Традиционные семейные ценности. Что такое семейные ценности

Можно много и долго рассказывать о важности семь в обществе, о ее роли и функциях. Но задача нашей статьи совсем не в этом. Есть вещи более важные, о которых сами мы редко задумываемся, но часто о них упоминаем.

Семейные ценности вещь многогранная – найдется тысячи определений, каждое из которых будет верным. Это как раз тот случай, когда говорят «сколько людей – столько и мнений». Прежде чем читать статью, задумайтесь, а что лично для вас значат семейные ценности?

Несомненно, если собрать воедино список всех ценностей, то он будет бесконечным. Но без них, считают специалисты, невозможно построить счастливую и дружную семью, ведь это – это не просто слова, это принципы, которых вы придерживаетесь, ваши цели и задачи на будущее. На совместное будущее.

Примеры семейных ценностей

Принадлежность . Очень важно, чтобы каждый член семьи знал, что они важны, и что они имеют значение. Вы можете быть сплоченной семьей, которая каждую свободную минуту проводит вместе, но это не значит, что ваши интересы должны быть абсолютно идентичны. Важно, чтобы несмотря не любые увлечения, несмотря на неприятные события или т.п. вещи, ребенок и каждый член семьи должны знать, что у них есть место куда вернуться, что в них верят и их ждут. Укрепить – это чувство единения помогут совместные обеды и ужины, походы в кино и зоопарки, или просто вечер, проведенный в кругу семьи.

Уважение. Каждый сам для себя определяет, что такое уважение. Кто-то считает уважением принятие всех точек взгляда при принятии какого-либо решения. Также, это признание мыслей, идей и характера члена семьи, признание его таким, какой он есть на самом деле. Очень важно не переступить грань страха и уважения, так как в большинстве случаев одного исключает другое. Добивайтесь уважения не насилием и угрозами, а мудрыми решениями, с учетом пожеланий вас и вашей семьи. Уважение, как семейная ценность, важна не только жома, но также в школе, на работе и при общении с другими людьми.

Гибкость. Умение принимать чужое мнение, не настаивать постоянно на одной и той же позиции. Кончено, четкий график жизни не помешает, но не стоит забывать, что правилам жить…ну скучновато во многом. Поэтому не лишайте себя обычных жизненных радостей – делайте сюрпризы, глупите, устраивайте неожиданные вечерние ужины или прогулки. Все это позволит укрепить вашу семью, и научит детей правильно работать и отдыхать.

Честность – это залог любых отношений, как дружеских, так и семейных. Ни одна семья без этого невозможна. Без честности невозможно создать глубокие и продолжительные связи, которые должны являться неотъемлемой частью каждой семьи. Не ругайте детей за каждый плохой проступок, таким образом, вы сможете показать им, как это хорошо и правильно – быть честным. Если мы скажем кому-либо, что то дурное, когда он обратится к нам с плохой новостью, то в следующий раз он просто-напросто скроет от нас то, что он хотел сказать и перестанет быть честным, так как знает, что не получит в ответ ничего хорошо. А это может грозить утратой не только честности, но и человеческого доверия.

Прощение . Простить не всегда просто, но очень важно уметь это делать. Прощение – это решение, это ваш выбор, а не просто чувство того, что человек достаточно расплатился за обиду и мы готовы смилостивиться. Понятие семьи и обиды несовместимы. Да, мы, конечно, можем обижаться на родителей или на сестре и братьев, за какие-то проступки или обидные слова. Но, ни в коем случае не забывайте, что это ваш близкий человек, с которым связана вся ваша будущая жизнь. Ну, невозможно, просто невозможно прожить всю жизнь без самых-самых близких людей – это разрушает человека изнутри, разрушает его психику и его спокойствия – это мое мнение, с которым вы можете не соглашаться, а можете соглашаться. На самом деле, близких людей прощать сложнее, намного, но это то, что делает семью крепче и дружнее, это сближает.

Не забывайте, что каждый человек может сделать ошибку оступиться, наша задача понять и принять. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на ссоры и разногласия. Лучше всего напрямую поговорить, и выяснить все недоразумения.

Щедрость – это давать не думая, «а что это будет для меня значить, какую выгоду я получу?». Для семьи такой подход невозможен. Благодаря этому чувству, мы учимся состраданию, учимся думать не только о себе и своих интересах, но и о людях, которые живут рядом с нами. Щедрость – это не обязательно давать деньги, это значит дарить близким людям свою любовь, тепло, внимание, дарить свое время.

