Методы и средства духовно- нравственного воспитания в современной школе. Нравственное воспитание в школе Духовно нравственного воспитания в школе

Средство воспитательного процесса - то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.

Методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используют такие методы формирования сознания, как внушение, призыв, диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с

Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.

Один из самых действенных методов воспитания - этическая беседа. Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы -- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,-- говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».

Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом.

Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.

Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание неотделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:

1) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;

6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.

При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:

1-й класс - развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:

2-й класс - развитие гуманистических отношений к человеку;

3-й класс - формирование ценностного отношения к культуре;

4-й класс - развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;

5-й класс - воспитание нравственного самосознания на основе самооценки; воспитание ответственности;

6-й класс - воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения;

7-й класс - приобщение к духовным ценностям своего Отечества; воспитание толерантности, развитие способности к ответственному поступку; самовоспитание;

8-й класс - развитие чувства гражданственности; формирование нравственной позиции по проблемам социальной жизни;

9-й класс - развитие качеств, необходимых для делового человека: коммуникабельности, трудолюбия, организованности, самодисциплины;

10-й класс - формирование мировоззренческой позиции учащихся, необходимой для ориентации в мире; ответственности за нравственный выбор средств для достижения личных целей;

11-й класс - становление интеллектуальной творческой личности, способной к самооценочной рефлексии и эмоционально-волевой саморегуляции.

Естественно, что выделенные здесь идеи присутствуют и в предшествующих возрастных группах, подготавливая школьников к их более глубокому эмоциональному осознаванию и присвоению именно в обозначенный, наиболее сензитивный период. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. - 2001. - 432 с. - С. 82

В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?

Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ. www.ozhegov.ru

В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.

Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?

Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.

Мы же придерживаемся мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.

Наиболее традиционными формами православного воспитания являются: воскресные школы, социальное служение, православные детские лагеря, паломничество, православные детские и молодежные организации.

Воскресная школа - занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий - воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М. - 2003. - 75с

Религиозное обучение в воскресной школе имеет своей целью передачу знаний, на основании которых учащийся сможет осмыслить свою веру по отношению к себе, своей жизни, к окружающему миру, к обществу, в котором он живет. Основное внимание должно уделяться не тому, чтобы передать детям как можно больше информации, а тому, чтобы христианство могло быть прожито и пережито. Немаловажно и отношение педагога к детям. Оно должно быть благоговейным. Чутко, тактично и деликатно должен учитель подходить к детской душе. Если педагог сам стремится к истинному добру, тогда и дети пойдут за ним.

В качестве вывода хотелось бы сказать следующее: как когда-то первые воскресные школы были созданы для обучения неграмотных детей и взрослых, так, видимо, и современные православные воскресные школы должны быть ориентированы не только на детей, но и на взрослых. Ведь ребенку важно чувствовать и понимать, что нравственные идеалы, прививаемые в школе и дома, не имеют разницы между собой. Создание семейной воскресной школы способствовало бы не только укреплению семейных связей, но и развитию ощущения сопричастности более сложным семейным общностям: коллективу школы, приходу своего храма, Церкви и обществу в целом. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВПАДОС. - 2000. - 573с

Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность) - это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

Прежде всего - это личностный характер общения, которое строится на уважении молодого человека как свободной личности.

Следующая категория - это учет индивидуальных и возрастных особенностей, от которых зависит выбор формы социального служения. Каждому человеку свойственны индивидуальные характеристики: возрастные, психологические, культурные. Игнорирование этих особенностей может пагубно отразится на воспитательном процессе.

Далее можно выделить совместное участие. Организация социального служения, к которому привлекается молодежь, носит не специфический воспитательный характер, а обычно строится таким образом, чтобы это дело являлось в равной степени близким, интересным и важным для всех участников, включая организаторов.

Принцип «в семье и через семью», т.е. вовлечение семьи молодого человека в дело социального служения. Это помогает взаимопониманию в семье, способствует воспитанию гармоничной личности.

Рассмотрим основные формы деятельности социального служения молодежи:

Работа в социальных учреждениях - уход за больными, работы в муниципальных учреждениях.

