Задания на творческое мышление для детей. Творческие игры для детей и подростков. Вариант предыдущего конкурса

как средство формирования нравственных качеств на уроках «Библия для детей и нравственность»

Составитель: Наталья Ванькова

Введение

Реальное состояние нравственности в современном обществе, в первую очередь молодежи, можно обозначить как глубокий нравственный кризис. Средства массовой информации изобилуют сценами насилия, агрессии, секса. Оживили свою деятельность многочисленные тоталитарные религиозные секты. Школа отказалась от старых ориентиров в воспитании ребенка, а новые так и не появились.

Эти факторы показывают насущную необходимость постановки и разрешения проблемы воспитания нравственности подрастающего поколения с самого раннего детства.

Любое общество, если оно по-настоящему намерено продвигаться вперед в экономике, политике и по всем другим направлениям развития, нуждается в надежных нравственных ориентирах. Для юных поколений их определяет семья. Но возможностями самого глубокого и действенного влияния на подрастающую личность обладает и школа. Вот почему возникла идея создания курса «Библия для детей и нравственность». Почему все же Библия? Библия - первоисточник нравственности. В ней содержатся принципы общечеловеческой морали, которые использовались для улучшения нравственной атмосферы в обществе в течение сотен лет. Разве устарели нравственные ориентиры: «Не судите, да не судимы будете», «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» и т. д. Библия позволяет показать детям, что в жизни у них всегда есть выбор и что вера - право добровольного выбора. Почему мною был задуман и составлен сборник именно игр и творческих заданий? На этот вопрос отвечает неизвестный

Чем проповедь выслушивать
мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха
и поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.

Если для детей младшего школьного возраста только читать нотации, проповеди, проводить беседы, то не добьешься результатов в развитии личностных качеств, а скорее наоборот - получишь обратный результат. Преимущество же игры заключается в том, что она достигает своих целей незаметно для воспитуемого, то есть не требует никаких способов насилия над личностью.

«Духовная жизнь ребенка, - писал В. А. Сухомлинский, - полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он - засушенный цветок». Особо велика роль игры в нравственном воспитании. Она способствует развитию таких качеств личности, как активность, принципиальность, дружелюбие, способность наслаждаться творчеством других. Игра помогает воспитанию нравственных чувств, то есть воспитывает эмоциональное отношение к обществу, к людям, к самому себе. Ведь игра - это творческая деятельность, в которой отражается реальность.

Нужно помнить, что у детей младшего школьного возраста низкий уровень абстрактного мышления, и хотя имеются элементы критического мышления и отношения к себе и товарищам, они часто подменяют одно нравственное понятие другим. Например, принципиальность путают с упрямством, а скромность подменяют понятием тихий, несмелый. А нравственные понятия переходят в убеждения лишь в том случае, если они сливаются с другими сторонами сознания - с чувствами и волей. Нравственные чувства, переживание школьниками того, что ими усваивается, служит стимулом активной деятельности.

Данные игры и творческие задания позволяют решить основную задачу: оказывают помощь в формировании характера ребенка, учат понимать мир и устанавливать гармоничные отношения с другими людьми.

Все задания и игры сгруппированы в 3 блока:

  1. Я познаю себя
  2. Гармония взаимоотношений
  3. Игры библейского направления.

Для каждой игры указаны основные темы, при изучении которых она может использоваться.

Игры первого блока «Я познаю себя» позволяют ребенку присмотреться к себе, открыть себя для себя самого, изучать себя, любить себя; ведь если человек не любит и не уважает себя, он не сможет любить и уважать других.

Еще древние говорили, что для человека нет ничего интереснее, чем сам он. Ребенок с интересом наблюдает за собой: «Как я выгляжу? Чем я уникален? Какие качества характера у меня уже имеются, а что мне еще нужно положить в мой «котелок», чтобы сформировался мой характер, т.е. получилась «вкусная похлебка»?».

В этом помогают игры и задания: «Я счастлив», «Я уникален», «Мои друзья в моем сердце», «Идеальный человек» и т.д. Как важно внушить ребенку, что он кому-то нужен, что он личность, он интересен и любим.

А как научить детей полноценному общению, с чего начать. Помогают в этом игры и творческие задания второго блока «Гармония взаимоотношений». Тайна человеческого общения состоит в том, чтобы догадаться о несказанном, уметь воспринимать услышанное. Способность к «вчувствованию» в другого человека формируется с детства. Как развить эту способность?

Неоценимую роль сыграют в этом такие игры, как «Тайный друг», «Гора добрых дел», «Жизненная ситуация».

А игры библейского направления, позволяют лучше усвоить нравственные заповеди, помогают разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо, учат давать оценку поступкам других людей и своим собственным; наглядно показывают ребенку, что в жизни у человека есть выбор: свет или тень, добро или зло, а плоды человек получает в зависимости от выбора.

Многие игры и задания носят диагностический характер. Они позволяют выявить нравственные качества детей и спланировать работу по развитию положительных черт характера. Например, «Тайный друг», «Место справа от меня свободно», «Как поступить?», «Мой жизненный путь» и многие другие.

Сложность руководства играми заключается в том, что надо, сохраняя игровое настроение, решать задачи урока. А ценность в том, что все эти игры и творческие задания являются эффективным средством формирования нравственных качеств детей.

Данный сборник адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов, тем, кто ведет факультатив по Библии, классным руководителям и, может быть, даже родителям.

Хотелось бы закончить вступительную статью стихотворением Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитанные справедливостью
Учат детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом -
Находят в мире любовь.

Ванькова Наталья

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Я познаю себя

1. «Моя уникальность».

Дети заполняют карточку, заканчивая предложение. Внизу рисуют себя или приклеивают свою фотографию.
Предлагаемые темы для беседы : Каждый человек уникален, не похож на других, значит каждый человек достоин уважения.

2. «Я счастлив».

Дети рисуют себя или приклеивают фотографию в солнышко.
Тема : Я уважаю и люблю себя, моя семья любит меня, мои друзья хорошо относятся ко мне. Я - счастлив.

3. «Мои друзья в моем сердце».

Дети рисуют своих друзей в сердечке или пишут их имена.
Тема : Самоуважение. У меня хорошие друзья. «Нет друга - ищи, а нашел - береги».

4. «Мое любимое место».

Дети рисуют то место, где они любят находиться.
Тема : Где я бываю? Где я спокоен и счастлив? Где я чувствую себя в безопасности?

5. Дети рисуют портрет своей семьи.

Тема : Моя семья любит меня и заботится обо мне. Чем я могу ответить своим родным? Уважение к семье.

6. «Моя мечта».

Дети рисуют то, о чем они мечтают в облаке или под Новый Год под елочкой.
Тема : «Говорят под Новый Год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается».

7. «Что в имени моем».

Ребенок расшифровывает свое имя качествами характера - начальная буква которых - буква имени.
М - милая А - аккуратная Ш - шутливая А - активная
Тема : Мое имя. Почему меня так назвали? Предполагает ли мое имя качества моего характера? Умение найти в себе хорошее.

8. «Идеальный человек» (контур?).

Дети вырисовывают форму яблока и форму человека словами, обозначающими идеальные качества того и другого.
Тема : Представьте себе, что вы получили в подарок яблоко. Закройте глаза и представьте себе, какое оно. Никто не хотел бы получить в подарок плохое яблоко. Человек не идеален, но он стремится к идеалу.