Общение – это тоже своего рода искусство, при нехватке которого могут возникнуть недомолвки и недоразумения. Маленькие конфликты, нерешенные на начальной стадии, приведут к более крупным, которые уже невозможно будет скрыть – и вряд ли вы уже будете в состоянии спокойно смотреть на ситуации. Поэтому так важно уметь общаться и говорить о своих чувствах и переживаниях, вовремя решать конфликты, пока они не переросли в бурю. Многие считают эту ценность самой важной из всех. Когда человек чувствует, что он может открыто говорить о чем угодно – надеждах, мечтах, страхах, успехах или неудачах – это укрепляет связь.

Ответственность . Кто-то обладает этим качеством в большей степени, кто-то в меньшей. В детстве нас учили, что нужно убирать игрушки после игры, или вовремя кормить домашних животных – это маленькие мелочи помогут детям в зрелом возрасте быть аккуратнее и ответственней. Взрослый, ответственный человек без лишних напоминаний и упреков вовремя приходит на работу, укладывается в сроки и отвечает на телефонные звонки, в случае срочной необходимости. Если вы хотите воспитать в домашних чувство ответственности, представьте каждому из членов список дел, которые они должны выполнить.

Любопытство , качество которое в большей степени свойственно детям. Присмотритесь к ребенку, и вы обязательно увидите эти качества в нем. Важно поощрять и продвигать в детях тягу к изучению нового. Задавайте вопросы, узнавайте, читайте то, о чем вы мало знаете или не знаете совсем. Любопытство поможет постепенно развить критическое мышление, которое будет полезно в разных ситуациях. А умение задавать вопросы и узнавать что-то также поможет вам в укреплении ваших семейных связей.

Традиции. Наверное, одно из самых важных ценностей семьи, которое способно объединять разные поколения одной семьи. Не усложняйте, это может быть утренние чай или кофе с утра, кино в воскресенье, поездки на природу или приготовление обеда вместе – вариантов множество, главное, что такие моменты укрепляют единство семьи, дают каждому возможность почувствовать себя ее частью.

И главное – любовь . Без неё просто никак – это основа, на которой строится большой фундамент. Без прений и доводов мы отдаем ей первое место в любом списке ценностей, и в семейных в том числе. Благодаря ей мы учимся терпеть, прощать, разговаривать и быть честными. Любя детей, и свою вторую половинку мы учим детей уважению и любви к другим людям.

Семейные ценности для современной семьи

В первую очередь – это сама семья и способы её сохранения – вот, что волнует многих из нас. А брак сам по себе перестает становиться той важной ячейкой, которой он был раньше. Сейчас молодые люди чаще живут в гражданском браке и не торопятся ставить штамп в паспорте, считая это формальностью. Считаю, что на эту тему спорить нет смысла, ведь каждый из нас имеет права на свою точку зрения и на свое понимание семейной жизни.

Важное изменение – на первое место выходят карьера, материализм и т.д. каждая семья считает своим долгом встать на ноги, реализовать себя, и лишь потом заводить детей, строить семью. Правильно ли это? Наверно, это тема еще одной статьи, но не этой. Только подумайте, а к чему все это приведет? Что вас ждет дальше?

Важно, чтобы семья создавалась осознанно. Лишь тогда вы сможете вложить в маленькое чудо такие важные понятия как любовь, свобода, вера, совесть и ответственность – это задача невыполнима вне семьи и вне любви. В семье закладываются чувство патриотизма, ответственность, сострадание к близким, уважение, умение общаться с другими людьми.

В семье могут возникать конфликты и недомолвки, но нужно учиться во время их решать, не раздувая небольшие бытовые проблемы до размера катастрофы. Не забывайте показывать членом семьи свою любовь, свою благодарность с помощью жестов, поступков и слов. И не забывайте уделять время своим любимым людям.

Идеал семейного счастья в украинской народной педагогике прекрасно выразил великий наш поэт И. П. Котляревский: «Де згода в ciмействi, де мир i тишина, щасливi там люди, блаженна сторона...» Когда я вдумываюсь в это большое и многогранное понятие - согласие в семье, мне сразу вспоминается семья Алексея Матвеевича. Это наш колхозник, уважаемый всеми земляками человек. Он и жена его Мария Михайловна учились когда-то в нашей школе, сейчас мы воспитываем их троих детей.

Нас, учителей, трогало, что в этой семье между родителями и детьми господствуют отношения сердечности, откровенности, прямоты. И это требует особого внимания каждого, кто хочет понять тайны родительской педагогики - тонкой, сердечной чуткости человека к человеку. Марийка возвращается из школы, не успела она еще и дверей открыть, как по ее глазам мать почувствовала: у дочки в школе не все благополучно.

Рассказывай, дочка, что там у тебя?

