«Духовно-нравственное воспитание в условиях современной школы. Духовно-нравственное воспитание в сельской школе Духовно нравственное воспитание в школе

Нравственное развитие является одной из основополагающих черт, описывающих суть человека. Развиваться нравственно - это возможность, присущая только человеку и в силу этого являющаяся абсолютно необходимым и обязательным процессом, который должен сопровождать личность на протяжении всей жизни. Поэтому так важно нравственное воспитание, которое начинается с детства.

Нравственное развитие ребенка начинается в семье, продолжается в школе и не должно останавливаться ни на одном жизненном этапе.

При организации определенной работы, направленной на нравственное просвещение, средства и пути воспитания нравственности имеют свою специфику. В частности, школа должна воспитывать нравственность, исходя из возможностей нахождения ребенка в коллективе . Общение со сверстниками и учителями, совместная деятельность способны формировать нравственные привычки и качества социального и общественно значимого характера.

Духовно нравственное воспитание обладает несколькими функциями:

· формирует общее представление о моральных ценностях жизни и культуры;

· влияет на приобретение моральных представлений, взглядов, понятий, оценок и суждений, которые способны привести к выработке собственных самостоятельных суждений;

· способствует осмыслению и переосмыслению собственного жизненного опыта школьников;

· способно вносить коррективы в неверные представления о морали, полученные из сомнительных источников;

· помогает самовоспитанию личности.

Школа обладает рядом возможностей по преподнесению детям знаний и представлений о воспитание детей является ее профессиональным приоритетом. Как правило, возможности школы сводятся к достаточно стандартным формам, однако многолетний опыт доказывает состоятельность проводимых мероприятий. Впрочем, школу можно упрекнуть в косности и традиционализме, тем не менее многие учителя постоянно вводят новые формы работы, которые оказываются более эффективны, чем традиционные.

Об арсенале утвержденных форм влияния школы на мораль обучающихся можно сказать следующее. Самым распространенными путями ее влияния являются:

  • беседы;
  • диспуты;
  • тематические вечера;
  • встречи с представителями разных профессий, ветеранами и т.д.;
  • конференции;
  • коллективные сборы и пр.

В ходе учитываются возрастные и личностные особенности школьников, их моральный опыт, нравственное воспитание, заложенное в семье.

Учителя призваны разъяснять при опоре на мировоззренческие знания и конкретные примеры , которые могут быть понятыми и усвоенными школьника на соответствующем их развитию уровне. Особенно эффективными являются мероприятия, которые способны вызывать этические переживания и в силу этого оказываться близкими и понятными детям .

Школа уделяет особое внимание развитию таких моральных ценностей у школьников, как:

  • потребность в труде,
  • потребность в общении,
  • потребность в освоении ,
  • необходимость развития познавательных способностей и т.д.

На это направлены многочисленные воспитательные школьные мероприятия, которые кроме урочной включают а также всякого рода выездные мероприятия за рамками школы как таковой.

Ценность последних заключается в максимальной приближенности мероприятий к реальной жизни, которая делает работу учителей практически незаметной для детей и воспринимаемой как увлекательные прогулки и путешествия. В ходе таких мероприятий привитие ценностей и развитие моральных качеств происходит самым естественным путем. Отсюда и большая эффективность данного вида работы педагогов.

Нравственное воспитание требует от учителей умения:

  • создавать условия, в которых ребенку приходится делать способа действия;
  • влиять на детей определенным образом, формирую у них новые нравственные привычки;
  • понимать суть противоречий в развитии нравственных потребностей детей и помогать их разрешать в эффективном воспитательном ключе.

Духовно – нравственное воспитание в сельской школе.

Программа воспитательной работы

«Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся».

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще

И если человек вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна

Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Духовно - нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только неспособно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры ученика занимает сельская общеобразовательная школа. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных центров, специфика учебно-воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно-материальной базы и др.) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме. Сельская школа является ведущим фактором нравственного воспитания подростков. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.

Вместе с тем современный сельский учитель сталкивается в своей работе с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования нравственной устойчивости подростков.

На примере Кирилловской основной общеобразовательной школы я хочу рассказать о работе педагогического коллектива по духовно-нравственному становлению личности в сельской школе. Одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание учащихся на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в школе. Педагогический коллектив стремится к формированию у учащихся школы следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

  • развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социально-культурный опыт Отечества;
  • формирование духовно – нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении школьников;
  • построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности.

Коллективом педагогов разработана программа воспитания школьников формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся

«Я - гражданин России». Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания, а также помощь в освоении общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, в выработке своего индивидуального опыта жизнедеятельности.

Программа используется в школе с 1 по 9 класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

1.« Я и МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

2. «Я и СЕМЬЯ».

3. «Я и МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».

