Педагогические проекты по трудовому воспитанию дошкольников. Проект по трудовому воспитанию в подготовительной группе «Маленькое дело лучше большого безделья. Советы по трудовому воспитанию от Л.В. Куцаковой

Проект «ТРУД ДОШКОЛЬНИКОВ»

Старшая группа

Актуальность:

Трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей- дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам.

Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.

Цель проекта:

Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

2. Развитие трудовой деятельности.

3. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Ожидаемые результаты:

1. уважение к труду и желание помогать старшим;

2. развитые трудовые способности;

3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;

4. сформированные навыки организации совместного труда.

Проект краткосрочный: одна неделя

Участники проекта:

Дети, воспитатели, сотрудники ДОУ.

Этапы реализации проекта.

I этап – подготовительный

Первая неделя

4. 04 – 8. 04. 2016 г.

    Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта;

    Подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

    Подбор литературных произведений для детского чтения;

    Разработка плана проведения мероприятий проекта;

    Размещение информации о запуске, этапах реализации проекта.

Повышение педагогического уровня

Обновление педагогических знаний

II этап проекта – основной (с 4 апреля – по 8 апреля)

Понедельник:

Самообслуживание

Воспитатель по-прежнему учит детей выполнять работу по самообслуживанию. Но теперь уже он помогает им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить её, не превращая этот процесс в мелкую опеку. Воспитатель старается научить детей проверять самих себя. Одной из форм организации самообслуживания старших дошкольников теперь является обучение детей более младшего возраста.

Утро:

    Упражнение «Застегни пуговицы»

    Упражнение «Намылим руки» (Кирпичик розовый, душистый

Потрёшь его – и сразу чистый )

    Игра «Мы заправим наши майки»

    Помощь няне: развесить полотенца в умывальной комнате

НОД: « Урок гигиены:

    Учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности .

    Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Вечер:

    Игра «Одёжкин домик»

    Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

    Игра «Чудесные расчёски» (подобрать размер расчёски каждому сказочному герою )

    Ситуация: «Нужна ли кошке салфетка?

Вторник:

Труд в природе

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью собирают урожай, сгребают листья, перекапывают грядки. Зимой подкармливают птиц, принимают участие в расчистке дорожек от снега. Весной перекапывают и рыхлят землю, делают грядки и сажают семена. Летом ухаживают за растениями, поливают, рыхлят и пропалывают. Дети должны научиться правильно пользоваться рабочим инвентарём: лопатой, совком, лейкой, граблями. Важно формировать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, беречь материалы и предметы труда.

Утро:

    Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?»

    Игра «Что сначала, что потом?» (алгоритм роста растения )

    Полив комнатных растений, опрыскивание растений водой

    Посадка лука, крупных семян овощей

    Дидактическая игра «Мы посадим лук, лук…»

Прогулка:

Уборка мусора на участке

Вечер:

    Игра-эстафета «Собери мусор»

Среда

Ручной труд

Ручной и художественный труд – это труд, направленный на удовлетворение эстетических потребностей человека;

Утро:

    Игра «Подарки от лесовичка» (шишки, каштаны, жёлуди, береста, листья, травы и др.)

    Игра «Что из чего?» (ткань, кожа, дерево, бумага, поролон, резина и др.)

    «Волшебница-бумага» (оригами)

    Игра «Для чего нужны эти предметы?» (нитки, иголка, напёрсток, ножницы, сантиметр, пяльцы и др.)

Вечер:

    Ситуация: «Что подарить нашим гостям?»

    Ситуация: «Как пригласить родителей на концерт?» (пригласительные билеты)

    Мастерская «Ремонт игрушек»

    Мастерская «Салфетки и коврики для кукольного уголка»

Четверг

Ознакомление с трудом взрослых

Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года. Дать первоначальные представления о разнообразии профессий, о роли машин, оборудования, орудиях труда, современной техники и аппаратуры в трудовой деятельности взрослых. О рационализаторских предложениях с целью ускорения получения результатов труда, улучшения качества, разнообразия, облегчения труда человека. Учить оценивать результаты своей работы с помощью взрослого. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Утро:

    Экскурсии на кухню, прачечную

    Чтение произведения Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

    Игра «Все профессии нужны…»

    Игра «Кому что нужно для работы?»