Дочка рассказывает, что сегодня была контрольная работа по алгебре, задача была трудной, наверное, ошибку допустила при вычислении... Бабушка Мария печально, безмолвно сидит около окна - и к ней один за другим подходят встревоженные дети, спрашивают: «Что у вас болит, бабушка, может, вам дать что-нибудь?» После школы, отдохнув, Олеся, Петрик и Марийка садятся за выполнение домашних заданий. Ко всему приходят своими силами - это стало в семье одним из самых важных правил.

Однажды - еще тогда, когда Олесе исполнилось четыре года и из семьи Алексея Матвеевича в школу приходили двое учеников,- на родительском собрании зашла речь об этой тонкой, нежной стороне духовной жизни детей в этой семье, высокоразвитом чувстве чести, стремлении все сделать своими силами. «Расскажите, уважаемая Мария Михайловна, - обратился к матери классный руководитель,- расскажите, пусть все родители послушают: как воспитываете вы своих детей? Как отшлифовываете в их душах вот эту драгоценную черту, которая для большинства семей пока еще, к сожалению, остается неуловимой, фантастической птицей?»

Мать усмехнулась и ответила: «Некогда нам с мужем воспитывать детей. Каждый день мы на работе: муж - на животноводческой ферме, а я - и в поле, и на току, и в саду - где нужно, там и работаю летом, а зимой вместе с мужем - на ферме. А они с бабушками дома. Закон у нас в семье такой: как только ребенок встал на ноги - работай. И не только для себя, но и для людей. И на людей смотри человеческими глазами... Это нерушимый закон. А воспитывать нам некогда... Пусть про воспитание расскажет тот, кто не работает, сидит с ребенком да еще воюет с ним из-за двоек, как слышала я не раз...»

И нам, учителям, и родителям стало ясно: то, про что говорит мать как про отсутствие воспитания, это и есть настоящее воспитание.

В чем же оно состоит - в чем тот нерушимый закон, о котором говорила мать?

В глубоком благородстве, красоте человеческих взаимоотношений. Не один год думаем мы о тех духовных силах, что объединяют людей в семье Алексея Матвеевича, видим все новые и новые грани этих сил в других семьях - и для нас становится очевидным: самое главное моральное богатство, которое имеет огромную воспитательную силу,- взаимоотношения заботы, взаимоотношения уважения. В семье Алексея Матвеевича (и во многих других прекрасных семьях) господствует культ Человека, культ долга перед Человеком.

Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей, учатся у отца уважать мать, бабушку, женщину, человека. Женщина, мать, бабушка в семье становятся, можно сказать, эмоциональным, эстетическим, нравственным, духовным центром семьи, ее главою. Отец пришел с работы - и первое, что он спрашивает у детей, что ему нужно непременно знать, как здоровье бабушек - его матери и матери жены. Как бы он ни был занят, какие бы ни были неотложные заботы и хлопоты - первая забота, первые хлопоты - для бабушек. Дочка Мария на всю жизнь запомнила тот праздничный день, когда отцу исполнилось 30 лет. Должны были прийти гости, все готовились к семейному празднику. Но вдруг заболела бабушка Мария - мамина мама. «Ни о каком празднике не может быть и речи»,- сказал отец и повез бабушку в больницу.

Вот что означает тот человеческий закон, о котором говорила на родительском собрании мать,- на людей смотреть человеческими глазами. Когда Олесе - самой младшей в семье Алексея Матвеевича - исполнилось 4 года, умерла мамина мама. Это было в мае. Дети посадили на бабушкиной могиле цветы. А дома недалеко от хаты посадили куст розы, назвали его розой бабушки Марии. Ежегодно в ясный майский день Мария, Петрик и Олеся несут цветы розы на бабушкину могилу. Этот день так и зовется в семье - бабушкин день.

Может, некоторым читателям кажется: нужно ли говорить об этом - о цветах на могиле, о кустах роз, посвященных умершей, про семейный день - день бабушки. Да, без этого немыслимо настоящее воспитание, без этого нет тех духовных сил, на которых держится семья. Есть старая французская пословица: мертвые мстят живым за то, что живые забывают о мертвых.

Жизнь учит, что мстят жестоко: на хорошей, жизнеспособной земле вырастает чертополох - люди с каменными сердцами, бездушные, холодно-расчетливые. Уважение и почтение к памяти умерших - огромный капитал, проценты с которого идут живым. Это тончайшие корни, которые несут животворные соки земли к дереву, имя которому - человечность.

В семье Алексея Матвеевича отец делает все для того, чтобы дети дорожили матерью. Летом и ранней весной на животноводческой ферме работать легче, чем в звене, где мать выращивает сахарную свеклу. И вот в дни напряженного нелегкого труда Алексей Матвеевич идет в поле, а жена - на ферму. Дети привыкли к тому, что отец всегда берет на себя самую тяжелую работу, и учатся у него смотреть на мать глазами благородного сильного мужчины.

