Терренкур в детском саду опыт работы. Терренкур учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему. Подготовка территории ДОУ к практической работе

Из опыта работы МБДОУ 217 г. Барнаула По территории детского сада разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. По территории детского сада разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.


Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.


Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно- гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно- просветительских занятий детей дошкольного возраста. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно- гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно- просветительских занятий детей дошкольного возраста.




Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ. Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.


Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу сбор дошкольников и возвращение в группу


Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ. Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться организация Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ.







Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.



В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.


Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры игры на внимание игры на внимание


Спортивные игры спортивные игры комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей













«Дом Самоделкина» Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.














Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги».




Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.



Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды территории прилегающей к Организации в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОО Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС: проблемная насыщенность; проблемная насыщенность; открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования; открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования; необыденность; необыденность; четкая оформленность предметных источников развития; четкая оформленность предметных источников развития; многофункциональность; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых. приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.


Опыт представлен в публикации Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с.

Номинация

Цели, задачи, методы

Проект "Образовательные терренкуры"

Цель проекта: воспитать здорового, всесторонне, гармонично развитого воспитанника ДОУ, активного в выборе содержания своего образования в процессе прохождения маршрутов образовательных терренкуров.

Задачи проекта:

- создание безопасных территориальных условий для пеших прогулок;

Создание условий для проявления индивидуальности, инициативности и самостоятельности в различных видах образовательной деятельности;

Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованием ФГОС ДО;

Формирование потребности в познавательной деятельности, двигательной активности, здоровом образе жизни.

Новизна заключается в том, что термин «терренкур», используемый в санаторно-курортном лечении авторы применили к области образования, к построению воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО одновременно с оздоровлением организма воспитанника ДОУ.

Терренкур (нем.: местность+оздоровление) – метод лечения дозированными по расстоянию, времени и углу наклона пешими восхождениями по размеченным маршрутам.

Образовательный терренкур - специально организованный маршрут для детей, по всей территории ДОУ, с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, при прохождении которого реализуется воспитательно-образовательный процесс одновременно с оздоровлением организма воспитанника.

Принципы лежащие в основе проекта:

Принцип научности состоит в применении обоснованных и практически адаптированных методик, направленных на оздоровление и укрепление организма воспитанников.

Принцип доступности и индивидуальности - построение индивидуальной воспитательно-образовательной траекториина основе особенностей, потребностей, инициативы, интересов каждого ребенка, дающей воспитаннику право выбора содержания своего образования.

Принцип экологического воспитания рассматривается, как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, бережного отношения к живой и неживой природе, окружающей среде.

План реализации проекта:

1 ЭТАП Теоретический:

›Подготовка проекта «Образовательные терренкуры»;

› Календарно-тематическое планирование образовательных терренкуров для всех возрастных групп ДОУ;

›Обследование территории ДОУ, определение расположения, содержания, дизайна стационарных станций;

›Разработка мероприятий по обеспечению техники безопасности детей на каждой станции;

›Написание дополнительной общеразвивающей программы «Образовательные терренкуры-метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

2 ЭТАП Практический:

› Благоустройство территории ДОУ;

›Оформление карты-схемы маршрутов терренкура с указанием расположения стационарных станций на территории ДОУ;

›Изготовление переносных макетов, табличек с названиями станций и указателей к ним;

›Оформление станций в соответствии с требованиями охраны жизни и здоровья детей;

›Проведение образовательных терренкуров по всей территорииДОУ для всех возрастных групп.

Подготовка территории ДОУ к практической работе:

›Создание 8 стационарных станций («Спортландия», «Зеленая аптека», «Цветочный сад», «Птичья столовая», «Песочный островок», «Правила дорожного движения» «Огород», «Отдых»);

›Создание мини-огородов, цветников, малых архитектурных форм, спортивных сооружений, дорожек здоровья;

›Создание условий для совместного творческого и физического труда детей и взрослых;

›Создание условий для познавательного развития, опытно –экспериментальной, исследовательской, наблюдательной деятельности воспитанников;

›Создание условий для спортивной, подвижной, малоподвижной, дидактической, театрализованной, творческой, интеллектуальной игры.

