Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста. Ручной труд в детском саду

«Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС»

Казакова Елена Владимировна

Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

    формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

    воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

    воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

    Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

    Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

    Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….

    Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития

    Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

    Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

    Принцип развивающего образования (системности и последовательности);

    Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

    Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Виды труда в ДОУ

    Самообслуживание -это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические

процедуры и т.д.)

    Хозяйственно-бытовой труд -направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

    Труд в природе -уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.

    Ручной труд -направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей

Компоненты трудовой деятельности:

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент Цель - это то, к чему надо стремиться.

Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу

Результа т - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

1-я младшая группа - Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание

2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания

Старшая группа - Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Подготовительная группа -Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Примерная сетка совместной образовательной деятельности

И культурных практик в режимных моментах:

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

    Младшая группа - Ежедневно

    Средняя группа - Ежедневно

    Старшая группа - Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

    Младшая группа - Ежедневно

    Средняя группа - Ежедневно

    Старшая группа - Ежедневно

    Подготовительная группа- Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

    Средняя группа - -1 раз в неделю

    Старшая группа - 1 раз в 2 недели

    Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

    Младший возраст - Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

    Средний возраст -Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.

    Старший дошкольный возраст -Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе Хозяйственно-бытового труда

    Младший возраст - Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.

    Средний возраст - Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

    Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.Удетей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе

    Младший возраст - С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.

    Средний возраст - Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи Помогают воспитате­лям кормить птиц, (насыпать корм в кор­мушки).

    Старший дошкольный возраст - Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, соби­рают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

    Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

    Подготовительная группа - самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, ко­робок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельнос­ти (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание эле­ментов из пластиковых бутылок и пр.).

«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А. Сухомлинский

Литература

1. ФГОС ДО.

2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Сан Пин 2.4.1.3049-13. – Санкт- Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.

3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.

7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.

9. Журнал «Справочник старшего воспитателя» 9 (с.6-8), 10 (с. 8-21), 12 (с.5-25) - 2013 г.

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Статья

Ручной труд – средство всестороннего развития

личности ребенка дошкольника

Над темой работала

Воспитатель ГБДОУ д/с №2

Степанова Надежда Николаевна

Санкт-Петербург

2014 г.

Тема работы: Ручной труд – средство всестороннего развития

Личности ребенка дошкольника

Введение

Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому и мы педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой эффективного развития ребенка (М.В. Крулехт, А.А.Крулехт).

Перед нами стоит центральная проблема, как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным особенностям, индивидуальным склонностям и интересам. Начиная с дошкольного возраста нужно готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, нам взрослым необходимо создать такие условия жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству и преобразованию себя.

В этом контексте, особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде.

Актуальность

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».

Ручной труд способствует решению следующих задач:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики;

Развивающие задачи:

  1. Развитие конструктивных, изобразительных, творческих, оформительских, театральных способностей у старших дошкольников;
  2. Развитие трудовых умений и навыков в работе с инструментами;
  3. Развитие внимание, памяти, воображения, речи;
  4. Развитие сенсомоторики, мелкой моторики кистей рук;
  5. Развитие пространственного воображения, зрительного восприятия;
  6. Развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги, а также ЭМП.

Образовательные задачи:

  1. Учить детей создавать замысел, обдумывать и планировать процесс деятельности по его воплощению, отрабатывать варианты конструктивного решения, выбирая наиболее оригинальный и простой;
  2. Познакомить детей со свойствами различных материалов: бумаги, ткани, природного материала;
  3. Учить детей «читать» простейшие чертежи и схемы, пооперационные карты;
  4. Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий;
  5. Обучать специальным трудовым умениям и способам: сгибать бумагу в разных направлениях, делать надрезы, соединять детали из природного материала с помощью клея и пластилина, пользоваться простейшими инструментами под контролем взрослого;
  6. Формировать элементарные математические представления дошкольников, представления об окружающей действительности;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалам;
  2. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, формировать самооценку детей;
  3. Формировать желание участвовать в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками;
  4. Воспитывать желание делать поделки из бумаги, ткани, ниток, природного материала, как для своего удовольствия, так и в подарок, доставляя радость друзьям, малышам, родным и близким;
  5. Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации художественного замысла;
  6. Воспитывать стремление к поддержанию порядка;

Теоретическая значимость работы по теме, заключается в обобщении, систематизации и расширении современных представлений об использовании различных технологий ручного труда в детском саду, для всестороннего развития дошкольников.

Практическая значимость работы по теме , определяется тем, что различные технологии ручного труда: изготовление поделок из бумаги, природного материала и ткани, позволяют решать поставленные выше задачи и развивать целый ряд умений и способностей у детей дошкольников.

Художественный ручной труд – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду, у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно – волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Опыт работы

С любовью и интересом, я занимаюсь ручным трудом с дошкольниками уже девятнадцать лет, и все это время стараюсь развивать интерес у детей к изготовлению поделок своими руками, тем самым формировать у них практические умения и навыки.