Социальные акции по сбору средств. Эта деятельность например, может также включать в себя: возможность организации при храме силами молодежи точки социальной помощи для лих без определенного места жительства, где они смогут получить еду, одежду; продажа на благотворительных ярмарках поделок или открыток, сделанных воспитанниками детских домов, и расход вырученных денег на нужды детей-авторов, организация утренников в домах сирот и многое другое. Учащиеся воскресной школы могут самостоятельно, осознанно подойти к вопросу пожертвования для детишек-сирот, например, части своих игрушек. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. - 2008. - С. 15

Миссионерская работа: участие в издательстве православных газет и журналов при храмах; создание библиотек для детей-сирот (сбор духовно- нравственной и интересной литературы); проведение различных миссионерских акций (например, изготовление и распространение поздравительных открыток), организация слетов, мероприятий, лекций…

Служение в церкви: работа по благоустройству храма и территории возле него, помощь на богослужениях, в реставрационных мастерских и т. п.

Особенность молодежного служения состоит в том, что молодой человек, который вовлекается в церковную жизнь, воспринимается в церкви как активная личность, которой предлагается наиболее интересная и доступная форма социального служения. Работа в этом направлении способствует раскрытию его внутреннего потенциала.

В современном мире существует огромное количество разных государственных социальных учреждений, которые занимаются поддержкой больных, сирот, и прочих социально - неблагополучных и материально- необеспеченных людей. Церковная социальная работа призвана, по своей сути, не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, а именно внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, привлекая к делу служения молодежь и заинтересованные организации. В современном обществе глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. Поэтому вовлечение молодежи в социальное служение способствует формированию у молодых людей нравственности. Это одна из возможностей стать добрее, почувствовать себя востребованными, научиться жертвенности и любви. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред Е.Н. Щурковой. - М.: Новая школа. - 1998. - 208с

Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой он принадлежит (при этом территориально не обязательно к ней относится). Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика. - 1989. - 288 с

Существуют некоторые отличия православного лагеря от светского. Эти отличия имеют не программный характер, а скорее интонационный.

Во-первых, духовная деятельность (участие в богослужебной деятельности, молитвенная деятельность) обязательно сочетается с другими видами деятельности, наиболее привычными для детского оздоровительного лагеря. Иными словами, цель воспитательная работа определяется сочетанием духовного и физического оздоровления.

Во-вторых, финансово-материальная база в большей степени формируется за счет средств Русской Православной Церкви, а именно епархиальным управлением и частично с благотворительных средств со стороны светских учреждений и частных лиц. Это откладывает свой отпечаток на содержание инвентаря (библиотека с книгами духовно-нравственного содержания; музыка, пробуждающая интерес к нравственным ценностям; имеется ввиду не только религиозная, оформление лагеря).

В- третьих, активное участие всех в планировании работы. Происходит это благодаря личному и доверительному контакту всех участников лагеря со священниками. Большую роль в этом играет «детская исповедь» и частные духовные беседы, на которых перед священником открываются и проблемы воспитания, и причины их возникновения. Священник, являясь положительным примером, становится авторитетом для детей.

Важное отличие православного лагеря заключается в специфическом отношении воспитательной системы с окружающей социальной средой. С одной стороны, налицо закрытость воспитательной системы от негативных проявлений общества в целом и молодежной субкультуры, в частности. С другой стороны, невозможность полностью абстрагироваться от реалий окружающей социальной среды. Следовательно, взаимоотношения с социальной средой носят избирательный характер. Воспитательная система открыта на выход, но дозирована на вход. Подобный баланс во много идеален. Связано это с тем, что члены детского коллектива являются частью двух сред: обычной социальной (общеобразовательная школа, светские образовательные учреждения, микросоциум по месту жительства и т.д.) и православной (общность прихода, воскресная школа и т.д.). Отделить их от одной среды и погрузить целиком в другую невозможно да и нежелательно, так как это может привести к негативным последствиям в развитии личности. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию - М.: ТЦ «Учитель». - 2001. - 287с.