9. «Зеркало уважения».

Дети рисуют себя в зеркале.
Тема : У меня есть чувство собственного достоинства. Я уважаю себя за... Я проявляю уважение к себе, когда...

10. «Карман обещаний».

Дети мастерят из бумаги конверт и подписывают «Карман обещаний». Затем на листочках пишут обещания, кладут в карманчики и стараются прилежно исполнять их.
Тема : Мы не всегда довольны собой, но можем многое изменить в своей жизни, если захотим.

11. «Мой жизненный путь»

Дети схематично рисуют свой жизненный путь, используя символы, изображая основные события своей жизни: рождение, детский сад, школа, переезд и т.д.
Тема : Разговор о том, что наш жизненный путь часто зависит от нас и от нашего выбора, хотя все пути начинаются одинаково. Разговор о планах на будущее.

12. Закончи фразу: «У меня все складывалось бы лучше, если...»

Тема : Испытания и искушения в нашей жизни, как устоять против них.

13. Мини-сочинение «Кто я?»

Тема : Кто я? Зачем я пришел в этот мир?

14. «Загляни в свое будущее»

Дети рисуют блюдечко, по которому катится волшебное яблочко. А на блюдечке они рисуют себя взрослыми.
Тема для беседы : Моя будущая жизнь. Моя профессия. Каким человеком я буду?

15. «Карта сокровищ»

Дети рисуют карту, обозначают место, где зарыт клад, в нем все свои лучшие человеческие качества. К кладу ведут неведомые дорожки с препятствиями.
Тема : Какими лучшими качествами я обладаю. Что мешает им раскрыться?

16. «Один на острове»

Дети рисуют или воображают чудо-остров, на котором есть всё. Остров будет принадлежать ребенку, если он согласен жить на нем без людей. Если ребенок не согласен на такое условие, то он должен объяснить причины отказа.
Тема : Жить среди людей непросто. Но можно ли быть счастливым, не общаясь с людьми?

17. Обведи слова, обозначающие людей, которые любят тебя. Нарисуй их лица.

Тема : Многие люди заботятся о тебе, дарят свою любовь и тепло. Чем ты им отвечаешь? Чем можешь отвечать на любовь и заботу?

18. «Место справа...»

Дети сидят по кругу на стульях. Один стул свободен. Ребенок говорит: «Место справа от меня свободно. Я хочу, чтобы Миша пришел ко мне в виде зайца (волка, лисы, ...)»
Тема : Возможны изменения людей во внешности, а возможны изменения нравственных качеств. Вы можете измениться так, что даже ваши близкие с трудом узнают вас, хотя внешне вы не изменились. Например вы можете стать добрее, аккуратнее, веселее и т.д.

19. «Как поступить?»

Сложная ситуация (ситуацию предлагает учитель). Трое детей участвуют в игре: один дает хороший совет, второй плохой, третий - тот, кто оказался в конфликтной ситуации. Он пытается сделать правильный выбор.
Тема : К кому обратиться за советом, если попал в трудную ситуацию? Какую роль ты сам играешь в этой ситуации?

20. «Что для роста детей нужно?»

Ребята вписывают недостающие буквы.

да (еда)
во- (вода)
бовь (любовь)
кого-то лю- (любить)

Тема : Гармония в обществе достигается, когда люди относятся друг к другу с любовью, заботой, не ожидая ничего взамен.

21. «Воспитай в себе характер - приготовь «вкусную похлебку»

Вот список черт характера, которые нужно закладывать в наш жизненный «чугунок», чтобы получить хорошее варево, сформировался характер. Обведите те черты, которые уже есть в вашем «чугунке», в вашем характере.

Веселость
Мудрость
Мужество
Миролюбие
Щедрость
Уважительность
Заботливость
Милосердие
Терпение
Скромность
Выдержка
Благородство
Смелость
Доброта
Благодарность
Терпимость
Целеустремленность
Правдивость
Послушание
Верность
Умение прощать
Выносливость
Упорство
Надежность
Ответственность
Умение любить

Тема : Самовоспитание. Честно признайся себе, какого качества тебе не хватает, чтобы сварилась «хорошая похлебка», получился хороший характер.

22. «Я - свет, я - тень»

Дети рисуют двух человечков, одного закрашивают в светло-желтый цвет, а другого - в серый. На светлом фоне дети пишут все свои лучшие качества, а на сером - те, с которыми им побыстрее хотелось бы расстаться. Затем серенький человечек выбрасывается или разрывается, а светлый остается. В классе можно повесить планшет, на нем поместить этих светлых человечков и в течение некоторого времени дописывать свои хорошие качества.
Тема : В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Всю жизнь человеку приходится заниматься самовоспитанием, ведь если не стремиться к хорошему, плохое притягивается само легко, а избавиться от него очень трудно.

«Гармония взаимоотношений»

23. Мини-сочинение «Мой друг»

Тема

24. Закончи фразу.

«Настоящий друг тот, кто...»
Тема : Кого мы называем другом? Что значит быть хорошим другом? Расскажи о своем друге.

25. «Доброе дерево»

Дети рисуют любое фруктовое дерево, например, яблоню, и каждый плод подписывают так, например: любовь, забота, мир, терпение, радость и т.д.
Тема : В Библии добрый человек сравнивается с добрым деревом, приносящим добрые плоды. Добрые люди дарят другим людям заботу, любовь, мир.

26. «Тайный друг»

Дети пишут на маленьких листочках свое имя. Листочки сворачиваются и кладутся в коробочку, перемешиваются и, затем каждый ребенок достает листок. Человек, имя которого написано на этом листочке - «тайный друг» Можно играть 1 или 3 дня. Тайно дарить маленькие подарки, писать стихи, тайно заботиться об этом человеке. Через 3 дня нужно подвести итог игры. Дети сидят по кругу. Каждый пытается угадать, кто был его тайным другом.
Тема : Делая друг другу приятное, мы делаем свою жизнь ярче и интереснее. Не жди награды за свое хорошее дело, оно прежде всего тебя делает лучше.

27. «Гора добрых дел»

Если ребенок сделал доброе дело, то рисует на альбомном листе или вырезает из бумаги камешек, а если никому не сказал о своем поступке, то рисует 2 камешка. Так постепенно вырастает гора добрых дел.
Тема : Проявить заботу об окружающих можно по-разному: можно словом, а можно и делом. Кто нуждается в вашей помощи? Помогая другим, вы, прежде всего помогаете себе тем, что становитесь лучше.

28. «Следы прощения»

Дети рисуют 3 следа. Учитель спрашивает: «Если мы нуждаемся в прощении, то делаем 3 шага. Какие?»

1. Осознать вину.
2. Попросить прощения.
3. Больше так не поступать.

Тема : Каждый может ошибаться, но не все осознают свои ошибки и не все умеют просить прощения у людей, которых обидели. Признавая свои ошибочные мысли или поступки, мы становимся лучше и освобождаем от страдания других людей.

29. «Копилка слов»

На коробке надпись « Копилка слов «. Вспомните случай, когда вы с кем-то поссорились. Что нужно было сказать, чтобы прекратить ссору?
Тема : Прощение предполагает терпимость к чужим поступкам. Выбирая путь прощения, мы показываем путь другим. Прощая других, мы освобождаемся от чувства обиды, злобы и желания отомстить.