Целью непосредственной образовательной деятельности в детском саду, а именно, ручного труда, является развитие у дошкольников целого комплекса навыков. В своей работе я стремлюсь не только научить детей работать с бумагой, природным материалом, тканью, но развивать у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям педагога и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени.

В процессе работы над изготовлением поделок большое внимание уделяю развитию устной речи ребенка, стремлюсь сделать её красивой, грамотной, учу ребят свободному общению.

Так как, я работаю на группе, которую посещают дети с тяжелым нарушением речи, в основном с диагнозом ОНР и сама имею высшее образование по специальности «Логопедия», то развитию речи уделяю особое внимание.

Учитывая сложность диагноза, принимаю во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. Имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.

Ещё В.М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Многочисленные исследования М.М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи.

Таким образом, в своей работе, для развития мелкой моторики, а также, для развития речи у детей с речевым диагнозом, я применяю методику Н.А Чевелевой, которая предлагает развивать речь ребенка в процессе ручного труда. Основа этой методики заключается в укреплении речевого механизма сначала в ситуативной речи, а затем при плавном переходе в контекстной речи. Работа осуществляется поэтапно.

1-ый - этап сопровождающей речи. На этом этапе, в процессе изготовления детьми поделки, мною задаются вопросы, требующие однословных ответов. Например: «Что ты сейчас делаешь?» Ребенок отвечает одним словом, н: «вырезаю». Здесь, в процессе работы, внимание ребенка сконцентрировано на изготовлении поделки, однако происходит активизация речи, включаются простейшие речевые механизмы.

2-ой - этап завершающей речи, осуществляется детьми по окончании работы.

На этом этапе вместе с детьми проводится обсуждение того, как делалась поделка. Для детей с тяжелыми нарушениями речи - это совсем непростая задача. Здесь, перед ребенком интегрируются многие задачи. Чтобы ребенок смог рассказать, как он делал поделку, он должен обладать многими знаниями, умениями и навыками. Например: математическими представлениями: знать геометрические фигуры, цвет, форму; уметь ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; иметь представления об окружающей действительности: знать свойства различных материалов и способы их соединений; знать названия инструментов используемых в работе и т.д. Только после того, как дети свободно овладевают завершающей речью, мы переходим к этапу – предваряющей речи.

3-ий - этап предваряющей речи. Перед тем, как начать делать поделку, я задаю вопросы ребенку. Например: «Как ты будешь делать фигурку, расскажи?» Таким образом, перед детьми ставится еще более сложная задача, требующая умственного планирования своей будущей деятельности, а также умения формулировать свои знания и мысли и отражать их в речи, таким образом, активный словарь детей становится шире.

4-ый - этап закрепления. На этом этапе дети готовы уже сравнивать свои работы, оценивать их.

В результате практической деятельности, занимаясь ручным трудом, укрепляется речевой механизм детей и осуществляется плавный переход от ситуативной речи к контекстной. Ребенок уже может свободно рассказать, как делать поделку и оценить работу других детей.

Таким образом, занятия ручным трудом с дошкольниками направлены на развитие речи, что является первоначально для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Кроме того, занимаясь ручным трудом, мы с ребятами учимся не только создавать поделки из разнообразного материала, но и в процессе работы изучаем сказки, поем песни, играем, сочиняем истории, знакомимся с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, бумагопластики, из природного материала, ткани дополняют занятия, иллюстрируют их.

Для того, чтобы достичь положительных результатов в развитии детей в данной практической деятельности, передо мной стояла задача, которая заключалась в том, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание самим делать чудесные поделки. Для этого я сначала сама делала и дарила детям подарки, выполненные из бумаги, ткани и природного материала. Не заставил ждать себя и вопрос детей: «А как это делать?», и просьбы научить их делать такие поделки.

Для начала, я познакомила детей с понятиями, что такое оригами, бумагопластика, киригами, где зародились эти виды искусства складывания бумаги. На первых этапах знакомила детей со свойствами бумаги, мы отрабатывали точность движений, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки. Занятия проходили эмоционально с интересом, в игровой форме. Тут же закреплялись и элементарные математические представления детей о геометрических фигурах и формах таких как: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, конус, цилиндр, формировались умения ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Только после этого мы приступили к изготовлению простейших поделок. Сначала, складывание проводилось в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации мною применялись в преподавании оригами, начиная с освоения детьми базовых форм, сами названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например: есть такие базовые формы, как «книжка», «шкафчик», «мороженое» и др. Для развития интереса у детей использовались игровые ситуации типа «Загадочные превращения квадрата и прямоугольника». Складывание и изготовление поделок сопровождались пояснениями, точно определяющими действия. Важное место занимали игровые приемы, художественное слово, советы, вопросы.

Вместе с умениями у детей появилась уверенность в себе, в своих силах и желание работать дальше.