Кроме стационарных станций на территории ДОУ располагаются мобильные станции, их расположение, название, содержание педагог планирует исходя из стоящих перед ним задач и интересов детей.

Подготовка педагогического коллектива к практической работе:

›Изучение литературы по данной тематике;

›Подготовка консультаций;

›Проведение семинаров-практикумов;

›Создание творческой группой педагогов проекта «Образовательные терренкуры»;

Написание дополнительной общеразвивающей программы «Образовательные терренкуры-метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

›Календарно-тематическое планирование для каждой возрастной группы ДОУ;

›Разработка сценариев образовательного терренкура.

Подготовка родителей (законных представителей)воспитанников к практической работе:

›Индивидуальные и групповые консультации;

›Общение на сайте педагога, группы, ДОУ МАДОУ "Детский сад "Полянка" п. Мирный" Томского района

›Родительские собрания;

›Привлечение к подготовке и участию в образовательных терренкурах.

Когда вся подготовительная работа была проведена, педагоги повели воспитанников по маршрутам образовательных терренкуров, проходящим через стационарные и мобильные станции, через экологические и оздоровительные тропы, реализуя воспитательно-образовательные задачи, интегрируя 5 образовательных областей. При переходе от станции к станции воспитанники выполняют физические упражнения, упражнения на дыхание, следят за осанкой. На каждой станции образовательного терренкура воспитанники усваивают образовательную программу.

Подробная инструкция

Требования к организации маршрута образовательных терренкуров: ›

›- Учет физической нагрузки, познавательного содержания, интересов воспитанников;

›- Учет возрастных особенностей воспитанников (для детей 2-3 лет продолжительность маршрута 30 мин., 2-3 станции; для детей 5-7 лет продолжительность 1-1,5 часа, 6-7 станций);

›- Учет времени года и погодных условий;

›- Соответствие одежды и обуви времени года, погодным условиям;

- ›Проведение с воспитанниками инструктажа по технике безопасности;

›- Утверждение маршрута старшим воспитателем ДОУ;

›- Наличие аптечки!

Правила проведения образовательного терренкура:

1. ›Регулярность прогулок;

›2. Проведение терренкура во время утренней или вечерней прогулки (не рекомендуются прогулки после еды);

3. ›Одежда не стесняющая движения, воздухопроницаема, легкая, обувь удобная;

4. ›Соблюдение правил Сан.Пина., техники безопасности;

5. ›Выполнение физических упражнений и упражнений на восстановление дыхания при переходе от станции к станции;

6. ›Правильная осанка;

›7. Ровное дыхание

8. Хорошее настроение.

Правила построения воспитательно-образовательного процесса:

› Педагог, воспитанники определяют тему терренкура;

›Педагог ставит цель, задачи, планирует продолжительность терренкура (в зимнее время года продолжительность укорачивается, в летнее - увеличивается);

›Совместно с детьми определяет станции, которые они хотели бы посетить, прокладывает маршрут терренкура;

›Подбирает соответствующие возрасту варианты деятельности, материалы, игры, физические упражнения, которые выполняться в пути и на станциях терренкура (детям предоставляется выбор);

›Подбирает инвентарь, переносные макеты.

Образовательный терренкур сопровождается контролем:

›Познавательной активности, содержательной насыщенности, соответствия возрастным характеристикам воспитанников;

›Выбора вида деятельности, материалов, содержания образования;

›Соблюдения техники безопасности;

›Соблюдения правильного дыхания;

›Соблюдения правильной осанки;

›Правильности выполнения физических упражнений;

Сохранения оптимальной нагрузки;

›Появления у участников маршрута приятной усталости к концу пути.

Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты:

1. благоустройство территории ДОУ, преобразование развивающей предметно-пространственной среды;

2. создание условий для пеших прогулок по территории ДОУ;

3. активизация у воспитанников выбора вида деятельности;

4. снижение детской заболеваемости, приобщение к здоровому образу жизни, закаливанию;

5. экологическое воспитание детей;

5. формирование основ безопасного поведения на станциях терренкура, а также на дорогах, улицах, в быту;

6. крепкое здоровье воспитанников.

