы сможете не упустить ни одного важного момента.

Приглашения и выбор гостей

Определитесь с количеством человек, которых вы хотите видеть в этот необычный день. Это могут быть близкие друзья и родственники, знакомые или коллеги. Подумайте, хотите ли вы собрать их всех за одним столом или проведете торжество в несколько этапов, чтобы уделить больше внимания каждой компании отдельно.
Приглашать на праздник можно разослав приглашения, при личной встрече или по телефону.

Дата торжества

Выбирая дату празднования, ориентируйтесь на возможности гостей посетить ваше торжество в этот день. Если она выпала на рабочие будни - постарайтесь перенести массовые гулянья на выходные, чтобы никого не обидеть.

Оформление комнаты

Торжественную атмосферу помогут создать праздничные атрибуты. Для празднования Нового года приготовьте для гостей карнавальные маски или украшения из блестящей мишуры. Особым украшением к этому празднику будет нарядно украшенная елочка и разноцветные гирлянды.
Если отмечаете День рождения - обязательно наденьте на каждого приглашенного яркий колпак. На стенах можно развесить плакаты с поздравлениями и чистые ватманы, на которых гости смогут оставить свои пожелания виновнику торжества.
Какой же праздник без воздушных шаров? Они уместны на любое торжество. Современные технологии и умелые руки позволяют не просто развесить отдельные шарики по всему дому, но и соорудить из них фигуры любимых героев или праздничные воздушные букеты.

Сервировка стола

Убранство стола зависит от события, которое будет отмечаться. В любом случае, вся посуда и принадлежности должны быть идеально чистыми, без повреждений и дефектов.
В день празднования Дня рождения старшего члена семьи, застелите стол белоснежной скатертью, достаньте праздничный набор посуды и столовых приборов. По правилам этикета, гостям следует предложить и бумажные, и тканевые салфетки. Накрывайте стол по правилам сервировки и не забудьте о живых цветах для украшения, чтобы еще более подчеркнуть торжественность момента.
На детском празднике таких тонкостей не требуется. Для маленького народа вполне подойдут одноразовые тарелки и стаканчики с изображением любимых мультяшных героев. В таком же стиле можно подобрать скатерть и салфетки.
Составление меню

Выбирая блюда для застолья, старайтесь составить меню из совершенно разных продуктов. Если компания собирается большая, то и блюд должно быть соответствующее количество, чтобы удовлетворить потребность каждого гостя.
Не рекомендуется на праздник экспериментировать с новыми рецептами - пользуйтесь только проверенными, чтобы не поставить себя в неловкое положение, если блюдо будет испорчено.
Спиртные напитки подбираются по пожеланиям участников гуляния. Если нет возможности узнать предпочтения гостей - подберите алкогольный ассортимент, полагаясь на свой вкус.

Развлекательные перерывы

Продумайте программу с конкурсами, песнями и шутками, чтобы ваши гости не заскучали после плотного обеда. Это могут быть шарады, веселый «Крокодил», караоке. Если позволяет место - устройте танцевальную разминку. Следить за настроением гостей - главная обязанность гостеприимного хозяина.

Как провести праздник на высшем уровне

Когда все подготовительные моменты закончены и подошла долгожданная дата праздника, остался последний рывок - провести его так, чтобы все гости остались довольны. В день торжества постарайтесь хорошенько отдохнуть до прихода гостей и не спеша привести себя в порядок. Постарайтесь сохранять спокойствие и не терять веселого расположения духа.
Встречайте гостей с улыбкой, говорите, что рады всех видеть и благодарите за подарки от всей души. Во время самого праздника, уделяйте понемногу внимания каждому гостю, проявляя уважение.
Если чувствуете, что сами не справитесь - можно обратить к услугам настоящего тамады. Специалист этого профиля удачно проведет любое мероприятие, от свадьбы до юбилея, а вам останется лишь наслаждаться общением с приглашенными.

Праздник есть художественная организация общественной жизни, в которой все концентрированно, все сжато, все приобрело эффективную волнующую форму (А.В.Луначарский).

Праздник – своеобразная форма организации жизни и деятельности коллектива, которая имеет большое воспитательное значение, так как знакомит воспитанников с жизнью своего края, страны, обогащает яркими образными впечатлениями, вносит в жизнь коллектива радость, дает возможность весело и культурно отдохнуть. Подготовка и проведение праздника активизируют детей, повышают общий тонус жизни и тем самым оказывают благоприятное воздействие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Праздник – это ожидание завтрашней радости, взаимное обогащение, проявление творчества, впечатления и открытия. Включаясь в подготовку праздника, младшие школьники обязательно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, эмоциональная насыщенность, красочность театрализованных представлений и праздников формируют морально-эстетические чувства: радость, гордость, восхищение, восторг. Долг педагога – ввести детей в мир духовных ценностей, научить удивляться многоцветью жизни, получать наслаждение от общения с искусством. При этом, чем шире используемая педагогом палитра средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение педагога с воспитанниками, тем чище атмосфера в коллективе: у ребят есть общие заботы, переживания, им есть о чем поговорить, обсудить, есть чему поучиться у других. Впечатление, – писал Ш.А.Амонашвили, – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и потому нужно, чтобы оно было добрым и возвышающим.