В некоторых лагерях имеется опыт проживания детей с ограниченными физическими возможностями. Работа в данном направлении помогает социализировать детей, приспособить к окружающей среде, научить их способам разнообразного общения, взаимопонимания, преодоления психологического дискомфорта в общении с больными и здоровыми сверстниками.

Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Что касается религиозных детских объединений - это организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Вся разнообразная деятельность православных организаций направлена на воспитание, сплочение, объединение молодежи на основе духовно-нравственных принципов и позиций. Молодежные организации постепенно становятся местом духовно - нравственного просвещения молодежи. Они открыты и общедоступны для всех желающих. В молодежных организациях можно познакомиться с основами Православия, найти доброе и интересное занятие, обрести новые знания и получить необходимые консультацию и помощь, найти новых друзей. Их по праву можно назвать очагами миссионерского служения Церкви.

Таким образом, направлением православной педагогики является воспитание внутренней системы ценностей человека, которая ляжет в основу всей его жизни. Эта система отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в любви к истине.

Специфика и ценность православной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Кроме этого, ценность православия заключается еще и в том, что оно является культурообразующей религией для российского общества. Но здесь важно отметить, необходимость взаимодействия светских воспитательных учреждений, государства с религиозными организациями.

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место.

(Д.С.Лихачев)

«Система духовно-нравственного воспитания в школе».

заместитель директора по воспитательной работе

Ленинского филиала МБОУ «Новопокровская сош»

Полякова Наталия Валентиновна

Вышедшее сегодня на повестку дня педагогической деятельности слово «воспитание» стало чаще всего использоваться в значении «духовно-нравственное».

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью ребенка.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Если мы, сегодня, не обратим внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно.

То, что мы видели в сериале «Школа», – не за горами, все это реально ждет нас, сельскую школу, и надвигается с космической скоростью.

Эти проблемы, наш педагогический коллектив, поставил во главу угла всей воспитательной работы в школе. С самого раннего возраста стараемся прививать нашим детям традиции народной культуры, уважение к другим людям, основам духовности и нравственности.

Система духовно-нравственного воспитания в нашей школе включает в себя прежде всего, учебную деятельность.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, МХК, Основам православной культуры. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начинается в начальной школе с интегрированного курса «Введение в народоведение». Цель – приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей.

В 5 классе вводится предмет «Основы православной культуры» (ОПК), который помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Основная идея курса - изучение истории русской церкви в контексте истории государства. Это размышления о мире, о православии, о духовности человека.

В 7,8 классах ведется курс «Моя родословная». Цель курса - формирование познавательной и творческой активности ребенка через расширение знаний по истории своей семьи.

В 10, 11 классах ведется курс «Духовно – нравственные основы семьи».

Ведущей целью этой программы является формирование готовности к вступлению в брак и воспитание будущих детей, уважительного отношения к семье, её духовным ценностям.

Но, наверное, самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.

В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий. Педагоги занимают призовые места в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Сердце отдаю детям», «Растим патриотов России». Созданы, апробированы и изданы авторские программы педагогов МОУ в сборнике «Содержание школьного этнокультурного образования».

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В школе сформирована полноценная система дополнительного образования, реализуемая во внеурочной деятельности. В блоке дополнительного образования: театральная студия «Ассоль», фольклорный ансамбль «Говорушки», творческие кружки «Художественная роспись», «Учимся лепить из соленого теста».

В рамках дополнительного образования с 1 по 10 класс ведется инновационный курс «Истоки». Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика.

В начальной школе учебный курс «Истоки» помогает ребенку получить представление о жизненно важных для человека категориях и развивает систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира. В системе духовно-нравственных ценностей выделяется главная ценность Истоков – ЖИЗНЬ.

В основной школе учащиеся получают представление о главных категориях жизни Отечества.

Результативность: в школьных объединениях дополнительного образования занимается 100% учащихся.

Работа творческого коллектива школы имеет весомые положительные результаты. Был проведен мониторинг уровня формирования духовно-нравственных компетенций школьников. Показатели уровня духовности учащихся 5-11 классов за последние 3 года возросли на 18%.