В своей работе, несомненно, учитываю опыт работы и других специалистов в этой области: М.Н. Силаевой, О.А. Сафоновой, Г.И. Долженко, И.М.Петровой и др. В литературе по ручному труду и конструированию из бумаги, объясняются международные условные знаки, с помощью которых записывается последовательность изготовления любой, даже самой сложной фигурки и наши дети имеют о них представления. Но для эффективной работы в детском саду с детьми, имеющими и моторные и речевые проблемы, мною разработаны пооперационные карты, содержащие последовательность изготовления поделки, с помощью которых, ребенок легко может разобраться, каким образом изготовить фигурку, и как грамотно её оформить.

А знакомство детей с тканью я начинала с общего разговора о тканях, рассказывала детям об их происхождении, из чего они состоят и чем они отличаются друг от друга. Знакомила детей с тем, как получается ткань – со способами её изготовления, а также с её свойствами и качествами. Конструирование из маленьких фрагментов тканей различной фактуры, состава и расцветок является очень увлекательным занятием для детей. В непосредственно образовательной деятельности, а именно в создании художественных образов из лоскутков ткани, можно легко менять уровень сложности работы и выстраивать занятие, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки группы. Так, например дети 5-6 лет выполняют задания, следуя инструкциям, ребята постарше могут использовать лоскутки ткани для составления своих композиций. Материалы, используемые нами, самые обычные, они всегда найдутся в каждом доме: шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и искусственные ткани, к тому же они имеют весь широкую цветовую гамму, что позволяет воплощать любые, самые смелые идеи.

Эта работа дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. Здесь есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Конечно же, чтобы заниматься такой работой от детей потребуется терпение, аккуратность и определенные навыки работы с ножницами и клеем, что, несомненно, им пригодится в дальнейшем.

Работа с природным материалом: листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой, дала мне возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того дети учились фантазировать, различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы. В процессе работы я учила детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подбирать заранее весь необходимый материал, основные части конструкции, продумывать процесс их соединения. Такое предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную её отделку, а также быстрее получить нужный результат.

Хочется отметить, что природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того, чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе.

С прогулки дети нам часто приносят в детский сад желуди, шишки, каштаны и др. материал, мы подолгу рассматриваем его, перебираем, ощупываем, обследуем его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Конечно, изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и вначале движения руки неточные, но в последствие, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Благоприятный настрой детей присутствующий у нас во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят детям замысловатые поделки.

А вот для того, чтобы интерес детей к ручному труду не остывал, мною созданы необходимые условия в группе: организован уголок художественного ручного труда, где имеются шкафы с поделками выполненными руками самих детей, стеллажи с материалами и оборудованием для работы. Организуя работу по художественному ручному труду и подбирая материал для работы, обязательно учитываю безопасность жизни и здоровья детей.

В работе с детьми я предоставляю им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек.

Несомненно, работа приведет к большему успеху, если в работу подключить родителей. В своем учреждении я организую, выставки работ из природного материала, бумаги, ткани, в создании которых принимают участие родители со своими детьми. Для родителей провожу консультации на темы: «Значение ручного труда для формирования личности ребенка», «Ребенок мастерит с родителями», «Театр на столе». Проводится работа родителей с детьми в «Мастерской Деда Мороза». Цель таких мероприятий: заинтересовать родителей, объяснить значение и значимость ручного труда для формирования личности ребенка и подготовке его к школе.

Своевременное обучение детей воспитателями и родителями трудовым умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становится посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.


©Куцакова Л. В., 2007
©«Мозайка-Синтез», 2007

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

От автора

Самоделка. Какое хорошее слово!
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложили свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит.
Это ли не радость, если ваш ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он все больше утверждается в своих возможностях, увереннее берется за изготовление новой самоделки.
А знаете ли вы, уважаемые педагоги, мамы, папы, бабушки и дедушки, к какой удивительной развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребенок?
Он активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Малыш приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Он познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, выкройками, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он познает свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала.
С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить другой материал и т. д.
Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Малыш приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.
Уважаемые взрослые, помните о том, что развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, успеваемость и сознательное стремление научиться, то заниматься им ребенку как говорят в народе: «Сам бог велел».
Развитие познавательных мотивов – это основа подготовки ребенка к школе, залог того, что малыш будет расти наблюдательным, любознательным, сообразительным, находчивым, усидчивым, активно-творческим и самостоятельным. Очень важно понять: ребенок не исполнитель, а творец. В этой книге мы предлагаем методику, отвечающую тенденциям и взглядам на проблему детского творчества, утвердившуюся в настоящее время в педагогике. Изготовление конкретной поделки не является самоцелью, а должно стать средством развития творческих способностей ребенка. Поэтому в книге показаны варианты изделий, раскрывается общий принцип и закономерность построения данного вида самоделок.
Основная задача взрослого состоит не в том, чтобы научить ребенка мастерить конкретного зайчика или котика (это, как известно, просто способствует формированию ручных умений и навыков при воспроизведении образца), а в том, чтобы дать обобщенные способы изготовления, усваивая которые ребенок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом неистощимую фантазию и выдумку. Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
Предлагаемая в данном пособии методика нацелена на обучение детей самостоятельному конструированию художественного образа, нахождению выразительных изобразительных средств для его передачи, развитию умения действовать с образом воображаемой ситуации, играть с ним. Методика предполагает такие формы преподнесения ребенку знаний и представлений, которые способны вызвать заинтересованность, зародить в его душе стремление к познанию, направить активность на анализ учебного материала, активизировать его пытливый ум.
Взрослым следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе над самоделкой. А главное – радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что скоро он научится мастерить лучше.
Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы. Например, в одну коробку можно сложить разную бумагу и картон, в другую – всевозможный мелкий бросовый материал (коробочки, пластмассовые бутылочки; куски клеенки, поролона, синтепона; фантики, шпагат, проводка в оболочке и пр.), в третьей коробке можно хранить материалы для шитья, вышивания, плетения, вязания и изготовления поделок из ткани (лоскуты, обрезки тесьмы и лент, кружева, резинки, нитки разного качества, пуговицы и пр.), четвертую коробку можнозаполнить всевозможным природным материалом (шишки, желуди, каштаны, веточки, засушенные растения, ракушки, семена и пр.), а в пятую положить различные инструменты и материалы, необходимые для труда (линейки, шаблоны, выкройки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, кисточки и пр.).
Мы надеемся, что эта полезная книга поможет вам в организации увлекательной работы с детьми, даст возможность творческого общения с ними и станет подарком для тех, кто любит творить и трудиться. Желаем успеха!

