Здоровьесберегающие технологии в раннем возрасте. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста». стопы и нашу спинку размять

Верба Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3 поселка Домново"
Населённый пункт: Калининградская область Правдинский район п. Домново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Применение здоровьесберегающих технологий в группах раннего возраста
Дата публикации: 13.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Методический материал

группах раннего возраста»

Мастер класс на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий в

группах раннего возраста»

Р а с п р о с т р а н е н и е

п е д а г о г и ч е с к о г о

применению здоровье сберегающих

технологий

во с п и т ат е л ь н о-

образовательном процессе на группах раннего возраста.

Ф о р м и р о в а н и е

э л е м е н т а р н ы х

п р е д с т а в л е н и й

о здоровьесберегающих

технологиях и

возможностях

применения.

Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые

оказывают

положительное

воздействие

на здоровье

воспитанников.

Познакомить с методикой их проведения.

Оборудование: ватные шарики, зонт, дорожки для ходьбы,

1 слайд:

Мастер класс на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий

в группах раннего возраста»

Ход мастер класса:

В о с п и т а т ел ь: Представлю

вниманию

н е с кол ь ко

использованных мною здоровьесбереающих технологий с детьми раннего

возраста. Но прежде, чем мы начнем, я бы хотела, чтобы вы выполнили

следующее задание, которое называется «Воздушный шар».

Я сейчас раздам листочки. Нарисуйте на нем воздушный шар, который

летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы.

Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей,

важные для вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие

(например:

деньги, здоровье ,

представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть.

Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт,

то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в

У нас с вами получилось, что здоровье стоит на первом месте и

как в повседневной жизни дошкольного

учреждения, я реализую здоровьесберегающие технологии с детьми раннего

возраста.

И хочу начать с первой используемой мною технологию - это

дыхательная гимнастика « Загони мяч в ворота»

2 слайд

Для этого вам нужно сесть друг на против друга.

Дуньте на ватный шарик так, чтобы он проскочил между двумя

кубиками. При этом губы сложите трубочкой. Загонять шарик следует на

одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно

слегка придерживать ладонями).

3 слайд

Следующий вид использованных мною технологий – это подвижные и

спортивные игры. Дети их очень любят.

И сегодня я предлагаю Вам поиграть в игру: «Солнышко и дождик»

Правила игры.

Когда музыка играет такая Е.А играет вы бегаете играете, а когда

такая Е.А играет вы прячетесь ко мне под зонт. Играют 2 раза.

4 слайд

Ну вот

немного

поиграли, и

перейдем

следующей

используемой мною технологией пальчиковой гимнастики.

«Осень уходи!» Приготовили все руки и повторяем за мной!

Уходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Какие вы все молодцы!

Но вы наверное уже засиделись и нам пора наши ноги и наши

стопы и нашу спинку размять.

Встанет пожалуйста в колонну по одному и повторяем движения

за мной.

А теперь все потянулись,

И друг другу, улыбнулись.

Заниматься мы идем

По дорожкам босиком. (ходьба по массажным коврикам)

Чтобы были мы в порядке,

Быстро сделаем зарядку.

Шагом медленно идем, (ходьба, руки в стороны)

Руки в стороны разведем,

Руки ставим на бока, (ходьба на внешней стороне стопы)

Машенька идет пока,

Мы на пяточках пошли, (ходьба на пятках, руки за голову, на шею)

Руки к шее, посмотри.

А теперь наклоны вместе,

Выполняем мы на месте. (наклоны в стороны)

Ну, дружочек, не зевай,

«Ножницы» ты выполняй! (прямые руки перед грудью)

Приседаем все мы дружно,

Нам здоровье очень нужно!

Шар воздушный мы надуем, (дыхательное упражнение на

А затем тихонько сдуем. восстановление дыхания 4-5раз)

Массаж тела «Рельсы, рельсы»

Дети располагаются по кругу, показать, как исполняются все движения. Отметить, что

движения должны быть ласковыми, даже при постукивании.

Рельсы, рельсы - (движения ребрами ладоней по спине).

Шпалы, шпалы - (поперечные движения).

Ехал поезд запоздалый - (легкое поколачивание по спине).

Из последнего вагона посыпался горох -(постукивать подушечками пальцев).