30. «Выбери и отметь»

Поставьте в квадрате галочку, если считаете, что эта черта характера поможет вам простить обиды.

Смелость
Сострадание
Великодушие Любовь
Уважение
Чувство ответственности

Тема : Обладая такими качествами, человек способен выбрать трудный путь прощения.

31. «Распредели слова»

Распределите слова из списка в две колонки так, чтобы слова слева относились к человеку, который не хочет прощать, а справа - описывали человека, готового простить.

Разочарованный
Добрый
Счастливый
Озабоченный
Несчастный
Довольный
Угрюмый
Веселый
Мрачный
Спокойный
Жизнерадостный
Подавленный
Свободный
Мстительный
Подозрительный
Сердитый
Дружелюбный
Чуткий
Любящий
Миролюбивый

Тема : Прощая других, мы разрываем порочный круг мщения, приобретая новые лучшие качества своего характера.

32. «Закончи фразу»

Существует много разных возможностей для того, чтобы быть заботливым и любящим.
Закончи фразу:

  1. Я показываю своей маме, что люблю ее, тем, что я...
  2. Я могу показать папе, что забочусь о нем, когда я...
  3. Я могу показать, что люблю себя, тем, что...
  4. Я могу показать моему другу, что люблю его, тем, что...

Тема

33. Вычеркните буквы «э» и «ю», и вы прочтете о том, как можно проявить любовь к незнакомым людям.

Тема : Любим ли мы других людей? Как они об этом узнают? Как заботимся о них?

34. «Жизненная ситуация»

Как бы ты поступил в данной ситуации?
Например:

1) Саша обещал другу пойти на рыбалку, а мама попросила Сашу помочь ей с уборкой квартиры. Как поступить?
2) Друзья приглашают Машу посмотреть фильм, который ей запретили смотреть родители. Как быть?

Тема : Все наши мысли и поступки имеют последствия. Постарайся до конца продумать и проследить все последствия вашего выбора.

35. «История моей семьи»

Каждая семья уникальна. Проведи исследование, чтобы узнать...

1) Откуда родом твоя семья?
2) Кем были по профессии твои предки?
3) Есть ли у вас какие-то семейные традиции, праздники?
4) Напиши коротко о наиболее интересных сведениях из истории семьи.

Тема : Зная историю своей семьи, ты проникаешься к ней уважением. Зная прошлое, легче строить планы на будущее.

36. «Напиши письмо»

Прямо сейчас напиши письмо тому, кто нуждается в утешении и ободрении (Например, бабушке, другу, маме, папе, себе, сказочному герою, ...).
Тема : Умение утешать и ободрять.

37. Изготовление вымпела.

Дети вместе делают вымпел и вывешивают в классе.
Тема : Любовь. Прощение.

38. «Классный справочник»

Альбом. Вверху листа автопортрет, внизу - имя. Что любит ребенок. Телефон.
Тема : Коллектив. Дружба.

39. «Мое и наше»

1. Попросите учеников перечислить те вещи в классной комнате, которые они не имеют права трогать.
2. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые они могут запретить трогать другим.
3. Попросите перечислить те вещи в классной комнате, которые принадлежат всем и за которые все несут ответственность.

Тема : Как бы вы отнеслись к человеку, который отказывается отвечать за какие-то вещи и предметы в классе, которыми пользуются все, включая его самого?


Игры библейского направления.

40. «Колесо заповедей»

Круг делится на 10 частей. В каждую часть вписывается заповедь. Если сделать большое колесо, то можно провести игру: Колесо прикрепить к доске. Один человек с закрытыми глазами показывает на 1 из заповедей. Открывает глаза и читает ее формулировку. Ребенок рассказывает, что он знает об этой заповеди. Дети затем дополняют.
Тема : У человека есть выбор подчиняться этим законам или нет. Если человек выполняет с 1 по 10 заповеди, значит он верующий. Это не значит, что эти люди лучше или хуже всех остальных. Как вы думаете, какой была бы ваша жизнь, если бы все люди выполняли с 3 по 10 заповеди?

41. «6 дней работай, а 1 - отдыхай»

В понедельник я стирала
А во вторник подметала
В среду я пекла калач
А в четверг искала мяч
Чашки в пятницу помыла
А в субботу торт купила
Всех гостей на воскресенье
Приглашу на день рождения

Тема : Человеку нужен 1 день отдыха в неделю, чтобы набраться сил и вдохновения на следующую рабочую неделю.

42. «Вокруг березки»

Дети встают по кругу, идут по кругу и напевают песенку, выполняя движения:

1. Мы проснемся рано,
Рано-рано утром,
И друг друга за руки возьмем,
И вокруг березки,
И вокруг березки
В хороводе с песенкой пойдем.

2. Рано-рано утром,
Утром в понедельник,
Мы водички в тазики нальем,
И свои рубашки,
И свои рубашки
Чисто-чисто выстираем в нем.

3. А во вторник утром,
Рано-рано утром,
Мы поставим дружно утюжки,
Чистые сорочки,
Чистые сорочки
Выгладим и высушим носки.

4. Рано-рано утром,
Рано утром в среду,
Мы иголки с нитками возьмем,
И на брюках дырки,
И на брюках дырки
Очень аккуратно мы зашьем.

5. Мы в четверг проснемся
Рано-рано утром,
Веники возьмем мы и метлу,
Ни одной соринки,
Ни одной соринки
Не оставим дома на полу.

6. В пятницу пораньше,
Рано-рано утром,
Тряпку и ведро возьмем с водой,
И полы в квартире,
И полы в квартире
Мы до блеска вымоем с тобой.

7. А в субботу утром,
Рано-рано утром,
Мы растопим в доме нашу печь,
Каравай душистый,
Каравай душистый
Мы в печи попробуем испечь.

8. Утром в воскресенье,
Рано в воскресенье,
Не старайтесь даже нас поднять.
Мы 6 дней трудились,
Мы 6 дней трудились.
Дайте хоть 1 денек поспать.

Тема : Человеку нужен 1 день отдыха в неделю, чтобы набраться сил и вдохновения на следующую рабочую неделю.

43. «Один человек упал в колодец»

Пустыня. Старый колодец. Человек не заметил его и упал в колодец. Кто поможет ему?
Дети встают в круг, один сидит в центре круга. Дети: «Один человек упал в колодец. Кто поможет ему?» Ребенок: «Мне помогут (например: Кто получил «5» или кого утром мама поцеловала и т.д.)» Те, к кому относится этот признак, помогают выбраться человеку из колодца.
Тема : Милосердие. Любой человек может нуждаться в помощи так же, как и мы.

44. «Ноев ковчег»

Дети разбиваются попарно и договариваются, звуки каких животных они будут имитировать. Например: 2 котенка, 2 теленка и т.д. затем все разбегаются и произносят звуки. Один ребенок - Ной. Он должен по звукам отыскать пары и отвести их в ковчег.
Тема : Послушание. Хорошо это или плохо?

45. Вычеркните все буквы «ф» и вы узнаете тему урока.

ф ф м ф и л ф о ф с ф е р ф д ф и ф е ф
Тема : Любая.

46. «Лабиринт»

Придумай сам и нарисуй лабиринт к истории «Черепашка идет к ковчегу Ноя», «Помоги человеку дойти до Вавилонской башни», «Помоги блудному сыну вернуться к отцу», «Помоги мудрецам дойти до Иисуса»
Тема : Любая.