Игрушки из бумаги

Четвероногие друзья

Из бумажной полосы, сложенной пополам, можно смастерить любое животное (рис. 1). Предложите детям сделать собачку. Какую – пусть каждый ребенок решит сам. Собаки бывают разные: большие и маленькие, лохматые и гладкошерстные, декоративные и служебные… Может быть, у кого-то из малышей дома живет четвероногий друг – можно изобразить его. А можно сделать друга, о котором мечтает ребенок.


Для работы понадобятся плотная бумага, ножницы, клей, карандаш, ластик и фломастеры.
Объясните детям, как нужно сложить пополам полосу бумаги, сделать на ней разметку простым карандашом (туловище, лапы, хвост), нарисовать голову и шею собаки (по отдельности), раскрасить фломастерами, нарисовать пятнышки, шерсть, глаза, нос, а затем вырезать обе части и приклеить голову к туловищу. Когда дети научатся делать собачек, они без труда смастерят любых животных.

Зверюшки из конусов

Этого симпатичного медвежонка сделать нетрудно. Рассмотрите вместе с детьми изображение поделки, затем детали (рис. 2). Пусть дети сами догадаются, какие части фигурки можно сконструировать из этих деталей, сколько их понадобится.
Смастерите картонные шаблоны, которые дети будут накладывать на бумагу, обводить, а затем вырезать.
Посоветуйте начать конструировать поделку с изготовления конуса (рубашка), затем сделать голову. Не спешите объяснять и показывать способы крепления деталей – пусть дети сами догадаются, как это можно сделать.

Добрые звери

А вот очень добрые лисичка и тигренок – сидят, смотрят на нас и улыбаются (рис. 3). Рассмотрите с ребятами изображение поделки; им наверняка захочется сделать такие сувениры. Раскройте детям секрет изготовления таких игрушек: их мастерят из двух частей, чтобы с обеих сторон они получились цветными и могли сидеть на задних лапках.


Пусть каждый ребенок выберет игрушку для изготовления. Посоветуйте, какую лучше подобрать бумагу, как сложить ее пополам, наложить шаблон и вырезать сразу две детали, потом переднюю часть поделки оформить аппликацией. Объясните, что склеиваются только верхние части поделки до сгиба, с тем, чтобы можно было сложить игрушку по линии сгиба с двух сторон и затем посадить.

Забавная собачка

Какая забавная собачка, не правда ли?
Предложите ребятам смастерить таких собачек (или других зверюшек). Научите их пользоваться готовыми шаблонами (рис. 4). Объясните, как подобрать бумагу нужного цвета, сложить ее пополам, наложить шаблон так, чтобы спина животного совпала с линией сгиба, и обвести шаблон карандашом; затем вырезать заготовку и оформить по-своему (аппликацией или нарисовать мордочку фломастерами). Важно, чтобы образ получился выразительным.
Вот и все. Теперь можно посадить зверюшку. Для этого нужно сделать на игрушке сгибы, так, как показано на рисунке. Усвоив этот нехитрый способ изготовления, ребенок сможет придумать и сделать по такому принципу свои игрушки (бельчонка, енотика, козлика и др.).

Игрушки-складушки

Вот забавный зайчик (рис. 5). Его можно сделать из бумаги по предложенным выкройкам.
Туловище делают из тонкой бумаги. Дети вырезают по шаблонам 5–6 бумажных кружков, приклеивают их к картонным деталям, которые являются нижней и верхней частью туловища (эти детали дети могут вырезать сами по шаблонам из тонкого картона).
Склеивается поделка следующим образом: на детали, которая служит нижней частью игрушки, делают 5 мазков клеем (как показано на рисунке) и накладывают кружок, затем на этом кружке делают мазки между точками предыдущего приклеивания и накладывают следующий кружок, затем на этом кружке делают мазки в тех же местах, как и на первом кружке и т. д. Аналогично приклеивается нижняя часть поделки. После этого приклеивается голова поделки, которая делается их двух деталей, между которыми вклеивается петелька. Таким образом можно сделать любую зверюшку: лисичку, щенка, лягушонка, белочку и многих других забавных зверьков. Такие игрушки особенно хороши в качестве украшений на новогодней елке.

