Духовно нравственное воспитание в школе. Материал на тему "система духовно-нравственного воспитания в средней школе". Направления работы классного руководителя

Духовно – нравственное воспитание в сельской школе.

Программа воспитательной работы

«Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся».

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще

И если человек вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна

Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

Одной из задач в формировании личности школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

Духовно - нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только неспособно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры ученика занимает сельская общеобразовательная школа. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных центров, специфика учебно-воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно-материальной базы и др.) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодежи, проживающей в окружающем школу социуме. Сельская школа является ведущим фактором нравственного воспитания подростков. Она обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.

Вместе с тем современный сельский учитель сталкивается в своей работе с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования нравственной устойчивости подростков.

На примере Кирилловской основной общеобразовательной школы я хочу рассказать о работе педагогического коллектива по духовно-нравственному становлению личности в сельской школе. Одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание учащихся на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в школе. Педагогический коллектив стремится к формированию у учащихся школы следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

  • развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социально-культурный опыт Отечества;
  • формирование духовно – нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении школьников;
  • построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности.

Коллективом педагогов разработана программа воспитания школьников формирования нравственных ценностных ориентаций учащихся

«Я - гражданин России». Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создании условий для его самопознания и самовоспитания, а также помощь в освоении общественно-исторического опыта путем вхождения в социальную среду, в выработке своего индивидуального опыта жизнедеятельности.

Программа используется в школе с 1 по 9 класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

1.« Я и МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

2. «Я и СЕМЬЯ».

3. «Я и МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».

4. «Я и КУЛЬТУРА».

5. «Я и ПЛАНЕТА».

6. «Я и ТРУД».

При реализация программы формируются следующие ценности:

  • Любовь к Родине
  • Уважение к семье
  • Потребность в здоровом образе жизни
  • Осознание красоты
  • Культура общения.
  • Трудолюбие
  • Бережное отношение к Земле

1.« Я И МОЁ ОТЕЧЕСТВО».

Ценность: любовь к Родине.

Любовь к Родине – это и активная гражданская позиция, и знание традиций, знание истории страны, истории края. Но всё начинается с любви и уважению к своей малой Родине, к людям, которые нас окружают. В школе создана музейная комната. Здесь много фотографий. Некоторые из них очень старые. Знакомясь с этими снимками, дети проникаются любовью к ближним, к Отечеству. Ведь эти люди, труженики, являются образцом подражания своей стойкостью, верой. Краеведческая работа не только активизирует познавательный интерес, развивает творческие способности учащихся, но и является важным средством духовно- нравственного воспитания. Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности

Как учителя, мы не случайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, мы обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.

Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал?

Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой, родителями, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я - моё село”), значения Нижегородской области в истории и культуре России (“Я - моё село, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета “природоведение”, географическое краеведение, биологическое краеведение.

С целью формирования гражданского отношения к Отечеству были проведены мероприятия:

  • Родной край. Игра-путешествие.3-4 кл. Каукенас О.В.
  • Экскурсии в районный краеведческий музей. 7-8Кл.Терёшина В.Н.
  • Лучшая организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Отчет на конкурс. Классные руководители.
  • Уроки Мужества. Беседа, встреча с ветеранами ВОВ, участниками локальных конфликтов. Кл. руководители.
  • «Моя Родина». Конкурс рисунков. 3-6 кл.Казарина М.Е.
  • «История Нижегородского края», «Я - гражданин Росси».

Беседы.8 -9 кл.Горбатых Л.А.

  • Государственная символика РФ. Оформление стендов.

Кукушкина З.В.

  • Права несовершеннолетних. Знание законов и их практическое применение. Лекция 6-9кл.Горбатых Л.А.
  • «Ваши права» Ролевая игра 5-6 кл. Серова Л.Г.
  • Участие в районных конкурсах.
  1. «Взгляд через века». К истории Нижегородского ополчения. Думина С.2место.
  2. История выборов в Нижегородской губернии. Прошлое и настоящее. Плеханова И.3 место.
  3. Акция «Я – гражданин России».Эрлик К. 1 место.
  4. Конвенция о правах ребёнка. Бодров Д.Благодарность.