Искусство воспитания в таких семьях, как семья Алексея Матвеевича, в том и состоит, что моральное богатство создается взаимоотношениями, в которых тесно переплетаются любовь и добро с суровым долгом и трудом, с личным примером. Дети Алексея Матвеевича и Марии Михайловны трудолюбивы, правдивы, сердечны именно потому, что в образах самых дорогих для них людей - отца и матери - перед ними раскрывается благородное видение человека и самих себя. Передавая детям самые тонкие духовные черты человеческого благородства, отец с малых лет пробуждал у них чуткую совесть - умение дорожить добром в самом себе, быть требовательным к самому себе.

Если в нескольких словах выразить всю мудрость родительской педагогики, то она заключается в том, чтобы дети наши были тверды и суровы в требованиях к самим себе, чтобы - тут я нарочно впадаю в преувеличение,- собирая сына на свадьбу, где все гости - горькие пьяницы, мать могла быть уверена, что сын ее придет домой трезвым... Требовательность к самому себе, моральный закон в собственном сердце, честность и правдивость наедине с собой - для родителей это высокая мечта, идеал. И достигается он тогда, когда любовь, доброта, ласка соединяются со строгой требовательностью, с долгом, с непримиримостью к злу, неправде, обману.

Перед торжественным днем вступления в комсомол Марийка рассказала мне: Я не помню, с какого времени я начала работать. Сколько себя помню - всегда работала. Это было очень, очень давно. Наверное, тогда мне было лет семь. Отец сказал мне: посади вот эти три саженца винограда. Я уже хорошо умела это делать. Выкопала ямки, залила водой и посадила. А корни не обмакнула в глиняный раствор. Помню, подумалось, они же будут закрыты землей, никто не узнает - смочены корни в глиняном растворе или нет. Посадила, полила. Отец вечером спрашивает: а корни замочила в глиняном растворе? Никогда в жизни - ни до этого, ни после я не обманывала, а тут сказала неправду. Конечно, отец сразу заметил обман. Он не сказал ни слова, а только глянул мне в глаза внимательно-внимательно. Вздохнул как-то тяжело, как будто кто на плечи ему положил тяжелую ношу. Откопал мои саженцы, намочил в ведре с мокрой глиной... А я стояла и смотрела... И лицо мое горело от стыда. Закончив работу, отец сказал: «Можно обмануть кого-то, а себя никогда не обманешь».

Бывает, родители плачутся: «Что нам делать с сыном? Не понимает доброго слова. Учишь его - это хорошо, а это плохо, это можно, а это нельзя - а он как будто и не слышит... Хоть кол на голове теши». Равнодушие к слову - большая беда в воспитании. Утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень... Как же предупредить беду? Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения - самое главное нравственное богатство семьи.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04

Этика семейных отношений

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться - не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что "пожалуйста", "спасибо", "прости" не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных" находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: "Заплати за телефон". Он не обязан постоянно "просить" об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить "спасибо", когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: "Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу". За оказанную услугу он должен поблагодарить жену. Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на "нет" все вежливые выражения. Фраза: "Налей мне кофе" - может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: "Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе" - могут напоминать приказ. В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет жену "малышка", а она его "котик", однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.

У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу "бабушкой", а свекровь "тетей Машей", это невежливо.

Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них "хозяйка", они обе имеют равные права на это "звание", даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается "старшей" хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств. Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом. Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, Но это не значит, что они весь вечер должны провести В его обществе. Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению. Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:

говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;

замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;

заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;

говорить о ком-то в ее присутствии: "Это ведь старый человек";

в споре употреблять выражение: "В вашем возрасте. ";

дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;

повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется

не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;

не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;

не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;

не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;

не употреблять постоянно аргумент: "Вот в мое время. ";

реже рассказывать о своем прошлом;

свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща - осуждать зятя в присутствии дочери.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: "Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!", когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.

Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.

Если вы садитесь за стол, фраза: "Приятного аппетита" - вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: "Спасибо".

Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена - "вторая половина". Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.

Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:

подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;

хвалить стряпню жены;

на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;

делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;

проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;

время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;

в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;

навсегда забыть аргумент: "Я зарабатываю и требую, чтобы. ";

не ходить по квартире полуодетым;

уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;

выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;

беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.

Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.

Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:

выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;

старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;

не вторгайтесь в сферу его "священных интересов": не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;

если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: "Это все уже слышали";

не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;

не контролируйте мужа явно;.

ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;

хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;

не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;

не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т.к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.

В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: "Ты всегда.". Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, - он может ждать подобного и от своих близких. Самое главное - найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.

Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Вообще ссоры лучше гасить в зародыше, а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь "прижать его к стенке". Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.

Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: "Ты сошел с ума!" - лучше заменить вежливым: "Ты ошибаешься, дорогой". Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым - станьте для него примером.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам, постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.

Дети растут, и наступает возраст, который принято называть "трудным". Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Влияние семьи на формирование духовно-нравственного облика сотрудника ОВД

Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место:

Воспитание возможно в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме "круговой поруки", то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органов внутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение - это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Принуждение - данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности - в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку.

этика семья нравственный эстетический

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принцип творческой самодеятельности работников ОВД Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т.е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить. Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства. Принцип творческой самодеятельности работников ОВД. Необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять. Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. Отметим, что в наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Не случайно, что в нашей стране очень часто складываются целые династии военных. Не являются исключением и работники ОВД. Честь, преданность Родине и законопослушность передается у них фактически по наследству. Можно сказать, что служба Родине стала в некоторых семьях хорошей традицией. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая сознанием жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения к членам семьи, к другим людям, к обществу в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Список использованных источников

  • 1. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.
  • 2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
  • 3. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.
  • 4. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.
  • 5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.
  • 6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.
  • 7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Моральная ценность семьи

Этика семейных отношений

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Этого не так-то просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Кое-кто считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако расслабиться - не значит забыть все вежливые слова. Вам кажется, что "пожалуйста", "спасибо", "прости" не нужны, можно обойтись и без них. Да, в некоторых случаях можно и в самом деле не употреблять этих условных выражений. Если речь идет о вещах обыденных" находящихся в компетенции, к примеру, жены, муж может просто напомнить: "Заплати за телефон". Он не обязан постоянно "просить" об этом. Муж может и не благодарить жену всякий раз, когда она ставит перед ним обед, как и ей не обязательно говорить "спасибо", когда он подает ей пальто. Просить об услуге и благодарить следует в иных случаях. К примеру, муж может сказать: "Принеси, пожалуйста, мои сигареты, мне не хочется прерывать работу". За оказанную услугу он должен поблагодарить жену. Большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на "нет" все вежливые выражения. Фраза: "Налей мне кофе" - может звучать доброжелательно и вежливо, в то время как слова: "Очень прошу, налей, пожалуйста, кофе" - могут напоминать приказ. В каждой семье приняты свои обращения друг к другу. Нет ничего плохого, когда муж называет жену "малышка", а она его "котик", однако эти ласкательные прозвища не предназначены для посторонних ушей. В присутствии третьих лиц лучше называть друг друга по имени.

У супругов часто вызывает затруднение обращение к родителям супруга. Если вы не хотите или не можете называть тещу или свекровь мамой, обращайтесь по имени-отчеству. Не стоит звать тещу "бабушкой", а свекровь "тетей Машей", это невежливо.

Очень часто причиной конфликтов является совместное проживание в квартире супругов и их родителей. Особенно часты ссоры, когда в одной квартире проживают свекровь и невестка. Не стоит выяснять, кто из них "хозяйка", они обе имеют равные права на это "звание", даже если невестка не принимает большого участия в хозяйственных делах из-за своей занятости на работе и в учебе. В то же время и свекровь, по причине болезни, не имеющая нагрузок в домашних делах, остается "старшей" хозяйкой: ей предоставляют почетное место за столом и советуются по поводу изменений в быту. Крайне невежливо поступают семьи, отстраняющие стареньких бабушек от участия в жизни семьи, не приглашающие их за праздничный стол во время семейных торжеств. Если в гости приходят ровесники дочери или зятя, матери не обязательно принимать участие в их вечеринках. Она может выйти к ним на несколько минут, чтобы поздороваться. Точно так же и представители младшего поколения не обязаны присутствовать при встречах родителей и их друзей. Делать это нужно лишь тогда, когда мать или отец специально просят детей об этом. Приличия требуют, чтоб гостя, явившегося к одному из членов семьи, поприветствовали все остальные, Но это не значит, что они весь вечер должны провести В его обществе. Чтобы в доме не возникало конфликтов, младшее поколение должно всегда проявлять вежливость по отношению к старшему поколению. Если в вашем доме живет престарелая свекровь или теща, вы не должны:

говорить ей, что она устала и ей лучше немного отдохнуть именно тогда, когда она прекрасно развлекается за столом в компании ваших друзей и родственников;

замолкать и обрывать разговор, когда она входит в комнату;

заявлять детям, что у их бабушки есть возрастные странности;

говорить о ком-то в ее присутствии: "Это ведь старый человек";

в споре употреблять выражение: "В вашем возрасте. ";

считать, что удел свекрови - только домашние дела;

дарить вещи, ассоциирующиеся с трауром;