    Игра «Кем быть?»

    Игра «Что я видел?»

    Рассказ воспитателя на тему «Профессии службы быта»

    Чтение произведения С. Маршака «Почта»

НОД:

Составление рассказов на тему«Кем работают мои родители»

Просмотр презентации на тему «Как путешествует письмо»

Вечер:

    Дидактическая игра «Кто знает больше профессий?»

    Дидактическая игра «Инструменты. Орудия труда»

    Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях»

    Слушание аудиоспектакля «Хочу быть»

    Чтение произведения Ю. Тувима «Всё для всех» Беседа «кем я хочу быть»

Пятница

Хозяйственно-бытовой труд

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты, разбивка огорода).

Коллективный труд возможен только при наличии ряда условий:

- Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

Определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо, и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

Утро:

    Беседа «Всему своё место»

    Показ «Как протираем игрушки»

    Помощь воспитателю в ремонте бумажных атрибутов

    Уборка строительного материала после игры

    Помощь воспитателю в подготовке к занятию.

НОД:

    Показ видео «Петрушка идёт трудиться»

Вечер:

    Привлечь детей к помощи при мытье игрушек

    Протереть от пыли полки для игрушек

    Помыть листья фикуса

    Стирка кукольного белья

    Игра «Устроим куклам банный день» (купание кукол )

    Ситуация: «О чём мечтают порванные книжки?»

III этап - заключительный

Коллективный хозяйственно-бытовой труд

Тема: «Служба быта»

Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.

Каждая мать и отец воспитывают свое чадо по-своему и прививают ему правильные принципы. Трудовое воспитание, как составляющая любой программы в детском саду, помогает малыша развить инициативность и самодисциплину. Маленькие работники еще не способны сделать задание качественно, но в процессе работы, они приобретут полезные навыки и важные знания. В детском саду трудовое воспитание содержит игровые элементы, они помогают привлечь интерес ребят и наполнить задание особым смыслом.

Важно! Иногда стоит преподносить задачи, как трудовую деятельность, без игрового сюжета. Это поможет ребятам привыкнуть к необходимости труда и развить желание выполнять задания.

Правильно сформированная система занятий по трудовому воспитанию, позволяет улучшить физическую форму детишек и укрепить здоровье.

Трудовое воспитание в детском саду положительно влияет на развитие и становление речи, умственной деятельности, качество мышления. Детки учатся анализировать, проявлять инициативу и развивают терпение. Стоит показывать малышу результативность его труда. Связывайте полив растений с их ростом и цветением. В процессе наблюдения ребенок научится планировать трудовую деятельность.

В ходе занятий воспитатель расскажет ребятам пользу, способ применения и необходимость каждого предмета в инвентаре.

Вместе с этим ищут и читают:

Нравственное воспитание неразделимо связано с трудовым и позволяет развивать полезные качества комплексно. Детишки выполняют задачи воспитателя и стараются выделить свою работу среди других. Развивается самостоятельность, самоконтроль и значимость. Малыши находят точки соприкосновения в работе, учатся взаимодействовать и находить компромиссы. Воспитатель первоначально сможет выделить лидерские способности у отдельных членов группы в процессе работы.

Наполнение заданий по трудовому воспитанию, делят их на следующие виды:
Бытовые работы: самостоятельность в уходе за собой, уборка комнат и вещей, готовка пищи.
Забота о растениях и животных: полив цветов и кустов на территории, посадка деревьев, забота о братьях наших меньших.
Творческая работа руками: создание поделок, игрушек и домиков для птиц своими руками из натуральных составляющих.

В старших группах, деткам стоит предлагать более сложные и разнообразные задачи, которые требуют нестандартного подхода. Маленькие детки должны для начала научится заботиться о себе и бережно относится к природе.

Проект, основанный на трудовом воспитании


Любой проект будет успешным, если его поддержат не только воспитатели, но и родители. Пользы от комплексного трудового воспитания будет много, а регулярность даст свои плоды.