В результате проведенных мероприятий обучающиеся убедились в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

2.«Я и СЕМЬЯ».

Ценность: уважение к семье.

Целью следующего направления «Я и семья» являлось формирование гражданского отношения к своей семье.

Бесспорным является факт , что первоначальное формирование нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье формируется главное – вера и благочестие, а школа призвана только помочь родителям, но не заменить их.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать уважение к членам семьи.
  2. Формировать семьянина, любящего своих родителей.
  3. Формировать у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Для достижения этих целей

проводятся совместные воспитательные мероприятия с родителями

дни открытых дверей

Лекторий для родителей,

Родительские собрания,

родительские собрания для пап,

совместные собрания родители + дети

Такое собрание прошло в ноябре в канун праздника День матери.

Дети, готовясь к этому празднику, написали очерки о мамах, показали поэтическую композицию.

Были разработаны и проведены следующие мероприятия:

  • беседы в 5-7 классах «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью» Серова Л.Г.
  • конкурс рисунков «Я и моя семья»3-4 кл.Казарина М.Е.
  • праздник для мам «От всей души»5 - 6 кл. Серова Л.Г.
  • «Мой папа защитник Родины» и др.5 -9 кл. Горбатых Л..
  • Фотовыставка « Мои родные - защитники Родины». Кукушкина З.В.
  • Семейный праздник «Сказ от сердца и души о том как мамы хороши!» Терёшина В.Н.,классный руководитель 7-8 классов.
  • Конкурс поделок «Цветы для мамы» Каукенас О.В., 3 -4 кл.учитель начальных классов Каукенас О.В.
  • «Моя будущая семья» - вечер вопросов и ответов.6 -9 кл. Кукушкина З.В.

3. « Я И МОЁ ЗДОРОВЬЕ ».

Ценность: здоровый образ жизни.

С целью формирования потребности в здоровом образе жизни, создания здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса в школе разработана программа «Здоровье».

Одна из задач нашей школы – достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни учащихся. В школе складывается система, направленная на укрепление здоровья детей. Обучение ведётся в школе в одну смену. В школе и в каждом классе контролируется температурный режим воздуха, На уроках учителя проводят физкультминутки. В школе проводятся Дни здоровья. Регулярно устраиваются различные внутришкольные соревнования.

Большая часть уроков физкультуры проводится на спортивной площадке.

В школе функционируют спортивная секция и Туристический кружок.

Используется время перемен для расширения двигательной активности (через подвижные игры).

Пропаганда здорового образа жизни, обучение способам оздоровления организма, раскрытие значения взаимосвязи человека с окружающей средой как фактор, влияющий в значительной мере на здоровье – на эти вопросы акцентировано внимание в отдельных школьных предметах и классных часах. Ведётся целенаправленная работа по формированию навыков здорового образа жизни – прогулки, беседы, подвижные игры, соревнования. Проведена

  • Акция «Школа за здоровый образ жизни» .
  • Занятие по профилактике» Я выбираю жизнь» (беседа медицинского работника).
  • Игра Весёлые и озорные (работники СДК)
  • Викторина« Мое здоровье – в моих руках».
  • Уроки здоровья.

В результате нашей работы обучающиеся стремятся к к здоровому образу жизни; осознают здоровье как одну из главных жизненных ценностей , з анимаются физическим самосовершенствованием

4.«Я и Культура»

Ценности: Осознание красоты, культура общения.

Понимание красоты формируется через музыкальную, художественную грамотность, привитие эстетического вкуса посредством творческой деятельности. Начиная с начальных классов, дети привлечены к творчеству. Это часы общения, фольклорный праздник «Горячи калачи из русской печи» Кукушкина З.В., классные часы, воспитывающие на примерах выдающихся людей, конкурсы, интеллектуальные игры, выпуск плакатов, газет различного содержания. Классными руководителями проведены беседы

  1. «Научись правильно сидеть за столом»;
  2. «Слова приветствия в нашей жизни »;
  3. «Мы пришли в гости…»;
  4. «Старшим – уважение и почёт»;
  5. «О взаимоотношениях мальчиков и девочек»;
  6. «Поведение подростков в общественных местах»
  7. Проведены следующие мероприятия: экскурсия в районный краеведческий музей, экскурсия в цирк), ФОК (г.Семенов), праздники «Золотые хиты Осени», «Новогодний серпантин», рождественские колядки, «Масленица»». Эти мероприятия проводились совместно с СДК и библиотекой.
  8. Так же ребятам были предложены занятия в кружках «Сделай сам», «Волшебная спичка», «народный артист». В результате проделанной работы ребята стали активнее участвовать в художественной самодеятельности, у них развивается умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
  9. Участие в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина».
  10. Районный конкурс «Я рисую мир», конкурс юных флористов, «Арт – деко» 2 место.