повторять, что ваша квартира мала и тесна. Однако и старшая хозяйка должна проявлять вежливость. Ей настоятельно рекомендуется

не слишком настойчиво интересоваться подробностями жизни детей;

не пытаться узнать подробности того, о чем ей не говорили;

не проявлять недовольство и капризы, ссылаясь на возраст;

не требовать, чтобы младшие члены семьи больше времени проводили дома;

не употреблять постоянно аргумент: "Вот в мое время. ";

реже рассказывать о своем прошлом;

свекровь не должна выказывать сыну свое недовольство невесткой, а теща - осуждать зятя в присутствии дочери.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол или по выходным дням ездит на рыбалку, жене не стоит возмущаться этим. Если субботу он проведет с удочкой на берегу реки, то уж воскресный день точно посвятит делам семейным. Так же и муж должен учитывать интересы жены. Ни в коем случае не следует говорить с осуждением: "Разве умная женщина/может смотреть такой глупый фильм!", когда жена смотрит свой любимый сериал по телевизору.

Если вы считаете себя воспитанными, не осуждайте увлечений и друзей друг друга.

Соблюдайте тайну переписки. Родители не должны читать писем, предназначенных их детям. Супругам следует так же поступать и по отношению друг к другу. Тот, кто шарит по карманам близких в поисках записок или писем, поступает крайне некрасиво.

Многих интересует, нужно ли стучать, перед тем как войти в комнату кого-то из членов семьи? В каждой семье свои порядки, однако утром или вечером, когда человек может одеваться или раздеваться, лучше постучать.

Если вы садитесь за стол, фраза: "Приятного аппетита" - вовсе не обязательна. А вот после еды воспитанный человек должен сказать: "Спасибо".

Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо, проявляя элементарную невоспитанность. Но ведь не зря говорится, что жена - "вторая половина". Проявляя невежливость по отношению к ней, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому.

Знайте, что в обязанности мужа входит следующее:

подавать верхнюю одежду жене, причем не только в публичном месте, но и в собственной прихожей, где вас никто не видит;

не читать газету за обедом;

хвалить стряпню жены;

на любом танцевальном вечере первый танец обязательно танцевать с женой;

делать жене комплименты, замечать ее новое платье или новую прическу;

проходя в дверь, пропускать жену первой. Выходить из троллейбуса первым и подавать жене руку;

время от времени делать жене мелкие подарки и покупать цветы без всякого повода;

в присутствии жены не глядеть вслед другим женщинам;

навсегда забыть аргумент: "Я зарабатываю и требую, чтобы. ";

не ходить по квартире полуодетым;

уходя из дома в выходные дни или в нерабочее время, всегда сообщать жене о цели своего ухода и о времени возвращения;

выказывать интерес к тому, как жена проводила время в его отсутствие;

беседовать с женой на разные темы, а не только о делах домашних.

Однако не стоит проявлять свое внимание к жене безудержной критикой всего, что вам кажется неправильным. Изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее, помните, что даже у самой спокойной женщины терпение в конце концов истощается. Кстати, подобное поведение мужчины часто является следствием его неуверенности в себе, заниженной самооценки, поэтому жене нужно чаще подчеркивать достоинства мужа, замечать все его достижения. Нередко место семейного критика занимает жена.

Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу. Ей стоит обратить внимание на следующее:

выбирая наряды и аксессуары к ним, прислушивайтесь и к мнению мужа, а не только к советам подружек;

старайтесь по возможности чаще готовить то, что любит муж;

не вторгайтесь в сферу его "священных интересов": не ройтесь в его портфеле или сумке, не берите без разрешения его личные вещи, не наводите порядок в его ящике;

если ваш муж в очередной раз рассказывает в компании одну и ту же историю, изрядно вам поднадоевшую, или бородатый анекдот, не старайтесь оборвать его речь фразой: "Это все уже слышали";

не критикуйте его в присутствии ваших детей. И вообще, не выясняйте отношения с ним при детях, это можно сделать и без свидетелей;

не контролируйте мужа явно;.

ни в коем случае не высказывайте возмущения в отношении его привязанности к матери;

хвалите его чаще, делайте комплименты, внимательно выслушивайте его советы;

не приглашайте в дом гостей, которые ему не симпатичны, и не уговаривайте его пойти в гости к людям, чье общество ему неприятно;

не вспоминайте о достоинствах первого мужа, если вышли замуж во второй раз.

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и конфликтов не всегда можно избежать. Но если они продолжаются слишком уж часто, инициатору ссор следует задуматься и отыскать причину собственной нервозности, из-за которой и происходят ссоры.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т.к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Все свои аргументы приводите ровным тоном, спокойно и вежливо. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. В спорах старайтесь избегать недомолвок, и уж совсем глупо и некрасиво, ссорясь, угрожать супругу.