47. «Актеры, художники, журналисты»

После чтения или прослушивания библейской истории проводится эта игра. Дети по желанию выбирают, кем они будут. Если они выбрали роль актера - то они делают сценку по данной истории. Художники - рисуют картину. Журналисты берут интервью у героев этой истории.
Тема : Любая.

48. «ТВ - программа «Новости».

Макет телевизора. Один - ведущий программы. Ведется репортаж с места событий.
Тема : Любая.

49. «Лепка»

Говоря о добре и зле и их вечной борьбе, лепим сатану, а затем перелепливаем во что-нибудь доброе (в солнышко, цветок, ангела, сердечко, ...).
Тема : Добро и зло.

50. «Сокровище»

На доску вывешивается карта, нарисованная учителем, соответствующая теме урока. (На ней могут быть нарисованы башни, ворота, стены, маяк и т.д.)
До начала игры учитель на листке название того места, где спрятан клад. Учитель отмечает названные детьми места на карте. После ответов на все вопросы, учитель читает то, что записано на листке. Так обнаруживается настоящее место клада. Можно спрятать какие-то маленькие подарки для детей.
Тема : Эта игра проводится на этапе закрепления по любой теме.

51. «Кто главный герой?»

Подготовить список библейских историй. Попросите детей назвать главного героя той истории, которую они знают.

Например:
1. Потоп (Ной)
2. Переход израильтян через пустыню (Моисей)
3. Нагорная проповедь (Иисус)
4. Построение храма (Соломон)
5. Воскрешение Лазаря (Иисус)
Тема : Повторение библейских героев и их историй.

52. «Какая заповедь?»

Учитель зачитывает список запрещенных действий, прося их определить, из какой заповеди взят запрет.
1. Какая заповедь запрещает обманывать?
2. Ругаться?
3. Не повиноваться родителям?
4. Намеренно причинять боль другому?
5. Сплетничать?
6. Заботиться о вещах больше, чем о ближних?
Тема : Повторение, чего требуют и что запрещают заповеди.

53. «Выбери друга из Библии»

Учитель предлагает список людей из Библии. Дети должны сказать о каждом, выберут ли они его своим другом. Почему? И если нет - то почему?
1. Царь Саул
2. Ной
3. Моисей
4. Пилат
5. Иуда
6. Фараон
7. Ирод
Тема : Помочь детям понять разницу между хорошими поступками людей и плохими, а также учить выбирать друзей.

54. «Путешествие в Иерусалим»

Дети «приходят» на вокзал и покупают билет. На билете написано название библейского города или места. Все усаживаются в поезд «Курган - Иерусалим» и отправляются в путешествие. Учитель объявляет названия станций. Например: Эдем, Вавилон, Вифлеем, Назарет, Иерихон, Иерусалим. Ребенок, у которого на билете написано название данной станции, рассказывает, что ему о ней известно.
Тема : Помочь детям лучше запомнить библейские географические названия и события, которые там происходили.

55. «Пример для подражания?»

Учитель предлагает список людей из Библии. Надо ли следовать их примеру?
1. Ной
2. Иосиф
3. Иисус
4. Авраам
5. Соломон
6. Мария
7. Иуда
Тема : Подрастая, ребенку многому нужно научиться в этой жизни. Кому же следует и не следует подражать в своей жизни?

56. «Орешки»

Рождество. Нарядим елочку орешками. На каждом орешке написан вопрос на тему «Рождество» Кто ответит на вопрос - тот съест орешек.
Возможные вопросы :
? Как звали земных родителей Иисуса?
? Кто первым узнал о рождении спасителя?
? Сколько лет назад это произошло?
? Что подарили мудрецы Иисусу?
Тема : Рождество.

57. «Клубок»

Дети встают в круг, берутся за руки, и не расцепляя рук, стараются запутаться. Один ребенок - ведущий. Он старается распутать клубок.
Тема : Грех так запутывает людей, что людям бывает очень трудно избавиться от него. Грех, как снежный ком притягивает других людей.

58. «Образы»

Дети делятся на группы от 5 до 10 человек. Один - капитан. Капитан обводит образ своих детей на листе бумаги фломастером, затем дети из других команд пробуют угадать кому принадлежит каждый образ.
Тема : В «Библии» написано, что человек создан по образу Бога, но не всегда он соответствует этому образу.

Пословицы о людях, их делах и нравственных качествах.

Труд

  • Труд кормит, а лень портит.
  • У ленивой лошади всегда повозка виновата.
  • Какие труды, такие плоды.
  • Сказано - сделано.
  • Земля труд любит, лодырь землю губит.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.

Дружба

  • Легко друзей найти, да трудно сохранить.
  • Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Родина

  • Везде хорошо, но милее Родины нет.
  • Нет вкусней водицы, чем из родной криницы.
  • Где кто родится, там и пригодится.
  • Своя земля и в горсти мила.

Человек. Сущность. Внешность.

  • Доброе сердце лучше сундука с добром.
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
  • Видна печаль по ленным очам, а кручина по белу лицу.
  • Глаза - зеркало души.
  • Говорят - хорош, а дела ни на грош.
  • Кто силен, тот драчлив не бывает.
  • Кудри завивай, а про дело не забывай.
  • Лицом хорош, да душою не пригож.
  • Личиком беленек, да душой черненек.
  • Мал - да удал.
  • Прямое дерево ветра не боится.
  • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.
  • Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • Скромность всякому к лицу.
  • Скромность красит человека.
  • Самолюб всякому не люб.
  • Не хвались сам, а жди когда люди похвалят.
  • Алчешь чужого - потеряешь свое.
  • Мудрость не в бороде, а в голове.
  • Праздная молодость - беспутная старость.
  • Детки хороши - отцу - матери венец;
  • худы - отцу - матери конец.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Сын мой, а ум у него свой.
  • В мире жить - с миром жить.
  • Дурную славу нажить, как пить попросить, а в хорошие люди попасть, не стожок скласть.
  • Добрая слава дороже богатства.
  • Людей не осуждай, за собой примечай.
  • Не место человека, а человек место красит.
  • Ласковое слово, что вешний день.
  • Живи для людей, поживут люди для тебя.

Список литературы

  1. Крутецкий В.А. Психология. М., 1974.
  2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Я., 1997.
  3. Черноземцев В.А. Энциклопедический сборник «Игры» Ч., 1995.
  4. Программа курса для учащихся школьного возраста «Введение в христианскую этику» Система дополнительного образования. Часть I. Часть II. М., 1995.
  5. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., 1990.
  6. Даль В. Сборник в двух томах. Пословицы русского народа. М., 1984.
  7. Болтон Б. Творческая активность на уроках воскресной школы от 7 до 11 .
  8. Журнал «Начальная школа» №11 1991.
  9. Международная школьная программа. Становление нравственной личности. М., 1996.

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. А это:

  • Нетрадиционное рисование.
  • Аппликация.
  • Изготовление вкусных игрушек.
  • Веселая мастерская.

Рассмотрим подробнее каждый вид ручного творчества.
Нетрадиционные способы этого вида творчества:

Способ №1
«Волшебная палочка»

карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» — зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Способ №2
«Фигурная фигурка»

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов — одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков — это силуэты машин и самолетов, для девочек — животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.