Родителям стоит интересоваться, как наполнен проект в детском саду и прилагать усилия в домашних условиях. Детишки с удовольствием помогут родителям в любом задании, когда оно выполняется совместно. Собственный пример является лучшим. Презентация проекта должна проходить перед воспитателями и родителями, которые примут участие.

Проект по трудовому воспитанию в детском саду направлен на прививание любви к работе у малышей. Ребята учатся самостоятельности, ответственности, терпеливости. Проект содержит задания, которые помогут добиться главной цели. Учитывая индивидуальные нюансы, наполнение корректируется в процессе внедрения.


Проект позволяет познакомить детей с новыми профессиями, узнать об особенностях работы их родителей. Малыши начинают ценить собственный труд и чужой, учатся бережно относиться к вещам.

В процессе разработки проекта стоит учесть размещение необходимых секторов. Необходимо заранее отвести место для посадки деревьев и цветов, разместить клетки с животными. Подготовка к основным работам содержит разноплановые беседы и обсуждения с детьми, на подготовленные темы. На следующем этапе ребята наблюдают за деятельностью разных людей и вникают в тонкости работы.
Задачи формируются четко и доступно, чтобы детишки с легкостью могли приступить к труду. Разъяснение и демонстрация, помогут ребятам визуально запомнить весь процесс работы. Проект должен сочетать простоту и эффективности, в нем необходимо учесть возрастные особенности малышей. Гендерная составляющая также важна, ведь распределяя труд по половому признаку, результаты улучшатся.

Видео: Садим арахис

Советы по трудовому воспитанию от Л.В. Куцаковой


Людмила Викторовна Куцакова – это известный педагог, который добился больших результатов в области образования. В ее работах содержится много полезной информации об особенностях воспитания дошкольников. В этой статье предложено виденье Куцаковой, трудового воспитания детей в детском саду.

Главной обязанностью воспитателя, является привлечение детей к труду таким образом, чтобы каждый смог ощутить гордость за проделанную работу. Малыши учатся выносливости и развивается физически во время полезных работ.

Важно! Хорошие настроение в ходе работы, поможет оставить хорошие впечатления о трудовой деятельности. В будущем это проявится в инициативности и самодисциплине.

Куцакова указывает на большую пользу именно от коллективного труда, ведь каждый ребенок желает добавить что-то от себя. У детей развивается понимание эффекта синергии и все хотят оставить свой вклад. Ребята учатся работать в команде и помогать друг другу преодолевать сложные моменты.

Уважение к труду формируется из предложенной педагогом информации о разных профессиях и их вкладе. В форме игры, дети рассказывают свои мечты о будущей профессии. Воспитатель анализирует полученные данные и подбирает интересные факты о работе известных людей. Презентация на тему труда тоже актуальна, ведь детишки наглядно ознакомятся с результатами труда.

В бытовом труду важна своевременность. Маленькие дети должны выполнять элементарные задачи и трудится посильно. Старшие ребята учатся новому и помогают младшим, осваивать навыки.

Л.В. Куцакова описывала труд в естественной среде по возрасту. Для развития мелкой моторики, маленькие умники учатся поливать и сажать цветы. Следят за развитием и ростом растений. Ребята постарше помогают заботиться о животных, ухаживают за инвентарем.

В дошкольном возрасте, похвала имеет большое значение для детишек. Поэтому за выполненный труд, даже если он незначителен, каждый заслуживает внимания и положительной оценки.

Труд - это могучий воспитатель,

в педагогической системе воспитания

Антон Семёнович Макаренко.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКЛЬЧИК» Подготовили и провели воспитатели МАДОУ №5 «Колокольчик» Знак Татьяна Валерьевна Андрусик Татьяна Александровна г. Советск 2016 г. «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. А.С. Макаренко. Актуальность. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Почему этому вопросу мы уделяем столь пристальное внимание? Ведь современные родители не считают трудолюбие важным качеством личности. Более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей детей. Может нам стоит, в угоду родителям, работать именно в этом направлении? Не соглашусь с родителями. Ни одному великому открытию не стать достоянием общественности, если бы человек не приложил немало трудовых усилий для его материального воплощения.