5. «Я и Планета»

Ценность: бережное отношения к Земле.

Целью следующего направления «Я и планета» является формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи этого направления:

1.Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

  1. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества детей.

В школе проводится работа по формированию у школьников понимания ценности природы для каждого человека. В школе действует кружок «Человек и природа». Члены кружка участвуют в конкурсах, акциях, проводят эксперименты, работают на опытном участке.

Проведены мероприятия:

  • экскурсии в природу « Вот и осень к нам пришла»,

«В гости к зеленой аптеке»,

  • конкурс рисунков «Мир вокруг нас».
  • Классный час «Землянам – чистую планету»
  • Экологический урок «Фауна Нижегородского края»
  • Выпуск открыток «Сохраним родной уголок».
  • Чтение и обсуждение экологического рассказа «Воскресенье в лесу»

Школьная выставка цветов.

  • «День птиц». Конкурсы, викторины. 1-8 классы. На экологическую тему.
  • Участие в районной экологической акции.

В ходе проводимой работы стало заметно, что ребята задумываются о сохранении планеты Земля, о том, что настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

6. «Я и Труд»

Ценность: трудолюбие.

Одним из направлений духовно – нравственного воспитания является трудовое воспитание. В сельской школе оно является одним из приоритетных направлений деятельности. Уважение к труду формируется через трудовую деятельность в школьной бригаде, на пришкольном участке, трудовых акциях.

Трудовая деятельность помогает решать вопросы самообеспечения.

Главное, чтобы дети видели результат своего труда. Сегодня сельская школа видит свои задачи в обучении учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основам жизнедеятельности человека.

Особое место в работе школы занимает учебно-опытный участок. Пришкольный участок – место, где ребята трудятся, проводят опыты. Труд детей дает значимые результаты. Дети видят в труде радость, пользу, чувствуют необходимость в нём. Сегодня трудовая деятельность стала неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания учеников школы. Трудовая жизнь школьников начинается с раннего детства. Первые «уроки» труда они получают в семье под руководством родителей. В школе круг выполняемых ими работ значительно расширяется. Он охватывает самую разнообразную деятельность: озеленение села, субботники, шефство над детским садом, ветеранами и пожилыми людьми, работа по благоустройству территории школы, благоустройство территории села и территории вокруг мемориала погибшим воинам- односельчанам, дежурства по школе и в классе.

Труд формирует у школьников не только навыки выполнения тех или иных значимых операций, но и представления о ключевых нравственных ценностях: о трудолюбии и взаимопомощи, репутации, чести и достоинстве, милосердии; воспитывает у ребят уважительное отношение к труду односельчан, родителей, педагогов.

Труд развивает у учащихся потребность в труде на личное и общее благо, позволяет школе реализовать воспитательный потенциал уроков технологии, истории, литературы, кружков различной направленности. В школе проведены акции «Спешите делать добро» «Наша помощь ветеранам, пожилым», презентация «Все работы хороши, выбирай на вкус».

В течение учебного года проводились диагностики проявления формирующегося нравственного, деятельно-волевого характера подростков, результаты которых в сравнении с предыдущими годами показали следующее:

Отношения:

  • Растет бережное отношение к собственности, к учебному труду, к людям, к себе.
  • Положительное отношение к обществу и природе остается примерно на одном уровне.

Такие результаты говорят о воспитательном воздействии классных руководителей, уделяющих особое внимание этим вопросам.

В этом учебном году были проведены диагностики уровня воспитанности учащихся.

В конце каждого учебного года учителя подводят итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, некоторые написали: “В школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” обучающиеся написали, что они научились любить Родину, своё село, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.