Способ №3
«Зеркальная копия»

Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.
способ № 4 — «Чей след»
Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Способ №5
«Соленые рисунки и зубная краска»

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом — рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает.

Способ №6
«Яичная мозаика»

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупы.

Способ №7
«Как художник художнику»

А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Огромные ватманские листы продаются в книжных магазинах и стоят 6 рублей. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время — пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе — малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.

Способ №8
«Дождливые фантазии»

Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

«Апликация»
Очень часто занимаясь рисованием, малыши просят дать им ножницы. Желание подержать в руках такой опасный взрослый предмет повышает собственную значимость в глазах ребенка. Дети совершенно спокойно могут разрезать свой рисунок или вырезать его часть. И это происходит не потому, что им не жалко рисунка. Просто интерес перед «волшебным» отделением от листа его частей зачаровывает их намного больше, чем желание сохранить уже созданное.
С чего же можно начать заниматься аппликацией?
Самые простые сюжеты — это домик с открывающейся дверцей, примитивные машины, горы. Лучше эти работы выполнять . Обратите внимание малыша на то, что одна сторона бумаги цветная, а другая — белая. Линию разреза проводят только на белой стороне. Нарисуйте на белой стороне листа большой квадрат. Две его стороны совпадут с краями листа, две другие линии вам предстоит провести самим. Дайте ребенку ножницы, сами же придерживайте лист и направляйте его. После вырезанного квадрата, можно сделать треугольную крышу. Вот и дом готов, остается только намазать клеем и хорошенько прижать к бумаге. Как ни странно, но и этому малышей надо учить. Намазывать лучше на специальной подложке из линолеума или пластика. Прижимая деталь к основному фону, снимем остатки клея тряпочкой. Закончив работу, предложите малышу дорисовать детали, например, обозначить окошки, дверь, слуховое окошко, забор. Очень любят дети открывающиеся части в домиках или пещеры в скалах. Сделать такие части очень легко. Внизу домика вы вырезаете дверь. Одна ее сторона должна удерживать ее, будто на петлях. Конечно, дверь не приклеивают, а держат открытой. Теперь ребенок может сам закрывать и открывать ее. Так же можно сделать ставни на окнах, открывающиеся двери в машинах, таинственные гроты в скалах.
Совсем маленьким детям можно заранее подготовить различные лекала. Малышу остается достать их из конверта или мешочка, рассмотреть, намазать клеем и расположить на листе так, как душе угодно. Это занятие при определенной сноровке ребенок может выполнять самостоятельно. Лекалами могут быть следующие силуэты: геометрические фигуры, цветы, ягодки, звездочки.
Для аппликаций можно использовать не только бумагу. Кусочки ткани тоже прекрасный материал. Из них получаются чудесные костюмы, различные природные объекты, например, кроны деревьев, гладь воды, шерсть животных. Ткань подбирают в зависимости от ее фактуры и соответствия образу. Предложите малышу рассмотреть отутюженные лоскутки, разобраться, для чего их можно использовать, и вы удивитесь его заинтересованности и энтузиазму.
Прекрасный материал для аппликаций — старые журналы. Детям, которые уже хорошо овладели процессом вырезания, доставит удовольствие отыскивать рисунки и фотографии по заданным темам. Например, сегодня мы создаем аппликацию на тему «Гонки», и малыши ищут изображения различных видов транспорта. Придумывайте темы и вручайте крохам журналы!
Любопытно научить малышей использовать для аппликаций не только старые издания, но и бросовую бумагу — этикетки, обертки, бумагу для заворачивания подарков. Надо быть настоящим фантазером, чтобы увидеть в фотографии леса фон для аппликации морского дна, а цветочный хоровод вырезать из обертки в форме мыльных пузырей. Преобразование увиденного в другие, необычные образы — это и есть настоящее творчество! В этом отношении очень интересна игра с буквами. Вы вырезаете из журналов различные буквы, просите малыша придумать из них что-то новое. Так, к букве «Я» пририсовывается бантик, веселая мордочка и башмак — и вот уже человечек готов. А что, если «П» дополнить крышей и трубой? «К» — хвостом, когтями и головой? Попробуйте, это увлекательно и для взрослых.
Еще аппликацию можно создавать из круп и макарон. Но с пищевыми продуктами надо быть крайне осторожными. Все-таки еда предназначена для поддержания нашей жизни, а не для игры. И все же можно попробовать, оговорившись, что мы возьмем совсем чуть-чуть риса, геркулеса, фасоли и макарон, чтобы создать нечто интересное и увлекательное. Дорожка из риса, стволы деревьев из макарон, море из геркулеса будут выглядеть оригинально и необычно.

Итак, идеи есть, не хватает только свободного времени и сил. Давайте выкроим часок, запасемся терпением и... начнем творить вместе с крохой. Откуда ни возьмись появятся силы, придет желание выдумывать и фантазировать, а малыш будет умолять вас поклеить, полепить, порисовать, помастерить с ним еще чуть-чуть. Соглашайтесь, ведь от этого «чуть-чуть» протянется ниточка к «навсегда». А навсегда стать другом, творческим соратником и советчиком своего ребенка мечтает каждая мама.
В подготовке статьи использованы материалы книг:
Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» . Санкт-Петербург: «Питер», 1996.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». М,: «Просвещение», 2000.

Несколько идей для аппликации
Создаем аквариум: рыбы, водоросли, жемчужины.
Клеим город: дома, машины, деревья, стилизованные (упрощенные) изображения людей.
У нас кухня! На бумажные тарелки наклеиваем фотографии или силуэты различных блюд, овощей и фруктов.
Придумаем человечка из бумажных стаканчиков, кубических коробок из-под кефира, наклеивая фон, черты лица и волосы.
Коллаж из кусочков серпантина, веревочек, тесемок, бечевок. Расположив эти материалы в определенной последовательности, закрутив их спиралью, сплетая друг с другом, можно создать интересные декоративные работы.
Аппликация способом обрывания, когда бумага не режется, а рвется, это особенно хорошо смотрится при создании морских волн, кряжистых деревьев, чудовищ. Если малышу трудно обрывать большое изображение, пусть рвет по частям, приклеивая их на основном фоне друг к другу.

Вкусные игрушки
Повторим еще раз, что, занимаясь изготовлением вкусных игрушек, малыш должен понимать, что пища имеет огромную ценность. Отношение к еде с уважением должно быть обязательным при изготовлении поделок из пищевых продуктов.
Предложите ребенку украсить салат. Пусть у него под рукой будут кружочки помидора, оливки, полоски перца, моркови, завитки петрушки. Быть может, малыш создаст лицо человечка или сделает орнаментальное украшение?
Очень интересно выдавливать крем из шприца или пакетика по заранее задуманному рисунку. Это искусство под силу далеко не всем, так что пусть кроха пробует сначала на печенье. Очень часто дети видят в кусочке хлеба, который они едят, то медвежонка, то белочку. Давайте попробуем попросить малыша, аккуратно отрывая кусочки хлеба, создать разных животных. Они станут веселыми тостами к завтраку, а оставшиеся крошки мы подсушим и сложим в отдельную баночку. Они пригодятся для панировки. Обязательно расскажите об этом ребенку, пусть он знает, что ни крошка хлеба не пропала!
Наряду с этими оригинальными увлечениями, мы советуем вам почаще привлекать непосед к кухонным заботам. Печь печенье с мамой, варить макароны, резать картош-
ку — да что может быть интереснее и важнее для подрастающего крохи!