Эффективным методом реализации поставленных целей является проведение общешкольных праздников.

Внедрение в педагогическую практику школы традиции общешкольных праздников «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ»: сценарии общешкольных праздничных мероприятий для учащихся 1–11 классов, способствуют духовно-нравственному и гражданско-патриотическому становлению школьников.

В качестве общешкольных праздников особо выделяются четыре – День народного единства, Рождество, Пасха и День Победы. Эти четыре праздника разбивают учебный год на четыре примерно равных предпраздничных цикла: осенний («День народного единства») – I четверть, зимний («Рождество») – II четверть и два весенних («Пасха» и «День Победы») – III и IV четверть.

Праздник осени перекликается с праздником Покрова и темой благодатного урожая. Новый год с праздником Рождества.

С праздником Пасхи неразрывно связана Масленица, предшествующая началу Великого поста. Проводимые на масленичной неделе концерты и ярмарочные мероприятия знакомят детей с яркими особенностями праздничных традиций нашей культуры, образцами народного творчества и ремесел.

Особое внимание уделяется 12 апреля – Дню космонавтики: героями становятся не только на войне, но и в мирное время, и Юрия Гагарина, с именем которого связаны первый полет человека в космос и превращение нашей страны в мировую космическую державу, дети должны знать в лицо.

К одному из важных источников духовно-нравственного воспитания учеников следует отнести деятельность школьной Комнаты боевой и трудовой славы, с целью воспитательного интереса к истории родного края и школы.

Активная работа ведется по направлениям:

Святые места родного края (красавица-церковь);

История нашего совхоза, история родной школы, которой в этом году исполнилось 40 лет;

Мой край в годы Великой Отечественной войны;

Земляки, которыми мы гордимся.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет пространство, в котором он находится. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Комплексную информационную поддержку всех мероприятий позволяет раскрыть работа школьной стенгазеты.

Возможность оперативной замены информации, изменение композиции позволяет постоянно привлекать внимание школьников.

Выводы: Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание необходимо проводить в системе, распространяя его и на урочную, и внеурочную деятельность, внешкольную работу и дополнительное образование. Работу вести на основе православных ценностей. Шире вести просветительскую воспитательную работу среди родителей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды.

Учащиеся МОУ «СОШ совхоза имени Ленина» являются постоянными участниками и регулярно занимают призовые места в районных, областных конкурсах: «Фабрика игрушек Деда Мороза», «Дорога в космос», «Сокровище наций», «Горжусь я малой родиной своей!», «Православная культура Тамбовского края», «Красота Божьего мира», «Мы памяти этой верны», «Созвездие талантов». Становятся лауреатами и победителями всероссийских конкурсов: «Святые заступники Руси», «Пасха Православная», «Дети и книги», посвященного 50-летию полета в космос Ю. Гагарина. Не могу не похвалиться, ученица 8 класса Савина Диана в областном этапе Всероссийского конкурса «Дети и книги» заняла 1 место и была награждена путевкой во Всероссийский лагерь «Орленок». Там она приняла участие в заключительном этапе конкурса, заняла 2 место и была награждена денежной премией, в размере 30 000 рублей и видеокамерой.

Участие в конкурсах, это замечательная возможность раскрыть талант ребенка. Но не нужно забывать руководителям школ и об учителях, которые помогают, направляют, корректируют и вместе с детьми участвуют в этих конкурсах.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Особо хотелось бы отметить, что благодаря системе работы по духовно – нравственному воспитанию дети стали больше интересоваться своей семьёй, её родословной, своей малой родиной и национальной принадлежностью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!

Случайные статьи

  • Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования
  • Аналитическая справка об итогах муниципального этапа Всероссийского заочного смотра - конкурса ученических производственных бригад и учебно-опытных участков Мордовского района в 2013 году.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Нравственное развитие является одной из основополагающих черт, описывающих суть человека. Развиваться нравственно - это возможность, присущая только человеку и в силу этого являющаяся абсолютно необходимым и обязательным процессом, который должен сопровождать личность на протяжении всей жизни. Поэтому так важно нравственное воспитание, которое начинается с детства.