Подводя итоги, можно сказать, что р езультатом нашей работы является:

Приобщение детей к истокам народной духовности, сохранение преемственности поколений;

Повышение компетентности детей и родителей в области нравственности;

Отсутствие подростковой преступности (нет ни одного учащегося стоящего на учете в ПДН).

Только объединив все усилия педагогов, родителей, ведомств и учреждений мы смогли добиться таких результатов.


Статья "Духовно-нравственное воспитание в сельской школе"

Описание работы: В статье обобщен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Реализация программы «Возвращение к истокам».

Третий маршрут «Животворящие святыни». В храме р.п. Вознесенское приложились
к мощам святителя Николая.Побывали на могилке Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Совершили экскурсию в Дивеево.
Библиотекарь Рыжова М. Я. показала нам фильм о Животворящем Кресте Господнем, о чудесах, им совершенных.
Детям очень запомнились и понравились эти двенадцать ярких летних дня, наполненных путешествиями, исследованиями, маленькими и большими открытиями. Большинство из них хотели бы еще раз принять участие в православно-краеведческой смене.
Основная цель моей работы - воспитание нравственных ценностей у детей и, как мне кажется, я её добилась, пусть не в той мере, в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: дети добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные, любознательные, неравнодушные.
И еще о наболевшем - очень хочется вернуть учителя на пьедестал славы, восстановить уважительное отношение. Всеми фибрами своей души я надеюсь, что авторитет учителя будет занимать достойное место. Ведь от нас во многом зависит, какой будет наша Россия в будущем.
В заключение хочется рассказать красивую сказку:
Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду. В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам – запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом небе запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.
“Тот, кто творит умного и доброго человека, – самый искусный мастер”, – таково было решение стариков.

И хочу закончить статью моим педагогическим кредо:
Душа ребёнка – пламенный сосуд,
Прозрачны стены, совершенны формы
Но от того, чем мы его наполним
Зависит будущего человека суть.

Учебно-методическое пособие курса по выбору «Духовно-нравственное воспитание в современной школе» предназначено для бакалавров всех профилей направления подготовки Педагогическое образование и предполагает развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания обучающихся общеобразовательной школы с учетом базовых национальных воспитательных ценностей русской классической педагогики в условиях реализации ФГОС общего образования. Также оно может быть полезным для магистрантов и широкого круга специалистов, занимающихся вопросами воспитания в системе образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание как важные категории ФГОС.
С целью достижения планируемых результатов воспитания, в частности, духовно-нравственного развития, разработан ряд вспомогательных комплексов программ и документов задающих смысл и характер реализации воспитательного компонента в рамках ФГОС. Рассмотрим «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция ДНРВ) , являющейся методологической основой реализации воспитательного компонента ФГОС общего образования. Данная концепция дает направление педагогам-практикам в конструировании и организации воспитательного процесса в целом в современной школе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание следует рассматривать как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ в рамках ФРОС общего образования.

Раскрытию соотношения понятий «духовно-нравственное развитие и воспитание (ДНРВ)» посвящен особый раздел Концепции ДНРВ. В разделе «Духовно-нравственное развитие и воспитание» определяется следующим образом: «Духовно-нравственное развитие н воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Духовно-нравственное воспитание в современной школе, Джишкариани Т.Д., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Современные технологии проведения урока и начальной школе с учетом требований ФГОС, Методическое пособие, Демемева Н.Н., 2013
  • Общие основы обучения, Краткий курс лекций, Черняева Т.Н.
  • Мастерство учителя на уроке, Книга для учителей и студентов, Брагина Г.В., 2001

Следующие учебники и книги.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными учреждениями, является воспитание гражданина России.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка , идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и социализации на ступенях начального, основного и среднего общего образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию систему учебно-воспитательной работы образовательных учреждений Российской Федерации.

В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

На протяжении последних лет педагогический коллектив Верховажской начальной школы занимается проблемой духовно-нравственного развития личности обучающихся. В течение всего этого времени мы были заняты поиском наиболее совершенной модели системы воспитательной работы школы. Она медленно создавалась путем проб и ошибок. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что оптимальная для нашей школы модель воспитательной системы найдена. Создана духовно-нравственная среда, благоприятствующая становлению общей и этической культуры ребенка.