Мастера на все руки
Заканчивая читать статью, вы, должно быть, устали, верно? Невозможно сразу запомнить столько идей, разобраться в таком количестве предложений. А потому в последнем разделе мы поместили лишь только едва обозначенные мысли по поводу создания своими руками чего-то нового и интересного. Если что-то будет любопытно, оформите эти разрозненные мысли на вкус!
Делаем ювелирные украшения: нанизываем с помощью большой иглы на нитку пуговицы, бусинки, ягоды рябины. Целое ожерелье можно сделать, соединяя между собой скрепки.
Рассказываем веревочные истории: из веревки сделали круг, начинаем рассказ про... колобок, солнышко , тарелку, колесо. Вот у нашего круга вырос нос. Что это? Буратино, репка? И так далее — показываем и рассказываем.
Мастерим куклы из подушек, перевязанных веревкой, бумажных пакетов, набитых газетой и перекрученных посередине. Кукол из бумаги можно разукрасить, наклеить им волосы, усы, бороды.
Подумайте, что еще можно придумать из подушек? Вы затрудняетесь, а вот малыши с удовольствием расскажут вам, что это может быть и домик, и машина, и самолет. Предложите крохе возвести такую постройку — он будет просто счастлив.
Скрепим наши творческие замыслы! Высыпьте на лист чистой бумаги скрепки. Оказывается, из них можно создавать различные силуэты и обводить их. Попробуйте сами, а потом предложите маленькому творцу.
Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком, попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием «шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы.

На новогодних каникулах родителям сложно усадить школьников позаниматься. Дети хотят отвлечься от школы и проводить время интересно и необычно. Предлагаем 12 упражнений на творческое мышление из книги «Рисовый штурм» . Попробуйте выполнить задания вместе с ребенком. Интересно, кто из вас быстрее справится? Думайте над каждым вопросом минимум две минуты и не спешите заглядывать в ответы, которые вы найдете в конце статьи.

Задание № 1

Разделите торт на восемь частей, делая не более трех разрезов. Подсказка: для решения нужно изменить свое представление о торте, о его куске и о том, как вообще резать торт. Есть несколько вариантов ответов.

Задание № 2

Задание № 3

Задание № 4

Задание № 5

Задание № 6

Задание № 7

Задание № 8

Задание № 9

Задание № 10

Задание № 11

Задание № 12

Ответы

Задание № 1

Когда вы отказываетесь от укоренившихся шаблонов, сразу выясняется, что решений множество. Одно из них - разрезать торт пополам и водрузить одну половину на другую. После этого нужно последовательно еще дважды разрезать куски и нагромоздить их друг на друга. Или же можно разделить торт на четыре части, а потом разрезать их горизонтально. Или же можно резать торт так, как показано на рисунках ниже.

Задание № 2

Изображенное животное можно воспринять и как утку, и как кролика. Если нос справа - перед вами кролик; если нос слева - то это утка. В зависимости от того, на что настроитесь, вы увидите или кролика, или утку. Очень трудно видеть обоих животных одновременно.

Задание № 3

На рисунке одновременно изображено лицо мужчины и крыса. Вглядитесь: очки - это уши, нос - мордочка, ухо - задние лапки, а подбородок - хвостик.

Задание № 4

Первая формулировка может быть такой: «Как можно дотянуться до другой веревки?» После этого вы, скорее всего, потратите достаточно много сил, но все безрезультатно, потому что дотянуться до второй веревки просто невозможно. Если же сформулировать вопрос иначе: «Каким образом я и веревки можем соединиться?» - то это уже приближает к решению.

Привяжите к концу одной веревки какой-нибудь мелкий предмет (ключ, брелок, кольцо и т. п.) и качните ее, как маятник. А затем, держа рукой вторую веревку, подхватите свободной рукой качающуюся.

Задание № 5

Это буква Е. Ее сложно идентифицировать за счет растянутого и жирного шрифта. Некоторые люди обладают способностью видеть в сюрреалистических картинках некие символы. Кажется, что это возникает из ниоткуда, но на самом деле здесь тоже есть своя логика. Такое построение образов называется гипнагогическим. Эту способность можно натренировать: пытаться видеть в привычных образах нечто оригинальное. Интерпретация абстрактных рисунков рождает новые мысли и идеи.

Задание № 6

Спросите: «Как еще можно получить четыре?» или: «Что такое четыре?» - и головоломка разгадана. Уберите спички сверху, справа и снизу - вот вам и ответ (получится римская цифра 4 - IV).

Задание № 7

Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.

Переверните книгу вверх ногами - тогда все будет правильно.

Задание № 8

В самом задании есть подсказка: стоит одну-две минуты смотреть на рисунок, жук неведомым образом окажется в коробке! А клетчатая стена превратится в пол. Иногда решить какую-то проблему мешает наша поверхностность, к которой приводит спешка. Если несколько минут сесть и подумать над задачей, она может решиться самой собой.

Задание № 9

Варианты ответов: веревка, паутина, пролитый кофе, логотип компании «Макдоналдс». И любой ваш ответ!

Развивающие задания для младших школьников на занятиях в творческом объединении художественной направленности

Опыт работы педагога дополнительного образования. Методический материал

Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр детского творчества п. Сява, Нижегородской области.

Цикл развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия, речи, мышления, творческого воображения, активности.
Работать с предложенными заданиями можно в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам изобразительного искусства.
Данный материал можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание развитию детей.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- знакомство с ролью, организацией и содержанием развивающих заданий на занятиях в детском творческом объединении.
- развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- создание непринужденной комфортной атмосферы на занятии.

Место и роль развивающих заданий на занятиях творческого объединения «Палитра» художественной направленности

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Поэтому одной из определяющих задач воспитания становится задача формирования и развития творческих способностей детей.
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, которые выражаются не только в имеющихся у человека знаниях, умениях и навыках, но и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. По исследованиям психологов, творческий процесс протекает одинаково как у ученого, совершающего открытия в науке, так и у ребенка, занятого, например, построением из мозаики новой фигуры. Творческая работа детей протекает на уровне субъективной новизны - «открытия для себя». Совершаемые ребенком «открытия для себя» - основа будущей творческой деятельности человека. В основе любой творческой деятельности лежит хорошо развитый интеллект. Важно обеспечить такую организацию учебно-воспитательной работы, при которой наиболее продуктивно развивались бы познавательные психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, выявились бы творческие способности детей, индивидуальность каждого ребенка, что, в конечном счете, развивает интеллект ребенка.
В период с 7 до 10 лет активно развиваются творческие возможности ребенка: воображение, творческое мышление, любознательность; формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Ребенок становится более активным, самостоятельным, начинает проявлять интерес к разным явлениям окружающего мира.
У детей младшего школьного возраста наблюдается всплеск творческой активности, тяга к познанию и исследовательской деятельности. Чем разнообразнее содержание деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального опыта, тем разностороннее он развивается.
Поэтому педагогически очень важно не упустить это время и максимально использовать его для выявления и развития способностей каждого ребенка.
Способности развиваются только в деятельности. Безусловно, в кружке художественной направленности нет возможности охватить все стороны развития ребенка в одинаковой степени или учесть все интересы и потенциальные способности каждого ребенка. Однако можно создать условия для развития творческих способностей детей на занятиях кружка и одним из эффективных средств этого являются развивающие задания, включающие в себя игры, т.к. в младшем школьном возрасте игра по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей и является наиболее освоенной ими деятельностью.

