Духовно нравственного воспитания в школе. Учебное пособие: Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе. Духовно нравственное воспитание и творческая деятельность в жизни ученического класса

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    кандидат педагогических наук
    зав. лабораторией интеграции общего и дополнительного образования Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ

    Федосова Н.А.,
    кандидат педагогических наук
    Москва

    Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.

    В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

    Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины . И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность .

    Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

    Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла ; милосердие как милость в сердце; благодать , которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

    Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

    А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

    Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине .

    Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

    Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

    Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

    Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

    Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

    Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

    В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю и др.

    Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

    Большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

    Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

    Содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историй культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования направленного как говорил Н.М.Карамзин «для сердца и разума». На основе социокультурного и культурологического подходов;

    Введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

    Многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного

    воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их

    индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники,

    радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на

    Государства Российского.

    Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не

    принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.

    Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:

    Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

    - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

    - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

    - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

    - поощрять самовыражение и уверенность в себе;

    - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

    - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

    Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

    Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

    Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себе уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой и выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ей честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость.

    Приведённое определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

    · чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    · уважительное отношение к языку своего народа;

    · заботу об интересах Родины;

    · осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести достоинства, свободы и независимости;

    · проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    · гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    · уважительное отношение и историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    · гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Как известно, одним из основных направлений патриотического воспитания в школе можно выделить:

    Духовно-нравственное направление , включающее в себя:

    · формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

    · воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

    · формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

    · воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

    · формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

    В наше время актуальными вопросами являются сохранения нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Наряду с семьей основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания принадлежит школе как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование мировоззрения детей. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школах единой системы духовно-нравственного воспитания.

    В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы школы, ориентированные на формирование воспитания нравственных ценностей:

    · развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;

    · развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение обычаев, семейных ценностей;

    · создание условий для нравственного самовыражения личности

    поддержка личности;

    · построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.

    Особое место в воспитательной системе отводится классному руководителю. В обязанности классного руководителя входит изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся, ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание учащихся, изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, семьи, школы.

    Живой интерес вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Ребята вместе с родителями составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив.

    Педагогический коллектив школы определил следующие задачи:

    · Формирование патриотических чувств и гражданского сознания юных школьников в коллективной деятельности на основе исторических и культурных ценностей; сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину.

    · Воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту страны и её интересов.

    · Изучение истории, национальных культур и традиций, экологии родного края.

    · Развитие творческих способностей учащихся через привлечение к мероприятиям патриотической тематики.

    В настоящее время изучение родного края приобретает все большее значение. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства.

    Таким образом, историко-краеведческая деятельность важна нам для правильного формирования личности школьника. Они, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность носит чисто духовный характер и может иметь различные уровни по степени сложности – от простого усвоения исторических знаний до поиска новых.

    З.Р. Забирова,

    учитель ИКБ МБОУ СОШ№4 с. Раевский

    (Альшеевский р-н РБ)


    Похожая информация.


    Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе

    Федосова Н.А.,
    кандидат педагогических наук
    Москва

    Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.

    В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

    Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины . И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность .

    Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

    Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла ; милосердие как милость в сердце; благодать , которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

    Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

    А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

    Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине .

    Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимыдуховно здоровая семья и школа.

    Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

    Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.

    Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание младших школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.

    Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

    Образовавшийся духовный вакуум заставляет начальную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

    В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю и др.

    Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

    Большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

    Духовно-нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

    Содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историй культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального (школьного) компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно. Необходимо обновление интеграция всего содержания начального образования направленного как говорил Н.М.Карамзин «для сердца и разума». На основе социокультурного и культурологического подходов;

    Введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено непонятной для учащихся. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

    Многонациональность страны и ее вероисповеданий (что не так ярко было выражено в дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного

    воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их

    индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники,

    радость, горе и др.). И в тоже время каждый проживающий на

    Государства Российского.

    Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенный требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не

    принимать меры радикального изменения, сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.

    Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастным особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста, осуществлять идеи развития личности:

    Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

    - помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

    - научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

    - создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

    - поощрять самовыражение и уверенность в себе;

    - введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

    - сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

    mob_info