В споре не следует ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Не следует прибегать к обобщениям. Если вы недовольны какой-то ошибкой, сделанной супругом в гостях, не начинайте обвинительную речь со слов: "Ты всегда.". Говорить нужно только о конкретном факте, имевшем место в данном случае.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Старайтесь делать замечания близким дружелюбно и ненавязчиво, не повторяйте их многократно. Если человек не реагирует на ваши замечания, это не значит, что он их не слышал. Вероятно, он не может или не хочет поступать иначе. Прощайте тем, кого любите, их слабости, ведь и вы вряд ли вообще не имеете недостатков. Однако это вовсе не призыв к всепрощению. Если человек требователен к себе, - он может ждать подобного и от своих близких. Самое главное - найти подходящее время и правильную форму высказывания требований.

Избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, как и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Вообще ссоры лучше гасить в зародыше, а не раздувать до размеров вселенского пожара. Можно, конечно, поинтересоваться у близкого человека, почему он поступил так, а не иначе, но если его ответ не удовлетворил вас, не стремитесь "прижать его к стенке". Семейный этикет рекомендует: все заявления одного партнера должны быть приняты на веру - другим. Не пытайтесь поймать близкого человека на лжи.

Даже в ссоре не употребляйте резких выражений. Гневную, хотя и искреннюю фразу: "Ты сошел с ума!" - лучше заменить вежливым: "Ты ошибаешься, дорогой". Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали сыну или дочери, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь именно родители. Хотите, чтобы ваше чадо было вежливым - станьте для него примером.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился хорошим манерам, постарайтесь обучить его этому как можно раньше. Как только малыш начал есть самостоятельно, дайте ему детские столовые приборы. Чем раньше вы начнете обучение ребенка правилам этикета, тем быстрее он научиться держать себя правильно и непринужденно не только за столом, но и в иных ситуациях. Стоит, однако, помнить, что даже если друзья восхищаются вашим малышом, ему еще рано сидеть за общим столом вместе со взрослыми гостями. Во время торжества детей лучше усадить за отдельный столик.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Конечно, без ссор ни в одной семье не обходится, это дело привычное и обычное. Но не правы те родители, которые считают, что дети должны разбираться сами: ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дело дошло до драки или бранных выражений. Детей нужно учить владеть собой, это поможет им в будущем сохранять самообладание даже в самых непростых ситуациях.

Дети растут, и наступает возраст, который принято называть "трудным". Действительно, порой бывает очень непросто найти общий язык с подростком, который всего год или два назад был ласковым и послушным, а теперь вдруг стал резким и замкнутым. Кажется, что стена непонимания, появившаяся между родителями и их ребенком, непреодолима. Однако это вовсе не так: если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его, делятся с ним своими соображениями по многим вопросам, дают дельные и умные советы и сами не гнушаются спросить его мнение, в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Влияние семьи на формирование духовно-нравственного облика сотрудника ОВД

Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место:

1) авторитарного воспитания - ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания - склоняющегося к всепрощенчеству.

Воспитание возможно в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Следует иметь в виду, что воспитательные возможности коллектив реализует только в том случае, если в нем сложилась благоприятная моральная атмосфера. Если же в коллективе царит взаимная неприязнь, покрывательство дурных поступков в форме "круговой поруки", то морально-воспитательное воздействие такого коллектива оказывается крайне отрицательным.

Принцип индивидуального подхода к своим подчиненным предполагает учет особенностей каждой личности: ее характера, темперамента, уровня знаний способностей, сильных и слабых сторон. Воспитательное воздействие не должно быть одинаковым для всех. Одни люди лучше реагируют на строгое и требовательное отношение к ним, другие, наоборот, отзываются на похвалу и поддержку, а от резких упреков замыкаются в себе и теряют интерес к делу.

Задачами нравственного воспитания являются: формирование положительных нравственных качеств у сотрудников органов внутренних дел; борьба с антиподами морали, имеющими место в среде сотрудников органов внутренних дел (стяжательство, бюрократизм, нарушения дисциплины, подхалимство, угодничество, взяточничество, пьянство).

Основными методами нравственного воспитания являются: убеждение, пример, моральный авторитет руководителя, принуждение, меры дисциплинарного воздействия.

Убеждение - это воздействие на личность, в ходе которого происходит усвоение норм, ценностей, принципов морали.

Личный пример. В примере всегда ощущается конкретность, единство слова и дела.

Моральный авторитет руководителя. Данный метод эффективен при условии, что и сам руководитель обладает высокой нравственной культурой.

Принуждение - данный метод может быть использован, если подчиненный не реагирует на вышеперечисленные средства.