Анализ результатов проекта и выводы

В течении года педагогический коллектив МАДОУ "Детский сад "Полянка" п. Мирный" Томского района работал над проектом "Образовательные терренкуры", поэтому можно говорить о полученных результатов.

Полученные результаты:

››Благоустроена территория ДОУ, созданы условия для пеших прогулок, преобразована развивающая предметно-пространственная среда;

›Развита познавательная активность воспитанников, активизирован выбор вида деятельности, содержания образования;

Снижена детская заболеваемость, развито стремление к здоровому образу жизни, закаливанию;

Сформированы основы безопасного поведения на каждой станции терренкура, дорогах, улицах, в быту.

›Повышена профессиональная компетентность педагогов в условиях инновационного развития ДОУ;

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

›Создана картотека сценариев образовательных терренкуров для всех возрастных групп.

По тематике данного проекта были проведены следующие мероприятия:

Областной практико–ориентированный семинар «Роль образовательных терренкуров в экологическом воспитании дошкольников» 56 участников (педагоги области)

Районный практико-ориентированный семинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» 24 участника (педагоги района) .

На семинарах педагоги нашего ДОУ транслировали практический опыт и теоретические знания, а также проводили мастер-класс, демонстрирующий подготовку и проведение образовательных терренкуров.

На данный момент в ДОУ существует практика ежемесячного проведения образовательных терренкуров во всех возрастных группах, в любое время года. Кроме того, проводятся общесадовские терренкуры, терренкуры с участием родителей, участием учеников начальной школы.

Ежемесячно размещаются отчеты для родителей, общественности на сайтах ДОУ (http://tom-dsmirny.dou.tomsk.ru/), группы, педагогов.

Написана дополнительная общеразвивающая программа "Образовательный терренкур - метод всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагоги активно транслируют свой опыт на различных МО, семинарах, конференциях. Кроме того, наш детский сад в 2016 году был признан инновационной площадкой, а также в 2017 году получил статус "Центра непрерывного экологического образования" благодаря реализации проекта "Образовательные терренкуры" в ДОУ.

Выводы:

Проект "Образовательные терренкуры" является универсальным, удобным, не требует больших материальных затрат для его реализации. Необходимым условием является наличие большой по площади территории ДОУ. Работа по данному инновационному проекту привела к положительному эффекту в процессе всестороннего, гармоничного развития дошкольника, а также в процессе укрепления и оздоровления организма воспитанника. Наши дети стали реже пропускать детский сад по причине заболеваемости. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с инновационной деятельностью позволила активизировать выбор деятельности воспитанников, выбор содержания их собственного образования, проводить экологическое, патриотическое, нравственное воспитание дошкольников одновременно с приобщением к здоровому образу жизни. Мероприятия по использованию инновационных технологий охватывают все виды деятельности дошкольников, позволяют построить индивидуальный маршрут развития каждого дошкольника.

Но самым главным результатом работы по проекту "Образовательные терренкуры" мы считаем счастливые лица родителей, когда они каждый день приводят своих розовощеких, здоровых детей в наш детский сад, а дети с удовольствием ходят к нам, нашим педагогам, по маршрутам образовательных терренкуров.

Видео-интервью

Видео интервью с родителями 2 минуты - http://hdd.tomsk.ru/desk/ncfcnyzj#, полная версия видео интервью 11 минут - http://dropmefiles.com/

Терренкур, как альтернатива прогулки в условиях Забайкальского края.

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка- детский сад № 99»

Воспитатель-эколог Несветова И. В.

Инструктор ФИЗО Кожевникова Ю. А.