Пришли куры, поклевали, поклевали – (посильнее постучать).

Пришли гуси, пощипали, пощипали –(пощипывать пальцами).

Пришли кони, поскакали, поскакали –(отрывисто касание пальцами спины).

Пришел слон, потоптал, потоптал – (кулачками по спине).

Пришла слониха, потоптала, потоптала –(кулачками по спине полегче).

Пришел слоненок, потоптал, потоптал –(кулачками по спине еще легче).

Пришел зайчик поскакал, поскакал – (двумя пальцами по спине).

Прибежали мышки, побегали, побегали - (пробегать пальчиками).

Приползали змеи, приползали – (поглаживание по спине).

Пришел дворник и все размел – (поглаживать всей ладонью по спине).

5 слайд

Ну вот и перейдем к закаливающим мероприятиям.

Закаливание – это простой и доступный каждому способ повысить

иммунитет и сопротивляемость организма к внешним факторам, снизить

риск заболевания, укрепить тело физически, добавить энергии и сил. Все

специалисты советуют проводить такие процедуры с раннего детства,

чтобы уберечь ребенка от частных болезней, простуды, других заболеваний.

заключение

используемые

комплексе

здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую

мотивацию на здоровый образ жизни.

6Слайд

Благодарю за внимание!

Мастер класс заканчивается рефлексией. Выступающий

предлагает каждому из участников заполнить лист анализа

Уважаемые

педагоги!

Заполните

лист

рефлексии,

выразив

свое

отношение

проведенному

мною

мастер

классу!

Спасибо

сотрудничество.

сегодня я узнала…

……………………………………………………………………………….

было интересно……………………………………………………………

………………………………………………………………………………

было трудно………………………………………………………………….

я поняла, что………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

теперь я могу……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

я приобрела………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………

у меня получилось …………………………………………………………..

………………………………………………………………………………...

я попробую…………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………..

меня удивило………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………

мне захотелось……………………………………………………………….

………………………………………………………………………………..

Использование здоровьесберегающих технологий

в группе раннего возраста .

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в группе. Анализ созданных условий показал, что в группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха. Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме группы.

В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку свой педагогический процесс мы, воспитатели группы, строим на основе диагностики достижений детей по эпикризным срокам и в результате ее выстраивают перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

Приоритетным направлением работы стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников. Данная работа является результативной и организуется в определенной последовательности.

В начале учебного года мы начинаем постепенное обучение элементам умывания. По мере прохождения адаптационного периода, начинаем постепенное обучение ходьбе босиком, ходьбе по дорожкам здоровья. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению, мы равботаем в нескольких направлениях:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

· Утренняя гимнастика.

· Артикуляционная гимнастика.


· Дыхательная гимнастика.

· Пальчиковая гимнастика.

· Игры – релаксации.

· Привитие детям гигиенических навыков.

· Динамические паузы и физкультминутки во время игр-занятий.

· Специально организованные игры-занятия по физической культуре.

· Закаливающие мероприятия.

https://pandia.ru/text/78/596/images/image003_64.jpg" alt="E:\Наталья\Фото\таня\P1050532.JPG" align="left hspace=12" width="410" height="292">Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Обязательным условием нормального роста детского организма, его гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. Рацион разнообразен и богат овощами и фруктами, а также соками. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведет учет калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания. Анализ состояния питания детей ДОУ показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.

2. Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни.

· Пропаганда здорового образа жизни.

· Консультации.

· Индивидуальные беседы.

· Проведение родительских собраний.

Для этого мы в своей группе проводим с родителями беседы на темы "Ваш ребенок идет в детский сад", "Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста", "Оздоровление и закаливание детей раннего возраста"; «Адаптация без слез» и многие другие; даем необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы.

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма. Коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам.

3. Создание условий и развивающей среды по ЗОЖ.

· Изготовление нестандартного оборудования для игр-занятий по физической культуре и профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

· Подбор картотек.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных играх-занятиях, в группе создан уголок движения, который учитывает возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки. Также имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Очень много сделано материала педагогами из бросового материала. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, чтобы оно было доступно для детей

left">

Анна Гутор
Здоровьесберегающие технологии в группе раннего возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников . Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии .

Технологии сохранения и стимулирования здоровья . Пальчиковая гимнастика :проводится индивидуально, либо с подгруппой детей . Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции.

Например : пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» .Подвижные игры :

используются непосредственно в течение всего дня. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты» , в которой дети выполняют три действия – «заводят мотор» , «летят» , «приземляются» . К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка» , в которой правила усложняются, роль курочки, и кошки уже могут брать на себя детки. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик» .Игра в раннем возрасте помогает :

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения ;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Игры с ходьбой : «Принеси предмет» , «Поезд» .Игры с бегом : «Самолеты» .

Русская народная игра «Зайка» .

На все слова игры имитируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша,игровые упражнения. Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как : «Побежим тихо как мышата» , «Пройдём тихо как котята» . Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как : «Собачки догоняют мяч» , «Пролезь в воротца» . Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например : «Перебрось мяч через заборчик» , «Мячик катится с горки» .В первой младшей группе появляется новое основное движение – прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики» , «Скачет зайка по дорожке» .Игры по сенсорному развитию :Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

На это направлены игры : «Чудесный мешочек» (изучение формы, размера, «Собери шишки в корзинку» (количество) .Пробуждающая гимнастика : Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.

Например : игра «Мы проснулись» ,«Веселые ручки» ,«Резвые ножки» . Дыхательная гимнастика :Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара, «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки. Технологии обучения здоровому образу жизни . Утренняя гимнастика : Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.

Физкультминутка : Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка : является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья , профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей. Задачи прогулки :

Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности : игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Структура прогулки.

1. Наблюдение.

2. Двигательная активность : подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей , с подгруппами , а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры :

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами : кегли, мячи т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы :

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

Сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Пальчиковая гимнастика:проводится индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции. Например: пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Подвижные игры: используются непосредственно в течение всего дня. Вначале это игры с простыми правилами. Например, игра «Самолёты», в которой дети выполняют три действия - «заводят мотор», «летят», «приземляются». К концу года игры более сложные. Например, игра «Курочка-хохлатка», в которой правила усложняются, роль курочки, и кошки уже могут брать на себя детки. Кроме подвижных игр с сюжетным содержанием проводятся игры, которые включают основные движения. Например, «Солнышко и дождик».

Игра в раннем возрасте помогает:

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Игры с ходьбой: «Принеси предмет», «Поезд».Игры с бегом: «Самолеты».

Русская народная игра «Зайка».

На все слова игры имитируются движения вместе с детьми. Детки на третьем году жизни ещё очень боязливы и неуверенны в своих силах, поэтому широко используется индивидуальный подход, словесное поощрение малыша, игровые упражнения. Для освоения ходьбы и бега хороши такие игровые упражнения, как: «Побежим тихо как мышата», «Пройдём тихо как котята». Для закрепления навыков ползания и лазания не обойтись без таких упражнений, как: «Собачки догоняют мяч», «Пролезь в воротца». Послужат обучению катанию, бросанию и метанию игровые упражнения с предметами. Например: «Перебрось мяч через заборчик», «Мячик катится с горки».В первой младшей группе появляется новое основное движение - прыжки на двух ногах. Игровые упражнения, такие как «Прыгаем как мячики», «Скачет зайка по дорожке».Игры по сенсорному развитию:Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.

На это направлены игры: «Чудесный мешочек» (изучение формы, размера, «Собери шишки в корзинку» (количество) .Пробуждающая гимнастика: Пробуждение детей после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна детей. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.

Например: игра «Мы проснулись», «Веселые ручки», «Резвые ножки». Дыхательная гимнастика:Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара, «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки. Технологии обучения здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика: Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости.

Физкультминутка: Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка: является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки - укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей.

Задачи прогулки:

Физическое развитие детей - прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Оптимизация двигательной активности - на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей - дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

Решение задач нравственного воспитания - знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике - у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Структура прогулки.

1. Наблюдение.

2. Двигательная активность: подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

2-3 игры большой подвижности;

2-3 игры малой и средней подвижности;

Игры на выбор детей.

Выбор игры - зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами: кегли, мячи т. д. ;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

Сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

mob_info