Пушистые птицы

Работу можно начать с организации коллективной деятельности, предложив детям сделать птицу. Затем вместе с ними рассмотреть ее, обращая внимание на то, какая она пушистая, красивая, обсуждая принцип ее изготовления (рис. 6).
Начинают работу с изготовления перышек: широкие бумажные полосы (10–12 см) нарезают на узкие полосы (3,5–4 см), затем складывают их вдоль пополам, вырезают перья и надрезают их так, как показано на рисунке. Можно вырезать сразу несколько перьев из бумаги, сложенной гармошкой.
Взрослый делает из плотной бумаги или тонкого картона конус (высота 20–25 см), срезает острую часть и, заклеивая его полосками бумаги, придает конусу округлую форму (голова птицы).
Затем к получившейся основе приклеивает перышки: сначала нижний ряд, потом следующий и далее до головы, чтобы вся поверхность конуса покрылась перьями. Остается вырезать три длинных пера (хвост и крылья) и два коротких (ушки), приклеить глаза, клюв, лапки – игрушка готова.


Если пофантазировать, то, используя этот прием, можно создать любых птиц: лебедя, цаплю, страуса, павлина, синицу, снегиря, пингвина, индюка, петуха с семьей и даже жар-птицу (не только из белой, но и из цветной бумаги). Размер поделок может быть любым – в зависимости от того, как игрушки будут использоваться (сувениры, елочные украшения, куклы для театрализованной деятельности и т. д.).

Вот так гармошечки!

Посмотрите, какие удивительные игрушки можно смастерить из бумаги, сложенной гармошкой. Эти поделки украсят новогоднюю елку и интерьер комнаты. А получить в подарок такой сувенир будет рад каждый!


Ребята любят мастерить такие игрушки, потому что они несложны в изготовлении. Детям нравится придумывать свои поделки, используя этот способ и украшать их по-своему вырезанными узорами. Научите ребят складывать бумажные полосы гармошкой (рис. 7 а ) и делать на них разные срезы, такие, как на предлагаемом рисунке (рис. 7б ) или другие.
Предложите детям развернуть полоски, полюбоваться ажурным узором, а потом сложить по-разному и веером, и в цилиндр. Из этих полос можно сделать фонарики. Если склеить части попарно, получится пятигранный фонарик. А можно склеить только две крайние части – получится оригинальный объемный фонарик. Очень красивы фонарики с подвесками (рис. 7 г ). Можно сделать гирлянду, соединив вместе несколько фонариков.
Хороши и белоснежные снежинки. Сделать их совсем не трудно. Нужно собрать гармошку и перетянуть ее посередине ниткой, а потом развернуть веером и склеить верхнюю и нижнюю части.


Можно сделать японский фонарик. Сначала складывается гармошка (складочки делаются узкими) и сгибается. Затем гармошку растягивают, сворачивают в цилиндр и склеивают крайние складочки. Вешать такие игрушки удобно на нити елочного дождя (их вклеивают в середину игрушки или делают петлю с помощью иголки с вдетой в нее нитью елочного дождя (поделку прошивают, иголку снимают и делают петлю)).
Чудесные бабочки получаются из гармошек. Для этого вырезают два овала (один большой, другой меньшего размера), складывают их, соединяют вместе и связывают в середине прочным фантиком, сложенным в жгутик.
Можно сделать ангела (рис. 8). Сначала склеивают бумажный конус. Потом вырезают круг и складывают его гармошкой (линии сгиба отходят от центра круга). Получившуюся деталь намазывают в середине клеем и надевают на конус. Затем делают крылья, складывая выкройку мелкими складочками; связывают ее посередине и с помощью клея ПВА приклеивают к спине ангела. Потом вырезают голову, рисуют фломастером черты лица и приклеивают к верхней части цилиндра.
Красивый новогодний сувенир можно сделать из гармошки, которая служит основой, подставкой для композиции. Предложите детям сложить из белой плотной бумаги гармошки и разложить их на столе, а потом вырезать любые фигурки и приклеить их к складкам ближе и дальше, создавая перспективу. Сюжет может быть любой. Если на верхних частях складочек сделать отверстия, то фигурки можно будет не приклеивать, а вставлять в эти отверстия. Получится миниатюрный настольный театр.

