Духовно нравственное воспитание школьников в современной школе. Духовно нравственное воспитание в школе. Педагогическая культура родителей

Статья "Духовно-нравственное воспитание в сельской школе"

Описание работы: В статье обобщен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время.

Реализация программы «Возвращение к истокам».

Третий маршрут «Животворящие святыни». В храме р.п. Вознесенское приложились
к мощам святителя Николая.Побывали на могилке Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Совершили экскурсию в Дивеево.
Библиотекарь Рыжова М. Я. показала нам фильм о Животворящем Кресте Господнем, о чудесах, им совершенных.
Детям очень запомнились и понравились эти двенадцать ярких летних дня, наполненных путешествиями, исследованиями, маленькими и большими открытиями. Большинство из них хотели бы еще раз принять участие в православно-краеведческой смене.
Основная цель моей работы - воспитание нравственных ценностей у детей и, как мне кажется, я её добилась, пусть не в той мере, в какой хотелось бы, но добилась, а результаты налицо: дети добрые, воспитанные, умеют заботиться о младших, уважают старших, способные, любознательные, неравнодушные.
И еще о наболевшем - очень хочется вернуть учителя на пьедестал славы, восстановить уважительное отношение. Всеми фибрами своей души я надеюсь, что авторитет учителя будет занимать достойное место. Ведь от нас во многом зависит, какой будет наша Россия в будущем.
В заключение хочется рассказать красивую сказку:
Это было очень давно. В одном селе на Украине девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду. В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы.
Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петруся, а Петрусь принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петрусь жаворонка к губам – запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом небе запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли.
“Тот, кто творит умного и доброго человека, – самый искусный мастер”, – таково было решение стариков.

И хочу закончить статью моим педагогическим кредо:
Душа ребёнка – пламенный сосуд,
Прозрачны стены, совершенны формы
Но от того, чем мы его наполним
Зависит будущего человека суть.

Основные характеристики личности человека – это нравственность и духовность. Духовностью называют стремление человека к постижению избранных целей. Нравственность человека – это общие принципы поведения людей, находясь в обществе. Оба этих сочетания и составляют основу личности человека, где воспитание духовно нравственное – это самостоятельное обучение, воспитание и развитие личности.

Духовно нравственное воспитание характера у ребёнка направлено на формирование личности молодого человека.

Духовно-нравственное воспитание в школе не менее важно, чем учетная работа

Оно подразумевает процесс, который направлен на внешнее и внутреннее воздействие учителя из школы на духовный мир ребёнка. Такое воспитание образует формирование системы внутреннего мира детей. Такое воздействие на формирование характера у молодого члена общества носит комплексный характер, который затрагивает чувства, личное мнение и желание личности. Система воспитания будущего поколения основана на определённую систему ценностей, которая заложена в образовательной системе, а также в личной позиции учителей в образовательном учреждении.


Национальная доктрина образования и воспитания

Нравственность и духовность у учеников может возникнуть в условиях школы, основываясь на гуманистических ценностях, а также вне классной работы (в рамках дополнительного образования детей).


Задачи духовно-нравственного воспитания

Духовно нравственное воспитание школьников, какова роль классного руководителя?

После пересмотра статуса, который имеет учитель, выступающий в роли классного руководителя, его профессиональная деятельность в рамках духовно нравственного направления в стенах школы, может характеризоваться личным подходом в воспитании детей, а также различными национальными идеями. Объединяет эту систему единство учеников и их учителя во время обучения наукам и общего физического и нравственного развития.


Государственная концепция духовно-нравственного воспитания

У преподавателя должны обладать личностными характеристиками, которые способны без труда обеспечивать гуманные отношения между самими воспитанниками и их наставниками. Качество воспитания во многом зависит от руководителя класса, от его опыта работы, длительности общения с учениками.

Несколько направлений в работе учителя с классом

Ценностная работа подразумевает встречи учеников и учителей в библиотеке, классные часы. Во время встреч следует воспитывать в подрастающем поколении чувства патриотизма, а также гражданской ответственности. С этой целью необходимо активно подключать ветеранов. Детям всегда интересно послушать их истории из жизни, они с большим интересом выслушивают их выступления.


Структура патриотического воспитания — направления работы

Познавательная работа с детьми заключается в проверке успеваемости учеников в классе, проверке знаний каждого воспитанника, а также проведением психологических практических уроков. На них дети играют в учебно-развлекательные игры, например, «Что? Где? Когда?». Кроме того следует проводить дополнительные уроки для получения знаний о культуре своей страны, можно рассказать ученикам о знаменитых людях, которые добились успехов в жизни.