Понятие «духовное» позволило нам объединить основные составляющие жизни ребенка (эстетическую, интеллектуальную, социальную, физическую и т. д.) в целостную структуру. Термин «нравственное» помог заострить внимание на ее этической компоненте, что особенно актуально в наше время. Мы считаем, что духовно-нравственный потенциал учреждения создается всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и администрацией школы, родителями. По нашему убеждению, духовно-нравственная среда может возникнуть только в том случае, когда, во-первых, процессы обучения и воспитания становятся сбалансированными и равновеликими, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие обучающихся, в-третьих, на классных и общешкольных мероприятиях происходит освоение общечеловеческих ценностей. Стержневыми направлениями модели воспитательной системы школы являются интеллектуальное, этическое и эстетическое, ориентированные на формирование общей культуры ребенка, а также патриотическое и физическое.


В качестве ведущей педагогической технологии мы выбираем коллективную творческую деятельность. Считаем, что она – эффективное воспитательное средство, так как имеет комплексный характер, охватывает различные сферы и виды деятельности школьников. Любое коллективно-творческое дело проходит с участием родителей, т. к. именно сотрудничество и сотворчество учащихся, родителей и педагогов способствует развитию нашей воспитательной системы и поднимает ее на новую высоту, на более высокий качественный уровень,

Как мы этого добились? Во-первых, в организации воспитательной работы учитываются интересы детей и родителей, во-вторых, за счет высокого уровня КТД. С уверенностью можно сказать, что вся наша школьная творческая жизнь оказывает на родителей и педагогов не меньшее влияние, чем на детей. Это и воспитание духовно-нравственных качеств, и формирование эстетических и этических ориентиров, и развитие творческих способностей и познавательного интереса.

В результате совместной деятельности за 4 года дети, родители и педагоги являются активными участниками более 40 коллективно-творческих дел. Совместное проведение экскурсий, дней отдыха, каникул, праздников светского и народного календаря сплачивает не только детский коллектив, но и способствует родительской взаимопомощи и распространению опыта семейного воспитания.

Коллектив школы активно сотрудничает с Центром традиционной народной культуры, Домом детского творчества, Домом культуры, музеем, детской библиотекой, ДЮСШ, с православным приходом Успенского храма. С участием матушки Ариадны традиционными стали беседы с мамами «О материнском счастье», Рождественские встречи. По желанию родителей, в течение двух лет матушкой Ариадной проводились занятия по духовно-нравственной тематике.

С целью развития учащиеся вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. В этом учебном году работает 32 кружка и секции, внеурочная занятость детей составляет 100%. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие и становятся победителями и призерами районного конкурса «Мы твои наследники, Россия», проводимого управлением образования, культуры и духовенством района, областного конкурса «Рождество Христово, вечной жизни свет» и многих других. В школе работают театральная, вокальная и хореографическая студии. В 2007 году школа выиграла грант на развитие школьного театра. При финансовой поддержке архиепископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана готовится к изданию сборник сценариев театральных постановок, праздников, проводимых в нашей школе.

В апреле 2010 года по поручению президента Медведева в школах 19 регионов страны началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В нашей школе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий . Поэтому по желанию родителей для изучения были выбраны два модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами духовных и светских традиций народов России. Все это способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Изучение «Основ православной культуры» и «Светской этики» содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребенка. Поэтому столь важно согласовывать совместные усилия всех взрослых по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важных для ребенка людей, их богатый жизненный опыт и стремление передать этот опыт подрастающему поколению.

В школе работает клуб «Семья», деятельность которого направлена на распространение лучшего опыта семейного воспитания, детская общественная организация «Огоньки», которая работает в направлении «Спешите делать добрые дела». Обучающиеся оказывают помощь пожилым и престарелым, выступают с концертами в доме ветеранов . Таким образом, через практические дела воспитываются милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Коллектив школы активно делится опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с педагогами района и области. На базе нашего образовательного учреждения был проведен ряд семинаров районного и областного уровней по данной теме.