Эстетическое воспитание - это целенаправленная система формирования человека, который не только воспринимает прекрасное, но и стремится жить и творить по законам красоты.

Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование эстетических вкусов, идеалов, развитие способности правильно понимать эстетические ценности; формирование у сотрудников потребности утверждать прекрасное в своей деятельности - в труде, в образе жизни, в быту.

Эстетическое воспитание играет большую роль в повышении культуры служебной деятельности, способствует эффективности работы и росту престижа органов внутренних дел. Сейчас нашей стране как никогда нужна не только высокопрофессиональная, но и интеллигентная милиция, которую население уважает и оказывает всяческую поддержку.

этика семья нравственный эстетический

Основными принципами эстетического воспитания являются: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования, принцип единства эстетического и нравственного воспитания, принцип комплексного воздействия различных видов искусства, принцип творческой самодеятельности работников ОВД Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования. Чтобы понимать прекрасное, необходима соответствующая подготовка, т.е. художественное образование.

Принцип единства эстетического и нравственного воспитания. Сотрудник, который эстетически развит, как правило, является и высоконравственным человеком. И он не позволит себе напиваться, сквернословить, грубить. Принцип комплексного воздействия различных видов искусства. Эстетически развитый человек должен обладать хотя бы минимумом знаний и различных видов искусства. Принцип творческой самодеятельности работников ОВД. Необходимо изучать способности своих подчиненных, их увлечения и их всячески поощрять. Методы эстетического воспитания аналогичны методам нравственного воспитания. К основным из них относятся: убеждение, личный пример, поощрение, принуждение, меры дисциплинарного воздействия. Роль семьи в воспитании общеизвестна и общепризнанна. Семья - это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. Отметим, что в наше время особое значение приобретают семейные традиции. Они своими корнями уходят в далекую древность и так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с его бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Не случайно, что в нашей стране очень часто складываются целые династии военных. Не являются исключением и работники ОВД. Честь, преданность Родине и законопослушность передается у них фактически по наследству. Можно сказать, что служба Родине стала в некоторых семьях хорошей традицией. Под семейными традициями подразумеваются обычаи, порядок и нормы поведения членов семьи, именно они и передаются от старшего поколения к младшему. Человек не появляется на свет с готовым нравственным поведением. В процессе своего становления как личности человек, воспринимая сознанием жизнь других людей и собственную, начинает осознавать себя человеком. Понимая по-детски суть человеческих отношений, он аналогично строит свои отношения к членам семьи, к другим людям, к обществу в целом. Так человек закрепляет в своем сознании нормы и правила поведения, существующие в семье.

Список использованных источников

1. Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.

3. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Учебное пособие/ Под ред. канд. юрид. Наук И.Д. Мариновской. - М.: МЮИ МВД России; издательство "Щит-М", 1997.

4. Психология. Педагогика. Этика. Учебник для вузов/ О.В. Афанасьева, В.Ю. Кузнецов, И.П. Левченко и др.; Под ред проф. Ю.В. Наумкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.

5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. - М., 2001.

6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. - М., 2001.

7. Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и функции семьи как ячейки общества и важнейшей школы нравов. Морально-нравственные основы семьи. Показатели, влияющие на степень и качество проявления статусных диспозиций в семье. Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2014

    Чистота и опрятный вид родителей как одно из средств сохранения их авторитета у детей. Сохранение чистоты и порядка в доме. Разделение домашних обязанностей между членами семьи. Основы хорошего воспитания ребенка. Преодоление "трудного" возраста ребенка.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2009

    Эстетическая и художественная культура - составляющие духовного облика личности. Цель и задачи эстетического и художественного воспитания. Эстетическое воспитание - целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность, критерии, задачи и понятия эстетического воспитания. Пути и средства формирования эстетической культуры школьников, внеклассная работа как средство воспитания правильной эстетической культуры. Искусство как средство эстетического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2010

    Понятие эстетического воспитания и его функции. Художники-модельеры как законодатели в области моды. Эстетический идеал как важнейший критерий эстетической оценки явлений действительности и искусства. Эстетизация - особенность социалистического общества.

    реферат , добавлен 07.05.2009

    Основные организационные и этические стандарты, нормы и ценности организации. Этическая ответственность организации перед обществом. Организация и управление предприятием как проблема управленческой этики. Специфика взаимодействия фирмы и сотрудника.

    реферат , добавлен 05.02.2012

    История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества. Анализ общих характеристик этики, применяемых в бизнесе, оценка их использования в России и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Священное Писание Ветхого и Нового Заветов как важнейшие источники Нравственного богословия. Христоцентричность морали Нового Завета. Отличие христианской этики от других этических систем. Характеристика периодов формирования христианской этики.

mob_info