Одно из основных условий успешного проведения праздника является четкая его организация.

Для проведения праздника создается комиссия (совет дела), которая не позже чем за месяц до праздника составляет подробный план его проведения. В плане должен быть отражен весь ход подготовки, предусмотрены мероприятия, связанные с его проведением, определено содержание, формы и методы работы учащихся. В плане указываются лица, ответственные за разные участки предпраздничной работы.

Важной особенностью плана подготовки праздника является продуманное распределение творческих заданий всем первичным коллективам. Это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, самодеятельность учащихся, позволяет выявить способности и таланты каждого воспитанника, содействует развитию его творческой индивидуальности. Подготовленный план обсуждается и утверждается на заседании совета дела. После этого он вступает в силу.

Участие в подготовке праздника детей разных возрастных групп создает в коллективе особый настрой, атмосферу близости, делового сотрудничества педагогов и воспитанников, объединяя их как соучастников, равных партнеров организации общего дела.


Создание радостного предпраздничного подъема в коллективе является важным психологическим фактором, который обеспечивает педагогам успешное решение многих педагогических проблем.

Праздник обычно содержит три части , каждая из которых вносит свою долю в общее содержание.

В первую часть включаются все торжественные моменты: поздравление с праздником, подведение итогов работы, награждение победителей соревнования, выступления почетных гостей и т.д.

Вторая, художественная часть , подаваемая по возможности в неожиданных, ярких формах раскрывает саму идею праздника, обогащает воспитанников яркими впечатлениями. Нередко эта часть строится в форме концерта художественной самодеятельности, концерта-сюрприза первичных коллективов.

Третья часть может состоять из массовых танцев, игр, аттракционов, конкурсов.

Большую роль на празднике играет искусство , которое должно быть представлено в разных видах и формах. Музыка, танец, живопись, театрализация украшают праздник, делают его веселым, интересным. Праздничное оформление помещения, звуки веселой музыки создают хорошее настроение, заставляют учащихся почувствовать, что они пришли именно на праздник, где все не так как в будни, где все интересно, необычно, где их ждет много приятного и радостного.

Проведение праздника должно быть продумано до мелочей : вход в зал, рассадка по местам, порядок выступлений, выход из зала после окончания праздника – все это нужно детально предусмотреть, чтобы организационные неполадки не нарушили праздничного настроения участников.

Несмотря на то, что проводится большое количество разных по своему характеру и тематике праздников, каждый из них готовится с учетом общей методики. Вместе с тем, праздник в зависимости от его предназначения имеет некоторые особенности в его подготовке и проведении.

К примеру, остановимся на некоторых особенностях фольклорного праздника.

Самобытность народных праздников и обрядов, обусловленная включением и их содержание торжественных ритуалов, действий, устного народного творчества, воспринимается сердцем, оказывает сильное воздействие на эмоциональную сферу личности . Причем вместе с красотой художественного народного творчества учащиеся усваивают и национальные черты трудолюбивого, влюбленного в свой край народа: гостеприимство, жизнелюбие, оптимизм, справедливость, религиозность, доброту, любовь к природе и др.

Народные праздники и обряды белорусов подчинены годовому календарю.

Работа по подготовке фольклорного праздника делится на несколько этапов. Первый – изучение литературы, подбор текста, песен, инструментального и хореографического материала. Можно провести специальную работу по сбору праздничного фольклора определенной местности, сделать записи народных песен в исполнении талантливых коллективов художественной самодеятельности, отдельных исполнителей.

На праздник приглашаются гости – родители, бабушки, дедушки, народные исполнители, мастера художественных промыслов, народные музыканты.

Второй этап – вступительная беседа , цель которой – рассказать о сущности праздника, заинтересовать его подготовкой. Третий этап непосредственная разработка сценария , подготовка костюмов, ведущих, оформление помещения. Главное в разработке сценария – ярко подчеркнуть главную идею праздника, тщательно проработать сюжетную линию, композицию , последовательность действий.Сценарий фольклорного праздника обязательно включает театрализацию, хороводы, народные игры и танцы, шуточные приговоры, пословицы, поговорки. Важным условием успешности проведения праздника является подготовкаведущих , их владение языком, способность к импровизации, эмоциональному заражению.

При проведении фольклорных праздников в начальных классах необходимо учитывать возрастные особенности детей: конкретность мышления, импульсивность, эмоциональность, особенности мировосприятия.

После проведения праздника надо дать возможность детям обменяться мыслями, высказать свои впечатления, чувства, пожелания.

mob_info