    Нравственное развитие ребенка начинается в семье, продолжается в школе и не должно останавливаться ни на одном жизненном этапе.

    При организации определенной работы, направленной на нравственное просвещение, средства и пути воспитания нравственности имеют свою специфику. В частности, школа должна воспитывать нравственность, исходя из возможностей нахождения ребенка в коллективе . Общение со сверстниками и учителями, совместная деятельность способны формировать нравственные привычки и качества социального и общественно значимого характера.

    Духовно нравственное воспитание обладает несколькими функциями:

    · формирует общее представление о моральных ценностях жизни и культуры;

    · влияет на приобретение моральных представлений, взглядов, понятий, оценок и суждений, которые способны привести к выработке собственных самостоятельных суждений;

    · способствует осмыслению и переосмыслению собственного жизненного опыта школьников;

    · способно вносить коррективы в неверные представления о морали, полученные из сомнительных источников;

    · помогает самовоспитанию личности.

    Школа обладает рядом возможностей по преподнесению детям знаний и представлений о воспитание детей является ее профессиональным приоритетом. Как правило, возможности школы сводятся к достаточно стандартным формам, однако многолетний опыт доказывает состоятельность проводимых мероприятий. Впрочем, школу можно упрекнуть в косности и традиционализме, тем не менее многие учителя постоянно вводят новые формы работы, которые оказываются более эффективны, чем традиционные.

    Об арсенале утвержденных форм влияния школы на мораль обучающихся можно сказать следующее. Самым распространенными путями ее влияния являются:

    • беседы;
    • диспуты;
    • тематические вечера;
    • встречи с представителями разных профессий, ветеранами и т.д.;
    • конференции;
    • коллективные сборы и пр.

    В ходе учитываются возрастные и личностные особенности школьников, их моральный опыт, нравственное воспитание, заложенное в семье.

    Учителя призваны разъяснять при опоре на мировоззренческие знания и конкретные примеры , которые могут быть понятыми и усвоенными школьника на соответствующем их развитию уровне. Особенно эффективными являются мероприятия, которые способны вызывать этические переживания и в силу этого оказываться близкими и понятными детям .

    Школа уделяет особое внимание развитию таких моральных ценностей у школьников, как:

    • потребность в труде,
    • потребность в общении,
    • потребность в освоении ,
    • необходимость развития познавательных способностей и т.д.

    На это направлены многочисленные воспитательные школьные мероприятия, которые кроме урочной включают а также всякого рода выездные мероприятия за рамками школы как таковой.

    Ценность последних заключается в максимальной приближенности мероприятий к реальной жизни, которая делает работу учителей практически незаметной для детей и воспринимаемой как увлекательные прогулки и путешествия. В ходе таких мероприятий привитие ценностей и развитие моральных качеств происходит самым естественным путем. Отсюда и большая эффективность данного вида работы педагогов.

    Нравственное воспитание требует от учителей умения:

    • создавать условия, в которых ребенку приходится делать способа действия;
    • влиять на детей определенным образом, формирую у них новые нравственные привычки;
    • понимать суть противоречий в развитии нравственных потребностей детей и помогать их разрешать в эффективном воспитательном ключе.

    Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

    Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

    Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

    Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей. Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности. Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.


    Национальная доктрина образования и воспитания

    Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).


    Задачи духовно-нравственного воспитания

    Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

    После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.


    Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

    У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

    Несколько направлений в работе учителя с классом

    Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.


    Структура патриотического воспитания — направления работы

    Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков. На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?». Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.


    Занятие в школьном музее

    Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

    Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

    Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

    Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

    Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.


    Игра «Зарница» — воспитание патриотизма и физическое развитие

    Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

    Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

    Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

    Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.


    Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

    Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

    1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
    2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
    3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
    4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

    Нравственное воспитание в привлечением церкви

    Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

    • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
    • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
    • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
    • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
    • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
    • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
    • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

    Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

    Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

    Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

    mob_info