Организация развивающих заданий на занятиях

Развивающие задания проводятся от 5 до 10 минут на занятиях кружка. Продолжительность выполнения заданий определяется уровнем развития и подготовленности каждого ребенка и группы в целом.
Учитывая интересы детей, опираясь на свои возможности и умения, педагог определяет задачи конкретного задания и выбирает наиболее целесообразные методы и приемы работы. Возможны варианты усложнения или облегчения заданий. При этом педагог должен четко определять те знания, умения и навыки, которые нужно формировать, основываясь на уже имеющихся.
Задания, приведенные в данной работе, просты, коротки и ясны. Педагог лишь направляет и стимулирует развитие способностей ребенка в нужном направлении.
Развивающие возможности предлагаемых заданий не всегда равноценны, результат не всегда виден сразу, однако большинство из заданий направлены на развитие таких качеств, как любознательность и умение выражать свои мысли, т.е. тех качеств, которые нужны ребенку в дальнейшей жизни.
Очень часто при общении детей и взрослых преимущественно говорят взрослые, однако крайне важно уметь слушать ребенка и вызывать его на разговор. Игры - задания способствует расширению словарного запаса и активизации речевой деятельности ребенка.
Многие задания и упражнения способствуют развитию логического мышления ребенка. Ребенок учится определять, сравнивать, узнавать назначение, устанавливать причинную связь между явлениями.
Постепенно развивается готовность к познанию окружающего мира, умение рассуждать: развивается моторика и координация движений. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей обстановке, лучше сосредотачиваться, их поведение становится более независимым, самостоятельным.
Способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если научить его замечать детали окружающей обстановки. Эта способность очень важна для умственного развития ребенка - ведь любознательного ребенка легко увлечь, если он научился внимательно наблюдать и оценивать явления, происходящие в жизни.
Много заданий связано с использованием изобразительных средств, поскольку изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие детского ума. Детские рисунки, как ничто другое, отражают мироощущение ребенка.
Ребята знакомятся с играми, которые все больше и больше увлекают их, дети начинают сами придумывать свои варианты, добавляя к ним новые детали.
Педагогу необходимо совершенствовать игротехнику, которая помогает поддерживать интерес к игре, к выполнению различных заданий.
Необходимо помнить и о способах стимулирования детей: оценить результат выполненного задания; похвалить за оригинальность, нестандартность решения задачи, выделив творческие моменты.
Игра составляет основу развивающих заданий, приоритетными задачами которых являются:
- выявление личностных и творческих особенностей каждого ребенка.
- развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, воображения.
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование и развитие таких качеств личности, как: самостоятельность, инициативность, творческая активность.
- развитие коммуникативных умений и навыков.
- расширение кругозора ребенка, формирование его интересов и потребностей.

Сущность и особенности развивающих заданий на занятиях творческого объединения

Развивающими задания названы так не случайно, так как при всем своем разнообразии они исходят из общего замысла занятий и обладают характерными особенностями.
1. Задания даются ребенку в различной форме: письменной или устной инструкции, плоского рисунка - и таким образом знакомят детей с разными способами передачи информации.
2. Задания расположены в порядке возрастания сложности, по принципу «от простого - к сложному».
3. Задания имеют широкий диапазон трудностей: от доступных - до сложных. Поэтому они могут возбуждать и поддерживать интерес в течение продолжительного времени.
4. Большинство заданий ориентированы на самостоятельное исполнение, что развивает активность и ответственность ребенка.
5. Алгоритм выполнения заданий обладает достаточной вариативностью, что предоставляет ребенку возможность для выбора самостоятельного решения, для поиска нестандартного подхода к поставленной задаче.
6. Развивающие задания также варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка», предлагать задания такой степени сложности, которые вызывали бы у ребенка посильное умственное напряжение и способствовали его дальнейшему развитию.
7. Результаты деятельности ребенка выражаются в конкретной, видимой, осязаемой форме: в виде рисунка, узора, решенной задачи.

1 блок «Интеллектуальные игры»

Задачи блока: развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления
1. Придумай загадку к слову (карандаш, альбом, кисточка, краски)
2. Объясни и истолкуй пословицы, образные выражения, фразы («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видеть в розовом цвете», «Черный день»)
3. Игры со словами и в слова.
А) «Наборщик»
Составить новые слова из букв предложенного слова (рисунок, композиция, акварель, палитра, смешение и пр.)
Б) «Слоговое лото»
Составить из слогов слова и фразы. (Зо. о. ло. Пер. снег. та. сень. я. вый. при. Гра. ли. чи. те. ле. («Золотая осень», «Первый снег», «Грачи прилетели»)
В) Кроссворд (зашифрованные понятия, термины, ответить на вопросы-загадки и пр.)
Г) Ребусы, шарады, анаграммы, логарифмы. Зашифрованные понятия и термины.
Д) «Цепочка слов»
Каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Пятно-объем-мазок- кисть-точка-акварель-линия и так далее.
Е) «Слово рассыпалось»
Составить из букв слово Рискак (краски), кизэс (эскиз), алаптир (палитра), стал (лист)
З) «Четвертый лишний»
- Синий, зеленый, красный, фиолетовый
- Палитра, иголка, кисть, карандаш.
И) «Повтори и добавь слово»
Назвать слова по заданной теме. Ребенок повторяет уже названные в том же порядке и добавляет свое. Рисунок. Рисунок, кисть. Рисунок, кисть, эскиз, и так далее.
К) «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов. Яркий - бледный, теплый - холодный, симметрия – ассиметрия.
4. Игра «Хорошо-плохо»
Оценить предметы с разных сторон, выделив положительные и отрицательные свойства и качества предмета, явления. Ластик, карандаш, альбомный лист, гуашь и прочее.
5. «Игра «Сравни предмет»
Найти сходство и различие между предметами, понятиями и явлениями. Цветные карандаши и краски; картина и скульптура; симметрия и ассиметрия.
6. Мозаики - пазлы.
Вскрыть упаковку, запомнить картинку, высыпать элементы, обязательно перемешать их и собрать картинку по памяти.
7. Дидактические игры. Словесные игры-загадки, задачи- предположения.

2 блок «Минуты фантазии»

Задачи блока: развитие творческого воображения, активности.

1. «Представь и услышь»
Представь и расскажи о: высохшей краске, сломанном карандаше.
2. «Представь и нарисуй»
Настроение кисточек, вымытых после работы; любимый цвет, цвет смеха - доброты, злости.
3. «Представь и попробуешь»
Представить и описать вкус: разной краски (акварели или гуаши; голубой и розовой)
4. «Представь и ощутишь запах»
Представить и описать запах: натюрморта.
5. «Вообрази себя»
Представить себя кем-то или чем-то и описать свою жизнь (или нарисовать). Знаменитым художником.
6. «Нарисуй предмет»
Придумать сюжетную картину, связанную с темой занятия, дорисовав предметы из предложенных геометрических фигур.
7. «Модель»
Придумать новую модель: кисточки, альбома и других предметов.
8. «Сочини сказку»
Это задание можно "использовать на любом занятии без учета темы. Педагог предлагает детям:
- придумать название к прочитанным отрывкам;
- придумать продолжение сказки;
- составить сказку наоборот (Сказка о добром волке и злых поросятах);
- придумать сказку на новый лад;
- описать характер героев и пр.