Терренкур – одна из форм ЛФК. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормолизации психоэмоциональной деятельности.Терренкур или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровному месту и пересечённой местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения. Этот способ оздоровления был предложен немецким врачом М. И. Эртелем в 1885 году для лечения больных с сердечнососудистыми заболеваниями. В нашей стране он стал популярным с 20-30-х годов прошлого столетия. Терренкур имеет переменный угол наклона, что помогает укреплять сердце и сосуды. Терренкур применяют и при лечении больных с нарушениями обмена веществ, болезнями органов дыхания, пищеварения, движения и опоры. Как аэробное физкультурное средство терренкур выделен в отдельную группу физических упражнений. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Наш детский сад санаторный противотуберкулёзный. Его посещают дети с положительной манту, находящиеся в контакте с туберкулёзными больными. Расположен детский сад в лесной зоне возле стадиона СибВО, недалеко протекает река Кайдаловка – это даёт прекрасные возможности для проведения походов, экскурсий и общения с природой. Именно поэтому мы решили использовать этот способ оздоровления в работе с детьми нашего сада и разработали свои маршруты для терренкура.

ПРИМЕРНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕРРЕНКУРА.

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Дыхательная игра «Хомячки»

Инструктор говорит: «Нужно пройти 10 шагов надув щёки, чтобы быть похожими на хомячков. Рот закрыть, дышать носом». По сигналу инструктора дети хлопают кулачками по щекам так, чтобы изо рта вышел воздух, делают 15 шагов и снова становятся «хомячками» – надувают щёки. Упражнения повторяют 4-6 раз. Инструктор контролирует правильность осанки детей и чёткость выполнения заданий. Дозировка – 1-2 минуты.

Упражнение «У нас хорошая осанка»

У нас хорошая осанка. Встать прямо, руки вдоль туловища. Мы свели лопатки. Свести лопатки (руки поставить на пояс) – 2 раза. Мы походим на носках. Повернуться вокруг себя на носках. Мы пойдём на пятках. Повернуться в обратную сторону на пятках. Пойдём мягко, как лисята. Пройти вкрадчиво. Ну, а если надоест, Пройти «по-медвежьи». То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес. Дождик! Дождик! Что ты льёшь? Погулять нам не даёшь? Притопы. Дождик! Дождик! Полно лить! Прыжки на месте. Деток, землю, лес мочить. После дождика на даче, Ходьба Мы по лужицам поскачем. Прыжки через «лужи» вперёд-назад.

ИГРА «Слушай внимательно»

Дети идут в колонне по одному и внимательно слушают инструктора: 1 свисток – прыжки на двух ногах; 2 свистка – остановка; 3 свистка – ходьба в приседе.

ИГРА «Болото» Детей разделяют на две группы: «журавлей» и «лягушек». Стая «журавлей» размещается на одном конце площадки, «лягушек» – на противоположном. Посередине площадки чертят большой круг – «болото». Когда все играющие займут свои позиции, команда «лягушек» поёт: Лягушечки-квакушечки. По бережку гуляют, комариков-судариков и мошек собирают. Им отвечает хор журавлей:

Журавлики-кораблики летят под небесами, Все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, То поскорей от журавлей в болото уходите.

Во время исполнения этой песенки «лягушки скачут на корточках в «болото». По окончании пения «журавли», прыгая и размахивая руками, изображают летящих птиц и спешат к «болоту», чтобы поймать «лягушек», не успевших войти в круг. Те, кого поймали, выходят из игры.

ИГРА «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг плечом к плечу, руки у всех за спиной. Один ребёнок выходит из круга. Ему дают игрушку лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладёт кому-нибудь в руки лисичку и становится в центре круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лиса, где ты? «Лиса» прыгает в середину круга и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются и залезают на заранее расставленные скамейки, бордюры, лесенки, доски, гимн. стенку. Тот, кто не успел занять место и кого «лиса» осалила, остаётся посреди комнаты с «лисой». Все играющие присоединяются к этим детям образуя новый круг. Игрушка передаётся другому участнику. Игра повторяется несколько раз и заканчивается предложением поиграть по-другому. Последний пойманный «лиса» должен закрыть глаза, играющие идут по кругу, а инструктор произносит:

Мы по кругу идём, пусть глаза не открывает, Мы лисичку зовём. Нас по голосу узнает.