Отрадно, что наши успехи были отмечены наградами. Так, в апреле 2010 года опыт работы школы по взаимодействию с родителями учащихся, был удостоен диплома 1 степени Всероссийского конкурса «Управление современной школой».

Специфической особенностью процесса духовно - нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.

В заключение своего выступления, хочется напомнить известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников нравственные идеалы каждому педагогу нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть примером.

Литература:

1. , Байбородова учащихся: теория и методика.-Ярославль.,2002.

2.Данилюк религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.-М., Просвещение, 2010.

3. , Шибанова система школы: сущность, содержание, управление.- М., 2005.

Главная > Документ

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Шевченко Л.И.,

заместитель директора

МОУ «Краснояружская СОШ№2»

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее!

Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий,

растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих

самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому

причина -неправильное воспитание, дающее молодым людям

неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Игнатий Брянчанинов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими Значимость нравственно воспитания детей особенно обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных смыслов собственной жизни, что отражается на растущей агрессивности, инфантильности части молодёжи, бездуховности. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Нравственное воспитание – это, по сути, основа всей многогранной системы воспитания подрастающего поколения. Воспитывая ребенка нравственно, мы стремимся так воздействовать на его личность, чтобы в нем пробуждалась нравственная активность, им усваивались моральные нормы, сам ребенок вырабатывал жизненные позиции и руководствовался ими в отношении к действительности, к Родине, к труду, к людям, к своим обязанностям и к самому себе. Нравственное формирование человека начинается в семье, в детском саду; в школе оно приобретает еще большую систематичность и целенаправленность.. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья – ребёнок – школа –социум -нравственность – вот цепочка, интересующая нас. Работа по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении ведется в следующих направлениях: -с учащимися -с родителями -с педагогами Работая в данном направлениис учащимися, педагогический коллектив ставит следующие задачи: - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни; - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу; - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей; - поощрять самовыражение и уверенность в себе; - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира; - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие. Виды и формы воспитывающей деятельности:

    классные собрания; классные часы:
    Лекция; Беседа; Часы общения; Ролевые игры; Диспуты; Урок творчества.
Учащиеся являются активными участниками всех школьных и районных мероприятий: день православной книги,творческий конкурс «Святые Заступники Руси»,конкурс рисунков «Мой Бог»,выставки декоративно-прикладного творчества «Божий мир», конкурс исследовательских работ,а также олимпиады по предмету православная культура. Решению поставленных задач образовательному учреждению помогает сетевое взаимодействие с социальными партнерами: школа искусств, центр народного творчества, музей,центр дополнительного образования,станция юннатов,центральная и детская библиотека …. Семья – это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми. Мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы – основы всего этого закладываются в семье. Взаимодействие школы и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Формы работы с родителями:
    анкетирование беседа консультации родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Родители составляют первую общественную среду ребёнка.Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека..В даннром вопросе –вопросе воспитания ниших детей нравственными школа не снимает с себя ответственности и ведет целенаправленную работу в данном направлении, но только совместно с родителями, с их помощью мы сможем достичь определенных результатов- воспитать наших детей нравственно. Становление личности членов педагогического коллектива пришлось на времена коммунистической морали,поэтому многим педагогам в силу своих аттеистических взглядов приходится перестраиваться и поменять свое мировозрение. Для реализации данного направления работы педагоги повышают уровень своего самообразования и саморазвития: посещаяют библиотеки, храмы,святые места Белогорья,встречи с настоятетями Храма,мероприятия различного уровня. Работа по формированию духовно –нравственного развития ведется не только на уровне образовательного учреждения,но и на уровне района. В районе традиционными стали проведение таких мероприятий: -Рождество Христово -Крещение Господне -День славянской писменности -Пасхальная радость -День матери День пожилых людей -День молодежи и студента -Престольный праздник «Косьмы и Домиана» -Мир детства -День призывника -День Защитника отечества - Женский день – 8 марта Нравственный облик ребенка зависит от того, будут ли повседневные его отношения с окружающими складываться на основе уважения, доброжелательности, умения входить в положение другого человека, товарищеской помощи или же на основе зависти, тщеславия, желания добиваться своих целей любой ценой. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
mob_info