Паспорт проекта. Тема проекта: «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста» Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Продолжительность: долгосрочный 2016-2017 учебный год. Тип проекта: групповой, социально - педагогический, направленный на взаимодействие с семьёй, разработан с учетом современных требований инновационной деятельности в ДОУ.

Задачи: развивать у детей интерес и любовь к труду; поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых; воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности; формировать нравственно – трудовые качества, такие, как трудолюбие и целеустремлённость; привлекать родителей к совместной трудовой деятельности. Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Этапы реализации проекта: Первый этап – Подготовительный (октябрь 2016 г.) Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Второй этап - Основной (октябрь-апрель 2016-2017г.) Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста. Анкетирование родителей детей. Третий этап - Заключительный (апрель - май 2017г.) Аналитический отчет о проделанной работе Участие в акции «Твори добро». Презентация проекта

Ожидаемый результаты: 1. Уважение к труду и желание помогать старшим; 2. Развитые трудовые способности; 3. Трудолюбие, ответственное отношение к труду; 4. Сформированные навыки организации совместного труда с взрослыми.

Работа с родителями: 1.Анкетирование « Трудовые обязанности дошкольников в семье » ; 2.Родительское собрание: «Вся семья вместе…»; 3. Консультации; 4.Домашние задания и организация коллективного труда в рамках акции «Твори добро». 5.Оформление центра сюжетно – ролевой игры «Салон красоты», через мастер класс. Работа с педагогами: 1. Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ»; 2. Презентация проекта в ДОУ. Работа с детьми: 1. Беседы; 2.Игровая деятельность; 3.Просмотр мультфильмов, презентаций и иллюстраций; 4.Чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о труде; 5.Художественное творчество; 6.Организация трудовой деятельности в группе, и в природе.

Каждый день мы беседовали и читали художественную литературу.

Мы играем.

Каждый день мы закрепляли трудовые навыки в группе. Хозяйственно – бытовой труд Труд в природе Самообслуживание

Мы закрепляли трудовые навыки во время прогулки.

Экскурсия в детско – юношескую библиотеку –знакомство с профессией «Библиотекарь»

Знакомство с профессией «Парикмахер», через сюжетно – ролевую игру «Салон красоты»

Художественно – эстетическое развитие - ручной труд. Изготовление подарков для членов семьи.

Родительское собрание на начало и конец проектной деятельности

В рамках Акции «Твори добро» совместными усилиями нашей дружной семьи был оформлен участок для прогулок

Домашнее задание «Помоги игрушке» Домашнее задание « Книжкина больничка»

Совместно – творческая работа детей и их родителей. Д/З « Я ПОМОЩНИК»

Основные результаты проекта: Подводя итог нашей работы, хотим сказать, что: Дети овладели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, навыки использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы, с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

Список литературы. 1.Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. – М.: Сфера. – 2011. 2.Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с. 3.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983 4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с. 5.Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 1988. 6.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994. 7.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997. 8.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск.асвета,1987. 9.Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991 10.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с. 11.Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с. 12.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с. 13.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 – е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.368с. 14. http://www.detzdrav.com/11048.html 15. http://ejka.ru/blog/schitalki/5.html

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Труд – неотъемлемая часть жизни человека, потому-то трудовое воспитание должно так же быть постоянным и непрекращающимся. Ей не принято отводить конкретные часы (как музыке, физкультуре). Труд – одно из важных составляющих учебно-воспитательной работы в государственных учебных заведениях. Воспитательная трудовая деятельность планируется педагогом, имеет цель, задачи, методы. Помимо этого, педагоги активно используют мероприятие, как эффективную форму воспитания. Мероприятия по трудовому воспитанию проводятся на базе школы (детского сада), так и вне ее стен.

Темы мероприятий по трудовому воспитанию берутся не случайно. Выбирая тему, педагог руководствуется:

  • Поставленной задачей;
  • возрастом детей;
  • местом проведения;
  • конечной целью.

Тема должна интересно звучать, иметь позитивное настроение, нести в себе содержание и цель мероприятия.

Мероприятия по трудовому воспитанию

«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» – такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства­) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?

Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи , закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.

Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.