Затем дети останавливаются, и кто-нибудь по указанию в-ля спрашивает: «Хитрая лисица, где я?» Стоящая в кругу «лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него игрушкой и сказать: «Здесь ты!», а потом передать лисичку кому-нибудь другому и встать в круг.

ИГРА «Аистёнок»

Игра помогает развивать координацию движений, укреплять мышечный корсет позвоночника и мышцы ног.

И.п. – о.с.: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперёд, голову приподнять. Удерживать равновесие как можно дольше, затем вернуться в и.п. Повторить упражнение с другой ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «Все спортом занимаются»

Упражнение помогает развивать координацию движений, укрепляет мышечный корсет позвоночника. Скачет лягушонок. – Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны, в руках массажный мяч малого диаметра.

Ква-ква-ква! – сжимать и разжимать массажный мяч.

Плавает утёнок. – имитация плавания.

Кря-кря-кря! – Сжимать и разжимать массажный мяч.

Все вокруг стараются, – одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются. – менять положение рук.

Маленький бельчонок, – прыжки вверх.

Скок-скок-ксок! Прыжки на месте, впрёд-назад.

С веточки на веточку, – одна рука вверх, другая вниз.

Прыг-скок, прыг-скок! – менять положение рук.

Все вокруг стараются, спортом занимаются. Повторить 2-3 раза.

Упражнение «Запретное движение»

Дети выполняют все задания инструктора (различные положения рук, прыжки, хлопки и т.д.), кроме одного – упор присев. Выполняется 1-2 мин. В заключении дети свободно бегают или ходят по площадке.

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями. Время остановки 10 минут.

(старший возраст, тёплый период)

Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: 10.30 – 12.00 (1,5 часа).

1-я остановка – школа фигурного катания. Дети наблюдают за тренировкой спортсменов. Время остановки – 5 минут.

Дорога к стадиону СибВО. Темп движения умеренный т.к. подъём в гору.

2-я остановка – стадион СибВО. Время – 20 минут. Инструктор организует различные подвижные игры и физкультминутки.

Дыхательная игра на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Общие развивающие упражнения

Игровые упражнения

Подвижные игры

3-я остановка – река Кайдаловка. Дети любуются природой, наблюдают за растениями, птицами. Время остановки 10 минут.

Темп движения на обратном пути следования по маршруту немного меньше, чем в начале пути. При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(старший возраст, холодный период)

Продолжительность похода 30 минут.

Упражнения на дыхание (осуществляется через нос).

Ходьба друг за другом парами, постепенно увеличивая и снижая темп.

Остановка по выбору

Наблюдение за птицами, деревьями, кустарниками и т.д.

2.Ходьба до спортивной площадки или до своего участка.

Остановка. Проводятся: подвижные игры, физкультминутки, комплекс упражнений (на выбор)

3.Построение друг за другом, ходьба с движениями: прыжки на двух ногах; ходьба с высоким подниманием ног; ходьба в полуприсяде; приставной шаг и т.д.

4.Остановка. Игры и игровые упражнения по экологии.

5.Заключительная ходьба в умеренном темпе к ДОУ.

Примерный маршрут проведения ТЕРРЕНКУРА

(младший возраст)

1.Дети с воспитателями выходят на улицу, строятся парами и по команде начинают идти по маршруту. Маршрут определяется воспитателем по выбору, исходя из задач и целей прогулки. Воспитатель идёт с первой парой, определяя темп движения.

Продолжительность похода: от 15 до 40 минут

(в зависимости от времени года)

Упражнения на дыхание на выбор (методика Стрельниковой, Даосская методика, Хатха – йога)

Ходьба парами друг за другом.

Остановка по выбору (смотри схему). Наблюдение за птицами, деревьями, кустами, цветами и т.д.)

2.Ходьба до участка парами в среднем темпе.

Остановка. Игры, физкультминутки (по выбору воспитателя).

Игровые упражнения связанные с бегом (учитывается время года).

Упражнения на дыхание (носом).