Игрушки из цилиндров

Кто не знает Карлсона – веселого озорника и выдумщика, доброго и милого друга детей, героя книги Астрид Линдгрен?
Вот он, маленький рыжий толстячок, наивный и смешной, болтунишка, хитрец и сластена! Детям он понятен и близок: в нем они видят самих себя. Если вы предложите ребятам смастерить забавного Карлсона, они с радостью согласятся. Делается это так (рис. 9).
На прямоугольный лист бумаги розового цвета (140 × 120 мм) наклейте детали, как показано на рисунке, затем склейте прямоугольник так, чтобы получился цилиндр. Руки и волосы нужно вырезать по контуру, обводя картонные шаблоны. Ступни ног и руки сделайте из прямоугольника (20 × 30 мм), сложенного пополам.
Но самое главное – пропеллер! Без него Карлсону никак не обойтись. Пропеллер должен вращаться. Научите детей делать его по принципу вертушки: разделите квадрат бумаги (40 × 40 мм) по диагонали, сделайте надрезы, как показано на рисунке, загните четыре угла к центру и приклейте. Чтобы углы держались прочнее, наклейте сверху кружок конфетти. Острые углы вертушки закруглите (трехлопастной пропеллер можно сделать и из круга диаметром 40 мм, если разделить его на три равных сегмента).


Крепится пропеллер так: отрезком проволоки (50 мм) в полихлорвиниловой оболочке проткните его в центре, закрутите проволоку по спирали с внешней стороны пропеллера, проткните игрушку другим концом проволоки в том месте, где должен быть укреплен пропеллер. Закрепите проволоку внутри цилиндра. После этого приклейте оставшиеся детали – поделка готова. С ней интересно играть, ее приятно подарить.
По аналогии можно изготовить Щелкунчика, Солдата, Моряка. Не спешите объяснять детям, как это делать. Предложите подумать и объяснить, как можно сделать игрушку, как сделать пилотку из прямоугольного листа (160 × 140 мм).
Помните: важно научить детей пользоваться чертежами и рисунками, доступными их пониманию.
А когда ребята научатся делать эти поделки, они будут придумывать и мастерить любые игрушки из бумажных цилиндров; смогут изготавливать персонажей к разным сказкам и показывать настоящий театр; будут делать сувениры, поделки, игрушки.

Превращай и удивляй!

Хотите, чтобы дети росли маленькими изобретателями, конструкторами, дизайнерами? Тогда почаще играйте с ними в «превращалки». Вот одна из таких игр – «Преврати модуль». Бумага, ножницы, клеящий карандаш – это все, что нужно для этой удивительной игры. Ну и, конечно, не обойтись без фантазии, выдумки, смекалки и большого желания удивить всех необычной, интересной, выразительной поделкой.
Склейте два бумажных цилиндра (большой и маленький) и приклейте маленький цилиндр к большому. Предложите детям рассмотреть получившийся модуль, пофантазировать: во что его можно превратить, если рассматривать то в одном, то в другом ракурсе? А если сделать на цилиндрах сгибы, надрезы, срезы, на что он станет похож? (Например, цилиндры можно надрезать с двух сторон узкими полосами и «завить» их, протягивая между концами ножниц и большими пальцами.) Пусть дети трансформируют модули, вырезают и приклеивают к ним бумажные элементы, превращают модули в разные игрушки, поделки (рис. 10).
По окончании работы устройте выставку, рассмотрите с детьми получившиеся изделия. Похвалите их фантазию, отметьте выдумку тех, кто особенно отличился (наверняка кто-то из ребят придумает такое, что сразу и не догадаешься, что получилось).

Игрушки из конусов и цилиндров

С помощью циркуля, трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверюшку, птичку, человечка, приклеивая к нему соответствующие детали. Цилиндры склеивают из полос. При оформлении этих игрушек откажитесь от шаблонов, пусть дети сами вырежут и приклеят детали. Можно предложить ребятам рисунки-образцы подобных игрушек.
Не забывайте отметить в работе каждого ребенка творчество, выдумку, оригинальное решение.
Оформлять такие игрушки лучше способом аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, блестки, которые не осязательно пришивать, а можно просто приклеить на поделку. Научите ребят использовать клей по назначению: крахмальным клеем удобно склеивать и приклеивать бумагу, тонкие ткани; картон, бисер, тесьму приклеивают клеем ПВА.

Лесной музыкант

Посмотрите на забавного музыканта! Как лихо волк играет на гармошке.
Музыканта можно «оживить». Рассмотрите с детьми рисунок; пусть они догадаются, какие части у игрушки подвижные (рис. 11). Обратите внимание на нарисованные точки – это места крепления деталей к основе. Проткните две сложенные вместе детали шилом, возьмите проволоку в полихлорвиниловой оболочке длиной 6–7 см, проденьте ее в образовавшееся отверстие так, чтобы с обеих сторон остались концы, одинаковые по длине, и закрутите их. Покажите детям, как двигаются детали. Если к одной из них привязать нитку и дергать ее вверх, деталь будет подпрыгивать. Это и есть принцип игрушки-дергунчика.