Мероприятий и досуг по трудовому воспитанию в школе

Трудовое воспитание в школе – больная тема, как для педагогов, так и для родителей учащихся. Министерство образования утверждает законы, программы и требования, а родители, порой, с этим в корне не согласны. Добиваться идеального баланса в своей деятельности школа старается средствами различных мероприятий, которые проводят совместно с учащимися или родителями.

Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него все формы:

  • беседа;
  • экскурсия, как внеклассное мероприятие;
  • классные часы (темы классных часов ниже);
  • родительские собрания;
  • кружки декоративно-прикладного и технического творчества;
  • посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы;
  • родительские собрания;
  • консультации для родителей;
  • конкурсы между классами.

Примерные темы мероприятий по трудовому воспитанию в общеобразовательной средней школе

Форма мероприятия Тема
Классные часы. Беседы 1. «Мой дом - наведу порядок в нем»
2.«Без труда ничего не даётся»
3. «Мои обязанности в семье» (с учащимися 1 -4-х классов)
4. «Роль знаний в выборе профессии»
5. «Мир профессий и твое место в нем»
6. «Влияние темперамента на выбор профессии»
7. «Способность к труду - главное качество человека» (с учащимися 5-8-х классов)
8. «Первые шаги при устройстве на работу»
9. «Трудовые права молодежи»
10. «Личное и общественное в выборе»
11. «Значение профессионального выбора в дальнейшей жизни» для учащихся 9-х классах
Родительские собрания 1. «Слагаемые выбора профессии»
2. «Дороги, которые выбирают наши дети»
3. «Воспитание трудолюбия в семье»
4. Как воспитать себе помощника?» (в начальной школе)
5. «Приобщение младших подростков к полезному труду».
Консультации для родителей 1. «Каким трудом можно заниматься с ребенком дома»
2. «Ошибки и затруднения в выборе профессии»
3. «Оценка способности ребенка к выбору профессии»
4. «ССУЗы и ВУЗы г. Москвы и Московской области и условия поступления в них» (пример)
Проведение конкурсов, месячников, декад 1. «Самая чистая школа»
2. «Самый чистый класс»
3. «Самая оригинальная клумба»
Оформление информационных стендов внутри общеобразовательной школы 1. «Твоя профессиональная карьера»
2. «В мире профессий»
3. «В помощь выпускнику»
4. «Выбери свою профессию»

Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах

Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.

Беседы по трудовому воспитанию в детском саду

Беседа, как средство трудового воспитания в ДОУ является важной, но не основной его формой. Маленьким детям трудно что-то представить со слов. Им нужен пример, часто, наглядный . Такие беседы проводят после прочтения сказки, рассказа, или просмотра мультфильма («Морозко» (средняя группа), Ушинский «Как рубашка в поле выросла» (подготовительная), Мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» (старшая группа).

Игры по трудовому воспитанию в ДОУ для детей средней и старшей группы (4-6 лет)

Как уже было сказано, игровая деятельность в дошкольном возрасте – ведущая. Средствами игр закрепляется информация, полученная в ходе беседы. Игры могут быть дидактическими (используемые в образовательной деятельности), а могут быть сюжетно-ролевые. Каждая игра, направленная на , должна соответствовать его возрасту. Цель таких игр – формирование положительного отношения к труду.

В средней группе дети начинают знакомиться с понятиями «профессия» и «работа». Узнают, как и зачем взрослые люди трудятся. В списке профессий для ознакомления присутствуют те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Это повар, дворник, няня, учитель, музыкант, художник, маляр, водитель, продавец, парикмахер. Они должны понимать суть труда (менеджер, стилист и прочие в это список не попадают) . В старшей группе дети могут играть под руководством воспитателя, так и самостоятельно. Для самостоятельных сюжетно-ролевых игр в группах организовываются игровые зоны: парикмахерская, магазин, больница, мастерская и т.д.

Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет

Вид игры Тема игры. Ее цель
Дидактическая игра «Назови профессию»

Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий.
Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Сюжетно-ролевая игра «Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
В процесс трудового воспитания включаются не только воспитатели, но и все сотрудники ДОУ. Во время музыкальных занятий можно поиграть в такую игру:

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры . Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.

Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы

Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.

Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет

Форма мероприятия Тема, цель
Игры на развитие навыков самообслуживания 1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» - учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду
2. «Путешествие в страну чистоты» - воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым
5. «Одень куклу» - закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» - закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого.
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд) 1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» - приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности
2. Игра - соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым.
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» - воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности.
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых 1. С.Р.И. «Нефтяники» - воспитывать познавательный интерес к труду взрослых.
2. С.Р.И. «Космонавты» - расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли.
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ 1. «Кто трудится в детском саду» - учит различать профессии взрослых по существенным признакам.
2. «Порядок в шкафу» - формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность.
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» - закреплять последовательность стирки кукольного белья.
4. « Моя одежда и обувь» - воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид.
5. «… И зубной порошок!» - Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н.
6. «Культура поведения во время приема пищи» - закреплять навыки культурного поведения за столом.
7. «Чистота тела» - закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
Досуг 1. Досуг «Что такое личная гигиена» - закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены.
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» - формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины.
Темы, предложенные нами – примерные, рекомендованные программой трудового воспитания в детском саду. Темы могут варьироваться, новые игры постоянно создаются активными педагогами детского сада.

Воспитателей Татаренковой Людмилы Николаевны и Пучковой Инны Николаевны

Вид проекта: социально-педагогический, направленный на взаимодействие с семьей, среднесрочный

Год разработки: 2013-2014 г.

Описание проекта:

Проблема:

Большинство родителей не привлекают ребенка к посильному совместному труду.

Не дают возможность действовать самостоятельно, делают за него то, что он может сделать сам.

Ребенок, в принципе овладевший необходимым навыком, не исполняет указаний взрослого.

Исследование проблемы: Анкетирование родителей.

Цель проекта:

Своевременно развить чувство радости труда и позитивное отношение к труду у младших дошкольников, желание быть самостоятельным.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать самостоятельность, инициативу, желание быть умелым, способность справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь окружающим

  2. Способствовать активному участию каждого ребенка в различных видах труда, расширяя его возможности.
  3. Закрепить имеющиеся у детей культурно- гигиенические навыки.
  4. Способствовать организации взаимодействия детей и родителей в совместной практической деятельности, создание дома условий для повышения мотивации трудовой деятельности детей.

План реализации проекта:

  1. Выявление проблем по теме проекта.
  2. Исследование проблем: анкетирование родителей на тему « Трудовое воспитание в семье».
  3. Постановка целей и задач.
  4. Домашнее творческое задание изготовление макета «Помогаю, как могу»
  5. Подбор материалов для консультирования родителей по теме «Трудовое воспитание младших дошкольников».
  6. Проведение родительского собрания с использование презентации «Трудовое воспитание младших дошкольников».
  7. Оформление бюллетеня для родителей « Что мы умеем и чему мы учимся»
  8. Образовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов:
  • ежедневная уборка игрушек в игровой форме с участием игрового персонажа и поощрение детей: значки, наклейки;
  • ежедневное сопровождение процесса умывания чтением потешек и коротких стишков по данной теме, использование макета « Умывайка»;
  • ежедневное прослушивание музыкальных произведений во время одевания и раздевания детей, использование макета « Одевайка»;
  • коллективный труд на прогулке: « Уборка снега с дорожки», « Кормление птиц»;
  • продуктивная деятельность на прогулке: « Постройка снежных фигур»;
  • ежедневные поручения для детей.

Ознакомление детей с трудом взрослых: наблюдение, чтение, сюжетно- ролевые игры, беседы и речевые игры с использованием коллажей.

10. НОД с детьми включение детей в различные виды труда:

  • ХБТ: обтирание модулей, расчистить дорожки от снега.
  • Ручной труд: Аппликация, лепка с использование природных материалов, постройки из снега на прогулке.
  • Труд в природе: уход за комнатными растениями, кормление птиц.
  • Ежедневные поручения по различным видам труда.

11. Составление рассказов по коллажу « Помогаю, как могу».

12. Повторное анкетирование родителей.