Занятие в школьном музее

Трудовая деятельность учеников заключена в том, чтобы проводить дежурства по школе, организовывать уборки в собственном учебном классе, проведению субботников. Приветствуются походы на культурные выставки, проводимые в городе, а также, при возможности, проводить экскурсионные поездки на близлежащие предприятия для расширения кругозора у детей.

Полезная деятельность для общества помогает обогатиться ученикам в плане духовности.

Ученики могут оказывать посильную помощь инвалидам, сиротам и другим. Проявление таким образом милосердия к нуждающимся позволит детям реализовать одну из основных целей при развитии духовности – взаимопомощь и сострадание.

Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Преподавателям следует организовывать и проводить культурные вечера, танцевальные конкурсы, предновогодние встречи, а также посещение музеев и драматических кружков во время проведения внеклассного развития юных учеников. Это поможет создать условие для самореализации личности детей, повышения их моральных ценностей.


Игра «Зарница» — воспитание патриотизма и физическое развитие

Частое посещение библиотек поможет развить у ребёнка навыки творческой деятельности, привить любовь к своей родной земле, к окружающим людям, а также изучению исторического наследия своего государства.

Занятие физкультурой, общее оздоровление организма

Необходимо проводить для учеников класса дни для занятия своим здоровьем, чтобы воспитать нравственное и духовно гуманное отношение к себе и окружающему детей миру. В рамках таких мероприятий хорошо зарекомендовали себя спортивные состязания среди учеников класса. НА классных уроках следует проводить занятия по общей гигиене у человека, а также о пропаганде здорового образа жизни учеников, отказа от курения, алкоголя и других вредных привычек у подрастающего поколения. Учащиеся должны знать, что иметь хорошее здоровье и не зависеть от собственных слабостей – это здорово.

Последний пункт в воспитании учащихся – это организация и проведение свободного времени. Для правильного распорядка дня хорошо себя зарекомендовали психологические игры и тренинги.


Уроки физкультуры также несут воспитательную нагрузку

Организовывать процесс духовного, патриотического и нравственного воспитания в детях следует, выполняя некоторые важные функции:

  1. Нравственное, а также духовно гуманное воспитание учащихся достигается путём создания среды, которая благотворно влияет на учащихся (повышение дружественной обстановки в классе, работа с педагогами и родителями учащихся, проведение внешкольных мероприятий, экскурсий и т.п.);
  2. Проведение уроков по физической культуре, проведение спортивных мероприятий, обучение гигиене;
  3. Организация творческого досуга среди детей во время их свободного времени (различные кружки для занятий танцами, музыкой, спортивные секции);
  4. Индивидуальный подход к каждому ученику для воспитания в нём духовно патриотического воспитания, необходимо привить ему нравственное поведение. Нужно стимулировать в учащихся самостоятельно проводить воспитание своей личности. Семья ему должна помогать в этом деле, поддерживать его и помогать решать общественные дела в школе.

Нравственное воспитание в привлечением церкви

Учитель, как классный руководитель класса в школе, должен работать над рядом задач для того, чтобы воспитать духовно нравственное воспитание у детей:

  • Повышать чувство ответственности, патриотизм у детей.
  • Организовывать и проводить самостоятельно соревнования, выездные экскурсии, встречи с родителями обучающихся детей.
  • Учитель должен организовать внеурочные часы для дополнительного развития у подопечных учеников духовного воспитания, развития нравственных качеств в семье и школе.
  • Способствовать формированию у учеников стремления к занятию спортом, движению в повседневной жизни, активном участии в жизни окружающего их общества.
  • Классный руководитель должен укреплять связь между родителями учеников.
  • Организовывать совместные походы учеников и их родителей. Это поможет сплотиться семьям, и всему классу в целом.
  • Необходимо проводить индивидуальные совместные встречи родителей с учителями для обсуждения не только успеваемости учеников, но и чтобы оценить качество развития личности у детей.

Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания

Семья ученика должна всячески помогать своему чаду в планировании свободного времени от учёбы.

Школа и семья имеет ряд возможностей по передаче ученикам представлений и знаний о моральных ценностях и морали. Воспитание в детях патриотических чувств, нравственности и духовности – это приоритетная задача для всех учителей, работающих в учебных заведениях.

Духовно-нравственное воспитание в школе

Мавлиева М.Х. – зам.директора по УВР МОБУ ООШ д.Кудашево муниципального района

Бураевский район Республики Башкортостан

«Родной край, его история – основа,

на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» .