Сделайте картонные шаблоны и предложите детям смастерить игрушку. При изготовлении волка обратите внимание на то, что гармошку необходимо сделать раздвигающейся, а лапы – приклеить к ней.
Оформите поделки аппликацией, а мелкие детали (мордочка, отделка одежды) прорисуйте фломастерами.
Таким же образом можно сделать других лесных музыкантов: лягушонка-скрипача, мышонка-барабанщика, зайца-балалаечника.

Волшебная шкатулка

Обычно для изготовления даже самой простой коробки необходимо сделать довольно сложную выкройку. А мы предлагаем смастерить коробку-шкатулку из… полоски! Шкатулка пригодится для упаковки сувенира, хранения мелких предметов, например счетного материала и т. п.
Такую шкатулку можно быстро разобрать и собрать. Из тонкого картона вырежьте полосу, сделайте на ней разметки, как показано на рисунке. Теперь внимательно посмотрите на чертеж, запомните порядок складывания и приступайте к сборке (рис. 12).
Чтобы поделка сохраняла форму, в конце сборки угол квадрата вставьте в образовавшийся кармашек. Коробку можно украсить аппликацией.


В зависимости от того, какие по ширине полоски вы будете использовать, у вас получатся разные по размеру шкатулки.
Можно сделать шкатулку в форме кубика или бруска, для этого разметки на полосках делают по-другому, а складывают поделки таким же способом.

Сумочки и коробочки

Сумочки и коробочки пригодятся и для игры, и для упаковки сувениров. Их можно повесить на елку, спрятав в них сюрпризы (конфеты, орехи и т. д.).
Дети накладывают выкройку на плотную бумагу, обводят ее, вырезают и склеивают (рис. 13). Сумочки и коробочки можно украсить узорами из цветной бумаги, конфетти, серпантина. Аппликацию удобнее наклеивать на развернутой заготовке.
Рассматривая с детьми чертежи, обратите их внимание на то, что некоторые сумочки склеивают с боковых сторон, а другие сумочки просто складывают.

Цветные узоры

Сувениры и другие поделки из бумаги, картона, коробок и т. д. оформляют аппликацией (рис. 14). Для аппликации используют цветную бумагу разной фактуры и оттенков, фольгу на бумажной основе, серпантин, конфетти.
Покажите детям способы вырезания из бумаги, сложенной гармошкой, нескольких одинаковых деталей. Рассмотрите с ними рисунки, предложите выбрать узор или придумать свой.
Поделки оформляют не только геометрическими узорами, но и изображениями различных предметов. Например, корзинки, коробки, салфетки, закладки и прочие изделия можно украсить предложенными узорами.

Незабудковая гжель

Гжель! Гжель! Гжель! Послушай, как звенит это мелодичное слово – будто бубенчик заливается развеселой песней. Гжель – это диковинные сине-голубые цветы, листья, травинки на белоснежной керамике. Кто хоть раз увидит это чудо, услышит удивительные песни Гжели, тот никогда ее не забудет. За это да за волшебные узоры из незабудок, называют гжель незабудковой.
Гжель – родина русской керамики – село, расположенное в 60 км от Москвы. Этот край в древние времена был богат гончарными белыми глинами, поэтому население всех окрестных деревень издавна занималось этим промыслом (впервые о Гжели упоминается в 1328 г. в Духовной грамоте князя Ивана Калиты). Изделия гжельских умельцев отличаются оригинальной, изящной формой, а узоры, выполненные всего одной краской, то едва заметным голубым цветом, то насыщенным темно-синим с переливом, превращают вазы, посуду, подсвечники, различные фигурки в сказочные, поющие. И идет слава о русских мастерах по всему миру. Гжель не может не взволновать детей своей красочностью, выдумкой, декоративностью и мастерством исполнения.
Рассматривайте с ребятами гжельские изделия. Любуйтесь их красотой, удивляйтесь мастерству народных умельцев и предлагайте конструировать разные изделия из бумаги по мотивам Гжели. Например, дети могут сделать чайник и украсить его гжельским узором (рис. 15).
Это занятие позволяет упражнять ребят в рисовании гжельских узоров, способствует развитию конструкторских способностей в процессе построения несложных выкроек и конструирования по ним изделий; развитию фантазии, творчества, изобретательства и ручных умений.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

Епураш Валентина Николаевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 14, р. п. Мухен, Хабаровский край [email protected]

Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда

Аннотация. В работе отражены проблемы трудового воспитания, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений: каким трудовым навыкам надо обучать детей, какие давать задания на занятиях и в свободное время и как обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Ключевые слова: ручной труд, организация педагогического процесса, дети дошкольного возраста.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что проблемы трудового воспитания неоднократно обсуждались в области на совещаниях педагогов дошкольных учреждений. Хотелось подчеркнуть, что в формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду.

Нельзя сказать, что воспитатели не стремятся разнообразить трудовую деятельность детей. Однако в трудовом воспитании не всегда есть система, последовательность в решении учебно-воспитательных задач.

Нужно отметить, что работа по ручному труду проводится эпизодически. Нет четкого представления о том, каким трудовым навыкам надо обучать, какие задания необходимо давать детям на занятиях и что они могут делать в свободное время, как при этом обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Хотелось бы заострить внимание на развитии ручного труда детей дошкольного возраста с помощью природных материалов.