3 блок «Играем вместе»

Задачи блока: развитие внимания, волевых качеств личности, коммуникативных умений и навыков, творчества.
Блок включает перечень заданий, которые конкретизируются с учетом тем занятий.
«Цветные сороконожки» - игра на закрепление знаний о цвете
«Краски» - игра для сплочения детского коллектива
«Три веселых краски» - игра для развития внимания
«Рисуем кота» - игра на закрепление навыков рисования
«На что ЭТО похоже» - игра на развитие воображения и фантазии
«Веселые человечки» - игра на координацию движений
«Нарисуй картинку палочками» - игра на умение выделять форму предмета


Игра «Цветные сороконожки»
Группа детей делиться на две команды. В каждой команде выбираются Художник, Вода, Кисточка, Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зеленая, Голубая, Синяя, Фиолетовая - «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Задача участников игры: под текст ведущего выстроится по порядку, при этом встать затылок друг другу, наклонится, одну руку дать игроку, стоящему сзади (рука идет между ногами), вторую игроку, стоящему впереди, который протягивает свою руку тоже между ногами. Свободными остаются по одной руке у первого и последнего игроков. Таким образом, не размыкая рук, команды должны добраться до кеглей (кубиков) под текст ведущего, затем вернутся на место старта, пройдя путь опять наклонившись. Чья команда придет раньше другой, та является победительницей.
Текст ведущего (читает медленно, чтобы дети успевали выстраиваться):
«Проснувшись рано утром, Художник задумал нарисовать картину, налил Воды…, приготовил Кисточку…, разложил перед собой краски: Красную…, Оранжевую…, Желтую…, Зеленую…, Голубую…, Синюю…, Фиолетовую. Художник приступил к работе (в это время дети бегут к кеглям, обегают их или выстраивают кубики). Нарисовал картину (дети передвигаются к месту старта). Уф – ф. Хороша картина!»


Игра «Краски»
Игра интерпретирована по типу игры «Зоопарк».
Для проведения игры ведущий ставит ребят в круг. Они должны взять друг друга под руки и образовать плотное кольцо.
Условия игры: затейник называет каждому ребенку на ухо какой - нибудь цвет краски: красный, желтый, бледно синий, и так далее, или какую либо краску: гуашь, акварель, масляная и прочее. Затем начинает произносить вслух, игрок услышавший своё слово, должен резко, всем своим весом зависнуть на руках соседей и вырваться из круга. Остальным нужно быть очень внимательными и стараться никого из круга не выпускать. Так проиграть несколько раз. Вся штука заключается в том, что в последний раз только двум участникам ведущий говорит названия красок или цветов, например: одному – фиолетовый, другому – черный, а остальным – красный! Но они об этом не знают!


Игра «На что это похоже?»
Дидактическая задача: развитие воображения и фантазии детей через изображение различных предметов с помощью геометрических фигур.
Игровой материал: карточки со схематичным изображением различных предметов.
Ход игры.
Педагог по очереди показывает детям несколько карточек и предлагает им придумать, на какие игрушки или предметы похожи изображения на карточках. Спрашивая детей, педагог обращает внимание на то, чтобы ответы не повторялись; следует особо отличать оригинальные ответы. По окончании опроса педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать из геометрических фигур различные предметы, состоящие из:
- кругов;
- треугольников;
- квадратов;
- треугольников и квадратов;
- треугольников, квадратов и кругов.
Комбинации геометрических фигур могут быть различными.
Дети могут играть, выполняя задания индивидуально или в составе микрогруппы.


Игра «Веселые человечки»
Дидактическая задача: развитие воображения, координация движений, умения соотносить позы человека с их схематическим изображением.
Игровой материал: карточки с изображением человека в различных позах.
Ход игры.
Педагог объясняет правила, согласно которым все дети должны двигаться по комнате, а по команде: «Раз, два, три - замри!», - остановиться. Произнося эти слова, педагог показывает детям одну из карточек с изображением схемы человека в определенной позе (например: ноги вместе, правая рука вниз, левая рука в сторону), дети должны замереть в такой же позе. Игра повторяется несколько раз, но каждый раз с новой карточкой. Вместо отсчета можно использовать музыкальный сигнал (включение фонограммы на магнитофоне).


Игра «Три веселых краски»
Играющие вслед за ведущим читают стихотворение и выполняют соответствующие движения. Повторить несколько раз, ускоряя каждый раз темп.
Три веселых краски (показать одной рукой три пальчика, улыбаясь)
Гуляли по двору (шаг на месте)
Три веселых краски (показать три пальчика)
Затеяли игру:
Делали головками -
Ник - ник - ник, (Повернуть голову в стороны три раза)
Пальчиками ловкими
Чик - чик - чик! (Щелкать пальчиками три раза)
Делали ладошками -
Хлоп - хлоп - хлоп, (хлопать ладошками три раза)
Топали ножками -
Топ - топ - топ! (Топать ножками три раза)
После последнего раза можно закончить так:
Вдруг закапали капли (Хлопки)
Пошел дождь (аплодисменты, переходящие в овации)


Игра «Рисуем кота»
Выбирается игрок, ему завязывают глаза, и он рисует мелом на школьной доске под диктовку.
Нарисуй-ка круг большой,
Сверху маленький такой.
На макушке - ушка два -
Это будет голова!
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов...
(Снимается платок, и участники видят свою фотографию или свое отражение в зеркале)
Ты прекрасней всех котов!!!


Игра «Нарисуй картинку палочками»

Дидактическая задача: развитие умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета посредством их схематического изображения.
Игровой материал: Картинки с изображением различных предметов, набор счетных палочек (несколько наборов), карточки со словесным описанием предметов.
Ход игры.
Педагог раздает детям наборы счетных палочек и показывает несколько картинок. Затем спрашивает, могут ли дети на столе с помощью палочек выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог предлагает выложить палочками сначала простые формы, а затем более сложные. Учащиеся индивидуально «рисуют» палочками разные группы предметов, соответствующие тематическим циклам занятий. Например, разные растения: куст, дерево, цветок, или домик, пирамидку, корабль.
Педагог может предложить детям выполнить предметы, прослушав их словесное описание, или самим придумать какую-либо композицию из различных предметов.

Результативность развивающих заданий

Результаты, как личные, так и коллективные (групповые), подводятся в конце каждого задания, т.к. основная часть заданий имеет логическую завершенность, и возможность выполнения в ограниченно короткий промежуток времени. Главное - желание ребенка включиться в выполнение задания и добиться определенного результата.
О результатах проводимой работы позволяют судить:
- «продукты» творческой деятельности (рисунки, поделки, решение кроссвордов, задач, ребусов и пр.);
- скорость и качество их выполнения;
- участие детей в творческих конкурсах и игровых, познавательных мероприятиях творческого объединения и Центра детского творчества;
- уровень творческой активности и самостоятельности.
Игровыми результатами можно считать:
- расширение кругозора и приобретение ребенком опыта творческой деятельности, исполнение разных социальных ролей.
- проявление самостоятельности, инициативы, творческой активности.
- на поведенческом уровне - проявление положительной динамики в общении с взрослыми и сверстниками.

mob_info