4. «Я и КУЛЬТУРА».

5. «Я и ПЛАНЕТА».

6. «Я и ТРУД».

При реализация программы формируются следующие ценности:

  • Любовь к Родине
  • Уважение к семье
  • Потребность в здоровом образе жизни
  • Осознание красоты
  • Культура общения.
  • Трудолюбие
  • Бережное отношение к Земле

1.« Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

Ценность: любовь к Родине.

Любовь к Родине – это и активная гражданская позиция, и знание традиций, знание истории страны, истории края. Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. В школе создана музейная комната. Здесь много фотографий. Некоторые из них очень старые. Знакомясь с этими снимками, дети проникаются любовью к ближним, к Отечеству. Ведь эти люди, труженики, являются образцом подражания своей стойкостью, верой. Краеведческая работа не только активизирует познавательный интерес, развивает творческие способности учащихся, но и является важным средством духовно- нравственного воспитания. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой, родителями, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я - моё село”), значения Нижегородской области в истории и культуре России (“Я - моё село, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”, географическое краеведение, биологическое краеведение.

С целью формирования гражданского отношения к Отечеству были проведены мероприятия:

  • Родной край. Игра-путешествие.3-4 кл. Каукенас О.В.
  • Экскурсии в районный краеведческий музей. 7-8Кл.Терёшина В.Н.
  • Лучшая организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Отчет на конкурс. Классные руководители.
  • Уроки Мужества. Беседа, встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных конфликтов. Кл. руководители.
  • «Моя Родина». Конкурс рисунков. 3-6 кл.Казарина М.Е.
  • «История Нижегородского края», «Я - гражданин Росси».

Беседы.8 -9 кл.Горбатых Л.А.

  • Государственная символика РФ. Оформление стендов.

Кукушкина З.В.

  • Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение. Лекция 6-9кл.Горбатых Л.А.
  • «Ваши права» Ролевая игра 5-6 кл. Серова Л.Г.
  • Участие в районных конкурсах.
  1. «Взгляд через века». К истории Нижегородского ополчения. Думина С.2место.
  2. История выборов в Нижегородской губернии. Прошлое и настоящее. Плеханова И.3 место.
  3. Акция «Я – гражданин России».Эрлик К. 1 место.
  4. Конвенция о правах ребёнка. Бодров Д.Благодарность.

В результате проведенных мероприятий обучающиеся убедились в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

2.«Я и СЕМЬЯ».

Ценность: уважение к семье.

Целью следующего направления «Я и семья» являлось формирование гражданского отношения к своей семье.

Бесспорным является факт , что первоначальное формирование нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье формируется главное – вера и благочестие, а школа призвана только помочь родителям, но не заменить их.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать уважение к членам семьи.
  2. Формировать семьянина, любящего своих родителей.
  3. Формировать у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Для достижения этих целей

проводятся совместные воспитательные мероприятия с родителями

дни открытых дверей

Лекторий для родителей,

Родительские собрания,

родительские собрания для пап,

совместные собрания родители + дети

Такое собрание прошло в ноябре в канун праздника День матери.

Дети, готовясь к этому празднику, написали очерки о мамах, показали поэтическую композицию.

Были разработаны и проведены следующие мероприятия:

  • беседы в 5-7 классах «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью» Серова Л.Г.
  • конкурс рисунков «Я и моя семья»3-4 кл.Казарина М.Е.
  • праздник для мам «От всей души»5 - 6 кл. Серова Л.Г.
  • «Мой папа защитник Родины» и др.5 -9 кл. Горбатых Л..
  • Фотовыставка « Мои родные - защитники Родины». Кукушкина З.В.
  • Семейный праздник «Сказ от сердца и души о том как мамы хороши!» Терёшина В.Н.,классный руководитель 7-8 классов.
  • Конкурс поделок «Цветы для мамы» Каукенас О.В., 3 -4 кл.учитель начальных классов Каукенас О.В.
  • «Моя будущая семья» - вечер вопросов и ответов.6 -9 кл. Кукушкина З.В.

3. « Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».

Ценность: здоровый образ жизни.

С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, создания здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса в школе разработана программа «Здоровье».

Одна из задач нашей школы – достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни учащихся. В школе складывается система, направленная на укрепление здоровья детей. Обучение ведётся в школе в одну смену. В школе и в каждом классе контролируется температурный режим воздуха, На уроках учителя проводят физкультминутки. В школе проводятся Дни здоровья. Регулярно устраиваются различные внутришкольные соревнования.

Большая часть уроков физкультуры проводится на спортивной площадке.

В школе функционируют спортивная секция и Туристический кружок.

Используется время перемен для расширения двигательной активности (через подвижные игры).