Объект исследования – ручной труд детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности организации педагогического процесса с развитием ручного труда детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить влияние развития ручного труда на организацию педагогического процесса у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить роль ручного труда в формировании личности ребенка.

2. Выявить особенности влияния природных материалов на развитие детей дошкольного возраста.

3. Определить процесс организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

4. На примерах показать, как развивать ручной труд детей дошкольного возраста.

5. Подчеркнуть роль совместной работы воспитателя и детей в формировании ручного труда.

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста

в процессе работы с природным материалом

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отноше-

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

ния к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской: забавой, заполнением свободного времени или интересным делом?

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца .

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте дают возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

Нужно отметить, что труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста .

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

Как организовать работу по труду у детей дошкольного возраста

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:

1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого надо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их дальнейшее расширение и изменение. Ребятам очень нравится разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то новое, свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: «Уголок Самоделкина», «Умелые руки», «Природа и мы»… Важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого.

Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и, как всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело .

В дальнейшем детям предоставляется возможность самим распределять обязанности между участниками работы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется успешнее, если они имеют возможность заниматься ею

и в других видах деятельности (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки).

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, прогулки по участку).

Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Впечатление об увиденном на экскурсии закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала .

Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.

Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им предлагают проанализировать готовую поделку. Воспитатель объясняет, как это делается. В ходе анализа рассматривают части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим. Игрушки лег-

~ 3 ~

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

кой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа и работы используют пластилин. Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого нужен свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. На данном этапе все действия с шилом делает воспитатель. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки (стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котёнок, птицы), им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала .

Дошкольников продолжают учить анализировать будущую игрушку по ее рисунку, а затем рисунок заменяют контурным изображением поделки, так называемой моделью. С помощью модели дети выявляют характерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.

Когда дети научатся мастерить простые игрушки из растительного материала, им можно предложить более сложные поделки: оленя, вертолёт, павлина, собачку… Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного

материала примерно такова:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Хотелось бы на примере нескольких поделок показать, как практически можно использовать материал.

Цели: формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соизмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы.

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.

Ход работы. На столе воспитателя расположены готовые игрушки – бабочки разных размеров и цветов. Взрослый вместе с детьми определяют, какие части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Цели: продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок, закреплять навыки работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.

Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.

Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из острых чешуек еловой шишки – уши.

Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.

При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накладывать на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.

После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накладывать отверстия шилом.

Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.

Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.

Наша задача в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, но, однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Попытаться помочь

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

оживить природу могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества.

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 66–71.

2. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.

3. Венгер Л. А. Как изменить готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 1995. № 8. – С. 66–74.

4. Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. – М., 1985.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

Valentina Epurash,

Educational specialist of first qualifying category, kindergarten №14, Muhen, Khabarovsk

[email protected]

Features of pedagogical process organization for the development of manual labor

Abstract. The paper reflects the problems of labor education, which teachers of preschool institutions meet: what the necessary life skills for children are; what tasks children should do iat kindergarten and at home; how to provide simultaneous control and management of children activities.

Key words: manual labor, organization of pedagogical process, pre-school children.

1. Antonova, T., Volkova, E., Mishina, N. (1998) “Problemy i poisk sovremennyh form sotrudnichestva pedagogov detskogo sada s sem"ej rebenka”, Doshkol"noe vospitanie , № 6, pp. 66–71 (in Russian).

2. Babaeva, T. I. (1990) Sovershenstvovanie podgotovki detej k shkole v detskom sadu, Leningrad (in Russian).

3. Venger, L. A. (1995) “Kak izmenit" gotovnost" k shkole”, Doshkol"noe vospitanie , № 8, pp. 66–74 (in Russian).

4. Budnickaja, I. I. & Kataeva, A. A. (1985) Rebenok idet v shkolu , Moscow (in Russian).

5. Kozlova, S. A. & Kulikova, T. A. (2002) Doshkol"naja pedagogika , Moscow (in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

В пособии представлены программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2–7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание воспитательно-образовательной работы, раскрыта методика с учетом возрастных особенностей детей.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов.

    Людмила Куцакова - Конструирование и ручной труд в детском саду - Программа и методические рекомендации - Для занятий с детьми 2–7 лет 1

Людмила Куцакова
Конструирование и ручной труд в детском саду
Программа и методические рекомендации
Для занятий с детьми 2–7 лет

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Предисловие

Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.

Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

Программа по конструированию и ручному труду

Первая младшая группа

Конструирование

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.). По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

К концу года дети могут

Различать основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки,

используя большинство форм.

Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Вторая младшая группа

Конструирование

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.). Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол.

Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.

К концу года дети могут

Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.

Располагать кирпичики, пластины вертикально.

Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Средняя группа

Конструирование

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции ("Построй такой же домик, но высокий").

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

К концу года дети могут

Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Преобразовывать постройки в соответствии с заданием.

Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

mob_info