3.Построение парами. Ходьба парами в умеренном темпе к ДОУ.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

Структура пеших прогулок:

Сбор и движение до следующей остановки терренкура;

Остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;

Комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

Самостоятельная деятельность детей;

Сбор дошкольников и возвращение в группу.

Каждая «станция» может иметь свое название

«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.

Переходя в терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Познавательные беседы

Наблюдения за насекомыми, птицами, растениями

Сбор природного материала

Знакомые детям подвижные и дидактические игры

Игры на внимание

Спортивные игры

Комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей

«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»

Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.

Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.

Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.

Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.

Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».

Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.

«Повторяем счёт» для старших дошкольников.

Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)

Паркур – это молодёжный уличный вид спорта , основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).

Цель паркура

Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.

Варианты полос препятствий

1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.

2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.

3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.

4. Упражнения с элементами скалолазания.

«Паутина»


б) 2 деревянные стойки.

2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.

«Пеньки»

1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.

2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.

Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.

Проблемная насыщенность;

Открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;

Необыденность;

Четкая оформленность предметных источников развития;

Многофункциональность;

Приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение терренкуров и паркуров с детьми на территории ДОУ.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

Структура пеших прогулок:

  • сбор и движение до следующей остановки терренкура;
  • остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
  • комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • сбор дошкольников и возвращение в группу.

Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов

Каждая «станция» может иметь свое название

«Метео-лаборатория», «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая», Центр отдыха.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

  • познавательные беседы
  • наблюдения за насекомыми, птицами, растениями
  • сбор природного материала
  • знакомые детям подвижные и дидактические игры
  • игры на внимание
  • спортивные игры
  • комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей

«Дом Самоделкина». «Музыкальная стена»

  • Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.
  • Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т.д.

Летом – лабиринт на асфальте, осенью - лабиринт из сухих листьев, зимой – снежный лабиринт.

  • Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты.
  • Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «Теремок», «домик Бабы-яги».

Зимой, - это могут быть снежные скульптуры и арт-объекты.

  • Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОУ

  • Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей. При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т.д.
  • «Повторяем счёт» для старших дошкольников.

Зона игр на асфальте: Трафареты (рисование мукой)

Организация и проведение паркуров

Паркур – это молодёжный уличный вид спорта, основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений. Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).

Цель паркура - быстро и красиво без вспомогательных средств перемещаться на местности кратчайшим путём. В экипировку трейсера (бегуна, так называется последователь паркура) входит только пара хорошей спортивной обуви. Как и любой другой вид спорта паркур требует хорошей физической подготовки. Важными моментами в тренировках также являются дисциплина, концентрация, способность реально оценить свои силы и самоконтроль.

  • Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.

Варианты полос препятствий

1. Упражнения в равновесии - ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.

2. Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.

3. Переползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.

4. Упражнения с элементами скалолазания.

«Паутина»

1.Изготавливается из: а)шляпной резинки (круглой)- 5 метров
б) 2 деревянные стойки.

2. Развиваем навыки: лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.

«Пеньки»

1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.

2. Развивает равновесие – необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.

Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6-10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • необыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Терренкур

Овчарова Н.Б., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного

вида № 37 «Ягодка»

Уже во второй половине ХХ века врачи стали рекомендовать пациентам ходьбу по гористой местности в лечебных целях. Тогда в обиход прочно вошёл термин «терренкур». Первый российский маршрут был проложен около восьмидесяти лет назад в городе Кисловодске. Сейчас он считается одним из лучших в стране .

Терренкур – лечебная ходьба. Терренкуром называют особую методику лечения, которая в основном применяется в лечебно-оздоровительных санаториях. В ее основе лежат пешие прогулки, подъемы и спуски в холмистой местности по специальным маршрутам. Она заключается в дозированных восхождениях в гору под углом от 3 до 20 градусов. Ходьба терренкур проводится на свежем воздухе, что закаливает организм, повышает физическую выносливость и нормализует психоэмоциональную деятельность. При этом человеческий организм получает дозированную физическую нагрузку, что способствует развитию выносливости, улучшению работы сердечнососудистой системы и других органов. Как правило, терренкур должен назначаться лечащим врачом и проводиться под наблюдением.