Д .С. Лихачев .

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…”

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Социальная значимость воспитания духовных ценностей детей обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей наша школа определила воспитание у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, формирование желания осваивать новое.

Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному оздоровлению и духовно-нравственной профилактике.

Именно поэтому одним из направлений воспитательной работы нашей школы является духовно-нравственное воспитание.

Главными задачами нашей работы являются:

- формирование духовно-нравственной личности;

Развитие творческих способностей;

Сохранение и укрепление национальных традиций.

Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.

Несомненно, важное место в воспитании гражданина Башкортостана принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Республики Башкортостан, Российской Федерации.

В школе созданы условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование и внеклассную работу. Работа по духовно-нравственному воспитанию в МОБУ ООШ д.Кудашево организована по следующим направлениям:

Организация работы на основе местного материала:

За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно мы проводим большие праздники «Шежере», «Кудашевские звёздочки», фольклорные праздники. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа. Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.

В школе проводятся занятия дополнительного образования по “Шежере”, руководитель Ахмерова Ф.Г. Целями и задачами этих занятий являются: сохранение преемственности поколений, урепление семейных и семейно-родственных связей, изучение истории своего рода, народа, родного края, усиление его роли в эстетическом, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, привитие любви и уважения к родному языку, к своим истокам. В этом учебном году ученица 7 класса Набиуллина Эльвина стала призёром районной научно – практической конференции “Шежере: история рода, история народа”. Изучение истории топонимики родного края, встреча со старейшинами деревни, фотографирование местностей – вот главные этапы работы “Төйәгем тарихын – ташка”.

Историко-краеведческая деятельность:

Исследовательская работа;

Работа школьного музея;

Экскурсии по историческим местам района, республики;

Участие в конкурсах.

Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего села до всей страны. Ежегодно обучающиеся нашей школы становятся победителями и призёрами конкурса сочинений, творческих работ, посвященных знанию родного края. В этом учебном году ученица 9 класса Таипова Лилия стала победителем на районном конкурсе сочинений «Пою мою Республику» по татарскому языку. На районном конкурсе чтецов, посвященном Дню РБ ученица 1 класса Гиндуллина Альмира стала победителем в номинации «Стремление к победе», а Файзуллина Ильнара из 4 класса – призер конкурса фотографий «Золотая осень».

Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за своих трудолюбивых односельчан и бережного отношения к его богатству. Наша деревня несколько лет подряд участвовала в конкурсе “Трезвое село”, молодых семей, которые нашли своё счастье в родной деревне, много.

Регулярно проводятся экологические мероприятия: вечера, классные часы, субботники.


Художественно-эстетическая деятельность:

По духовно-нравственной, патриотической и гражданской тематике в школе за истекший период проводились различные творческие конкурсы. Цель – воспитание эстетических, гражданских, патриотических, нравственных чувств у учащихся.

Выставки детских рисунков и поделок - традиционная и интересная форма работы. Здесь раскрывается душа каждого ребёнка, их чистые помыслы и искренние мечты.

Музыкальные конкурсы – тоже примета нашей школы: конкурс военной песни, авторской песни, литературно-музыкальные композиции, посвященные писателям и поэтам, музыкантам и исполнителям.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Участие школьников в разнообразных спортивных соревнованиях – один из способов профилактики наркомании, правонарушений.

Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. В прошлом учебном году наша школа в конкурсе на лучшую организацию антинаркотической профилактической работы стала победителем, а в конкурсе агитбригад команда нашей школы стала победителем в номинации “За лучшую пропаганду ЗОЖ”.

Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства.

Учащиеся нашей школы активно участвуют в мероприятиях, посвященных государственным праздникам: Дню Республики Башкортостан, Дню защитника Отечества, Дню Победы, историческим датам. Участие в таких конкурсах заставляет школьников задуматься о своей Родине, воспитывает патриотизм, активную жизненную позицию. Ребята чувствуют свою сопричастность к жизни района, республики и страны.

Есть учащиеся, которые с большим интересом участвуют на научно-практических конференциях и добиваются больших успехов. Например, ученица нашей школы Хазиханова Эльвина участвовала на республиканском конкурсе исследовательских работ учащихся , посвященном 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года “Недаром помнит вся Россия” и показала лучший результат (руководитель Валиева Т.В.) . А в этом учебном году она была приглашена для участия в заключительном этапе Всероссийских краеведческих чтений юных краеведов-туристов и награждения победителей в г. Москву.


