Дипломная работа: Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на материале обучения детей ручному. Значение художественно-эстетического развития дошкольников Нужно художественно эстетическое развитие детей

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

  • личный пример и опыт;
  • разговорные формы;
  • занятия в рамках ДОУ;
  • экскурсии;

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Результат эстетического образования в рамках ДОУ по направлениям

Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.

Направление 3. ИЗО:

  • знать, называть и рисовать формы предметов;
  • знать цвета радуги и основные их оттенки;
  • знать, какие материалы используются для рисования.

Направление 4. Музыкальное развитие:

  • иметь желание слушать музыку и петь;
  • отличать динамику, высоту и ритм звука;
  • определять настроение музыки;
  • знать названия нот и уметь петь их;
  • исполнять простые мелодии на детских инструментах.

Направление 4. Архитектура и дизайн:

  • знать, чем занимаются архитекторы;
  • видеть красоту форм архитектуры;
  • интересоваться поделками из бумаги;
  • иметь желание украшать комнаты к праздникам.

Эстетическое воспитание — долгий и трудный процесс, в который вовлечены и родители, и воспитатели. Оно начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки - потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части - после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 - 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.


Конференция: Современный детский сад

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Основная цель:

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и

возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и

кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака - лучший друг» и др.).

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

Литература:

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Художественное развитие является неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания детей. Существует множество точек зрения на определение понятия «художественно-эстетическое развитие». Рассмотрим некоторые из них.

Художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Задача же художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. Именно поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания требует особого внимания.

Удачно цель эстетического воспитания отразила Т.Н. Фокина, которая считает: "Художественно-эстетическое воспитание - воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерно сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Ребенок, сталкиваясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, эстетически и художественно развивается. Но всё же, ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто связанно стремлением к развлечению. Б.Т Лихачев , считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их чувствительную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.


Художественно-эстетическое развитие — это способность воспринимать и оценивать произведения искусства различных видов и жанров, с позиции добра и зла, красоты и безобразия. Художественно-эстетическое развитие приумножает переживания, увеличивает стремление к активному познанию окружающего мира, развивает духовно и умственно.

Художественно-эстетическое воспитание - направление воспитательной работы, суть которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Главным составляющим содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Основы художественно-эстетического развития:

Взаимная связь со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении (художественно-эстетическое развитие должно происходить вместе с другими направлениями развития ребенка);

Связь детского творчества с жизнью (деятельность ребенка должна касаться ситуаций из жизненного опыта ребенка);

Объединение различных видов искусства (для полного развития ребенка нужно использовать все виды искусства в комплексе);

Художественно-эстетическое основание отбора материала (для работы с ребенком необходимо так отбирать материал, чтобы у него рождались определенные представления, эмоции и чувства);

Индивидуальный подход (открытие творческих способностей у ребенка и способствование их развитию).

В литературе выделяют следующие средства художественно-эстетического развитие детей дошкольного возраста:

Эстетическое общение (общение с ребенком, призванное заинтересовать ребенка творческой деятельностью);

Природа (благодаря гармонии природа учит ребенка правильному поведению, красоте, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков)

Oкружающая предметная среда (пoвышает активнoсть, твoрческий характер худoжественно-эстетическoй деятельнoсти дoшкольников, ее результативность);

Искусство;

Самостоятельная художественная деятельность детей;

Праздники.

Проявления творчества детей в играх самые разнообразные: они придумывают сюжеты содержание игры, ищут способы осуществления ролей заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или - театрализованная игра.

Театрализованные игры — это игры-представления, в которых в лицах, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жесты, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. Герои театрализованных игр становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией — сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность детей предопределена текстом произведения.

Театрализованная игра имеет следующую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила.

Театрализованные игры делятся на:

1. Игры-драматизации (ребенок исполняет роль артиста, создает образ с помощью комплекса вербальных и невербальных средств).

2. Режиссерские игры (ребенок действует игрушками или их заменителями, организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивая героев и комментируя сюжет).

Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать разные виды театра и каждый будет по-своему интерес ребенку.

Художественно-эстетическое воспитание и образование в школе.

Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе.

Художественно - эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.

Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Задача художественно-эстетического воспитания в школе - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.

«Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее»
А.Барбюс

Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.

Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования в школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:

  • развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
  • обогащение эмоционального мира ребёнка;
  • развитие творческого восприятия произведений искусства.

В школе обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.

Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • изобразительная
  • художественно-речевая
  • музыкальная
  • хореографическая
  • культурно-массовая

Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.

Учебно-воспитательный план школы скорректирован для основательного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности .

Поэтому в план внеурочной деятельности художественно-эстетического цикла включены следующие кружки и секции.

№ п/п

Название

Ф.И.О.

руководителя

Работодатель

1

Академический хор младших и средних классов

Ваструхина О.С.

2

Кружок вокального мастерства

3

«Художественное сценическое слово»

Зорина Н.С.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва»

4

Вокально-эстрадная студия

Федоровская Е. В.

5

ИЗО – студия

«Юный художник»

Бартеньева Е. А.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

6

«Художественное вязание»

Сороколетова С. А.

Дом детского творчества

7

«Занимательная Риторика»

Горячкина Д. В.

Дом детского творчества

8

«Роспись на ткани»

Игина И. Ю.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

9

Вокально-эстрадная студия

Овчинников Н.С.

Дом детского творчества

10

« Уроки словесности »

Каргалова М.А.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва»

11

«Техническое творчество»

Вулих В.Х.

Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи

12

«Живая душа»

Панова Н. М.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва»

13

Танцы

Щулёва И.Е.

Дом детского творчества

Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.

Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе (комплектование кабинета музыки, кабинетов технического мастерства, мастерская). Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудио и видео информация, интернет-ссылки)

Введение в школьное образование интегративных уроков приводит к снижению психологической нагрузки, способствует формированию особого типа мышления. Поэтому педагогами по художественно-эстетическому образованию и воспитанию разработаны интегрированные уроки и образовательные блоки, которые успешно внедряются в учебный процесс. Такие тематические уроки, как «Музыка на мольберте», М.П. Мусорский «Картинки с выставки», Природа и музыка в теме «Печаль моя светла», Литература и искусство, творческие встречи и совместные мероприятия с коллективами Детская Школа Искусств №2, ДДТ, проектные работы, участие в городских и областных мероприятиях.

В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения обучающихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий, внеклассных мероприятиях о земляках - композиторах и земляках – художниках, посещение выставочных залов, музеев, картинных галерей с последующим обсуждением увиденного и услышанного.

МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутреннее состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью и живописью. Например, в рамках мероприятий года Культура проведены общешкольные мероприятия: Литературно-музыкальная композиция «Есть память, которой не будет забвенья, есть память, которой не будет конца», встреча в музыкальной гостиной «Великие наши современники», «Гордимся Вами, наши земляки», «Путь к свету Александра Дейнека».

Навыки певческой деятельности обучающихся более основательно формируются на уроках хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух, память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.

Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.

Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.

Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учителя стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.

Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы, благотворительные ярмарки. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.

В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.

Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.

Высокое качество подготовки наших детей в музыкальном, изобразительном и художественно-прикладном творчестве неоднократно отмечалось на уровне округа, города, области.

Учителя технологии постоянно принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества:

1. Посвященный Дню победы в Великой Отечественной войне;

2. «Пасхальный перезвон»;

3. «Рождественская звезда»;

4. «Свое сердце отдаю детям»;

5. «Золотые руки».

Учителя ИЗО принимают участия в следующих мероприятиях :

Окружной и городской конкурс «Волшебная палитра»;

- «Пасхальная радость» ;

- «Любимый город»;

- «Война глазами детей».

Учителя технологии, ИЗО, музыки и их воспитанники принимали активное участие в мероприятиях, проводимых в школе в течении всего учебного года:

День Знаний

День учителя

День матери

Новогодние огоньки

Встреча выпускников

Последний звонок

Благотворительные ярмарки

Обучающиеся нашей школы с музыкальным руководителем Ваструхиной О.С. ежегодно участвует в окружном и городском конкурсе солистов эстрадного направления, хоровых коллективов, смотров художественной самодеятельности детей и работников общеобразовательных учреждений, выездных концертах.

Обучающиеся, участвующие во всех перечисленных конкурсах, являются победителями и призерами.

Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.

Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусства, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.

mob_info