Общие правила ходьбы

1. Ходьбой лучше заниматься в предвечернее время или утром. В солнечную погоду не помешает головной убор.

2. Новичкам стоит начинать с 500 метров в самом медленном темпе и на каждые 100 метров делать перерывы.

3. Для самоконтроля каждые 5 дней нужно подсчитывать пульс в начале маршрута, в конце и спустя 5 минут сидячего отдыха. После перерыва сердцебиение должно вернуться к обычному показателю.

4. Появление в конце маршрута лёгкой усталости – признак правильной тренировки. Заметное переутомление говорит о неправильно выбранном ритме или слишком большой дистанции.

5. Что касается детей, то терренкур в детском саду нежелателен. Малыши будут от него сильно утомляться. А вот ребятам школьного возраста он очень даже полезен.

Поэтому, в чистом его виде, проводить терренкур с детьми дошкольного возраста не рекомендуется. Дошкольникам лучше предложить образовательные терренкуры.

Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, центров познавательно-исследователькой деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Территория дошкольного образовательного учреждения, по которой проложено несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) представляет собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды территории в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

Целесообразно использовать для оздоровления детей всю территорию детского сада.

Примерный оздоровительный маршрут для детей старшего дошкольного возраста (теплый сезон).

Мастер класс

Ребята, сегодня мы с вами на прогулке окунёмся в мир природы, впустим её в своё сердце, ощутим себя её частичкою.

1.Остановка «Звуки природы».

Цель: уметь определить на слух знакомые звуки (пение птиц, шелест листьев, треск веток, хвороста, жужжание насекомых).

Задание: закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки природы вы услышали?

Воспитатель. Молодцы, вы умеете слушать звуки природы. С чем их можно сравнить? (С музыкой).

2. Маршрут «Тропинка насекомых». Цель: упражняться в ходьбе в среднем темпе с сохранением правильной осанки, координации движений во время прыжков.

Задание: «Гусеница» отгадайте загадку:

Без рук, без ног, на брюхе ползет и листочки жуёт; а как передвигается гусеница? (пройти зигзагом)

«Муравьи» (на полусогнутых).

На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно, тащат в дом.
Ребята наши - муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.

«Кузнечики» (по переменные прыжки с ноги на ногу).

Я кузнечик-озорник!

Прыгать с детства я привык.

Мне поставил тренер пять,

Значит повод поскакать.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"Построй муравейник" - построить из травинок муравейник.

3. Остановка «Сад фей» (клумба с фигуркой эльфа) Цель: обогащать словарный запас детей; развивать фантазию, речь, умение придумывать сюжет и развивать его.

4. Маршрут «Разноцветные следы» (круги нарисованы мелками в хаотичном порядке). Цель: закреплять знание цветовых оттенков, умение ориентироваться в пространстве.

Задание: дети выбирают карточки, какого цвета карточка, по кругам того цвета они и скачут.

5. Остановка «Невидимый замок». Цель: закрепить свойства воды (испарение); учить сотрудничеству; вызывать эмоциональное наслаждение от результатов работы.

Задание: дети рисуют «Замок фей» на асфальте водой используя различные кисти, валик.

6. Остановка « Осторожные птицы». Цель: закрепление представлений по теме «Птицы», дыхательная гимнастика. Оборудование: народные духовые игрушки (дудочки, свистульки).

Описание: воспитатель рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается вверх. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих свистульках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (на мостик).

При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки-свистульки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно.

7.Остановка «Музыка цветов». Цель: развивать ловкость, силу рук.

Задание: долезть до перекладины лестницы, к которой подвешены колокольчики, погремушки и прозвенеть.

Заучивание . Цель: развивать память, работать над звукопроизношением, воспитывать бережное отношение к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Возвращение детей в группу.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ с учетом требований ФГОС:

  • проблемная насыщенность;
  • открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
  • необыденность;
  • четкая оформленность предметных источников развития;
  • многофункциональность;
  • приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

mob_info