Пропаганда здорового образа жизни, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимосвязи человека с окружающей средой как фактор, влияющий в значительной мере на здоровье – на эти вопросы акцентировано внимание в отдельных школьных предметах и классных часах. Ведётся целенаправленная работа по формированию навыков здорового образа жизни – прогулки, беседы, подвижные игры, соревнования. Проведена

  • Акция «Школа за здоровый образ жизни» .
  • Занятие по профилактике» Я выбираю жизнь» (беседа медицинского работника).
  • Игра Весёлые и озорные (работники СДК)
  • Викторина« Мое здоровье – в моих руках».
  • Уроки здоровья.

В результате нашей работы обучающиеся стремятся к к здоровому образу жизни; осознают здоровье как одну из главных жизненных ценностей , з анимаются физическим самосовершенствованием

4.«Я и Культура»

Ценности: Осознание красоты, культура общения.

Понимание красоты формируется через музыкальную, художественную грамотность, привитие эстетического вкуса посредством творческой деятельности. Начиная с начальных классов, дети привлечены к творчеству. Это часы общения, фольклорный праздник «Горячи калачи из русской печи» Кукушкина З.В., классные часы, воспитывающие на примерах выдающихся людей, конкурсы, интеллектуальные игры, выпуск плакатов, газет различного содержания. Классными руководителями проведены беседы

  1. «Научись правильно сидеть за столом»;
  2. «Слова приветствия в нашей жизни »;
  3. «Мы пришли в гости…»;
  4. «Старшим – уважение и почёт»;
  5. «О взаимоотношениях мальчиков и девочек»;
  6. «Поведение подростков в общественных местах»
  7. Проведены следующие мероприятия: экскурсия в районный краеведческий музей, экскурсия в цирк), ФОК (г.Семенов), праздники «Золотые хиты Осени», «Новогодний серпантин», рождественские колядки, «Масленица»». Эти мероприятия проводились совместно с СДК и библиотекой.
  8. Так же ребятам были предложены занятия в кружках «Сделай сам», «Волшебная спичка», «народный артист». В результате проделанной работы ребята стали активнее участвовать в художественной самодеятельности, у них развивается умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
  9. Участие в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина».
  10. Районный конкурс «Я рисую мир», конкурс юных флористов, «Арт – деко» 2 место.

5. «Я и Планета»

Ценность: бережное отношения к Земле.

Целью следующего направления «Я и планета» является формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи этого направления:

1.Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

  1. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества детей.

В школе проводится работа по формированию у школьников понимания ценности природы для каждого человека. В школе действует кружок «Человек и природа». Члены кружка участвуют в конкурсах, акциях, проводят эксперименты, работают на опытном участке.

Проведены мероприятия:

  • экскурсии в природу « Вот и осень к нам пришла»,

«В гости к зеленой аптеке»,

  • конкурс рисунков «Мир вокруг нас».
  • Классный час «Землянам – чистую планету»
  • Экологический урок «Фауна Нижегородского края»
  • Выпуск открыток «Сохраним родной уголок».
  • Чтение и обсуждение экологического рассказа «Воскресенье в лесу»

Школьная выставка цветов.

  • «День птиц». Конкурсы, викторины. 1-8 классы. На экологическую тему.
  • Участие в районной экологической акции.

В ходе проводимой работы стало заметно, что ребята задумываются о сохранении планеты Земля, о том, что настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

6. «Я и Труд»

Ценность: трудолюбие.

Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является трудовое воспитание. В сельской школе оно является одним из приоритетных направлений деятельности. Уважение к труду формируется через трудовую деятельность в школьной бригаде, на пришкольном участке, трудовых акциях.

Трудовая деятельность помогает решать вопросы самообеспечения.

Главное, чтобы дети видели результат своего труда. Сегодня сельская школа видит свои задачи в обучении учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основам жизнедеятельности человека.

Особое место в работе школы занимает учебно-опытный участок. Пришкольный участок – место, где ребята трудятся, проводят опыты. Труд детей дает значимые результаты. Дети видят в труде радость, пользу, чувствуют необходимость в нём. Сегодня трудовая деятельность стала неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания учеников школы. Трудовая жизнь школьников начинается с раннего детства. Первые «уроки» труда они получают в семье под руководством родителей. В школе круг выполняемых ими работ значительно расширяется. Он охватывает самую разнообразную деятельность: озеленение села, субботники, шефство над детским садом, ветеранами и пожилыми людьми, работа по благоустройству территории школы, благоустройство территории села и территории вокруг мемориала погибшим воинам- односельчанам, дежурства по школе и в классе.

Труд формирует у школьников не только навыки выполнения тех или иных значимых операций, но и представления о ключевых нравственных ценностях: о трудолюбии и взаимопомощи, репутации, чести и достоинстве, милосердии; воспитывает у ребят уважительное отношение к труду односельчан, родителей, педагогов.