Реализация проекта:

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Поэтому на первом этапе было проведено выявление и исследование проблем: Организовали наблюдение за процессом одевания детей, когда их забирают родители и устный опрос « что делает ребенок дома сам, а что вместе».

Провели анкетирование для родителей на тему « трудовое воспитание в семье».

Результаты такой диагностики первоначально показали, что дети большую часть времени проводят пассивно, они не вовлечены в трудовую деятельность дома - даже посильную. (уборка своих игрушек, складывание вещей).

Большинство дел родители делают сами за ребенка, не привлекая их к совместным делам.

Поэтому особое внимание нами уделялось работе с родителями в этом направлении. Очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье

Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность. Для того чтобы активизировать родителей мы предложили совместное творческое задание – составление коллажа « Помогаю, как могу».Родителям предлагалось вспомнить, какие совместные дела ребенок выполняет дома с папой, а какие с мамой и все это оформить в в виде коллажа, чтоб ребенок мог об этом рассказать.

Далее мы провели родительское собрание, на котором продемонстрировали родителям мультимедийную презентацию о трудовом воспитании детей в семье! «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Предложили оказание простейшей помощи во взрослых делах.

Консультируя родителей, мы советовали родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагали в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.

Мамам советовали, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминали, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделать, но так, чтобы он не видел.

Оказывать родителям необходимую помощь следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

Затем решили каждую неделю в группах размещать на стенде бюллетень для родителей «Что мы умеем и чему учимся», для того чтобы родители знали, каике навыки мы прививаем в детском саду, и закрепляли их дома.

На втором этапе осуществляли работу в ходе режимных моментов и в ходе НОД.

Так как цель проекта это своевременно развить чувство радости труда у детей и позитивное отношение к труду, то первоначально нам важно было создать определенные условия для решения этой задачи:

  • эмоциональная обстановка при организации труда детей;
  • демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности;
  • участие в ней на правах партнера;
  • поощрение желания детей участвовать в трудовой деятельности.

Самообслуживание это один из видов труда, а так как младший дошкольный возраст это сенсетивный период для формирования навыков самообслуживания мы уделяли этому особое внимание. Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда малыша по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Ребенок младшего возраста способен научиться самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользоваться туалетом. Для того, чтобы дети быстрее усвоили процессы умывание, одевания раздевания были изготовлены схемы, которые расположены соответственно в туалетной комнате и приемной. Глядя на эти схемы, каждый ребенок видит, что надо сделать сначала, что потом и чем заканчивается тот или иной процесс.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов включала в себя такие методы и приемы:

Уборка игрушек в игровой форме:

Цель:

  1. Выполнять до конца порученное дело, трудиться совместно.
  2. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться.
  3. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Руководство трудом детей:

Руководя трудом детей необходимо постоянство оценочных воздействий на ребенка. Мимика, интонации, взгляд, жест, слово выражающее одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого, является компонентами этого совместного действия. Кроме того, мы используем поощрение с помощью наклеек на шкафчик, поощрительных значков. Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе.

Кроме того руководство не обходится без ежедневных поручений в различных вида труда.

Например:

  • Убирать мусор в корзину.
  • Расставлять стулья (в групповой комнате, в зале).
  • Раскладывать в коробки отточенные карандаши.
  • Протирать клеенки после занятий.
  • Собирать со столов кисточки после занятий.
  • Собирать обрезки бумаги со столов и пола.
  • Убирать строительный материал и т.д.

Ознакомление с трудом взрослых.

Затем приобщение малышей к труду продолжали с ознакомления детей с трудом взрослых. Наблюдение за трудом взрослых является одним из мощных факторов социализации ребенка, кроме того дети накапливают впечатления. Учитывая то, что у наших воспитанников еще не сформирована речь, преобладает непроизвольное внимание, они не способны выделить самые существенные стороны трудового процесса, мы начали знакомить их с трудом взрослых последовательно: проводили экскурсии по саду, наблюдали за работой медсестры, нянечки, дворника, грузчиков и т.д.

Брали интервью по заранее приготовленным вопросам.

Что делает труженик?

  • Как он это делает?
  • Как он относится к своему делу?
  • Для чего он это делает?