Такой результат – большая честь и предмет гордости для коллектива педагогов и учащихся школы и огромный стимул работать в этом направлении ещё активнее и качественнее.

Большую часть времени мы отводим работе с родителями. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российско-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшее направление деятельности школы.

Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. В рамках работы с родителями проводятся ежемесячные беседы, индивидуальные консультации. Стараемся формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, умение ценить людей, свою семью. Например, в этом учебном году ко Дню Матери дети подготовили свои сочинения, где выражали свою любовь и благодарность, выражали свои искренние чувства и на рисунках.

Классные часы, беседы, диспуты, конференции считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. Циклы классных часов, бесед по нравственной тематике различны.

В начальной школе предлагаются темы:

«Добро. Добродетель. Милосердие»,«Правдивый ли ты?»,«Любовь к близким», «Законы дружбы»,«Твое отношение к труду»,«Культура общения» и т.д.

(Используются формы: устный журнал, практикумы, игры, проигрывание ситуаций).

В пятом классе:

«Человеческая личность и её качества», «Направленность человеческой личности: интересы, взгляды, убеждения», «Черты нравственного человека: доброта, честность, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний» и др.

В шестом классе:

«Нравственное воспитание». Основные понятия нравственности: добро, зло, честь, верность, долг, ответственность, милосердие, стыд, совесть, счастье.

В седьмом классе:

«Научи себя учиться» , “Делат ь добро спешите”, “Роскошь человеческого общения”.

В восьмом классе:

«Отношения мальчиков и девочек: девичья честь и мужское

достоинство. Любовь и дружба», «Самооценка своих нравственных качеств», «Управляй собой: эмоциями, состоянием».

В девятом классе:

«Могу, хочу, надо», «Мир духовности», «Человек и судьба» , «Жизненные пути», «Путь к счастью в личной жизни», «Подготовка к трудовой деятельности».

Здесь используются такие формы как тестирование, самоанализ, занимательный аутотренинг, проигрывание ситуаций, ролевые игры, сочинения по нравственной тематике, обсуждение просмотренных спектаклей и проведенных экскурсий, анкетирование.

Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина. Все это оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание наших детей.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными учреждениями, является воспитание гражданина России.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка , идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и социализации на ступенях начального, основного и среднего общего образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию систему учебно-воспитательной работы образовательных учреждений Российской Федерации.

В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

На протяжении последних лет педагогический коллектив Верховажской начальной школы занимается проблемой духовно-нравственного развития личности обучающихся. В течение всего этого времени мы были заняты поиском наиболее совершенной модели системы воспитательной работы школы. Она медленно создавалась путем проб и ошибок. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что оптимальная для нашей школы модель воспитательной системы найдена. Создана духовно-нравственная среда, благоприятствующая становлению общей и этической культуры ребенка.

Понятие «духовное» позволило нам объединить основные составляющие жизни ребенка (эстетическую, интеллектуальную, социальную, физическую и т. д.) в целостную структуру. Термин «нравственное» помог заострить внимание на ее этической компоненте, что особенно актуально в наше время. Мы считаем, что духовно-нравственный потенциал учреждения создается всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и администрацией школы, родителями. По нашему убеждению, духовно-нравственная среда может возникнуть только в том случае, когда, во-первых, процессы обучения и воспитания становятся сбалансированными и равновеликими, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие обучающихся, в-третьих, на классных и общешкольных мероприятиях происходит освоение общечеловеческих ценностей. Стержневыми направлениями модели воспитательной системы школы являются интеллектуальное, этическое и эстетическое, ориентированные на формирование общей культуры ребенка, а также патриотическое и физическое.


В качестве ведущей педагогической технологии мы выбираем коллективную творческую деятельность. Считаем, что она – эффективное воспитательное средство, так как имеет комплексный характер, охватывает различные сферы и виды деятельности школьников. Любое коллективно-творческое дело проходит с участием родителей, т. к. именно сотрудничество и сотворчество учащихся, родителей и педагогов способствует развитию нашей воспитательной системы и поднимает ее на новую высоту, на более высокий качественный уровень,

Как мы этого добились? Во-первых, в организации воспитательной работы учитываются интересы детей и родителей, во-вторых, за счет высокого уровня КТД. С уверенностью можно сказать, что вся наша школьная творческая жизнь оказывает на родителей и педагогов не меньшее влияние, чем на детей. Это и воспитание духовно-нравственных качеств, и формирование эстетических и этических ориентиров, и развитие творческих способностей и познавательного интереса.