Труд развивает у учащихся потребность в труде на личное и общее благо, позволяет школе реализовать воспитательный потенциал уроков технологии, истории, литературы, кружков различной направленности. В школе проведены акции «Спешите делать добро» «Наша помощь ветеранам, пожилым», презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».

В течение учебного года проводились диагностики проявления формирующегося нравственного, деятельно-волевого характера подростков, результаты которых в сравнении с предыдущими годами показали следующее:

Отношения:

  • Растет бережное отношение к собственности, к учебному труду, к людям, к себе.
  • Положительное отношение к обществу и природе остается примерно на одном уровне.

Такие результаты говорят о воспитательном воздействии классных руководителей, уделяющих особое внимание этим вопросам.

В этом учебном году были проведены диагностики уровня воспитанности учащихся.

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, некоторые написали: “В школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” обучающиеся написали, что они научились любить Родину, своё село, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Подводя итоги, можно сказать, что р езультатом нашей работы является:

Приобщение детей к истокам народной духовности, сохранение преемственности поколений;

Повышение компетентности детей и родителей в области нравственности;

Отсутствие подростковой преступности (нет ни одного учащегося стоящего на учете в ПДН).

Только объединив все усилия педагогов, родителей, ведомств и учреждений мы смогли добиться таких результатов.


Главная > Документ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Шевченко Л.И.,

заместитель директора

МОУ «Краснояружская СОШ№2»

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее!

Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий,

растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих

самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому

причина -неправильное воспитание, дающее молодым людям

неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Игнатий Брянчанинов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими Значимость нравственно воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Нравственное воспитание – это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы в нем пробуждалась нравственная активность, им усваивались моральные нормы, сам ребенок вырабатывал жизненные позиции и руководствовался ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе. Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность.. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья – ребёнок – школа –социум -нравственность – вот цепочка, интересующая нас. Работа по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении ведется в следующих направлениях: -с учащимися -с родителями -с педагогами Работая в данном направлениис учащимися, педагогический коллектив ставит следующие задачи: - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей; - поощрять самовыражение и уверенность в себе; - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира; - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие. Виды и формы воспитывающей деятельности:

    классные собрания; классные часы:
    Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества.
Учащиеся являются активными участниками всех школьных и районных мероприятий: день православной книги,творческий конкурс «Святые Заступники Руси»,конкурс рисунков «Мой Бог»,выставки декоративно-прикладного творчества «Божий мир», конкурс исследовательских работ,а также олимпиады по предмету православная культура. Решению поставленных задач образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнерами: школа искусств, центр народного творчества, музей,центр дополнительного образования,станция юннатов,центральная и детская библиотека …. Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы – основы всего этого закладываются в семье. Взаимодействие школы и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Формы работы с родителями:
    анкетирование беседа консультации родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Родители составляют первую общественную среду ребёнка.Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека..В даннром вопросе –вопросе воспитания ниших детей нравственными школа не снимает с себя ответственности и ведет целенаправленную работу в данном направлении, но только совместно с родителями, с их помощью мы сможем достичь определенных результатов- воспитать наших детей нравственно. Становление личности членов педагогического коллектива пришлось на времена коммунистической морали,поэтому многим педагогам в силу своих аттеистических взглядов приходится перестраиваться и поменять свое мировозрение. Для реализации данного направления работы педагоги повышают уровень своего самообразования и саморазвития: посещаяют библиотеки, храмы,святые места Белогорья,встречи с настоятетями Храма,мероприятия различного уровня. Работа по формированию духовно –нравственного развития ведется не только на уровне образовательного учреждения,но и на уровне района. В районе традиционными стали проведение таких мероприятий: -Рождество Христово -Крещение Господне -День славянской писменности -Пасхальная радость -День матери День пожилых людей -День молодежи и студента -Престольный праздник «Косьмы и Домиана» -Мир детства -День призывника -День Защитника отечества - Женский день – 8 марта Нравственный облик ребенка зависит от того, будут ли повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей. Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности. Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.


Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).


Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.


Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.


Структура патриотического воспитания — направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков. На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?». Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.


Занятие в школьном музее

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.


Игра «Зарница» — воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.


Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе

Федосова Н.А.,
кандидат педагогических наук
Москва

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины . И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность .

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла ; милосердие как милость в сердце; благодать , которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине .

Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимыдуховно здоровая семья и школа.

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю и др.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

Большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

Содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историй культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования направленного как говорил Н.М.Карамзин «для сердца и разума». На основе социокультурного и культурологического подходов;

Введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

Многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного

воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их

индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники,

радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на

Государства Российского.

Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не

принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.

Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

mob_info