С профессиями и трудом взрослых также знакомили детей через чтение сказок, сюжетно-ролевые игры « Больница», « Магазин», «Парикмахерская»;

Также через беседы о профессиях родителей с использование коллажей, которые родители изготовили дома. Дети рассказывали « Неумейкину», где работают мама и папа.

В ходе НОД дети попробовали себя в различных видах труда, где они выступали в роли помощников взрослых, работая рядом и помогая неумеющему взрослому или игровому персонажу.

Для рациональной организации трудовой деятельности мы купили фартуки для хозяйственно-бытового труда, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек.

ХБТ: мытье и уборка игрушек, поручения, на прогулке убирали снег с дорожек, помогали дворнику.

Ручной труд : делали коллективные аппликации, лепили с использованием природных материалов, на прогулке делали постройки из снега.

Труд в природе : ухаживали за комнатными растениями, кормили птичек на прогулке.

Все чему учились сами и учили « Неумейкина».

На третьем этапе провели НОД «Составление рассказов по коллажу « Помогаю, как могу»

Оценка эффективности работы по проекту:

Для оценки эффективности проводимой в ходе проекта работы, проведен повторный опрос и анкетирование родителей, которые показали,что родители стали больше давать увеличился положительный результат на 20 %. Детям возможностей делать то, что они умеют самостоятельно.

В ходе работы над проектом увеличился процент родителей(25%),привлекающих детей к совместному труду.

Заключение:

Таким образом, работа по проекту дала положительные результаты. В ходе работы по проекту увеличилось число родителей, привлекающих детей к совместному труду.

Также польза от совместного труда со взрослыми наиболее была очевидна для детей, которые отказывались от выполнения поручений, а контакт со взрослыми во время труда способствовал тому, что дети спокойно выполняли освоенные действия.

Такие результаты радовали не только нас, но и детей с родителями, ведь в совместной деятельности они получают также радость общения.

По наблюдению педагогов группы, дети стали более активно участвовать в различных видах труда, появилось желание помочь, закрепились культурно- гигиенические навыки.

Таким образом, в процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируется нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как в трудолюбии, ответственность за порученное дело, добрый совет. Добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствует воспитанию положительных черт личности.

Результаты анкетирования родителей:

По второму вопросу: является ли самообслуживание трудом для ребенка 33% опрошенных родителей не считают, что самообслуживание является трудом для ребенка. Остальные 67 % считают самообслуживание трудом, но не уделяют развития навыков самообслуживания должного внимания, т.к 47% опрошенных в силу нехватки времени делают за ребенка то, что он может сделать сам.

На вопрос, к какому виду труда привлекается ребенок в семье, ответили:

  • КХБ- 73% -привлекают 27 %-не привлекают.
  • К труду в природе также привлекают 73 % опрошенных. Ручной труд 20% детей не привлекают, остальные 80% был доступен.
  • К труду по самообслуживанию привлекаются только 53% остальные 47% не привлекаются, то есть родители делают за ребенка то, что он может сделать сам.
  • К ручному труду 80% привлекают и 20% - нет.

На вопрос о нужности совместного труда 32% ответили утвердительно, 68% практически не привлекают к совместному труду, так как не хватает на это времени.

Кроме того,13% считают, что можно наказывать трудом, остальные 87% нет.

Бережное отношение к результатам труда хотят воспитать все 100 % опрошенных.

Кроме того в ходе реализации проекта, по наблюдениям педагогов группы и родителей,

5 % детей в группе, в принципе овладевшие необходимыми навыками, но не исполнявшие указаний взрослых, как в детском саду, так и дома. Пришли к выводу, что эти дети находились на том этапе развития, когда они могут работать только в том случае, если кто-то из взрослых что-то делает рядом - не важно, то же это дело, что и у ребенка, или какое-то другое. Мы поняли, что дети как бы подзаряжаются от контакта взрослых и спокойно выполняют только что освоенные операции. Поэтому польза от совместного труда со взрослых наиболее очевидна для этих детей.

Материалы для работы по проекту:

  1. Материалы для консультирования родителей
mob_info