В результате совместной деятельности за 4 года дети, родители и педагоги являются активными участниками более 40 коллективно-творческих дел. Совместное проведение экскурсий, дней отдыха, каникул, праздников светского и народного календаря сплачивает не только детский коллектив, но и способствует родительской взаимопомощи и распространению опыта семейного воспитания.

Коллектив школы активно сотрудничает с Центром традиционной народной культуры, Домом детского творчества, Домом культуры, музеем, детской библиотекой, ДЮСШ, с православным приходом Успенского храма. С участием матушки Ариадны традиционными стали беседы с мамами «О материнском счастье», Рождественские встречи. По желанию родителей, в течение двух лет матушкой Ариадной проводились занятия по духовно-нравственной тематике.

С целью развития учащиеся вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. В этом учебном году работает 32 кружка и секции, внеурочная занятость детей составляет 100%. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие и становятся победителями и призерами районного конкурса «Мы твои наследники, Россия», проводимого управлением образования, культуры и духовенством района, областного конкурса «Рождество Христово, вечной жизни свет» и многих других. В школе работают театральная, вокальная и хореографическая студии. В 2007 году школа выиграла грант на развитие школьного театра. При финансовой поддержке архиепископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана готовится к изданию сборник сценариев театральных постановок, праздников, проводимых в нашей школе.

В апреле 2010 года по поручению президента Медведева в школах 19 регионов страны началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В нашей школе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий . Поэтому по желанию родителей для изучения были выбраны два модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами духовных и светских традиций народов России. Все это способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Изучение «Основ православной культуры» и «Светской этики» содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребенка. Поэтому столь важно согласовывать совместные усилия всех взрослых по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важных для ребенка людей, их богатый жизненный опыт и стремление передать этот опыт подрастающему поколению.

В школе работает клуб «Семья», деятельность которого направлена на распространение лучшего опыта семейного воспитания, детская общественная организация «Огоньки», которая работает в направлении «Спешите делать добрые дела». Обучающиеся оказывают помощь пожилым и престарелым, выступают с концертами в доме ветеранов . Таким образом, через практические дела воспитываются милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Коллектив школы активно делится опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с педагогами района и области. На базе нашего образовательного учреждения был проведен ряд семинаров районного и областного уровней по данной теме.

Отрадно, что наши успехи были отмечены наградами. Так, в апреле 2010 года опыт работы школы по взаимодействию с родителями учащихся, был удостоен диплома 1 степени Всероссийского конкурса «Управление современной школой».

Специфической особенностью процесса духовно - нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.

В заключение своего выступления, хочется напомнить известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников нравственные идеалы каждому педагогу нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть примером.

Литература:

1. , Байбородова учащихся: теория и методика.-Ярославль.,2002.

2.Данилюк религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.-М., Просвещение, 2010.

3. , Шибанова система школы: сущность, содержание, управление.- М., 2005.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себе уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ей честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

Приведённое определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести достоинства, свободы и независимости;

· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

· гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

· уважительное отношение и историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

· гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Как известно, одним из основных направлений патриотического воспитания в школе можно выделить:

Духовно-нравственное направление , включающее в себя:

· формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

· воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

· формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

· воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

· формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

В наше время актуальными вопросами являются сохранения нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Наряду с семьей основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания принадлежит школе как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование мировоззрения детей. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школах единой системы духовно-нравственного воспитания.

В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы школы, ориентированные на формирование воспитания нравственных ценностей:

· развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;

· развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение обычаев, семейных ценностей;

· создание условий для нравственного самовыражения личности

поддержка личности;

· построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.

Особое место в воспитательной системе отводится классному руководителю. В обязанности классного руководителя входит изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся, ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся, изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, семьи, школы.

Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

Педагогический коллектив школы определил следующие задачи:

· Формирование патриотических чувств и гражданского сознания юных школьников в коллективной деятельности на основе исторических и культурных ценностей; сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину.

· Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту страны и её интересов.

· Изучение истории, национальных культур и традиций, экологии родного края.

· Развитие творческих способностей учащихся через привлечение к мероприятиям патриотической тематики.

В настоящее время изучение родного края приобретает все большее значение. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.

Таким образом, историко-краеведческая деятельность важна нам для правильного формирования личности школьника. Они, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний до поиска новых.

З.Р. Забирова,

учитель ИКБ МБОУ СОШ№4 с. Раевский

(Альшеевский р-н РБ)


Похожая информация.


mob_info